Полная версия
Налоговая история. (Аспирантура, Бакалавриат, Магистратура). Учебное пособие.
Вступление Александра в Вавилон. Художник Шарль Лебрен, 1664 г. Лувр, Париж
Висячие сады Семирамиды – одно из семи чудес света, которое, возможно, располагалось в Вавилоне. Художник неизвестен
Вопросы1. Какое новшество в налоговой сфере ввёл Хаммурапи?
2. Какой статус приобрёл город Вавилон в XIII в. до н. э.?
3. Что такое пошлина? Какими бывают пошлины?
4. Как содержалась армия Древневавилонского царства? Какую роль при этом играли налоги?
5. Какой налоговой привилегии был удостоен Вавилон при касситах?
6. Должен ли был царь в Вавилоне платить десятину?
ЗадачиЕдиницы измерения:
1 мина = 60 сиклей
1. С урожая земледелец должен заплатить налог в размере 6 сиклей с каждой мины ячменя. Какой налог он должен будет заплатить с 48 мин?
2. В первый год правления царя налог составлял 6 сиклей с каждой мины урожая. Каждый следующий год царь повышал налог на 1 сикль. На сколько процентов вырос налог на четвёртый год правления?
3. Земледелец взял у ростовщика две мины серебра для уплаты налога и 10 мешков зерна для посева с обязательством вернуть оба долга зерном через полгода с нового урожая. Годовые ставки по кредитам составляли: 18 % – по денежному долгу и 24 % – в натуральных продуктах. Стоимость одного мешка зерна равна 1/60 мины. Сколько мешков зерна должен будет вернуть земледелец ростовщику?
4. Скотовод со стада из 100 овец уплатил налог по ставке 1/20, после этого на следующий год его стадо удвоилось. Сколько овец он должен будет отдать в качестве налога по той же ставке?
5. Ремесленник плёл из лозы корзины и отдавал в качестве налога каждую десятую. Ежегодно в течение трёх лет он производил на 50 % больше корзин, чем в предыдущем году. Во сколько раз больше корзин он отдаст в качестве налога после третьего года, чем после первого?
Задания1. Выпишите из параграфа все налоговые термины и определения к ним. Найдите современные определения этим терминам.
2. Определите, какие современные государства находятся на территории Вавилонского царства.
3. Прочтите легенды и версии о Вавилонской башне.
4. Прочитайте притчу о пире Валтасара. В чем её смысл?
5. Узнайте о культурном и научном вкладе Вавилона. Что из его наследия дошло до нашего времени?
6. Приведите примеры натуральных и денежных налогов в Вавилонском царстве.
Литература1. Дьяконов И. М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья. Шумер. – М.: Издательство восточной литературы, 1959. – 308 с.
2. Коровкин В. В. Очерки истории государственного хозяйства, государственных финансов и налогообложения в Древнем мире. – М.: Магистр, 2009. – 733 с.
§ 1.3. Древняя Индия
Основные понятия: Земельный кадастр, налоговая ответственность, налоговые льготы, пеня, право кормления, штраф.
ИНДСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Рождение первой цивилизации в долинах рек Инд и Ганг относят к III тысячелетию до н. э.
Хараппская (Индская) цивилизация
Развалины города Мохенджо-Даро (основан около 2600 г. до н. э.)
Самыми ранними источниками информации о Древней Индии являются Веды – сборник священных писаний. Их создание и распространение относят ко II тыс. – V в. до н. э. Этот период в истории Индии называют ведийским.
Древняя Индия (Ведийский период)
Следование ведам накладывало отпечаток и на культуру исполнения налоговых обязательств. Добровольные подношения правителям царств назывались бали, так же как и жертвы богам. Считалось, что таким образом властитель защитит страну от врагов, а боги уберегут народ от засухи и других бедствий.
БУДДИЙСКИЙ ПЕРИОД (V–II ВВ. ДО Н. Э.). Индия стала империей во времена правления династии Нанда (424–321 гг. до н. э.). Её сменила династия Маурьев (317–180 гг. до н. э.).
Древняя Индия (Буддийский период)
В этот период активно строились города (персонажи легенд о Будде – в основном горожане), развивалось земледелие, возводились оросительные сооружения, люди начали применять рассады и выводить сорта растений. Тогда же начался бурный рост численности населения. Античные авторы со времён Геродота предполагали, что индийцы являются самым многочисленным народом на земле.
Голова Будды. Национальный музей Индии
Исторический этап принято называть «буддийским», поскольку, согласно легендам, именно в то время жили Будда и его ученики.
ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ. Советник основателя династии Чандрагупты Маурьи (343–297 гг. до н. э.) брахман Чанакья (другое имя Каутилья, 350–275 гг. до н. э.) составил трактат «Артхашастра», посвящённый управлению государством. В нём были изложены принципы экономической политики и налогообложения в форме наставлений правителю. Позднее были написаны и другие подобные трактаты, в которых обязанность уплачивать налоги государю объяснялась тем, что он управляет страной и защищает её.
Чандрагупта Маурья. Храм Лакшми-Нараян
Согласно альтернативной версии, налоги в Древней Индии выплачивались царю как верховному собственнику земли.
По мнению Чанакьи, царь как глава законодательной и исполнительной власти был обязан не только охранять своих подданных, но и развивать экономику: руководить строительством и обслуживанием оросительных систем, прокладывать дороги, разрабатывать месторождения полезных ископаемых, создавать поселения. Населению колонизированных земель рекомендовалось устанавливать налоговые льготы, чтобы привлечь их на свою сторону.
Чанакья. Индийский писатель, философ, экономист
Главной целью экономической политики государства было пополнение казны за счёт доходов, налоговых сборов и других платежей населения. При этом необходимо было вести учёт доходов и расходов.
В неурожайные годы полагалось снижать размер налога или даже совсем освобождать земледельцев от его уплаты. Также следовало освобождать от налогов местность, разорённую вражескими войсками.
Согласно «Артхашастре», царь был обязан за счёт казны содержать беременных женщин, детей, стариков, больных, убогих и беззащитных.
В древнеиндийских религиозных наставлениях – дхармашастрах – были определены торговые пошлины и размеры налога за царское покровительство. Согласно им земледельцы должны были отдавать 1/6 часть от урожая, а торговцы – такую же долю от стоимости товара.
Почти все дхармашастры содержат призывы к императорам соблюдать умеренность в сборе налогов. По мнению историков, такие призывы, как правило, оставались неуслышанными, что объясняет их повторение.
ЗАКОНЫ МАНУ. «Манавадхармашастра» (или законы Ману) – один из наиболее интересных с точки зрения налогообложения документов.
Законы Ману представлены в форме двустиший на санскрите (литературном языке Древней Индии) и являются сборником из 2685 поучений и рекомендаций для населения.
Ману – общее имя четырнадцати мифических предков человечества, сменяющих друг друга по мере перехода от одной исторической эпохи к другой.
Рыба Матсья спасает семерых мудрецов (саптаришей) и Ману от Великого потопа
Согласно законам Ману, главной задачей царя была охрана подданных. За это он имел право брать налоги, но при этом должен был соблюдать меру. Налог на зерно был установлен в 1/6, 1/8 или 1/12 от урожая.
Для ремёсел и других видов доходов, таких как сбор ягод, лекарственных растений, мёда, производство древесины, масла, мяса и прочих, налог устанавливался в 1/6 часть общего количества товаров.
Царь при необходимости, например во время войны, мог собирать бóльший налог – 1/4 или даже 1/3 от урожая, – и это не считалось грехом. Но если налог повышался без оснований, считалось, что правителя после смерти ждёт наказание в аду.
За преданность и верную службу подданных царю следовало проявлять щедрость, раздавая из полученных налогов дары.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ВАРН. Древнеиндийское общество было разделено на сословия – варны. Принадлежность к конкретной варне определялась при рождении.
Вайшьи. Художник Раманарая-надатта астри
Согласно законам Ману, налоги должны были платить только вайшьи. Высший смысл их существования заключался в обеспечении условий жизни для себя и остальных варн. Необходимость уплаты налогов была предначертана религией и считалась нормой.
Судя по разным источникам, вайшьи в качестве налога отдавали одну четвертую или одну шестую часть своего урожая. Ремесленники должны были отрабатывать на общественных работах несколько дней в месяц, но могли вместо работы заплатить налог деньгами.
Кшатрии занимались сбором налогов и сами их не платили.
Брахманы освобождались от всех налогов и повинностей. Их обязанность заключалась в обучении низших слоёв религиозным обрядам и в их исполнении. Они жили за счёт даров и милостыни, сбором которых занимались ученики. Долгом всего общества, в том числе и царя, было содержание брахманов.
Шудры также не должны были накапливать богатства и платить налоги. Им предписывалось быть на иждивении других варн и обслуживать брахманов.
Если шудр владел имуществом, то вместо выплаты налога он должен был отрабатывать повинность. За общественные работы шудрам полагалось только пропитание.
Брахман-женщина. Художник леди Лоули, 1914 г.
«Царь, даже погибая, пусть не взимает налог со знатока Веды, не должен умереть с голода знаток Веды, живущий в его стране».
Законы Ману.СБОР НАЛОГОВ. Организацией сбора налогов занималось специальное ведомство, следившее за налоговыми поступлениями в казну и контролирующее все доходы и расходы.
Поселения в зависимости от доходности делились на 4 разряда: высокий, средний, нижний и освобождённый от налогов. Последний разряд поставлял продукты, а также солдат и работников для повинностей.
На пять или десять селений выделялся квартальный инспектор, а на каждые сорок домов – один чиновник, который переписывал всех жителей, вёл учёт их доходов и расходов и собирал налоги. Чиновники также вели записи рождений и смертей, земельные кадастры, переписывали имущество и скот.
«Ежегодный налог следует изымать через верных слуг: надо относиться с полным уважением к обычаям, существующим в народе, и поступать с людьми как отец».
Законы МануСпециальные чиновники занимались сбором налогов от различных промыслов (например, производства соли) и таможенных поступлений. Пограничная служба облагала ввозимые товары пошлиной в 1/6 часть их стоимости, но могла снизить её до 1/10 или даже 1/25 доли для товаров первой необходимости.
За определённые заслуги гражданину могло быть дано право кормления, то есть право сбора налогов с нескольких домохозяйств, с общины, деревни или области в личных целях.
От уплаты налогов могли освобождаться целые деревни, которые участвовали в обязательных работах по строительству общественных сооружений.
Тяжесть налогового бремени зависела от власти. При разумных правителях граждане ощущали налоговое давление, однако им хватало средств на проживание. Если же к власти приходил алчный властитель, жителям порой приходилось бросать свои дома и переселяться в другую местность, чтобы скрыться от сборщиков налогов. Протесты против излишне высоких налогов иногда выливались в восстания. В придворных кругах практиковался даже хитрый приём: неугодного чиновника отправляли собирать налоги в неблагополучный район, где его могла растерзать толпа.
НАЛОГИ НА ТОРГОВЛЮ. Чанакья разъяснял основные понятия экономики. Так, стоимость вещи он предлагал определять количеством дней, потраченных на её создание, но при этом цена вещи при продаже могла зависеть от конкуренции между покупателями. Побудительным мотивом для торговли становилась прибыль.
Торговая деятельность строго регламентировалась, устанавливались нормы прибыли и размер налога на торговые операции. Государство должно было не только следить за торговлей, но и устанавливать справедливые цены с учётом реальных расходов и сезонных колебаний. Незаконный доход мог караться штрафом в размере восьмикратной стоимости товара.
Прибыль включалась в стоимость местного товара в размере 5 % его цены, а иностранного – в размере 10 %. Кроме того, торговцы обязаны были платить особые отчисления за продажу золота, серебра и прочих драгоценностей.
При продаже слонов и лошадей выплачивался налог по ставке 50 %, лекарств и алкоголя – 40 %, зерна – 30 %, стекла – 20 %, ремесленных товаров – 10 %, дров – 5 %.
Торговцы раз в четыре месяца платили сбор за проверку весов, а тех, у кого весы были непроверенными, штрафовали.
Правитель должен был защищать торговцев от банкротств. Например, если неких товаров на рынке имелся избыток, должен был издаваться указ о запрете другим купцам продавать аналогичные товары до тех пор, пока торговец не распродаст свой запас.
Запрещался ценовой сговор между продавцами.
Импорт строго регулировался: иностранные купцы регистрировались, товары ставились на учёт, ввоз некоторых из них был запрещён. Экспорт, наоборот, поддерживался, даже если оказывался убыточным.
НАЛОГИ НА ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Ряд занятий облагался налогами. Например, актёры отдавали государству половину своего дохода. Также налоги платили игроки в азартные игры и торговцы алкогольными напитками. Для них вводился ряд дополнительных ограничений, в частности, игорные дома находились под контролем императорских чиновников, а торговать алкоголем разрешалось только в специально отведённых местах.
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ. Официальным сборщикам налогов помогала широкая сеть тайных осведомителей, которые действовали под видом купцов, артистов, священников и др. Существовали конкретные инструкции, как определить реальное финансовое состояние других людей. Осведомители собирали сведения о доходах и расходах налогоплательщиков, их семейном положении, ценах на рынках, о налоговых нарушениях. С другой стороны, они следили за соблюдением законности налоговыми чиновниками.
Нарушителей, кроме материального наказания (уплаты сокрытой от налогов суммы, штрафов и пеней), ждала и религиозная кара: считалось, что неуплата налогов негативно сказывается на их карме. Кармическое наказание казалось верующим индусам даже более серьёзным, чем материальное, поскольку оно влияло на судьбу не только в нынешней, но и в последующих жизнях. Таким образом, религия способствовала высокой эффективности налоговой системы.
Штраф – узаконенное наказание за нарушение. В Древней Индии в качестве штрафа применялись денежные взыскания и отработки, а если приговорённый судом должник не мог оплатить свой долг, то и телесные наказания.
Пеня – денежное взыскание за несвоевременную уплату.
Для земледельцев, утаивших зерно, полагался штраф в восьмикратном размере, для похитителей – в пятидесятикратном, а воров-чужаков казнили.
ПОСЛЕВЕДИЙСКИЙ (КЛАССИЧЕСКИЙ) ПЕРИОД. Последним периодом в истории Древней Индии считается послеведийский, или классический, продлившийся со II в. до н. э. до VII в. н. э.
Государство Гуптов (Послеведийский период)
В III в. страной начала править династия Гуптов, времена которой иногда называют «золотым веком» Индии. Именно тогда были выработаны каноны национальной литературы, живописи, философии и архитектуры.
Система управления при Гуптах была слабо централизованной. Большую роль играли местные советы, которые отвечали за сбор налогов с населения в пользу императора.
К VI–VII вв. империя распалась на множество отдельных государств и была покорена ираноязычными кочевниками – эфталитами. Освобождение от эфталитов не помогло Индии: в Средневековье страна вошла завоёванной мусульманами.
Буддийский храм Махабодхи (Бодх-Гая, построен в 260 г. до н. э., восстановлен в XIX в.)
Вопросы1. Как назывались налоги в Древней Индии?
2. Что такое законы Ману?
3. Какие налоговые льготы практиковались в Древней Индии?
4. Что такое «право кормления»?
5. Как осуществлялся контроль за налогоплательщиками в Древней Индии?
Задачи1. В урожайный год земледелец отдавал царю 1/6 урожая. В год, когда урожай сокращался в два раза, также в два раза уменьшалась доля царя. Во сколько раз уменьшался налог в неурожайный год по сравнению с урожайным?
2. Переведите в проценты ставки налога на зерно, которые предлагались в законах Ману.
3. Во время войны царь повысил налог с 1/6 урожая до 1/4. На сколько процентов увеличилась ставка?
4. Ремесленник должен отдать в качестве налога 1/6 часть произведённых изделий либо отработать на общественных работах 6 дней. Сколько дней он должен отработать после повышения налога до 1/4?
5. На импортный товар торговец добавил прибыль в размере 10 % и заплатил в качестве налога 1/10 от полученной прибыли. Сколько процентов составил налог от стоимости товара?
Задания1. Выпишите из параграфа все налоговые термины и определения к ним. Найдите современные определения этим терминам.
2. Определите, какие касты в Древней Индии платили налоги.
3. Выясните, чем отличаются налоги от штрафов и пеней.
4. Найдите упоминания о налогах в законах Ману.
5. Объясните влияние религии на налоговую систему.
6. Изучите информацию о культурном и научном наследии Древней Индии, найдите в письменных источниках упоминания о налогах.
Литература1. Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура. – М.: Центрполиграф, 2005. – 224 с.
2. Антонова К. А., Бонгард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. История Индии. – М.: Мысль, 1973. – 596 с.
§ 1.4. Древний Китай
Основные понятия: Земельный кадастр, налоговая политика, налоговая справедливость, система кормления.
ПЕРВЫЕ ДИНАСТИИ. Развитие цивилизации на территории Китая началось в бассейне реки Хуанхэ свыше 5000 лет назад. В легендах и мифах встречаются упоминания о временах правления трёх властителей и пяти императоров, после эпохи которых Китаем правила династия Ся (2070–1600 гг. до н. э.). Затем её сменила династия Шан (1600–1046 гг. до н. э.), управлявшая царством Шан-Инь.
Древний Китай
Во главе царства стоял правитель – ван («Сын Неба»), посредник между людьми и верховным божеством, который отвечал перед ним за благополучие своих подданных.
Основу экономики Древнего Китая составляло земледелие. Это занятие считалось наряду с военным искусством самым достойным. Вся земля в стране принадлежала правителю. За пользование землёй крестьянам нужно было платить налог. Во времена династии Ся размер платежа рассчитывался по системе гун исходя из среднего урожая за несколько лет. Независимо от фактически полученного урожая изымалась фиксированная его часть. В неурожайные годы это приводило земледельцев к разорению и голоду.
В царстве Шан-Инь выделяемые для общин земли делились на государственные и семейные наделы. Государственные наделы обрабатывались общиной совместно, и урожай с них поступал в виде налога в казну. Такая система налогообложения называлась чжу.
НАЛОГИ ЦАРСТВА ЧЖОУ. Возникшее после Шан-Инь царство Чжоу (1046—221 гг. до н. э.) просуществовало более восьми веков.
В это время была распространена система кормления – чиновники на местах содержались за счёт общины. Такая система, с одной стороны, поддерживала заинтересованность чиновников в повышении урожайности, а с другой – часто приводила к злоупотреблениям.
На смену общинному устройству пришла патронимия – объединение семей одного рода. Семьи получали и обрабатывали участки в течение трёх лет, затем принудительно менялись ими. Это объяснялось разной урожайностью земель. Считалось несправедливым, что низкоурожайные участки всегда обрабатывают одни, а высокоурожайные – другие. Однако сам процесс передачи земель от одних семей к другим порой приводил к недовольству и волнениям среди жителей.
Обмен участками осуществлялся на основе учёта земельных наделов и их плодородия, что заложило основу для формирования земельного кадастра.
ИДЕИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОНФУЦИЯ. Первые теоретические основы налоговой системы страны были предложены китайским философом Конфуцием (ок. 551–479 гг. до н. э.). Конфуций порицал неразумных правителей, взимавших с земледельцев огромные налоги даже в неурожайные годы, что приводило к голоду и разорению. По-видимому, злоупотребления, свидетелем которых он был, побудили его заняться вопросами налогообложения.
Конфуций. Скульптор Анаджаротти Бхикху, 2017 г. Парк птиц Джуронг, Сингапур
Конфуций одним из первых сформулировал идеи налоговой справедливости и правила налоговой политики, ограничивающие произвол правителей. Философ считал, что должны существовать идеальные нормы правления и налогообложения, а императоры, как «сыны Неба», должны им следовать. При этом народ имел право сместить императора, не следовавшего этим нормам.
По мнению Конфуция, налоги должны ограничиваться десятью процентами дохода каждого человека.
РЕФОРМА ШАН ЯНА. В IV в. до н. э. Шан Ян (Гунсунь Ян, 390–338 гг. до н. э.), правитель области Шан, провёл ряд реформ для укрепления государства. Наибольшее значение он придавал развитию сельского хозяйства, ввёл частную собственность на землю и узаконил её свободную куплю-продажу. Для освоения завоёванных земель колонисты освобождались от налогов на десять лет. Большие семьи, которые совместно обрабатывали земли, принудительно разделялись: семьи родителей и детей платили налог отдельно.
Шан Ян. Дворец Безмятежного долголетия, Пекин
Для каждого хозяйства был установлен фиксированный налог в натуральной форме как доля от полученного урожая.
Для учёта хозяйств проводилась перепись населения. В исторических документах
упоминается тринадцать видов подсчёта численности населения: отдельно считались богатые жители, взрослые мужчины и женщины, военачальники и чиновники, старые и слабые и др. Вёлся также учёт скота и фуража.
После перехода на фиксированный налог удалось отказаться от системы кормления: средства на содержание чиновников стали выделяться из государственной казны.
Была введена круговая порука по соблюдению законности. Население делилось на группы по пять или десять семей. Они должны были следить за соседями и доносить о совершенных преступлениях, в том числе налоговых. Недоносительство каралось смертной казнью, а донос поощрялся.
Шан Ян был сторонником государственной монополии на соль и рудники. Владельцев рудников он считал лентяями, которые не любят земледелие и получают двойную прибыль, поэтому их облагали дополнительным налогом.
Торговлю Шан Ян причислял к вредным занятиям, а на продажу мяса и вина предлагал установить налог, в десять раз превышающий их начальную цену. Он считал, что бражничество и чревоугодие отвлекают чиновников от службы, а земледельцев – от обработки земли.