bannerbanner
Религия, этика и выживание человечества в XXI веке
Религия, этика и выживание человечества в XXI веке

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
8 из 10

63

Слово «Тора» происходит от глагола «леорот» – «наставлять» – и может означать «учение», «закон». Это слово имеет несколько значений. В узком смысле словом «Тора» часто называют Пятикнижие Моисеево (первые пять книг Библии). В широком смысле под Торой подразумевается всё учение иудаизма.

64

Раввин (буквально означает «великий», «значительный», «мой учитель») – в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы (первых пяти книг Библии) и Талмуда (многотомного свода правовых и религиозно-этических положений иудаизма).

65

Рабейну Гершом бен Иехуда по прозвищу Меор ха-гола (Светоч рассеяния; около 960–1028 или 1040).

66

Четвёртое постановление Рабейну Гершома запрещает напоминать отступникам от иудаизма, возвратившимся в еврейскую общину, об их грехе вероотступничества.

67

Первоначальным «слоем» Талмуда является так называемая Мишна (устное «учение»), создававшаяся в Палестине на древнееврейском языке и дошедшая до нас в редакции конца II в. – начала III в. н. э. Следующим «слоем» Талмуда является так называемая Гемара (относительно происхождения слова «Гемара» мнения исследователей расходятся: слово восходит либо к арамейскому «учение», либо к ивритскому «завершение», «совершенство») – записи комментариев к Мишне. Различают палестинскую Гемару, которая вместе с Мишной образует так называемый Иерусалимский Талмуд (редакция конца IV века), и вавилонскую Гемару, образующую вместе с Мишной Вавилонский Талмуд (редакция середины V века).

68

Профанация (от лат. profanare – «нарушать святость, осквернять») – непреднамеренное кощунство, нарушение святости, осквернение священных предметов, в отличие от святотатства – осквернения умышленного.

69

В 80-х годах XIX века началось массовое переселение иудеев из Йемена в Палестину. К концу Первой мировой войны в Палестине насчитывалось около 4,5 тысяч йеменских евреев, к началу Второй мировой войны – около 28 тысяч, а к 1947 г. – около 35 тысяч. В течение 1949–1950 гг. британскими и американскими самолётами в Израиль были вывезены около 49 тысяч йеменских евреев. В течение последующих лет евреев продолжали репатриировать из Йемена в Израиль, в марте 2016 года Йемен покинули последние евреи (Йемен покинули последние евреи. Одна из старейших еврейских общин мира перевезена в Израиль // газета «Коммерсантъ» 26.03.2016).

70

Коран описывает негативное отношение к рождению дочерей в доисламском арабском обществе и осуждает его: «И когда кому-нибудь из них сообщают весть о (рождении) дочери, лицо его омрачается, тогда как он подавляет внутреннее горе своё. Он прячется от людей из-за полученной им недоброй вести: “Сохранить ли её, несмотря на позор, или закопать в пыль?” Воистину, злы суждения их» (Сура 16, аяты 58–60).

71

В. Ф. Панова, Ю. Б. Вахтин. Жизнь Мухаммеда. Художественная биография. – М.: Политиздат, 1990. – С. 7.

72

Валерий Яковлевич Брюсов (1873–1924) – русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк.

73

Ярём – то же, что ярмо: хомут для рогатого скота.

74

Реформистский иудаизм – движение за обновление иудаизма. Возникло в Германии в двадцатые годы XIX века, откуда распространилось на другие страны Центральной и Западной Европы. Возник на основе идей рационализма и изменения системы заповедей – сохранения «этических» заповедей при отказе от «ритуальных» заповедей. Движение реформистского иудаизма является либеральным течением в иудаизме. В некоторых странах, в том числе в России, сторонники реформистского иудаизма используют самоназвание «прогрессивный иудаизм».

75

Вопреки традиции ортодоксальные еврейки возглавляют синагоги // журнал «Лехаим» (https://lechaim.ru/news/v-narushenie-traditsii-ortodoksalnye-evrejki-vozglavlyayut-sinagogi/).

76

Лютеранство – одно из наиболее старых протестантских течений в христианстве. Возникло в результате реформационного движения в Германии в XVI веке, а затем и во время формирования государственных церквей скандинавских стран. Основные принципы вероучения лютеранской церкви были сформулированы в ходе борьбы Мартина Лютера и его сподвижников против Римско-католической церкви. К лютеранству причисляют себя более 85 миллионов человек во всём мире.

77

Женщины занимают должности епископов в Евангелической Церкви Германии (объединяет лютеранские и реформатские общины), в Евангелическо-лютеранской Церкви Финляндии, в Церкви Швеции и Церкви Норвегии (лютеранство). В Епископальной Церкви США с 2006 по 2015 год председательствующим епископом являлась Кэтрин Джеффертс Шори – первая женщина-глава церкви в Англиканском сообществе – всемирном объединении национальных англиканских церквей.

78

В 1929 году в Голландии была назначена первая в истории лютеранской церкви женщина-пастор. С 1986 года появляются женщины-епископы. В настоящее время большинство лютеранских церквей, входящих во Всемирную Лютеранскую Федерацию, рукополагают женщин в пасторы, в том числе Евангелическо-лютеранская церковь в России.

79

Первое Послание к Коринфянам святого апостола Павла, глава 14, стихи 34–35.

80

Диакониссы – особая категория женщин в христианской церкви I–VIII вв., принявших посвящение и нёсших определённое служение в церкви. Функции диаконисс в церкви были разнообразными, в том числе: приготовление женщин к крещению и помощь в совершении обряда крещения; поддержание порядка в женской части храма во время службы; распределение пожертвований среди нуждающихся женщин; посещение больных и беременных женщин в их домах со Святыми Дарами для причащения. Ряд диаконисс древней церкви причислен к лику святых, включая святую мученицу Татьяну Римскую, память которой совершается 25 января (12 января по старому стилю). Татьянин день празднуется ежегодно 25 января (по новому стилю) как день рождения Московского государственного университета и праздник всех студентов (День российского студенчества).

81

Александрийский Патриархат или Александрийская Православная Церковь – автокефальная (самовозглавляющаяся, то есть самостоятельно избирающая своего предстоятеля) поместная православная Церковь, занимающая второе, после Иерусалимского Патриархата, место в диптихе, то есть в списке имён предстоятелей автокефальных Церквей, в котором имена перечислены в традиционном порядке чести. Канонической территорией Александрийского Патриархата является Африка. Насчитывает около 6 миллионов верующих.

82

Первая в новой истории хиротесия в диаконисы (http://ruvera.ru/news/pervaya_hirotesiya_diakonisy). Хиротесия – возложение рук с молитвой для посвящения в чин низшего духовенства.

83

Народность хуэй – одно из 56 официально признанных национальных меньшинств КНР. Хуэй разговаривают на тех же диалектах китайского языка, что и китайское (ханьское) население местностей, где они живут, и пишут стандартной китайской письменностью, однако в течение многих веков исповедуют ислам и являются носителями исламского культурного наследия. По данным всекитайской переписи населения 2010 года, численность народности хуэй составила 10,6 млн. человек.

84

Женщины-имамы: как Китай реформирует ислам (https://vseobislame. livejournal.com/117589.html).

85

Фетва (араб. – «решение») – заключение, сделанное для разъяснения применения норм шариата в области мусульманского права или культа.

86

Участницы первого международного конгресса по исламскому феминизму (http://www.espanol.org.ru/spain/modules.php?name=News&file=article&s id=1762).

87

Амина Вадуд (родилась в 1952 году; англ. Amina Wadud) – первая женщина, проводящая мусульманские религиозные церемонии в качестве имама в США, профессор изучения ислама Университета Содружества Виргинии. Амина Вадуд – специалист по гендерным проблемам и изучению Корана. Защитила докторскую диссертацию в Мичиганском университете. Изучала арабский язык в университетах Египта – Американском университете, Каирском университете и Университете Аль-Азхар. Автор книги «Коран и женщина. Перечитывая Коран с женской точки зрения» (Qur’an and Woman: Rereading the Sacred Text from a Woman’s Perspective).

88

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 года организация «Братья-мусульмане» признана террористической, её деятельность запрещена на территории Российской Федерации.

89

В США открылась мечеть только для женщин (https://amp.newsru.com/religy/03feb2015/frauenmoschee.html).

90

В Дании открылась первая «женская мечеть» (https://islam-today.ru/novosti/2016/08/29/v-danii-otkrylas-pervaa-zenskaa-mecet/).

91

Тибетский буддизм – направление в буддизме, характерное для Тибета (c прилегающими областями Гималаев), Монголии, Бурятии, Калмыкии, Тувы и ряда других регионов.

92

«Далай» означает в монгольском языке «океан» – в значении «Великий», «лама» в тибетском языке эквивалентно санскритскому слову «гуру» и имеет значение «учитель». По представлениям тибетского буддизма, Далай-лама является воплощением бесконечного сострадания всех будд. Далай-лама XIV (Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо, родился в 1935 году) – духовный лидер последователей тибетского буддизма. Лауреат Нобелевской премии мира (1989).

93

Далай-лама о важности роли женщин // официальный сайт Его Святейшества Далай-ламы XIV (http://dalailama.ru/top/940-power-of-women.html).

94

«Ностра Аэтате» – (лат. «В наш век», «В наше время») – декларация Второго Ватиканского собора Католической церкви об отношении Церкви к нехристианским религиям. Третья статья декларации посвящена исламу. Перечисляются общие для христианства и ислама доктринальные и религиозные положения и традиции. Собор призывает забывать существовавшие в прошлом войны и религиозные раздоры и «вместе продвигать всё то, что ведёт к достижению социальной справедливости среди людей и их морального благополучия, а также мира и свободы». Четвёртая статья говорит об отношении к иудеям. Особое внимание уделено общему для христиан и иудеев духовному наследию, напоминается про принадлежность к еврейской нации святых апостолов и многих из первых учеников Спасителя. Декларация осуждает антисемитизм и имевшиеся в прошлом его проявления. Особо подчёркивается, что хотя еврейские власти настаивали на том, чтобы убить Христа, Крестные муки Спасителя не могут быть поводом для обвинения всех евреев, ни живших тогда, ни живущих сейчас.

95

Совет был учреждён Папой Римским Павлом VI 19 мая 1964 года как Секретариат по делам нехристиан, а позднее переименован Папой Римским Иоанном Павлом II 28 июня 1988 года в Папский совет по межрелигиозному диалогу (лат. Pontificium Consilium pro Dialogo Inter Religiones).

96

Римская курия, или Папская курия, (лат. Curia Romana) – главный административный орган Святого Престола и Ватикана и один из основных органов в Католической Церкви.

97

Папа Римский Иоанн XXIII учредил 5 июня 1960 года Секретариат по содействию христианскому единству как одну из подготовительных комиссий для Второго Ватиканского собора. Секретариат подготовил и представил несколько итоговых документов Второго Ватиканского собора, в том числе декларацию об отношении Церкви к нехристианским религиям «Ностра Аэтате». 28 июня 1988 года Папа Римский Иоанн Павел II заменил Секретариат на Папский совет по содействию христианскому единству.

98

Документ получил одобрение Папы Римского Франциска и озаглавлен «Ибо дары и призвание Божие непреложны». Взгляд на теологические проблемы, касающиеся отношений католиков и евреев, в связи с 50-летием выпуска «Ностра Аэтате». «Ибо дары и призвание Божие непреложны» – это цитата из Послания святого апостола Павла Римлянам (глава 11, стих 27).

99

В Послании Римлянам апостол Павел пишет, что не хочет «… оставить вас, братья, в неведении о тайне этой… ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников» и предсказывает, что «весь Израиль спасётся… Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, Так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы, Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (глава 11, стихи 25–26, 30–32).

100

Выступление Папы Римского Франциска в связи с 50-летием декларации Второго Ватиканского собора «Ностра Аэтате» 25 октября 2015 года (http://w2.vatican.va/content/francesco/en/audiences/2015/documents/papa-francesco_20151028_udienza-generale.html).

101

Сангха (на санскрите означает «собрание, множество») – название буддийской общины.

102

Декларация Межрелигиозного совета России // официальный сайт Межрелигиозного совета России (http://interreligious.ru/documents/documents_47.html).

103

Президент Российской Федерации В. В. Путин направил приветствие Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и всем участникам заседания президиума Межрелигиозного совета России, посвящённого 15-летию со дня его образования // Официальный сайт Московского Патриархата (http://www.patriarchia.ru/db/text/3447016.html).

104

См.: Заявление Межрелигиозного совета России в связи с инициативой празднования Дня семьи, любви и верности (11 июня 2008 года); Заявление Межрелигиозного совета России «О защите нерождённых детей» (2 июня 2016 года); Заявление Межрелигиозного совета России о культуре, свободе творчества и нравственной ответственности (24 октября 2017 года).

105

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Президиума Межрелигиозного совета России 24 октября 2017 года // Официальный сайт Московского Патриархата (http://www.patriarchia.ru/db/text/5044543.html).

106

Есть и другая версии происхождения слова «иудаизм», согласно которой название происходит от древнееврейского слова «йехуда», означающего «призванный восхвалять Бога» (В. Л. Вихнович. Иудаизм // Религиоведение / Энциклопедический словарь. – М.: Академический Проект, 2006. – С. 438).

107

Последователи индуизма утверждают, что их религия не уступает в древности иудаизму. Вопрос о том, какая именно из ныне существующих религий является наиболее древней, нуждается в дополнительном изучении.

108

Вторая книга Маккавейская – ветхозаветная библейская книга (написана на греческом языке в период с 100 до 63 года до н. э.), отсутствующая в еврейской Библии (Танахе), но входящая в состав Ветхого Завета в православии и католицизме. Протестанты не включают эту книгу в свои издания Ветхого Завета. В Русской Православной Церкви Вторая книга Маккавейская относится к неканоническим книгам, в католицизме – к «второканоническим». В католицизме признана богодухновенной, в православии – небогодухновенной, но духовно полезной и назидательной.

109

Греческое слово «иудаисмос» («иудейство») употребляется, в частности, во Второй книге Маккавейской (глава 8, стих 1) по отношению к тем, кто остался верен иудаизму вопреки запрету сирийского царя из династии Селевкидов Антиоха IV Эпифана, царствовавшего в 175–164 гг. до н. э. Антиох IV Эпифан превратил Иерусалимский храм в святилище Зевса и на глазах у всех лично заколол жертвенную свинью на его алтаре, запретил под страхом смерти исповедовать иудаизм, инициировал жестокие религиозные преследования, сопровождавшиеся публичными пытками и казнями.

110

Евреи (на иврите «иври», слово происходит от существительного «эвер» – «та сторона» и может означать «пришелец с той стороны реки Евфрат»; впервые в тексте Библии, в Первой книге Моисеевой: Бытие, глава 14, стих 13 это слово употребляется в отношении Авраама) – народ семитского происхождения, восходящий к населению древнего Израильского и Иудейского царств, живущий во многих странах мира (с 1948 года существует также еврейское государство Израиль). Численность на 2016 год – 14,5 млн., из которых 6,33 млн. живёт в Израиле и 6,1 млн. – в США. Традиционной религией евреев является иудаизм. Исторически понятия «еврей» и «иудей» тесно переплетены и в ряде языков неразличимы. В современном русском языке еврей – это национальность, а иудей – вероисповедание, религиозная принадлежность.

111

Иврит – язык евреев, существующий свыше трёх тысяч лет; поддающиеся датировке древнейшие литературные памятники иврита, сохранённые библейской традицией, относятся к XII или XIII веку до н. э. (например, Песнь Деборы: Книга Судей Израилевых, глава 5, стихи 1–31), первая надпись – предположительно к X в. до н. э. В III–XIX веках н. э. иврит был лишь языком письменности и культуры. На рубеже XIX и XX веков происходит беспрецедентное в истории языков событие – возрождение иврита в качестве разговорного языка. Современный иврит – разговорный и официальный язык Государства Израиль.

112

Идиш – язык, возникший в X веке н. э. как сплав компонентов разных языков на основе верхненемецких диалектов, на котором говорили (и частично продолжают говорить) ашкеназские евреи (потомки еврейского населения Германии средних веков).

113

На иврите для иудаизма было принято название «яадут», которое можно перевести как «еврейство», под которым подразумевается не только религиозно-мировоззренческий компонент иудаизма, но и еврейское происхождение (по материнской линии). В идиш используется понятие («идишкайт»), означающее «еврейский образ жизни», что включает и религию, и мировоззрение, и этику, и законы, и обычаи – с акцентом на практическое исповедание и исполнение всего этого комплекса норм и представлений в реальной жизни.

114

Артур Кестлер. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и её наследие. Перевод с английского А.Ю. Кабалкина – Санкт-Петербург.: Издательская группа «Евразия», 2001. – 320 с. Артур Кестлер нашёл оригинальный ответ идеологии антисемитизма. По его мнению, падение Хазарского каганата (см. 112 Хазары) породило несколько волн миграции, составивших основное ядро исповедующего иудаизм населения Европы. Поскольку этнически мигранты из Хазарии были не семитами, а тюрками, то несостоятелен и антисемитизм.

115

Ашкеназы – субэтническая группа евреев, сформировавшаяся в Центральной Европе. Исторически бытовым языком подавляющего большинства ашкеназов был идиш, принадлежащий германской ветви индоевропейской языковой семьи. Термин происходит от слова «Ашкеназ» – семитского названия средневековой Германии. По состоянию на конец XX века, ашкеназы составляют около 80 % евреев мира, их доля среди евреев США ещё выше. Однако в Израиле они составляют лишь около половины еврейского населения. Традиционно противопоставляются сефардам – субэтнической группе евреев, оформившейся в средневековой Испании.

116

Хазары – тюркоязычный кочевой народ. В середине VII века создали собственное государство – Хазарский каганат (650–969). Религиозные верования состояли из общетюркских языческих ритуалов, характерной чертой которых было поклонение богу Тенгри. В хазарскую среду интенсивно проникали христианство и ислам. В VIII–IX вв. часть хазар во главе с правящим родом перешла в иудаизм. После падения Хазарского каганата во второй половине X века хазары растворились в среде тюркоязычных кочевых народов, вошедших впоследствии в состав Золотой Орды.

117

Шломо Занд (родился в 1946 году) – заслуженный профессор Тель-Авивского университета.

118

Авторы: международный коллектив учёных из Израиля и США. «Дети Авраама в геномную эру: основные группы еврейской диаспоры образуют единый генетический кластер с общей ближневосточной родословной» (Abraham’s Children in the Genome Era: Major Jewish Diaspora Populations Comprise Distinct Genetic Clusters with Shared Middle Eastern Ancestry // Журнал American Journal of Human Genetics, июнь 2010 (№ 86, С. 1–10). Аналогичные выводы делают и авторы статьи (международный коллектив учёных из Израиля, Эстонии, России, Италии, Португалии, Испании и США) «Структура еврейского населения в масштабе генома» (The genome-wide structure of the Jewish people) // Журнал Nature, июнь 2010.

119

Мизрахим – (на иврите «жители Востока») – условное название евреев, проживавших в странах Ближнего Востока и Северной Африки, и выходцев из этих стран в Израиле. В широком смысле, мизрахим включают в себя прежде всего арабских евреев (в том числе марокканских), а также персидских, бухарских, горских и курдистанских евреев. Выходцы из мусульманских стран и их потомки составляют около 40 % населения Израиля.

120

Сефарды (термин «сефард» происходит от «Сфарад», что на иврите означает «Испания») – субэтническая группа евреев, сформировавшаяся на Пиренейском полуострове. Традиционно пользовались языком ладино (сефардским), близким к испанскому.

121

Согласно традиционной библейской хронологии, Исход евреев из Египта произошёл около 1445 г. до н. э., а Синайское откровение – через семь недель после Исхода. Многие учёные датируют Исход приблизительно 1270 г. до н. э.

122

Само слово «Танах» – это аббревиатура трёх слов: Тора (Пятикнижие Моисея), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания).

123

В Синодальный перевод Ветхого Завета на русский язык включаются некоторые дополнения канонических книг, входящих в Танах, а также отсутствующие в Танахе книги Товита и Иудифи, Премудрости Соломоновой и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророка Варуха и Послание Иеремии, вторая книга Ездры, а также первая, вторая и третья книги Маккавейские. В Русской Православной Церкви эти книги признаны полезными и назидательными, но небогодухновенными, в отличие от канонических книг (книг Танаха).

124

Иерусалимский Талмуд был создан в период между началом III века и концом IV века, а Вавилонский Талмуд – в III–VII вв.

125

Термин «Галаха» арамейского происхождения (существительное от корня «ходить», которому было придано значение «принятый путь, закон»).

126

Работа над книгой была завершена в 1555 году. «Шулхан арух» был впервые опубликован в Венеции в 1565 году, и после этого кодекс получил широкое распространение, в основном в сефардских общинах.

127

Ортодоксальный иудаизм – обобщённое название различных течений и направлений в иудаизме, считающих себя прямыми наследниками традиционного иудаизма и утверждающие, что незыблемой основой иудаизма являются законы Галахи в том виде, как они сформулированы в Талмуде и труде «Шулхан арух». В ортодоксальном иудаизме есть несколько направлений – литовское, хасидизм различного толка, модернистский ортодоксальный иудаизм (от англ. Modern Orthodox Judaism), религиозный сионизм. Общее количество последователей – более 4-х миллионов человек.

128

Реформистский иудаизм – движение за обновление иудаизма, насчитывает около 1,6 млн. последователей, в том числе 1,1 млн. – в США. В Великобритании около 15 % еврейского населения были последователями реформизма, в Канаде – 11 %, во Франции – 5 %. Реформистские общины России входят в Объединение религиозных общин современного иудаизма в России.

129

Консервативный иудаизм – религиозное течение, возникшее в середине XIX века в Европе (главным образом в Германии). Наиболее широко распространён в США, где насчитывает до 1,5 млн. последователей.

130

Пятая книга Моисеева: Второзаконие, глава 6, стих 4.

131

Мезуза (на иврите буквально означает «дверной косяк») – прикрепляемый к внешнему косяку двери в еврейском доме свиток пергамента из кожи ритуально чистого (кошерного) животного, содержащий текст двух из трёх частей молитвы «Шма Исраэль» (Пятая книга Моисеева: Второзаконие, глава 6, стихи 4–9 и глава 11, стихи 13–21).

132

На страницу:
8 из 10