Полная версия
Притчи Господа Иисуса Христа
Святитель Иларий Пиктавийский[28]:
«И в притче о жемчужине такой же смысл.
Но здесь речь идет о купце, уже давно находящемся в законе, который долгим и продолжительным трудом узнал о жемчужине и оставил то, чего достиг под бременем закона.
Ибо он долго торговал и однажды нашел жемчужину, какую желал, цену которой, одного этого желанного камня, следует сравнить со стоимостью остального труда».
8. Притча о неводе
Матф. 13:47–53
«Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море
и захватившему рыб всякого рода,
который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев,
хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и
отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную:
там будет плач и скрежет зубов.
И спросил их Иисус: поняли ли вы все это?
Они говорят Ему: так, Господи! Он же сказал им:
поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному,
подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда».
В данной притче описана стандартная процедура, которую проводили все израильские рыбаки. Согласно закону Моисея, чистой являлась только рыба, покрытая чешуей. Всех рыб и птиц, которые не были покрыты чешуей и перьями нужно было выбрасывать.
Лев. 11:9–12
«Из всех животных, которые в воде, ешьте сих:
у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте;
а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках,
из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас;
они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь;
все животные, у которых нет перьев и чешуи в воде, скверны для вас».
Что же символизируют чешуя и перья и почему именно по этим критериям должно выбирать пойманную рыбу?
Чешуйчатые доспехи – защита глубокой древности – появились на Ближнем Востоке. Это ранняя форма доспехов, состоящая из множества отдельных небольших панцирных чешуек (пластин) различной формы, прикрепленных друг к другу и к подкладке из ткани или кожи в перекрывающихся рядах. Чешуйчатые доспехи носили воины многих разных культур, а также их лошади. Материал, используемый для изготовления чешуи, был разнообразным и включал бронзу, железо, сталь, кожу, панцирь, рог или чешую панголина.
Вспомним броню, которую носили воины в древности. Она так и называлась – «чешуя», поскольку была создана в подражание чешуе животных и рыб.
Апостол Павел, описывая Всеоружие Божье, писал, что нам необходимо облечься в Броню Праведности, в Броню Веры и Любви. Именно по наличию этой брони Ангелы Божьи в конце времен будут выбирать праведные души из невода.
Море – это то место, куда попадают все без исключения души после смерти – и праведные, и грешные. Запущенный в конце времен невод Божий вытащит из этого моря всех. Но затем предстоит большая сортировка…
Откр. 20:13
«Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых,
которые были в них; и судим был каждый по делам своим».
Итак, только после того, как души эти будут вытащены из моря, начнется процесс выбора тех, кто достоин спасения по наличию у них чешуи и перьев.
А перья – это есть наши молитвы. Поэтому нам всегда необходимо бодрствовать и молиться, чтобы, наряду с чешуей – броней, обрасти этими перьями.
Пс. 67:14
«Расположившись в уделах своих, вы стали, как голубица,
которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом…»
Григор Нарекаци. «Книга Скорбных Песнопений»[29], 80:2
«Помоги мне крыльями молитв Твоих, исповедуемая Мать живущих,
И сделай мой исход из юдолей земных немучительным…»
Пс. 90:3,4
«Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен;
щит и ограждение – истина Его.
Втор. 32:10–12
«Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его,
смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего;
как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих,
так Господь Один водил его, и не было с Ним чужого бога».
Пс. 149:6–9
«Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их,
для того, чтобы совершать мщение над народами,
наказание над племенами, заключать царей их в узы и
вельмож их в оковы железные, производить над ними суд писанный.
Честь сия – всем святым Его. Аллилуия».
Сир. 27:8–10
«Если ты усердно будешь искать правды, то найдешь ее
и облечешься ею, как подиром славы.
Птицы слетаются к подобным себе, и истина обращается к тем,
которые упражняются в ней.
Как лев подстерегает добычу, так и грехи – делающих неправду».
Исх. 28:31,32
«И сделай верхнюю ризу к ефоду всю голубого цвета;
среди ее должно быть отверстие для головы;
у отверстия ее вокруг должна быть обшивка тканая,
подобно как у отверстия брони, чтобы не дралось…»
Еф. 6:10–20
«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
Облекитесь во Всеоружие Божие,
чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
потому что наша брань не против крови и плоти,
но против начальств, против властей,
против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.
Для сего приимите Всеоружие Божие, дабы вы могли противостать
в день злый и, все преодолев, устоять.
Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и
облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир;
а паче всего возьмите щит веры,
которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом,
и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне,
дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах,
дабы я смело проповедывал, как мне должно».
Прем. 5:15–20
«А праведники живут вовеки; награда их – в Господе,
и попечение о них – у Вышнего.
Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа,
ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею.
Он возьмет Всеоружие – ревность Свою, и тварь вооружит к отмщению врагам;
облечется в броню – в правду, и возложит на Себя шлем – нелицеприятный суд;
возьмет непобедимый щит – святость; строгий гнев Он изострит, как меч,
и мир ополчится с Ним против безумцев».
Ис. 59:13–17
«Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего;
говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова.
И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась
на площади, и честность не может войти. И не стало истины,
и удаляющийся от зла подвергается оскорблению.
И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда.
И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника;
и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его.
И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения на главу Свою;
и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом».
1 Фесс. 5:6–10
«Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.
Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви
и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев,
но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним».
Святитель Феофилакт Болгарский[30]:
«Страшна эта притча, ибо она показывает, что если мы и веруем, но не имеем доброй жизни, то брошены будем в огонь.
Невод – это учение рыбаков-апостолов, которое соткано из знамений и пророческих свидетельств, ибо о чем ни учили апостолы, они подкрепляли это чудесами и словами пророков.
Итак, этот невод собрал от всех родов людей – варваров, еллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников.
Когда же он наполнен, то есть, когда мир кончил свое существование, тогда находящиеся в неводе разделяются.
Ибо хотя бы мы и веровали, но если окажемся дурными, то будем выброшены вон.
Не таковые же будут сложены в сосуды, разумею, вечные жилища.
Всякое же действие, доброе ли или злое, говорят, есть пища души, ибо и душа имеет мысленные зубы.
Итак, душа будет скрежетать ими тогда, сокрушая свои деятельные силы за то, что делала таковое».
Святитель Иоанн Златоуст[31]:
«Чем различается эта притча от притчи о плевелах?
И там одни спасаются, а другие погибают. Но там одни погибают от принятия вредных учений, а другие, о которых сказано выше, от невнимания к слову Божию;
здесь же причиною погибели бывает порочная жизнь.
Так погибающие всех несчастнее: они и познание приобрели, и уловлены были, но при всем том не могли спастись.
В других местах говорится, что отделяет сам Пастырь; здесь же приписывается это ангелам, как и в притче о плевелах.
Что же это значит? То, что Господь беседует с учениками иногда менее, а иногда более возвышенно.
И эту притчу изъясняет Он не по просьбе учеников, а по собственному изволению; притом истолковал одну часть ее, и тем увеличил страх.
Чтобы ты, слыша, что злых извергли только вон, не почел такой гибели еще не опасною, Христос в изъяснении указывает образ наказания, говоря, что «ввергнут их в печь огненную», где будет скрежет зубов и несказанное мучение.
Видишь ли, сколько путей к погибели? Камень, терния, путь, плевелы, невод.
Итак, не напрасно сказано, что «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Матф. 7:13).
Блаженный Иероним Стридонский[32]:
«По исполнении пророчества Иеремии, который говорит:
Вот, Я пошлю множество рыболовов, то есть после того, как Петр, Андрей и сыны Зеведея – Иаков и Иоанн услышали:
Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков,
они соткали себе сеть из евангельских учений Ветхого и Нового Завета и бросили ее в море этого мира, она и доныне простирается в глубине вод, схватывая в соляных и горьких пучинах все, что ни попадет в нее, то есть и добрых, и злых людей, или лучших и худших рыб.
Когда же настанет кончина мира, как Он сам сказал немного ниже, тогда сеть будет вытащена на берег, тогда и будет показан истинный суд или: признак для отделения одних рыб от других, и, как бы в некоем безопаснейшем пристанище от бурь, добрые будут положены в сосуды небесного жилища, а злых охватит огонь геенны, чтобы высушить и сжечь их».
Святитель Григорий Двоеслов[33]:
«Что же будет делать в оный день тот, кто от взора Судии удаляется, от сообщения избранных отвергается, кто от света переходит во тьму, – мучится вечным сожиганием?
– Почему и это самое сравнение Господь кратко объясняет, присовокупляя:
Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
Этого уже, возлюбленнейшая братия, более надобно страшиться, нежели изъяснять. Ибо ясно высказаны мучения грешников, чтобы никто не прибегал к извинению своего неведения, если бы что темно было сказано о вечном мучении. Поэтому и присовокупляется: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи! (Матф. 13,51)
И в заключение прибавляется: сего ради всяк книжник научився Царствию Небесному, подобен есть человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая (Матф. 13:52) – и говорено было не о тех, которые были, но о тех, которые могли быть в Церкви.
Эти люди износят новое и ветхое тогда, когда о вещаниях того и другого Завета говорят словами и делами.
Впрочем, это может быть разумеваемо и иначе…
Ибо прежде Он уподобил Царство Небесное найденному сокровищу и доброму бисеру, а после рассказал об адских наказаниях в горении злых, и в заключение присовокупляет: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
Ясно это как бы сказано было так: в Св. Церкви есть научившийся проповедник, тот, который умеет излагать и новое, – радости царства, и ветхое, – говорит о страхе наказания, так что тех, которых не трогают награды, пусть, по крайней мере, устрашают наказания.
Пусть каждый слышит о Царстве, которое должно любить, пусть слышит и о наказании, которого должно страшиться, для того, чтобы нечувствительную и слишком привязанную к земле душу потрясал, по крайней мере, страх, если ее не привлекает к Царству любовь».
Так кто же есть книжник, наученный Царству Божьему?
Что имел в виду Господь, когда после притчи о неводе и вопроса ученикам, поняли ли они эту притчу, Он сказал о книжнике, выносящем из своего сердца и новое и старое?
Книжник (с иврита – «соферим») – в эпоху второго храма (516 до н. э. – 70 н. э.) знаток, толкователь и учитель закона Моисея; преемник пророков.
Соферийцы – ученые-книжники одного из городов колена Иудина, Иабеца; делились на три ветви: тирейцы, шимейцы и сухайцы.
Книжник (устар.) – знаток священных книг, также начетник[34].То есть книжник, наученный Царству Божьему, – это знаток Закона Моисея, знаток Ветхого Завета, который научен также и Новому Завету и принял Иисуса Христа.
Видимо, после того как ученики ответили Иисусу Христу, что они поняли, что Он им говорит, Он уподобил их книжникам, которые отменно знали Ветхий Завет, а теперь научены и Новому Завету.
Думаю, что данное высказывание Господа напрямую не связано с притчей о неводе, а показывает обобщенную суть всех Его слов, которыми Он обучал Своих учеников, знавших Ветхий Завет, Новому Учению о Царстве Божьем. Тем самым слава Господа отражалась на лице книжника. Как писал премудрый Иисус, сын Сирахов:
«В руке Господа благоуспешность человека,
и на лице книжника Он отпечатлеет славу Свою» (Сир. 10:5).
Также необходимо упомянуть, что имеется и невод демонический, которым дьявол улавливает души людей.
Это их лжеучения, уводящие от Истины. Им совершенно неважно, кто попался в этот невод, – грешник или праведник (хотя праведнику они радуются больше), но всех их ждет одна участь – смерть.
Авв. 1:13–17
«Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и
смотреть на притеснение Ты не можешь;
для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь,
когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его, и
оставляешь людей как рыбу в море, как пресмыкающихся,
у которых нет властителя? Всех их таскает удою, захватывает в сеть свою
и забирает их в неводы свои, и оттого радуется, и торжествует.
За то приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему,
потому что от них тучна часть его и роскошна пища его.
Неужели для этого он должен опорожнять свою сеть и
непрестанно избивать народы без пощады?»
Еккл. 9:2,3
«Всему и всем – одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы;
как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы.
Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем,
и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их,
в жизни их; а после того они отходят к умершим».
Чешуйчатую броню имеют Голиаф, Левиафан и саранча из бездны.
1 Цар. 17:4–7
«И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа;
ростом он – шести локтей и пяди. Медный шлем на голове его;
и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его – пять тысяч сиклей меди; медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его;
и древко копья его, как навой у ткачей; а самое копье его в 600 сиклей железа…»
1 Цар. 17:38–40
«И одел Саул Давида в свои одежды, и возложил на голову его медный шлем,
и надел на него броню. И опоясался Давид мечом его сверх одежды и начал ходить,
ибо не привык к такому вооружению; потом сказал Давид Саулу:
я не могу ходить в этом, я не привык. И снял Давид все это с себя.
И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья,
и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним;
и с сумкою и с пращею в руке своей выступил против Филистимлянина».
Иов. 41:7–9
«…Крепкие щиты его (Левиафана) – великолепие;
они скреплены как бы твердою печатью;
один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними;
один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются».
Откр. 9:1–3, 7–11
«Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю,
и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны,
и вышел дым из кладязя,
как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.
И из дыма вышла саранча на землю,
и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы…
…По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну;
и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые,
лица же ее – как лица человеческие; и волосы у ней – как волосы у женщин,
а зубы у ней были, как у львов.
На ней были брони, как бы брони железные,
а шум от крыльев ее – как стук от колесниц,
когда множество коней бежит на войну;
у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала;
власть же ее была – вредить людям пять месяцев.
Царем над собою она имела ангела бездны;
имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион (Губитель)».
9. Притча о неразумном богаче
Лук. 12:16–31
«И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие,
и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,
и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы:
покойся, ешь, пей, веселись.
Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя;
кому же достанется то, что ты заготовил?
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
И сказал ученикам Своим:
посему говорю вам, – не заботьтесь для души вашей, что вам есть,
ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело – одежды.
Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ,
ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?
Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?
Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?
Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут;
но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.
Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь,
Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!
Итак, не ищите, что вам есть, или что пить,
и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего;
ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;
наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам».
Несмотря на изобилие плодов, богач, не имея рассудительности, задается вопросом, куда ему их собрать. Его неразумность проявляется именно в том, что он не смог усмотреть истинное хранилище своих плодов и сокровищ.
Далее Иисус Христос Сам отвечает на вопрос богача: «Куда собрать свои богатства?»
Лук. 12:32–35
«Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
Продавайте имения ваши и давайте милостыню.
Приготовляйте себе влагалища не ветшающие,
сокровище неоскудевающее на небесах,
куда вор не приближается и где моль не съедает,
ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи».
Те же слова написаны и у Матфея, хотя он пропускает саму притчу, но тем не менее приводит последующие слова Иисуса Христа.
Матф. 6:19–34
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и
где воры подкапывают и крадут,
но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль,
ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Светильник для тела есть око.
Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;
если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно.
Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
Никто не может служить двум господам:
ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить;
или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть.
Не можете служить Богу и маммоне.
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить,