Полная версия
Философия и медицина. Вечные темы и современные проблемы
Адо́нис (др.-греч. Ἄδωνις) – в древнегреческой мифологии, по наиболее популярной версии, сын Кинира от его собственной дочери Смирны; либо сын Кинира и Метармы; либо (по Гесиоду) Феникса и Алфесибеи; либо (по Паниасиду) Фианта и его дочери Смирны.
Адонис славился своей красотой: в него влюбляется богиня любви Афродита. Его также называют возлюбленным Диониса. Был пастухом и охотником на зайцев. Похвала муз охоте вдохновила его стать охотником.
Адонис – многолетнее травянистое растение с многоглавым корнем, развивающим несколько ветвистых стеблей. Стебли густолиственные, но у основания почти голые, покрытые лишь редкими бурыми чешуйчатыми низовыми листьями. Нижние стеблевые листья сидячие, у основания полустеблеобъемлющие, очередные, голые, в очертании округлые, пальчато-рассеченные на 5 долей; из них 2 нижние доли короче, а 3 остальные – почти одинаковой длины, у верхушки шиловидно-заостренные. Цветки у адониса золотисто-желтые, крупные, одиночные, верхушечные.
Адонис – одно из важнейших сердечных средств. Отличается от наперстянки отсутствием кумулятивного действия, менее сильным систолическим и диастолическим эффектом. Применяют в сравнительно легких случаях сердечной недостаточности.
Фармацевтическая промышленность выпускает и особые препараты, приготовленные из адониса:
адонизид, сухой экстракт и таблетки (драже) адонис-бром, содержащие сухой концентрат адониса, бромистый калий и кодеин.
Гигие́я (др.-греч. Ὑγιεία, Ὑγεία) – в греческой мифологии богиня здоровья, дочь Асклепия / Эскулапа и Эпионы либо Афины. По орфикам, Гигиея – супруга Асклепия. Они различают две Гигиеи, причем старшая – дочь Эрота и Пейфо. Культ Гигиеи существовал в Оропе, статуя в Мегарах. Своего отца Эскулапа / Асклепия она всюду сопровождала, заботилась о его змеях. Отец был богом врачевания, а дочь стала богиней здоровья. Ее изображали кормящей змею из чаши. В честь богини Гигиеи и названа наука гигиена. Гигиена подразумевает здоровый образ жизни, заботу о здоровье, что способствует продолжению жизни. Гигиею изображали кормящей змею из чаши. Отсюда происходит один из знаков медицины – чаша со змеёй символом мудрости и святости, чистоты и неприкосновенности. Змея кусает того, кто нарушает это правило12.
Марс (лат. Mars). В римской религии Марс – один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс и Квирин).
В Древней Италии Марс был богом плодородия; считалось, что он может либо наслать гибель урожая или падеж скота, либо отвратить их. В его честь первый месяц римского года, в который совершался обряд изгнания зимы, был назван мартом. Позднее Марс был отождествлен с греческим Аресоми, стал богом войны. Храм Марса, уже как бога войны, был сооружен на Марсовом поле вне городских стен, поскольку вооруженное войско не должно было входить на территорию города. Марс считался родоначальником и хранителем Рима. Символом Марса было копьё, хранившееся в жилище римского царя – регии. Там же находились двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба во времена царя Нумы Помпилия, а потому считался залогом непобедимости римлян. Остальные одиннадцать щитов были изготовлены по приказу царя как точные копии упавшего с неба, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинный. Отправляясь на войну, полководец приводил в движение копьё и щиты, взывая к Марсу; самопроизвольное движение считалось предзнаменованием страшных бед.
Марсупиализация (лат. marsupium кошелек, сумка) – оперативный прием, используемый при некоторых кистах органов грудной и брюшной полости, заключающийся в подшивании краев стенки вскрытой кисты к краям операционной раны с последующим заживлением путем заполнения грануляциями открытой глубокой полости.
Меркурий (лат. Mercurius) – в древнеримской мифологии бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов. К его атрибутам относятся жезл кадуцей, крылатые шлем и сандали, а также часто денежный мешочек. Меркурий ассоциируется с ртутью, духом, скрывающимся в материи.
Ртуть (Mercury) – серебристый металл, находящийся в жидком виде при комнатной температуре. Его токсичность в значительной мере ограничивает применение соединений ртути в медицине в настоящее время, однако ранее мази, в состав которых входили соединения ртути, использовались для лечения сифилиса. Сегодня соли ртути применяются в основном в антисептических, антипаразитарных веществах и в фунгицидах. Ртуть широко используется в стоматологии в качестве одного из компонентов амальгамовых пломб; в сочетании с основой пломбировочного вещества она теряет свои токсические свойства.
Морфей (др.-греч. Μορφεύς – «формирователь», «тот, кто формирует [сны]») – бог сновидений в греческой мифологии. Его отцом является Гипнос – бог сна. По одной из версий, его матерью была Аглая, дочь Зевса и Эвриномы, одна из трех граций, спутниц Афродиты, имя которой в дословном переводе означает Ясная. По другой Никта – богиня ночи.
Морфей может принимать любую форму и являться людям во сне. Он умеет абсолютно точно подражать голосу и стилю речи человека, которого изображает. Греки почти всегда изображали его в виде стройного юноши с небольшими крылышками на висках, однако на некоторых памятниках искусства он представляется в образе бородатого старца с цветком мака в руке. Морфей обязан следить за снами царей и героев. Главная эмблема Морфея – сдвоенные ворота в мир сновидений. Это – ворота из слоновой кости для лживых снов и роговые ворота для снов истинных.
Из символики и атрибутики бога всегда особо выделяют чёрный цвет (как цвет ночи и забытья) и цветы мака. Морфея зачастую изображали в чёрной одежде с рассеянными по ней серебряными звёздами. В руках он держал кубок с маковым соком, обладающим расслабляющим, обволакивающим снотворным действием. Иногда считается, что он носит на голове корону из цветков мака, что символизирует сновидения. Греки обычно изображали его на вазах, а римляне – на саркофагах.
Сын Гипноса, бог сновидений Морфей, которого изображали в виде старика с крыльями, остался в названиях препаратов наркотического и снотворного действия, содержащих морфий (ср.: «почивать в объятиях Морфея», то есть спать). Только не надо путать этот термин с омонимичным «морфе» от греческого слова morphe – форма, откуда морфология, наука о строении, форме чего-либо.
Морфи́н – один из главных алкалоидов опия, содержится в маке снотворном (Papaversomniferum). В медицине применяют производные морфина, в частности гидрохлорид (для инъекций) и сульфат (в качестве перорального препарата) как болеутоляющее (анальгетик, слабый анестетик, успокаивающее) лекарственное средство. Морфин способен эффективно подавлять ощущение сильной физической боли и боли психогенного происхождения. Обладает также седативной активностью, подавляет кашлевой рефлекс. Понижая возбудимость болевых центров, он оказывает также противошоковое действие при травмах. Используют при остром инфаркте миокарда. Для обезболивания родов морфин обычно не применяют, так как он проходит через плацентарный барьер и может вызвать угнетение дыхания у новорождённого.
Морфином иногда пользуются в рентгенологической практике при исследовании желудка, двенадцатиперстной кишки, желчного пузыря. Введение морфина повышает тонус мышц желудка, усиливает его перистальтику, ускоряет его опорожнение и вызывает растяжение двенадцатиперстной кишки контрастным веществом. Это способствует выявлению язвы и опухолей желудка, язвы двенадцатиперстной кишки. Вызываемое морфином сокращение мышцы сфинктера Одди создаёт благоприятные условия для рентгенологического исследования желчного пузыря13.
Нарци́сс (точнее, Наркисс, др.-греч. Νάρκισσος) – в древнегреческой мифологии сын речного бога Кефисаи нимфы Лириопы, либо сын Эндимиона и Селены.
Тиресий предсказал Нарциссу, что он будет жить долго, если не увидит своего отражения. Когда ему было 16 лет, его полюбила нимфаЭхо. Прекрасный, но холодный и гордый, отвергнув любовь нимфы, он был наказан богиней Афродитой.
Согласно Овидию, в него были влюблены многие юноши и девушки, но он отвергал их. Тогда они воззвали к Немесиде, и та вняла их просьбам. По одному из рассказов, Аминий, один из отвергнутых влюбленных, покончил с собой перед домом Нарцисса, прося божество о мести.
Во время охоты он увидел в реке своё отражение, влюбился в самого себя, не смог с ним расстаться и умер от голода и/или страдания. Когда пришли за его телом, его там не было, но на том месте, где оно должно было быть, вырос цветок нарцисс, его сестры-наяды оплакали его.
Источник Нарцисса показывали в местности Донакон (Тростниковое ложе), на земле феспийцев. Умер у источника. По другому сказанию, у него была сестра-близнец, в которую он влюбился и, когда она умерла, стал ходить к этому источнику и утешился.
Имя Нарцисса стало нарицательным и символизирует гордость и самовлюблённость.
В восточной медицине листья нарцисса считались средством от головной боли, болезни седалищного нерва, болей в коленных суставах, геморроя. Растертые листья нарцисса применяли как средство, заживляющее раны.
Панацея – Панакея (др.-греч. Πανάχεια) – в греческой мифологии персонификация исцеления. Дочь Эскулапа, её братья – знаменитые врачи, исцеляющие героев Троянской войны Махаон и Подалирий, её сестры Гигиея («здоровье») и Иасо («лечение»). В переносном смысле (иронически) – средство, избавляющее от всех зол, для решения всех проблем. Обычно употребляется с частицей «не». Например: «Фитотерапия эффективна при лечении многих болезней, но она всё же не панацея».
Психе́я, или Психе (др.-греч. Ψυχή, «душа», «дыхание») – в древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки. Представления о душе находим уже у Гомера, но миф о Психее впервые был разработан древнеримским писателем Апулеем в его романе «Метаморфозы, или Золотой осёл».
Психиатри́я (от греч. ψυχή – душа и греч. ιατρός – врач; греч. ιατρικός – врачебный, медицинский) – отрасль клинической медицины, изучающая психические (душевные) расстройства, занимающаяся их лечением, профилактикой и оказанием помощи психически больным.
Та́натос, Та́нат, Фа́нат (др.греч. Θάνατος, «смерть») – в греческой мифологии олицетворение смерти, сын Никты (Ночи), брат-близнец бога сна Гипноса. Живет на краю света. Упоминается в «Илиаде» (XVI 454).
Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте. Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке. Изображен на ларце Кипсела как черный мальчик рядом с белым мальчиком Гипносом14.
Танатоло́гия (от др.-греч. θάνατος – смерть и λόγος – учение) – раздел теоретической и практической медицины, изучающий состояние организма в конечной стадии патологического процесса, динамику и механизмы умирания, непосредственные причины смерти, клинические, биохимические и морфологические проявления постепенного прекращения жизнедеятельности организма. Термин «танатология» в обиход медицинской и биологической науки был введен по предложению И. И. Мечникова. У истоков танатологии стояли выдающиеся учёные М. Ф. К. Биша, К. Бернар, Р. Вирхов, И. И. Мечников, Г. В. Шор и другие, положившие начало изучению смерти как закономерного завершения жизни.
В начале XX века танатологию было принято делить на общую, которая изучала статику и динамику смерти, морфологические и патофункциональные изменения, пост-мортальные явления, взаимодействие трупа с окружающей средой, технику судебно-медицинского или патологоанатомического исследования трупа, и частную, которая рассматривала виды смерти, основные и непосредственные причины смерти при конкретных заболеваниях или состояниях и их диагностику на трупе, а также трупные явления их сопровождающие.
В 1961 году на Международном конгрессе травматологов в Будапеште получила своё название новая медицинская дисциплина – реаниматология, которая по многим своим аспектам тесно соприкасается с танатологией. Областью научных интересов реаниматологии являются патофункциональные процессы, происходящие во время умирания, терминальные состояния и восстановление жизненных функций. В то время как область интересов танатологии в большей степени смещена в сторону патоморфологических аспектов умирания и постмортальных изменений, наблюдающихся в трупе в различные сроки после наступления смерти при различных внешних условиях, особенности исследования трупа, а также диагностика причин смерти15.
Неудивительно, что наука о врачевании души, вероятно, больше, чем другие отрасли медицины пользуется терминами из арсенала мифологии. Нарциссизм и пигмалионизм, венерофобия и нимфомания, синдром проклятья Ундины и т. д. Использовано и само слово «мифология». Mithologia – патологическая лживость. В XX веке появилась новая серия мифологических терминов в рамках учения Зигмунда Фрейда (1856–1939) о психоанализе. Источником для них послужили миф об аргонавтах и так называемый Фиванский цикл мифов, известный также по произведениям древнегреческих писателей. Их персонажи – Эдип, Антигона, Иокаста, Медея, Орест, Федра, Электра. Приведем некоторые определения из «Словаря эпонимических терминов в психиатрии».
Атропос, Atropos (Άτροπος, «неотвратимая») была одной из трёх Мойр, богиня судьбы и предназначения; старейшая из трёх богинь судьбы; была известна как «непреклонная», или «неминумая». Именно Атропос выбирала механизм смерти и конца жизни каждого смертного прерыванием его нити жизни своими ножницами.
Атропин, Antropinum. Алкалоид, содержащийся в растениях семейства пасленовых (Solanaceae): красавке (Atropa Belladonna L.), белене (Hyoscyamusniger L.), разных видах дурмана (Daturastramonium L.) и др. В медицинской практике применяют атропина сульфат.
Атропин применяется при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, пилороспазм, холелитиаз, холецистит, острый панкреатит, гиперсаливация (паркинсонизм, отравление солями тяжелых металлов, при стоматологических вмешательствах), синдром раздраженной толстой кишки, кишечная колика, желчная колика, почечная колика, симптоматическая брадикардия (синусовая, синоатриальная блокада, проксимальная AV блокада, электрическая активность желудочков без пульса, асистолия), для предоперационной премедикации; отравление м-холиностимуляторами и антихолинэстеразными ЛС (обратимого и необратимого действия), в т. ч. фосфорорганическими соединениями; при рентгенологических исследованиях ЖКТ (при необходимости уменьшения тонуса желудка и кишечника), бронхиальная астма, бронхит с гиперпродукцией слизи, бронхоспазм, ларингоспазм (профилактика). Используется в офтальмологии для создания функционального покоя при воспалительных заболеваниях и травмах глаза (ирит, иридоциклит, хориоидит, кератит, тромбоэмболия и спазм центральной артерии сетчатки).
Прямые ассоциации с древней мифологией содержатся в названиях европия, прометия, тантала, титана, тулия. Названия других химических элементов (ниобий, нептуний, палладий, плутоний, уран, церий и другие) непосредственно образованы от астрономических терминов и представляют собой промежуточные лексические единицы между собственными и нарицательными именами, но, в конечном счете, исходят от мифа16.
Как говорил Ж.-Ж. Руссо, «время – движущийся образ неподвижной вечности». Так и для медицины древняя мифология не столько реликт минувшего, сколько ее основание, настоящее и будущее. Мифология заложила онтологические основы медицины, определила ее ценностные ориентиры. Ассоциативная природа мифологии содействует формированию образного представления о происхождении медицинского знания.
Глава 2
Религия и медицина
И от Вышняго врачевание…
Сир. 38:1В современном мире религиозный фактор занимает видное место, оказывая заметное влияние на протекающие в нем процессы. И это закономерно, ведь религия представляет собой не только вероисповедание как таковое, но и особый образ жизни и мышления. Религиозные каноны регламентируют самые различные стороны индивидуальной и общественной жизни.
Медицина во все времена была связана с религией, религия с врачеванием. И это не случайно, поскольку и религия, и медицина стоят у истоков жизни и смерти. «Существование Верховного разума, а следовательно и Верховной воли, я считаю необходимым и неминуемым требованием (постулатом) моего собственного разума, так что если бы я и хотел теперь не признавать существование Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума», – так очертил свое мировоззрение великий хирург Николай Иванович Пирогов17.
Между тем развитие медицинской технологии, кардинальные сдвиги в медико-клинической практике побуждают многие «горячие головы» к скептическому отношению к религиозной традиции. Оправдано ли игнорирование фундаментальных религиозных ценностей, оказывающих громадное влияние на духовный строй общества? Насколько продуктивно влияние религии на развитие современной медицины? Не препятствуют ли устойчивые религиозные максимы постоянно расширяющейся, динамичной структуре медицинской мысли?
1.2. Природа религии
Религия представляет собой древний и многоликий элемент жизни человечества. Слово это латинского происхождения, reliqio означает набожность, предмет культа. Оно образовано от глагола reliqar – связывать. Религия являет собой связь субъекта с Богом, со всем и всяческим. Именно Бог внушает, сообщает людям необходимость веры и определяет особенности поклонения ему и ведения праведного образа жизни. С точки зрения любой религии источником определенных верований является откровение. Последнее определяется как «проявление Высшего Существа в нашем мире с целью сообщить нам более или менее полную истину о себе и о том, чего от нас требует»18. Следует признать, что каково бы ни было личное отношение к отдельным формам откровения или к откровению вообще, нельзя не признать его несомненную реальность в качестве психического факта, реальность Божества или богов для верующего.
Стержнем всякой религии является вера, которая определяется как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (К евр. 11:1). Определение состоит из двух частей. Первая – верим в будущее, что оно состоится. Вторая – на каком основании? На основании уверенности в невидимом – в Боге, который нам дан. При этом знание не может быть без веры, в конечном счете оно упирается на то или иное аксиоматическое основание, но вера может существовать и без знания.
При этом следует отличать веру от суеверия. Как известно, над дверью лаборатории Нильса Бора была прибита подкова. Как-то его спросили: «Неужели вы верите, что подкова приносит счастье?» «Не верю, но подкова приносит счастье независимо от того, верю я в это или нет, – ответил Бор. Лицемером можно считать человека, который пишет книгу, восхваляющую атеизм, и молится о том, чтобы её хорошо покупали.
Специфика религиозной веры нашла блестящее освещение в творчестве датского философа С. Кьеркегора. Как подчеркивает мыслитель, в отличие от этической регуляции, ориентирующей отношения на самопрезентацию индивида перед социальной общностью, «вера – это парадокс, согласно которому единичный индивид в качестве единичного стоит в абсолютном отношении к Абсолюту»19.
Л. Н. Толстой, комментируя значение веры, отмечал, что «человек, исповедующий закон, есть человек, стоящий в свете фонаря, привешенного к столбу. Он стоит в свете этого фонаря, ему светло, и идти ему дальше некуда. Человек религиозный несет фонарь перед собой на более или менее длинном шесте; свет всегда впереди его и всегда побуждает его идти за собой и вновь открывает впереди его новое, влекущее к себе освещенное пространство»20. Это означает, что индивид, имеющий свой «источник света», в качестве которого выступает вера в Бога, не нуждается в назойливом «полицейском фонаре» власти, принуждающем его к тому или иному способу жизнедеятельности. Он отвергает зло не потому, что оно запрещено, а потому, что это зло.
И хотя то, во что мы верим, отличается от всего остального именно тем, что оно не имеет видимых оснований для своего осуществления и бытия, кроме самой веры, история культуры привела немало различных способов рационального обоснования бытия Бога. Приведем наиболее известные аргументы, ставшие классическими:
– Фома Аквинский. В природе происходит движение. Ничто не может начать двигаться само по себе, для этого требуется внешний источник действия. Бесконечный поиск источника предыдущего действия бессмыслен. Следовательно, должно существовать нечто, являющееся первоначальным источником всякого движения, не будучи само по себе движимо ничем иным. Это и есть Бог – недвижимый Движитель;
– Фома Аквинский. Каждое следствие имеет свою причину. Бесконечный поиск предыдущей причины бессмысленный. Следовательно, должна существовать «беспричинная причина», первопричина всего последующего. Это и есть Бог;
– Фома Аквинский. Все предметы мира находятся во взаимосвязи и взаимоотношении друг с другом, и их существование возможно только во взаимосвязи и взаимоотношении. Однако бесконечный поиск предшествовавших друг другу взаимоотношений и взаимосвязей бессмыслен. Следовательно, должно существовать нечто, абсолютно независимое и совершенно самодостаточное. Это и есть Бог;
– Фома Аквинский. В окружающем мире наблюдается последовательное иерархическое возрастание сложности строение предметов и существ (например, от насекомого до человека), нескончаемое всеобщее стремление к совершенству. Следовательно, должно существовать нечто абсолютно совершенное, являющееся источником всякого совершенства. Это и есть Бог;
– телеологическое (Фома Аквинский). В окружающем мире наблюдается определённый порядок и стройность, происхождение которых невозможно приписать самому миру. Этот порядок заставляет предположить существование некоего разумного организующего начала, установившего этот порядок. Это и есть Бог;
– нравственное, антропологическое (И. Кант). Всем людям свойственно нравственное чувство, категорический императив. Поскольку это чувство не всегда побуждает человека к поступкам, приносящим ему земную пользу, следовательно, должно существовать некоторое основание, некоторая мотивация нравственного поведения, лежащие вне этого мира. Всё это с необходимостью требует существования бессмертия, высшего суда и Бога, учреждающего и утверждающего нравственность, награждая добро и наказывая зло;
– Августин, Кальвин. Всякий нормальный человек рождается с идеей о Боге, внедрённой в само его сознание. Эта идея бывает подавлена в людях неправедных (Рим. 1:18). По мере роста человек всё яснее осознаёт её. Критические жизненные ситуации зачастую побуждают эту идею к жизни;
– мистическое. Человеку свойствен прямой мистический контакт с Богом, приводящий человека в экстатическое состояние. Этот опыт соединения с Богом настолько уникален и настолько ошеломляющ, что сам по себе он уже является свидетельством бытия Божия;
– Августин. Все люди верят в то, что истина существует. Если Бог является Богом истины и истинным Богом, следовательно, Он и есть Истина. Эта Истина с большой буквы является условием существования всякой другой истины. Таким образом, существование какой-либо истины подразумевает существование и Истины с большой буквы, которая, в свою очередь, означает и существование Бога;
– онтологическое (Ансельм). Первая предпосылка: человеку свойственно понятие о бесконечном и совершенном. Вторая предпосылка: существование является обязательной и необходимой частью совершенства. Вывод: бесконечное и совершенное – то есть Бог – существует, постольку само определение совершенства включает в себя и существование;