Полная версия
Dabistan-I-mazahib. Дабистан, или школа верований. Том II
164
Pncakalusani.
165
В персидском тексте есть avdya, audija.
166
Asmta, Ismata, возможно, Ishmata, «желание», от Ish, «желать».
167
Raga, психическая привязанность в целом.
168
В оригинале есть dvysh, davish.
169
В Калькуттском издании читается как abhvishh, абхвеша. Я вынужден заменить это на avive cana и должен отметить, что исходный текст здесь, в его наименованиях и определениях, оказывается более неверным, чем в других местах. Согласно хорошо известному учению Санкхья, препятствиями разума, которые здесь следует указать, являются «заблуждение, тщеславие, страсть, ненависть и страх»; которые по отдельности называются темнотой, иллюзией, крайней иллюзией, мраком и кромешной тьмой (Перевод R.A.S., т. I, с. 33).
170
Vrttayah.
171
Mitrata, дружба.
172
Karuṇa, нежность, жалость.
173
Mada, радость, удовольствие.
174
Upeksa, выносливость, терпение.
175
Это изложение философии Sank’hya может показаться очень неполным в целом и неверным в некоторых приведенных подробностях. Я перечислю основные категории этой философии, которые с небольшими вариациями приняты всеми школами индуистской философии и на которые постоянно ссылаются.
(См. цитируемую работу «Sánk’hyá Kárika», переведенную Коулбруком и прокомментированную профессором Уилсоном, с. 16 – 17, и в других местах.)
176
Ish.
177
Jiva.
178
Abhyasayoga, практика частого и многократного созерцания какого-либо божества или абстрактного духа, многократное воспоминание и т. д.
179
Yogaḥ, среди множества значений имеет значение «религиозное упражнение».
180
Abhyasa, означает, собственно, «постоянное, вечное повторение».
181
Yama, религиозное ограничение или обязательство.
182
Niyama или niyama, любые религиозные обряды, добровольно практикуемые.
183
Asana, сидение в определенной позе, как принято у преданных; перечислено восемьдесят четыре вида.
184
Pranayamah, своеобразное дыхание через ноздри во время мысленного повторения имен или атрибутов какого-либо божества.
185
Pratyaharah, абстракция; бесчувственность; сдерживание органов, чтобы быть безразличным к неприятному или приятному возбуждению.
186
Dharanam, стойкость; удерживая ум собранным, дыхание приостановленным и все естественные потребности сдерживаемыми; устойчивая неподвижная абстракция.
187
Dhyanam, медитация; отражение; мысленное представление личных качеств божества, которому адресовано поклонение.
188
Samadharana, см. дхарана; сама – нечувствительный.
189
Ahiṃsa, непричинение вреда, одна из основных добродетелей большинства индуистских сект.
190
Satyam.
191
Asteyam.
192
Brahmacari, религиозный ученик, аскет определенного класса.
193
Apragraha.
194
Tapasa.
195
Japa, бормотание молитв.
196
Sama.
197
Suaci.
198
Isapuja.
199
См. значение дхараны, взятое из «Словаря» Уилсона, и примечание 6, с. 125.
200
Aloka, Небеса.
201
Gorakhanatha, имя, принятое классом йогов («Словарь» Уилсона, sub voce, natha).
202
Возможно, Macarcika Natha, Мачарчика Натха, «господин совершенства или счастья».
203
Вероятно, Cudankanatha, Chudanka Natha, «повелитель украшения на макушке».
204
Профессор Уилсон (см. его «Очерк о религиозных верованиях индусов», в XVI томе As. Res., с. 1 – 136) перечислил религиозные группы индусов, как они были описаны автором «Шанкара Виджая», вероятно, в VIII веке нашей эры, к которому он добавил перечисление нынешних подразделений этого народа, состоящего из трех больших классов: вайшнавов, шиваистов и шактистов. В «Дабистане» можно найти очень мало названий этих групп, хотя оба произведения в целом сходятся в изложении мнений, обрядов и обычаев различных религиозных групп; очертания их систем, по-видимому, оставались неизменными по крайней мере в течение последней тысячи лет, какие бы изменения ни претерпевали в деталях.
205
Панти происходит от санскритского pantin, пантин, «тот, кто идет дорогой». Этот термин встречается только в слове paripanthin, пари-пантхи, «противник».
206
Согласно «Шахнаме», Афрасиаб после многих сражений уступил удаче Кая Хосрова. Царь Турана сбежал к горе Берда, где спрятался в пещере. Случилось так, что Хум, потомок Феридуна, жил отшельником в той же пустыне: там он услышал ночью жалобный голос, в котором вскоре узнал голос Афрасиаба. Отшельник не погасил мстительную страсть в своей груди; он схватил и связал беглого царя и повел его, чтобы передать в руки Кая Хосрова. На берегу большой реки Хум, охваченный чувством жалости, он ослабил путы своего пленника, который воспользовался этими несколькими мгновениями свободы, чтобы сбежать, и нырнул в воду, где он оставался скрытым, как сказано выше, так что его нельзя было обнаружить. Кай Хосров, тем временем прибыл, чтобы лично забрать великого пленника, Хум посоветовал царю подвергнуть Горшивеза (брата Афрасиаба), который также был пленником в его руках, жестоким пыткам, чтобы стенания страдальца могли вытащить Афрасиаба из воды. Эта уловка удалась, и Афрасиаб был убит мечом Кая Хосрова.
207
Sapta cakrah. В лучших трактатах индуистских философов мы находим перечисление только шести чакр, или «кругов»; это следующие: 1. Муладхара, «место около лобка»; 2. Свадхстана, или «пупочная область»; 3. Манипура, «ямка желудка» или «эпигастрий»; 4. Анахата, «корень носа»; 5. Вишудха, «впадина между лобными пазухами»; 6. Аджначакра, «родничок, или соединение венечного и стреловидного швов». Этим чакрам или подразделениям приписываются различные способности и отношения с божествами и физическими элементами.
208
Muladhara.
209
Manthara, «взбивалка».
210
Nabhicakra
211
Manipura.
212
Kanṭa.
213
Bhuva.
214
Brahmanda, означает «яйцо Брахмы», с которым сравнивается земля и, возможно, как указано выше, голова.
215
Aditya, Pankila, Somana.
216
Эти слова имеют в персидском словаре значение, отличное от того, которое им приписывалось выше, и кажутся техническими терминами, относящимися к учению какой-то секты.
217
Prana, прана, – это дыхание, выдох и вдох. Apana, апана, – метеоризм, крепитация. Помимо этих двух ветров, индусы называют еще три ветра, а именно: Джамана, отрыжка, которая, как предполагается, необходима для пищеварения; Удана, проходящая из горла в голову, это пульсация артерий в голове, шее и висках; Вьяна, распространяющаяся по всему телу; это пульсация остальных поверхностных артерий и периодическая отечность внешних частей тела, указывающая на наличие воздуха в коже (см. «Vedanta Sara», издание Калькутты, с. 9; и «Sankhya Karita», цитируемая работа, с. 105).
218
Japa – это особая мантра, или мистическая формула, используемая тантристами, сущностью которой являются звуки H и S, поэтому она называется ханса-мантрой.
219
Kundali.
220
Maha asana.
221
Sada asana.
222
См. об этом, т. I. c. 80.
223
Danidi, нищий с посохом.
224
Avadhuta.
225
Juṭa.
226
Bhasma, «пепел», bhasmibhuta, «становление пеплом».
227
Sastra, от sasa, «управлять», приказ, приказ, институты религии, науки и т. д.
228
Anta.
229
Вышеупомянутым царем Персии, вероятно, был Аббас, сын шаха Мухаммеда Мирзы. Он начал царствовать в 1585 году, а умер в 1628 году, на 70-м году жизни. Его называли Великим, хотя его характер и жизнь были запятнаны пороками, хоть и слишком обычными для восточных князей. Ему наследовал его внук шах Суфи в 1627 г., умерший в 1641 г.; затем сын последнего, Аббас II, которому еще не исполнилось десяти лет, был провозглашен царем; во время, указанное выше, т.е. в 1643 г., ему было около двенадцати лет, и поэтому он не мог быть царем, которого описал Калин Бхарати, который мог очень легко, но за пятнадцать лет до упомянутой выше даты, увидеть Аббаса Великого, как он говорит, «полных лет».
230
Вероятно, sthataras.
231
Mauninas.
232
Maya Sakti
233
Rajas, «нечистота», согласно интерпретации Коулбрука и Уилсона.
234
Sattvaṃ, «благо».
235
Tamas, «тьма».
236
Согласно «Ваю-Пуране» (глава V), Брахма произошел от Раджаса, Вишну – от Саттвы, а Шива или Махадев – от Тамаса. Согласно «Санкхья карике» (sl. XIII): «Благость (Саттва) считается облегчающей и просвещающей; нечистота (Раджас), сиюминутной и универсальной; темнота (Тамас), тяжелой и обволакивающей. Подобно светильнику, они взаимодействуют ради цели (путем объединения противоположностей)».
237
Jagad amba.
238
Saṭ cakrah. См. перечисленные шесть кругов или областей человеческого тела (с. 131, примечания); здесь наименования трех последних подразделений отличаются от первых.
239
Svadhisthanam.
240
Hrid.
241
Sada.
242
Agni cakra.
243
Bhakta.
244
Agama, практика по священной науке в целом, и в частности по Тантре, или любая практика, проповедующая мистическое поклонение Шиве и шакти.
245
Ilanga, фаллос, или Шива, под этой эмблемой; оно означает также природу, или Пракрити, согласно философии Санкхья, которая рассматривает ее как активную силу в творении.
246
Bhaga
247
Kapala.
248
Balam, «суровость, кровь, сила, могущество».
249
Smasanam, «кладбище».
250
Sakti puja.
251
Kamada, «давать желаемое; исполнение желания».
252
Deva kanayah.
253
Nara meda.
254
Go meda.
255
Asva meda.
256
Kala deyam.