Полная версия
Религия, этика и выживание человечества в XXI веке
Для мусульманина терпение (на арабском языке «сабр» – это слово означает «терпение, выносливость») – одно из ценнейших нравственных качеств. Как говорится в Священном Писании ислама, «Аллах любит терпеливых»[277]. Пророк Мухаммад называл терпение (сабр) «половиной религии». Коран предписывает мусульманам быть терпеливыми и стойко переносить все тяготы жизни. Как сказано в одном из аятов: «Скажи Моим рабам, которые уверовали: “Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью без счёта”»[278]. В другом аяте говорится: «Они получат свою награду в двойном размере за то, что были терпеливы. Они отвращают зло добром…»[279] Только терпеливые могут добиться успехов в обоих мирах (земном и небесном) и заслужить милость Аллаха. Как сказано в Коране: «И только тем, которые терпели и творили добрые деяния, уготованы прощение и великая награда»[280].
Мусульманские богословы выделяют несколько разновидностей терпения, которые жизненно важны для верующих.
Первый вид – это терпение при совершении того, чем Аллах доволен (то есть, акты поклонения и совершение благих дел), даже если это затруднительно для души и тела человека.
Второй вид терпения – это терпение при воздержании от тех поступков, которые Аллах запретил, даже если они желанны для человека. Тот, кто соблюдает такое терпение, является человеком, которого ангелы будут приветствовать (в Судный день) по воле Аллаха и кто попадёт в рай.
Третий вид терпения – проявление терпения в бедах, включая терпеливое перенесение вреда, наносимого людьми. В исламе признаётся, что упование на Бога (таваккул) и терпение (сабр) тесно связаны с верой в предопределение (такдир) и представлением о невозможности избежать своей судьбы, в том числе бед и несчастий, если такова воля Аллаха. Оно выражается в отсутствии возражений и недовольств в отношении предопределений Всевышнего.
Исламские богословы согласны в том, что проблема и сущность Божественного предопределения не может быть до конца осознана человеческим разумом. Человеку не дано полностью постичь волю Аллаха. На основании соответствующих хадисов пророка Мухаммада богословы рекомендуют чрезмерно не углубляться в суть этой проблемы. Так, в хадисе, переданном известным хадисоведом и исламским правоведом Абу Иса Мухаммадом ибн Иса ат-Тирмизи (824–892), сказано: «Знай – то, что миновало, не должно было с тобой случиться, а то, что случилось с тобой, не должно было тебя миновать. И знай, что нет победы без терпения, находки без потери, облегчения без трудностей».
Мусульманин не должен жаловаться на несчастья, терпение необходимо проявлять даже тогда, когда человеку трудно переносить тяготы жизни. Но если без жалоб рассказывать о постигшей беде кому-либо, то в этом нет противоречия терпению.
Четвёртый вид терпения – терпение в отношении должника, у которого нет возможности вернуть долг. Как повествуется в одном из хадисов, пророк Мухаммад сказал: «Терпеливое отношение к должнику, у которого нет возможности возместить долг, – это милостыня, благодаря которой Аллах закрывает для него (кредитора) и его детей, а также для его имущества семьдесят врат бед».
СправедливостьКоран считает справедливость одним из ценнейших нравственных качеств. Как говорится в Коране, «воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость…»[281] Важнейшую роль справедливости в коранической системе ценностей можно увидеть в следующем аяте: «Мы уже отправили Наших посланников[282] с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости…»[283]
Каждого верующего Всевышний призывает к справедливости. В Коране предписывается: «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнёт вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете»[284].
Мусульманин должен быть справедлив даже в тех случаях, когда его свидетельство будет противоречить его собственным интересам, интересам его родителей или близких родственников. Как сказано в Коране: «О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников… Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете»[285].
В другом аяте говорится об условиях, при соблюдении которых возможно доброе и справедливое отношение к немусульманам: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных»[286]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
При этом даже в глубокой древности религия не обладала монополией на мораль. В частности, такие нравственные категории, как честь, верность, доблесть возникли среди воинства, а трудолюбие, честность – среди земледельцев и ремесленников.
2
Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848). Георгий Валентинович Плеханов (1856–1918) считал В. Г. Белинского «самым глубокомысленным из наших критиков», обладавшим «чутьём гениального социолога».
3
К различным разделам прикладной этики можно отнести биоэтику (учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии); компьютерную этику (употребляются также такие термины, как «информационная этика», «киберэтика»); медицинскую этику; профессиональную этику; социальную этику; политическую этику; экологическую этику; деловую этику; юридическую этику; религиозную этику.
4
Л. Рон Хаббард. Введение в саентологическую этику. Копенгаген: Издательство New Era Publications International ApS. – С. 3, 23.
5
Вторая книга Моисеева: Исход, глава 20, стихи 12–17.
6
«Палийский Канон» – собрание буддийских текстов на языке пали (один из наиболее известных среднеиндийских языков; родина пали – Индия; ещё до нашей эры распространился на острове Шри-Ланка, а в конце первого – начале второго тысячелетия – в ряде стран к востоку от Индии). Тексты, входящие в «Палийский Канон», несколько веков передавались устно. В письменном виде на пальмовых листьях «Палийский Канон» появился лишь на Четвертом буддийском соборе в Шри-Ланке около 80 г. до н. э., то есть более чем через четыреста лет после смерти Будды.
7
750 определений религии: история символизаций и интерпретаций: монография / под редакцией доктора филос. наук проф. Е.И. Аринина; Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. – Владимир: Издательство Владимирского государственного университета, 2014. – 460 с.
8
Д.М. Угринович. Введение в теоретическое религиоведение. М, «Мысль», 1973. – 239 с.
9
В переводе с английского ecstatic – «восторженный, постигший экстаз». Экстатический – вызванный экстазом, связанный с экстазом, проникнутый экстазом.
10
В исламе важная роль отводится покаянию. В Коране упомянуты два ангела, которые приставлены к каждому человеку: один из них – Ракиб, записывающий все благие поступки и слова, – находится с правой стороны, а другой – Атид, записывающий все недостойные поступки и слова, – находится с левой стороны. По мнению ряда авторитетных богословов, ангел, который по правую сторону (и записывает благие поступки), старше того, кто находится по левую сторону (записывающего плохие поступки). Когда человек совершает один благой поступок – ангел записывает ему это десятикратно. А когда он совершает грех и ангел, что находится по левую сторону, хочет записать его, ангел с правой стороны говорит ему: «Подожди!» – и тот ждёт в течение шести часов. И если человек раскается за это время – грех ему не записывают, а если не раскается – записывается лишь один грех. При этом искреннее покаяние должно соответствовать трём условиям: покаявшемуся следует отказаться от совершения того греха, в котором он каялся; он должен искренне раскаяться, то есть выразить сожаление, что он совершил этот грех; ему необходимо принять твёрдое решение никогда не совершать подобного впредь. А если грех так или иначе затрагивает другого человека, покаяние вдобавок к трём вышеупомянутым условиям должно соответствовать еще одному: покаявшийся должен загладить свою вину перед тем, кто пострадал от него.
11
Эти афоризмы приписываются священномученику Киприану (около 200–258), епископу Карфагенскому, который писал: «Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева» (Книга о единстве Церкви // Священномученик Киприан Карфагенский. Творения. – М.: Паломник, 1999. – С. 236).
12
По данным Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета (http://religion.rsuh.ru/).
13
Среди государств мира есть некоторые страны, в которых та или иная религия сохраняет доминирующие позиции, например Ватикан (католицизм), Саудовская Аравия (суннитский ислам), Иран (шиитский ислам).
14
Научно-техническая революция – коренная перестройка технических основ материального производства, начавшаяся в середине XX века, на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.
15
Отчуждение – философская категория, означающая отделение от людей процесса и результатов их деятельности, при котором процесс и результаты деятельности становятся неподвластными человеку и даже господствуют над ним, делая чуждыми друг другу человека и создаваемый им мир, а также вызывая и отчуждение человека от человека.
16
Сексуальная революция – коренные изменения в сексуальной жизни, «раскрепощающие» личность и общество, нивелирующие значимость моральных норм о запрете секса вне брака, целомудрии и многие другие. Сексуальная революция впервые произошла в Советской России после Октябрьской революции. На Западе она пришлась на 1960-е – 1970-е годы, что связано прежде всего с подрастанием поколения, родившегося после Второй мировой войны, развитием средств контрацепции, секуляризацией (ослаблением воздействия норм религиозной морали).
17
Человек разумный (Homo sapiens) – биологический вид, способный к речи, абстрактному мышлению, прямохождению и изготовлению орудий труда и их использованию, приготовлению пищи при помощи огня и использованию одежды. Современный человек, согласно научным данным, появился в Африке около 200 тысяч лет назад. Около 100 тысяч лет назад люди начали расселяться по другим континентам и приблизительно 40 тысяч лет назад люди уже населяли практически всю Землю.
18
Так, Фонд глобальных проблем (Global Challenges Foundation, Стокгольм, Дания) подготовил отчёт Global Catastrophic Risks 2017 («Глобальные катастрофические риски – 2017»), который представляет собой анализ наиболее серьёзных угроз для человечества, составленный с участием ведущих экспертов из аналитических центров, университетов и других учреждений всего мира (https://globalchallenges.org/ru/our-work/annual-report/annual-report-2017).
19
Фрэнк Феннер (некролог) «Нью-Йорк таймс» (The New York Times). 2010. 25 ноября.
20
На поздних стадиях эволюции звёзд после выгорания водорода в их недрах и образования «пассивного» (не участвующего в термоядерных реакциях) гелиевого ядра звёзды превращаются в так называемых «красных гигантов» и сверхгигантов. Характерный радиус «красных гигантов» – от 100 до 800 солнечных радиусов.
21
Некоторые учёные полагают, что люди научатся жить на Титане, самом крупном спутнике Сатурна (Чарльз Уолфорт, Аманда Хендрикс. За пределами Земли: В поисках нового дома в Солнечной системе. М.: ООО «Альпина нон-фикшн», 2018. – 372 с.).
22
София Нескучная. Каждой звезде по планете (https://www.gazeta.ru/science/2012/01/12_a_3960377.shtml).
23
В.С. Безрукова. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург: Издательство «Деловая книга». 2000. – 937 с.
24
См., например: И.И. Гончаров, А.Е. Захаров, Г.А. Волков, С.И. Донец. Выживание человека в экстремальных условиях. Учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство «Аврора». 2015. – 264 с.
25
Антисфен (444 г. до н. э. – 365 г. до н. э.) – древнегреческий философ, в зрелом возрасте становится последователем Сократа. Антисфен присутствовал при предсмертной беседе Сократа, описанной в произведениях Платона. Антисфен – родоначальник и главный теоретик кинизма, одной из самых знаменитых сократических школ. Киники учили, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным.
26
Аристотель (384 год до н. э. – 322 год до н. э.) – древнегреческий философ, наиболее влиятельный из философов древности, основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления, заложил основы современных естественных наук, разработал оригинальное этическое учение. Свои понятия о добре и о законах нравственной жизни человека Аристотель изложил в трактате, который написал для своего сына, Никомаха. Для Аристотеля человек – это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами. Главную отличительную черту добродетели Аристотель видит в том, чтобы держаться разумной середины между противоположными крайностями, ибо крайности – это пороки. Так, пороками являются две крайности: тщеславие и малодушие, а середина между ними – великодушие – это этическая добродетель. К числу добродетелей Аристотель относит также мужество (среднее между пороками безрассудной отваги и трусости), щедрость (среднее между расточительством и скупостью) и т. д.
27
Альберт Эйнштейн (1879–1955) – физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист.
28
Основные формы традиционных верований: анимизм, фетишизм, культ предков, тотемизм, различные промысловые и аграрные культы. Анимизм – вера в существование духов и душ как сверхъестественных образов, управляющих всеми явлениями и процессами материального мира (иногда под термином «анимизм» объединяются все первобытные верования). Анимистические образы – это духи умерших предков, души людей, животных и растений, духи природных явлений и стихий (грома, ветра), духи болезней. Фетишизм – поклонение неодушевлённым предметам и явлениям природы, которым приписываются сверхъестественные свойства и которые превращаются вследствие этого в объекты поклонения. Широко распространено представление о фетише как временном вместилище духа, действующего через него. Культ предков – поклонение душам или духам умерших предков (прародителей). Предки рассматриваются как хранители земли и гаранты благосостояния своего рода (семьи, племени). Тотемизм основан на представлении о сверхъестественном родстве между определённой социальной общностью (обычно родом) и тотемом – мифическим предком. Тотемами чаще всего служили различные животные и растения, реже – явления природы и неодушевлённые предметы.
29
Монотеизм (буквально «единобожие» от греческих слов «моно» – «один» + «теос» – «Бог») – система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. Противоположен политеизму (многобожию).
30
Имя Авраам на древнееврейском дословно означает «отец многих». Повествование о жизни Авраама содержится в Первой книге Моисеевой: Бытие (глава 11, стих 26 – глава 25, стих 10). Согласно традиционной библейской хронологии, Авраам родился в 1812 году до н. э. (XIX век до н. э.), прожил 175 лет и умер в 1637 году до н. э. (XVII век до н. э.). По сведениям, приводимым в «Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона», Авраам родился в 2040 году до н. э. (XXI век до н. э.) и умер в 1865 году до н. э. (XIX век до н. э.).
31
См.: Первая книга Моисеева: Бытие, глава 17, стихи 1–22.
32
Земля Ханаанская – в Пятикнижии Моисеевом (Четвёртая книга Моисеева: Числа, глава 34 стихи 1–12) так называется территория между рекой Иордан и Средиземным морем.
33
Послание к Галатам святого апостола Павла, глава 3, стихи 6–7.
34
Имя Лот на древнееврейском дословно означает «покров», «покрывало». Лот – библейский ветхозаветный персонаж; в Книге Бытия племянник Авраама. За исключением жены Авраама Сарры, Лот был единственным родственником, сопутствовавшим патриарху Аврааму при его переселении в землю Ханаанскую. Перед разрушением небесным огнём двух нечестивых городов, Содома и Гоморры, от общей гибели спаслось только семейство Лота, которое из города вывели два ангела.
35
Сура – одна из 114 глав Корана.
36
Кааба – мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Заповедной Мечети в Мекке. Это одно из основных мест, собирающее, согласно кораническим предписаниям, паломников во время хаджа. Кааба носит символическое имя «аль-Бэйт аль-Харам», что означает в переводе с арабского «священный дом». Коран называет Каабу первым сооружением, возведённым непосредственно для поклонения Богу. С глубокой древности Кааба не единожды перестраивалась. Считается, что первое здание Каабы было возведено небесными ангелами, а следующими её строителями стали, последовательно, пророки Адам и Ибрахим.
37
Сура Аль-Бакара, 2:127.
38
Хадж – паломничество, связанное с посещением Мекки и её окрестностей.
39
Исаак (согласно традиционной библейской хронологии, родился в 1713 г. до н. э., скончался в 1533 г. до н. э.) – второй из патриархов Израиля, согласно библейскому повествованию, рождённый Авраамом (в возрасте 100 лет) и Саррой (в возрасте 90 лет). В еврейской традиции имя Исаак (буквально «засмеётся») связывается со смехом престарелых Авраама и Сарры, когда им было предсказано рождение сына; однако более вероятный смысл имени – «пусть (Бог) засмеётся» (то есть взглянет благосклонно).
40
Первая книга Моисеева: Бытие, глава 22, стихи 1–18.
41
Мория (многие исследователи Библии считают, что название Мория означает «Господь указывает или усматривает») – древняя традиция отождествляет гору Мория с Храмовой горой в Иерусалиме, на которой впоследствии царь Давид поставил жертвенник, а Соломон возвёл Храм Богу Израиля.
42
Всесожжение – библейское название для особого рода жертвоприношений. В то время, как из других жертв сжигалась лишь одна часть, а остальное поступало в пользу священнослужителей или самих жертвователей, жертва, приносимая во всесожжение, сжигалась вся, знаменуя тем самым всецелое предание себя жертвователем на волю Божию. Для всесожжения должно было приноситься животное мужского рода, непорочное, телец, баран или козёл, а в случае бедности жертвователя – голубь или горлица. Жертвователь возлагал ему на голову руки, делая его как бы представителем всего своего существа и всей своей воли, и убивал его.
43
Первая книга Моисеева: Бытие, глава 22, стихи 1–2.
44
Первая книга Моисеева: Бытие, глава 22, стихи 9–12.
45
Первая книга Моисеева: Бытие, глава 22, стих 18.
46
Моисей Маймонид (Моше бен Маймон, 1135–1204) – выдающийся еврейский философ и богослов, духовный руководитель религиозного еврейства как своего поколения, так и последующих веков.
47
См.: Соборное Послание святого апостола Иакова, глава 2, стихи 21, 23.
48
См.: Послание к Евреям святого апостола Павла, глава 11, стихи 17–19.
49
См.: священномученик Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей). Книга 4, глава 5, § 4, 5.
50
См., например: протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. Часть 71. Принесение Исаака в жертву. Протоиерей Серафим Слободской (1912–1971) – священнослужитель Русской Православной Церкви за границей. Составленный им в 1957 году Закон Божий для семьи и школы – один из самых популярных учебников Закона Божьего, издававшийся многомиллионными тиражами.
51
О жертвоприношении Ибрахима повествуется в суре 37, аяты 99–107. Текст тридцать седьмой суры Корана начинается с клятвы ангелов, выстроившихся в ряды и поклоняющихся Всевышнему, – отсюда и название суры «Ас-Саффат» («Стоящие в ряд»).
52
Джабраил – один из четырёх особо приближённых к Аллаху ангелов, отождествляется с библейским архангелом Гавриилом.
53
Исмаил – старший сын пророка Ибрахима (Авраама) от египтянки Хаджар (Агарь), отождествляется с библейским Измаилом. Роль Исмаила в мусульманской традиции значительно выше, чем в библейской. Исмаил неоднократно упоминается в Коране. Мусульмане считают Исмаила прародителем части арабского этноса. По приказу Аллаха Исмаил вместе со своим отцом отстроил Каабу. Считается, что могила пророка Исмаила и его матери расположена около Каабы. На могилы Исмаила и Хаджар (Агарь) направлен «Водосток милости», предназначенный для того, чтобы во время редких дождей вода с крыши Каабы, символизируя благодать, стекала на могилы.
54
Ид аль-Адха (Курбан-байрам) – исламский праздник окончания хаджа в память жертвоприношения Ибрахима. Арабское название праздника Ид аль-Адха переводится как «праздник жертвы». В тюркских языках, а также в русском языке закрепилось название Курбан-байрам. Первая часть этого слова «курбан» происходит от тюркского «жертва», вторая часть – общетюркское слово «байрам», которое означает «праздник».
55
Подробнее см.: Олег Ивик. История человеческих жертвоприношений. – М.: Ломоносовъ, 2010. – 256 с.
56
Моавитяне – семитское племя на восточном берегу Мёртвого моря (Моав). Согласно Библии, моавитяне происходят от племянника Авраама – Лота. Религиозный культ моавитян включал принесение человеческих жертв.
57
Аммонитяне (аммониты) – семитский народ, живший в древности на восточном берегу Иордана до пределов Аравии (на территории современной Иордании). В Библии упоминается, что главным божеством аммонитян был Малк (Молох), которому приносились человеческие жертвы. Согласно Библии, аммонитяне происходили от Аммона, сына Лота.
58
Третья книга Моисеева: Левит, глава 20, стихи 1–5.
59
Владимир Сергеевич Соловьёв (1853–1900) – русский религиозный мыслитель, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Владимир Соловьёв является одной из центральных фигур в российской философии XIX века. Он основал направление, известное как христианская философия.
60
В. С. Соловьёв. Посвящение к неизданной комедии (1880).
61
Коран, четвёртая сура «Ан-Ниса» (название суры переводится с арабского как «Женщины»), аят, то есть стих, 3.
62
Соломон – царь (приблизительно 967 г. до н. э. – 928 г. до н. э.) еврейского государства в период его наивысшего расцвета, строитель Иерусалимского храма. Библия объясняет процветание страны под властью Соломона его необычайной мудростью.