bannerbanner
Притчи Господа Иисуса Христа
Притчи Господа Иисуса Христа

Полная версия

Притчи Господа Иисуса Христа

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 7

Сир. 39:32,33

«Главное из всех потребностей для жизни человека – вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда:

все это благочестивым служит в пользу, а грешникам может обратиться во вред».


2 Пет. 1:3,4

«…От Божественной Силы Его

даровано нам все потребное для жизни и благочестия,

через познание Призвавшего нас славою и благостию,

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования,

дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества,

удалившись от господствующего в мире растления похотью…»

Святитель Иоанн Златоуст[37]:

«Мы должны дать отчет в исполнении предписанных нам заповедей, но мы не в состоянии исполнить всего, что бы мы ни делали. Мы живем во грехе и с каждым днем увеличиваем свой долг в небесной книге Правды Божией.

Почему же государь велел и жену продать? Не по жестокости или бесчеловечию, но для того, чтобы устрашить раба и тем побудить его к покорности, без всякого намерения продать! Ибо если бы он это имел в виду, то не внял бы его прошению и не оказал бы ему своего милосердия.

Он только хотел вразумить раба, сколько долгов прощает ему, и через это заставить его быть снисходительнее к своему товарищу-должнику…

Как же на него подействовал этот способ?

Человек в минуты скорби и испытания готов надавать Господу Богу таких обещаний, которых исполнить не может, и часто, подобно этому рабу, не сознает даже, как неоплатно велик его долг пред Богом.

Но послушаем все мы, не радящие о молитве, какова сила молитвы. Этот должник не показал ни поста, ни нестяжательности, ничего другого подобного, однако же, лишенный и чуждый всякой добродетели, лишь только попросил он господина, то и успел преклонить его на милость. Не будем же ослабевать в молитвах.

Ты не имеешь дерзновения? Для того и приступи, чтобы приобрести великое дерзновение. Тот, Кто хочет с тобой примириться, не человек, перед которым пришлось бы тебе стыдиться и краснеть; это Бог, желающий более тебя освободить тебя от грехов. Не столько ты желаешь своей безопасности, сколько Он ищет твоего спасения».

Царь прекрасно знал, что должнику нечем заплатить, и потому вместо отсрочки просто простил ему весь долг. Какой яркий пример милосердия и любви Божьей к людям!

Филарет, митрополит Московский[38] говорит:

«Должник не имеет средств к оправданию закон осуждает его; царь имеет всю власть исполнить осуждение; повинный не считает возможным просить, чтобы долг был прощен, а разве только отсрочен; и внезапно – долг прощен».

Если человек искренне и осознанно признает свою вину и покается, строгость суда Божья смягчится. Суд, который поначалу грозил неминуемой гибелью, становится уже великой милостью.

Человек поначалу должен увидеть и осознать все свои грехи, и тогда это тяжкое бремя будет удалено Божьим милосердием.

Протоиерей Виктор Потапов[39]:

«Царь и прежде хотел простить долг рабу своему, – говорит святитель Златоуст, – но не хотел, чтобы это было только одним даром его, но чтобы и со стороны раба было что-нибудь сделано, чтобы, научившись на собственном несчастье, раб был снисходительнее к своему товарищу. И действительно, в эту минуту раб был добр и чувствителен: он припал к государю с прошением, возгнушался своими грехами и познал великость своего долга».

Господь продолжает: раб же тот, выйдя из дворца господина своего, тотчас же, еще живо ощущая благодеяние, ему оказанное, нашел (встретил) одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев (сумму совсем небольшую).

«Вот как велико различие между грехом против Бога и грехом против человека! – говорит святитель Златоуст. – Оно так же велико, как между десятью тысячами талантов и ста динариями, и даже еще более.

На глазах человека мы удерживаемся и опасаемся грешить, а Бога, хотя Он всегда смотрит на нас, не стыдимся, напротив, и делаем все, и говорим обо всем небоязненно».

Этот неумолимый заимодавец поступает строже, чем хотел поступить с ним самим царь;

он хочет, чтобы его самого судили одной мерой, а сам судит своего должника другой; он желает быть прощеным, а сам не хочет прощать.

Он не хочет знать, что найдя любовь, он должен и сам любить других, что пользуясь милостью, должен забыть о своем праве, а если хочет пользоваться в отношении к ближним законом правосудия, то и себе должен ожидать того же правосудия, и знать, что той мерой, какой он мерит, возмерится и ему самому».

Иак. 2:12,13

«Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.

Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом».

«Что ты делаешь, человек? – восклицает святитель Златоуст. – Не вонзаешь ли меч в самого себя, вооружая против себя милость государя?.. Но он нимало об этом не размышлял, не хотел даже отсрочить уплату небольшого долга…»

«Кто не видит, не сознает своего греха, тот всегда готов строго судить грех ближнего…

Не тоже ли бывает и с нами, грешными? Как часто мы осуждаем ближнего за самый ничтожный проступок против нашей чести, за неосторожное слово, задевающее наше самолюбие, как часто сердце наше кипит жаждой – отомстить человеку за эту ничтожную обиду, унизить человека, насильно призвать к ответственности и восстановить свою честь!.. И еще хуже, когда все это мы совершаем, прикрываясь лицемерной заботой о нем… это еще более мерзко пред Богом и людьми…

А того и на мысль нам не приходит, что Бог для того и попускает эти обиды, чтобы мы помнили, как сами постоянно оскорбляем Его милосердие, для того и попускает страдать нашему самолюбию, чтобы мы, прощая этот ничтожный долг ближнему, могли с большим дерзновением просить Отца Небесного: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должников наших!»

Сердцеведец Бог все видит и все знает; ближайший клеврет наш, от которого нельзя утаиться, совесть наша, свидетельствует против нас; оскорбленная Правда Божья, требующая милости от помилованного, вызывает сострадание даже в посторонних свидетелях жестокости человеческой

Товарищи его, видев происшедшее, бесчеловечность только что помилованного должника, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.

Так и Ангелы хранители, наши неотступные приставники, с глубокой скорбью видят жестокость нашу друг к другу и, принося Богу молитвы за обижаемых, тем самым свидетельствуют перед лицом правосудного Судии о наносимой обиде (толкование свт. Иоанна Златоуста).

И не напрасна эта жалоба сострадания: если людям возмутительно видеть, как люди не умеют ценить оказанной им милости, то что сказать о Боге, правда Которого есть любовь к святости, Который не попустит, чтобы человек употребил во зло другому человеку Его безконечную любовь и милосердие?

Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня. Если ты хотел пользоваться этой моей милостью, то должен был стараться впредь быть достойным такой милости.

НЕ НАДЛЕЖАЛО ЛИ, хотя бы из одной благодарности ко мне, из чувства радости о помиловании, из сострадания к бедному собрату своему, из одного даже житейского расчета – не надлежало ли И ТЕБЕ ПОМИЛОВАТЬ ТОВАРИЩА ТВОЕГО, КАК И Я ПОМИЛОВАЛ ТЕБЯ?

Если уж ты не хотел простить долга, как я тебе простил, то хотя бы отсрочил ему уплату, пока он не найдет возможности уплатить…

Усрамись своей жестокости! «Хотя бы и тяжким тебе показалось простить долг, но ты должен подумать о награде за это от Меня.

Притом товарищ не оскорблял тебя, – напротив, ты оскорбил Бога, простившего тебя за одно только прошение твое. Да если бы даже он и оскорбил тебя и для тебя несносно быть ему другом, то еще несноснее попасть в геенну. Если Мое благодеяние не сделало тебя лучше, то остается исправить тебя наказанием» (свт. Златоуст).

Ты гонишь милость из собственного сердца и потому не остается в твоем сердце места и для Моей милости. «Примечай опять кротость государя, – говорит святитель Златоуст, – он судится с рабом своим и как бы защищается, намереваясь уничтожить свой дар. Когда он был должен десять тысяч талантов, государь не называл его лукавым и не укорял его, но помиловал.

А как скоро он поступил жестоко со своим товарищем, то государь говорит уже: злой раб. Слушайте, лихоимцы, ибо к вам слово, слушайте, безжалостные и жестокие!

Вы жестоки не для других, но для себя самих. Когда ты питаешь злобу, то знай, что питаешь ее к самому себе, а не к другому, обременяешь самого себя грехами, а не ближнего.

Что бы ты ни сделал ему, сделаешь только в настоящей жизни, а Бог подвергнет тебя вечному мучению в жизни будущей: И, РАЗГНЕВАВШИСЬ, ГОСУДАРЬ ЕГО ОТДАЛ ЕГО ИСТЯЗАТЕЛЯМ, ПОКА НЕ ОТДАСТ ЕМУ ВСЕГО ДОЛГА, то есть навсегда, ибо по смерти нет покаяния, и он не будет в состоянии никогда заплатить долга своего».

Итак, «суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2:13). «Когда государь приказывал его продать, то приказание дано было без гнева, и так как не доведено до исполнения, то служит яснейшим доказательством человеколюбия, – говорит святитель Златоуст, – но теперь делается определение с великим негодованием, определение мести и наказания».

Царь тогда обошелся с ним, как заимодавец с должником, теперь обходится уже, как судия с преступником.

Он так Добр, что легче прощает грехи против Него Самого, нежели против ближних.

Этот грех злопамятства и гордости не только сам не может быть прощен, но возобновляет опять и другие грехи, которые были уже изглажены совсем.

Страшным предостережением заключает Господь Свою Божественную притчу: ТАК, с такой же строгостью, и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас (не на словах только, не наружно, но искренно) от сердца своего брату своему согрешений его против вас!

Как велик преизбыток милосердия и всепрощения у Отца Небесного, так же велик и преизбыток праведного гнева Его на злопамятных.

«Итак, если уж помнить грехи, – поучает святитель Златоуст, – то помнить должно только свои; помня собственные грехи, о чужих мы никогда и не подумаем; а коль скоро о тех забудем, эти легко придут нам на мысль. Если бы и неблагодарный должник помнил о десяти тысячах талантов, то не вспомнил бы о ста динариях.

Господь требует, чтобы мы чувствовали свои грехи для того, чтобы удобнее было их прощать другим.

А прощать мы должны от чистого сердца, чтобы не обратить против самих себя меча своим памятозлобием», не удалить от себя спасающей нас благодати Божией.

Небесный Заимодавец обещает нам простить тьму талантов, но с условием, чтобы и мы простили нашим должникам сто динариев. Поспешим же исполнить это условие, чтобы получить от Него великую милость…

Иак. 4:11,12

Не злословьте друг друга, братия:

кто злословит брата или судит брата своего,

тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон,

то ты не исполнитель закона, но судья.

Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить;

а ты кто, который судишь другого?

11. Притча о неправедном домоправителе



Лук. 16:1–14

«Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя,

на которого донесено было ему, что расточает имение его;

и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе?

дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.

Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать?

господин мой отнимает у меня управление домом;

копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои,

когда отставлен буду от управления домом.

И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому:

сколько ты должен господину моему? Он сказал: 100 мер масла.

И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: 50.

Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал:

100 мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: 80.

И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил;

ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.

И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным,

чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.

Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны,

кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

URL: https://www.paraklit.org/sv-asketika/tihon_zadonskij-ob_istinnom_hristianstve-1

2

URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.b6542075-6525a1e2-1cf4b974-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Parables_in_Islam

3

URL: https://viralbeliever.com/ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B-%D0%B2-%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%B8-wi423/

4

Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на святого Матфея Евангелиста. URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/zlatoust/tom_7/txt44.html

5

URL: https://elitsy.ru/communities/29243/1240308/

6

URL: http://nikolairgely.cerkov.ru/2017/05/19/svyatitel-ioann-zlatoust-tolkovanie-pritchi-o-seyatele/

7

URL: https://booksonline.com.ua/view.php?book=181608&page=8

8

URL: https://bible.optina.ru/new: mf:13:24

9

Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. URL: https://bible.optina.ru/new: mf:13:24

10

URL: https://bible.by/fater/40/13/30/

11

URL: https://azbyka.ru/licemerie

12

Непотребство – крайне непристойный поступок, поведение, высказывание, выражение и т. п.

13

Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/zlatoust/tom_7_2/txt02.html

14

Преподобный Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/gimny/2

15

Преподобный Исидор Пелусиот. Письма. Книга II. URL:

https://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusiot/pisma-kniga-2/

16

URL: https://kiberis.ru/?p=3405

17

URL: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_52/4

18

Протоиерей Виктор Потапов. Евангельские притчи 4. URL:

https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangelskie-pritchi/21

19

Матф. 3:11. «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем…»

20

Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/zlatoust/tom_7_2/txt02.html

21

URL: https://azbyka.ru/biblia/in/?Mt.13:44& E

22

URL: https://azbyka.ru/biblia/in/?Mt.13:44&r

23

URL: https://azbyka.ru/biblia/in/?Mt.13:44&r

24

URL: https://bible.optina.ru/new: mf:13:45

25

URL: https://bible.optina.ru/new: mf:13:45

26

URL: https://bible.optina.ru/new: mf:13:45

27

URL: https://bible.optina.ru/new: mf:13:45

28

URL: https://bible.optina.ru/new: mf:13:45

29

URL: https://omolenko.com/audiobooks/Narekatsi.htm

30

URL: https://azbyka.ru/biblia/in/?Mt.13:49

31

Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/zlatoust/tom_7_2/txt03.html

32

Иероним Стридонтский. Творения.

33

URL: https://www.e-reading.life/chapter.php/1046976/53/tolkovaniya-na-evangelskie-pritchi-reche-gospod.html

34

URL: https://kartaslov.ruA

35

URL: https://dzen.ru/a/X9uL8nIAeA3h4oKl

36

Протоиерей Виктор Потапов. Евангельские притчи 4. URL:

https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangelskie-pritchi/21

37

Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/zlatoust/tom_7_2/txt03.html

38

URL: https://xn-b1aecn0aafbh.xn-p1ai/propovedi/propoved/slovo-v-nedelyu-pervuyunadesyat-po-pyatdesyatnice-i-v-den-koronovaniya-blagochestivejshago-gosudarya-imperatora-nikolaya-pavlovicha-1837/

39

Протоиерей Виктор Потапов. Евангельские притчи 4. URL:

https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangelskie-pritchi/21

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
7 из 7