Полная версия
Защита общественных интересов в гражданском судопроизводстве
Далее заметим, что в ходе развития права возникновение таких явлений, как правоспособность и субъективные права, имело очевидный практический смысл. Потребность в них есть тогда, когда наиболее полноценная реализация интереса происходит посредством конструкции правоотношения, субъекты которого, как правило, определены, и более того, понятно, кто и в какой мере может (субъективное право) и (или) должен (субъективная обязанность) действовать. Исключение составляют абсолютные правоотношения, в которых конкретно определяемой является лишь одна из сторон[401].
Однако в ряде случаев учитываемые правом интересы могут реализоваться и вне участия их носителей в конкретных правоотношениях. А иной раз вообще нет никакой практической целесообразности в признании за носителями интересов правоспособности. Ведь даже если ее за ними признать, а следовательно, допустить их участие в правоотношении, то в реальности они будут абсолютно неспособны ни осуществлять права, ни исполнять обязанности. Реализация их интереса в таких случаях происходит не через вступление в правоотношение и, соответственно, конструкцию субъективного права, а при условии невоспрепятствования ей. В свою очередь, объективное право может дозволять такую реализацию и воспрещать любым субъектам ей препятствовать[402].
Носителем подобного рода интересов может быть, в частности, общество. Понятно, что в признании за ним самостоятельной правоспособности в нашем понимании нет никакой необходимости. Удовлетворение же его интересов по большей мере происходит и вне конструкции правоотношения. Однако по той причине, что в ряде случаев для реализации его интересов без конструкции конкретных правоотношений все же не обойтись, а оно само весьма аморфно (во всяком случае, для его конкретизации в качестве наделенного правом или обязанного лица), создаются самостоятельные юридические личности, которые и вступают в конкретные правоотношения с целью обеспечения общественных интересов, например, заключают договоры для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. В некоторых случаях при защите интереса исполнение решения происходит не буквально в пользу носителя интереса, а в пользу другого – конкретного правоспособного лица, которое тем не менее в дальнейшем обязано потратить полученное на обеспечение (восстановление) изначально попранного интереса. Так, например, при удовлетворении иска о взыскании компенсации за причинение вреда окружающей среде платежи зачисляются в бюджет соответствующего публичного образования, однако последнее обязано совершать действия по восстановлению среды.
Безусловно, разнообразные интересы реализуются и через правовые свободы. Однако происходит это вне достаточно жестких рамок субъективных прав. Субъективное право – это всегда мера возможного поведения, т. е. заранее определенный объективным правом объем допустимой реализации и удовлетворения интересов, в то время как свобода – это зона действия, в которой практически нет никаких ограничений. Это пространство «без» государства и его права, и именно в его рамках реализуются соответствующие интересы отдельных лиц и общества. Границы же свободы (которые так или иначе существуют) определяются лишь основополагающими общественными интересами и свободами других лиц.
Из всего сказанного можно сделать простой вывод: такие правовые явления, как субъективные права и свободы, служат реализации интересов, следовательно, при их защите ее получают и соответствующие интересы[403]. Однако сказанное не исключает, что правовые и законные (охраняемые законом интересы) могут выступать в качестве самостоятельных объектов защиты.
3.1.2. Интерес – сложное явление. Даже в правовой сфере существует множество подходов к его сущности[404].
Разные ученые под интересами понимали потребности[405], выгоды[406], блага[407], стремление ими пользоваться[408], возможности[409], дозволенности[410]. Сразу заметим, что известная сложность в выборе наиболее точного подхода к интересу заключается в том, что многие из перечисленных понятий сами по себе неоднозначны. Кроме того, собственно интерес нередко проявляется очень по-разному, что предопределяет те или иные трудности в изучении его сущности. Полагаем, что наиболее близок к реальности подход к интересу как к определенного рода потребности. Отсюда правовыми и законными можно считать интересы, которым нужна правовая охрана, поскольку без нее их реализация может быть затруднена или даже невозможна. Этот подход можно считать универсальным для всевозможных случаев взаимодействия интересов и права, поскольку он вполне адекватен как проблематике насущного и должного правового регулирования (мере учета интересов позитивным правом, его соответствия существующим интересам), так и рассмотрению интереса как объекта правовой охраны и защиты.
Очевидно, что объектом охраны в прямом смысле слова не может выступать само благо, которое служит лишь способом реализации и удовлетворения интересов. Например, ребенок имеет различного рода потребности, для удовлетворения которых нужны определенные материальные затраты. Закон формализует и охраняет такие интересы в виде права несовершеннолетнего на получение содержания от родителей. В свою очередь, само содержание в таком случае является благом, которым удовлетворяются интересы. Защита же выраженному в субъективном праве интересу предоставляется путем понуждения родителей к исполнению обязанности по содержанию ребенка, т. е. к предоставлению блага.
Охраняемость и возможность защиты именно потребности – нужды – очевидна, даже когда в законе говорится не о них, а об охране, сохранении, защите определенных благ: объектов культурного наследия, окружающей среды и др.[411] Сама охрана и защита таких объектов всегда выводится из того значения (ценности), которые они представляют как для отдельных лиц, так и народа, а также человечества в целом. При этом, как известно, «значимость объекта – это запечатление в нем потребностей человека»[412]. Значимость, ценность чего-либо определяется силой потребности кого-либо в этом. Соответственно, «как бы» защита объекта (блага) в действительности направлена не на что иное, как на обеспечение удовлетворения потребности в нем. Ведь не будь потребности – нельзя было бы говорить и о ценности, значимости некоего объекта, он в таком случае не был бы благом, соответственно, отсутствовал бы и смысл в его охране и защите (для чего его защищать, если он никому не нужен?). Следовательно, обеспечение сохранения блага в действительности обеспечивает реализацию и удовлетворение того интереса, который в нем заключен.
Собственно, все сказанное против понимания интереса в качестве блага в целом можно применить и для объяснения, почему интерес не стоит считать выгодой. Сама выгода – польза[413]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
В широком его понимании, включающем гражданский и арбитражный процессы, а также административное судопроизводство. Подобный подход к гражданскому судопроизводству поддерживают многие авторитетные специалисты. Авторское обоснование этому см.: Гражданское процессуальное право России: Учебник для вузов / Под ред. С.Ф. Афанасьева. М., 2013 (авт. гл. 1 «Отрасль гражданского процессуального права» – Д.А. Туманов).
2
При работе над монографией были использованы СПС «КонсультантПлюс» и «Гарант».
3
Аристотель. Никомахова этика [Библиотека Максима Мошкова]. URL: http://www.lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/nikomah.txt.
4
Человек // Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 1-е изд. М., 1991.
5
Речь тут идет о многом: о том, что конкретная общественная среда влияет на формирование личности; о том, что человек, как правило, не может существовать вне общества; о том, что оторванные от общества в самом раннем возрасте и проведшие среди животных несколько лет свой жизни «одичавшие дети», или «дети-Маугли», практически не могут освоить человеческую речь, общаться с другими людьми, т. е. не совсем люди в социальном смысле слова, не совсем часть человеческого общества. Однако в данном случае речь идет и о том, что даже сформировавшийся «социальный» человек неодинаков, когда он в обществе и вне него.
6
См., напр.: Бергер п. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива / Пер. с англ. О.А. Оберемко. М., 1996; Кравченко А.И. Социология: Учебник. М., 2012; и другие работы социологов.
7
См.: Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. 1. М., 1910; Он же. Социология: лекции. 2-е изд. М., 2011. Ф.Г. Гиддингс считал, что общество – это сознание рода и вызванное им чувство симпатии. См.: Гиддингс Ф.Г. Основание социологии. Киев; Харьков, 1898.
8
Бергер п. Указ. соч.
9
См.: Смелзер Н. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. изд. на рус. яз. и авт. предисл. В.А. Ядов. М., 1994; Израитель В.Я. Проблемы формационного анализа общественного развития. Горький, 1975. Подробно теории общества описаны и проанализированы, например Дж. Тернером. Тернер Дж. Структура социологической теории / Пер. с англ.; общ. ред. и вст. ст. д-ра филол. наук Г.В. Осипова. М., 1985.
10
Спенсер Г. Основания социологии / Пер. с англ. Т. 2. СПб., 1877. С. 498; см. также: Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., сост., послесл. и прим. А.Б. Гофмана. М., 1995.
11
См.: Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. 1. С. 135–152.
12
Примеры этого см.: Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации. М., 2015.
13
До открытия Америки индейцы не знали о существовании европейцев, равно как и последние ничего не знали об индейцах.
14
Глобальное общество // Википедия. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1465498.
15
Термин был введен французским философом Анри Бергсоном. См.: Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. URL: https://royallib.com/book/bergson_anri/dva_istochnika_morali_i_religii.html. Затем получил развитие и наполнение в известной работе Карла Поппера. См.: Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. / Пер. с англ.; под ред. В.Н. Садовского. М., 1992.
16
Терминам «социальные общности» и «группы» даже в специальных социологических исследованиях придается неодинаковое значение. Нередко общность и группу отождествляют, в других случаях социальные группы рассматривают как один из видов социальных общностей. Например, известный польский социолог Ян Щепанский считал, что «социальная общность» – термин с широким объемом, охватывающим все объединения людей, в которых создана и сохраняется, хотя бы в течение очень короткого периода, определенная социальная связь. Под группой же он понимает один из видов социальных общностей, связанных системой отношений, регулируемых институтами, имеющих внутреннюю организацию, обладающих общими ценностями и отделенных от иных социальных общностей определенными принципами обособления. Им подробно описываются и иные виды социальных общностей. См.: Щепанский Я. Элементарные понятия социологии / Общ. ред. и послесл. акад. А.М. Румянцева. М., 1969.
В современной учебной литературе по социологии утверждается, что под социальными общностями понимают «структуры, объединяющие ее членов по признаку их соответствия конкретному критерию, которым может выступать род занятий, профессия, религия, политические взгляды, совместное проживание и др.» Принадлежность к тому или иному типу сообщества влияет на членов сообщества. Например, «состояние территориальной общности, ее стабильность влияет на характер поведения членов данной общности в сфере формальных и неформальных контактов, совместного проведения досуга, иных формах совместной социальной активности». Профессиональные объединения в случае успешного функционирования, кроме решения чисто профессиональных задач их членов, формируют чувство трудовой солидарности, защищают их личные и групповые интересы, обеспечивают им соответствующий социальный статус, поддерживают профессиональный престиж и авторитет, контролируют поведение членов таких групп с позиции профессиональной морали и этики. См. об этом: Социология. Основы общей теории / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. М., 2014. Автору показались интересными также некоторые специальные исследования из области социальной психологии. См., напр.: Почебут Л.Г. Психология социальных общностей (толпа, социум, этнос): Автореф. дисc… докт. психол. наук. СПб., 2003.
17
Эрлих О. Основоположение социологии права / Пер. с нем. М.В. Антонова; под ред. В.Г. Графского, И.Ю. Гревцова. СПб., 2011. С. 116. Из специальных исследований по социальной психологии см.: Иванова Н.Л. Психологическая структура социальной идентичности: Автореф. дисс… докт. психол. наук. Ярославль, 2003.
18
Эрлих О. Указ. соч. 2011. С. 119.
19
В отношении поведения отдельных общностей и их членов имеются многочисленные исследования в области различных наук. См., напр.: Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп / Пер. с англ. М., 1995. Дэвид Майерс отмечает: «„Предрассудки“, „стереотипное мышление“, „расизм“, „сексизм“ – эти термины нередко используются для обозначения одних и те же явлений. Обладающий предрассудком человек может не любить тех, кто отличается от него, и дискриминировать их своими поступками, веря в то, что они опасны и невежественны… Негативные оценки, как показатель предрассудка, могут быть связаны с эмоциональными ассоциациями, потребностью оправдать собственное поведение или негативные убеждения, которые называются стереотипами». Майерс Д. Социальная психология. URL: http://www.nnre.ru/psihologija/socialnaja_psihologija/index.php.
20
Хотя, конечно же, понятно, что эгоизм – это лишь одна из причин. Очень любопытны наблюдения и выводы Зигмунда Фрейда относительно области межгрупповых отношений. Во-первых, он постулировал факт неизбежности, универсальности аутгрупповой враждебности в любом межгрупповом взаимодействии. Во-вторых, он определил функцию этой враждебности, интерпретировав ее как главное средство подержания сплоченности и стабильности группы. Ученый самым тесным и взаимозависимым образом связал аутгрупповую враждебность и внутригрупповую сплоченность. Freud S. Civilization and Its Discontents [First published in 1930] / Translated from the German by James Strachey. Об указанном явлении подробно см.: Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
21
Например, по преданиям африканского народа йоруба, происхождение мира связано с божественным предком первой династии этого народа. См.: Панов Е.Н. Бегство от одиночества. Индивидуальное и коллективное в природе и человеческом обществе. М., 2001. С. 502–503.
22
См., напр.: Зомбарт В. Собр. соч.: В 3 т. Т. 2: Торгаши и герои. СПб., 2008.
23
См.: Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. С. 93–95.
24
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб., 1890–1907: статья «Убийство детей и стариков». URL: http://enc-dic.com/brokgause/Ubistvo-dete-i-starikov-28788.html.
25
Или известно, что в Древнем Риме первоначально чужеземец «рассматривался, в принципе, как враг, hostis, имущество которого могло быть в любой момент захвачено римским гражданином, а сам он обращен в рабство. Со временем такое положение вещей изменилось, при этом во многом из-за того, что полное бесправие чужеземцев рано пришло в противоречие с интересами римского общества, так как препятствовало развитию торговых отношений». Римское частное право / Под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. М., 1999. С. 92.
26
Эгоизм и альтруизм, по мысли выдающегося ученого Эриха Фромма, две основные ориентации характера. См.: Фромм Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. Киев, 1998.
27
Хвостов В.М. Общая теория права. Элементарный очерк. По изд. 1911 г. Э. Фромм считал, что «изменение социального климата, переориентация самой системы ценностей – как хороших, так и плохих – сделает переход от эгоизма к альтруизму не таким уж трудным». Фромм Э. Иметь или быть?
28
Марков А.В. Эволюция кооперации и альтруизма: от бактерии до человека: расширенная версия доклада на IV Международной конференции «Биология: от молекулы до биосферы» (дата обращения: 15.12.2009). URL: http://www.evolbiol.ru/altruism.htm.
29
Довольно интересна посвященная указанным явлениям монография о толерантности и праве Н.А. Медушевского. См.: Медушевский Н.А. Основы толерантности и правовой культуры. М., 2015.
30
Мы отнюдь не утверждаем, что наличие эгоизма непременно вредно, поскольку очевидно, что во многих случаях эгоизм в значительной степени является двигателем прогресса: искусства, экономики, естественных наук, более того, он просто присущ человеческой природе. Мы возражаем лишь против гипертрофированного эгоизма, который, по сути, лежит в основе любых форм ограничения (уничтожения) одними социальными группами других социальных групп.
31
Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. С. 68.
32
См.: Платон. Государство. М., 2016.
33
В частности, в том или ином виде всеобщее счастье в разных моделях предлагали Томас Мор, Томмазо Кампанелла и другие см.: Мор Т. Утопия / Пер. и коммент. А.И. Малеина; предисл. В.П. Волгина, А.И. Малеина. М.; Л., 1935; Кампанелла Т. Город Солнца / Пер. и коммент. Ф. Петровского; с предисл. В. Волгина. М.; Л., 1934.
34
См.: Тайлор Эд. Б. Антропология (введение к изучению человека и цивилизации). СПб., 1898. URL: https://znanium.com/read?id=126949. От себя заметим, что в первобытном обществе понимание интереса отдельной личности практически не было развито. Таким интересам либо не придавалось самостоятельного значения, либо их нарушение считалось нарушением интересов всего сообщества.
35
См.: Килдей А.-М. Травма, вред и унижение: реакция общины на девиантное поведение в Шотландии раннего Нового времени // Вина и позор в контексте становления современных европейских государств (XVI–XX вв.): Сборник статей / Под ред. М.Г. Муравьева. СПб., 2011. С. 137–138.
36
Кант И. К вечному миру. М., 2019. URL: https://iknigi.net/avtor-immanuil-kant/175827-k-vechnomu-miru-immanuil-kant/read/page-11.html.
37
URL: http://lenta.ru/news/2015/08/31/palmyra/.
38
О соотношении права и морали и о том, какой подход точнее соответствует общественным интересам в том их понимании, который предложен нами, см. далее.
39
Гредескул Н. Лекции по общей теории права. СПб., 1909. С. 50.
40
См.: Санфилиппо ч. Курс Римского частного права: Учебник / Пер. с ит. И.И. Миханькова; под общ. ред. Д.В. Дождева. М., 2008. С. 33. Однако, как известно, в истории общественной мысли, в сменявших друг друга влиятельных идеологиях можно, если упростить схему, выделить два основных контрастирующих подхода к праву. «Один из них – признание права важнейшей социальной ценностью, одним из основных (если не главным) фактором организации и развития общества. Для другого подхода, наоборот, характерно открыто отрицательное, скептическое или безразличное отношение к праву, неверие в его социальный потенциал, т. е. то, что обобщенно называют юридическим нигилизмом». См.: Туманов В.А. Учение о праве // Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 1999. С. 177. Право наряду с государством критиковали, отрицали и презирали анархисты. См., напр.: Прудон П. Политические противоречия. М., 2011; Бакунин М.А. Государственность и анархия // Философия. Социология. Политика. М., 1989, а также известные писатели, философы, например Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев и А.И. Солженицын.
41
Об этом подробно и обоснованно писал известный исследователь нигилизма В.А. Туманов. См.: Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. № 8. С. 52–58; Он же. О правовом нигилизме // Советское государство и право. 1989. № 10. С. 20–27; Он же. Еще раз о правопонимании (статья не была опубликована) // Туманов В.А. Избранное. М., 2010.
42
Кант И. Метафизика нравов: В 2 ч. 1797 // Сочинения: В 6 т. Т. 4: Анализ правовых воззрений И. Канта был предпринят С.С. Алексеевым. М., 1965 (Философ. наследие). См.: Алексеев С.С. Самое святое, что есть у Бога на земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. М., 2015.
43
См.: Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.
44
Отношение к праву разных мыслителей, как правило, подробно рассматривается в учебной литературе, посвященной истории политических и правовых учений. См., напр.: История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. О.В. Мартышина. М., 2006; История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. М., 1997; Гольденвейзер А.Д. В защиту права: статьи и речи. Нью-Йорк, 1952; Рейснер М. Право. Наше право. Чужое право. Общее право. Л.; М., 1925.
45
См.: Туманов В.А. Учение о праве. С. 177.
46
См.: Рейснер М. Указ. соч.
47
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 2001.
48
Тайлор Эд. Б. Антропология (Введение к изучению человека и цивилизации). СПб., 1898. URL: https://znanium.com/read?id=126949.
49
Там же.
50
См. об этом: Тайлор Эд. Б. Антропология; примеры обычаев см.: Захарова М.В. Правовой обычай (общетеоретические основы) / Под ред. Т.Н. Радько. М., 2006. С. 96–119.
51
Cм.: Тайлор Эд. Б. Антропология; Ольдерогге Д.А. Эпигамия: Избр. ст. М., 1983.
52
См.: Морган Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации / Пер. с англ.; под ред. М.О. Косвена; предисл. Я.П. Алькора. Л., 1934. URL: https://arheologija.ru/morgan-drevnee-obshhestvo/.
53
См.: Тайлор Эд. Б. Антропология.
54
Cм.: Морган Л.Г. Древнее общество.
55
См., об этом, напр.: Черных Е. П., Венгеров А.Б. Структура нормативной системы в древних обществах // От доклассовых обществ к раннеклассовым. М., 1987.
56
Ничто лучше, чем уголовное право, не отражает господствовавшие в обществе в разные эпохи представления о том, что такое общественный интерес. Это связанно с тем, что уголовно наказуемыми деяниями исконно признаются те, которые напрямую на такой интерес посягают.
Генрих Оппенгеймер писал, что к преступлениям, в первую очередь караемым в примитивных обществах, относились измена, чародейство, святотатство и пр. Наказание за измену допускает несколько объяснений – это одно из тех преступлений, гибельность которого для общины сразу чувствуется. Тот, кто примыкает к врагам, сам становится врагом, и именно так с ним обращаются. Святотатство состояло в учинении таких действий, которые могли затронуть материальное благосостояние сверхъестественных существ, перед которыми испытывало страх всё племя.
Первобытное наказание назначается или для того, чтобы устранить пятно нечестия с общества или чтобы предотвратить месть со стороны сверхъестественных существ.
Лишь постепенно в результате длительных эволюционных процессов в обществе «воздающее правосудие нисходит с воздушных высот и начинает принимать во внимание обиды, наносимые отдельным гражданам… Медленно и болезненно уголовное право начинает устанавливать кары за посягательство на жизнь». Однако сначала лишь за жизни лиц, особенно священных, и существенно позже – обыкновенных людей, но при наличии особых условий. И только с достижением высокого культурного уровня кара устанавливается за посягательство на жизнь любого человека. См.: Оппенгеймер Г. Историческое исследование о происхождении наказания / Пер. с англ.; [Репр.] М., 2011.