bannerbanner
Притчи Господа Иисуса Христа
Притчи Господа Иисуса Христа

Полная версия

Притчи Господа Иисуса Христа

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 7

Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки,

доколе не вскисло все».

Согласно словам Иисуса Христа, закваска – это учение (Матф. 16:6–12).

Но в данном контексте это не фарисейское учение, поскольку оно сравнивается с Царствием Божьим. Это учение о спасении и освобождении, учение о Хлебе Жизни, о том, как стать таким хлебом. Важно, что это учение преподносит миру именно Женщина, вкладывая закваску в три меры муки – то есть в дух, душу и тело человека. Образ Женщины – это образ Церкви Христовой, которая выступает как Невеста Христа.

Эта притча подобна притче о семени, которое бросил в землю человек. Подобно ему, Женщина, положившая закваску, также не знает и не видит, какие внутренние процессы происходят с тестом, пока оно квасится и скисает. Но когда оно вскисает, то становится в три раза больше и пышнее, насыщенным воздухом-кислородом и пригодным для приготовления хлеба посредством проведения этого теста через огонь – крещение Духом Святым[19].

Эта притча подобна притче о горчичном зерне.

Поскольку ничтожное количество закваски (дрожжей), положенное в большой объем муки, сообщает ей свои свойства и возбуждает в ней брожение. Так же, как и предыдущие притчи, эта притча показывает как глобальные процессы – влияния слова, проповеди, учения на весь мир и человечество, так и на отдельных личностей.



Матф. 16:6–12

«Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.

Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли.

Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные,

что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о 5-и хлебах на 5 тыс. человек, и сколько коробов вы набрали? ни о 7-и хлебах на 4 тысячи, и сколько корзин вы набрали? как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам:

берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?

Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной,

но учения фарисейского и саддукейского».

Лук. 12:1

«Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга,

Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие».

1 Кор. 5:6–8

«Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?

Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом,

так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.

Посему станем праздновать не со старою закваскою,

Не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины».

Гал. 5:6–9

«Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание,

но вера, действующая любовью. Вы шли хорошо: кто остановил вас,

чтобы вы не покорялись истине? Такое убеждение не от Призывающего вас.

Малая закваска заквашивает все тесто».

Святитель Иоанн Златоуст[20]:

«Хотя ученики Его были всех бессильнее, всех уничиженнее, но так как сила, в них сокровенная, была велика, то она распростерлась по всей вселенной. Далее к этому образу Господь присовокупил еще подобие закваски.

Как закваска над большим количеством муки производит то, что муке усваивается сила закваски, так и вы преобразуете целый мир.

Обрати внимание на смысл: Господь избирает для образа то, что бывает в природе, чтобы показать, что слово Его так же непреложно, как и видимое в природе происходит по необходимым законам.

Не говори мне: что сможем сделать мы, двенадцать человек, вступив в среду такого множества людей? В том самом и обнаружится яснее ваша сила, что вы, вмешанные во множество, не предадитесь бегству.

Как закваска тогда только заквашивает тесто, когда бывает в соприкосновении с мукою, и не только прикасается, но даже смешивается с нею, так и вы, когда вступите в неразрывную связь и единение со врагами своими, тогда их и преодолеете.

И как закваска, будучи засыпана мукою, в ней не теряется, но в скором времени всему смешению сообщает собственное свойство, так точно произойдет и с проповедью.

Итак, не страшитесь, что Я сказал о многих напастях: и при них вы просияете и всех преодолеете. Итак, пусть никто не жалуется на скудость: велика сила проповеди; однажды вскиснувшее само делается закваскою для прочего.

Как искра, когда коснется дров, зажженное ею делает новым источником огня, и таким образом простирается дальше и дальше, – так и проповедь.

Но Господь сказал не об огне, а о закваске. Почему же?

Потому что там не все зависит от огня, но многое и от зажженных дров; здесь же закваска все производит сама собою.

Если же двенадцать человек заквасили целую вселенную, то размысли, как мы худы, когда, не смотря на всю свою многочисленность, не можем исправить оставшихся, мы, которых по надлежащему было бы довольно стать закваскою для тысячи миров!

Но то, скажешь, были апостолы. Что же из того? Не находились ли они в одинаковых с тобою обстоятельствах? Не в обществах ли жили?

Не ту же ли несли участь, не занимались ли ремеслами?

Разве Ангелы они были? Разве с неба сошли? Но, скажешь, они имели дар чудотворения. Но не по чудотворениям они сделались сами чудными. И долго ли эти чудеса будут служить для нас прикрытием нашего нерадения? Посмотри на целый сонм святых, просиявших не чудесами. Многие изгоняли даже бесов, но потому, что творили беззаконие, не только не сделались чудными, но еще подверглись и наказанию.

Что же такое, спросишь, соделало апостолов великими? Пренебрежение богатства, презрение славы, свобода от житейских попечений.

Если бы не имели они этого, но оставались рабами страстей, то хотя бы и тьмы мертвецов воскресили, не только бы не принесли никакой пользы, но сочтены были бы еще и обманщиками…

Что же составляет жизнь нашу? Явление ли чудес, или заботливость о благоустройстве поведения? Очевидно, что последнее. Чудотворения же и начало отсюда заимствуют, и конец свой здесь же имеют.

Кто ведет превосходную жизнь, тот привлекает к себе и благодать чудотворения.

А приемлющий благодать приемлет для того, чтобы исправлять жизнь других».

6. Притча о сокровище на поле



Матф. 13:44

«Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле,

которое, найдя, человек утаил,

и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то».

Поле – это Библия. В нем сокрыто сокровище, но оно не на поверхности, оно сокрыто в глубине, и не всякому дано обрести его. Чтобы его найти, необходимо приложить старания: копать его и возделывать.

И когда сокровище Премудрости отрывается тебе и ты познаешь глубокий сокровенный смысл Слов Жизни, поначалу не стоит объявлять всем об этом, желая получить похвалу от людей, потому что поле еще не твое по праву и ты еще не силен удержать это полученное даром сокровище, которое в любой момент может быть украдено или забрано у тебя.

Посему следует утаить его, пока не приобретешь это поле, заплатив за него все, что имеешь. Вот тогда поле станет твоим и, работая на нем, ты сможешь найти еще много сокровищ и обрести несметные богатства.

Обрати внимание, что, когда человек нашел на поле сокровище, он не унес его с собой, чтобы потратить, а спрятал его обратно и пошел покупать поле! Мудрый шаг! Это и есть правильное вложение капитала.

А какова же цена поля?

Его цена – твоя жизнь, твоя душа, твое сердце.

Оно стоит всего, что дал тебе Бог: все твои стремления, желания, помыслы, твои способности – все необходимо направить на то, чтобы приобрести то поле, чтобы оно стало твоим по праву.

Выбросить вон и избавиться от всех пороков, страстей и желаний, бывших в тебе: зависти, гордости, лжи, сомнений и т. д.

Постепенно, посредством обличения себя и покаяния, человек освобождается от пороков и по милости Божьей копит в себе те добродетели, которые необходимы для покупки этого поля.

И когда это происходит, поле, в котором спрятаны сокровища, становится твоим по Закону, поскольку ты дал за него цену и законно приобрел его!

После этого больше никто не сможет отобрать его у тебя! Ты становишься его законным обладателем!

Прит. 4:7

«Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум».

1 Пар. 21:22–25

«И сказал Давид Орне: отдай мне место под гумном,

я построю на нем жертвенник Господу;

за настоящую цену отдай мне его, чтобы прекратилось истребление народа. И сказал Орна Давиду: возьми себе; пусть делает господин мой царь что ему угодно; вот я отдаю и волов на всесожжение,

и молотильные орудия на дрова, и пшеницу на приношение; все это отдаю даром.

И сказал царь Давид Орне: нет, я хочу купить у тебя за настоящую цену,

ибо не стану я приносить твоей собственности Господу,

и не буду приносить во всесожжение взятого даром.

И дал Давид Орне за это место шестьсот сиклей золота».

Ис. 39:1–8

«В то время Меродах Валадан, сын Валадана, царь Вавилонский,

прислал к Езекии письмо и дары, ибо слышал, что он был болен и выздоровел.

И обрадовался посланным Езекия, и показал им дом сокровищ своих, серебро и золото, и ароматы, и драгоценные масти, весь оружейный свой дом и все, что находилось в сокровищницах его;

ничего не осталось, чего не показал бы им Езекия в доме своем и во всем владении своем.

И пришел пророк Исаия к царю Езекии и сказал ему: что говорили эти люди?

и откуда они приходили к тебе? Езекия сказал: из далекой земли приходили они ко мне, из Вавилона.

И сказал Исаия: что видели они в доме твоем? Езекия сказал: видели все, что есть в доме моем;

ничего не осталось в сокровищницах моих, чего я не показал бы им.

И сказал Исаия Езекии: выслушай слово Господа Саваофа:

вот, придут дни, и все, что есть в доме твоем и что собрали отцы твои

до сего дня, будет унесено в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь.

И возьмут из сыновей твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь, – и они будут евнухами во дворце царя Вавилонского. И сказал Езекия Исаии: благо слово Господне, которое ты изрек; потому что, присовокупил он, мир и благосостояние пребудут во дни мои».


Святитель Иларий Пиктавийский[21]:

«Через сравнение с сокровищем в поле Господь показывает скрытые в Нем богатства нашей надежды, поскольку Бог обретен в человеке и ради Его стоимости следует продать все блага мира, чтобы мы одеждой, едой и питьем нуждающихся приобрели вечные богатства небесного сокровища.

Но следует заметить, что сокровище было найдено и скрыто, хотя нашедший мог втайне и вместо того, чтобы скрыть, унести его и, унеся, не имел бы нужды покупать его.

Здесь следует объяснить как предмет, так и смысл сказанного. Потому было скрыто сокровище, что и поле следовало купить. Ибо под сокровищем в поле, как мы сказали, понимается Христос во плоти, Которого можно найти даром. Ибо проповедь Евангелий не ограничена, но возможность пользоваться и владеть этим сокровищем не может быть бесплатной, поскольку небесными богатствами не владеют без утраты мирского».

Святитель Григорий Двоеслов[22]:

«В этом деле замечательно еще то, что найденное сокровище скрывается для сбережения, потому что кто не скрывает ревностное стремление к небу от человеческих похвал, тот недостаточно охраняет его от злых духов.

Ибо в настоящей жизни мы как бы на пути, которым шествуем к Отечеству. А злые духи, словно некие разбойники, осаждают наш путь. Следовательно, тот, кто публично выносит сокровище на дорогу, желает быть ограбленным.

Но я говорю это не для того, чтобы ближние не видели наших добрых дел, ибо написано: Чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Матф. 5:16), но для того, чтобы мы не искали похвал извне за то, что делаем. Пусть дело будет таково, чтобы его намерение оставалось тайной для людей, чтобы мы подавали ближним пример не только добрым делом, но и намерением, которым желаем благоугодить только Богу и которое должны всегда содержать в тайне.

Сокровище же есть небесное желание, а поле, на котором скрывается сокровище, есть учение о небесном стремлении.

Это поле приобретает, продав все, тот, кто, отказывая пожеланиям плоти, все свои земные желания отбрасывает посредством соблюдения небесного учения, так что дух уже ничего не одобряет, чем услаждается плоть, ничего не страшится, что убивает плотскую жизнь».

Святитель Игнатий (Брянчанинов)[23]:

«Что за сокровище? – Дух Святой, вводящий в душу Отца и Сына.

Какое поле, на котором скрыто это сокровище? – Покаяние.

Как это поле обретается? – Живой верой.

Что значит радость? – Разожженная ревность к делу Божию, рождающаяся от живой веры.

Что знаменует «скрыл»? – Молчание и безмолвие.

Что значит «продает все, что имеет и покупает поле»? – Нестяжание.

Все, все надо продать, всякое пристрастие, всякую сердечную наклонность, чтобы купить покаяние. Иначе оно не продается. Если удержана безделица сердцем, не может сердце наследовать покаяния, эта безделица развлекает его. Скрыться надо молчанием.


Скрыться не только от людей – если можно, и от себя. Кто же это исполнит, того поле – покаяние, кто приобрел это поле, того сокровище – Всесвятая Троица».

7. Притча о купце, нашедшем жемчужину



Матф. 13:45,46

«Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее».

Эта притча подобна притче о сокровище, сокрытом на поле. Но тут речь идет уже о человеке, который долгое время изучал Библию в поисках хороших жемчужин – в поисках ворот в Небесный Иерусали, поскольку ворота Небесного Иерусалима были из жемчужины (Откр. 21:21).

И когда он нашел Ее. Он заплатил за нее все, что накопил в процессе этих поисков, чтобы приобрести ее себе и войти в город воротами.

Иов. 28:1–28

«Так! у серебра есть источная жила, и у золота место, где его плавят.

Железо получается из земли; из камня выплавляется медь.

Человек полагает предел тьме и тщательно разыскивает камень

во мраке и тени смертной.

Вырывают рудокопный колодезь в местах, забытых ногою, спускаются вглубь,

висят и зыблются вдали от людей.

Земля, на которой вырастает хлеб, внутри изрыта как бы огнем.

Камни ее – место сапфира, и в ней песчинки золота.

Стези туда не знает хищная птица,

и не видал ее глаз коршуна; не попирали ее скимны, и не ходил по ней шакал.

На гранит налагает он руку свою, с корнем опрокидывает горы;

в скалах просекает каналы,

и все драгоценное видит глаз его;

останавливает течение потоков и сокровенное выносит на свет.

Но где Премудрость обретается? и где место разума?

Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых.

Бездна говорит: не во мне она; и море говорит: не у меня.

Не дается она за золото и не приобретается она за вес серебра;

не оценивается она золотом Офирским, ни драгоценным ониксом, ни сапфиром;

не равняется с нею золото и кристалл,

и не выменяешь ее на сосуды из чистого золота.

А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего,

и приобретение Премудрости выше рубинов.

Не равняется с нею топаз Ефиопский; чистым золотом не оценивается она.

Откуда же исходит премудрость? и где место разума?

Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена.

Аваддон и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней.

Бог знает путь ее, и Он ведает место ее.

Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом.

Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере, когда назначал устав дождю

и путь для молнии громоносной, тогда Он видел ее и явил ее,

приготовил ее и еще испытал ее и сказал человеку: вот,

Страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум».

Прит. 4:5–9

«Приобретай премудрость, приобретай разум:

не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.

Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.

Главное – мудрость: приобретай мудрость,

и всем имением твоим приобретай разум.

Высоко цени ее, и она возвысит тебя;

она прославит тебя, если ты прилепишься к ней;

возложит на голову твою прекрасный венок,

доставит тебе великолепный венец».

Прит. 3:13–19

«Блажен человек, который снискал премудрость,

и человек, который приобрел разум, —

потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и

прибыли от нее больше, нежели от золота:

она дороже драгоценных камней; никакое зло не может противиться ей;

она хорошо известна всем, приближающимся к ней, и

ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.

Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава;

из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит;

пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные.

Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и

блаженны, которые сохраняют ее!

Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом…»

Прит. 31:10–12

«Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов;

уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка;

она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей».

Ис. 54:11–14

«Бедная, бросаемая бурею, безутешная!

Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров;

и сделаю окна твои из рубинов и ворота твои – из жемчужин, и

всю ограду твою – из драгоценных камней. (Небесный Иерусалим, Откр. 21:21)

И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих.

Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнетения,

ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе».

Песн. 8:6,7

«Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою:

ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность;

стрелы ее – стрелы огненные; она пламень весьма сильный.

Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее.

Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь,

то он был бы отвергнут с презреньем».

Прем. 7:7–12

«Посему я молился, и дарован мне разум; я взывал, и сошел на меня Дух Премудрости.

Я предпочел Ее скипетрам и престолам

и богатство почитал за ничто в сравнении с Нею;

драгоценного камня я не сравнил с Нею, потому что перед Нею все золото – ничтожный песок, а серебро – грязь в сравнении с Нею.

Я полюбил Ее более здоровья и красоты и избрал ее предпочтительно перед светом, ибо свет ее неугасим. А вместе с Нею пришли ко мне все блага и несметное богатство через руки Ее; я радовался всему, потому что Премудрость руководствовала ими,

но я не знал, что Она – виновница их».

Блаженный Иероним Стридонский[24]:

«Хорошие жемчужины, которых ищет поверенный торговца, это – закон и пророки.

Слушай, Маркион! Слушай, Манихей!

Хорошие жемчужины суть закон и пророки, и познание Ветхого Завета. Но самая драгоценная жемчужина одна: это познание о Спасителе, священнодействие Его страдания и тайна Его воскресения.

Когда ее найдет купец, – человек подобный апостолу Павлу, – то начинает презирать все тайны ветхозаветного закона и пророков и прежние предосторожности и предписания, в которых жил невинно, чтобы приобрести Христа (Флп. 3:8). Но это не значит, что приобретение новой жемчужины служит к умалению достоинства прежних жемчужин, а то, что по сравнению с ней всякая иная жемчужина гораздо менее ценна».

Преподобный Исидор Пелусиот[25]:

«Взыскавший многоценную жемчужину и отдавший за нее все, что имел, есть новый Господень народ, пренебрегший достоянием и богослужением отеческим и взыскующий Господа Славы. А Жемчужиной называется Господь, потому что соединен с глубиною Божества, и познается только одними рыбарями и истолкователями Его».

Блаженный Петр Хрисолог[26]:

«Пусть никто, кто слышит имя этого купца, не осудит его.

Здесь рассказывается о купце, который оказывает милосердие, а не о таком, который всегда стремится к наживе. Он печется об украшениях добродетелей, а не о побуждающих к порокам средствах, он взвешивает тяжесть нравов, а не драгоценных камней, он носит ожерелья чести, а не роскоши, он выставляет напоказ не прелесть наслаждения, но знаки [истинного] учения. Потому этот купец предлагает жемчужины сердца и тела, ценные не для отношений с людьми, но для отношений с Богом. Он торгует не для насущной выгоды, но для будущей жизни, не для земной славы, но ради славы небесной. Он стремится к тому, чтобы в награду за его добродетели мог приобрести Царство Небесное и хочет на свое неисчислимое добро купить единственную жемчужину Вечной Жизни».

Блаженный Феофилакт Болгарский[27]:

«Море – это настоящая жизнь, купцы – те, которые провозят чрез это море и ищут приобресть какое-либо знание.

Многие жемчужины – это мнения многих мудрецов, но из них одна только многоценна – одна истина, которая есть Христос.

Как о жемчуге повествуют, что он рождается в раковине, которая раскрывает черепицы, и в нее упадает молния, а когда снова затворяет их, то от молнии и от росы зарождается в них жемчуг, и потому он бывает очень белым – так и Христос зачат был в Деве свыше от молнии – Святого Духа. И как тот, кто обладает жемчугом и часто держит его в руке, один только знает, каким он владеет богатством, другие же не знают, так и проповедь бывает скрыта в неизвестных и простецах. Итак, должно приобретать этот жемчуг, отдавая за него все».

На страницу:
4 из 7