Полная версия
Подвижники земли русской. Приенисейская Сибирь
1. Назначить лицам призывного возраста, заявившим о желании вступать в общину, более или менее длительный срок испытания, во всяком случае не менее одного года в течении которого они, числясь кандидатами в члены, находятся под строгим наблюдением общины и никакого содействия по делу применения к ним Декрета от 4 января 1919 года со стороны общины им оказываться не должно.
2. Если община при исповедании веры найдет возможным принять в свой состав лиц призывного возраста без предварительного длительного испытания, то во всяком случае лица эти в течении одного года не должны пользоваться никаким содейственным покровительством со стороны общины по применению к ним Декрета 4.01.19 г.»26.
Прошедший в Москве 1—8 декабря Всероссийский съезд баптистов, как отмечало руководство ОГПУ в циркуляре от 20 декабря 1923 года, «в общем и целом прошел для нас неудовлетворительно»:
«Главным образом он не вынес определенного постановления по вопросу военному. Из резолюции по этому вопросу вы увидите, что она вынесена в таком виде, что баптистам, согласно ее, представляется свобода не только в выборе способа отбывания воинской повинности, но и сама повинность может отбываться вне Красной Армии…
Директива СОПЕРУПР ОГПУ от 4 июля с/г за №50870 в главной ее части о расколе евангелистов и баптистов к настоящему времени почти полностью выполнена, и остается лишь этот раскол укрепить, а он несомненно укрепится, если наибольшая часть их признает службу в Красной Армии, как это провел Съезд Евангелистов, благодаря чего отпала цель замены его членов Всероссийского союза новыми лицами (см. газету «Известия» от 16 декабря 1923 года №288).
Наша ближайшая и неотложная задача заключается в том, чтобы после окружных Съездов через Кавказцев в Москве новый всероссийский съезд, который должен осудить решение предыдущего съезда и вынести наряду с другими решениями решение о признании воинской повинности в духе резолюции Евангельских Христиан и образовать в Москве параллельную Всероссийскую коллегию баптистов»27.
Антимилитаристская агитация баптистов и части евангельских христиан в Приенисейской Сибири сказывалась на частях 26-й дивизии. В ней насчитывалось до 16 уверовавших красноармейцев, посещавших молитвенные собрания по месту расположения частей. За 1924 год в частях дивизии было зарегистрировано 16 случаев отказа от службы в частях с оружием в руках, а в губернии – 5 случаев отказа от призыва. Отказавшиеся были зачислены в тыловое ополчение. Расхождения между баптистами вели к усилению евангельских христиан, имевших более неопределенную позицию в военном вопросе28.
С целью развала евангельского движения ГПУ предпринимало усилия и по внедрению своих агентов и осведомителей. 31 июля 1923 года секретарь Енисейского губернского комитета направил в адрес секретарей уездных комитетов следующее:
«Работа по разложению сектантских организаций в некоторых местах приняла неправильный характер. Это выразилось в форме административных репрессий против сектантских общин в виде отказа регистрировать их в отделах управления, роспуска их и т. д.
Такие мероприятия повели к уходу сектантских организаций в подполье и тем самым затруднили и осложнили нашу борьбу с их влиянием:
Учитывая это, Губком предлагает:
1. Прекратить систему административных репрессий, не препятствуя регистрации сектантских общин, давая возможность им легализоваться, дабы они находились в поле нашего зрения.
2. Центр внимания в работе парторганизации и органов ГП нужно обратить на работу внутреннего разложения, подрыва их идейного влияния, раздробления на отдельные группы и обострение внутренней борьбы в самом сектантстве»29.
12 сентября 1923 года во все уездные комитеты Енисейской губернии был направлен циркуляр за №322, в котором детально разъяснялись причины, по которым «необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующего, ведущих лишь к закреплению религиозного фанатизма». В частности, предписывалось запретить закрытие церквей, молитвенных помещений и синагог по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации, «а где таковое закрытие имело место, отменить немедля»; воспретить аресты «религиозного характера»; строжайше соблюдать постановление ВЦИКа от 29 июня 1923 года; разъяснять членам партии необходимость тактичного отношения к верующим, терпеливой и вдумчивой критике религии и т. д. Однако подчеркивалось, что нельзя ослаблять «бдительность наших организаций в смысле тщательного наблюдения за тем, чтобы церковь и религиозные общества не обратили религию в оружие контрреволюции»30.
Для разделения баптистов и евангельских христиан в Енисейской губернии совещанием тройки по борьбе с сектантством 3 января 1924 года было решено: «Начать против сектантства кампанию в газете, помещая ряд статей, компрометирующих и дискредитирующих пресвитеров и руководителей сектантства. По линии административной при регистрации общин обращать внимание на те общины, которые стоят на антимилитаристической точке зрения, давая всякие привилегии тем общинам, которые стоят на противоположной точке зрения». К 1924 году наибольших успехов в разложении евангельского движения удалось достичь Минусинскому УУ ГО ОГПУ (там удалось даже избрать своего осведомителя на съезд баптистов) Разгром евангельских церквей предполагалось начать именно с Минусинского уезда: там насчитали 710 баптистов. После этого силы планировалось перебросить во второй центр евангельского движения – Канский уезд, где было меньше верующих (175 человек), но и меньше разногласий между ними31.
Евангельские верующие с разрешения властей создали свои трудовые кооперативные артели, которые и стали их слабым местом.
В 1920 году в д. Ново-Михайловская и с. Ермаковское Минусинского уезда возникло две общины баптистов и трудовая артель «Вассан», состоящая исключительно из баптистов. В распоряжении «Вассана» была паровая мельница, находившаяся в полуверсте от Минусинска32. Руководили артелью баптистские пресвитеры Иосиф и Филипп Патковские, уроженцы Херсонской губернии. В условиях Гражданской войны и нэпа артель брала на себя заботу о материальном обеспечении баптистских религиозных съездов, предоставляя их участникам продовольствие. Артель давала средства на содержание молитвенного дома, снабжала сибирские общины баптистов дешевым хлебом. Так, в 1924 Кузьмой Скрынником было отвезено в Красноярск и Иркутск 800 пудов муки, все было продано баптистам [Патковский…].
Первоначально артель существовала как паевое общество, но в 1922 году был принят устав, по которому она стала промыслово-кооперативным объединением для выполнения «стоящих перед ней государственных задач». В начале 1924 года в Минусинском районе начался раскол, по-видимому, инспирированный органами ГПУ. 17 июля 1924 года в сибирской прессе появилась анонимная заметка, обвинявшая братьев Патковских в мошенничестве, уходе от налогов, религиозной агитации под видом благотворительности и зарубежных связях [Из письма баптиста…].
В результате Ново-Троицкая община (75 человек) вышла из подчинения Патковским, а из Салбинской общины 40 человек перешли к менее зажиточным евангелистам. В Красноярской общине баптистов в том же году взаимная вражда началась между группой из 13 человек и большинством общины из-за прелюбодеяния председателя совета33.
1924 год оказался годом раздора и для евангельских христиан. В Иланске из общины евангелистов вышла группа из 12 человек и перешла к адвентистам, стремившимся организовать свою трудовую артель. Разногласия имели место и в Канской общине евангельских христиан «по невыясненным причинам»34.
Баптисты пытались оживить интерес к вере у молодежи путем создания трех кружков, которые, впрочем, не проявляли активности. Влияния на школы евангельские верующие не оказывали. Со стороны родителей имелся один случай запрета своим детям петь революционный гимн «Интернационал» в школе. А евангелисты пытались самостоятельно заниматься ликвидацией неграмотности своих членов. Общины не имели специальных учреждений благотворительного характера. Не занимались противоналоговой и антигосударственной (христианско-анархической) агитацией35.
Имеющиеся на данный момент материалы позволяют утверждать, что пятидесятники появились в Приенисейской Сибири не позднее 1926 года. О пятидесятниках в д. Сидорово Курагинского района во время первой советской переписи 1926 года упоминают старожилы: «Местные жители Сидорово были из разных религиозных конфессий и сект: баптисты, старообрядцы, староверы, пятидесятники, подушечники, мирские люди. При проведении переписи населения сектанты убегали в леса и прятались» [Карих].
Губернская комиссия констатировала, что «годы НЭПа дали резкий толчок к расцвету сектантства, рост необычайно пышный исчисляется сотнями. 1924 год сравнительно установившейся крестьянской экономики дает резкое снижение роста. В настоящее время наблюдается сравнительное понижение роста сектантства, но все с большей тенденцией к общему росту. Наличие артелей, кооперативов, мельниц, т. е. крепкой накопляющей организации ведет к тому, что рост сектантства в большой степени идет за счет бедняков – 61,3%, середняков – 32,6%, кулаков – 3,5%, рабочих – 2,5%»36.
Таким образом, первое советское десятилетие для евангельских верующих в Приенисейской Сибири было тревожным и мятежным. Были сильны апокалиптические настроения. Советское руководство в этот период готовилось к масштабным репрессиям в сельской местности.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Советские историки на основе изучения работ коммуниста К. Маркса делили историю человечества на пять периодов (общественно-экономических формаций и связанных с ними форм собственности и производства): первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.
2
Георг (Джордж) Мюллер (1805—1898) – британский пастор немецкого происхождения. Родился на территории Священной Римской империи, в деревне Кроппенштадт под Хальберштадтом, что в прусской Саксонии. Отец был сборщиком акцизов и мечтал о том, что сын станет лютеранским пастором. Георг Мюллер изучал богословие в Галле (университет Галле и Виттенберга тогда был уже объединен). В 1826 году решил стать миссионером. В 1829 году по приглашению одного из лондонских обществ (LSPCJ) приехал в Англию. Через некоторое время примкнул к "Плимутским братьям". Позаимствовал с родины идеи для организации сиротских домов. В довольно пожилом возрасте путешествовал по миру с проповедями. Бывал и в России: в 1882 году крестил В. А. Пашкова. Постоянно проживал в г. Бристоль.
3
Культурное пространство первого советского десятилетия подробно описано в произведениях русского и советского писателя М. А. Булгакова.
4
ГАКК. Ф. П-42. Оп. 11. Д. 167. Л.19.
5
О них вышли фильмы: «Лгущие богу» / «Хлысты» / «В трущобах Москвы» (1917); «Бегуны» / «Иже не имате ни града, ни села, ни дома» (1918); «Белые голуби» / «Сектанты» / «За монастырской стеной» (1918).
6
ГАКК. Ф. П-42. Оп. 11. Д. 167. Л. 12об.
7
ГАКК. Ф.Р-1747. Оп. 1. Д. 713. 39 Л.
8
ГАКК. Ф.Р-1747. Оп. 1. Д. 732. Л. 2.
9
ГАКК. П-42. Оп. 11. Д. 168. Л. 13.
10
ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 294. Л. 26.
11
ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 299. ЛЛ. 192—196.
12
ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 9.
13
ГАКК. П-42. Оп. 11. Д.165. Л. 4.
14
Американская администрация помощи (англ. American Relief Administration, ARA) – формально негосударственная организация в США, существовавшая с 1919 года до конца 1930-х годов, активную деятельность вела до середины 1920-х годов. Наиболее известна своим участием в оказании помощи Советской России в ликвидации голода 1921—1923 годов, хотя фактически под ее эгидой действовало до 15 различных религиозных, общественных и национальных организаций США.
15
ГА РФ. Ф. 1235. Оп. 140. Д. 64. ЛЛ. 41—42.
16
ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 748. ЛЛ. 21—24.
17
ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 777. ЛЛ. 19—20.
18
ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 748. ЛЛ. 15—16.
19
ГАКК. Ф. Р-1811. Оп. 2. Д. 4.
20
ГАКК. Ф. Р-1811. Оп. 2. Д. 10.
21
ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 777. Л. 27.
22
ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 748. ЛЛ. 15—16.
23
ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 299. ЛЛ.192—196.
24
ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 516. ЛЛ. 195—196.
25
ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 17.
26
ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 14.
27
ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 19.
28
ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 777. ЛЛ. 19—20.
29
ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 451. Л. 27.
30
ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 451. ЛЛ. 28, 28об.
31
ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 748. Л. 1.
32
ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 748. ЛЛ. 21—24.
33
ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 777. Л. 19.
34
Там же.
35
ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 777. ЛЛ. 19—20.
36
ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 777. Л. 20.