Полная версия
Налоговая история. (Аспирантура, Бакалавриат, Магистратура). Учебное пособие.
Налоговый иммунитет – освобождение определённых лиц и групп лиц от обязательств по уплате налогов.
Налоговый иммунитет для храмов и жрецов продержался до завоевания страны ассирийцами (ок. 700 г. до н. э.).
Храм Амона в Луксоре. Египет
УЧЁТНАЯ СИСТЕМА. С начала династического периода в стране регулярно проводился учёт царской собственности. Переписывалось всё, что имелось в наличии в государстве, включая имущество, принадлежащее общинам и свободному населению.
Для земельных участков составлялись кадастры – описи земель до и после разлива Нила, в которых указывались площади, владельцы и категории земель в зависимости от их урожайности. Информация, содержащаяся в кадастрах, использовалась для исчисления размера налога.
Земельный кадастр – свод сведений о земельных участках.
Уже во II тыс. до н. э. в Древнем Египте появился приходно-расходный учёт, отражавший движение денежных и иных средств: приход, расход и остаток на конец дня.
Сведения об имеющихся ресурсах всех хозяйств объединялись по административным единицам (номам), а затем представлялись в центральные органы власти. Их проверял специальный контрольный орган.
Все государственные ресурсы расходовались по утверждённым нормам. Нормы устанавливались и на доходы государства, в том числе на налоги.
СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. Сборщики налогов и писцы обладали широкими полномочиями и порой использовали своё положение для личного обогащения. Для борьбы с этим была создана группа особых писцов в центральном управлении, которые рассматривали жалобы налогоплательщиков и проверяли правильность и полноту уплаты налогов. Однако во времена Тутанхамона (XIV в. до н. э.) коррупция затронула и эту группу: её члены вместе с писцами на местах обманывали налогоплательщиков, незаконно присваивали их имущество и часть налоговых поступлений в казну.
Погребальная маска Тутанхамона. Египетский музей, Каир
Правивший впоследствии Хоремхеб издал законы для борьбы с коррупцией. Согласно этим документам, чиновников, завышающих налоги и совершающих другие налоговые правонарушения, сурово наказывали, а судей за сговор со сборщиками налогов приговаривали к смертной казни.
ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВ НА РАЗВИТИЕ НАУКИ. Сбор и учёт налогов способствовали развитию письменности и различных наук – математики (в частности, геометрии и статистики), бухгалтерского учёта.
В Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве хранится математический папирус, который относится к XIX в. до н. э. В нем даны решения сложных задач на вычисление площадей разных фигур, в том числе круга, а также объёмов тел.
Древнеегипетские цифры
Развитие математики в Древнем Египте связано с необходимостью измерения земельных наделов, расчёта налогов, а также строительством пирамид. Древнеегипетские математики продвинулись достаточно далеко в деле вычисления площадей, они умели извлекать квадратные корни и использовать число пи (считали его равным (16/9)2 ≈ 3,16). Они применяли десятичную систему счисления и специальные знаки для обозначения степеней числа 10:1, 10, 100, 1000 и далее до 1 миллиона.
Древнегреческий математик, основатель геометрии Евклид (ок. 325–265 гг. до н. э.) работал в древнеегипетском городе Александрии. Возможно, в основе его трудов лежали знания, полученные египетскими землемерами.
Статуя в честь Евклида. Музей естественной истории Оксфордского университета
Египтяне научились делать долгосрочные прогнозы по сбору урожая и оценивать размер будущего налога при помощи ниломеров. Это были специальные сооружения, которые показывали, на какой уровень поднимается вода Нила. В зависимости от этого жрецы предсказывали площадь предстоящего затопления сельскохозяйственных территорий: слабый разлив означал низкий урожай и голод, чрезмерный разлив мог привести к катастрофическим последствиям – затоплению территории и гибели населения.
На острове Рода в Каире сохранился древний ниломер, который действует до сих пор. Глубина колодца – ниже уровня воды в Ниле, на его дне установлена специальная колонна с отметками. Сохранились данные наблюдений по нему с 621 г. н. э.
Ниломер. Остров Рода
ТРЕТИЙ ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (1085—664 ГГ. ДО Н. Э.) И ПОЗДНЕЕ ЦАРСТВО (664–343 ГГ. ДО Н. Э.). После заката Нового царства страна снова распалась и оказалась в зависимости от соседних государств. В разные времена Египтом владели ливийцы, нубийцы, ассирийцы и персы. Периодически, на короткое время египтянам удавалось освобождаться от захватчиков, пока в 332 г. до н. э. страну не подчинил себе Александр Македонский (356–323 гг. до н. э.).
Александр Македонский. Площадь Македония, Скопье
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. После смерти Александра Македонского правление Древним Египтом перешло к греческой династии Птолемеев, которая находилась у власти с IV по I в. до н. э.
Птолемей I Сотер. Лувр, Париж
При Птолемеях налоговое бремя для египтян значительно возросло. Греческие правители ввели налоги с рабов и иностранцев. Продавцы пряностей, винограда и вина отдавали в казну одну треть дохода, арендаторы помещений – 5 % от стоимости аренды. Налоговая ставка для торговцев составляла 10 % от дохода, а при оптовых сделках – 2 %. Тогда же появился налог за перемещение по Нилу, который взимался с пассажиров, и специальный сбор за пропуск в пустыню.
Налоги уплачивались частично деньгами, частично натуральными продуктами. Для хранения продуктов по всей стране была создана система складов, за работой которых следили подчинённые верховного управляющего хозяйством и государственной казной.
Сбором налогов государство обязывало заниматься богатых граждан – откупщиков. Они отвечали за полноту налоговых поступлений своим имуществом, а порой и свободой. Откупщики выплачивали всю сумму налога из собственных средств, а потом компенсировали убытки за счёт налогоплательщиков, часто забирая себе значительно большую сумму.
За неплательщиками налогов следили бдительные граждане, которые сообщали о нарушениях властям. В случае подтверждения обвинения те, кто сообщал о попытках ухода от уплаты налогов, получали долю имущества, выявленного с их помощью.
Египет (Эллинистический период)
РОЗЕТТСКИЙ КАМЕНЬ. Тайна древнеегипетской иероглифической письменности была раскрыта только в начале XIX в. Успешную дешифровку иероглифов провел Жан Франсуа Шампольон (1790–1832), используя Розеттский камень, на котором выполнены три идентичные по содержанию надписи, сделанные символами разных письменностей.
Розеттский камень. Британский музей, Лондон
Камень был обнаружен в 1799 г. возле города Розетты во время попытки Наполеона завоевать Египет. Находка датируется 196 г. до н. э. – периодом правления Птолемея V Эпифана (ок. 209–180 гг. до н. э.). Для прекращения шедшей в то время гражданской войны, монарх издал манифест, содержащий ряд решений, связанных с налогообложением. Он также написал письмо о справедливом отношении к налогоплательщикам.
Монета Птолемея V
Царь вернул налоговый иммунитет храмам и их хозяйствам. В ответ жрецы выбили текст со словами благодарности на камне и поставили его рядом с изображением царя. Этот камень был своего рода документом, подтверждающим налоговые льготы, предоставленные церкви. Есть предположение, что подобные камни были установлены во многих храмах.
Текст на Розеттском камне гласит, что Птолемей «…оказал многие благодеяния храмам и тем, кто в них находится, и всем своим подданным; [и] будучи благосклонно расположенным к богам, он пожертвовал в храмы доходы в виде денег и продовольствия и понёс большие издержки, чтобы привести Египет в процветание и воздвигнуть храмы, и, будучи щедрым в меру своих сил из получаемых в Египте доходов и налогов, он некоторые совершенно отменил, а другие облегчил, чтобы народ и все остальные в его царствование пребывали в благоденствии; а долги перед царской казной, которые лежали на египтянах и жителях других частей его царства и которые были очень велики, он простил; …и приказал, чтобы доходы храмов и ежегодное пособие в виде продовольствия и денег, а также доля, надлежащая богам с виноградников, садов других земель, которые принадлежали богам во времена его отца, остались прежними; и приказал также в отношении жрецов, чтобы они платили налоги при посвящении не больше, чем столько, сколько было назначено во времена его отца и до первого года [нынешнего царствования]; …а налог на льняную ткань, уплачиваемый храмами в царскую казну, убавил до двух третей…».
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИ КЛЕОПАТРЕ. Последней царицей эллинистического Египта стала Клеопатра VII Филопатор (69–30 гг. до н. э.). Ей досталась разорённая страна, но при этом государство контролировало все основные отрасли производства – земледелие, изготовление стекла, папируса, льна, масла, благовоний. Налогом облагалось всё, что росло или производилось, а также и различные услуги. Налог на масло составлял половину его стоимости, на рыбу – одну пятую улова, на вино – одну восьмую часть произведённого объёма, на бани – треть доходов.
Клеопатра. Старый музей, Берлин
Клеопатра неоднократно отменяла несправедливые налоги и объявляла налоговые амнистии. Ей удалось существенно улучшить положение с государственными финансами – даже с учётом того, что порой до половины доходов казны тратилось на её личные нужды.
Эллинистический Египет просуществовал до завоевания страны в 30 г. до н. э. Октавианом Августом (в 63–14 гг. до н. э.), после чего стал провинцией (завоёванной территорией) Римской империи.
Октавиан Август. Музей Кьярамонти, Ватикан
Так завершилась история Древнего Египта как самостоятельного государства. Оно переживало периоды падений и расцветов, разделений на части, завоеваний другими племенами, последующих освобождений и возрождений. Учёные называют несколько причин окончательного падения Древнего Египта, среди которых отмечается непомерное налогообложение, особенно в последние годы существования государства.
Сфинкс и пирамиды – наследие древнеегипетской истории
Вопросы1. Какими были предпосылки для появления налогов?
2. Что такое казна, как она связана с налогообложением?
3. Что такое казначейство, чем оно занималось применительно к налогам?
4. Что такое дань? Приведите примеры дани.
5. Что такое кадастр, как он связан с налогообложением?
6. Что такое объект налогообложения? Приведите примеры.
7. Что такое налоговая ставка?
8. Какие науки получили развитие в Древнем Египте благодаря налогам?
ЗадачиЕдиницы измерения:
1 сетхат = 0,276 га
1 дом = 10 сетхат
1 кантар = 139,78 кг
1. Налог фараону на зерно составляет 24 %, пожертвование храму – 10 %. Сколько останется зерна от урожая в 3000 кантаров?
2. Община выплатила налог фараону 400 кантаров и ещё четверть от этого пожертвовала храму. Какой был урожай, при условии что доля налога вместе с пожертвованием составляет 20 %?
3. Община в долине Нила собрала урожай пшеницы с участка площадью 30 домов. Урожайность зерна составила 2 кантара с одного сетхата. Сколько кантаров пшеницы община должна заплатить в качестве налога, при условии, что налоговая ставка равна 30 %? Переведите полученный результат в центнеры.
4. Деревня заплатила 300 кантаров ячменя в качестве налога за год фараону и ещё треть от этого количества храму. Ставка царского налога составляет 24 %. Вычислите массу всего урожая, собранного деревней. Переведите полученный результат в центнеры.
5. Община, состоящая из 100 семей, собрала урожай зерна 2000 кантаров. Налог фараону составил 20 %, пожертвование храму – 10 %, ещё 10 % зерна было отложено на следующий посев. Остальное зерно поделили поровну между семьями. Сколько зерна получила одна семья? Переведите полученный результат в килограммы.
Задания1. Выпишите из параграфа все налоговые термины и определения к ним. Найдите современные определения этим терминам.
2. Определите, какие современные государства находились на территории Древнего Египта в период его наивысшего расцвета.
3. Узнайте, какие нововведения в древнеегипетской армии появились после войны с гиксосами.
4. Ознакомьтесь с задачами, которые решены в «московском» математическом папирусе.
5. Изучите историю Александрийской библиотеки, найдите связи библиотеки с налогами.
6. Выясните историю обнаружения Розеттского камня.
7. Прочитайте, как была разгадана тайна древнеегипетских иероглифов.
Литература1. Мертц Б. Красная земля, Чёрная земля. Древний Египет: легенды и факты. – М.: Центрполиграф, 2003. – 458 с.
2. Починок А. П. Фискал. – М.: Наталья Починок, 2016. – 304 с.
3. Томсинов В. А. Государство и право Древнего Египта. – М.: Зерцало-М, 2017. – 512 с.
§ 1.2. Вавилонское царство
Основные понятия: Дань, десятина, пошлина, храмовый сбор.
Вавилонское царство возникло на месте древней Шумерской цивилизации – в плодородной долине рек Тигр и Евфрат в XX–XIX вв. до н. э. Оно представляло собой конгломерат торговавших друг с другом городов и сельских общин, политическим и экономическим центром которого был самый крупный город – Вавилон. В истории царства было несколько периодов, в каждом из которых происходили изменения в экономике и налогообложении.
СТАРОВАВИЛОНСКИЙ ПЕРИОД (ОК. 1894–1595 ГГ. ДО Н. Э.). Вавилон появился как небольшое поселение на месте древнего шумерского города Кадингир. Со временем оно превратилось в могущественный город с интенсивной внутренней и внешней торговлей.
Первые упоминания о налогах имеются на глиняных табличках, обнаруженных на месте шумерского города Лагаш. Возраст некоторых табличек составляет около 6 тысяч лет. Налоги платили земледельцы, охотники и торговцы с заключённых сделок.
Для сбора налогов существовала администрация, обладавшая высокими полномочиями, деятельность которой в некоторые времена доводила населения до полной нищеты. Правивший в XXIV в. до н. э. царь Уруинимгина провёл первую налоговую реформу: снизил налоги и сборы, освободил жрецов от податей, уменьшил размеры трудовой повинности по строительству оросительных сооружений и ограничил полномочия налоговых чиновников.
Глиняная табличка сообщает о поступлении налога в размере 29086 мер ячменя за 37 месяцев (между 3400–3000 гг.)
Вавилонское царство (Старовавилонский период)
Название «Кадингир» на шумерском языке означает «Врата Бога», слово «Вавилон» имеет такое же значение, но только на аккадском языке народов Древней Месопотамии.
Вавилон имел выгодное географическое положение: вокруг него располагались плодородные земли, он находился в междуречье Тигра и Евфрата, где пролегали главные торговые пути.
Впервые Вавилон упоминается как город в составе Аккадского царства, а впоследствии область с центром в Вавилоне стала частью Шумеро-Аккадского царства. Городом управлял чиновник, полностью подчинённый центральной власти, в обязанности которого входил сбор налогов в её пользу.
С Вавилоном связана библейская история о Вавилонской башне. Согласно преданию, выжившие после Всемирного потопа люди были одним народом и говорили на одном языке. Они основали город и, чтобы «сделать себе имя», захотели возвести башню, заметную с небес. Бог остановил строительство, заставив людей говорить на разных языках. Они перестали понимать друг друга и не достроили башню.
Вавилонская башня. Художник Питер Брейгель Старший, 1563 г. Музей истории искусств, Вена
После распада Шумеро-Аккадского царства образовалось независимое Вавилонское царство. Основными налогами в нём были суддууту и нишату. Суддууту уплачивался караванами в том городе, откуда они начинали свой путь, и составлял около 1 % от цены груза.
Нишату взимали при пересечении границ.
Есть версия, что сборы брались за переправы и каналы, за каждое вьючное животное в караване. Торговцы выплачивали 1/10 часть доходов в пользу храмов по возвращении караванов в родной город.
Для охраны границ и удержания в повиновении покорённых народов содержалась профессиональная армия, воинам которой полагались земельные наделы от государства.
КОДЕКС ХАММУРАПИ. При первом царе Вавилонской династии Хаммурапи (ок. 1810–1750 гг. до н. э.) был установлен свод правовых норм, регулирующий вопросы имущественных и семейных отношений, а также вопросы наследования и наказания за уголовные преступления.
Вавилонское царство. 1750 г. до н. э.
В явном виде налоги и другие обязательства населения перед государством в Кодексе Хаммурапи не упоминаются. Тем не менее принято считать, что цель его создания состояла в том, чтобы предотвратить разорение земледельцев, которые были основными налогоплательщиками, а значит, основой существования царства.
Стела с законами Хаммурапи. Лувр, Париж
Хаммурапи. Лувр, Париж
НАЛОГИ В ДЕНЕЖНОЙ ФОРМЕ. Хаммурапи одним из первых правителей стал взимать налоги не в натуральной форме, а в денежной – серебром. За неуплату налогов в течение трёх лет земледелец лишался права на землю. Это было катастрофой не только в экономическом смысле, но и в моральном: только земледелие считалось достойным занятием для свободного простолюдина, а батрачество и ремесленничество были уделом рабов.
Для уплаты налога деньгами земледельцы были вынуждены продавать часть своего урожая на рынке или брать серебро в долг у ростовщиков под высокие проценты, что часто приводило к их разорению. В результате должники становились рабами кредиторов или отдавали им в рабство своих детей и других родственников.
Чтобы снизить размеры долгового рабства, Хаммурапи сократил максимальный срок нахождения в неволе до трёх лет, а также установил ограничения на кредитные ставки ростовщиков: не более 20 % по денежным ссудам и 30 % по займам в натуральной форме.
Хаммурапи несколько раз списывал накопившиеся долги земледельцев, однако до конца решить эту проблему ему так и не удалось. Ростовщичество и высокие ставки по кредитам привели к расслоению древневавилонского общества, сделав богатых богаче, а бедных беднее. Но вместе с тем развитие денежных отношений и выгодное географическое положение способствовали экономическому росту Древнего Вавилона, ставшему центром как внутренней, так и внешней торговли.
СРЕДНЕВАВИЛОНСКИЙ ПЕРИОД (ОК. 1595–1004 ГГ. ДО Н. Э.). В XVI в. до н. э. Вавилон был захвачен племенем касситов. Страна была поделена на административные единицы, которыми управляли родовые объединения. В их обязанности входил сбор налогов на подведомственной территории.
Вавилонское царство (Средневавилонский период)
В 1390 г. до н. э. касситский царь Куригальзу I (XV–XIV вв. до н. э.) предоставил Вавилону привилегии: ввёл в нем самоуправление и освободил жителей от общегосударственных налогов. Это способствовало возрождению Вавилона как крупного торгового центра Месопотамии.
АССИРО-ВАВИЛОНСКИЙ ПЕРИОД (ОК. 1004—539 ГГ. ДО Н. Э.). Около 1150 г. до н. э. касситская династия потерпела поражение в войне с соседним государством Элам. Однако благодаря сопротивлению жителей эламитам не удалось завоевать всю страну.
Вавилонское царство (Ассиро-вавилонский период)
Вслед за эламитами Вавилонское царство дважды захватывали ассирийцы. При них для сбора налогов был введён учёт податного населения, а также имущества, подлежащего налогообложению. В сохранившихся списках перечислены владельцы имущества, само имущество (земля, дома, другие активы) и указан получатель налога.
Ассирийцы обложили завоёванные земли натуральной данью: скотоводы платили по ставке 1/20 с поголовья скота, земледельцы расплачивались частью урожая и фуража. Города и области с оседлым населением платили дань золотом и серебром. Были введены особые пошлины с торговых судов и ввозимых товаров.
Пошлина – специальный сбор, взимаемый государством. Уплата пошлины предполагает, в частности, получение разрешения на какое-либо действие. Например, таможенная пошлина бралась при провозе товаров через границу, торговая пошлина уплачивалась за право продажи товаров.
НОВОВАВИЛОНСКИЙ ПЕРИОД (626–539 ГГ. ДО Н. Э.). В 626 г. до н. э. ассирийский наместник Набопаласар (658–605 до н. э.) возглавил восстание вавилонян против ассирийцев. Власть над Вавилоном перешла к халдейской династии, которую он представлял. Длительное время халдеи заимствовали большую часть из вавилонской культуры и поэтому мало отличались от вавилонян.
Вавилонское царство (Нововавилонский период)
Самый известный царь династии Навуходоносор II (630–562 гг. до н. э.) завоевал Иудею, разрушил храм Соломона в Иерусалиме, сжёг город, а жителей угнал в Вавилон в рабство.
Навуходоносор II
Нововавилонские цари значительно расширили свои владения за счёт соседних стран и обложили покорённые народы данью.
При халдеях налоги составляли основную часть поступлений в казну. По некоторым историческим данным, все доходы свободных людей облагались по налоговой ставке 10 %. Налоги платились в денежной или натуральной форме, но при этом для расчёта натуральных продуктов использовалась их эквивалентная стоимость в серебре. Пошлина уплачивалась за вход судна в порт, пользование мостами, проход через городские ворота и по каналам.
Всё податное население должно было платить десятину храмам, в том числе и царь, который, в отличие от обычных граждан, платил её частично золотом.
Для освобождения от воинской обязанности уплачивался ежегодный налог серебром.
Обслуживанием сложной налоговой системы занимался огромный штат чиновников. Служащие получали жалование натуральными продуктами, и лишь высокопоставленные представители администрации могли рассчитывать на частичную выплату серебром.
Центральная часть Вавилона около 600 г. до н. э. Реконструкция
ПАДЕНИЕ ВАВИЛОНА. Вскоре после завершения правления Навуходоносора Вавилон потерял независимость. В 539 г. до н. э. город был захвачен персидским царём Киром II (ок. 593–530 гг. до н. э.) и стал одной из столиц Древней Персии.
В 331 г. до н. э. Вавилон был завоёван Александром Македонским, а после его смерти достался Селевку (353–281 гг. до н. э.) – одному из его полководцев, основавшему государство Селевкидов. В последующие несколько столетий город уже не играл былой роли. В начале нашей эры торговому могуществу Вавилона пришёл конец. После II в. н. э. в летописях упоминаются только его руины, а со временем город окончательно исчез с лица земли.