bannerbanner
Притчи Господа Иисуса Христа
Притчи Господа Иисуса Христа

Полная версия

Притчи Господа Иисуса Христа

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 7

ни для тела вашего, во что одеться.

Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы;

и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут:

ни трудятся, ни прядут; но говорю вам,

что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;

если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь,

Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить?

или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и

потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний

сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы».

Еккл. 2:17–26

«И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела,

которые делаются под солнцем;

ибо все – суета и томление духа!

И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем,

потому что должен оставить его человеку, который будет после меня.

И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый?

А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился

и которым показал себя мудрым под солнцем. И это – суета!

И обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда,

которым я трудился под солнцем, потому что

иной человек трудится мудро, с знанием и успехом,и должен отдать все человеку, не трудившемуся в том, как бы часть егоИ это – суета и зло великое!

Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего,

что трудится он под солнцем?

Потому что все дни его – скорби, и его труды – беспокойство;

даже и ночью сердце его не знает покоя. И это – суета!

Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и

услаждать душу свою от труда своего.

Я увидел, что и это – от руки Божией; потому что

кто может есть и кто может наслаждаться без Него?

Ибо человеку, который добр пред лицем Его,Он дает мудрость и знание и радость;а грешнику дает заботу собирать и копить,чтобы после отдать доброму пред лицем БожиимИ это – суета и томление духа!»

Слова Соломона – Екклесиаста дают ответ на эту притчу.

Воистину, никто не может наслаждаться без Бога!

Все интересы богача сводились к земному благополучию (как Исава, который продал свое первородство за тарелку супа), и мысли, и душа, и стремления его были далеки от Бога и от непреходящих духовных ценностей.

Он не заботился о том, чтобы приносить плод Создателю своему, так обильно благословившему его. Он называл своим все, чем владел, забывая, что на самом деле все принадлежит Богу и дано Богом.

Пс. 23:1

«Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней».

Пс. 49:12

«…Моя вселенная и все, что наполняет ее».

Сама жизнь наша в руках Божиих, и все дни ее сочтены Богом даже раньше нашего рождения.

Пс. 138:15–16

«Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои;

в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные,

когда ни одного из них еще не было».

Как раз именно тогда, когда этот богач был так уверен в своем будущем благополучии, забыв о Боге, забыв воздать славу Ему – истинному источнику всех его богатств, жизнь возгордившегося богача прервалась и никакими накопленными им богатствами он не смог ее удержать и продлить, поскольку, все, что он накопил, оказалось суетой и пустотой.

Царь Давид и другие пророки Ветхого и Нового Заветов писали об этом.

Пс. 38:7

«Подлинно, человек ходит подобно призраку;

напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то».

Прит. 11:4

«Не поможет богатство в день гнева, Правда же спасет от смерти».

Пс. 48:7–21

«Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего!

человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него:

дорога цена искупления души их,

и не будет того вовек, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы.

Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают

и оставляют имущество свое другим.

В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род,

и земли свои они называют своими именами.

Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают.

Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их.

Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их,

и наутро праведники будут владычествовать над ними;

сила их истощится; могила – жилище их.

Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.

Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается:

ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его;

хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя,

что ты удовлетворяешь себе, но он пойдет к роду отцов своих,

которые никогда не увидят света.

Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают».

Иак. 5:1–5

«Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.

Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.

Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас

и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.

Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет,

и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.

Вы роскошествовали на земле и наслаждались;

напитали сердца ваши, как бы на день заклания».

Иез. 7:19

«Серебро свое они выбросят на улицы, и золото у них будет в пренебрежении.

Серебро их и золото их не сильно будет спасти их в день ярости Господа.

Они не насытят ими душ своих и не наполнят утроб своих; ибо оно было поводом к беззаконию их».


1 Тим. 6:17–19

«Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе

и уповали не на богатство неверное, но на Бога Живаго,

дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали,

богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище,

доброе основание для будущего, чтобы достигнуть Вечной Жизни».

Матф. 19:21–26

«Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди,

продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах;

и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью,

потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим:

истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;

и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши,

нежели богатому войти в Царство Божие.

Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно».

Мк. 10:21–27

«Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает:

пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах

и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова,

отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим:

как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети!

как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!

Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши,

нежели богатому войти в Царствие Божие.

Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою:

кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит:

человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу».

Иак. 1:9–11

«Да хвалится брат униженный высотою своею, а богатый – унижением своим,

потому что он прейдет, как цвет на траве.

Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает,

исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих».

1 Пет. 1:3–5

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа,

по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время».

1 Кор. 1:4,5

«Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией,

дарованной вам во Христе Иисусе, потому что

в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием…»


1 Тим. 6:6–12

«Великое приобретение – быть благочестивым и довольным.

Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.

Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.

А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть

и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей

в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие,

которому предавшись, некоторые уклонились от веры

и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего,

а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.

Подвизайся добрым подвигом веры, держись Вечной Жизни, к которой

ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями».

Рим. 15:13

«Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере,

дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою».

Еф. 1:15–20

«Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,

чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы,

дал вам Духа Премудрости и Откровения к познанию Его,

и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали,

1. в чем состоит надежда призвания Его, и

2. какое богатство славного наследия Его для святых, и

3. как безмерно величие могущества Его в нас,

верующих по действию Державной Силы Его, которою Он воздействовал во Христе,

воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах…»


Евр. 11:24–26

«Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном

дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим,

нежели иметь временное греховное наслаждение, и

поношение Христово почел большим для себя богатством,

нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние».

Откр. 2:8,9

«И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний,

Который был мертв, и се, жив: знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат),

и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы,

но сборище сатанинское».

Откр. 3:14–19

«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь,

свидетель верный и истинный, начало создания Божия:

знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!

Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.

Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»;

а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.

Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и

белую одежду, чтобы одеться, и чтобы не видна была срамота наготы твоей,

и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.

Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся».

10. Притча о немилосердном должнике



Матф. 18:21–35

«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи!

сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?

Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто,

который должен был ему 10 000 талантов;

а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его,

и детей, и все, что он имел, и заплатить;

тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.

Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему

Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих,

который должен был ему 100 динариев, и, схватив его, душил, говоря:

отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его,

умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.

Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и,

придя, рассказали государю своему все бывшее.

Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб!

весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям,

пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами,

если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

Ученики попросили Иисуса Христа научить их правильно молиться, и Он дал образец молитвы, которая всегда была и будет ярким примером для всех верующий.

На первый взгляд эта короткая молитва кажется предельно простой, но на самом деле в ней фундаментально заложен принцип Божьего действия, дан, нам, верующим, новый статус – детей Божьих и указан путь к Богу.

И одним из условий, которое необходимо выполнять на этом пути, является умение прощать своих ближних и отпускать должников.

Матф. 6:9–15

«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

да приидет Царствие Твое; да будет Воля Твоя и на земле, как на небе;

хлеб наш насущный дай нам на сей день;

и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Ибо Твое есть Царство и сила, и слава во веки. Аминь.

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их,

то простит и вам Отец ваш Небесный,

а если не будете прощать людям согрешения их,

то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Лук. 11:2–4

«Он сказал им: когда молитесь, говорите:

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

да приидет Царствие Твое; да будет Воля Твоя и на земле, как на небе;

хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и

прости нам грехи наши,

ибо и мы прощаем всякому должнику нашему;

и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».

Протоиерей Андрей Ткачев[35]:

«Тема прощения – это очень тяжелая тема. Намного легче весь день голодать, чем простить человека. Легче поклониться сто раз. Будет болеть и спина, и ноги, но это все равно легче, чем простить. Потому что это – не вопрос спины и ног, и вообще не вопрос мышц, а вопрос сердца.

В Евангелии от Марка есть такие строчки, специально адресованные тем, кто хочет простить. Хочет, но не может. А, не умея простить, ты обесцениваешь все свои труды. Вот ты пошел к алтарю и принес дар, но вспомнил, что имеешь обиду на брата своего или он за что-то на тебя обижен. Оставь дар при алтаре, пойди к брату – помирись с ним, и только потом принеси дар.

А иначе твой дар не будет иметь пользы. Молитвы, подаяния, милости, посты, паломничества – все становится бесполезным, теряет всякую силу, если в душе нашей злоба, ненависть, злопамятство, недовольство к своему ближнему. А это случается со всеми и повсюду. И мы знаем по собственному опыту, что прощать, действительно, трудно».

Евангелие от Марка дает нам практический совет словами Господа:

Мк. 11:24–26

«Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве,

верьте, что получите, – и будет вам.

И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого,

дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же

не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших».

Человек, который научился прощать, уже может иметь дерзновение обратиться к Богу как к своему Отцу и сказать: «Господи, я простил всех, кто меня обидел, как Ты мне заповедал, прости и Ты меня».

Тот, кто не научился прощать, лишает себя благодати Божией. Если человек таит в себе злобу, коварство, ненависть и прочее, он лишает себя водительства Духа Божья и Его благодати. А умение прощать дает человеку силу.

Лук. 6:36–38

«Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены;

прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам:

мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше;

ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам».

Лук. 6:41,42

«Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего,

когда сам не видишь бревна в твоем глазе?

Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза,

и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».

2 Кор. 2:10,11

«А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого,

простил для вас от лица Христова, чтобы не сделал нам ущерба сатана,

ибо нам не безызвестны его умыслы».

Еф. 4:31,32

«Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик,

И злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;

но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга,

как и Бог во Христе простил вас».

Кол. 3:12–14

«Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные,

в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,

снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу:

как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь,

которая есть совокупность совершенства».

Иак. 2:12,13

«Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.

Ибо суд без милости не оказавшему милости;

милость превозносится над судом».

Протоиерей Виктор Потапов[36]:

«…Когда начал он (Царь) считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов», – читаем мы далее в притче. В притче сказано, что раб был «приведен» и поставлен перед лицом Божьим. Денежная сумма десять тысяч талантов была огромной и в переносном смысле значит бесчисленное количество.

Наше падение так велико, что мы сами не умеем прийти к Богу.

Только очень немногие, чистые сердцем люди приходят к Нему по собственной инициативе. Большинство грешников именно приводится молитвами святых, скорбями, несчастиями, болезнями и другими испытаниями, которые помогают нам оторваться от пристрастий мира сего. Кроме того, Господь посылает нам опытных духовных руководителей, живых людей или наставления св. Отцов в книгах. Это и означает приведен.

По толкованию блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского,

необыкновенный должник – не один человек, а все человечество.

Епископ Игнатий Брянчанинов пишет, что каждый наш грех значителен и подобен таланту, упомянутому в притче, так как мы им оскорбляем Бога. Десять тысяч талантов – это наши грехи против десяти заповедей Божиих, наши долги неблагодарности за все неисчислимые милости Божьи к нам. Мы живем в грехе и с каждым днем увеличиваем свой долг перед Богом.

«Что же дал нам в долг Отец Небесный? спрашивает Филарет, митрополит Московский. – О, как много! Больше, чем тысячи талантов! Дал Он нам бытие и жизнь, тело и душу, разум, сердце и чувства; дал землю под ноги наши, прекрасный шатер неба над головами нашими; дал солнце нашему зрению и жизни, воздух нашему дыханию; дал животных во власть нашу и многоразличные произведения земли для наших нужд и удовольствий. Скажешь ли, что землей, солнцем и небом пользуешься не ты один, но и безчисленное множество других тварей Божиих? Что до того? Тем более чудно, тем более необъятно богатство Божие, что хотя им пользуются безчисленные существа, но и ты пользуешься им так, как будто оно совершенно для тебя приготовлено.

Найди способ обойтись без земли, солнца, неба, и тогда не почитай себя за них должником перед Богом; а если этого не можешь сделать, то признай, что каждый луч солнца, каждая капля воздуха есть твой новый заем из сокровищ Божиих, заем, всегда возобновляемый и, следовательно, всегда неоплатный.

А как щедро дарует нам Господь из сокровищ Своего провидения – ежеминутное хранение наших сил и способностей, помощь во всем добром, средства к жизни, избавление от бед… А что сказать о сокровищах благодати: Господь даровал нам свет веры, надежду спасения, смертью Сына Своего Единородного заплатил за искупление нас от вечной смерти, даровал нам Духа Святаго, нетленную пищу Тела и Крови Христовой. Но и это еще не все. Есть долги наши перед Богом, которые болезненно тяготят нас, – это грехи наши…»

На страницу:
6 из 7