Полная версия
От демки до концерта: Как стать популярным музыкантом
Слишком много басов. Например, в хип-хопе обычно бас очень любят. Он должен давать треку энергию, поэтому естественное желание артиста – выкрутить бас на максимум. Но часто это делают при слабом мониторинге, где просто не слышно всех нюансов. Условно, в колонках все ок, но вот трек включили на больших клубных мониторах – и там все поехало, люди в шоке.
Попытка сделать каждый инструмент звучащим идеально. Условно: солируем гитару и сводим так, чтобы она звучала супер – жирно, красиво, с деталями. Потом делаем то же самое с вокалом, ударными, прочим. Но когда доходит до наложения, начинаются проблемы. Финальный микс получается неразборчивым, грязным. В хорошем миксе важна гармония. Например, отдельно ваша гитара может звучать неполноценно и урезанно, но в правильном миксе она будет давать приятный перебор по краям. Это может стать фишкой трека.
Нужно учитывать, что у каждого жанра свои особенности в сведении. Например, в классическом R'n'B кристально чистый и сухой звук, мало инструментов, не очень много пространства. А у каких-нибудь Nirvana правила другие: там инструменты как будто занимают больше места, у них широкий частотный диапазон, стена звука, широкое звучание.
В разные времена есть мода на определенную обработку. В музыке 80-х много реверберации: почти везде был объемный, «выпуклый» звук. Помните, мы говорили: если сейчас так свести, будет звучать как-то не так. Сейчас наоборот – тренд на звук посуше. Хорошие инженеры по сведению знают эти особенности и обязательно их учитывают. Поэтому и не стоит пропускать этот этап. Тут все как мы говорили про тренды: во внимание принимать стоит, но не зацикливаться, добавлять свое.
Кому поручить сведениеАртисты редко сводят треки сами. Из наших знакомых так делает только один музыкант – и то потому, что у него в этом большой опыт. Из всех этапов в производстве трека сведение требует больше всего опыта и знаний: нужно разбираться во множестве технических нюансов. Например, нужно знать, каким должно быть оформленное акустически правильно помещение. Это необходимо, чтобы слышать меньше отраженного звука и лучше понимать, что же у вас в треке происходит. Нужно слышать частотные конфликты, понимать и чувствовать баланс громкостей, хорошо владеть всеми инструментами вроде компрессоров, эквалайзеров, ревербераторов и знать их особенности. Только настоящие профессионалы хорошо ориентируются в тонкостях обработки звука: вот это подойдет для гитары в этом миксе, а это – для барабанов.
Научиться писать аранжировки можно за полгода, если очень постараться. Классными аранжировщиками бывают и подростки. Для качественного сведения нужен гораздо больший опыт, даже если инженер сведения очень талантливый. Конечно, и тут могут быть исключения, но в любом случае сведение – это этап, за который не возьмешься без подготовки и практики.
Если аранжировку можно написать дома, сводить нужно в правильных акустических условиях. Хотя инженер сведения сидит за компьютером, пространство все равно нужно подготовить. Как правило, в комнатах стены обработаны: нужны конструкции, которые поглощают звук. Подробно объяснять не будем: суть в том, что без специальной подготовки сведение не сделаешь.
Почти все инженеры по сведению работают с фиксированной оплатой: за трек либо почасовая. У начинающего можно и за 2 тысячи свести, конечно, но в среднем хорошего инженера по сведению можно найти за 20–30 тысяч рублей.
Мастеринг
Когда машину моют, в конце ее еще и полируют, чтобы блестела. Так и с треком: вы уже всё записали и свели, осталось только подшлифовать. Это и есть последний этап – мастеринг. Может показаться, что это уж точно необязательно. Ну как вам сказать: мы не раз видели треки до мастеринга и после. Артисты сами замечают, что стало чище, прозрачнее, громче. Прямо понимаешь: ага, теперь ближе к той коммерческой музыке, которую слышишь по радио. Поэтому расскажем и о мастеринге: что нужно сделать на этом этапе.
Максимизировать громкость трека. Вот представьте: кто-то включает плейлист в Spotify на домашней колонке. Первая и вторая песни звучат одинаково громко. А третья чуть тише. Слушатель даже не поймет, что дело в громкости: просто песня как-то не заходит. Хотя на самом деле она не хуже остальных – а может, даже и лучше.
Исправить незначительные ошибки сведения. Условно, мы сводили на плюс-минус хорошей аппаратуре. Мониторы нормальные, но не самые лучшие. И получилось так, что низкие частоты на тех мониторах казались тише, чем они есть на самом деле. Как правило, это не очень большие отклонения, но на звук они влияют. Задача мастеринга – устранить все эти досадные недочеты.
Можно ли обойтись без этого этапа? Да, но радость экономии будет недолгой: небезупречный звук никому не идет в плюс. Вы сводите трек в определенных акустических условиях. У вас конкретное оборудование, студия. А люди будут слушать не в студии, а вообще непонятно где. Кто-то включит в наушниках в самолете, где на фоне что-то гудит. Кто-то будет слушать в клубе, где на фоне смеются пьяные студенты. Если в сведении что-то запороли, это обязательно выплывет. Без мастеринга ни о какой уверенности в том, что при любых условиях ваша музыка будет звучать хорошо, речи быть не может.
Совмещать сведение и мастеринг могут только опытные студии или звукорежиссеры. Логично, что топовые артисты работают с топовыми аранжировщиками, звукорежиссерами, настолько опытными и крутыми, что мастеринг не требуется: артисту сразу присылают финальные версии треков. Это исключительные случаи, когда над обработкой музыки работают гуру на классной аппаратуре. Если у вас все именно так – это здорово, но если нет и свои треки вы как-то сводили сами, им совершенно точно необходим мастеринг как завершающий этап.
Не нужно возлагать на мастеринг слишком большие надежды. Бывает, музыкант делает сведение тяп-ляп. И думает, что если отправит это на мастеринг в крутую студию, то там ему сделают конфетку. Но так не бывает. Сведение – критически важный этап для качества. Даже слабенький трек можно свести так, что с точки зрения коммерции он будет классно звучать. А вот если сведение хиленькое, мастеринг не вывезет. Никакой полировкой «жигули» до «Порше» не дотянешь.
Часто артисты посылают свои треки зарубежным студиям, стараясь докрутить финально у классного специалиста. У нас как-то мастеринг делали на Abbey Road Studios – студии, где записывались The Beatles. Мастеринг по сравнению с другими этапами стоит не сумасшедших денег. Поэтому и можно отправить куда-то за границу: это будет стоить от 200 долларов. К тому же сам процесс получается не сильно протяженным по времени: мастеринг одного трека занимает у профессионала час-два.
Теперь вы знаете, где чаще всего недорабатывают начинающие музыканты, если говорить именно о технике и чистоте. Пора переходить к релизам: когда всё чистенько, можно и выпускать.
не просто выложить трек, но и поставить в лучший плейлист
Глава 3
Лейблы и дистрибьюторы
Вот у вас готов трек: вы его записали, свели, отдали на мастеринг. Все готово. Теперь песню предстоит донести до слушателей. Первым делом нужно сделать так, чтобы она оказалась в музыкальных сервисах, иначе где людям слушать трек. И желательно, чтобы трек еще и попадался там людям на глаза. Представьте: заходит человек с утра в «Яндекс Музыку», а там в плейлисте «Громкие новинки месяца» ваша песня. Человек ее послушал, лайкнул, рассказал про вас другу: тот тоже решил послушать. Зашел в «VK Музыку» и нашел вас по имени. Вот чтобы это всё могло произойти – один увидел в классном плейлисте, другой зашел в сервис и нашел вас, – нужна дистрибуция.
Дистрибуция – устоявшийся термин в музыкальном бизнесе. Раньше это означало «Привезти пластинки в магазины, чтобы люди могли их купить». Сейчас – «Сделать так, чтобы трек появился на музыкальных платформах». И в идеале не просто возник в глубинах каталога, а стал заметным, чтобы люди видели его в плейлистах, подборках, рекомендациях.
Два понятия, которые появляются на этапе дистрибуции, – дистрибьютор и лейбл. В этой главе мы посмотрим, в чем разница и чем каждый из них помогает артисту, а также разберем тонкости работы с ними.
Дистрибьютор – это компания, которая загружает треки на платформы: «Яндекс Музыка», Apple Music, «VK Музыка» и другие. Теоретически можно самостоятельно приходить к каждой площадке и договариваться, но это сумасшествие. Платформ слишком много, они не любят работать с артистами напрямую, у всех свои правила. Известных стриминговых сервисов – пять-шесть, но есть еще много не таких популярных: Deezer, Amazon Music, Boomplay, Beatport. Их тоже кто-то использует, и артисты получают деньги с прослушиваний. Даже в TikTok загружают треки как на отдельную платформу. Так что затащить треки на площадки реально только через дистрибьютора.
Можно сказать, что дистрибьютор – это такой технический менеджер. Вы даете ему трек, а он делает так, чтобы песня оказалась на разных платформах. Иногда дистрибьюторов еще называют агрегаторами: это абсолютно одно и то же.
Лейбл в первую очередь занимается продвижением. Например, может попросить, чтобы «Яндекс Музыка» поставила ваш трек в плейлист с горячими новинками. Иногда у лейблов есть свои плейлисты на площадках: их слушает лояльная аудитория – люди, которые знают, что их любимый лейбл ерунды не выпустит. Часто лейблы помогают с продвижением и вне музыкальных платформ: договариваются с блогерами о рекламе, выбивают треку место на радио. Конечно, все это не бесплатно: чаще всего лейбл берет процент с прибыли.
Дистрибьютор – это только загрузка треков на платформы, а лейбл – еще и продвижение. Если вы обратитесь к лейблу напрямую, к агрегатору идти уже не придется. У крупного лейбла точно есть связи с площадками или партнер-дистрибьютор, который берет загрузку на себя. К примеру, у Warner Bros., Sony, Universal Music и других крупных лейблов есть договоры с Apple: они могут напрямую отгружать туда материал. У лейблов поменьше нет прямого доступа к площадкам, но есть свой дистрибьютор на подхвате.
С кем работать – с лейблом или дистрибьютором?Тонкости и условия работы с лейблами и дистрибьюторами мы опишем дальше. Сейчас попробуем вместе с вами разобраться, к кому из них стоит идти.
По сути, у вас есть два варианта. Если вы хотите только загрузить треки, можно просто найти дистрибьютора. Их много: есть платные и бесплатные, открытые и закрытые. Вы отдадите треки дистрибьютору, он загрузит их на кучу музыкальных платформ. Всё, на этом его работа закончилась. Продвигать треки вы будете самостоятельно.
Если же вам хочется получить помощь в продвижении, можно попробовать найти лейбл. С ним дело точно пойдет быстрее, особенно когда дело касается начинающего артиста без опыта в дистрибуции. Артисту сложно работать с дистрибуцией самостоятельно. У лейбла много связей и инструментов, у начинающего артиста такого нет. Например, лейбл хорошо знает музыкальных редакторов, которые составляют плейлисты и подборки: это поможет треку получить дополнительные прослушивания.
Давайте представим, что есть два начинающих артиста без связей и аудитории. Один решил заняться дистрибуцией сам. Второй не пожалел времени, отправил заявки разным лейблам, и ему повезло: крупный лейбл заинтересовался и предложил сотрудничество.
Вот как будет выглядеть процесс дистрибуции для артиста без лейбла и для артиста с лейблом.
Дальше разговор выходит за рамки дистрибуции, но заглянем и туда. Артисты хотят пробиться на радио. Можно сказать, без лейбла шансы почти нулевые: конечно, артист может написать самостоятельно, но, если его имя не на слуху, вероятность попасть в эфир очень маленькая. Для крупного лейбла это вопрос пары звонков. Тут часто всё решают неформальные связи. Менеджер лейбла может написать своему знакомому с радио чуть ли не так: «Есть классный трек, поставите? Кстати, мы ужинать идем, присоединяйтесь».
Представим, что у обоих артистов есть работа помимо музыки: им же надо как-то зарабатывать на жизнь. Первый артист пишет треки по вечерам, выдыхается и устает. Времени на контент у него нет: ему хотя бы следующий трек дописать. Второму артисту повезло – он так понравился лейблу, что тот дает ему аванс: «Держи, ни о чем не думай, только пиши музыку, пожалуйста». Конечно, это еще не прибыль от треков: аванс нужно еще отбить, вернуть деньги лейблу. Но все равно можно сосредоточиться на музыке и не переживать, что нечем будет платить за квартиру.
Конечно, все описанное выше очень приблизительно, но разница понятна. По нашим наблюдениям, чем опытнее артист, тем вероятнее, что он будет работать с лейблом. Если зайдете в любой стриминговый сервис и посмотрите релиз даже того артиста, который кажется независимым, там наверняка будет указан лейбл.
Сперва людям страшно, что их обманут, поэтому они все делают сами: отгружают музыку, продвигают треки, следят за статистикой. Но постепенно устают, набивают шишки, теряют деньги. И приходят к лейблу. Другое дело, что к хорошему лейблу не так просто попасть, а еще нужно внимательно читать договор.
Вывод такой: если вы начинающий артист, можно хотя бы попробовать получить поддержку лейбла. Если не вышло – ну что ж, можно начать с дистрибьютора.
Лейблы: тонкости работы
Допустим, артист решил попробовать работать с лейблом. Расскажем, на что тут важно обратить внимание: какие могут быть подводные камни и как читать договор.
Есть два варианта работы. Первая схема – лейбл закрывает все потребности артиста: снимает клипы, организовывает концерты, занимается соцсетями, пиаром и так далее. И при этом получает деньги со всех источников дохода – рекламных контрактов, концертов, стриминга. Можно сказать, лейбл тут как партнер по бизнесу. Это называется «работа на 360 градусов». Так работают Black Star, Gazgolder, Velvet Music.
Вторая схема – лейблы продвигают отдельный контент артиста. Например, какой-то трек или альбом. Зарабатывает лейбл тоже только на этом контенте: скажем, берет процент со стриминга при продвижении альбома. Например, так работает «Монолит Рекордс». Лейблы могут совмещать эти схемы: с какими-то артистами работать по релизам, а с какими-то – по всем фронтам. Например, так делают Zion Music или «Первое музыкальное». Мы, UpSound, тоже работаем в таком формате.
Как попасть на лейблОчевидных или волшебных путей нет. Лучше всего зайти через знакомых. Например, у артиста есть знакомый менеджер лейбла: он может показать демку или отправить заявку от своего имени на почту.
Еще вариант – записать совместный трек с артистами лейбла. Иногда это проще, чем попасть на лейбл напрямую. Когда у вас есть рекомендация от проверенного человека, вероятность, что ваш трек послушают, возрастает. Кроме того, лейбл будет продвигать этот трек – значит, послушает его не раз.
Можно найти почту лейбла и отправить свое демо. Иногда артисты думают, что почту никто не читает. Это не так: читают. Конечно, письмо может улететь в спам, затеряться в потоке сообщений или у менеджера будет плохое настроение. Но этот способ рабочий. Если ваш материал хорош, пробиться вполне вероятно.
Если вы начинающий артист, мы советуем написать всем лейблам, которые работают с вашим жанром. Если у вас поп-музыка, бессмысленно обращаться к лейблу, который выпускает джаз или техно.
Теперь о том, как именно писать. Иногда артисту кажется, что чем красочнее он расскажет лейблу про свою жизнь и любовь к музыке и чем больше материала приложит, тем лучше. На самом деле не совсем так. Попробуйте посмотреть на себя глазами лейбла. Он ищет артистов, на которых можно заработать. Поэтому у письма одна цель – показать, что вы перспективный артист. Используйте две составляющие: классный материал и доказательства, что вы интересны людям. Если про артиста никто не слышал, но трек гениальный, лейбл заинтересуется. И наоборот – если песня средненькая, но пишет артист уровня Дани Милохина, это тоже интересно.
Короче, вам нужно написать кратко, емко, с убедительными доказательствами – и так, чтобы с вашим материалом было удобно познакомиться. Мы тоже работаем как лейбл: когда нам присылают материалы, мы видим в письмах одни и те же недочеты. Расскажем, как их избежать.
Не пишите, что вы начинающий артист. Это звучит так, как будто вы просите себе скидку. Кажется, что менеджер прочитает и подумает: «Если он такие треки пишет, как начинающий, что же будет, когда он станет опытным». Никто так не думает. Если треки не подходят лейблу, никто не будет делать скидку на то, что у вас мало опыта, и давать вам шанс. Кроме того, треки у начинающих артистов часто не самые профессиональные. Так что у читающего сразу есть предвзятость: раз начинающий, скорее всего, там сырой материал.
Не пишите подробную биографию. Часто артисты описывают весь свой жизненный путь: где они родились, выросли, учились, кем работали, почему занимаются музыкой. Особенно плохо, когда всё пишут без разбивки на абзацы: получается простыня воспоминаний. Может показаться, что подобная информация хорошо раскрывает артиста как личность, но на этапе знакомства с лейблом это лишнее. Во время знакомства за вас говорят ваши треки или то, что у вас уже есть лояльная аудитория. Из биографии можно указать только то, что напрямую связано с музыкой. Например: «Участник рэп-баттлов в интернете: с них и начинался творческий путь. На этом поприще у меня много достижений, но самое примечательное – второе место на крупном баттле Talgar».
Можно упомянуть еще что-то, что может стать преимуществом в музыкальной карьере. Например, что раньше вы были автором песен и написали несколько хитов. Или что вы разбираетесь в производстве клипов и визуальном образе артиста, потому что раньше снимали ролики. Как Илья Найшуллер, который занимается и кино, и музыкой.
Можно указать, что у вас есть лояльная аудитория, если она и правда есть. Например, две песни были в топ-чарте «VK Музыки». Или у вас 10 тысяч подписчиков в социальных сетях. Или что-то из вашей музыки звучало на радио.
Не пытайтесь разжалобить. Бывает, артисты рассказывают в письме печальную историю о том, как им тяжело. Они с детства мечтали стать музыкантами, долго учились, трудились, не спали ночами. И даже бросили работу, но никто не может оценить их творчество, лейбл – единственная надежда. На это тоже никто не купится: из жалости с артистом работать не будут. И вообще такое отталкивает: мало кто любит работать с нытиками.
Не надевайте корону. Бывает, артисты пишут так, как будто они очень важные и занятые: «Вот вам треки, я жду предложений». Мол, у меня нет времени, чтобы с вами общаться, и вам придется за мной побегать. Это выглядит странно: артист написал лейблу первый, но пытается обставить это так, будто сделал одолжение. Высокомерие отталкивает, и, кроме того, создается впечатление, что с такой «звездой» и потом придется непросто. Что интересно, когда общаешься с большими артистами и их менеджерами, такого обычно нет. А вот начинающие частенько так делают.
Не присылайте демки. Иногда артисты отправляют менеджерам лейбла демку и пишут: «…я тут вот накидал, послушайте». У лейбла нет времени, чтобы слушать черновики неизвестных артистов: скорее всего, их даже не будут открывать. Еще частый случай – артист присылает трек с ремаркой: «Мне самому не очень нравится, но вдруг вы оцените». Демки уместно присылать только в случае, если вы автор и хотите продать песню исполнителю. Тогда да, присылать демки – в порядке вещей.
Проследите, чтобы менеджеру не пришлось скачивать треки: это неудобно. Лучше поставить ссылку на площадку, где их можно сразу послушать: например, на SoundCloud или YouTube.
Не присылайте все ваши треки. Иногда артисты прикладывают ссылку на огромный архив: «У меня 15 альбомов, послушайте, вдруг вам что-то понравится». Никто не будет слушать даже один альбом: менеджер лейбла выберет случайный трек или вообще закроет письмо. Поэтому выберите и пришлите несколько лучших треков, два-три. Можно упомянуть, что у вас есть еще материал, но вы пришлете его потом, если лейблу будет интересно.
Лучше не советоваться со всеми подряд, когда выбираете треки для отправки лейблу: доверяйте своему вкусу. Спрашивать знакомых музыкантов с академическим образованием рискованно: чаще всего их утонченный вкус вообще не совпадает с мнением обычных слушателей. Человек с профильным образованием скорее выберет что-то сложное и необычное.
Если можете, лучше посоветуйтесь со знакомыми менеджерами артистов, продюсерами и вообще людьми из музыкальной индустрии. Но помните: никто не может предсказать, какой трек станет хитом, опытные менеджеры лейблов и те ошибаются. Так что присылайте треки, которые вам нравятся, да и все.
Присылайте треки сразу. Особо подозрительные артисты пишут: «Вы сначала подтвердите, что не украдете мою музыку, а потом я пришлю». Или просто: «Добрый день, хотел бы вам показать треки» – и дальше ничего.
Предполагается, что менеджер должен ответить: «Хорошо, показывайте». Так лучше не делать: лейблам приходит много материала каждый день – и на почту, и в социальных сетях. На нашей памяти никто еще не крал треки новых артистов. Тем более вы защищены законом с того момента, когда создали трек. Но об этом мы еще поговорим позже.
Не ставьте в копию несколько лейблов. Иногда одно и то же письмо приходит 20 лейблам. Менеджер открывает письмо, а там еще куча адресатов. Конечно, все понимают, что артисты отправляют треки разным лейблам, но в одном письме это делать невежливо. Это производит нехорошее впечатление, интерес к такому артисту отпадает. Напишите лейблам отдельно: много времени это не займет, а выглядит приличнее.
Оставляйте контакты. Иногда менеджер получает письмо, хочет обсудить с артистом условия, а в письме нет телефона. Если материалы его заинтересуют, он ответит на письмо или найдет контакты в интернете – что-нибудь придумает. Но лучше не усложнять ему работу: пусть все контактные данные будут на виду. Увидел, позвонил, сразу начали обсуждать сотрудничество. И никому не нужно ничего искать.
Рассмотрим на примере начинающей артистки Кати, как выглядят неправильное и правильное письма.
Как не нужно:
Доброго времени суток! Я начинающая артистка, мне всего 20 лет. Я родилась в Сыктывкаре, но вскоре мы с семьей переехали в Краснодар. Я играю на пианино с восьми лет. Я учусь на филолога, но музыкой занимаюсь потому, что это мой способ познавать мир. Для меня музыка – это способ разговаривать со Вселенной, моя особая философия. Я посвящаю свои песни своим страхам и радостям, они основаны на личном опыте, отражают мои внутренние переживания. Моя цель – стать известным артистом и собирать стадионы. Пока что никто не оценил моего творчества, но я очень надеюсь на вас: вы – мой главный шанс. Присылаю вам ссылку на мои два альбома, там в основном демки. Если честно, я думаю, они пока не до конца готовы, но вдруг вам что-то понравится. Жду ваших предложений.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
В книге мы не раз упоминаем сервисы, бренды и компании. Ничто из этого не реклама: это делается исключительно для примера. Все реалии актуальны на момент написания книги, а совпадения случайны.
2
Внесен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.
3
Внесена в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.
4