Полная версия
Братья Карамазовы. Том 2
Александр II возвратился в Петербург в мрачном настроении. Переговоры о черноморском флоте провалились, предсказание цыганки начало обретать реальные черты. Единственным утешением было то, что он привез свою возлюбленную Екатерину Долгорукую.
ШАБАШ
Вот и наступил Новый год. Исполнительный комитет «Народной воли» собрался в полном составе, чтобы отпраздновать на квартире у Гессы Гельфман. Набилось полное помещение, стульев не хватало, многие просто стояли посереди стоящего накрытого стола, но все же давки не было и свободное пространство присутствовало. Иван Федорович занял место у окна и молча за всеми наблюдал. Стоял тихий галдеж.
– Товарищи! – Залез на табуретку Андрей Желябов и обратился ко всем собравшимся, рядом с ним стояла Софья Перовская. – Я предлагаю прежде, чем начать праздновать, провести собрание, тем более есть важные вопросы, которые нужно решить. Итак, сегодня мы принимаем в свои ряды нового члена, это Иван Федорович Карамазов. Теперь, конечно, не Карамазов, а Святозаров Николай Петрович. Вот, держи новый паспорт, – и Желябов по цепочке через людей, стоящих рядом, передал документ Ивану Федоровичу. Тот открыл, посмотрел его и убрал во внутренний карман. – Теперь, как и все здесь присутствующие, находитесь на нелегальном положении. Поскольку я с финансами не в ладах, то вы будете нашим казначеем. Я прошу вас не задерживать с переоформлением вашего имущества на новое имя, и выдайте как можно скорей, пожалуйста, зарплату членам исполнительного комитета.
Все начали тесниться около Ивана Фёдоровича, каждый стремился поздравить и пожать ему руку. А он, стоя в смущении и натягивая улыбку на лицо, отвечал на проявленное всеобщее внимание. Одной из первых к нему подошла Перовская и поцеловала его в лоб, сказав: «Добро пожаловать в dans le monde athée11. Когда брожение народовольцев закончилось, Желябов продолжил:
– Второе, что бы я хотел сказать, это то, что на прошлом собрании мы сделали ставку на рабочих и матросов, но нельзя просто их образовывать, хотя это тоже важно, нужно еще и пропагандировать. Мы, конечно, это делаем, но пока как-то хаотично. Я предлагаю Программу рабочих, членов партии «Народная воля». Вот ее текст, – и он поднял вверх несколько листков бумаги. – Читаю, а потом мы проголосуем и вам ее раздадим. Экземпляров пока немного, но потом достанется всем, и ее нужно будет раздать тем, кто уже твердо стоит на революционной ноге. Другим – просто зачитывать. Итак, я начинаю: «Исторический опыт человечества, а также изучение и наблюдение жизни народов убедительно и ясно доказывают, что народы тогда только достигнут наибольшего счастья и силы, что люди тогда только станут братьями, будут свободны и равны, когда устроят свою жизнь согласно социалистическому учению, то есть следующим образом:
1. Земля и орудия труда должны принадлежать всему народу, и всякий работник вправе ими пользоваться.
2. Работа производится не в одиночку, а сообща (общинами, артелями, ассоциациями).
3. Продукты общего труда должны делиться по решению между всеми работниками, по потребностям каждого.
4. Государственное устройство должно быть основано на союзном договоре всех общин.
5. Каждая община в своих внутренних делах вполне независима и свободна.
6. Каждый член общины вполне свободен в своих убеждениях и личной жизни; его свобода ограничивается только в тех случаях, где она переходит в насилие над другим членом своей или чужой общины.
Если народы перестроят свою жизнь так, как мы, социалисты-работники, этого желаем, то они станут действительно свободны и независимы, потому что не будет более ни господ, ни рабов. Каждый может тогда работать, не попадая в кабалу к помещику, фабриканту, хозяину, потому что этих тунеядцев не будет и в помине. Землею станет пользоваться каждый, желающий заниматься хлебопашеством. Фабрики и заводы будут в руках тех общин, которые пожелают пристать к фабричному труду. Каждый будет иметь все, что ему нужно для жизни, а потому не станет продавать себя, свой труд, свои убеждения, да и покупать-то будет некому.
Работа общиною, артелью даст возможность широко пользоваться машинами и всеми изобретениями, и открытиями, облегчающими труд; поэтому у работников, членов общины, производство всего нужного для жизни потребует гораздо меньше труда и в их распоряжении останется много свободного времени и сил для развития своего ума, и занятия наукою. Такая жизнь даст работнику много наслаждений, о которых он теперь и понятия не имеет, даст ему научное знание и сделает его самого способным служить дальнейшему развитию науки, облегчению труда и улучшению жизни. Число всяких улучшений сделается бесконечно больше, чем теперь, и люди-работники достигнут высокой власти над природой.
Личная свобода человека, т. е. свобода мнений, исследований и всякой деятельности, снимет с человеческого ума оковы и даст ему полный простор.
Свобода общины, т. е. право ее вместе со всеми общинами и союзами вмешиваться в государственные дела и направлять их по общему желанию всех общин, не даст возникнуть государственному гнету, не допустит того, чтобы безнравственные люди забрали в свои руки страну, разоряли ее в качестве разных правителей и чиновников и подавляли свободу народа, как это делается теперь.
Мы глубоко убеждены, что такой общественный и государственный порядок обеспечил бы народное благо, но мы знаем также по опыту других народов, что сразу и в самом близком будущем невозможно добиться полной свободы и прочного счастья народа. Нам предстоит долгая и упорная борьба с правителями и расточителями народного богатства – постепенное завоевание гражданских прав. Слишком долго, целые века правительство и все прихвостни его, которым теперь хорошо и тепло живется, из сил выбивались, чтобы держать русский народ в послушании и забитости. Им это почти всегда удавалось. Действительно, темные люди в большинстве случаев не сознают и не чувствуют, что они граждане своей родной страны и не должны дозволять, чтобы страною распоряжались коронованные проходимцы и всякие охотники до чужого труда и кармана; бедным, голодным людям слишком часто приходилось дрожать и унижаться перед сильными и богатыми, даже мошенничать и продаваться, и все из-за насущного куска хлеба… Потому люди настоящего времени не могли бы устроиться и жить в ладу при таких хороших и справедливых порядках, где нет ни богатых, ни бедных, ни господ-тунеядцев, ни слуг-работников, где все равно обеспечены, все трудятся, все свободны. Унывать, однако, не приходится.
Если в наше время такие порядки нам не по плечу, то следует к ним приближаться постепенно, добиваясь если не полной свободы и счастья, то во всяком случае больше свободы и значительного улучшения своей жизни. При лучших порядках и лучшей жизни люди станут умнее, нравственнее, поймут наконец, что они граждане, т. е. полноправные хозяева своей страны, и пойдут далее, т. е. устроят свою жизнь еще лучше, еще справедливее. При этом тот общественный и государственный порядок, которого желаем мы, социалисты-работники, должен служить людям путеводною звездою, чтобы они не сбились и не попали в новые цепи, в еще худшую кабалу.
Мы ставим задачею своей жизни помочь всему русскому народу выйти на новый путь свободы и лучшей жизни. Положение народа так тяжело, жизнь его так безобразна, что обязанность всех понимающих дело и честных людей – поддержать нас и положить конец этому безобразию. Так идти дела далее не могут и не должны. Поглядите: в деревнях крестьянская земля постепенно переходит в руки кулаков и спекуляторов; в городах фабричные и заводские рабочие попадают все в большую кабалу к фабриканту: капиталисты становятся силой, с которой разъединенным рабочим бороться трудно; государство и правительство стягивают к себе все богатство и силу страны при содействии целой армии чиновников, вполне независимых от народа и вполне покорных воле правительства; весь народ отдан под надзор жадной и невежественной полиции (урядников и других полицейских чинов). В последнее время правительство нашло, что волостные суды и сходы дают слишком большой простор народному духу, и порешило прибрать их к рукам.
Всякому видно, что этими мерами желают вконец обессилить русский народ и заглушить в нем всякое стремление к вольной жизни. Можем ли мы, социалисты-работники, могут ли все понимающие дело рабочие допустить, чтобы русский народ вели по этому опасному пути? Нет! Все мы должны добиваться таких порядков, где бы сам народ стал господином страны, где бы не правительственные чиновники, а он сам решал, какой путь приведет его к благоденствию и свободе. Необходимо сделать первый шаг!
Но этот шаг следует обдумать. Следует прежде всего выяснить себе, кто наши враги, кто наши друзья и каких изменений в теперешних порядках следует добиваться. Мы должны знать, что:
1. Все, кто живет теперь за счет народа, т. е. правительство, помещики, фабриканты, заводчики и кулаки, никогда по доброй воле не откажутся от выгод своего положения, потому что им гораздо приятнее взвалить всю работу на спину рабочего, чем самим приняться за нее. Эти господа смекают, что рабочий народ будет служить им лишь до тех пор, пока он темен, задавлен нуждою и разорен, пока он не понимает, что сила его – в союзе всех работников. Поэтому бесполезно ждать от этих господ улучшения теперешних порядков. Правда, они устраивают иногда комиссии для улучшения быта рабочих на фабриках и заводах; но все заботы их напоминают заботы хозяина о содержании рабочего скота.
Никогда не станут они думать о поднятии народного образования, никогда не дозволят рабочему человеку устроиться так, чтобы он перестал в них нуждаться. Стало быть, рабочий народ должен рассчитывать на свои силы – враги ему не помогут.
Но народ всегда может рассчитывать на верного союзника – социально-революционную партию. Люди этой партии набираются из всех сословий русского царства, но жизнь свою отдают народному делу и думают, что все станут равны и свободны, добьются справедливых порядков только тогда, когда делами страны будет заправлять рабочее сословие, т. е. крестьянство и городские рабочие, потому что все другие сословия если и добивались свободы и равенства, то лишь для себя, а не для всего народа. Поэтому социально-революционная партия – лучший союзник, и рабочий народ всегда может братски протянуть ей руку.
Кроме нее, у народа нет других верных союзников: однако во многих случаях он найдет поддержку в отдельных лицах из других сословий, в людях образованных, которым также хотелось бы, чтобы в России жилось свободнее и лучше. Их не очень тревожит то обстоятельство, что русский крестьянин в кабале у хозяина и кулака, потому что этот гнет им незнаком, но они испытали на своей шкуре произвол полицейский и чиновничий и охотно помогли бы народу с ним покончить. Народ, конечно, выиграл бы от послабления правительственного гнета: всем дышалось бы вольнее, мысль каждого человека работала бы сильнее, знания стали бы доступнее всем, число доброжелателей народа возросло бы, но главное – народ мог бы сговориться и сплотиться. Поэтому рабочий народ не должен отвергать этих людей: выгодно добиться расширения свободы рука об руку с ними. Нужно только, чтобы рабочие не забывали, что их дело на этом не останавливается, что вскоре придется расстаться с этим временным другом и идти далее в союзе с одною социально-революционною партией.
2. Перемены в порядках, которые мы желаем совершить, должны быть понятны народу и согласны с его требованиями, иначе он не станет их вводить и поддерживать; на другие же сословия, как мы сказали, рассчитывать нельзя, потому что они сделают не то, что выгодно для народа, а то, что выгодно им самим.
3. Перемены в порядках должны приближать жизнь к социалистическому строю.
Принимая все это во внимание, мы признаем, что в ближайшее время мы можем добиваться следующих перемен в государственном строе и народной жизни:
1. Царская власть в России заменяется народоправлением, т. е. правительство составляется из народных представителей (депутатов); сам народ их назначает и сменяет; выбирая, подробно указывает, чего они должны добиваться, и требует отчета в их деятельности.
2. Русское государство по характеру и условиям жизни населения делится на области, самостоятельные во внутренних своих делах, но связанные в один Общерусский союз. Внутренние дела области ведаются Областным управлением; дела же общегосударственные – Союзным правительством.
3. Народы, насильственно присоединенные к русскому царству, вольны отделиться или остаться в Общерусском союзе.
4. Общины (села, деревни, пригороды, заводские артели и проч.) решают свои дела на сходах и приводят их в исполнение чрез своих выборных должностных лиц – старост, сотских, писарей, управляющих, мастеров, конторщиков и проч.
5. Вся земля переходит в руки рабочего народа и считается народною собственностью. Каждая отдельная область отдает землю в пользование общинам или отдельным лицам, но только тем, кто сам занимается обработкой ее. Никто не вправе получить земли больше того количества, которое он сам в силах обработать. По требованию общины устанавливаются переделы земель.
6. Заводы и фабрики считаются народною собственностью и отдаются в пользование заводских и фабричных общин; доходы принадлежат этим общинам.
7. Народные представители издают законы и правила, указывая, как должны быть устроены фабрики и заводы, чтобы не вредить здоровью и жизни рабочих, определяя количество рабочих часов для мужчин, женщин и детей, и проч.
8. Право избирать представителей (депутатов) как в Союзное правительство, так и в Областное управление принадлежит всякому совершеннолетнему; точно так же всякий совершеннолетний может быть избран в Союзное правительство и Областное управление.
9. Все русские люди вправе держаться и переходить в какое угодно вероучение (религиозная свобода); вправе распространять устно или печатно какие угодно мысли или учения (свобода слова и печати); вправе собираться для обсуждения своих дел (свобода собраний); вправе составлять общества (общины, артели, союзы, ассоциации) для преследования каких угодно целей; вправе предлагать народу свои советы при избрании представителей и при всяком общественном деле (свобода избирательной агитации).
10. Образование народа во всех низших и высших школах даровое и доступное всем.
11. Теперешняя армия и вообще все войска заменяются местным народным ополчением. Все обязаны военной службой, обучаются военному делу, не отрываясь от работы и семьи, и созываются только в случае определенной законом надобности.
12. Учреждается Государственный Русский банк с отделением в разных местах России для поддержки и устройства фабричных, заводских, земледельческих и вообще всяких промышленных и ученых общин, артелей, союзов.
Вот какие, по нашему мнению, перемены в народной жизни могут быть совершены в ближайшее время; мы думаем, что весь народ – городские рабочие и крестьянство – поймет всю их полезность и готов будет их отстаивать. Городским рабочим следует только помнить, что отдельно от крестьянства они всегда будут подавлены правительством, фабрикантами и кулаками, потому что главная народная сила не в них, а в крестьянстве. Если же они будут постоянно ставить себя рядом с крестьянством, склонять его к себе и доказывать, что вести дело следует заодно, общими усилиями, тогда весь рабочий народ станет несокрушимой силой.
Над этим придется много и усердно поработать, и мы думаем, что работу нужно повести так:
А. Те из рабочих, которые твердо порешили, что теперешние порядки и всю народную жизнь следует изменить, составляют небольшие, но дружные общества (кружки) рабочих, выясняют себе, чего следует добиваться, и готовят себя к тому времени, когда общими усилиями нужно будет приступить к выполнению переворота. Кружки должны быть связаны между собой, но в то же время должны быть тайными, недоступными для правительственных ударов.
Б. Члены кружков должны разъяснять народу, что из теперешнего гибельного порядка один выход – насильственный переворот, что переворот необходим и возможен. С этой целью члены кружков размещаются по заводам, фабрикам и деревням и заводят новые кружки рабочих и крестьян под разными предлогами, преимущественно вполне законными (так, например, кружок заводит свою кассу, библиотеку, чтения, общежития и проч.). Пользуясь уважением и любовью рабочих, члены кружка поддерживают бунтовской дух в рабочей среде, устраивают, где нужно, стачки против фабрикантов и готовятся к борьбе с полицейскими и правительственными властями, всегда стоящими за фабриканта.
Те из рабочих кружка, которые выкажут свою умелость и настойчивость в ведении рабочего дела, поступают в главные рабочие кружки, и таким образом тайный союз рабочих укрепляется.
Невозможно угадать, при каких именно условиях придется действовать рабочим союзам (рабочей организации). Но каковы бы они ни были, необходимо постоянно иметь в виду общие правила:
1. Для того чтобы добиться чего бы то ни было, рабочие должны составлять силу, способную напирать на правительство и при надобности готовую поддержать свои требования с оружием в руках. Дойдет ли дело до кровавой борьбы или враги народа уступят без бою, все равно: нужно готовить силу, и чем больше эта сила готова вступить в бой, тем скорее враги отступят без боя.
2. Напасть на врагов с надеждою на победу может только вся социально-революционная партия, в которую рабочая организация входит как часть. Партия собирает в народе и обществе силы для совершения переворота, устраивает союзы в крестьянстве и в среде городских рабочих, в войске и других общественных слоях. Партия выделяет из себя боевой союз, который нападает на правительство, расстраивает его, приводит в замешательство и этим облегчает всем недовольным – народу, рабочим и всем доброжелательным им людям – подняться и произвести повсеместный переворот.
Раз началось надежное возмущение в городе или в деревнях, партия должна поддерживать его своими силами, внести в него свои требования, вызвать подобные же волнения в других местах, где только возможно; должна объединить эти волнения в одно общее восстание и расширить его на всю Россию. Одновременно нужно расстроить правительство, уничтожить крупных чиновников его (чем крупнее, тем лучше), как гражданских, так и военных; нужно перетянуть войско на сторону народа, распустить его и заменить народным ополчением из крестьян, рабочих, бывших солдат и всех честных граждан.
Для успеха крайне важно овладеть крупнейшими городами и удержать их за собою. С этой целью восставший народ немедленно по очищении города от врага должен избрать свое Временное правительство из рабочих или лиц, известных своею преданностью народному делу. Временное правительство, опираясь на ополчение, обороняет город от врагов и всячески помогает восстанию в других местах, объединяет и направляет восставших. Рабочие зорко следят за Временным правительством и заставляют его действовать в пользу народа.
Когда восстание одержит победу по всей стране, когда земля, фабрики и заводы перейдут в руки народа, а в селах, городах и областях установится выборное народное управление, когда в государстве не будет иной военной силы, кроме ополчения, тогда немедленно народ посылает своих представителей в (Союзное правительство) Учредительное собрание, которое, упразднив Временное правительство, утверждает народные завоевания и устанавливает порядок общесоюзный. Представители действуют по точной инструкции, какую дадут им избиратели. Вот общий план деятельности партии во время переворота. Может быть, однако, и другой случай.
Если бы правительство из боязни общего бунта решилось сделать обществу кое-какие уступки, т. е. дать конституцию, то деятельность рабочих не должна от этого изменяться. Они должны заявлять себя силой, должны требовать себе крупных уступок, должны вводить своих представителей в парламент (т. е. законодательное собрание) и в случае надобности поддержать их требования массовыми заявлениями и возмущениями.
Напирая таким образом постоянно на правительство, набираясь сил в борьбе с ним, партия “Народной воли” выжидает лишь удобного момента, когда старый, негодный порядок окажется неспособным противостоять требованиям народа, и совершает переворот с полной надеждой на успех». – Раздались аплодисменты. – А теперь, товарищи, давайте голосовать.
– Сначала, может, обсудим? У меня, например, есть вопросы по последней части программы, – сказал Квятковский.
– Какие? – живо спросил Желябов.
– Как восстание поднимать будем? Где столько народу-то взять?
– Народ найдется, армию подключим. Главное – начать – Александра взорвать, а там – как барку в воду толкаешь: вначале тяжело, а потом она своим ходом идет.
– Я думаю, что это пока проект, – сказала Софья Перовская, – а дальше по ходу дела он будет дорабатываться и, конечно, обсуждаться, корректироваться.
– Потому давайте голосовать: я лично за, – сказал Богданович и поднял правую руку.
– Да, да, давайте голосовать уже, – загалдели многие.
– Голосуем: кто за? – спросил Желябов. Большинство членов Исполнительного комитета согласились с программой, против проголосовало пять человек. – Принимается, значит. Тогда собрание будем считать закрытым и переходим к празднованию Нового года, – подытожил Желябов.
– Ура, ура, ура, – как по команде ответили собравшиеся.
– Разливайте напитки. Ну, давайте, чего окаменели? – призвал всех Гриневицкий.
И что тут началось! Открывались бутылки, разливались по стаканам, и первый тост – «Смерть царю!» – закричали многие после нескольких глотков спиртного. «Ура первой программе партии!» – также раздавалось в округе. И пошло, и поехало: танцы, разговоры о будущем и жженка, и «Гей, подивуйтесь», и «Звучит труба призывная». Топали, гремели, шум стоял на весь дом. Прибегали соседи с жалобами, тогда народовольцы доставали свои револьверы, и все, кому что-то не нравилось, уходили восвояси.
Все так же у окна Иван Федорович скромно стоял в одиночестве, наблюдая за всем со стороны. Он радостно не кричал со всеми, а программу, которую зачитывал Желябов, терпеливо выслушал без всяких эмоций. Его интересовал только один вопрос: убийство Александра II, будто мир на этом заканчивался, все остальное неважно, куда кривая вывезет. Вот так пребывать в одиночестве ему довелось не долго. К нему подошла Софья Перовская.
– Скучаешь? – игриво спросила она.
– Нет. Так, о своем думаю, – ответил он.
– А как тебе наша программа? Правда хороша?
– Не знаю. Я как-то о себе думал, столько дел нужно сделать в короткий срок.
– Да, чуть не забыла, вот тебе отчет твоим деньгам: завтра, ну, уже сегодня переезжаем в нанятый подвальчик и открываем сырную лавку, будем делать подкоп.
– Начнем готовиться?
– Да. А теперь… – Она взяла его за руку и знаком предложила станцевать, он не отказался и как-то сразу влился в этот балаган, позабыв обо всем, что только недавно думал. Он любовался ею, с ней смеялся, подпевал, даже выбегал на улицу и играл в снежки, а потом их Вера Фигнер отпаивала горячим чаем. Подошел Желябов. «Все натанцевались, теперь со мной давай», – сказал он ей, и она покорно встала с дивана и пошла за ним. В эту минуту Кибальчич сел за рояль, и все начали кружить вальс. После этого как только не изгалялись в телодвижениях, даже вприсядку танцевали и краковяк и гопака давали.
Расходились все, когда только-только начало рассветать, довольные и радостные, долго обнимаясь, прощаясь, говоря о новой встрече вот так же, с шумом и весельем. Иван Федорович также почти со всеми на обнимался, но особенно с Софьей Перовской, сказал, что велика у него жажда встретиться с ней, так что он ждет и считает часы. Она улыбнулась и ответила: «Ты весточку мне пришли, где остановишься, и увидимся, не переживай, скоро, я обещаю, позову. А ты жди меня, жди».
ОДИН
Под впечатлением от прощания с Софьей Перовской и очень уставший, Иван Федорович возвратился к себе в номер. Разделся, застелил кровать и улегся в нее. «А она все-таки хороша», – подумал он и заснул. Ему приснилось, что он был вымазан с головы до пят весь в черной смоле и пытался лихорадочно очиститься от нее, но ничего не получалось, лишь только размазывал ее по телу и все. Он резко проснулся, судорожно двигая руками и ногами, а в его груди было тошнотворно и противно.
Солнце шло уже на закат, и его бордовый свет царил во всей комнате. Иван Федорович, тяжело вздохнув, посмотрел на потолок. Пролежав так с полчаса, он встал, умылся, оделся и спустился в гостиничный ресторан. Он был полон лишь наполовину. Иван Федорович выбрал столик в третьем ряду, рядом сидела пожилая дама. В эту минуту ему захотелось простых деревенских щей, о чем и справился он у официанта, когда тот подошел к нему. Но этого не оказалось, тогда он согласился на такие, какие есть. Через десять минут тарелка уже дымилась перед ним. На второе он заказал бифштекс с картошкой и клюквенный морс. Спиртного сегодня он решил не употреблять, даже пятьдесят граммов для аппетита не стал.