bannerbanner
Коррупция монополий как механизм психологии. На базе теории Маслоу-3 или Маслчет
Коррупция монополий как механизм психологии. На базе теории Маслоу-3 или Маслчет

Полная версия

Коррупция монополий как механизм психологии. На базе теории Маслоу-3 или Маслчет

Язык: Русский
Год издания: 2019
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 7

в) третий источник – память психики, которая со временем способна вызывать самогенерацию предвкушения видов деятельности, пережитых и создавших по опыту удовольствие (с участием базовых потребностей или без них). Память о пережитых удовольствиях с возрастающей вероятностью вызывает непроизвольные (ассоциативные) изменения в коре головного мозга. При задержке повторения такого удовольствия психика в свободное от других более важных забот время активирует воспоминания в прошлом как непроизвольные предвкушения, которые образуют метапотребность. Память об удовольствиях образует третью среду; она формируется для запуска аналогичной активности; вероятность предвкушения возрастает в отсутствии удовольствий и появления свободного времени индивида.

1.2. Иерархия потребностей

1.2.1. Иерархия адаптивных функций Жизни

По представлениям современной биологической науки – подтвержденной гипотезе Мира РНК (World of RNA), см. 1.1.1., – первой эволюционно адаптивной функцией Жизни стала функция воспроизводства. Собственное воспроизводство фактически осуществлял катализатор, который сам себя воспроизводил без размножения при благоприятном случайном окружении или в среде, богатой конкретной биологической энергией. Вторым этапом и для расширенного воспроизводства должно было стать объединение носителя воспроизводства с механизмом накопления энергии из внешней среды, телесного хранения запасов энергии и расхода её при воспроизводстве (копировании). Новое объединение соединяло воспроизводство и энергообеспечение (вероятно, фотосинтез или аналогичный ему процесс более ранних модификаций). И, наконец, в появлении многообразия примитивных видов в их борьбе за энергообеспечение третьей адаптивной функцией должна была появиться функция безопасности.

Зато в обеспечении расширенного воспроизводства порядок адаптации трех функций обязан был начать действовать в противоположном порядке: сначала важней запасание энергии, а потом воспроизводство на основе накопления. Но в логике опасностей и растрат энергии на защиту как самого важного её – энергии – оказывается недостаточно для воспроизводства и, тем более, для расширенного производства – деления.

Таким образом, уже в трех адаптивных функциях самой простой формы Жизни вполне различима необходимость иерархии адаптивных процессов – если признать верными 1) определение Жизни и 2) адаптацию как основной принцип её обеспечения.

Вот почему три адаптивные функции Жизни охватывают все и более высокие уровни адаптаций вплоть до психики и потребностей, точнее, средств обеспечения – процессов адаптации (восприятия и поведения). Однако, если для биологии – первых трех видов адаптаций в иерархии достаточно и иерархия (адаптаций) выглядит просто, а на каждую функцию адаптации приходится одна функция Жизни, то на высшем уровне адаптации все следующие, надстроенные в культуре Человека потребности – потребности безопасности 2 и 3, см. ниже здесь в п. 1.2.4., – демонстрируют комплексный характер. Например, следующая (вторая) потребность безопасности надстроена над энергообеспечением и включает пополнение запаса пищи, то есть несет дифференциальный смысл необходимости «обеспечивать достаточный запас энергии на будущее, после условия достаточности энергии (сытости) сейчас». Совершенно ясно, что запас должен делаться не всегда, а в таких условиях среды, в которых естественного текущего потребления энергии в среде недостаточно или будет недостаточно в некоторое обозримое время, например, в умеренном климате и при сезонных похолоданиях30.

Четвертая адаптивная функция Жизни (только) Человека касается исключительно извлечения (новой) информации из окружающей среды. И потому в соответствии с необходимостью преодоления трудностей поиска информации активность извлечения информации и её источник – личная (мета) потребность – выходят за рамки базовых потребностей, но опираются на накопленные заранее запасы энергии. По этой потребности возникает поиск информации на перспективу через усложнение модели Мира нередко без к.-л. заранее выбранной конкретной цели.

1.2.2. Природа иерархии потребностей

Прежде представления иерархии потребностей в целом автор хотел бы изложить общий принцип генезиса (появления и причины сохранения) иерархии потребностей.

Появление адаптивных процессов на биологическом уровне, потом на социальном уровне и на уровне личного (или мета) развития Человека отражает усложнение в истории (филогенезе) внешней природной среды и баланса среды с растущей популяцией Человека и ростом его знания. Сам рост знаний в обществе, рост культуры политической, экономической и этической оказывается и частью усложнения внешней социальной среды. Знания тоже появляются не всегда случайно – человек обращает внимание на РАСТУЩИЕ неудобства жизни, требующие новаций и изменений, когда эти проблемы вызревают в среде вместе с хозяйственным и политическим развитием. И знания есть результат поисков, которые в нужный момент ведутся по причинам материальной нужды их получения (хотя бы одним человеком). А распространение нового знания в свою очередь тоже требует готовности среды и её участников к восприятию новых идей и их применению. Знания, как в получении (извлечении из среды), так и в усвоении обществом, оказываются продуктом поисков, а поиск есть результат актуальных потребностей, удовлетворение которых может состояться с использованием именно ЭТИХ ЗНАНИЙ.

И это ключ к техническому и социальному прогрессу, который, кстати, не гарантирует от ошибок в знаниях, но может отражать полезный на малое время фрагмент, который чреват и появлением ошибочных ветвей. Так многое локально полезное сегодня и завтра оказывается вредным через годы и десятки лет на глобальном уровне. Аналогичные в далеком прошлом процессы, если они недостаточно документированы и обсуждены, теряются как опыт и становятся чистой растратой жертв, ресурсов и ТОГО времени.

Каждый новый надстроенный процесс адаптации комфорта и развития, если отобран историческим опытом, образует культуру, и последняя теперь формирует «потребности на культуре», которые совмещают и подсознание (беспокойство или желание), и достигнутый пласт среды и культуры31.

Таким образом, природа иерархии потребностей отражает надстройку или возвышение новых процессов адаптаций над процессами усложнения окружающей среды.

Но развитие среды в истории Человека впервые пошло не так, как в развитии Животных. В частности земледелие как выявление новой информации отключило мальтузианский вариант, а потом было много таких развилок. На высших уровнях адаптаций и состав, и суть потребностей Человека существенно отличается от потребностей в Эволюции Животных.

Вторая существенная особенность иерархии потребностей у Животных и Человека состоит в том, что в каждый текущий момент исполняемый порядок потребностей отражает уже пройденные этапы развития особи или индивида в расширяющейся среде.

Одновременно иерархия потребностей выполняется практически для всех особей каждого вида Животных32.

Жесткость иерархии в онтогенезе (развитии) Человека почти с самого начала антропогенеза намного ниже. Причина в отложении потребностей и в производстве ресурсов. И это означает появление и проявление части растущей свободы Человека в режиме отложенных потребностей. Средний порядок повторяет в онтогенезе процессы филогенеза не только эмбрионом в утробе матери, но и при воспитании в семье – это исторические этапы антропогенеза и частично истории. Вместе с развитием личности среда объективно усложняется и создает у человека очередные противоречия и проблемы, требующие адаптаций новых Маслоу-уровней, в основном социальных, отличных от внутривидовых отношений Животных. Так, мало кто из аналитиков рассматривал родовой стой – отношение к стареющим и немощным и табуирование доступа к самкам, то есть ограничение конкуренции в группе – как важное достижение и первое отличие социального от эусоциального. А ограничение конкуренции – это признак роста внутривидовой безопасности. Зато позже в истории было много такой жестокости, которой нет в мире животных. При всех отличиях основным признаком прогресса до сих пор был рост популяции Человека. И это радовало до предела роста, который уже достигнут33. Предел роста включает известные науке детали, значение которых в обществе пока не осознано, а в иерархии потребностей они отражены. И это новый аргумент важности, о чем мы будем говорить в будущем. И это объяснение столь длинной логике данного раздела.

1.2.3. Детерминизм, ресурсы и свобода

Иерархия потребностей – это закономерный порядок возникновения адаптаций. И в этом имеется определенный детерминизм. Его можно считать логическим – он объясним от смысла динамики среды и ресурсов – их значения для Жизни.

В работе [Четвертаков С. А. 2018, с. 354—633] изложены все основания появления каждой новой потребности, достаточные, чтобы понимать и причину, и место в иерархии, и социальное значение каждой из потребностей, а соответственно и мотивации по таким потребностям.

Приведем общую схему. Усложнение среды в определенном смысле может вызывать новые формы приспособления на знаниях и на полученной информации среды. Это, например, заготовки сезонных ресурсов. Тогда неисполнение новых практик по причинам неожиданных условий среды (напр. природных катастроф) подрывает старую адаптацию (достатка пищи), то есть несет угрозу Жизни. И это понимается на сознании, но оказывается способным вызывать подсознательные напряжения по причинам угроз неисполнения новой практики, например, в случае неурожая на полях. Новая культура надёжности жизни образует и слой адаптации, и потребность как тревогу в случае нарушения процесса и результата производства запасов. Эта потребность именуется здесь потребностью безопасности II.

Последний важный пример раскрыт подробней. Такого процесса появления потребности безопасности II в отсутствии сознания не могло быть у животных. Потребности заготовки ресурсов у многих видов Животных заданы Эволюцией ВРОЖДЕННО за долгий период приспособления при расселении в широтных поясах с умеренным климатом. Для них Эволюция сформировала врожденный инстинкт заготовки летних запасов (напр. у грызунов) – это некий автоматизм (с нулевым сознанием). Но он, как и у пчел, муравьёв, не является адаптивной формой поведения, не вызывает напряжений при случайной гибели запаса. В последнем случае животные не получают стресса, они просто умирают от голода.

А предок Человека в вечнозеленом лесу не делал запасов, но стал расселяться НЕ в эволюционном смысле, а в связи с новой культурой охоты и собирательства. И при расселении в определенном регионе десять тысяч лет назад у него возникли проблемы с ресурсами, которые он разрешил как Человек с помощью земледелия – научился производить продукты земледелия.

В новой среде (много людей на территории) и в новых знаниях (в частности голода как пройденного кризиса) приобретенное в преодолении среды поведение – культура земледелия – требует в конце года иметь запасы пищи. ТОГДА ПОСЛЕ ОПЫТА ГОЛОДА ЕЁ НЕДОСТАТОК заранее осознается (и прогнозируется психикой) как будущий голод. Логика прогноза образует новое и второго порядка беспокойство, отличающееся от собственно текущего ощущения голода. И это есть новая культурная (как прогноз) потребность безопасности II (2).

В иерархии потребностей есть еще ряд культурных форм поведения. Но устойчивость таких форм относительна. Это значит, что иерархия может изменяться, а сама иерархия потребностей является частью культуры (труда и творчества). Так в прошлом существовали культуры, где те же потребности вызывали совершенно иные действия, они ныне признаны неприемлемыми (войны, рабство). И мы с этим позже будем подробно разбираться.

Таким образом детерминизм иерархии потребностей – логика среды и адаптирующейся к ней Жизни. Только сейчас иерархия базовых адаптаций видится нами (и нам) на логике нашего понимания усложнения среды, которое получено поздним и весьма комфортным наблюдением. А реальности, как в случае земледелия, такая иерархия – с появлением потребности безопасности II (2) – надстраивалась в трагическом поиске методом проб и ошибок через жизнь и смерть сотен тысяч предшественников. И только дальнейшее развитие и расширение Жизни доказывает, что результаты прошедших поколений были не напрасны. Так, что логика и объяснение на сознании – это запоздалое понимание, которое оказалось возможно лишь сейчас34.

В прошлом знания распространялись и закреплялись на вере, традициях, имели смысл, но не включали того, что мы сейчас именуем логическими основаниями. Они обобщали опыт в догматах без причин, как Божественное Откровение с обещанным наказанием за нарушение. Традиции интегрировали в себя и структуру потребностей через требования ограничений в отношении труда, семьи, ресурсов и собственности, уважения, см. Заповеди Моисеевы и «золотое правило» [Четвертаков С. А. 2018, с. 436—437, 633—640].

Например, в вере труд упомянут лишь указанием на роль времени для него «шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – отдыхай», но из других требований рядом следует необходимость соблюдать чужие права, собственность, и не желать чужого. То есть логически даже из Заповедей Моисеевых следует обязанность трудиться и кормить себя своим трудом.

Отказ атеизма от веры как ограничений на вере, должен был привести к росту культуры, включая и понимание ответственности человека перед собой и обществом (а не перед Богом). Но он привел к тому же, что сопровождало все революции (от Английской и Французской) – к революционной вере (и к казням всех не верующих в новое), и к альтернативе – полной, т.е. неограниченной свободе. Последняя же и на долгий период стала восприниматься чрезмерно широко. И это чревато разрушением культуры и приобретенных в культуре потребностей, утратой части правильной модели Мира, которая до сих пор поддерживалась наиболее прочно только на вере с издержками монополий известного рода.

По сути, все социальные потребности – любви, принадлежности, общения, статуса оказываются в происхождении культурными, то есть детерминированными средой и знаниями Человека, но ряд их имеет врожденные аналоги у Животных.

Рассматриваемая нами первая потребность «обеспечения» обращает внимание на важность понятия ресурса. Ресурс или обобщенно «запас» возникает из логики обеспечения энергии как первого сырья для развития органической материи – пищи. Затем и на высших уровнях адаптации появляется множество ресурсов в самых разных формах. Историки и философы часть из них именуют факторами.

Ресурс – это средство удовлетворения любой потребности. У каждой потребности Человека – свои ресурсы. Первый, как и у Животных – сила. Но есть и общего типа – например, деньги (напомним, в социальной среде обмена продуктами и услугами) на большую часть удовлетворения потребностей. А информация – ресурс универсальный опять же в среде тех, кто умеет пользоваться информацией и, тем более, создавать её. Ресурсы знаний и умение их использовать к обеспечению потребностей и выработке ресурсов Жизни (и её продолжению в воспроизводстве и в передаче культуры), и есть сама культура и ценность Человечества. Короче, информация есть одновременно и ресурс, и культура.

Если читатель понял важность ресурсов для своей Жизни, то он вправе оглянуться и прийти в ужас по поводу того, как небрежно передается ресурс информации от старших поколений к младшим и к подросту.

Если переданная подросту модель Мира не включает понимания роли ресурсов и труда по их сбережению и поддержке, учета и прогноза ресурсов, то культура, выработанная на знаниях или на вере, не передается полно. Тогда и значение труда, и источники появления ресурсов, и необходимость отложенных потребностей – ждать результата СВОЕГО труда и СВОИМ ТРУДОМ добиваться важных для своей жизни целей, не входит в культуру и тревогу человека35.

И это только одно следствие. А есть и более сложные, опасные следствия, вызванные обилием ресурсов. Например, наличие (природных нерукотворных) ресурсов позволяет (посредством их продажи) приобрести в «культуре» свободу от любых научных знаний. Возникают и другие абсолютные свободы для распространения верований – символических (прозелитизм) видов деятельности людей, живущих под (над) этими ресурсами36.

Вот на этой тревожной ноте по поводу ресурсов на «нотном стане нашего Бытия» можно перейти к теме Свободы. Только за темой ресурсов для обеспечения Жизни может стоять вопрос о свободе Человека – но между тем и другим стоят наши потребности – их иерархия и не только. За потребностями еще есть язык, мотивация, сознание, мышление, как и возможности развития для тех личных проявлений Жизни, которые стоят выше базовых потребностей.

Если ресурсы – это образно ноты, то наши потребности – музыкальные фразы на страницах личного альбома, в котором каждый пишет Симфонию своей Жизни и… Свободы.

Свобода. Именно иерархия потребностей Человека и её основания из понимания Психики, Адаптации и Жизни отвечают на вопрос о Свободе человека.

Свобода – это состояние нашего сознания, позволяющее выбирать будущую активность, быть свободным от своих текущих потребностей в том смысле, что они удовлетворены или легко снимаются. Выбор любой активности происходит в том случае, если любая из базовых потребностей может быть удовлетворена. Наша психика, то есть подсознание, как показано в предыдущей работе, удовлетворенными «считает» (в смысле ведет себя так, что нам кажется, что она считает) всегда те потребности, снятие которых не требуют существенных усилий. Именно тогда человек не замечает своих потребностей.

Свобода в нашем сознании – НАДОЛГО ОТСРОЧЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ или АВТОМАТИЧЕСКИ или даже НА ПОДСОЗНАНИИ ПРЕДУПРЕЖДЕННАЯ раньше её появления ПОТРЕБНОСТЬ. И свобода создана временем отсрочивания, основанном на ресурсах.

Не исключено, что на этом основании (отложенных потребностей) многие психологи считают потребности человека в целом удовлетворенными или вообще не существующими.

Материал этого раздела подводит читателя к возможности понять и представить себе цепь развития каждого среднего Человека через:

– детерминизм порядка роста потребностей;

– выработку ресурсов (на пользу обществу и потому на пользу своему росту) соответственно росту потребностей;

– рост свободы, последняя связана с ростом потребностей как свободы от детерминизма биологического на базе уже выработанных ресурсов.

В связи с ростом потребностей и ресурсов у Человека появляется либо возможность отсрочивания потребностей, либо опережения потребностей и так, что индивид не будет их замечать, станет считать их удовлетворенными. Остальные детали, касающиеся свободы, подробней приводятся в [Четвертаков С. А., с. 493—494].

1.2.4. Базовые потребности Маслчет

Обобщая результаты прошлых работ, мы представляем откорректированный вариант теории иерархии потребностей Маслоу-3 (или Маслчет) [Четвертаков С. А. 2018, с. 641—672].

Расширенная и уточненная иерархия потребностей представлена на рис. 1.5. Наименование потребности и текст описания каждой потребности ниже дается в родительном падеже.

Потребности базовые (общие):

1. Безопасности 1 – снятия страха смерти и боли;

2. Физиологических – снятия жажды, голода и теплового дискомфорта;

3. Безопасности 2 – снятия беспокойства о недостатке ресурсов для удовлетворения потребностей безопасности 1 и физиологических («снятия снятия»); реализуется (снимается) в труде производства запасов пищи, средств труда, комфорта и защиты (оружия);

4. Любви и принадлежности в семье – поиска партнера как любви и близости друг к другу и для рождения детей, заботы в семье, ухода за детьми, воспитания и для передачи культуры; рожденные дети в старости есть защита и поддержка родителей, как и вторая возможность их востребованности в жизни при воспитании внуков;


Рис. 1.5. Перечень потребностей

в иерархии Маслоу-3 (Маслчет)


5. Общения – поиска сочувствия, эмпатии, аффилиации (принадлежности) в ситуациях отсутствия семьи; часто служит психическим подсознательным предусловием целевого мотивированного (технического) получения информации для снятия любой потребности;

6. Уважения, безопасности 3 — потребности социального статуса как права интегрального доступа к конкурентным ресурсам после признания окружающими статуса индивида – его общей пользы (в древних культурах – опасности); проявляется через творческий поиск средств повышения статуса или через тревогу его утраты и снимающее поведение, сохраняющее статус.

Примечание 1. Следующей базовой потребностью за потребностью уважения у животных и у ребенка оказывается поиск новизны37 (безотносительно к содержанию). Однако эта потребность даже у детей нередко сменяется «личными интересами». Удивление и интерес к новому в любых сферах (без желания хвастать новым) основан на дофамине – это необходимое, но не достаточное условие готовности к творчеству. И потому потребность новизны здесь не рассматривается. А в основе творчества лежит экзоцитоз норадреналина, сопровождающий как удовольствие процесс преодоления решаемых проблем. Причем соотношение радости достижения и удовольствия от процесса преодоления всегда в пользу последнего.

Примечание 2. У детей при нормальном воспитании исключаются потребности безопасности 1, 2 и 3. Начало труда ребенка следует организовывать как игру – имитацию конкретных видов взрослого труда в семье, которая должна перерастать в обязанность. В школе труд должен становиться системой труда познания Мира (новизны) и преодоления трудностей в упорстве (творчества) одновременно. Выбор мотивации и размера трудности есть искусство преподавателя.

Примечание 3. Труд, Любовь в семье. Принадлежность и культура. Общение – все, что должна дать семья. Уважение на уровне взрослого человека подросток в семье должен получать тогда, когда он готов уйти из семьи и начать жизнь самостоятельно. Выросший в семье подросток не равен родителям по статусу до тех пор, пока не способен сам себя кормить и вести хозяйство (или участвовать своими финансами, если живет с родителями). Завершение воспитания означает уход из семьи рождения и независимое трудовое существование с формированием собственной семьи.

1.2.5. Мета или личные потребности

Потребности личные, метапотребности, «бытийные или сущностные потребности» по Маслоу включают:

7. Творчества – поиска лично известных и предвкушаемых психических удовольствий от творческой активности в выбранных сферах; проявляются через поиск новизны ситуаций, требующих преодоления.

Потребности творчества делятся на два класса:

метаплюс или метачистые – творчество труда созидания материальных и информационных ресурсов: в науке, культуре и в обществе, изобретениях, в политике и бизнесе, в поиске знаний и истины, как и эстетики, в передаче культуры, воспитания и/или

метабазовые потребности – виды творческой активности для личного удовольствия в сочетании с одновременным включением базовой потребности (одной или нескольких сразу); реализуются в поиске риска и даже ощущений страха (реже боли) и в их снятии, гурмании, в любых играх, включая спорт с личным участием или в сопереживании (фанатские движения), в формах охоты и собирательства как потребления природы, в накопительстве и владении ценностями, в поиске новизны флирта и сближения, в преодолении воли других людей или во влиянии на общество в форме властолюбия.

Оба вида метапотребностей имеют единый нейрофизиологический механизм удовольствия, различаясь культурой генеза и применения.

Метачистое творчество ориентировано на созидание в общественно полезной и хозяйственной деятельности, во всех видах искусства и культуры и на извлечение информации или её поиск, как и передачу другим.

Метабазовые потребности совмещают удовольствие преодоления в базовых потребностях и процессах потребления, включая потребление природы, развлечений и отдыха.

Метабазовые потребности могут включать как социально приемлемые действия, например поиск новизны в отдыхе, так и вредные для здоровья носителя и даже для окружающих и общества в целом криминальные варианты.

На страницу:
5 из 7