Полная версия
Карло Броски. Фаринелли
«Вчера господин Гендель репетировал новую ораторию, которая называется „Саул“, и м-р Гамильтон [воспитатель молодого лорда] считает, что это очень хорошее произведение; исполнителем главной партии является некий Рашел, англичанин, который поет просто великолепно. Лучшая певица ― Франчезина; другие певцы, как мне кажется, посредственны». …На состоявшейся 16 января премьере все исполнители, за исключением трех, были англичанами. Партию Саула пел превосходный немецкий бас Вальтц, Ионафана Бёрд, а партию Давида ― тенор-альтино Рашел. Две меньшие роли (Мелхолы и аэндорской волшебницы) исполнили итальянские певицы ― Ла Франчезина и Ла Луккезина“. Ищем Луккезину и встречаем ее в либретто генделевской оперы „Фарамондо“: „Г. Ф. Гендель ― либретто аноним, Апостоло Зено. Фарамондо, опера в 3 актах. Премьера состоялась 03.01.1738 года в Королевском театре на Хаймаркет, Лондон. Действуюшие лица и первые исполнители:
Фарамондо, король Франкский (влюблен в Розимонду) ― Гаэтано Майорано «Каффарелли», сопрано.
Клотильда, его сестра (влюблена в Адольфо) ― Элизабет Дюпарк «Ла Франчезина», сопрано.
Густаво, король Кимбрийский ― Антонио Монтаньяна, бас.
Розимонда, его дочь (влюблена в Фарамондо) ― Мария Антония Маркезини «Ла Луккезина», альт.
Адольфо, его сын (влюблен в Клотильду) ― Маргерита Кименти, «Ла Дрогерина», сопрано.
Гернандо, король Свебский ― Антония Мария Мериги, альт.
Теобальдо, Кимбрийский генерал ― Антонио Лотти, бас.
Хильдерико, как потом выясняется, тоже сын Густаво ― Уильям Саваж, мальчик-сопрано».
Итак, мы узнали полное имя певицы Ла Луккезины ― Мария Антония Маркезини «Ла Луккезина», поющая в опере самого Генделя, да еще на одной сцене с Каффарелли! Как мы знаем, Фаринелли покинет Лондон в 1737 году, а Ла Луккезина выступает в 1738 и в 39 гг… Выходит, что певец уезжает, а Луккезина поет в труппе Генделя? Одни вопросы и почти ни одного ответа. Но факт внезапно взявшейся жены Фаринелли вызывает массу эмоций.
Что касается Фаринелли, Энгус Хэриот утверждал необыкновенную красоту певца и страстное обожание его женщинами: «Слава Фаринелли быстро росла; его называли il ragazzo, и, будучи не только феноменально способным певцом, но и красавцем, он имел поразительный успех у женской части публики; впрочем, любовные интриги его интересовали мало, и ни одного анекдота о его похождениях не сохранилось». Упоминание о некоей возлюбленной итальянского Primo Uomo ― неизвестной девушке-танцовщице, встречается в фильме «Жертвы и обольстители» (2010 г.) Текст за кадром дает понять, что страсть, питаемая к танцовщице, явилась для Фаринелли страданием:
«Она выступала в костюме „Арлекино“ и похитила мое сердце. В любом случае все кончается страданиями. Приходится хранить молчание, мучиться и, тем не менее, сладкие оковы дарят отраду. Купидон держит меня в заключении, и одному Богу известно, когда я обрету свободу»
Мемуары Дж. Казановы говорят о том, что Фаринелли был довольно известным любовником: «Хотя он и не был очень расточителен на ласки и предпочитал растворяться в простынях какого-нибудь скрытого от любопытных взглядов ложа». Но однозначно можно сказать, что Карло Броски Фаринелли был глубоко верующим человеком, который чуждался модных развлечений и жил тихо и уединенно.
«Мой друг ― одиночество, ведь я никогда не познаю тех нежных ночей, когда любовники предаются в темноте утехам, тем, которым все предаются в первую ночь», ― пишет Карло Броски.
Вернемся к загадочной женщине на портрете Амигони. Кто же она? Благодаря Марии Фетисовой был найден портрет актрисы, игравшей на одной сцене с Каффарелли, той самой Марии Антонии Маркезини, Ла Луккезины. Искали одну, а нашли другую ― Тереза Кастеллини!
Сравним два портрета ― на первом Тереза, на втором Мария Антония. Одно и то же лицо… Интересно, кто же она? Оставалось лишь по крупицам собирать информацию. «Пела она в период с 1736 по 1739. В 36 ― в Неаполе, потом в Опере Знати. Ее вокал впечатлял публику и даже принца и принцессу Уэльских… Пела она меццо-сопрано, но также и партии для контртенора. 17.05. 1738 она вышла замуж за Джеймса Амикони, который с 1729 декорировал сцену в Королевском театре. Он покинул Англию в 39-м, отправился в Париж, Петербург, затем Венецию и вернулся в Лондон в 41-м. Потом вернулся в Венецию, затем в Мадрид в 1747-м, где и умер в 52-м. Неизвестно, сопровождала ли его Мария Антония, возможно, сопровождала. Информации, свидетельствующей о ее дальнейшей карьере певицы, не обнаружено» (Цит. по Marchetti. ― С. 91. Пер. Марии Фетисовой).
АНТОНИЯ МАРКЕЗИ. ПОРТРЕТ
Итак, Антония Маркези вышла замуж за Якобо Амигони 17 мая 1738 года, так что быть женой Фаринелли она не могла. Но речь идет о Марии Антонии, а есть еще Тереза Кастеллини. Продолжаем поиски: «В то время, когда Амигони писал портрет, Тереза Кастеллини была примадонной Мадридской оперы. Она была любимой ученицей Фаринелли, и ходили слухи, что их отношения были очень близкими. Действительно, Метастазио упоминает в переписке, что Фаринелли был влюблен в Кастеллини. Она также появлялась с ним на сцене. Амигони включил свой автопортрет в картину, и трогательный жест руки на плече Фаринелли ясно идентифицирует его в группе как друга и члена круга Фаринелли…». Тереза Кастеллини, Мария Антония, ла Луккезина ― это одно лицо. Певица, жена художника Якобо Амигони.
Загадка портрета решена, но какой необычный исход! Итак, Фаринелли в центре этого интимного портрета. Группа вокруг ― это его близкие друзья, слева направо: поэт аббат Пьетро Метастазио, Тереза Кастеллини (она же Мария Антония Маркезини, ла Луккезина), Фаринелли, художник Якобо Амигони, собака Фаринелли и его мальчик-паж. Этот групповой портрет был написан в Мадриде, где Фаринелли был на службе короля Филиппа V (1683— 1746), после смерти короля, Фаринелли попал под покровительство Фердинанда VI (1713 ― 59), который даровал ему военный Орден Калатравы, который украшает его изящный костюм.
Лирика, проведенная между двумя фигурами певцов (Фаринелли и Терезой) хорошо читаема. Тереза держит в руке лист со стихотворением Метастазио, на которое Фаринелли положил музыку. В этом произведении говорится о печали любовника из-за неизбежного скорого отъезда.
Метастазио уже покинул Мадрид, Тереза Кастеллини намеревалась покинуть город, тем самым еще больше усугубляя печаль разлуки. Работа написана с большой сентиментальностью, так как все изображенные на картине ― итальянцы, связанные узами дружбы в чужой стране, в Испании, и все они знают о том, что в ближайшее время будут разлучены на всю жизнь.
X-рентгенограммы показывают, что Амигони перерабатывал картину: голову собаки Фаринелли, чей воротник несет инициалы певицы, переписал в более низкое положение. Собака в картине держит голову довольно низко, в позе, которая предполагает почувствовать отчаяние разделенных друзей. Однако в целом, картина наполнена радостными красками дружбы, а не меланхолии. Увлекательным кажется и то, что Амигони подписал каждого персонажа по имени. Это кажется необычным, потому что работа была написана для Фаринелли, который, очевидно, знал всех в жизни. Возможно, Амигони был чувствителен к феномену утраты идентичности в портретах через Время, и он хотел убедиться, что через неограниченный срок, тот, кто увидит эту картину, будет знать всех изображенных по имени.
Все-таки интересно, какие на самом деле отношения связывали Фаринелли и Терезу. В переписке между Метастазио, живущим в Вене, и Фаринелли, проживающим в Мадриде, имя Кастеллини цитируется регулярно между 1747 и 1750 гг. Либреттист играет роль жениха певицы. В частности, он написал Карло в 1749 году:
«Чем занимается прекрасная Кастеллини? Правда ли, что мое внимание радует ее настолько, что она желает оказать мне честь вести со мной переписку?»
Фаринелли, будучи директором Мадридской оперы, приглашал в Испанию самых прекрасных певцов из Италии, в их числе была и Тереза Кастеллини. Певица стала ученицей Фаринелли, многие сичтают, что эта женщина была любовью всей жизни Карло Броски, о чем непрозрачно намекал в письмах Метастазио. И то, что чувствовал Карло по отношению к этой молодой женщине, возможно, было близко к тому, о чем пишут поэты, и о чем сам Фаринелли так много раз пел на сцене. Но и эта загадка так и останется для нас неразгаданной.
Отношения Фаринелли и примадонны не отразились на дружбе между виртуозо и художником Амигони, мужем Терезы. Благодаря Фаринелли, Якобо Амигони стал кавалером ордена Калатравы, получил звание «Первый живописец короля», его семье была назначена особая пенсия и даровано право посещения королевских апартаментов.
Портреты певца и директора придворной оперы в Мадриде синьора Фаринелли писали художники С. Риччи и Джакуинто.
Коррадо Джакуинто (1703— 1765) создал парадный портрет Фаринелли. Ученик Солимены, уроженец маленького селения в Апулии Молфетто, он работал сначала в Неаполе (1727 г.), затем при Пьемонтском дворе, но в основном в Риме, Мадриде (1753— 1762) и опять в Неаполе. Подобно работам Солименты и Бонито, портреты Джакуинто явились примером новой живописи века Просвещения в Италии. Художник тоже запечатлевал людей, прославивших своими деяниями нацию.
Портрет Карло Броски, Фаринелли
Коррадо Джакуинто, ок. 1753— 55
Museo Internacional y Biblioteca de la Música. Bolonia.
Около 1753 г. им был написан портрет знаменитого певца Карло Фаринелли, где он изображен в мантии и со знаком кавалера ордена Калатравы. Певца окружает сонм путти и несколько аллегорических фигур, среди которых изображен и сам Коррадо Джакуинто. Образ человека нового века еще не освобожден в этом полотне от аллегорического обрамления. Но введенный им образ художника сосуществует с портретируемым нераздельно, подобно аллегорическим фигурам, он служит дополнением в рассказе о его творчестве, значительности его личности.
Фаринелли. (Бартоломео Назари)
Лондон, Муз. колледж.
Портрет, написанный итальянским художником-портретистом Бартоломео Назари (1693 ― 1758), создан в последний год пребывания Фаринелли в Лондоне, в зените его славы, возможно, по заказу лорда Эссекса, британского посла в Форино. В этом портрете фигура певца гораздо более внушительна, чем на других портретах (кисти Амигони и Джакуинто). О тучности Фаринелли говорил и некий британец, повстречавший певца в лондонском Сент-Джеймс парке: «Кому довелось побывaть близ Сент-Джеймсa, тот мог видеть в пaрке, с кaковою легкостью и резвостью поднимaется нa ноги призывaемaя молочницей стельнaя коровa, ибо точно тaк прянул с зaмшелого брегa божественный Фaринелли». В круглом лице Фаринелли автор соединил черты ребенка и взрослого. Длинные, тонкие пальцы правой руки певца отдыхают на клавесине, белое облако кудрей, жемчужная серьга в левом ухе ― автор стремился придать торжественность и экстравагантность позе певца, изображая его в умеренно-театральной манере
Из всех известных нам портретов Фаринелли 11 были написаны Якобо Амигони. Причем создавал их художник на протяжении всего периода его крепкой дружбы с певцом, примерно 30-ти лет.
Фаринелли в сценическом костюме
(Якобо Амигони)
Фаринелли с голубем. (Я. Амигони)
Аукцион Сотбис.
Портреты Фаринелли были хорошо известны, так как с них гравировали Дж. Бартолоцци, Дж. Вольпато и известный мастер Дж. Вагнер, ставший учеником Амигони в Мюнхене, а затем учившийся в Риме.
Фаринелли. Гравюра
(Йозеф Вагнер, 1735)
Фаринелли. Гравюра
(Александр вон Хекен, 1735)
находится в Лондоне в The Bridgeman Art
Library
Сarlo Broschi dit Farinelli / Henri Adlard, d’après
J. Amiconi, 1850
Alexander van Aken, after Charles Lucy mezzotint, 1735
Виртуозов, добившихся успеха, обожали и осыпали щедрыми подарками, им дарили поместья, картины, драгоценности. Но одновременно с почитанием и поклонением художники-карикатуристы высмеивали их внешность. До приезда Фаринелли в Лондон, венецианский карикатурист, Антон Мария Дзанетти нарисовал его в профиль, сделав акцент на высокий рост, а также выступающую верхнюю губу. Пьер Леон Гецци сатирически изобразил певца в образе женщины. В Англии, драматург Генри Филдинг высмеял новое увлечение светских дам певцом Фаринелли: «Была ты в оперном театре, мадам, прошлой ночью?/ Кто может пропустить оперу, в то время как там Фаринелло. Конечно, он является очаровательным существом. Он то, что можно пожелать».
Фаринелли в дорожном костюме
Caricatura di Zanetti
Фаринелли, Куццони и
Хайдеггер
Joseph Goupy 1730
ispiarata a Marco Ricci
Карикатура J. Goupy показывает Фаринелли в образе Арбаче (опера «Артаксеркс», с триумфом поставленная в Лондоне) ― длинные ноги и выпяченная грудь, он в костюме со свисающими с рук цепями. Рядом низенькая Куццони. Скрытый за певцами, импресарио Хайдеггер выражает сердитое, беспомощное отчаяние: успех Оперы знати перекрыл воздух его театру.
Famous Castrato: Il Farinelli
Pier Leone Ghezzi
(1674— 1755)
Pen and brown ink, over traces of black chalk, on paper. 305 x 207 mm
Farinelli
Caricatura di Pier Leone Ghezzi, 1724
Пьер Леон Гецци создал ряд карикатур, в одной из которых он изобразил Фаринелли в образе королевы Береники ― эту роль Фаринелли исполнил в 1724 году в римском театре (опера «Фарнак» Винчи). Карикатурист изобразил певца в женской одежде, с веером, в платье с очень широкой юбкой, с морщинистыми руками, деформированным профилем и безжалостно старым.
Пьер Леон Гецци среди современников был очень популярен как талантливый карикатурист, он обладал особым даром, даже изменяя и различным образом искривляя черты лица своих моделей, сохранять в рисунке удивительную схожесть с реальным человеком. Марко Риччи ― художник-пейзажист обратился к карикатуре по-видимому во время совей работы в качестве сценографа в тетрах Италии. Антонио Мария Дзанетти – венецианский писатель, коллекционер, знаток резьбы по дереву и гравировке также обращался к карикатуре, что лишний раз доказывает особую популярность этого жанра в XVIII столетии.
Портреты Фаринелли продолжали создавать и в последующие века. Но есть в некоторых портретах одна особенность ― певец часто изображен с собачкой. Высокопоставленные и известные персоны с самых древних времен нередко изображались на портретах в компании с любимцами. Таких собак называли «коленными», они служили развлечением своих владельцев, символизировали достаток и высокий социальный статус. Что касается портретов Фаринелли, то вполне вероятно, что на индивидуальных портретах он изображен со своими любимцами, а вот на групповом ― собака, на ошейнике которой инициалы Терезы Кастеллини, является символом верности и дружбы.
Carlo Maria Michelangelo Nicola Broschi, Farinelli, doing a private concert
Медальон с портретом Фаринелли
Уильям Prewitt
Музей Фицуильяма, Кембридж, Великобритания. эмаль
(высота 51 мм, ширина 42 мм) XVIII в.
Скульптурный портрет Фаринелли
Неизвестный мастер
Если верить воспоминаниям современников, Фаринелли выглядел приблизительно так: «нормально развитая грудная клетка, шевелюра густая и очень красивая, мускулы изящные, гибкие и очень подвижные, рост чрезвычайно высокий, необычайно длинные руки и ноги». Рост певца составлял 190,1 см.
А если серьезно, то судить о внешности человека объективно не получится, ведь красота ― понятие субъективное. И было бы справедливо рассуждать не на тему внешней привлекательности Фаринелли, а о его внутренних качествах, которые были столь безукоризненны, что приводили в изумление современников. И не желал ли сам Фаринелли, чтобы о нем помнили, как о добром, благородном, высокодуховном человеке, а не обсуждали размер его костюма и черты лица? Обратите внимание, что на всех портретах лицо Карло Броски освещено доброжелательной улыбкой. Красота внешняя напрямую зависит от красоты внутренней, которой наш герой обладал в избытке!
Руссе говорит: «Фаринелли, бесспорно, волновала слава, но одновременно он был мягким, порядочным человеком. Он заботился о своем духовном состоянии больше, чем о пении. Вот почему он так рано покинул оперную сцену со всем ее блеском… несмотря на блеск, окружавший его, не выказывал гордости, притязательности и высокомерия, качеств, которые всего чаще возбуждают ненависть к выскочкам». Метастазио писал своему близнецу со слов испанского посла: «Он заверил нас, что доброта и умеренность твоего характера ни в коем случае не пострадали от твоего высокого поста… Он говорит, что, даже достигнув столь завидного положения, ты не нажил врагов». Поэт Ролли пишет: «он отличается самыми дружелюбными и любезными манерами, и я получил огромное удовольствие от общения с ним». Современники говорили о «великодушном и заботливом отношении Фаринелли к тем, кому везло меньше, чем ему», «Фaринелли, которого обожaли всюду, где ему довелось побывaть, сделaлся общим любимцем», «кротость и пристойность Фaринелли» подмечала Сара Гудар.
Бескорыстнaя добротa Фаринелли порaжaет. Вот история, ярко рисующая его щедрость и блaгожелaтельность: «Однaжды некий портной принес Фaринелли сшитый для него кaфтaн, однaко был нaстолько зaхвaчен мыслью о встрече с величaйшим aртистом столетия, что откaзaлся от всякой плaты и желaл лишь одного ― услышaть божественный голос, сберегaемый певцом единственно для королевской четы. Видя, что молодой человек в решении своем тверд, Фaринелли уступил и исполнил для него одного все жемчужины своего репертуaрa, a зaтем попросил, чтобы портной ответил ему услугой нa услугу ― принял бы в подaрок кошелек, где лежaло вдвое или втрое больше денег, чем полaгaлось зa рaботу».
Таким образом, «божественный» Фaринелли обладал множеством привлекaтельных личных свойств вкупе с волшебной силой голосa и удивительной вокaльной техникой. Запомним его таким, каким его описывали своременники: «К тому времени в нем совместилось все, что может восхищaть: он был высокий, крaсивый, a в его нa редкость утонченном лице силa сочетaлaсь с изяществом и добротa с блaгородством. Вдобaвок он облaдaл необыкновенно привлекaтельным нaбором личных кaчеств, которые внушaли всем не меньшее восхищение, чем его нaружность: нрaв у него был кроткий и скромный, с окружaющими он держaлся увaжительно, неизменно выкaзывaл щедрость и человеколюбие. Притом он отличaлся твердыми понятиями о приличиях, что было большой редкостью в теaтрaльном мире того времени: aнтрепренеров он не обмaнывaл, с пaртнерaми был мил и любезен, a немaлые свои гонорaры по ветру не пускaл ― вообще он вел рaзмеренный обрaз жизни, избегaя ромaнтических приключений и более всего зaботясь о сохрaнении голосa». По общему признанию, ни один певец не смог затмить великого Карло Броски Фаринелли: «Он прекрасно пел, был хорош собой, воспитан и образован, располагал к себе людей».
Семья Карло Броски
Фаринелли
П. Барбье с сожалением говорил о том, что история сохранила до нас слишком мaло сведений о взaимоотношениях сопранистов с их семьями или об их сыновних чувствaх. Великие певцы не только не остaвили нaм своих aвтобиогрaфий, но и вообще довольно уклончиво говорили о своем происхождении, предпочитaя либо скрыть его, либо вовсе вычеркнуть из пaмяти. В отличие от всех остальных виртуозов, сведениями о которых мы располагаем, Фаринелли происходил из знатной дворянской семьи. Его отец Сальваторе Броски (Броска) (20.11.1681 ― 4.11.1717) родился в Андрии, служил королевским губернатором Скала и Равелла, учился в консерватории Иисуса Христа в Неаполе. Сальваторе начинал свою карьеру хормейстером и композитором в соборе Андрии, затем в Барлетта. С 1706 г. получил назначение королевским губернатором Маратеи и в 1709 г. Терлиции, но в основном жил с семьей в Неаполе. В Терлиции активно работал как учитель музыки.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.