Полная версия
Подвижники земли русской. Приенисейская Сибирь
В последующие годы на юге пассивное сопротивление властям было упорным: имели хождение пророчества и слухи апокалиптического характера, женщины постригались в монахини, совершались паломничества, обновлялась икона и даже – «явился Христос». В заметке «Христос в Хакассии» из газеты «Советская Сибирь» за 8 сентября 1926 года сказано:
«В Хакассии, среди белого дня, появился Христос.
Когда и при каких обстоятельствах, зачем и почему, конечно, никто не знает… уверяют, что явился «он» в белой одежде и солнечном сиянии… Очевидец – молодой пастух-татарин, не умеющий говорить по-русски…
– …Явился, это, Христос в солнечном сиянии к пастуху и сказал: «Передай священникам, пусть они привлекают как можно больше народу к православной „леригии“, потому что я – Христос, в 1927 году пошлю каменный град и перебью весь народ, не признающий меня. (Вопрос о годе спорный. Многие доказывают, что каменный град пойдет через 27 лет). И пусть в этом месте построят храм и ежедневно молятся отцу моему»…
– «Те родители, – говорил Христос, – что разрешают дочерям и сыновьям своим ходить к антихристам (сюда причисляются коммунисты, комсомольцы и даже пионеры), будут жариться в вечном аду кромешном…».
…«Явочной квартирой» Христа на этот раз оказалась не жаркая Палестина, а Таштыпский район, Хакасского округа… Таштып расположен почти в 200 верстах от Минусинска. Район населяют инородцы и русские… Таштыпский район, кроме всего этого, имеет и то преимущество, что в нем с давних пор имел свое влияние, так называемый, Матурский женский монастырь.
После революции монастырь опустел. Но лица, раньше населявшие его и остававшиеся там же, в том же районе, не бездействовали. Еще недавно, в прошлом году, в соседнем с Таштыпским районом – Аскызском, обновилась икона… и отец Кузургашев сел на скамью подсудимых.
В нынешнем году духовенство снова решило попытать счастья… Главная фигура в этом новом «предприятии» – священник с. Сабинского, Розальев Алексей, имеет высшее образование. В 1918 году с частями белой армии бежал из Самарской губернии до Новосибирска. Находился при штабе второй армии на Ишимском фронте. В Красноярске был взят в плен. До 1922 года служил радиотелеграфистом, но потом эту должность оставил и поступил в священником. За последние два года Розальев очень часто навещал Таштыпский район: выступал с проповедью, взывал к богу – спаси души человеческие… Бога он не признает, но доказывает, что «на основе евангельского учения, народ должен верить»… Вторая фигура – боговидец Кужеков Павел, 19 лет… На шее и на ногах у него большие кресты. Уверяет, что к нему явился Христос.
Дальше идут деятели рангом пониже – священник с. Усть-Есь Бычковский и священник Доможаков.
Потылицин Семен – бывший казак и член следственной колчаковской комиссии, усиленно распространявший слухи, что во время молебна был слышен подземный гул; Каргаполов Константин – бывший урядник, устраивал тайные собрания верующих, Сипкин Ефим – бывший казак, исцелившийся, по его уверению, землей, на которой стоял Христос. Чудогашев Макар – церковный староста – все это активисты и агитаторы по популяризации новоявленного Христа.
В первое время число паломников ко «Христу» доходило до тысячи человек. Но это были люди не столько верующие, сколько любопытствующие… Передовая часть населения приняла все меры… Интересный, показательный судебный процесс руководителей «предприятия» – явления Христа – предстоит в ближайшем будущем»13.
Уголовное дело действительно было заведено (№ П-21987). Проходившие по нему лица были осуждены на 3 года ИТЛ или 3 года ссылки [Мартиролог].
Сыграло свою роль в активизации религиозной жизни на юге Приенисейской Сибири и то, что там в начале 1920-х годов служил православный священнослужитель Амфилохий (Скворцов) (1885—1937). Благодаря его деятельности в Таштыпском районе в начале 1920-х годов Матурский женский монастырь стал влиятельным религиозным центром [Игумен Дамаскин (Орловский), с. 195—209].
Большинство действующих клириков Русской православной церкви сконцентрировалось или в местах заключения и ссылки, или за границей. За рубежом многие из них де-факто или де-юре вышли из подчинения патриарху и вынуждены были самостоятельно решать проблемы, связанные с прибытием эмигрантов из России. Одним из них был уроженец Приенисейской Сибири Иннокентий (Фигуровский) (1863—1931), возглавлявший тогда Русскую духовную миссию в Пекине. За свои заслуги перед православной церковью он получил сан митрополита.
Кроме того, за границей укрепились дружественные связи между зарубежными протестантскими христианскими организациями и православными христианами, оказавшимися в эмиграции. В 1922 году в Советскую Россию приехали представители американской миссии АРА14 для помощи голодающим. Среди них был американский пастор-методист из Христианского союза молодых людей (YMCA / ИМКА) по имени Этан Колтон, который стал посредником московского патриарха в контактах с русской эмиграцией. Эта неправительственная протестантская благотворительная организация до лета 1918 года оказывала ограниченную поддержку русскому христианскому студенчеству и помогала военнопленным. После массовой эмиграции россиян YMCA постепенно перешла к активной поддержке Русского студенческого христианского движения (РСХД), православных обществ, лекторов и студентов в крупных городах, исходя из того, что православие – наиболее влиятельная религиозная традиция в России. После 1917 года вся программа YMCA получила благословение Патриарха Тихона. В 1933 году вышла книга сотрудника YMCA, Д. Лаури под названием «Свет России», в которой он выразил суть подхода к православным христианам: научить их активному служению и пониманию острейших нужд современности. Благодаря поддержке YMCA дети эмигрантов интересовались своим историко-культурным наследием и приходили в православные церкви. Это сотрудничество, как отмечает М. Миллер, стало катализатором для распространения православия и его влияния в Европе, США, Азии [Миллер].
Очень часто можно прочитать в научной литературе и публицистике о так называемом «золотом десятилетии» русского евангельского движения (1918—1928). Из чего иногда создается превратное впечатление, что в первое советское десятилетие наблюдался какой-то особенный, невиданный повсеместный рост евангельских верующих и общин и что, пока православных служителей репрессировали, протестанты пользовались сочувствием властей и почти полной свободой в своей миссионерской деятельности. Это не так. Уже в 1922 году, по окончании Гражданской войны, Президиум ВЦИК не разрешил евангельским христианам провести съезд в Новониколаевске (современный Новосибирск)15.
И хотя миссионерская деятельность велась активно, но успех ее был обусловлен смягчением царской религиозной политики и теми изменениями, которые произошли в сознании солдат во время Первой мировой войны. Многие российские солдаты во время той войны попали в плен к немцам или австрийцам, в результате чего посмотрели и на другие порядки и смогли ознакомиться с религиозной литературой, которую распространяли там русские эмигранты. После освобождения солдаты добирались до родных мест «вооруженные» Библией. Местное православное студенчество активно участвовало в книгоношении: развозили телегами литературу, приходящую из западных регионов страны. Баптисты разъезжали по деревням и селам на телегах с фисгармонией. Деревенские жители приходили к ним охотно: раньше в деревнях и селах не было клубов и домов культуры с развитой творческой самодеятельностью и проповедники-музыканты на телегах вызывали неподдельный интерес. В своем богослужении они использовали светские русские мелодии, известные для того времени. Пели они протяжные молоканские и православные песни («Научи меня Боже молиться» и другие духовные стихи на русском), а также переводные британские евангелизационные гимны второй половины XIX века. Примером последних является гимн Фанни Кросби «Твердо я верю, мой Иисус» (1873). Эти песни позднее вошли в «Песнь Возрождения», сборник песнопений, которым пользуются и сейчас во многих российских протестантских церквях [Интервью И. А. Булычева].
Таким образом, евангельское движение в регионе начало активно расти еще до прихода большевиков к власти. Относительно динамики роста евангельских общин в Приенисейской Сибири мы располагаем следующими данными16:
1. Минусинский уезд – старейший центр баптизма в Приенисейской Сибири. В 1899 году в с. Очуры, в 50 верстах от города Минусинска, была организована первая община баптистов во главе со ссыльным Вержбицким. Именно он пригласил своих единоверцев из Херсонской губернии переехать в Минусинский уезд. С 1899-го и до 1924 года баптисты демонстрировали непрерывную положительную динамику в уезде. За 1899—1909 годы их численность выросла в 2,8 раза (с 14 до 85 чел.), за предреволюционное семилетие (1910—1916) – в 2,1 раза (с 103 до 214 чел.). За последующие семь лет (1917—1923) – в 3,2 раза (с 291 до 710 чел.). Своего максимума приток новых верующих в Минусинском уезде достиг в 1922 году (139 человек), после чего произошел резкий спад прироста: за 1923 год к баптизму присоединилось только 48 человек.
2. В Красноярском уезде центром баптизма был губернский город Красноярск на левом берегу Енисея. Местные верующие, руководствуясь свидетельствами своих старших родственников, относят появление первой религиозной группы баптистов здесь к 1898 году. Государственные органы в 1924 году годом основания называли 1910-й, когда в город прибыл ссыльный баптист Василий Торопов. Он был рабочим литейного цеха железнодорожных мастерских и распространял баптизм в Николаевской слободе при станции Красноярск. Каждый год община увеличивалась на 1—4 членов. В 1910 году в общине было 3 человека, а к концу 1923 года – 33 человека.
Помимо этого, в 1910—1915 годы в Красноярске появилась официально зарегистрированная община евангельских христиан. До 1917 года в ней состоял только 1 человек, а затем ее численность стала понемногу увеличиваться: максимальный приток наблюдался в 1922 и 1923 годах, когда в общину вступало по пять человек ежегодно. К концу 1923 года в общине ЕХ насчитывалось 26 человек при двух руководителях.
3. В Канском уезде баптизм появился в 1914 году: тогда там было 4 одиночных последователя, проживавших в с. Заимское. К 1920 году баптистов в уезде насчитывалось уже 15 человек. А к концу 1923 года образовалось 5 баптистских общин: Заимская, Иланская (при железнодорожной станции), Ново-Дмитриевская, Ашкаульская, Аманашевская – совокупной численностью 175 членов. Таким образом, за 1920—1923 годы число баптистов выросло в 11,7 раза.
4. В Ачинском уезде первая община возникла в 1915 году в д. Березовке и состояла из 3 человек. Но двое баптистов были здесь уже в 1912 году. В 1919 году возникла вторая община, в д. Гавриловка, во главе с Александром Лопушниковым, в 1920 году – третья, в д. Карловка. Все общины к концу 1922 года насчитывали 47 человек. В 1923 году появились общины Кузурбинская, ст. Березовская, Скрипачи, Никифоровка, Ново-Ададым. Общая численность достигла отметки 121 человек. Таким образом, за 1918—1923 годы численность баптистов в Ачинском уезде выросла в 24 раза, но по сравнению с изначально малым числом баптистов этот показатель не так уж впечатляет.
Другие документы ГАКК также подтверждают, что наиболее заметный прирост в евангельском движении наблюдался в 1922 году и уже в 1924 году произошло значительное замедление этого роста.
В 1922 году наблюдался массовый уход населения в деревнях из православных церквей и госорганы отмечали, что «отходящие от православия поступают больше и охотнее в секты баптистов и евангелистов. Сектанты вообще к православной церкви и духовенству настроены враждебно, но активной борьбы против нее, ввиду отсутствия необходимых сил не ведут, за исключением иоанитов, которые в контакте с тихоновским духовенством ведут против обновленцев усиленную агитацию»17. Под «православной церковью» в цитируемом выше документе подразумеваются обновленцы. Только они из всех православных получали официальное признание. И, как указывалось ранее, именно в 1922 году почти все приходы и церковные сооружения Приенисейской Сибири были захвачены обновленцами. Но рукоположение в епископы Димитрия (Вологодского) должно было вдохнуть надежду в несогласных с «красными попами», что и привело к сокращению их притока в евангельское движение. Много ли бывших православных христиан удержалось в евангельском движении из пришедших в 1922 году и каким было «возвратное движение» – это вопрос, который предстоит раскрыть другим ученым.
Архивные документы также свидетельствуют, что в Приенисейской Сибири уже в первое советское десятилетие местные евангельские служители подвергались преследованиям. И для этого были причины.
В числе пострадавших от голода регионов была Западная Сибирь, на границе с которой находилась Енисейская губерния. Евангельские верующие были связаны с организациями, оказывавшими реальную помощь голодающим и были благодарны им: «Враги Советской России старались удержать руку помощи распространяемыми слухами о том, что все пожертвования не дойдут по назначению, но будут употреблены на усиление Красной Армии и т. д. … отправляемые Вами пароходы с одеждой, продовольствие через Ара и Нансена поступили по назначению, ни у кого из нас ничего не отняли. Опасения не оправдались, но оправдал себя принцип – всегда и всем делать доброе и избегать злого. Имена, коими воплощалась эта братская бескорыстная помощь: Президента Гардинга, Гувера, баптистов, Ара, Нансена, квакеров, Шведского Красного Креста, связанные с христианской активностью, влиянием баптистов и иных близких к ним христианских групп, останутся в памяти русского народа горящими письменами»18.
Неудивительно, что после Гражданской войны в рядах евангельских христиан стали появляться бывшие красноармейцы и даже члены ВКП (б). Так, например, уроженка Самарской губернии, евангельская христианка Белкина Мария Васильевна (1898 г.р.), имела пятиклассное школьное образование и в 1921—1922 годах состояла в рядах ВКП (б). Вероятно, ее переезд в Сибирь был связан с голодом в родном Поволжье. В 1920-е годы она проживала в с. Шало Манского района Красноярского округа, где ее муж был казначеем религиозной группы, входившей во Всероссийский союз евангельских христиан (ВСЕХ)19 [Мартиролог]. Один из младших братьев председателя той же религиозной группы, Степан Васильевич Жоголев, был красноармейцем20.
Диаграмма №2.1. Социальный состав христиан в Приенисейской Сибири (1925). Верхние цвета легенды расположены на рисунке справа, нижние – слева.
Статистические данные подтверждают, евангельские верующие в большинстве своем были представителями крестьянской бедноты и середняков. Именно на эти категории крестьян рассчитывала опереться советская власть в проведении коллективизации и укреплении атеизма в деревне. Причем большинство неправославных бедняков в губернии было старообрядцами (1482 чел. из 2476 бедняков); а по числу середняков старообрядцы (421 чел.) и баптисты (404 чел.) были близки. Среди евангельских христиан (293 чел.) при преобладающем бедняцко-середняцком составе было относительно много интеллигентов (6 чел.), кулаков (11 чел.) и рабочих (12 чел.). Среди ионитов доля кулачества была наибольшей (17 чел. из 131 члена)21.
К концу первого советского десятилетия «кулаком» было принято называть всякого, активно участвующего в общественных делах и возражающего против чего-то: «Председатель Сибревкома М. Лашевич на I съезде Советов Сибири (1925) говорил, что „кулак“ в деревне сейчас бранное слово. Кулаком часто называют того, кто критикует Советскую власть, партию и т. п. Такие же взгляды, основываясь на результатах специальных обследований, высказывали многие партийные работники на II Сибирской партконференции в ноябре 1925 года (С. В. Косиор и др.). Подобная позиция в отношении кулака в середине 1920-х годов получила широкое распространение как в директивных материалах, так и в литературе» [Гущин]. Это объясняет, почему в следующее десятилетие под раскулачивание подводили все социальные категории в деревне.
Руководитель ВСЕХ, И. С. Проханов, на Всемирном конгрессе баптистов в Стокгольме в 1923 году считал преобладание малообеспеченных людей в евангельском движении преимуществом: «Русские баптисты не спорят – они бедны материальными средствами. Наш социальный состав – рабочие и крестьяне. Но мы богаты духом. Мы переживаем эпоху энтузиазма. Движение наше растет и ширится потому, что в нас жив дух древне-апостольской церкви. И этим энтузиазмом восполняется недостаток материальных средств. У нас почти нет профессиональных проповедников, регулярно получающих жалование. Наши работники по примеру Апостола Павла собственными руками в большинстве случаев зарабатывают себе на хлеб и проповедуют Евангелие. Мы не спорим против того, что образованные и подготовленные проповедники могут много сделать, но мы боимся также оторвать их от масс и превращения в замкнутую касту, что мы видим в других церквах. Голодные, оборванные и часто босые, но влекомые и побуждаемые духом странствуют наши проповедники по обширной нашей земле, не всегда за неимением средств могут воспользоваться железной дорогой. Им известны все нужды и горе их братьев, они живут с ними одной жизнью.
Мы ниоткуда не получали пособие на пропаганду своих идей. Наш успех во внутренней силе, которую дает нам Бог. Поэтому мы не имеем нужды в приезжих из-за границы проповедниках, для проповеди в России мы обойдемся собственными силами.
У нас нет молитвенных помещений таких прекрасных, как у наших заграничных братьев. В деревнях мы собираемся чуть не в хлевах, в городах – в бывших торговых помещениях, приспособлениях кое-как для наших целей и эти помещения иногда приходится дорого оплачивать»22.
Подтверждают конкуренцию евангельских христиан с коммунистами и данные силовиков. В ноябре 1922 года начальник Секретного отделения ГПУ Енисейской губернии констатировал полное неверие евангельских христиан Красноярского уезда в социализм и ожидание ими краха атеизма в связи с наступлением времени Божьего суда:
«5-го ноября на утреннем молении Евангельских Христиан, во время чтения проповеди о страдании Христа за народ, говорилось о скором Его пришествии вновь на землю для разбора верующих и неверующих. На вечерней молитве один из проповедников высказался, что ныне многие люди отрицают Бога и пророчества и учение Христа, считая Его человеком социалистом, но это ложь. Эти люди, отрицающие Христа и проповедующие неверие в Бога, есть люди, засорившие свои мозги под силой дьявола, что свидетельствует из вытекаемого социализма, ныне существующего и переживаемого жизнью, гонением на церковь, произвол и другие творимые над народом и друг другом насилия, обмана и призывов неверия в Бога, тогда как у других народов этого нет. Посмотрите на другие государства: Англию, Америку, Японию, – эти страны культурнее и такого социализма как у нас не имеют, у них есть вера в Бога, и не одно государство без веры в Бога существовать не может. Пока не поздно еще, нужно молиться и просить Христа спасти нас от заблуждения нашего, молиться всеми силами, а не ходить по театрам, циркам и т. д., где царит разврат.
Другой же проповедник, фанатик Власенко, дополнил, что скоро Христос придет к нам для разбора и создания вечной жизни для тех, которые не обагрили себе руки кровью.
Так проходит каждое собрание в учении о Христе, Его страданиях и т. д. Вперемешку с колкостями в проповедях антисоветского характера против учения социализма.
18 ноября один из проповедников высказался: Неверующие во Христа именуют себя могущественнее Бога, тем самым (намекая на существующий строй), но их усилия напрасны, и они ничего хорошего не сделают, ибо их действия не от Бога, потому что они Его отрицают.
В общем на всех этих молитвенных собраниях под разными предлогами с ядовитыми насмешками происходит злостная агитация против существующей власти, безбожников детей тьмы, посланных в наказание роду человеческому, что скоро власть такая должна пасть. Учение свое они распространяют по Красноярскому уезду с очень большим успехом.
12 ноября из общины Евангелистов в село Зыково было послано три проповедника для организации «секты» среди крестьян, куда ездили: Коротков Василий – сверловщик мастерских, Ключик Сазон – электротехник депо, Мельникова – жена артельщика депо – это видные члены общины ездят по разным местам каждую субботу и воскресенье… В г. Канске в ноябре месяце вновь открыт молитвенный дом Евангельских христиан. Моления бывают еженедельно по субботам. На собрания съезжаются проповедники из окрестных деревень Канского уезда. Подробных сведений не поступало и ведется агентурное наблюдение»23.
Таким образом, в миссионерской деятельности красноярских евангельских христиан видную роль играли грамотные рабочие, бедные крестьяне, женщины – та самая аудитория, привлечь которую стремились и коммунисты.
Баптисты и евангельские христиане Красноярска оказались на нелегальном положении в Приенисейской Сибири уже в 1923 году:
«…Деятельность секты баптистов в гор. Красноярске легальное свое существование прекратила с 25 минувшего января. Молитвенные дома общины Баптистов и Евангельских Христиан до сего времени закрыты. Руководители общин привлекаются к ответственности через народный суд.
По агентурным сведениям установлено, что отдельные члены сект не перестают вести свою работу, почти каждое воскресенье собираются по 10—15 человек в подпольях, где и проводят моления. Причем собрания проводят конспиративно с большими предостережениями.
Заранее никто не знает ни время, ни место собрания и извещают только за два часа до начала собрания и каждый раз в разных местах. На собраниях присутствуют одни только члены.
При разговоре наших осведомителей с отдельными членами секты выяснилось, что они не теряют надежду на то, что рано или поздно молитвенный дом их откроют. Но руководители прекратили возбуждать ходатайство о разрешении открытия молитвенного дома и ожидают, пока местная власть не разрешит им свободно собирать молитвенные собрания.
В настоящее время сектанты не пользуются среди местного населения таким уважением, как в начале года. Их работа с каждым днем заметно отмирает.
Корень зла распространения сектантства в Енисейской губернии – это Минусинский уезд, где хорошая почва для их работы среди темного инородческого населения, и осуществить какой либо план борьбы очень трудно по географическим условиям и разнородности населения.
Причина роста сектантства в Сибири, в частности в Минусинском уезде – те репрессивные меры борьбы бывшего царского правительства в России в 90 годах. Путем ссылок в отдаленные края Сибири десятками семейств и запрещения на местах устройства молитвенных собраний и в последствии перешло в борьбу миссионерского характера. Такая мера, как ссылка в Сибирь не дала благоприятных результатов борьбы с распространением сектантства, а наоборот, дала свободу поля деятельности сектантства и отсутствие мер всякой борьбы по географическим условиям Сибири. Почему сектантство и распространилось не только в Сибири но и по всей Европейской России.
Секта Евангельских Христиан.
Легальное свое существование прекратило с 25 минувшего марта, но по агентурным сведениям, отдельные члены бывшие руководители проводят собрания у себя на квартирах в подпольях, участвуют только действительные члены, посторонней публики не присутствует.
Осмелились просить разрешение у ГОРОСовета об открытии молитвенного дома, но было отказано впредь до разбора дела в суде и тем удовлетворились. Агитации и пропаганды не замечается»24.
При этом объединиться в один союз баптисты и евангельские христиане не могли из-за Ивана Проханова, руководителя ВСЕХ, «который всей своей деятельностью проявил себя величайшим противником баптистов»25.
Наиболее уязвимым местом среди евангельских верующих был вопрос о службе в Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), поскольку одна из десяти заповедей в Библии гласит: «Не убий». Однако советское правительство могло использовать это для обвинений евангельских верующих в укрытии дезертиров, уклонистов, врагов революции. И хотя советское правительство в первые годы признавало право верующих на альтернативную службу, но его давление на пацифистов в этом вопросе росло.
На заседании Коллегии Всероссийского союза баптистов, состоявшемся 1 сентября 1923 года, было принято такое решение:
«Во избежание засорения общин неискренними малосознательными и нестойкими элементами, поскольку это в особенности касается лиц призывного возраста, могущих вхождение в баптистские общины использовать исключительно в целях уклонения от воинской повинности в расчете, в связи с Декретом от 4 января 1919 года на покровительство общины признать необходимым предложить всем общинам: