Полная версия
Подвижники земли русской. Приенисейская Сибирь
«Урядник при всех бил меня куда попало и приказал сельскому старосте и полицейским:
– Там, где собирается эта штунда, разбивайте окна, ломайте двери, лупите их сколько можете и куда попало…
Не всем людям это понравилось. Кое-кто шептал про себя: «За что лупцуют людей? Кому какое дело, кто как молится?». Другие, наоборот, одобряли: «Это полезно… За ум возьмутся, перестанут к штундам ходить!».
Надо сказать правду: на многих людей от полицейских расправ напал страх. Некоторые православные говорили:
– Нас Бог накажет, если мы не будем вас разгонять. Мы в церкви свечки покупаем, перед святыми иконами ставим, а вы что делаете Богу за Его добро и милость?
Такое было понятие у темных людей. Они думали, что битьем окон и выламыванием дверей служат Богу…
У одного брата умер ребенок. Полиция не позволяла похоронить ребенка на общем кладбище. Это было летом. Стояла жара. Несколько дней брат держал тело ребенка в погребе. Но дальше нельзя было держать; нужно было где-то похоронить. И брат похоронил ребенка у своего двора.
Через несколько дней приехал урядник и приказал:
– Тело выкопать и похоронить на свином пастбище!
Начался плач и вопль братьев и сестер от такого издевательства. Но на этом надругательства не кончились. Созвали сельский сход и постановили: «Забрать у штунды хлеб, который уже в снопах, а земли им дать только полдесятины и в таком месте, где ничего не растет, – на глине».
По всем полицейским участкам было разослано распоряжение – забирать у штунды новорожденных детей и крестить их по православному обряду. Некоторых детей крестили в ледяной воде. Младенцы простуживались и умирали… Верующим запрещали ночью зажигать свет в домах. А ведь ночью с малыми детьми всякое бывает. Заплачет дитя, мать зажжет свет. А кто-нибудь идет мимо, видит – у штунды свет! Ага, значит, читает Библию. Надо побить ему стекла!.. С каждым днем гонения усиливались. Но наши собрания не прекращались. Тогда наши гонители стали хватать братьев и сестер где попало, вместе с малыми детьми. Некоторые сестры работали на огороде. В домах оставались их грудные дети. Когда арестовывали сестер на огородах, они просили:
– Пустите в дом взять ребенка, его надо кормить грудью…
– Обойдется и без груди, – смеялись гонители.
Матерей погнали за 40 верст в Уманскую тюрьму. Ночь провели под открытым небом у дороги. Сестры стонали от болей в груди, потому что у них скопилось молоко… А их младенцы дома плакали от голода.
На другой день сестер перевели в тюрьму. При тюрьме была церковь. Священник начал православную службу. На эту службу было позвано много полицейских. Во время службы сестры и братья плакали.
После службы священник раздал всем просфоры. Некоторые не брали. К таким подбегали полицейские и без всякого стеснения били их. Мою жену толкнули с высокой лестницы. Она сильно ушиблась, но осталась жива.
После службы сестер опять погнали в тюрьму. Туда к этому времени привезли из села их грудных детей. Показали их издали, а близко подходить к детям запретили. Младенцы плакали. Матери стонали, рыдали от горя. Вот какую пытку придумало начальство по наущению духовенства» [Дунаенко].
В 1894 году Феоктист Дунаенко был сослан на 5 лет в Закавказье, где к нему и его семье проявили сострадание местные армяне и молокане.
После вынужденной эмиграции лидеров собрания столичных евангельских христиан переместились в дом княгини Л. Ф. Ливен. Постепенно в движении появились новые лидеры: бывший лютеранин Иван Вениаминович Каргель (1849—1937) и бывший молоканин Иван Степанович Проханов (1869—1935). Они имели не столь высокое социальное положение, но занимались преимущественно миссионерской работой и старались прояснить вероучение [Ливен].
Иван Вениаминович Каргель родился на территории Грузии, в семье немца и армянки. Он окончил протестантскую семинарию в Гамбурге. Был рукоположенным баптистским служителем (пастором), руководил баптистской религиозной группой в российском городе Санкт-Петербурге (1875—1880) и болгарском городе Рущуке (1880—1884). В 1880 году Иван Каргель стал первым иностранцем, который смог официально зарегистрировать протестантскую общину согласно постановлению Государственного Совета от 27 марта 1879 года. Одновременно Иван Каргель опекал религиозную группу евангельских христиан в Санкт-Петербурге. Он участвовал в учреждении Союза русских баптистов (существовал в 1884—1930-е годы) и проведении съездов во всем евангельском движении [Макаренко, Каргель…].
Иван Каргель был составителем «Краткого изложения вероучения евангельских христиан» (1913), которое в 1966—1985 годах имело статус официального вероучительного документа советских евангельских христиан и баптистов (ВСЕХБ). Основное внимание в своих произведениях и лекциях он уделял учению о Святом Духе (см. его книгу «В каком ты отношении к Духу Святому?» и статью «Излияние Духа Святого и пятидесятническое движение»), об освящении (см. «Христос освящение наше»), о грехе (см. «Грех как зло всех зол в этом мире»), о втором пришествии Христа (см. «Се, гряду скоро…» и «Где, по Писанию, находятся мертвые») [Макаренко, Значимость…].
Еще один немецкий колонист, перешедший из «веры отцов» в баптизм, Герман Фаст (1860—1935), много потрудился в деле сближения евангельских христиан и баптистов в России. Он помогал поддерживать им связи с единомышленниками за границей [Степанов].
Таким образом, перемены в религиозных взглядах имели место не только среди славянского населения, но и среди немцев России. Некоторые немецкие колонисты, как мы видели выше, вливались в евангельское движение. Что, с учетом характерного для немцев трудолюбия, чистоплотности и грамотности, должно было оказать благотворное культурное влияние на евангельское движение.
В связи с ростом малоземелья и безземелья немецкие колонисты были вынуждены продвигаться все дальше вглубь России, распространяя тем самым свои взгляды. Нередко они создавали смешанные села из представителей двух или трех вероисповеданий. В местах расселения причерноморских немцев во множестве появились немецкие лютерано-баптистские (Анненталь, 1859) и лютерано-меннонито-баптистские села (Беззаботовка, 1888). В 1855 году в Самарской губернии выходцы из разных немецких колоний с правобережья Волги построили лютерано-реформато-баптистское село Гнаденфельд (Ключи). В 1859 году в Поволжье возникло аналогичное смешанное село Розенфельд (Норки) [Немцы России].
Одновременно в стране росли ряды сторонников атеизма. Повлиять на народ в царствование Александра II пыталась разночинная интеллигенция («народники»), мечтавшая об уничтожении социального неравенства в обществе, всеобщем бесплатном образовании, свержении монархии и лишении государственной церкви привилегий. Убийство царя-реформатора оказалось в интересах революционеров, и они осуществили его в 1881 году. При его преемнике, Александре III, активно восстанавливались и строились новые православные церкви и монастыри, был завершен Храм Христа Спасителя в Москве, проведены контрреформы в области образования и применены репрессивные меры по отношению к инакомыслящим. Не помиловал этот царь за покушение на свою особу и золотого медалиста Александра Ульянова. Спустя 36 лет младший брат казненного, Владимир Ленин, смог привести к власти своих сторонников в Российской империи.
Таким образом, выбор направлений развития страны все теснее увязывался с решением вопросов о свободе совести, бесплатном всесословном образовании, перераспределением земли. В 1917 году духовные потомки народников положили конец прежнему сословному устройству общества, привилегиям и зависимости Русской православной церкви от государства, провели аграрную реформу. Они сделали православных священнослужителей ближе и к народу, и к евангельскому движению и создали новые условия для христианского подвижничества в стране.
Контрольные вопросы
1. Каким образом Великая французская революция и наполеоновские войны повлияли на миссионерскую деятельность европейцев?
2. Чем отличались друг от друга Великобритания, Россия и наполеоновская Франция в религиозном отношении?
3. Какие библейские книги и темы вызывали наибольший интерес у европейцев в первой половине XIX века?
4. Кто такие дарбисты и ирвингиане, чем известны их первые лидеры?
5. Что связывало религиозную жизнь Швейцарии и Германии в XIX веке с евангельским движением в России?
6. В результате чего возникли «свободные церкви» в Германии, где находится старейшая из них и как она называется?
7. Каким образом объединение Германии и ее превращение в империю повлияли на религиозные процессы в России?
8. Сколько миссионеров-европейцев XIX века вы можете назвать, из каких они стран?
9. Чем отличается миссионерская деятельность европейцев первой и второй половины XIX века?
10. Как поменялось общественное умонастроение в России после Отечественной войны 1812 года и Крымской войны?
11. Кто такие «кающиеся дворяне» и «новые женщины», кто ввел такую терминологию?
12. Кто такие «разночинцы», как они связаны с революционным движением и распространением атеизма в России?
13. Когда и в связи с чем российские штундисты стали переходить в баптизм?
14. Кто считается первым крещеным по вере русским баптистом?
15. Чем отличалось положение евангельских христиан в столице Российской империи и на ее окраинах?
16. Какие наболевшие проблемы так и не были решены в России перед революцией 1917 года?
17. Проанализируйте биографии подвижников XIX века по странам: в чем состоят их сходства и различия?
Глава 2. Христианское подвижничество в советском культурном пространстве первой половины XX века
Содержание главы: Изменения в евангельском движении в начале XX века. – Первое советское десятилетие. – Первая безбожная пятилетка (1928—1932). – Вторая безбожная пятилетка (1933—1937). – Вторая мировая война и последние сталинские пятилетки.
Человек,
Голодный далью чисел и пространства,
Был пьян безверьем – злейшею из вер…
Волошин М. Космос [Волошин, с. 48].
Изменения в евангельском движении в начале XX века. В начале XX века евангельское движение вступило в фазу консолидации и упорядочивания религиозных практик. В 1902 году И. С. Прохановым был издан сборник «Гусли». Затем он подготовил к изданию самый полный из существовавших тогда труд под названием «Духовные песни», в который вошло 1 237 произведений. Большинство песен написано лично И. С. Прохановым. Есть там песнопения и других русских авторов, а также переводы. Этот сборник также называют «десятисборником», потому что он состоит из десяти отдельных книжек. Одной из них являются «Гусли» из 507 песен [Жидков, Восемьдесят лет евангельско-баптистской песни, с. 22].
Для российского евангельского движения большое значение имела новая жизнь во Христе и личное свидетельство о ней. Поклонение Богу должно было осуществляться по примеру апостолов, «в Духе и истине». Большое значение для пробужденных верующих имели плоды Святого Духа, о которых упоминается в Библии: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22—23). В биографиях родоначальников российско-украинского баптизма приводится много примеров проявления долготерпения, кротости, верности, смирения, миролюбия, скромного образа жизни и т. п. Но постепенно все более возрастающее значение стали приобретать и дары Святого Духа: слово мудрости, слово знания, вера, дары исцелений, чудотворения, пророчество, различение духов, говорения на иных языках, истолкования языков (1Кор. 12:3—12). Стремление получить во что бы то ни стало некоторые из них стало отправной точкой для появления пятидесятничества.
В начале XX века вопрос крещения Св. Духом в Европе и Америке был связан с вопросом об исцелении и говорением на иных языках. Основная борьба тогда велась между американскими евангелистами Д. Муди и Р. Торреем, с одной стороны, и Д. Доуви, с другой. Причем последний из них был последователем шотландского проповедника Эдварда Ирвинга, упоминавшегося нами ранее.
Это противоборство вынуждало российских евангельских христиан и баптистов определиться и в этих вопросах. В документальной повести Юрия Грачева упоминается о том, что один из первых евангельских верующих Самары Петр Чекмарев в 1909 году был знаком с учением Торрея о Св. Духе:
«Петр Иванович часто делился, какие благословения он имел, посещая за границей собрания великого проповедника Торрея и других мужей веры… Петр Иванович подробно остановился на своих воспоминаниях, рассказывая, как в 1905 году многие ревновали об исполнении Духом Святым.
– В то время, – говорил он, – я глубоко исследовал Слово Божие и читал книгу Торрея «Крещение Духом Святым». Хотя я и покаялся, и возрожден свыше, и Дух Божий пребывает во мне, но я пришел к заключению в необходимости исполнения силы для служения. В одном из собраний палаточной миссии во время общей молитвы я особенным образом почувствовал жажду в крещении Духом Святым и после молитвы верою получил этот дар.
– Скажи, Петя, – спросила его Анна Ивановна, – в чем же выразилось получение этого дара? Не заговорил ли ты на незнакомом языке?
– О, нет, – сказал Петр Иванович, – тогда не только я, но и многие получили силу Святого Духа, исполнялись Духом Святым, были крещены Духом Святым, но ни у кого из нас не было проявления языков. Дар языков давался только в первоапостольское время, когда нужно было распространять Евангелие на различных наречиях, языках во спасение погибающим. Теперь, когда надобность в этом отпала, Господь изливает Дух Святой в сердце верующего, и это проявляется в силе свидетельства, сказано: «по плодам их узнаете их».
Написано: «вы примете силу». Проявление силы – показатель исполнения Духом Святым. Он был послан апостолам, и в настоящее время посылается всем христианам, чтобы они были свидетелями. И эти свидетельства не остаются бесплодными – люди обращаются к Богу, находят спасение… Это прежде всего отразилось на моем характере. Те качества, которые проявляются в плоде Духа Святого, – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание – стали проявляться во мне больше и больше. Кроме того, в моем свидетельстве стала проявляться сила, которая действовала на людей и открывала им спасение… когда я приехал в Петербург, мои товарищи-студенты заинтересовались вопросом исполнения Духом Святым. Мы образовали тесный молитвенный кружок. После пережитого опыта исполнения Духом Святым у меня не было прежней застенчивости, когда я говорил о Евангелии с неверующими студентами-технологами. Были поразительные случаи… Дух Святой, наполняя нас, проявляет в нас свою силу, эту силу мы расходуем и вновь нуждаемся в исполнении Святым Духом. Из Деяний апостолов мы видим, что ученики, апостолы неоднократно исполнялись Духом Святым. Павел Николаевич Николаи как-то выразился, что мы не должны быть подобны паровозам, которые имеют ограниченный запас топлива – силы, а должны быть подобны электровозам, которые через провод непрерывно получают энергию, непрерывно пополняются силой» [Грачев, с. 140—142].
В начале XX века процесс создания межденоминационных немецких сел охватил и Сибирь. Причерноморские немцы основали в Сибири ряд меннонито-баптистских сел: Александерфельд (Гришковка, 1907), Алексейфельд (Полевое, Дягилевка, 1909), Ананьевка (1912). Ныне это территория Немецкого национального района в Алтайском крае. Выходцами из причерноморских и беловежских колоний было положено начало лютерано-баптистским селам: Вассеррейх (1902), Гофнунгсталь (1902), Гальбштадт (1907), Бабайловка (1908). Сейчас это территория Омской области. В начале XX века были созданы аналогичные села и на территории современного Казахстана (Ганновка, 1902) [Немцы России]. Но о наличии подобных смешанных поселений в Приенисейской Сибири в тот период нам неизвестно.
В связи с развитием трудовой миграции часть россиян надолго выезжала за границу (в Австралию, Канаду, США и т. д.) и религиозные контакты между разными континентами становились все интенсивнее. С одной стороны, происходил экспорт евангельского движения за рубеж. Так, в 1910 году украинский баптистский исповедник Феоктист Дунаенко вместе с семьей переехал в Канаду. Свою миссионерскую деятельность на новом месте он начал с борьбы за здоровый образ жизни:
«Опять пошел работать на железную дорогу. Меня поставили рядом с австрийцами. Они курят и дым пускают на меня. Спрашивают:
– Почему не куришь?
– Потому что я христианин.
– Мы тоже христиане.
Думаю: как бы поговорить с ними поосторожнее, чтобы не разозлить их? Ведь я тут один, а их пятьдесят человек. Мне трудно с ними говорить. И я, и они – из хохлов. Но я хохол российский, а они – австрийские. Я их спрашиваю:
– Как вы думаете: Христос курил или нет?
– Боже сохрани! Что вы такое кажете?!
– А от кого же вы научились курить? Есть у вас иконы в хате?
– А как же можно жить в хате без икон?
– А как вы считаете: они святые или несвятые?
– Конечно, святые!
– Вы верите, что они святые?
– Верим.
– А вы видели хоть одного святого на иконе с трубкой иль с цигаркой?
– Таких икон не бывает.
– Вот видите: Христос не курил, святые не курят, а вы курите. Значит, вы грешите.
Человек, с которым я разговаривал, вынул из кармана кисет с табаком и трубку, размахнулся и бросил их в грязную лужу. Вечером сошлись все рабочие в вагоне. Кто имел Евангелие, принес с собой. Многие, кто держал в руках Евангелие, побросали курить, чтобы их не осуждали другие. Я слышал их разговоры: «Ты бросил курить?» – «Бросил». – «И я бросил»» [Дунаенко].
С другой стороны, в Европу из США стали приезжать люди, крещеные Св. Духом с печатью иных языков, т. е. пятидесятники. Появление пятидесятничества в США было связано с деятельностью европейских миссионеров и освобождением рабов. Вольноотпущенники активно создавали баптистские и методистские церкви, привнося в них элементы своей экспрессивной культуры. Бывшие рабы были очень бедны, и их подвижники тоже не отличались достатком. Одним из их героев веры была Аманда Берри Смит (1837—1915), член Африканской методистской епископальной церкви. Несмотря на свою бедность, она отправилась в Индию для миссии [Smith].
Ее биография сильно впечатлила Чарльза Харрисона Мейсона (1864—1961), одного из лидеров «движения святости». В 1897 году он вместе с группой баптистов создал Церковь Божию во Христе (COGIC) – крупнейшее пятидесятническое объединение в США (штаб-квартира находится в г. Мемфис, штат Теннеси) [Charles Harrison Mason; Church of God in Christ].
В 1914 году в США появилось второе по величине пятидесятническое объединение – «Ассамблеи Бога» (штаб-квартира находится в г. Спрингфилде, штат Миссури). А еще через несколько лет, уже в Советской России, в Одессе, появился один из миссионеров Ассамблей Бога – Иван Ефимович Воронаев, бывший баптист. И хотя первые регистрации пятидесятнических церквей в Российской империи начались еще в царский период, т. е. не были связаны с этим миссионером [100-летний юбилей…], сейчас большинство объединений ХВЕ (пятидесятников) в России возводят свои истоки к «воронаевской традиции».
Первое советское десятилетие. После победы партии большевиков в Гражданской войне был положен конец старой России. 30 декабря 1922 года на карте мира появилась новая страна – СССР.
В первое советское десятилетие российские коммунисты не теряли надежды на быструю победу коммунистической идеологии во всех странах мира, поэтому проводили очень активную внешнюю политику.
Внутри страны коммунисты насаждали культ революции как великой победы, а также культ победителей – партии большевиков и «вождя мирового пролетариата» В. И. Ленина. Широкое хождение во время официальных торжеств имел коммунистический гимн «Интернационал», в котором предлагалось бороться с социальным злом, став на путь гнева и агрессии:
Кипит наш разум возмущенныйИ в смертный бой вести готов.Весь мир насилья мы разрушимДо основанья, а затемМы наш, мы новый мир построим…Кто был ничем, тот станет всем…Коммунистическая идеология была нацелена на освобождение общественной природы человека (понимаемой всего лишь как особь человеческого рода) от «оков» религии, частной собственности и личной жизни. Характерным явлением массовой культуры стали носители «революционных имен», «красные крестины» («октябрины» / «звездины»), «гопники», «зэки», «комиссары», советская бюрократия и т. д. [Синдаловский]3.
Коммунисты освободили общество от сословного деления. Согласно одному из первых их декретов население стало именоваться гражданами [Декрет об уничтожении сословий…]. В новой Конституции была поставлена задача «предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование, т. е. избавить большую часть населения от невежества [Конституция…, c. 244]. Но при этом религиозные служители, среди которых было немало выходцев из рабочих и крестьян, стали гражданами «второго сорта».
В Декрете СНК РСФСР от 20 января (2 февраля) 1918 года «О свободе совести, церковных и религиозных сообществах» были пункты 12—13, лишавшие церковь прав юридического лица: «Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ» [Декрет о свободе совести…, с. 374]. Через несколько дней после первой публикации этот декрет был назван Декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
Советская печать призывала к активному вовлечению крестьянок в общественную и хозяйственную жизнь села, проявляя заинтересованность в решении вопросов быта. Правда, делалось это тоже из идеологических соображений – для того, чтобы женщины стали опорой коммунистического движения. В области предоставления всем женщинам избирательных прав в 1918 году Советская Россия опередила некоторые европейские страны на полвека. И хотя право голоса было дано всем женщинам на год раньше, еще Временным правительством, но большевики его законодательно закрепили и реально распространили на всю территорию СССР, включая республики Средней Азии и Кавказа.
При этом революционеры не отказались от идеи дискриминации в новой избирательной системе. Согласно ст. 23 Конституции РСФСР от 10 июля 1918 года «руководствуясь интересами рабочего класса в целом», Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишала избирательных прав «отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции» [Конституция…, с. 246], а именно:
«а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;
ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором» [Конституция…, с. 257—258.].
Итак, духовенство было поражено в правах вместе с торговцами, рантье, преступниками, душевнобольными, сотрудниками царских органов безопасности и правопорядка. Этим власть как бы показала, что считает священников социальными паразитами и контрреволюционерами. Статья 19 Конституции о всеобщей воинской повинности подчеркивала презрение революционеров к лишенцам: «Почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагается отправление иных военных обязанностей» [Конституция…, c. 246].
В Уголовном кодексе РСФСР от 1 июня 1922 года существовали статьи, позволяющие наказать за демонстрацию религиозных убеждений принудительными работами (сроком до 3 мес., 6 мес., 1 года); лишением свободы сроком не ниже трех лет со строгой изоляцией; конфискацией имущества; штрафом до 300 рублей золотом; расстрелом (статьи 69, 119—125, 227) [Постановление ВЦИК…].
К 10-летию Октябрьской революции был принят и вступил в силу (с 1.01.1927) новый Уголовный Кодекс. Именно в нем появилась знаменитая «политическая статья» – статья 58, каравшая за «контрреволюционные преступления», недоносительство о их совершении или подготовке и даже за совместное проживание (!) с осужденным на момент совершения преступления. Особенностью 58-й статьи были тяжесть и разнообразие наказаний: