bannerbanner
Защита общественных интересов в гражданском судопроизводстве
Защита общественных интересов в гражданском судопроизводстве

Полная версия

Защита общественных интересов в гражданском судопроизводстве

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
18 из 24

57

В значительной мере потребностью в таком разумном праве объяснялись возрождение и адаптация к окружающей действительности в XI–XII вв. римского права через деятельность глоссаторов и постглоссаторов. По словам Р. Иеринга, римляне завоевали мир трижды: физической силой, духовной, а затем и правом. Приводится по: Гредескул Н. Лекции по общей теории права. СПб., 1909.

58

Философская и юридическая мысль отличалась плодовитостью, однако противопоставление некоторых позиций заключалось не в сущности, а в деталях. В.А. Туманов отмечал, что некоторые учения о праве в ряде случаев могут вообще иметь только гносеологический характер, а другие довольно далеко отходить от непосредственных социальных интересов, оставаясь вместе с тем в рамках господствующего мировоззрения. См.: Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология. К критике учений о праве // Туманов В.А. Избранное. С. 76.

59

Остин Дж. Лекции по юриспруденции или философия позитивного права. Т. 2. Л., 1911. Наукой были предложены и иные подходы к позитивизму. Речь, в частности, идет о подходах Г.Л.А. Харта и Г. Кельзена. См.: Чистое учение о праве Ганса Кельзена. К XIII конгрессу Международной ассоциации правовой и социальной философии (Токио, 1987): Сб. переводов. Вып. 1 / Отв. ред.: В.Н. Кудрявцев, Н.Н. Разумович; пер.: С.В. Лезов, Ю.С. Пивоваров. М., 1987; Чистое учение о праве Ганса Кельзена: Cб. переводов. Вып. 2 / Отв. ред.: В.Н. Кудрявцев, Н.Н. Разумович; пер. С.В. Лезов. М., 1988; Харт Г.Л.А. Понятие права / Пер. с англ.; под общ. ред. Е.В. Афонасина и С.В. Моисеева. СПб., 2007.

60

См.: Еллинек Г. Право современного государства. Т. 1: Общее учение о государстве. СПб., 1908; Он же. Социально-этическое значение права, неправды и наказания / Предисл. проф. П.И. Новгородцева. М., 1910.

61

См.: Еллинек Г. Декларация прав человека и гражданина / Пер. с нем.; под ред. А.Э. Вормса. М., 1905.

62

См.: Еллинек Г. Права меньшинства / Под ред. М.О. Гершензона. М., 1906.

63

См.: Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология: к критике учений о праве.

64

Там же.

65

В отношении существовавшего в Риме рабства Ульпиниан говорил: «С точки зрения цивильного права рабы считаются никем. Это не так, однако, по естественному праву, ибо с точки зрения естественного права все люди равны». Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. М., 1997. С. 91 (автор раздела III «Физические и юридические лица» – Е.А. Флейшиц). По замечанию И.А. Покровского, идея естественного права, получив первую формулировку уже в учении римских юристов, обрела серьезное практическое значение, часто рассматривалась ими как источник гражданско-правовых норм и оказывала влияние на их толкование. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2013. С. 65.

66

В данном случае характерна позиция Карла Бергбома, который писал, что естественное, разумное и любое другое внепозитивное право также само по себе совершенно, но поскольку оно представляет собой не более чем предположение, то и является источником заблуждения умов и влечет за собой – если его применяют всерьез, как явление правового порядка – разрушение правопорядка и анархию. Любое дуалистическое учение о праве является с точки зрения практической юридической жизни невозможным. Bergbom K. Jurisprudenz und Rechtspphilosophie. Leipzig, 1892. S. 407. Цит. по: Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология. С. 125.

67

По словам П.С. Новгородцева, «положительные законы не могут поспевать за движением истории. Напротив, они всегда отстают от ее требований. И вот постоянно и необходимо возникают в жизни конфликты между старым положительным порядком и новыми прогрессивными стремлениями. Из этих конфликтов и зарождается обыкновенно естественное право как требование реформ и изменений в существующем строе». Новгородцев П.С. Лекции по истории философии права. Учения нового времени. XVI–XIX вв. М., 1914; Штраус Л. Естественное право и история. М., 2007. С. 7–39.

68

Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. М., 1908. С. 33.

69

Там же.

70

См.: Савиньи Ф.К. О признании нашего времени к законодательству и юриспруденции // Савиньи Ф.К. Система современного римского права Т. 1. М., 2011.

71

См. об этом: Иеринг Р.Ф. Цель в праве. Т. 1 и 2. СПб., 1881.

72

См.: Иеринг Р.Ф. Борьба за право / Пер. С.И. Ершова. 2-е изд. М., 1907.

73

В дореволюционной российской доктрине к последователям Р.Ф. Иеринга в первую очередь относился, конечно же, Ю.С. Гамбаров. См., в частности: Гамбаров Ю.С. Добровольная и безвозмездная деятельность в чужом интересе вне договорного отношения и не по предписанию закона. Вып. 1: Общественный интерес в гражданском праве, 1879; Вып. 2: Социологическое основание института neg. gestio, 1880. Вып. 1–2; Он же. Право в его основных моментах: Сб. по общественно-юридическим наукам / Под ред. проф. Ю.С. Гамбарова. Вып. 1. СПб., 1889.

74

Позицию многих представителей указанного направления см.: The Jurisprudence of Interests: selected writings of M. Rumelin, P. Heck, P. Oertmann, H. Stall, J. Binder, H. Isay. 1948.

75

См.: Таран П.Е., Струнский А.Д. Идея права и ее роль в развитии учения о правотолковании: историко-теоретический анализ немецкой правовой доктрины в XIX – первой половине XX в. // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 5 (102).

76

В данном случае пусть и не в основном тексте, а в подстрочнике, необходимо осветить актуальный и для настоящего времени подход к праву российского правоведа Н.А. Гредескула, зачастую относимого к представителям социологической школы права. Право, по мнению ученого, – это вмешательство всех в дело каждого путем мер, которые ведут к тому, что поведение каждого было бы согласовано с общим интересом. Право сводится им к идее общего блага и справедливости, обеспеченных принуждением. Общее благо, в силу того что его понимание различно, отражает конкретная общественная среда. Идея справедливости меняется от эпохи к эпохе. Если прежде сословный строй казался справедливым, теперь он таким не кажется. Идея справедливости занимает подвижное положение и является причиной реформ. Материал справедливости непрерывно накапливается и стремится быть воплощенным в жизнь. Справедливость включает идею равенства между тем, что я отдаю обществу, и тем, что я от него получаю. Однако какого-то общего масштаба не существует. В области справедливости условия оценки сложнее, чем в области экономики. Оценка во многом носит субъективный характер и зависит от удовлетворенности самого субъекта. В то же время, когда ставится вопрос о справедливости применительно к конкретной ситуации, оценка вполне реальна. Н.А. Гредескул считал, что при сопротивлении праву отдельных лиц к ним абсолютно законно может быть применено насилие. Но если в качестве нарушителей выступает квартал, город или часть страны, если движение против права носит массовый характер, то возникает мысль, что ослушниками выступают не злые, а социально обиженные. Другими словами, действующая система сильно отклонилась от идеи общего блага. См.: Гредескул Н.А. Лекции по общей теории права; Он же. К учению об осуществлении права. Интеллектуальный процесс, требующийся для осуществления права. 1-е изд. Харьков, 1900.

77

Основные положения концепции Евгения (Ойгена) Эрлиха см.: Эрлих О. Основоположение социологии права.

78

Нельзя не упомянуть и так называемый правовой реализм, который получил развитие в американской юриспруденции. Его основой служат, в частности, воззрения Вудро Вильсона. См.: Вильсон В. Государство. М., 1887. «Что такое медицина? – спрашивают реалисты и отвечают, что медицина – это прежде всего деятельность врача, лечащего больного, в этом ее смысл и назначение. Аналогичным образом и право, если оно претендует на социальный эффект, должно рассматриваться как деятельность лиц, направленная на разрешение конфликтов и иных дел, т. е. как акции судьи и чиновника-администратора. Отсюда основной тезис реализма: право – это то, что судьи создают своими делами. Аналогичным образом и право, если оно претендует на социальный эффект, должно рассматриваться как деятельность лиц, направленная на разрешение конфликтов и иных дел, т. е. как акции судьи и чиновника-администратора. Отсюда основной тезис реализма: право – это то, что судьи создают своими делами». Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология. О подходах к поиску права во французской юриспруденции и так называемом свободном праве см.: Луковская Д.И. Об эволюции взглядов на судейское право во французской юриспруденции (конец XVIII – первая четверть XX в.) // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2014. № 4.

79

Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. Т. 1. С. 48.

80

Хвостов В.М. Общая теория права. Элементарный очерк. М., 1905. С. 71.

81

Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. С. 186.

82

Там же.

83

Об эволюции идеи человеческого достоинства см., напр.: Дробышевский С.А., Протопопова Т.В. Идея человеческого достоинства в политико-юридических доктринах и праве: Монография. Красноярск, 2009.

84

Особое значение в вопросах прав человека, безусловно, имеет Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Профессор В.А. Туманов писал, в частности, что «в истории человечества очень мало правовых актов, которые по своему значению могут быть сравнимы с Декларацией прав человека и гражданина… Не будет преувеличением сказать, что именно с этого документа начинается история института прав и свобод человека и гражданина в его современном звучании… О потенциале Декларации говорит и то, что ее нормы, характеризующие права и свободы человека и гражданина, в том виде как они сформулированы в ней, и сегодня остаются действующим правом… Непосредственное действие норм, содержащихся в Декларации, существенным образом отличает ее от многих других известных истории деклараций, которые носили сугубо декларативный характер». См.: Туманов В.А. Несколько мыслей о Декларации прав человека и гражданина 1789 г. // Туманов В.А. Избранное. С. 452–454. В связи с этим также следует отметить и огромное для России значение Конституции 1993 г. Как писал В.А. Туманов, «если основываться на чисто формальных признаках, то Конституция РФ 1993 г. не первая, а шестая по счету российская конституция. Однако по существу это первая настоящая конституция, реально действующая, а не номинальный основной закон страны… В действующей Конституции РФ четко отражены общепризнанные международно-правовые стандарты, использован европейский конституционный опыт… Конституция РФ, подчеркнув принцип непосредственного действия норм, определяющих каталог прав и свобод человека и гражданина, содержит также и более широкий принцип прямого действия конституции как таковой (ст. 15)… Практически эта новелла открывает для судов возможность основывать непосредственно на конституционной норме свои решения не только в случае нарушения конституционных прав и свобод, но и в других достаточно разнообразных случаях». См.: Туманов В.А. О характеристике Российской Конституции // Избранное. С. 505–506. Безусловно, большое значение в числе многих международных правовых актов имеет и Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. с учетом практики ЕСПЧ, расширяющей каталог прав человека.

85

См.: Туманов В.А. Еще раз о правопонимании // Избранное. С. 416.

86

О недопущении использования закона в таких целях см.: Леони Б. Свобода и закон. М., 2008. С. 29.

87

Игнатьев М. Права человека как политика и как идолопоклонства / Пер. с англ. М., 2019. С. 91–95.

88

Истории известно множество примеров таких ограничений. Например, «так называемый Центральный комитет фетв ИГ издал указ, запрещающий содержать кошек в домах Мосула. Жителей города призвали подчиняться положениям фетвы и не нарушать их… По данным издания, террористы ИГ ввели в городе и на подконтрольной им территории на Ближнем Востоке уже немало подобных запретов». URL: http://www.dsnews.ua/world/islamskoe-gosudarstvozapretilo-domashnih-koshek-v-mosule-06102016092000.

89

В литературе поднимается закономерный вопрос, может ли в действительности предлагаемый европейской цивилизацией подход к человеку, его правам и свободам стать универсальным для обществ, имеющих отличный от европейского подход к человеку и его месту в обществе. Одной из интереснейших работ по этому вопросу является монография Е.А. Лукашевой (Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизация: нормативно-ценностное измерение. М., 2014). По этому поводу надо заметить следующее. Несмотря на отчетливое звучание западной традиции во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (которая, как известно, считается первым универсальным международным актом, гарантирующим такие права), к ее разработке «были причастны и многие другие традиции: китайская, ближневосточная христианская, а также марксистская, индуистская, латиноамериканская, исламская. Люди, входившие в команду разработчиков, явно видели свою задачу не просто в ратификации западных убеждений, но в попытке заметить ограниченный перечень моральных универсалий, проистекающих из очень разных религиозных, политических, этнических и философских оснований». «„В данном смысле идея прав человека воплотила в себе не столько принцип верховенства европейской цивилизации, сколько адресованное европейцами всему остальному миру предупреждение о том, что не следует повторять ошибки Европы. Главным в их ряду стало низкопоклонство перед лицом национального государства, заставляющего индивидов, забыв о высшей правде, подчиняться несправедливым приказам“. Всё это продуманная попытка переосмыслить европейскую концепцию естественного права для того, чтобы защитить индивидуальную субъективность от тоталитарного государства». Игнатьев М. Указ. соч. С. 100–101.

90

«Каждая культура имеет право на автономию, однако ни одна культура не может существовать изолированно, вне взаимодействия с другими культурами. Важное значение имеет характер такого взаимодействия – равноправие или навязывание силой культуры, опирающейся на свое превосходство. В процессе равноправного взаимодействия будет осуществляться осознание значимости универсальных эталонов прав человека, которые позволят соединить их универсальность с самобытным цивилизационным жизнеустройством». Права человека: Учебник / Отв. ред. Е.А. Лукашева. 2-е изд. М., 2014. С. 48 (автор гл. 1 – Е.А. Лукашева); см. также: Саидов А.Х. Международное право прав человека: Учебное пособие. М., 2002; Mbaye K. Humans Right and Right of People // International Law: Achievement and prospects / Ed. by M. Bedjaoui. UNESCO, 1992.

91

Игнатьев М. Указ. соч. С. 106.

92

Под принуждением тут понимается и угроза будущей возможной расправы с лицами, которые оставят группу.

93

Интересная позиция о соотношении публичного интереса и прав человека была занята Н.В. Варламовой. См.: Варламова Н.В. Публичный интерес как основание ограничений прав человека // Интересы в праве. Жидковские чтения: Материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 25–26 марта 2016 г. М., 2016. С. 210.

94

О значении принципов процессуального права для осуществления правосудия, а также об общественных интересах как объектах правового обеспечения и судебной защиты см. в следующих разделах настоящей монографии.

95

Предложенное нами понимание общественных интересов, а также указание на то, что задача права заключается в обеспечении сосуществования различных социальных общностей и реализации ими своих интересов, не просто не противоречит, а вполне созвучно тем принципам, которые, как сообщают СМИ, по мнению В.В. Путина, должны быть в основе миропорядка: «Первый – стремление к безбарьерной среде и открытому миру, в котором никто не будет возводить искусственные барьеры общению людей, их творческой реализации и процветанию. Второй – сохранение многообразия, признание недопустимости навязывания любой стране или народу того, как им жить. Третий – максимальная представительность, коллективный подход к принятию решений. Четвертый – построение прочного мира, основанного на уважении интересов всех – от больших государств до малых стран. Пятый – всеобщая справедливость, обеспечение равного для всех доступа к благам современного развития. Шестой – равноправие». Смирнов В. Путин на «Валдае» назвал шесть принципов, которые Россия продвигает в международных делах // ТАСС. 2023. 5 окт. URL: https://tass.ru/politika/18921797; Егорова В. Путин рассказал о принципах будущего мироустройства // Российская газета. 2023. 5 окт. URL: https://rg.ru/2023/10/05/putin-rasskazal-o-principah-budushchego-miroustrojstva.html.

96

Например, агрессивные секты. Поскольку «с юридической точки зрения такие сообщества „заговорщиков“ (секты) могут быть определены только как преступные: ведь они отделяются от общества, чтобы низвергнуть его, а суровая нравственность секты действует только в ее пределах. В отношении всех других они не знают ни меры, ни закона, не считают себя обязанными кого-либо щадить, поистине, они ведут себя как преступники». Исаев И.А. Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние. М., 2015. С. 20.

97

«В концепции общего блага представлена правовая модель выявления, согласования, признания и защиты различных, во многом противоречащих друг другу интересов, притязаний, воль членов данного сообщества в качестве их блага, возможного и допустимого с точки зрения единой и равной для всех правовой нормы… Исторический опыт и теория свидетельствуют, что только такой тип организации сообщества людей и согласования интересов сообщества и его членов, целого и части, частного и публичного, индивидов и власти совместим со свободами и правами людей, с признанием достоинства и ценности человеческой личности». Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. С. 68–70.

98

Безусловно, нельзя не учитывать исторические особенности того или иного государства при формировании каких-либо новых для него правовых явлений. Но невозможно со ссылкой на некий особый, традиционный путь общества отвергать действие названных ранее правовых универсалий. Любое объединение на основании традиционности должно происходить лишь по доброй воле объединяемых. Иногда то, что в силу определенных причин удачно функционирует в одном государстве, может не сработать или даже принести вред в другом. Например, в обществах с высоким уровнем правосознания определенные виды деятельности (даже существенно значимые для общества) могут не иметь детального регулирования, или же порядок их осуществления может допускать отступления от определенных гарантий достижения стоящих перед деятельностью целей. Однако это связано с тем, что законодатель в таких случаях, опираясь на знание об обществе государства, исходит из того, что и в режиме упрощений и отступлений соответствующие цели деятельности всё равно будут достигнуты, поскольку, как показывает история, их недостижение практически невозможно. В свою очередь, такие упрощения и отступления вряд ли допустимы там, где на право в массе своей смотрят не как на то, что нужно соблюдать в личных и общих интересах, а как на то, что желательно обходить. При этом желание обойти его вызвано не тем, что действующее в государстве право неадекватно существующим общественным отношениям, а из-за укоренившегося в сознании правового нигилизма, соседствующего порой с абсолютно наплевательским отношением индивидов и их общностей к чьим-либо, кроме своих собственных, интересам.

99

Речь идет в первую очередь о странах, признающих действие на своей территории Всеобщей декларации прав человека, а также ратифицировавших Международный пакт о гражданских и политических правах.

100

«Следует согласиться с авторами, считающими, что он „занимает центральное положение в праве государств… представляет собой главный общий принцип права демократических государств и обладает абсолютной императивной силой. Ни один закон не может ему противоречить… Все это вносит изменения в концепцию международного права. В прошлом оно было полностью изолировано от того, что происходило внутри государств, где власти зачастую совершали массовые преступления против своего народа“». Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник для студентов юрид. фак. и вузов / 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005; см. также: Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред.: проф. Г.В. Игнатенко и проф. О.И. Тиунов. М., 1999. Заметим, что абсолютное большинство принципов международного права призвано регулировать отношения государств между собой, исключением является лишь обсуждаемый принцип, а также принцип равноправия и самоопределения народов, адресатами которых являются как государства, так и конкретные лица, а также их группы и народы.

101

В частности, в ст. 5 Международного пакта о гражданских и политических правах (принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) сказано, что «ничто в настоящем Пакте не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, признанных в настоящем Пакте, или на ограничение их в большей мере, чем предусматривается в настоящем Пакте. Никакое ограничение или умаление каких бы то ни было основных прав человека, признаваемых или существующих в каком-либо участвующем в настоящем Пакте государстве в силу закона, конвенций, правил или обычаев, не допускается под тем предлогом, что в настоящем Пакте не признаются такие права или что в нем они признаются в меньшем объеме».

102

См.: Лукашук И.И. Международное право. Общая часть.

103

См.: Ромашев Ю. С. Общие принципы права в системе международного права // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 3. С. 148–174; Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2003; Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов и факультетов / Под ред. С.С. Алексеева. 3-е изд. М., 2005.

104

Некоторые принципообразующие решения ЕСПЧ см.: Европейский суд по правам человека: Избранные решения: В 2 т. / [редкол.: В.А. Туманов и др.]. М., 2000.

105

См.: Баглай М. В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998. С. 414–415.

106

См. об этом, в частности: Конституция Российской Федерации: проблемный комментарий / Под ред. В.А. Четвернина. М., 1997; Конституция Российской Федерации: комментарий / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994; Баглай М.В., Туманов В.А. Указ. соч. С. 407–408; см. также: Арутюнян Г.Г., Баглай М.В. Конституционное право: энциклопедический словарь. М., 2006; Понкин И.В. Современное светское государство: конституционно-правовое исследование: Автореф. дисс… д-ра юрид. наук. М., 2004.

107

Понуждение же к исполнению таких предписаний и ответственность за неподчинение им происходит не с помощью силы, а иными методами, и основано в первую очередь на том значении, которое для индивида играет его принадлежность к соответствующей религиозной общине. Например, подчинение религиозным предписаниям может быть вызвано угрозой исключения из церковного союза и т. д.

О том, что в рамках церковного союза нельзя говорить о том принуждении, которое присуще государству, писали очень многие ученые. См., напр.: Цыпин В.А. Церковное право. М., 1996; Из лекций по церковному праву ординарного профессора Московского университета Н.К. Соколова. Вып. I: Введение в церковное право. М., 1874; и др. Понятно также, что те способы, которыми лицо понуждается к исполнению религиозных норм, не могут противоречить нормам светского права. Более подробно см.: Tumanov D. On Secularism in Russia and Public Interests // Quaderni di diritto e politica ecclesiastica (ISSN 1122–0392). Fascicolo, 2018. № 1.

На страницу:
18 из 24