bannerbanner
Религия, этика и выживание человечества в XXI веке
Религия, этика и выживание человечества в XXI веке

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 10

Таким образом, превращение христианства в государственную религию Римской империи сопровождалось преследованием язычников и еретиков, что не соответствовало, в частности, заповеди Иисуса Христа о любви к врагам. Вместе с тем, христианство победило не за счёт насилия по отношению к инакомыслящим, а благодаря своему духовному и нравственному потенциалу, в том числе способности создать принципиально новое учение, отвечающее запросам личности и общества в период глубокого кризиса античного общества.

Важно обратить внимание и на тот факт, что одновременно с превращением христианства в государственную религию начался расцвет монашества, в том числе в Египте, Сирии и Палестине. Христианские подвижники, следуя нравственным нормам Евангелия и примеру апостолов, в бедности и отречении от благ мира посвящали себя исключительно проповеди слова Божия. Другие, отрекаясь от брака и имущества, посвящали себя служению бедным и нуждающимся членам христианских общин.

Другие христианские добродетели

Кроме трёх основных христианских добродетелей (веры, надежды и любви), христианское нравственное богословие уделяет внимание и многим другим вопросам христианского учения о морали и нравственным категориям.

Так, для православия важное значение имеют такие добродетели, как воздержание (удержание желаний, не согласующихся с волей Божией); жертвенность (добродетель, заключающаяся в желании и готовности жертвовать собой, своим временем, силами, средствами ради исполнения заповедей любви к Богу и ближнему, самоотречение); кротость; милосердие; нестяжание (удовлетворение себя одним только необходимым); покаяние; послушание; ревность (пламенное стремление к добру и ненависть ко злу, христианская решимость к бесповоротному оставлению греха и исполнению Божией воли); скромность; смирение и смиренномудрие (почитание себя грешником, не сделавшим ничего доброго перед Богом); страх Божий (благоговение перед Богом, боязнь оскорбить Бога греховным помыслом или поступком, утратить ощущение благодатного Божественного присутствия); трезвение (внимание к спасению души среди скорбей и искушений преходящего мира, противостоящее рассеянности и лености, правильная оценка своих сил и своего духовного состояния, основанная на познании своей немощи и уповании на Божественную благодать); трудолюбие; целомудрие.

Католическое богословие проводит различие между добродетелями «теологическими» (вера, надежда, любовь) и добродетелями «кардинальными» (от лат. cardo – «стержень»): благоразумие, справедливость, умеренность и мужество.

В христианство понятие четырёх добродетелей привнес Амвросий Медиоланский[257], который ввёл сам термин «кардинальные добродетели». Вслед за ним той же системы придерживались Августин Блаженный[258] и Григорий Двоеслов[259], но наибольшее развитие она получила в «Сумме теологии» Фомы Аквинского[260]. Вместе с богословскими добродетелями, выделенными апостолом Павлом, благоразумие, справедливость, умеренность и мужество составили семь добродетелей, которые иногда тоже называются кардинальными.

В протестантизме значительное развитие получила трудовая этика – религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно.

Протестантская трудовая этика имеет библейские основания. Поэтому: запрещена задержка заработной платы – в Библии сказано: «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра» (Третья книга Моисеева: Левит, глава 19, стих 13). Запрещено жестокое господство работодателя по отношению к наёмным рабочим, начальства над подчинёнными – в Библии сказано: «Не господствуй над ним с жестокостью» (Третья книга Моисеева: Левит, глава 25, стих 43).

По мнению протестантов, Библия поощряет высокое качество товаров и услуг и честное отношение к клиентам, а также запрещает лживые способы обогащения – в Библии сказано: «Приобретение сокровища лживым языком – мимолётное дуновение ищущих смерти» (Книга Притчей Соломоновых, глава 21, стих 6); «не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные» (Третья книга Моисеева: Левит, глава 19, стихи 35–36); «не должны быть двоякие гири, большие и меньшие… гиря у тебя должна быть точная и правильная, …чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой даёт тебе, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду» (Пятая книга Моисеева: Второзаконие, глава 25, стихи 13–16), «мерзость пред Господом – неодинаковые гири, и неверные весы – не добро» (Книга Притчей Соломоновых, глава 20, стих 23).

Термин «Протестантская трудовая этика» был введён в научный оборот немецким социологом и философом Максом Веберо в его знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» в 1905 году. По мнению М. Вебера, экономический подъём и развитие европейского и американского капитализма объяснялся наличием протестантской этики, обусловившей трудовое рвение и рациональную организацию работы.

Христианская мораль и выживание человечества в XXI веке

История человечества, в том числе история России в XX столетии, показала утопичность нравственных теорий, которые построены на атеистической системе ценностей и на отрицании христианских моральных норм.

По мнению христиан, выживанию человечества помогает умение людей различать добро и зло, правду и ложь, святость и грех. Однако современная цивилизация начала отказываться от понятия греха, делая акцент на свободе человеческой личности и плюрализме поведенческой морали. Любое поведение считается оправданным и допустимым, если оно не нарушает свободу другого человека. В результате такого подхода, по мнению ревнителей христианской морали, стирается граница между добром и злом.

В современном мире довольно отчётливо проявляется тенденция к дехристианизации, в том числе в области нравственности. Значительно девальвируется институт традиционной семьи.

Старикам и неизлечимо больным предлагают «право на достойную смерть». Эвтаназия, то есть практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием и испытывающего вследствие этого заболевания невыносимые страдания, по его просьбе, уже стала легальной в ряде стран.

Христианство неоднородно, некоторые конфессии пересматривают традиционные библейские представления о добре и зле, о грехе и добродетели. Однако большинство христиан не собираются отказываться от основ Евангельского нравственного учения.

Христианство исходит из убеждения, что нравственная составляющая всегда должна лежать в основе человеческого бытия, и что она не возможна без Бога и без религии. Только религия даёт человеку прочную нравственную основу, только в религиозной традиции существует представление об абсолютных нравственных ценностях.

Как наиболее крупная мировая религия, христианство обладает значительным духовно-нравственным потенциалом для укрепления морального здоровья личности, общества, повышения способности к выживанию всего человечества.

Глава 4. Ислам

Ислам – мировая монотеистическая авраамическая религия

Ислам (на арабском языке «ал-ислам» – «покорность, предание себя Единому Богу») – самая молодая, возникшая в начале VII века, вторая по численности приверженцев, после христианства, мировая монотеистическая авраамическая религия.

Приверженцев ислама называют мусульманами. Арабское слово «муслим» означает «тот, который покоряется (Аллаху)» или «тот, который предаётся (Аллаху)», а Аллах в арабском языке – термин, обозначающий слово «Бог».

Число мусульман – более 1,8 млрд. человек, проживающих в более чем 125 странах мира (то есть 24,1 процента населения Земли). В 35 государствах мусульмане составляют большинство населения, в 28 странах ислам является государственной или официальной религией. Примерно 90 процентов мусульман мира составляют сунниты, последователи одного из основных направлений ислама, приблизительно 10 процентов – шииты[261].

Основатель ислама – пророк Мухаммад (571–632). Имя «Мухаммад» значит «Восхваляемый, Достойный хвалы». Согласно мусульманской традиции, после произношения или написания имени Мухаммада всегда говорится «Салла-л-Лаху алейхи ва саллам» – то есть «Да благословит его Аллах и приветствует».

Согласно учению ислама, Мухаммад является посланником Аллаха и «печатью пророков», то есть последним пророком. После Мухаммада никаких других пророков уже не будет. Мухаммад занимает самое высокое положение среди пророков (поэтому один из его эпитетов – Господин Пророков).

Согласно исламскому вероучению, Коран – священная книга мусульман – был передан путём откровения пророку Мухаммаду. Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух, назидание». Согласно мусульманской традиции, передача Корана была осуществлена через ангела Джибраила (отождествляется с библейским архангелом Гавриилом) и длилась 22 года (с 610 по 632 год). Коран был записан со слов пророка Мухаммада его сподвижниками. Только Коран на арабском языке является Священным Писанием, перевод на любой язык мира таковым не является.

Вторым, после Корана, источником исламского права и морали является Сунна (на арабском языке означает «обычай, пример») – мусульманское священное предание, излагающее примеры из жизни пророка Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина. Сунна передавалась устно сподвижниками пророка Мухаммада и была зафиксирована в виде хадисов[262]. Слово «хадис» в переводе с арабского языка буквально может переводиться как «беседа, предание, рассказ».

Пророк Мухаммад предупреждал, что тот человек, который станет приписывать ему то, чего он не говорил, непременно займёт своё место в адском огне. Эти слова влияли на богобоязненных сподвижников. Зачастую хадисы раскрывают более подробно предписания, которые содержатся в Коране. Например, в Коране говорится, что нужно совершать намаз (каноническую молитву). Хадисы же рассказывают, как именно нужно это делать.

Важную роль в исламе играет такое многозначное понятие, как «Шариат» (в переводе с арабского языка «ясный, правильный путь»; «закон, обязательные предписания»). Шариат – это комплекс предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман. Шариатские предписания закреплены прежде всего Кораном и Сунной[263] и выступают источниками конкретных норм, регулирующих практически все сферы повседневной жизни мусульман.

В более широком толковании Шариат охватывает также нормы, выработанные в правовых школах (мазхабах[264]). Поэтому, наряду с нормами, имеющими прямое божественное происхождение, Шариат включает установления, сформулированные людьми на их основе или в согласии с ними.

Шариат воспринимается в массовом сознании как исламский образ жизни в целом, всеобъемлющий исламский комплекс правил поведения, включающий религиозные, бытовые, нравственные, юридические нормы. В таком широком смысле Шариат называют «религиозным законом», причём термин «закон» употребляется не в юридическом значении, а в общесоциальном.

Аналогичную смысловую нагрузку несёт и выражение «законы Шариата».

В современном мусульманском праве преобладает точка зрения, согласно которой Шариат включает положения Корана и Сунны, имеющие ясный смысл и одинаково понимаемые всеми богословско-правовыми школами (мазхабами).

Пять столпов ислама

Пять столпов ислама включают пять действий, обязательных для правоверного мусульманина, среди которых:

1) декларация веры, содержащая исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада (шахада);

2) пять ежедневных молитв (намаз);

3) обязательное пожертвование в пользу нуждающихся (закят);

4) пост во время месяца Рамадан (ураза);

5) паломничество в Мекку (хадж).

Кратко остановимся на содержании пяти столпов ислама.

Первый столп ислама – Шахада

Шахада (буквально на арабском языке «свидетельство») – свидетельство о вере в Единого Бога (Аллаха) и посланническую миссию пророка Мухаммада. В краткой форме перевод шахады выглядит следующим образом: «Свидетельствую, что нет Божества, кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха».

С точки зрения ислама, с момента осознанного и искреннего произнесения шахады человек может считаться мусульманином. Троекратное произнесение шахады перед официальным лицом составляло в Средние века ритуал принятия ислама. Произнесением шахады начинаются мусульманские молитвы и любые религиозные или светские мероприятия, проводимые в исламских странах.

Шиитская шахада отличается от суннитской добавлением слов о праведном халифе и первом шиитском имаме Али ибн Абу Талибе. В общем виде шиитская шахада имеет следующий вид: «Свидетельствую, что нет Божества, кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха и Али – друг Аллаха».

Второй столп ислама – пять ежедневных молитв (намаз)

Намаз (слово «намаз» имеет персидское происхождение и в переводе с языка фарси обозначает «молитва, молитвенное место»), или «салят», на арабском языке – «каноническая молитва», один из пяти столпов ислама.

Каждый совершеннолетний мусульманин обязан пять раз в день совершить молитву. Ежедневный молитвенный цикл состоит из пяти обязательных молитв, в который входят утренняя, полуденная, предвечерняя, вечерняя и ночная молитва.

Намаз совершается в определённое время, в соответствии с установленным ритуалом. В зависимости от правовой школы (мазхаба), некоторые молитвенные формулы могут отличаться. Весь порядок моления сложился как подражание молитвенным позам и движениям пророка Мухаммада.

Намаз можно совершать как индивидуально, так и коллективно в любом подходящем месте, причём полуденный намаз в пятницу рекомендуется совершать в мечети. Все молитвенные формулы и слова должны произноситься на арабском языке. В настоящее время в большинстве мусульманских стран не установлено строгого контроля за выполнением намаза, и его совершение является делом совести каждого мусульманина.

Помимо обязательных молитв, мусульмане могут совершать и добровольные молитвы, что считается богоугодным поступком.

Третий столп ислама – обязательное пожертвование в пользу нуждающихся (закят)

Закят – один из пяти столпов ислама, обязательный ежегодный налог (обязательное пожертвование) в исламском праве, выплачиваемый с различного вида доходов и имущества (движимого и недвижимого) всеми состоятельными мусульманами в пользу нуждающихся единоверцев. Согласно Шариату, выплата закята означает, что полученные доходы и нажитое богатство не являются греховными. В связи с этим вполне возможно, что происхождение арабского слова «закят» связано со словами «увеличение» («язку») или «очищение» («заки») имущества, из которого он выплачен.

В Коране указывается, что «пожертвования предназначены для неимущих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать[265], для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый»[266].

Точные размеры закята, как и виды собственности, на которые он распространяется, являются предметом дискуссий среди знатоков мусульманского права. В частности, с денежных единиц (в том числе с валюты и банковских вкладов) полагается уплачивать 2,5 процента.

Результатом выплаты закята, согласно исламским представлениям, становится очищение души от жадности, помощь мусульманам в их нуждах, проявление любви и братства между ними, избавление от эгоизма и неумеренности, освобождение сердец от зависти. Специально оговаривается, что когда человек даёт закят нуждающимся, то должен делать это скромно и без высокомерия, с милосердием и состраданием.

Помимо закята – обязательного пожертвования, которое мусульмане выплачивают раз в году, – существует и широко распространена садака[267] – добровольная милостыня, которую человек выплачивает по собственному усмотрению и желанию в неограниченном количестве.

Четвёртый столп ислама – пост во время месяца Рамадан (ураза)

Слово «Рамадан» происходит от арабского корня, который в переводе означает «иссушенная солнцем земля». Рамадан – девятый месяц мусульманского лунного календаря. Как говорится в Коране, «в месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определённое число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны»[268].

Пост (ураза) установлен пророком Мухаммадом в 624 году. Пост заключается в полном воздержании в светлое время суток от приёма пищи, питья, исполнения супружеских обязанностей и от всего, что отвлекает от благочестия. С заходом солнца запреты на приём пищи, питья и исполнения супружеских обязанностей снимаются.

Рамадан, как считают мусульмане – это не просто отказ от еды и питья. Это духовное очищение, воздержание от плохих поступков и плохих мыслей – воспитание своего духа и полное поклонение Творцу. Постящийся, как правило, продолжает вести свой обычный образ жизни: ходит на работу, учёбу, выполняет свои социальные обязанности, но, в первую очередь, посвящает больше времени чтению Корана и молитвам. В течение месяца Рамадан рекомендуется совершать больше богоугодных дел, раздавать милостыню, улаживать ссоры.

Пост обязателен для всех взрослых мусульман. Освобождённые от поста по временным обстоятельствам должны выдержать его в течение следующего года в удобное время. Нарушившие пост случайно – должны возместить потерянные дни после окончания месяца. Те, кто нарушил пост умышленно, должны кроме возмещения этих дней принести покаяние и совершить искупительные действия.

Пятый столп ислама – хадж

Слово «хадж» в переводе с арабского означает «сильное желание, намерение и посещение того, кого возвеличили». Хадж – это обязательное совершение паломничества в Мекку и Медину теми мусульманами, которые достигли совершеннолетия и имеют необходимые физические и материальные возможности.

В Медине находится могила пророка Мухаммада, а в Мекке – главная святыня ислама, Кааба. Исламские источники утверждают, что Кааба впервые была построена Адамом, разрушена во время потопа, но восстановлена пророком Ибрахимом (Авраамом) и его сыном Исмаилом.

Древние арабы, вплоть до завоевания мусульманами Мекки, совершали паломничество к Каабе, в которой находились их идолы. В своём нынешнем виде хадж существует со времени пророка Мухаммада. Сам пророк Мухаммад совершил своё единственное («прощальное») паломничество в 632 году.

Согласно исламскому вероучению, хадж снимает с человека его грехи.

Основные обряды хаджа были определены самим пророком Мухаммадом. Ритуал паломничества подробно разработан представителями основных религиозно-правовых школ (мазхабов).

Хадж играл важную роль в средневековом мусульманском мире, своё значение он сохраняет и в настоящее время.

Люди, совершившие паломничество в Мекку, как правило, пользуются всеобщим уважением и получают звание хаджи (на арабском языке «паломник»).

Наряду с хаджем существует и «малое паломничество» – умра, которое можно осуществить в Мекку не в период проведения хаджа[269], а в другое время года. Умра считается богоугодным делом, но не равноценным хаджу.

Исламская моральОсновы исламской морали

Исламская мораль основана на этических положениях Корана и Сунны, этико-правовых прецедентах в исламском праве, а также местных традициях (адат[270]), не противоречащих основным положениям ислама. Базовые принципы исламской морали вытекают из распространения основных положений исламского вероучения на внутренний мир человека и его поведение.

В исламе понятие морали тесно связано с понятием благочестия и является частью Шариата (религиозного исламского закона) в широком смысле слова. Для ислама характерна тесная связь морали и права, многие нормы исламской морали имеют правовое значение. Шариат содержит комплекс предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман.

Исламская мораль опирается на систему нравственных норм, базирующихся на представлении о том, что высшей целью человеческих деяний является стремление достичь довольства Бога. Сделав божественное откровение основным источником морали, ислам ориентирован на сочетание стабильности, постоянства нравственных стандартов и их разумной гибкости в пределах границ, за которыми начинается нравственная распущенность и разврат.

Исламская мораль ориентирована на тесное сочетание искренней любви к Богу и справедливого отношения к окружающим. В Коране говорится: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные»[271].

Вышеприведённый аят, по мнению исламских богословов, устанавливает важные принципы, на основе которых деяния человека классифицируются как хорошие или плохие. Эти принципы представляют собой некий стержень, вокруг которого вращается вся система моральных устоев мусульманина.

В исламской традиции принято выделять четыре основных принципа, заключённых в этом аяте:

1) Мусульманин должен быть правдив и искренен в своей вере.

2) Он должен быть готов к тому, чтобы, не колеблясь, выполнить требования своей религии, что, в частности, может выражаться в расходовании имущества в пользу нуждающихся.

3) Он должен строго соблюдать божественные законы и нормы исламской нравственности.

4) Он должен быть терпеливым и оставаться твёрдым в своей вере независимо от испытаний, обрушившихся на него.

Некоторые нравственные качества мусульманинаБогобоязненность (таква)

Одно из важнейших нравственных достоинств мусульманина – богобоязненность (на арабском языке слово «таква» обозначает и «богобоязненность», и «благочестие»). Богобоязненность (таква) в исламе понимается как состояние, в котором правоверный мусульманин начинает понимать, что все его мысли, слова и поступки открыты взору Бога. Таква выражается в скрупулёзном выполнении предписаний Шариата; в вере в единство Аллаха и отказе от неверия; в чистоте намерений и искренности в стремлении избегать греховных поступков и совершать добрые деяния. Это понятие является источником достоинства, благочестия и всего ценного для человека.

Как говорится в Коране о богобоязненности, «… самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный»[272]. Причём рай, согласно Священному Писанию мусульман, уготован для богобоязненных: «Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро»[273].

Упование на Аллаха (Таваккуль)

Значение арабского слова «Ат-Таваккуль» – «доверие, опора, перепоручение дела кому-то». Таваккуль – это упование на милость Аллаха, когда мусульманин, предпринимая все усилия для достижения определённой цели, тем не менее, в получении результата надеется лишь на одного Аллаха, уповает лишь на Него, а если не достигает желаемого, то проявляет покорность судьбе и говорит: «Возможно, для меня это даже лучше». Ведь Аллах обладает всеведением, поэтому, как сказано в Коране, «быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете»[274].

Упование на милость Аллаха – это необходимое для мусульманина нравственное качество. Всевышний во многих аятах Корана повелевает уповать лишь на Него. Так, в Священном Писании ислама сказано: «Уповай на Милость Аллаха, и довольно того, что Он является Попечителем и Хранителем!»[275] Как говорится в другом аяте Корана, «когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха. Воистину, Аллах любит уповающих на Него»[276].

Вместе с тем, исламские богословы указывают, что упование на Аллаха (таваккуль) не оправдывает бездействие и пассивность. Мусульманин должен сделать всё зависящее от него для успеха дела, приложить максимальные усилия, и только после этого полагаться на Всевышнего. Так, например, как сказано в одном из хадисов, пророк Мухаммад ответил бедуину, не привязавшему своего верблюда и сославшегося на то, что он уповает на Аллаха: «Вначале привяжи верблюда, а затем уповай на Аллаха».

На страницу:
6 из 10