bannerbanner
Коррупция монополий как механизм психологии. На базе теории Маслоу-3 или Маслчет
Коррупция монополий как механизм психологии. На базе теории Маслоу-3 или Маслчет

Полная версия

Коррупция монополий как механизм психологии. На базе теории Маслоу-3 или Маслчет

Язык: Русский
Год издания: 2019
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 7

Мотивация есть работа сознания психики для снятия потребности. Она может осуществляться и в рамках интуитивно поставленной цели, когда носитель действует от образца или традиции, выработанных обществом без знаний психики. Мотивация – это, как и внутренняя речь сознания, тоже поведение в психике, но самое важное в плане адаптаций, то есть Жизни. За ней следует видеть манипулирование памятью – вспоминание, сопоставление и другие операции мышления, решения, выбор и очистку рабочей памяти. Нейрофизиология в этой части выполнила свой священный долг, обнаружив область мышления и планирования как рабочий стол (desktop) для психики – лобные доли префронтальной области коры головного мозга.


Рис. 1.4. Адаптация Человека через потребность и вызванную ею мотивацию с помощью сознания


Процесс мотивации был прописан в Теории функциональных систем (ТФС) П. К. Анохина и научной школы его последователей – К. В. Судакова и др. После определения цели и порядка действий сознание запускает моторное ПОВЕДЕНИЕ, которое, в случае адаптации «по смыслу» обеспечивает достижение поставленной цели. Однако соотношения потребностей и мотивации в теории ТФС не обсуждается.

Мотивации у животных практически нет или почти нет, см. раздел Воли, см. 12.12.2. в [Четвертаков С. А., 2018, с. 266]. Всякий выбор у животных – явление не частое. Но выбор, память действия своего и наблюдаемого чужого действия (на некоторое время), и даже воображение у высших животных существуют и полезны. А о мотивации животных в реальной жизни говорить не имеет смысла за исключением ситуаций общения Человека с Животными в интересах Человека (дрессировок и пр.).

В отличие от животных у Человека возникшая потребность (биологическая) как подсознательное возбуждение возникает редко потому, что в культуре большинство потребностей опережаются правилами и распорядком жизни20.

Поэтому потребности в жизни человека существуют, но носят социальный характер.

Непонимания своего состояния в социальном плане означает недостаток психического опыта и общей (трудовой, семейной, экономической и т.д.) культуры21. А причины падения кроются в возрастании роли СМИ и телевидения, сокращении чтения книг и классической литературы, в частности, росте времени пассивного восприятия и в информации, исключающей смысловую нагрузку и мышление.

Хотя большинство социальных потребностей у человека средней культуры не вызывает вопросов при идентификации и выборе способов снятия, а по сложным отклонениям достаточно обратиться к психологам, тем не менее, в последние десятилетия появились совершенно новые тревожные психические и даже социальные явления, которые не имеют пока общего решения. А часть проблем даже не получила оценок значимости важных. Некоторые из них связаны с быстрым развитием свободного времени и ресурсов общества, рождающим совершенно новые ситуации. Речь идет о метабазовых потребностях и личных зависимостях, см. 1.2.1.

Таким образом, потребность эволюционно предшествует мотивации и непроизвольно запускает сознание и мотивацию. Только на уровне мотивации появляются цели Человека, которые так любят идеализировать в психофизиологии.

1.1.9. Изъятие потребностей – одна из угроз для социальных наук

В ходе исследований оснований теории Маслоу и её приложений автор выясняет, что за последние полвека психологи сдали кое-что из своих результатов на откуп (в аренду или в собственность?) социологам22. Результаты это важнейшие – социальные потребности (труда, семьи (как любви), принадлежности, общения и уважения). Класс социальных потребностей вообще списан с баланса науки и убран с витрин как неликвид, а взамен выставлены матрёшки в виде целей и эмоций23.

С социологами проблема более или менее ясна без долгих обсуждений. Социология решает тему потребностей, например, в части уважения (respect), как умеет, то есть статистически.

Притом и в следствии исследователи теряют ценнейшие источники информации для явления, важного науке и обществу, – власти и механизма возникновения власти. Особенность общей ошибки наук в том, что социальные потребности рождаются НЕ на уровне общества, а от уровня психики личности. Они формируются как индивидуальные потребности или метабазовые потребности (в частности, на базе уважения) отдельных лиц в уникальных ситуациях конфронтации с другими лицами. И такая микросоциальная конфронтация есть феномен не социальный, а психический по происхождению. В этом смысле потребностей высшего социального уровня – труда, любви, общения, уважения и личного (или мета) уровня – творчества и совести – социологи не поймут потому, что не знают, как они возникают, а психологи, нырнувшие в нейрофизиологию, их никогда не увидят потому, что отказались от уровня психики человека ради нижележащего уровня физиологии.

С изъятием потребностей в психологии дело обстоит много более странно, если не подозрительно.

Выброшенный из психологии феномен потребностей лишает науку связи между тремя факторами: 1) средой тела, внешней и социальной средой, угрожающей телу, 2) результирующим подсознанием (потребностями) и 3) сознанием и появлением целей. Такое упущение есть именно то, что предвидел Огюст Конт по поводу произвола целей без действий подсознания («заблуждения в несвязанных между собою умозрениях»), см. п. 1.2.7. И он был прав.

Сложившаяся ситуация напоминает нечто вроде коллективного самообмана, в котором «у семи нянек дитя без глазу». Но что же взамен потребности психология берет на вооружение как объект исследования? Вместо потребностей психические явления подменяются эмоциями и целями. И это делают, надо понимать, не институции науки весьма терпимые ко всеядности, а конкретные люди. Вопрос очень непростой, и из рубрики «Что? Где? Когда?». Подменяется не шило на мыло, а копейка на рубль. Но еще интересней – Кто и Зачем?

Потребности? Для науки сложно разработать методы нейрофизиологических исследований потребностных напряжений? Возможно! Но с эмоциями и целями дело обстоит еще сложней. А потребности мы представляем как систему обеспечения функций Жизни – и у нас есть основания видеть, КАК потребности связаны с важнейшими их следствиями в обществе. Ниже, в 1.1.10., приведен максимальный перечень вариантов работы потребностей как комплекса адаптаций.

А эмоции? Эмоции в науке как явления вообще не определены однозначно. В нашей работе обнаружена их эволюционная функция [Четвертаков С. А. 2018, с. 239—258, 268—277]. Эмоции выступают как сигналы внутривидового, но на подсознании, информирования или язык момента. Эмоции отражают потребности и вторичны от них.

Как можно понять, большинство исследователей уже лет тридцать со студенческой скамьи воспитываются так, как сейчас, – на эмоциях, а в историю психологии не заглядывают. Для них термин потребность актуален только в семье и в культуре.

Чем плохи для науки эмоции? Первое. Для их воспроизводства требуется создать кризис организма, то есть потребность, и добавить к нему необходимый вариант затруднений или возможностей их снятия.

Второе важнее в социальном смысле. Весь класс потребностей, построенный на тревогах, не говоря об опасности войн, ответственности за труд, любовь, уважение, истину и совесть, переходит в ранг эмоциональных патологий, которыми ТАКАЯ наука уже способна «управлять» специфически: эмоции положительные до эйфории – стимулировать, а отрицательные – купировать транквилизаторами. Так психология выходит на бизнес (ничего личного!) и помимо того, на задачу успокоения общества в интересах элиты.

А в обществах тоталитарных, направленных на конфронтацию, где до сих пор договор, индивидуальность и психические отличия считаются помехой единству боевого строя и подчинению тем, «кто всё за нас решит», виды оппонирующего поведения, приличней рассматривать как негативные эмоции, требующие принудительного лечения в духе «1984».

Цели? Не лучше и цели. Цель человека – вообще для науки не объект познания, а учета его желаний и намерений: будь то план забора от чужаков или идея «догнать и перегнать» соседа. Цель – это англо-саксонская идея свободы воли, которая ныне часто повисает и плавает в воздухе, оказываясь по факту неисполнимым стремлением. И всякую цель можно сдувать с помощью запущенных информационных и финансовых мельниц как тучку Винни-Пуха в любом направлении. Кроме того, цели людей для аудитории выглядят удобней потребностей. В целях присутствует желание, но нет критики собственного положения и чужого состояния. То есть, цели – средства для бизнеса и политики – намерения и предложения, а потребности – нужды общества и людей – социальные требования. Этот перекос – результат переноса 1) потребностей и 2) целей из психики в общество. А место обеих ниже. И в психике у них нет конфликта!

И для науки о Человеке цель – продукт сознания. А современная психология пока не в состоянии разобраться с двумя десятками направлений и парадигм. Она пребывает в части понимания сути потребностей и сознания в До Менделеевском состоянии (в аналогии с историей химии), или в До Ньютоновском (в смысле физики). При нерешенности основного вопроса философии (Души и Тела), при отсутствии общих представлений – что такое информация, её память и команды управления поведением для Человека и для Животного, о каких потребности и сознании и о каких целях, может идти речь? И сознание, и цели оказываются «вещами В СЕБЕ» для психологии. В этом отношении даже экономическая наука выбрала модель «человека рационального», считая цели участника «вещами ДЛЯ СЕБЯ».

Гуманитарные науки, как мы все представляем, находятся в привилегированном положении как малые дети, которым не ставят оценки в школе. Какой с детей спрос? В естественных науках, в технике, факт ошибки решает всё. Но в науках о человеке взаимная толерантность, гуманизм аудиторий, прямо зашкаливает.

Никому в голову не приходит задавать вопросы о совместимости результатов и важности их объединения. Пока это невозможно. Но и развивать науку в десяти направлениях (и без критики друг друга – и в общей психологии, и в теоретической социологии24) всем очень удобно. Общество дает работу множеству уважаемых людей – и в некоторых, мы очень скромны, случаях это имеет смысл Sine cure (что означает по латыни «без забот»). Недаром мы уже прошли (или нет?) постмодерн, который в реальности означает право каждого остепененного Емельяна печатать материалы любого содержания без рецензирования еженедельно.

И вот при такой свободе мнений возникает единственное и без серьезных публичных обвинений исключение из рассмотрения. Исключение одного и единственного направления – материалистической теории потребностей – закрытие работ и тщательная зачистка (или «нейтрализация» – российский термин – западное исполнение) терминологии происходит на фоне мирного сосуществования всех зверей тщательно прикормленного и охраняемого всемирного зоопарка самых разных направлений и парадигм. И это выглядит странно, особенно потому, что тихо. Более того, лучше всех вместе уживаются такие течения науки, которые наполнены верой, идеализмом и агностицизмом. И что говорить – даже гуманистическая теория Маслоу, ставшая основой для материалистической теории и бывшая ею изначально25, оценивается как экзистенциальная (идеалистическая), ни в коем случае не близкая к естественным наукам, да еще вовсе не теория потребностей – это всего лишь теория «самоактуализации». А общая гуманистическая теория (как бы выше теории Маслоу, но её никто не видел) проповедует не потребности, а ценности. И тем она ценна оценщикам, которые, быть может, сортируют научные направления, удаляя наиболее неприятные по возможным последствиям на социальном уровне, ресурсы которого много важней, чем достижения в какой-то весьма туманной науки о Душе – психологии.

Впрочем, есть и косвенные признаки – с обсуждения потребностей немцев (правда, неудачно) начинал Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии» (1846). Позже последователи долго использовали идеи потребностей в политэкономии и в пропаганде идеологии – например, потребности на труд, на жилье…. Особенно эффектно звучали списком потребности у коммунистов в критике капитализма и в научном утверждении ОСНОВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗАКОНА СОЦИАЛИЗМА. Но лагерь, именующий себя «социализмом», и его теория не выдержали реалий (правящей партии, дружественных классов, прослойки или враждебного окружения – соль по вкусу читателя). Он приказал нам всем ещё очень долго жить! И мы в этом состоянии покажем читателю тот самый основной экономический закон, см. 2.2.12. И, может быть, изъятие потребностей случилось потому, что наш гуманитарный оппонент за океаном не устоял в борьбе со столь красивым в своем определении «законом». И он поспешил устранить хотя бы одно из его фундаментальных оснований.

Конечно, уничтожение научной модели, хотя бы и примененной по факту неверно, – действие тоже не этичное. Но для читателя, который ныне оказывается в атмосфере «Мира, сошедшего с ума», данное предположение может быть и объяснением к тому, что с ума сходят все, кто не выдерживает испытания властью и ресурсами, начиная по берегам разных океанов вмешиваться в гуманитарные науки. Тогда читатель, как и автор, не имеющие возможностей для столь суровых искушений, будут более тщательно искать истину, уже определенно понимая, что в мире есть люди. которым не выгодны некоторые результаты в сферах общественных наук.

1.1.10. Множество вариантов или ситуаций потребностей

Итак, в высшей психике существуют потребности и множество различных ситуаций, когда они возникают. Суть потребности – ощущение утраты адаптации. Но ситуации адаптаций в практическом аспекте различаются наличием или отсутствием информации: её вида (когда она возникает) и средств (как её снять). Кроме того, ситуации различаются критичностью (порядком) и срочностью, что почти то же самое 1) состояниями избегания неприятного как боли или опасного, которое в психике с опытом преобразуется в состояния страха, требуя немедленного устранения и 2) состояниями достижения полезного или приятного, возникающими при опыте и известными как предвкушения, ситуации менее срочные и важные.

Состояния избегания и устранения или компенсации простираются через все следующие базовые потребности – безопасности 2 или труда, забот любви и семьи, воспитания детей, общения и поддержания дружбы и принадлежности выше семьи, уважения как сохранения статуса и так до совести, которая может быть не успокоена и до конца жизни. Оба класса опираются на существующую информацию в памяти. Они отражают классическое состояние потребности и её снятие на базе опыта.

Кроме классического варианта потребностей, психика Животных и Человека имеет еще ряд адаптивных процессов, отвечающих иным условиям среды и комбинации видов памяти.

Это состояние хаотического поиска (или стресс) – оно требуется, когда среда ведет себя столь необычно и опасно, что у животного и человека нет информации и времени для выбора – хаотическое поведение оказывается последним средством для спасения Жизни. Но это и самое первое ценнейшее достижение Эволюции в те времена, когда в организме практически отсутствовала память, а подсистема движения уже существовала.

Особым состоянием потребности безопасности является состояние замирания с привыканием организма к ситуации новой обстановки и её тестирования на безопасность, см. 1.1.6.

Проверка нового на безопасность – это единственное, что есть у организма в отсутствии безопасности, которую создал Человек в своем быту со времен антропогенеза. Между тем начальная жизнь животного при освоении новой территории относительно той, за которую отвечали родители, – это большой и длительный труд. Всё на присваиваемой территории должно быть проверено 1) на безопасность, а потом как новое 2) на полезность. Это не заботы переезда человека— узнать, какие магазины рядом, где школа и поликлиника. Потому смена территории – это и физическая трагедия. Вот откуда идет ожесточенная защита своей территории (основной ресурс жизни у Животных). Это и борьба за проделанный труд освоения (но и труд, и борьба ведутся на подсознании).

Навык, автоматизм и приобретенный сигнал-рефлекс как опережение. К классу потребностей как признакам её наличия можно относить каждый наблюдаемый сигнал-рефлекс. И об этом сказано в 1.1.5. И уже отмечено, что потребность всегда стоит за парой и напомнит о себе, если рефлекс (простое поведение) окажется невозможен.

Мотивация как новая технология удовлетворения у Человека обсуждалась выше в 1.1.8. здесь и более подробно в 2.13.10.-15. книги [Четвертаков С. А. 2018, с. 312—325]. Сознание Человека перехватывает и расшифровывает подсознательное его состояние и на знаниях проектирует цель и поведение для оптимального реагирования на среду и ситуацию. Мотивация – социальный тип реализации всякой отложенной потребности Человека. Она может включать направленные исследования среды, что означает реализацию Четвертой А-функции Человека.

Особые сложности возникают с личными потребностями Человека. В своих метапотребностях Человек обязан не только различать метачистое, т. е. социально полезное творчество – свой путь к психической гармонии с Миром и в Четвертой А-функции – от метабазовых потребностей, доставляющих в преодолении среды личное удовольствие, но и уметь останавливать такие изыски ради своего и даже общего блага. И это первое в науке о Жизни Человека указание на то, что в Обществе существуют сферы активности, в которых никто (и ничто – то есть в отсутствии иных законов Природы) не может ничего исправить, КРОМЕ САМОГО ЧЕЛОВЕКА26.

Полное определение потребностей включает ДЕВЯТЬ (в работе [Четвертаков С. А. 2018, с. 652—654] их было ШЕСТЬ. Первое включало вместе врожденные рефлексы и поиск как хаотическое поведение, то есть два различных варианта, одно последнее состояние объединяло три варианта адаптаций или потребностных циклов относительно комбинаций 1) среды, 2) памяти, 3) опыта досознательного или 4) языкового опыта на новой модели Мира.

Потребность, возникающая в различных условиях обеспечения информацией, реализует следующие варианты использования условий среды и памяти. Заглавными буквами обозначены названия вариантов, а номера разделов соответствуют работе 2018 года [Там же, с. 652—654]27:

– ВРОЖДЕННЫЙ РЕФЛЕКС: в случае важного сигнала среды (или тела) психика (на уровне подсознания, чаще сразу после рождения) в отсутствии опыта запускает врожденное поведение, см. 2.10.;

– ХАОТИЧЕСКИЙ ПОИСК: в отсутствии приобретенного опыта на появление неизвестного непреодолимого физического воздействия среды психика (на уровне подсознания) запускает врожденное поисковое методом «проб и ошибок» поведение, см. 1.3.6., 2.1.6., 2.2.2., 2.4.5. и 3.3.;

– ЗАМИРАНИЕ С ПРИВЫКАНИЕМ – ТЕСТИРОВАНИЕ НА ОПАСНОСТЬ: в отсутствии приобретенного опыта при новом сигнале среды психика (на уровне подсознания в зрелом возрасте) запускает врожденное ориентировочное состояние как потребность безопасности и напряженное состояние готовности к бегству. Оно продолжается до привыкания, образуя ассоциативную пометку безопасности этого сигнала, см. 2.2 и 2.4.;

– КЛАССИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ – АДАПТАЦИЯ ПОДСОЗНАНИЯ ПРИ ВЫУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ: в случае приобретенного опыта, но при недостаточной практике и в условиях возможности сопротивления среды по известному сигналу ассоциативно возникшая потребность (на уровне подсознания) в свою очередь ассоциативно запускает приобретенное поведение28, см. 2.4.14., 2.5.1., 2.7.2.;

– НАВЫК, АВТОМАТИЗМ И УСЛОВНЫЙ СИГНАЛ-РЕФЛЕКС: в случае приобретенного в опыте регулярного удовлетворения потребности по сигналу психика по этому сигналу (на уровне подсознания), опережая потребностное состояние, запускает приобретенный навык. При волевом торможении навыка или невозможности его исполнить потребностное состояние будет многократно сильней, что и указывает на связь навыка с этой адаптацией, см. 2.8., 2.13.16.;

– (Ч) МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЗНАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ И ИЗВЕСТНОЙ ИНФОРМАЦИИ: при наличии приобретенного опыта, включая и языковую универсальную модель Мира (Человека), воздействии среды в сложных случаях и возможности задержки потребности, появившаяся потребность, в том числе подсознательное предвкушение или беспокойство запускает (волевое) сознание для обеспечения подготовки поведения, или при опережении потребности сознание запускается от подсознания. Запущенные процессы сознания мы именуем мотивацией. Но запуск базовой потребности у Человека может производиться с участием сознания, информации и элементов мышления в сочетании со срочным действием среды. Потому сознание может принимать участие и в запуске, и в снятии потребности. В общем случае сознание оценивает собственную потребность, обеспечивает на основе языковой модели Мира мысленное проектирование поведения; далее сознание запускает снимающее поведение и осуществляет его контроль, см. 2.13.13.;

– (Ч) МОТИВАЦИЯ БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПРИ ПОИСКОВОМ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ И НАУЧНОМ ПОВЕДЕНИИ: в случае приобретенного, но не достаточного опыта, включая и языковую универсальную модель Мира (Человека), появившаяся базовая потребность запускает психическую работу сознания, а потом волевые и осознанные поисковые действия вариативного тестирования вплоть до достижения адаптации. Поведение включает тесты среды для поиска и извлечения информации;

(Ч) МЕТАЧИСТАЯ ПОТРЕБНОСТЬ – УДОВОЛЬСТВИЕ СОЦИАЛЬНО ВАЖНОГО ТВОРЧЕСТВА: в случае научного или любого творческого поиска (преодоления несоциальной среды) при наличии приобретенного личного опыта удовольствий от любой исследовательской активности (преодоления) периодически воспроизводится возникающая под воздействием третьей среды – психики – личная или метапотребность познания и поиска информации (позитивная аддикция – трудоголизм творчества29). Метапотребность запускает (волевое) сознание, тестирующие воздействия и/или направленные изменения среды и/или анализ накопленной информации для извлечения новой информации, см. 3.11.6., 3.13.7. Позже полученная информация может быть использована для удовлетворения разнообразных базовых потребностей. Метачистая потребность познания обеспечивает четвертую функцию Жизни (только у Человека как материи, познающей и универсально рефлексирующей), см. 3.11.12., 3.12.14. Потребность отличается от обычной базовой потребности с тестированием среды потому, что сохраняется (продолжает поведение) даже в случае отсутствия успеха (познания);

– МЕТАБАЗОВАЯ ПОТРЕБНОСТЬ – УДОВОЛЬСТВИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ НА БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЯХ: в случае преодоления природной или социальной среды на основе снятия базовой потребности может сформироваться метабазовая потребность удовольствия, реализующая связанную с ней базовую потребность или их комплекс для удовлетворения последних «с удовольствием» (нейтральная или негативная аддикция). Однако при удовлетворении метабазового комплекса социально полезной информации не извлекается, иногда поведение оказывается асоциальным, и часто адаптация приводит к проблемам удовлетворения базовой потребности (невроз и выгорание); животные могут приобретать такие психические приобретенные лично свойства в случае лабораторных условий, созданных исследователем, или в случае ошибок поведения человека с животными, см. 3.11.8., 3.11.11.

1.1.11. Среда Человека – три источника

В определении потребностей Человека используется понятие «среды в широком смысле».

Среда в широком смысле определяется тремя различными источниками или причинами появления потребности:

а) первый источник – внутренние состояния самого организма; они отражают нарушения метаболизма или активацию гормонального уровня (в половом поведении) через проявления других адаптивных систем нижележащих уровней – через адаптацию организма средствами системы кровоснабжения, соматического (телесного) или висцерального (внутренних органов);

б) второй источник – изменения внешней Среды в восприятии организма; так появление в Среде вкусной по опыту пищи способно ассоциативно (непроизвольно) вызвать предвкушение, а известные опасности – страх. Информация, извлеченная сознанием из памяти по ассоциации с ситуациями (в прошлом), может запустить потребность во взаимодействии с факторами текущей внешней среды или преодоления её. Информация, извлеченная из сознания как прогнозный вывод во взаимодействии с ситуацией среды, тоже может вызвать потребность, например, в случае недостатка времени на исполнение – тогда источником потребности так же являются факторы среды;

На страницу:
4 из 7