Полная версия
Коррупция монополий как механизм психологии. На базе теории Маслоу-3 или Маслчет
1.2.10. Ограничения прогноза на аксиомах
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Она существует, но неверно и марксизмом, и (часто) капиталом понимается.
2
Очень дипломатичные и вопрос, и ответ. Последний позволяет его комментировать как минимум в трех и прямо противоположных смыслах.
3
Но в отличие от идей Парсонса социальная система не имеет иных органов приспособления к среде, кроме собственных участников.
4
По факту это следует из постулата Спенсера о «приоритете единицы над агрегатом», иерархии Маслоу и определения Жизни.
5
А главная тайна противостояния рынка как равенства и монополии как неравенства – эта идея, построенная на психологии, еще ждет своего часа и изложения в социологии с помощью психологии.
6
Чтобы указать на ошибки видеть в текущем положении вечную схему стоит напомнить, что две с лишним тысячи лет никто бы не посмел думать, что возможно существование «культурного» общества без всякого рабства.
7
Или условий, которые определяют существования Жизни, то есть составляют само определение Жизни
8
Нами в 2014—2018 гг. установлено, что эмоции (на подсознании, непроизвольно) отражают адаптации и потребности носителя лишь как внешний комментарий к самой адаптации. В цикле адаптации в разных вариантах возможны до семи разных эмоций, отражающих отношение к появлению, проблемам реализации, снятию, к полученному успеху или его невозможности. Значение эмоций в Эволюции – внутривидовое информирование о состояние, т. е. язык.
9
Существует множество процессов адаптации на уровнях ниже, чем уровень организма. Возможно, требуется учитывать доклеточный уровень. А далее это уровни 1) клеток, 2) групп клеток и тканей, 3) на уровне органов из специализированных клеток, и 4) на уровне подсистем организма.
10
В Эволюции простейшей Жизни информация формируется случайными изменениями и отбором плюс поисковым поведением организмов путем формирования наследственно передаваемых связей внутриклеточной и межклеточной органической химии При поиске пищи в сложной среде организмами Царства Животных информация фиксируется в психике на уровне ассоциативных связей в виде отбора, записи и использования полезных сигналов среды и найденного полезного в адаптации моторного поведения. У Человека в дополнение к адаптивным допсихическим и всем психическим формам животных развита информационная модель Мира на базе нового символического языка, пригодного к отражению и моделированию свойств окружающей среды в отрыве от его текущих потребностей.
11
Например, у сложных организмов Животных A-функция воспроизводства сложная и представляет цепь простых А-функций, передаваемых от среды и этапа процесса на базе гормональных и ниже уровнях управления для подготовки территории и гнезда, поиска пары вплоть до полного оставления выросшего подроста для самостоятельной жизни [Четвертаков С. А. 2018, с. 368—375]. Адаптациями становятся и внутривидовые, и социальные отношения.
12
Мониторинг полно выполняется при первом восприятии и записи потока информации в память (как нейтральной информации). С повтором маршрута текущее восприятие сличается с памятью. Совпадение фильтруется психикой, освобождая внимание для иного, а выявленное отличие сразу внимание возвращает, образуя потребность.
13
По поводу определений среды в широком смысле, см. в пп. 1.3.3., 2.1.4., 3.13.7 работы [Четвертаков С. А., 2018, с. 56, 83, 655] и здесь в п. 1.1.11.
14
Замирания как процесса привыкания по вполне ясным обстоятельствам Эволюции почти нет у человека и даже у приматов. И объяснение будет представлено позже в теме антропогенеза, см. также здесь п. 1.1.6.
15
Единственно, что полагается сказать – вся память так или иначе ассоциативна. Ассоциации – это единственный принцип её записи и хранения вплоть до самых сложных форм – визуальных образов, привыкания, картирования территории (когнитивных карт), форм ориентировочно-оборонительных и исследовательских форм задержанного тестирования пищи её перевариванием. Обозначение неассоциативной памяти означает всего лишь «мы не знаем, как».
16
У высших обезьян практически нет замирания и привыкания, что обусловлено их безопасностью на ветках нижнего полога леса, где по скорости движения им, кроме птиц, нет равных. С другой стороны, требования к тишине стада приматов на грунте очень суровые. И вожаки убивают порой плачущих детенышей, которые привлекают наземных хищников. Страх (его запуск) перед змеями и отказ от замирания как формы поведения приобретен, вероятно, на опыте наблюдения за охотой змей на грунте с безопасных позиций и с деревьев. Тогда крик и бросание веток, плодов и листьев является и врожденной, и одновременно приобретенной формой защиты. Подобное проявляется у Человека генетически в состояниях истерики, но одновременно раскрывает и одну из тайн начала антропогенеза.
17
Все эмоции Животных, развитые через случайное поведение и поддержанные Эволюцией в генетике (как внешние затраты энергии на отражение потребностного состояния в самых разных фазах адаптации), напр. улыбка, имеют своим назначением оповещение информатором о своем состоянии членов своей группы (дружественным видам, а порой и оппонирующим видам для предупреждения о самозащите), то есть несут важную и полезную для получателей вида, а потому и для источника, информационную нагрузку. Смысл сигнала как результат вызван средой, виден окружающим сразу и потому пригоден в качестве 1) информации, и 2) для ассоциативного обучения. То есть эмоции выполняют функцию ЯЗЫКА для передачи информации и обучения малышей и подроста. Недостатком эмоций является привязка к сиюминутному состоянию источника (продуцента, издателя) [Там же, с. 239—258, 276, 291].
18
У Человека А-функция воспроизводства так же представляет цепь адаптивных процессов, сохраняемых от Эволюции, но включает и приобретенные культурные комбинации (изучения нового языка), которые по факту оказываются культурными потребностями (от приобретенных в культуре ассоциативных связей), нарушение которых образует не комфортное состояние индивида [Четвертаков С. А. 2018, с. 375—383].
19
Природа исследовательского поведения у животных иная – это свобода – латентное освоение территории. Ее механизм врожденный. И время такой свободы всегда ограничено в связи с возвратом к трем первым А-функциям.
20
Однако потребности выдвигаются на первый план в случае задержки или отказа от своевременного поведения, как и резкого нарушения распорядка жизни (войны, социальные катаклизмы).
21
Во многих случаях потребности скрыты типовыми формами поведения, которые даже социологи обсуждают как цели, но без грифа – потребность. Так Ю. Хабермас, рассматривая притязания на значимость или на превосходство, имеет в виду именно потребность уважения [Хабермас Ю., с. 159].
22
В случае нашей ревизии психологии выявляется польза самостоятельного мышления, а не ориентация на «текущий тренд» и изначальное изучение «самой свежей литературы» по данному вопросу. Но это ситуация исключительная, ведущим оказывается начальный мотив – поиск ответа на вопрос, почему система Маслоу позволяет разрешать экономические коллизии лучше, чем на это способна экономика.
23
По поводу списаний, возможно, позже, придется провести следствие. Например, Британская Энциклопедия (2012) отклоняет использование эмоций вместо потребностей, но не слишком настаивает на этом.
24
И мы не задеваем чести рядовых тружеников психотерапии или составителей и обработчиков анкет.
25
Сам А. Маслоу осуждал лишь методологию бихевиоризма и эксперименты на животных как основу для выводов о Человеке.
26
Всякая неспособность исправления возвращает Homo к уровню Животных, снимая с него корону sapiens.
27
Если вариант потребности существует ТОЛЬКО у Человека, то в начале варианта стоит знак (Ч). В используемых фразах «психика запускает» имеется в виду не только поведение, но и «потребность как состояние, запускающее поведение». В каждом варианте важно видеть изменение среды, её действие или её сигнал, именно от них психика запускает потребность или только поведение при свернутой (опережаемой) потребности.
28
Именно этот единственный вариант психологи обычно и рассматривают как появление и удовлетворение потребности, относя все прочие к другим феноменам, что является ошибкой старых парадигм, исследований и интерпретации.
29
Трудоголизм не надо смешивать с бегством от реальности. На последнем настаивают клиницисты и родственники, оценивающие утрату общения и изоляцию пациента или близкого как бегство. Для членов семьи трудоголика в отсутствии понимания сути и целей труда это нередко трагедия. А исследователь, осознающий или предполагающий социальную значимость своей работы, экономит время жизни для труда – его общение с другими, кроме темы, им развиваемой, представляется растратой сил. Сложность и глубина работы может мешать популяризации и пониманию у специалистов. А поскольку сама активность (а не только результат) приносит удовольствие, а борьба за признание работы не так важна, как её доведение до конца (окончания может и не быть, если углубление продолжается), то общение автора по теме приемлемо лишь в виде краткого сообщения о результатах. Для таких людей всегда ценно получение критических замечаний. Но доля людей, способных при жизни успеть за автором, ничтожна. Кроме того, обычный читатель не мотивирован изучать объемную работу, значение которой он изначально оценить не способен, а популяризация всегда возникает много позже обоснования, размер которого всегда велик – нередко новая тема раскрывается сложно и потом сокращается в популяризации.
30
Жировые отложения организма уже решают частично такую задачу, и она выполняется на уровнях ниже психического, т. е. без управления поведением.
31
Важно понимать, что культурные потребности в широком смысле включаются частями в базовые (безопасности, семьи, принадлежности, общения, уважения и творчества), но не конкретизированы предметами, как это было в теориях А. Н. Леонтьева или П. В. Симонова. Ведь желать квасу или кока-колы – это не потребности – это средства, то есть мотивы к удовлетворению жажды. Так же и нет потребности в информации. Каждая наша потребность в обществе требует информации, и последняя всегда есть средство, то есть часть мотивации. А жажда истины или красоты как интерес безотносительно ко всем базовым – это мета уровень.
32
Всякая особь, нарушающая порядок потребностей, выбывает из популяции по причинам нарушения. То есть всё, что выживает и продолжает свой род, как минимум, проходит в онтогенезе все основные потребности в рамках трех функций Жизни. Статус и ранг в мире Животных сильно (отрицательно) коррелирует с запасами ресурсов в среде. Меньше ресурсов (трех функций Жизни) – больше значение статуса. Поэтому ранжирование в Животном мире наиболее значимо и интегрирует все нижнее только для Третьей функции Жизни – взаимного отбора самцов и самок для воспроизводства. За все остальное при недостатке ресурсов отвечают биоценоз и закон Мальтуса, полностью реализуемый лишь к Эволюции.
33
На это состояние есть замечательная фраза Государя Императора Александра III в связи с чествованием его Дня Рождения. По поводу поздравительной телеграммы одного губернатора, опоздавшего с поздравлением Е. И. В.: «Третий день пью здоровье Вашего Императорского Величества!», в ответной телеграмме вместо обычной благодарности было «Пора бы и прекратить!»
34
Но это для нас урок на будущее.
35
Свобода психики от учета ресурсов – это «безалаберность» – «беззаботность».
36
Можно показать на примерах экономики, политики и этнографии, что вновь появившиеся ресурсы ведут общества недостаточной культуры к утратам, диапазон которых простирается от задержек экономики (Голландская болезнь) до страшных войн во имя… и вплоть до дегуманизации – расчеловечивания – утрат ряда свойств языка.
37
Полезный поиск новизны проявляется у детей в связи с тем, что у них потребность в статусе обычно не возникает, пока их ресурсы обеспечивают родители, а тема вещного неравенства не подчеркивается взрослыми и в детской среде.
38
Исключение – забота об охране природного ресурса «от чужих». Это увеличивает роль силы и потому труда изготовления оружия для охраны ресурса… Но мир чужой – это ещё НЕ СОЦИАЛЬНО. А в мире глобальных экономических отношений – это растрата экономики на политику потому, что безопасность есть всегда потребление того, что в свою очередь уже создано трудом. Продажа сырья или господство потребления над трудом так же выводит общество из сферы передовых на задворки культуры, см. 3.6.7.
39
Решение силой именуется социал-дарвинизмом. Его используют циники, для которых и рынок представлен по Марксу. М-социология окончательно поставит ясные границы насилию и обмену.
40
То же самое – различение на уровне психологии крайностей личных потребностей для других и для себя лично сделано в случае творчества и даже совести. И это ставит на свои места противоречия как контрадикцию различных культур. Такое невозможно на уровне социологии.
41
Автор не исключает, что некоторые темы, важные в критике системы Карла Маркса (уважение-статус-власть-изъятие прибавочного продукта) были частично прикрыты в науке противниками этой теории (в отсутствии или недостатке контраргументов) или сторонниками марксизма, боящимися раскрытия вульгарных сторон теории Маркса, которые смогли бы понизить популистскую значимость теории.
42
То, что в одном отдельно взятом обществе с уважением не все в порядке, отражено даже в библиографических указателях ББК и УДК (СССР и РФ) – там нет понятия «уважения», как, кстати, нет и понятия «страха» (есть страхование). Причины, вероятно, прямо противоположные. Первое опасно упоминать и обсуждать потому, что наводит на мысль об отсутствии. Второе опасно – потому, что наводит на мысль о всеобщности.
43
Точка в истории (всего) Человечества может составлять несколько сот, и даже тысяч ближайших лет.
44
Под аксиомами в науке понимают утверждения или объекты, принимаемые как исходные для развития логически строгих следствий, образующих системы в виде теорий, пригодных для логических следствий и прогноза. Аксиомы – положения, обоснованные экспериментами или практикой; они могут отражать и смысловые связи между объектами. Но это модели, а не «истинные» причины как абсолютные «начала» объектов. Наше сознание само делит и разрывает взаимосвязанный мир на части для удобства познания. Так и «причины переходов от потребности к другой» мы видим как факторы развития личности, характеризующие его отношения со средой, где факторы – это причины – усложнения условий среды……а усложнение имеет свои причины…
45
Под аксиомами в науке понимают утверждения или объекты, принимаемые как исходные для развития логически строгих следствий, образующих системы в виде теорий, пригодных для логических следствий и прогноза. Аксиомы – положения, обоснованные экспериментами или практикой; они могут отражать и смысловые связи между объектами. Но это модели, а не «истинные» причины как абсолютные «начала» объектов. Наше сознание само делит и разрывает взаимосвязанный мир на части для удобства познания. Так и «причины переходов от потребности к другой» мы видим как факторы развития личности, характеризующие его отношения со средой, где факторы – это причины – усложнения условий среды… А усложнение имеет свои причины…
46
Можно уверенно сказать, что точный прогноз о будущем появлении и неизбежной гибели «социализма» на знаниях выполнил в 1884 году Герберт Спенсер [Спенсер Г. 1884] и позже [Спенсер Г. 1891/1999, с. 1360—1384].