Полная версия
Религия, этика и выживание человечества в XXI веке
219
В виду многоконфессиональности христианства нет единого мнения о том, какая из христианских церквей является истинной.
220
Первое Послание к Коринфянам святого апостола Павла, глава 13, стих 13.
221
С.С. Аверинцев (1937–2004) – филолог, культуролог, историк культуры, философ, литературовед. Член-корреспондент Академии наук СССР (1987), академик Российской академии наук (2003). По своим убеждениям был православным христианином.
222
С.С. Аверинцев. Вера // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Институт философии РАН; Национальный общественно-научный фонд; Председатель научно-редакционного совета В.С. Степин. – М.: Мысль, 2000–2001. – 2-е изд., испр. и допол. – М.: Мысль, 2010. Интернет-версия издания: (https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH21249546aec8c8b3b76221).
223
Послание к Евреям святого апостола Павла, глава 11, стихи 1, 6.
224
Горчичное зерно – образ крохотного семени, имеющего большую внутреннюю силу, потенциал для роста. В стручке горчицы (размер – 15–20 миллиметров) содержится 10–12 мелких шаровидных семян, диаметр которых, в зависимости от вида горчицы и региона произрастания, может составлять от 1 до 1,6 миллиметров. По мнению специалистов, в данном случае горчичным зерном названо семя чёрной горчицы (Brasica nigra). Она является однолетним растением, однако может достигать высоты 2,5–3 метра, имеет ветвистый стебель и выглядит как дерево.
225
Евангелие от Матфея, глава 17, стих 20.
226
Иаков Зеведеев – один из двенадцати апостолов, ближайших учеников Иисуса Христа; Родился в Галилее; старший брат Иоанна Богослова. Был убит в 44 году в Иерусалиме. В Деяниях святых апостолов (глава 12, стих 2) сообщается, что царь Ирод Агриппа I «убил Иакова, брата Иоанна, мечом».
227
Соборное Послание святого апостола Иакова, глава 2, стихи 17, 19, 20.
228
Послание к Галатам – книга Нового Завета, написанная апостолом Павлом и адресованная христианской общине Галатии (провинция Римской империи, располагавшаяся на территории Малой Азии, современная Турция).
229
Послание к Ефесянам – книга Нового Завета, входящая в число посланий апостола Павла и обращённая прежде всего к христианам из язычников малоазийского города Эфес (древний город на территории современной Турции).
230
Послание к Римлянам святого апостола Павла, глава 3, стих 28.
231
Послание к Галатам святого апостола Павла, глава 2, стих 16.
232
Послание к Ефесянам святого апостола Павла, глава 2, стихи 8, 9.
233
Подписи под декларацией поставили Эдуард Кассиди – кардинал, председатель Папского совета по содействию христианскому единству; Христиан Краузе – епископ, президент Всемирной Лютеранской федерации; Ишмаэль Ноко – генеральный секретарь Всемирной Лютеранской федерации, а также шесть вице-президентов Всемирной Лютеранской федерации.
234
Митрополит Филарет (Дроздов). Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной церкви. Ответ на вопрос 383.
235
Послание к Римлянам святого апостола Павла, глава 8, стихи 24–25.
236
Послание к Римлянам святого апостола Павла, глава 5, стихи 1–5.
237
Слово «промысел» относится к ремеслу, например, народный промысел, но – промысл Божий.
238
Паисий Святогорец (мирское имя Арсениос Эзнепидис, 1924–1994) – один из самых уважаемых греческих старцев, монах Афонской горы, известный своей подвижнической жизнью, духовными наставлениями и пророчествами. Паисия Святогорца широко почитают как старца не только в Греции, но и в России.
239
Иоанн Тобольский (в миру Иван Максимович Васильковский, 1651–1715) – епископ Православной Российской Церкви, с 1697 года – архиепископ Черниговский и Новгород-Северский, с 1711 года – митрополит Тобольский и всея Сибири. Известен своей миссионерской и богословской деятельностью, автор многочисленных поэтических сочинений. Прославлен в лике святителей 10 (23) июня 1916 года. В день памяти святителя с 1984 года совершается празднование в честь всех сибирских святых.
240
Миланский эдикт – датируемое 313 годом письмо императоров Константина и Лициния, провозглашавшее религиозную терпимость на территории Римской империи. Все религии уравнивались в правах, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт предусматривал возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений. Миланский эдикт явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи. Лициний – римский император в 308–324 годах, правил совместно с Константином Великим. В 314 году между Константином и Лицинием началась война, которая продолжалась десять лет. В 324 году Лициний был побежден и сдался Константину. Он передал Константину свое царское облачение и отрёкся от власти. Константин сослал Лициния в Фессалоники, но в 325 году приказал задушить его.
241
Гай Мессий Квинт Траян Деций (лат. Gaius Messius Quintus Traianus Decius), более известный в римской историографии как Деций Траян или Деций – римский император в 249–251 гг.
242
Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (лат. Gaius Aurelius Valerius Diocletianus, 245–313 гг.) – римский император в 284–305 гг.
243
Луций Цецилий Фирмиан Лактанций (лат. Lucius Caecilius Firmianus Lactantius; около 250 – около 325 гг.) – ритор (учитель риторики, ораторского искусства), принявший в 303 году христианскую веру. За образованность и красноречие Лактанций заслужил впоследствии почётное звание «христианского Цицерона». После прихода Константина к власти в западной части Римской империи Лактанций в 317 году был назначен воспитателем Криспа, старшего сына императора Константина Великого. Творческое наследие Лактанция довольно обширно. Труды Лактанция написаны изящным стилем с соблюдением классических литературных канонов. Они являются одним из самых ярких образцов всей позднеантичной литературы.
244
Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова, глава 4, стихи 8, 16.
245
Обожение (от греч. theos – «бог») – учение Православной Церкви о соединении человека с Богом через действие Божественной благодати. Обожение недостижимо человеческими усилиями и совершается во Христе благодатью Святого Духа. На высших ступенях духовной жизни, непременно связанных со стяжанием высочайшего смирения, обоженный христианин получает особую благодать совершенства, выражающуюся в дарах чудотворений, исцелений, прозорливости. При этом его душа и ум совершенно соединяются с Богом. К такому человеку относятся слова апостола Павла «уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Послание святого апостола Павла к Галатам, глава 2, стих 20).
246
Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова, глава 3, стих 16.
247
Евангелие от Матфея, глава 22, стихи 37–40. Эта же мысль содержится в Евангелии от Марка (глава 12, стихи 29–31) и в Евангелии от Луки (глава 10, стих 27).
248
Кимвал представляет собой небольшую (от 5 до 18 см.) бронзовую тарелку, посреди которой прикреплялся ремень (или шнурок) для надевания на правую руку. Кимвал ударяли о другой кимвал, надетый на левую руку. Известен с глубокой древности.
249
Первое Послание к Коринфянам святого апостола Павла, глава 13, стихи 1–8.
250
Нагорная проповедь – проповедь Иисуса Христа, в которой выражена сущность новозаветного нравственного учения. Была произнесена на холме в Галилее, вслед за призванием 12 апостолов. Содержание проповеди излагается в Евангелии от Матфея (гл. 5–7 и Луки гл. 6, 17–49).
251
Мытарём в Новом Завете называется человек, занимавшийся сбором податей и налогов в Древней Иудее. Так как мытари состояли на службе у римского прокуратора Иудеи, то они считались предателями иудейского народа. Они были всеми презираемы и нелюбимы, а общение с ними считалось грехом. Один из двенадцати апостолов Христа, а именно Левий Матфей, считающийся автором Евангелия от Матфея, ранее был мытарём. Об этом говорится в Новом Завете.
252
Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 43–48.
253
Евангелие от Иоанна, глава 13, стихи 34–35.
254
Отметим, что впервые в качестве государственной религии христианство было принято не в Римской империи, а в Армении в 301 году.
255
Плутарх (около 46 – около 127) – древнегреческий писатель и философ, общественный деятель римской эпохи. Наиболее известен как автор труда «Сравнительные жизнеописания», в котором воссоздавал образы выдающихся политических деятелей Греции и Рима. Сочинения Плутарха на различные темы принято объединять в серию под названием «Нравственные сочинения» («Моралии»).
256
Константин Великий (Флавий Валерий Аврелий Константин, лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus, 272–337) – римский император (306–337). Почитается как святой в лике равноапостольных. Константин созвал Никейский Собор 325 года, на котором заявил епископам «Вы – епископы внутренних дел церкви, я – поставленный от Бога епископ внешних дел». В 332 году Константин издаёт эдикт о разрушении языческих храмов, который, однако, не был приведён в исполнение.
257
Амвросий Медиоланский (лат. Ambrosius Mediolanensis, около 340–397) – миланский епископ, проповедник и гимнограф. Один из четырёх великих латинских учителей церкви. Почитается как святой и Католической, и Православной церковью.
258
Аврелий Августин Иппонийский (лат. Aurelius Augustinus Hipponensis), или Блаженный Августин (354–430) – христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Гиппонский (с 395 года), один из Отцов христианской церкви. Августин является святым Католической, Православной и Лютеранской церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный – Блаженный Августин).
259
Григорий I Великий, называемый в православной традиции Григорий Двоеслов (около 540–604) – Папа Римский с 3 сентября 590 года по 12 марта 604 года. Один из латинских великих учителей (отцов) Церкви. Почитается как святой Православной и Католической церквями, Англиканским сообществом и некоторыми Лютеранскими церквями. Протестантский реформатор Жан Кальвин восхищался Григорием и считал его последним хорошим Папой.
260
Фома Аквинский (лат. Thomas Aquinas, примерно 1225 – примерно 1274) – итальянский философ и теолог, канонизирован Католической церковью как святой.
261
Шииты (на арабском означает «приверженцы, последователи») – второе по численности направление в исламе, объединяющее различные общины, признавшие двоюродного брата, зятя и сподвижника пророка Мухаммада Али ибн Абу Талиба (599–661) и его потомков единственными законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммада в качестве руководителей исламской общины. Шиизм преимущественно распространён в Иране (шииты составляют свыше 90 процентов населения), Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также в Йемене, Афганистане, Турции, Сирии, Пакистане, Объединённых Арабских Эмиратах и Кувейте.
262
По степени достоверности хадисы классифицируются на достоверные, хорошие, слабые, недостоверные и выдуманные.
263
Хадисы, передающие личное мнение пророка Мухаммада, а не волю Аллаха, в Шариат не включаются.
264
Слово «мазхаб» относится к арабскому корню «захаба» – пойти, направиться. Мазхаб – слово на арабском языке, обозначающее школу шариатского права в исламе. К настоящему времени среди мусульман-суннитов распространение имеют четыре мазхаба.
265
Согласно принятым толкованиям, «те, чьи сердца хотят завоевать, – это люди, веру которых хотят укрепить».
266
Коран, сура 9, «Ат-Тауба» («Покаяние»), аят 60.
267
Слово «садака» имеет тот же корень, что и арабское слово «искренность» («сидк»).
268
Коран, сура 2, «Бакара» («Корова»), аят 185.
269
Хадж совершается на протяжении трёх месяцев лунного календаря – Шавваля, Зуль-Кайды и Зуль-Хиджы, то есть десятого, одиннадцатого и двенадцатого месяцев исламского календаря.
270
Адат (на арабском языке означает «обычай», «привычка») – совокупность народных обычаев в сфере имущественных и семейных отношений.
271
Коран, сура 2 «Аль-Бакара» («Корова»), аят 177.
272
Коран, сура 49 «Аль-Худжурат» («Комнаты»), аят 13.
273
Коран, сура 3 «Аль-Имран» («Семейство Имрана»), аяты 133–134.
274
Коран, сура 2 «Аль-Бакара» («Корова»), аят 216.
275
Коран, сура 33 «Аль-Ахзаб» («Сонмы»), аят 3.
276
Коран, сура 3 «Али Имран» («Семейство Имрана»), аят 159.
277
Коран, сура 3 «Али Имран» («Семейство Имрана»), аят 146.
278
Коран, сура 39 «Аз-Зумар» («Толпы»), аят 10.
279
Коран, сура 28 «Аль-Касас» («Рассказ»), аят 54.
280
Коран, сура 11 «Худ», аят 11.
281
Коран, сура 16 «Ан-Нахль» («Пчёлы»), аят 90.
282
Как принято считать в исламской традиции толкования Корана, фраза «Наших посланников» означает, что справедливость была целью всех пророков, которых Всевышний посылал к людям, и Священных Писаний, ниспосланных человечеству.
283
Коран, сура 57 «Аль-Хадид» («Железо»), аят 25.
284
Коран, сура 5 «Аль-Маида» («Трапеза»), аят 8.
285
Коран, сура 4 «Ан-Ниса» («Женщины»), аят 135.
286
Коран, сура 60 «Аль-Мумтахана» («Испытуемая»), аят 8.