Полная версия
Философия Кулаковского
А.Е. Кулаковский возможно знал некоторые черты философии всеединства. Однако эта философия развивалась в эпоху революций и гражданской войны. Во время советской власти почти все философы всеединства находились в эмиграции. Поэтому Кулаковский не мог познакомиться с их трудами. Несмотря на это, современные исследователи находят в творчестве Кулаковского сходные со всеединцами идеи. Здесь может быть две причины: во-первых, Кулаковский, наверно, знал, идеи славянофилов. Он в своем творчестве воспользовался их приемами, их парадигмой мышления. Поэтому он мог добиться сходных с ними результатов. Во-вторых, может якутская действительность сама позволяла дойти до сходных результатов.
Сибирское областничество. Оно как общественное движение появилось во второй половине XIX века. Представителями были Н.М. Ядринцев, Г.Н. Потанин, М.Г. Сесюнин и др. [18, 25]. Они большое внимание уделяли судьбам малочисленных народов Сибири. Отрицали теории о неизбежности вымирания отсталых народов при столкновении с цивилизацией, верили в способность их культуры. Всю ответственность за вымирание переложили на политику государства [19]. В это время существовали противоположные взгляды [20, 26–28]. Например, М.М. Геденштром считал, что якуты способны принимать от цивилизации лишь пороки, поэтому просвещать их нет смысла [21]. А миссионерское общество считало вымирание отсталых народностей и занятие их места другими народами почти божественным законом. К вымирающим нациям причисляли сибирских инородцев [22]. П.Н. Буцинский твердил, что в бедственном положении инородцы сами виноваты в своей тупости и биологической лени [23]. Якутский губернатор был уверен в том, что учреждение школ с преподаванием на якутском языке принесет не пользу делу просвещения, а вред [24]. Конечно, эти разные рассуждения о народах Сибири Кулаковскому были известны.
Народные духовные движения. В самом народе саха во времена Кулаковского были свои духовные движения. Самочувствие народа порождало их.
В конце ХХ века развитие олонхо находилось, по мнению некоторых исследователей, в апогее. Олонхо, как духовное произведение, всегда сохраняло свою целостность и имело автономный характер. Оно было приспособлено к воспеванию победы человека айыы над злыми силами. Текущие моменты жизни в содержании его почти не отражались. Отражались лишь в том смысле, что в сложной обстановке жизни нужда в олонхо увеличивалась и, в зависимости от обстоятельств, выбирались те олонхо, которые наиболее соответствовали самой жизненной идее в реальности.
В любом смысле олонхо было наиболее устойчивым и фундаментальным элементом духовности народа саха. Кроме того, в духовности народа были элементы, которые отражали его самочувствие на данном этапе истории. Эти элементы культуры мы называем практической духовной деятельностью.
По свидетельству И.А. Худякова в это время среди якутов заметно усилилось движение духовидцев: «…современное направление якутской мысли создает этот новый класс людей, появившихся за последние годы и появляющихся в настоящее время. Этот разряд составляют якуты-пророки, или духовидцы, или, как якуты их называют, «люди, видевшие бога». Они отправляли по-своему церковные обряды и назидали людей покаяться в своих грехах, прекратить притеснение бедных, сквернословие. Они делали это деяние по велению бога или какого-либо святого, явившихся во сне или наяву с целью спасти якутов и тунгусов силою якута». И.А. Худяков, изучив текст их назиданий, приходит к выводу, что «…видение пророка составляет нечто вроде правильной религиозной или философской системы, оценивающей житейские обычаи, объясняющей все выдающиеся физические явления обоснованной частью на переработке старых суеверий в новую форму» [25, 383]. Одновременно существовало представление о будущем перевороте жизни. Например, известна песня «Сон», спетая в 1896 году Николаем Жирковым, где говорится, что:
На заднем плане стоящиеВ переднюю часть пришли,За печкой живущиеПеред печкой появились… [26, 379].Подобную же по содержанию песню спел в 1905 году Петр Аммосович Охлопков (Наара Суох):
Спесивость ваша отпадет,Гнет черный ваш окончится,Да будет настоящий закон,Да зиждется правый суд [27, 385].Одним из проповедников новой жизни был Михаил Константинович Попов-Иирбит Ньукуус [28; 29]. Это свидетельствует о том, что идея о перевороте жизни была широко распространена в якутской среде. Такие же произведения были и в русской литературе. Например, Лермонтов в 1830 году написал стихотворение «Предсказание»:
Настанет год, России черный год,Когда царей корона упадет,Забудет чернь к ним прежнюю любовь,И пища многих будет смерть и кровь… [30].Н.А. Бердяев приводил в работе «Истоки и смысл русского коммунизма» много таких профетических стихотворений XIX века о будущей судьбе России и писал: «В России вырабатывалась эсхатологическая душевная структура, обращенная к концу, открытая для грядущего, предчувствующая катастрофу, выработалась особенная мистическая чувствительность» [31].
Кроме того, тогда было довольно много ясновидцев особого рода, предвидящих далекое будущее. Они не только видели будущее, но и по мере возможности объясняли свои видения. Поэтому их считали народными мудрецами (сэсэн). По преданию выдающимся представителем этого направления был Сэсэн Аржаков, живший в XVIII веке [32; 33; 34]. Последующие сэсэны: Сонтуора [35], Сыппаха [36], Степанида [37] и др. – продолжали его традиции. У них было общее устойчивое представление о будущем жизни: 1) пришествие новых иноязычных людей; 2) появление разных диковинных вещей в виде железного быка или птицы; 3) изменение природы в худшую сторону; 4) ухудшение физического качества людей, независимо от национальностей; 5) катастрофы в виде войн и голода. Историки и этнографы в любой культуре отмечают наличие архетипа нисходящего развития. В антропологии это представление оформилось в концепции вырождения [38, 5]. В основу концепции сэсэнов легла гармония человека с природой (гармония макрокосма с микрокосмом). И они видели неуклонное, прогрессирующее нарушение этой гармонии.
Эсхатология – религиозное учение о конце истории и конечной судьбе мира – получило оформление в миссионерской деятельности иудейских пророков. Христианство унаследовало это представление в виде «нового неба» и «новой земли»: после конца истории праведники воскреснут для вечной жизни, а грешники – для вечной смерти.
В деятельности провидцев и предсказателей о перевороте жизни можно найти влияние христианской эсхатологии. Они оба говорят о спасении: первые говорят о спасении якутов и тунгусов силою самого якута, вторые – о спасении обездоленных, угнетенных. А в третьем виде пророчества говорится, что прогресс неуклонно ведет человека к вырождению. Таким образом, в народной духовности были две линии практической деятельности: идея духовной свободы и идея нисходящего развития. Народные духовные направления – вечная идея победы человека над злыми силами, идея свободы и идея о нисходящем развитии – были знакомы Кулаковскому.
Значит, были два контекста: культурный контекст России и культурный контекст духовности народа саха. Эти два контекста были в сложной взаимосвязи. Но этим их связь не ограничивалась, в результате этой связи создавалась уникальная культурная программа саха.
Культурная программа народа саха. В советское время жесткие критики, как выше подчеркивали, на общественное сознание Кулаковского внимания не обращали. Пытались лишь определить его классовую принадлежность. Г.П. Башарин просветительство Кулаковского пытался доказать не только на основе его поэтических произведений, но и на основе его программной работы «Письмо якутской интеллигенции». Здесь он опирается на сам труд, представляя его как единоличное мнение писателя. Несмотря на это, на основе «Письма» ему удалось раскрыть общественное сознание Кулаковского в достаточно широком плане.
Во-первых, Г.П. Башарин резко отрицательно относится к представителям интеллигенции, которые участвовали в борьбе против советской власти и подчеркивает, что «Кулаковский не имеет ничего общего с антирусскими националистами типа Алтан Сарына, В.В. Никифорова и др…» (в то время саха, которые участвовали в борьбе против советской власти, называли антирусскими националистами) [39]. На самом деле они много сделали для зарождения культурной программы народа саха. Во-вторых, привлекая в своей исследовательской работе «Письмо» Кулаковского, автор как бы утверждает существование культурной программы народа саха. Но носителем этой программы считает лишь самого поэта.
Постсоветские исследователи начали обращать внимание на традицию якутской интеллигенции. А.Е. Кулаковский несомненно выбрал тему народа саха в качестве актуальнейшей темы своего времени. А направление его деятельности сформировалось в рамках культурной традиции интеллигенции народа саха. Уже известно, что с конца XIX века интеллигенция сосредоточила внимание на будущем судьбы своего народа. Писарь Ботурусского улуса Е.Д. Николаев в своей «Краткой записке о современном положении Якутского края» [1883] выразил свою встревоженность о судьбе народа саха и ходатайствовал перед императором и министром внутренных дел «вникать в общественные нужды и потребности инородцев», обозначая широкий круг проблем [40; 41]. Как известно, это письмо составляли представители якутской интеллигенции и ссыльные, в том числе был известный В.В. Никифоров [42, 72].
В 1892 году М.А. Афанасьев обратился с частным письмом к «образованному меньшинству» общества, где поднял следующие проблемы: развитие образования, просвещения, самоуправления, культуры. Писал о том, что интеллигенция исполняет нравственную обязанность помочь своему народу сделать первый шаг на пути развития [43]. В 1905 году состоялось первое публичное обсуждение о положении народа саха на собрании Якутского сельскохозяйственного общества. Здесь обсужден доклад «Задачи земства в Якутской области», составленный под руководстом В.В. Никифорова [44; 45]. В докладе были обобщены те задачи, которые дорабатывались довольно долгое время.
В 1912 году написано знаменитое письмо Кулаковского «Якутской интеллигенции» [46]. Исследователи отмечают, что это письмо и предыдущие доклады имеют преемственность [47]. Таким образом, современные исследователи доказывают, что культурная программа саха существовала далеко до «Письма» и «Письмо» само является свидетельством присутствия данной программы.
В какой-то степени мировоззрение Кулаковского поражает широтой даже современных критиков. Потому что мы привыкли к советской реальности, когда информативность человека была односторонней. А.Е. Кулаковский жил и творил до советской власти, когда хоть и была царская цензура, но она была более лояльной, чем в советские времена, и поэт имел возможность знакомиться с различными культурными программами, распространенными в Европе и России. Конечно, благодаря такой возможности, он создал свою уникальную поэзию, выражая свободно свои общественные, даже политические взгляды.
Уникальность поэта в том, что он синтезировал свою западную образованность с народной философией в наиболее оптимальном варианте. Здесь большую роль сыграла культурная программа народа саха, выработанная общими усилиями интеллигенции саха. Именно эта программа имела основополагающий смысл в его творчестве.
Использованная литература:Аммосов М. К. Открытое письмо к якутской национальной интеллигенции // Республика Саха. – 1994. – 6 июля.
Материалы I Всеякутской конференции якутских писателей. – Якутск, 1936. – С. 19–20.
Бордонский С. А. О литературном «наследстве» Кулаковского, Софронова, Неустроева. – Якутск, 1943. – С. 5.
Башарин Г.П. 136.
Өксөкүлээх Өлөксөй (А. Е. Кулаковский). – Якутск, 1966. – С. 53.
Алексеев Е. Е. Мировоззрение А. Е. Кулаковского // Кулаковский А. Е. и время. – М.: 2003. – С. 95–124.
Бурцев А. А. Наследие Кулаковского в контексте мировой литературы // Кулаковский А. Е. и время. – М.: 2003. – 411–415.
Там же. – С. 407–444.
Там же. – С. 410.
Там же. – С. 114.
Там же. – С. 443.
Мыреева А. Н. Новые аспекты в изучении поэтического наследия А. Е. Кулаковского // А. Е. Кулаковский в контексте историко-культурного развития в ХХ веке. – Якутск : Изд-во СО РАН, 2004. – С. 320.
Иванов В. Н. Феномен Кулаковского // Кулаковский А. Е. и время. – М.: 2003. – С. 67–93.
Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. – М.: Наука, 1990. – 527 с.
Славянофильство и современность. – СПб.: Наука, 1994. – 260 с.
Болотков В. Х., Кумыков А. М. Феномен нации и национально-психические проблемы в социологии русского зарубежья. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1998. – 262 с.
Акулинин В. Н. Философия всеединства. – Новосибирск : Наука, 1990. – 154 с.
Иванов В. Н. Русские учения о народах северо-востока Азии (XVII—начало ХХ в.). – Якутск, 1978. – 320 с.
Ядринцев Н. М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение // Этнографические и статические исследования с приложением статических таблиц. – Тюмень, 2000. – С. 151–172.
Аргунов И. А. Социальное развитие якутского народа. – Новосибирск : Наука, 1985. – 318 с.
Отрывки о Сибири М. Геденшторма. – Спб.: 1930. – С. 96.
Православный благовестник. – 1914 – № 9 – С. 245–246.
Буцинский П. Н. Крещение остяков и вогулов при Петра Великом. – Харьков, 1893. – С. 17.
Якутский край. –1907. – П. 8.
Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа. – Л.: Наука, 1969. – 438 с.
Якутские народные песни. 2 часть. – Якутск : 1977. – 422 с.
Там же.
Партархив. – Ф.1. – Оп.1. – Д.371.
Макаров Д. С. Народная мудрость: знания и представления. – Якутск : 1983. – С. 87–105.
Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. – М.: Наука, 1990. – 527 с.
Там же. С. 70.
Архив ЯНЦ. – Ф. 5. – Оп. 3. – Д. 524.
33. Архив ЯНЦ. – Ф. 5. – Оп. 10. – Д. 37.
34. Архив ЯНЦ. – Ф. 5. – Оп. 6. – Д. 377.
35. Архив ЯНЦ. – Ф. 5. – Оп. 3. – Д.800. – С. 52.
36. И. Оросунский. Имииһит Сыппаха билгэлэрэ. – Үөһээ Бүлүү. – 1991. – 11 июня.
37.Архив ЯНЦ. – Ф. 5. – Оп. 3. – Д. 659. – С. 26.
38. Назаретян А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика социального прогресса). – М.: Объединение «Книжник», 1995. – 163 с.
39. Башарин. 55.
40. Троев П. С. Влияние ссыльных народников на культурную жизнь Якутии (60–90 годы 19 в.) – Якутск, 1998. – С. 265–266.
41. ПФА РАН. – Ф. 202. – Оп. 1. – Д, 68. – С. 1.
Малькова А. Василий Никифоров. – Якутск : Бичик, 1994. – 267 с.
42. Дьяконова Н. Н. Якутская интеллигенция в поисках своего пути развития (из переписки якутской интеллигенции конца 19 в.) // Якутский архив. – 2001. – № 2–3. – C. 10.
43. Федоров В. И. Якутия в эпоху войн и революции (1900–1919) – М.: 2002. – C. 162.
43. Федоров В. И. Первое чрезвычайное Якутское Областное земское собрание // Историческое исследование в Республике Саха (Якутия). – Якутск, 1999. – С. 100.
44. Кулаковский А. Е. Якутской интеллигенции (варианты письма). – Якутск : Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2000. – 124 с.
45. Романова Е. Н., Дьяконова Н. Н. Исповедь поэта: внутренний диалог о мире, культуре и своем народе // Кулаковский А. Е. и время. – М.: 2003. – С. 247–276.
Творчество Кулаковского
Период творчества Кулаковского охватывает 25 лет (1900—1925 годы). За это время он написал 27 стихотворных произведений (кроме переводов).
В России в начале ХХ века разразился экономический кризис. Это было связано с непростой ситуацией развития России. Модернистская тенденция охватила Россию, в то время царская власть стремилась сохранить государственный традиционализм. В результате народившийся капитализм превратился в государственный, это сопровождалось снижением жизненного уровня населения, обнищанием значительного количества крестьянства и рабочего класса. В России появились различные политические силы. В связи с оживлением крестьянского движения сформировалась партия эсеров, главной революционной силой стал пролетариат, уже в 1903 году большевики – левое крыло социал-демократов – ставили цель завоевания пролетариатом государственной власти. Консерваторы создали свое политическое движение «Русское общество» по защите монархии. А либералы создали земское движение.
В 1900 году написано стихотворение «Благословение Байаная». Все критики отмечают, что по форме и содержанию оно наиболее близко к народной песне. Но в нем явно наблюдается авторская переработка. В этом смысле это стихотворение считается оригинальным.
В 1904 году написана поэма «Портреты якутских женщин». Произведение имеет юмористический характер. Выпячиваются или сгущаются те или иные признаки поведения. Автор создает образы женщин саха того времени. Здесь, можно сказать, наблюдается определенный стиль мышления Кулаковского. Поэт был образованным человеком. И он уже тогда видит себя стоящим выше обыденной жизни простых людей. Он наблюдатель, и на жизнь женщин смотрит сверху как на некую картину. С другой стороны, эта поэма свидетельствует, что у поэта уже складывался цельный взгляд о своем народе. Он типическими образами создает собирательный образ женщины народа саха.
В 1905 году написано стихотворение «Танец по-вилюйски». Автор в своем произведении выбрал обычный зачин хороводной песни – осуохай. Он выбрал эту тему, чтобы именно в ней наиболее отчетливо выражалось жизнерадостное чувство, связанное с наступлением весны. Именно в этом году состоялась первая русская революция, которая была направлена против самодержавия. Поэтому можно считать, что в этом произведении отразилось самочувствие поэта и его оптимизм. Мы выше подчеркивали, что в народе была идея свободы. Конечно, эта идея была близка интеллигенции народа саха.
Именно в это время состоялось собрание Якутского сельскохозяйственного общества, где в концентрированном виде выражены основные проблемы народа саха. Как известно, либеральное движение создано в 1899 году. Опорой его были просвещенное дворянство и интеллигенция. Оно превратилось в земское движение. Либералы, наряду с политическими требованиями, имели широкую культурную программу. Вот поэтому интеллигенция народа саха более близко воспринимала именно это движение. В 1905 году создано общество просвещения «Сырдык» по инициативе В. Ксенофонтова. Линия просвещения существовала давно и приобрела организованный характер [1, 86]. Именно в этом году на публичном собрании Якутского сельскохозяйственного Общества провозглашена программа народа саха [2].
«Песня столетней старухи» написана в 1906 году. Стихотворение создано по аналогии народных песен, отражающих бренность земной жизни. Человек имеет в жизни счастливые моменты, но эти моменты не могут продолжаться бесконечно. Здесь отдаленность поэта от обыденной жизни чувствуется еще ярче. Он смотрит на весь жизненный цикл человека. Обыденный человек как будто находится в своем кругу, а поэт наблюдает его жизнь извне.
В 1906 году был создан легальный «Союз якутов», но этот Союз был быстро ликвидирован, руководители арестованы [3]. Проблемы, касающиеся народа саха, были сформулированы в течение десятилетий и имели уже определенную традицию. Именно эти вопросы в более концентрированном виде были поставлены «Союзом якутов». Кроме того, во второй половине 1905 года образовалось движение черносотенцев, которые имели определенное проявление в Якутии. А.Е. Кулаковский, наверно, чувствовал, что самодержавие как определенный социальный организм, имеет происхождение, становление и естественную смерть. Поэтому на проявление черносотенных сил он скорее смотрел как на агонию самодержавия, а на ликвидацию «Союза якутов» – как на временный провал. И это свое чувство передал в данном стихотворении.
В 1906–1907 годах политическая борьба в России велась в рамках Думы, которая слабо отразилась в общественности Якутии. Все же эта борьба имела последствия, например, в создании «Союза якутов», в политических акциях политссыльных. Но переселенческая политика царизма в 1908 году, превратившаяся в конкретный план переселения в Якутию около 2 млн человек, стала полнейшей неожиданностью [4].
В 1907 году в Якутию был командирован вице-инспектор корпуса лесничих И.О. Маркграф. Он представил докладную в Петербурге, что в Якутской области можно поселить около 2 млн человек.
В 1907 году Кулаковский написал стихотворение «Скупой богач». Это не юмористическое, а строго критическое произведение. Автор критикует богача за его скупость, но скупость его имеет характер тупости. Его необразованность и социальная неактивность раздражает писателя. Мы выше подчеркивали, что у Кулаковского развивалось своеобразное философское поведение. Он обычно отдаляется от обыденной жизни и смотрит на жизнь как бы сверху. Но называть его бесстрастным наблюдателем нельзя. Он не просто созерцает что-либо или кого-либо. Он видит образ во всех его аспектах. Он не просто наблюдатель, он и нравственный судья. У него есть определенная высшая ценность, и поэт любой образ оценивает применительно к этой ценности. В условиях усиливающейся политической борьбы и возрастания угрозы на судьбу народа саха индифферентное, эгоистическое отношение к жизни человека, обладающего материальной ценностью, его раздражает.
Поэма «Дары реки» написана в 1909 году. В это время в Бодайбо происходил расстрел рабочих, который взбудоражил всю Россию. Кулаковский, конечно, знал, что на южном рубеже Якутии идет добыча золота. И там происходят не укладывающиеся в сознание народа саха вещи: разбой, жестокая эксплуатация рабочих, пьянство, дикие оргии, ненавистное отношение к коренным народам Якутии. Поэтому он отражал эти негативные изменения как угрозу будущей жизни народа саха. Здесь надо подчеркнуть, что река Лена за доброе отношение к людям наказывается на вечное время. Как известно, в это время активно прорабатывалась переселенческая политика в России. События в Бодайбо и негативное отношение народа к так называемым посельщикам и переселенческая политика стали основой создания этой сложной поэмы. Кулаковский знал, что промышленное освоение (вообще освоение земли саха) начинается. Оно как приговор реке Лене имеет неотвратимый характер. Таким образом, можно сказать, что поэма являлась продуктом долгого раздумья. Мы выше подчеркивали, что в народе была идея нисходящего развития, и чувствуется присутствие этой идеи в данной поэме. Главная мысль – неотвратимость наступления цивилизации.
Исследователи в этой поэме находят влияние поэмы М.Ю. Лермонтова «Дары Терека». Конечно, такая аналогия может иметь место. Здесь тоже чувствуется духовая отдаленность поэта от происходящих событий. Отдаленность его явно возрастает. Если он раньше был отдален от какого-либо конкретного типа людей, здесь он уже отдаляется от конкретных местностей. Он смотрит на картину всей Якутии сверху.
1910 год был очень продуктивным для Кулаковского. В это время он создал поэмы «Сновидение шамана», «Красивая девушка» и стихотворение «Пароход».
Начинающееся промышленное освоение южной части Якутии, переселенческая политика, рост агрессивности империалистических держав, вымирание целых народов под давлением больших наций, развитие промышленности, возрастание роли образования, духовное состояние народа саха (его отсталость, отрицательные и положительные качества) – вот эти вопросы требовали разрешения. Кулаковский в поэме «Дары реки» поставил вопрос. Он обозначил, что идет процесс вторжения капитализма в Якутию, и этот процесс будет идти неотвратимо. А в поэме «Сновидение шамана» автор находит выход из тупикового положения – усвоить культуры современных цивилизаций. В этой поэме отдаленность поэта достигает апогея. Он уже смотрит на всю планету Земля сверху.
Как выше подчеркивали, Кулаковский рассматривал переселенческое движение в широком смысле. Поэтому последующие события он воспринимал в свете своей доктрины.
В этом году он написал стихотворение «Красивая девушка». Здесь он отражал идеал женской красоты. Но это был не только идеал, автор искал образ будущего человека саха. Он должен был быть непременно материально обеспеченным и образованным. Именно эту идею он вложил в это произведение. В это время и написано стихотворение «Пароход», восхваляющее силу техники.
В 1912 году он написал стихотворения «Спор разума с сердцем» и «Старинное благословение». В первом произведении он обращает внимание на чисто человеческое качество. Поэт подчеркивает, что человек живет чувством, а не разумом. Здесь деловым, активным человеком управляют не высокие помысли о судьбе народа, а простые инстинктивные желания. А в стихотворении «Благословение среднего поколения» изображается совсем другой человек. Как выше подчеркивали, поэт искал будущего человека саха. В стихотворении «Красивая девушка» он изображал именно такую женщину. А в стихотворении «Благословение среднего поколения» он создает образ будущего мужчины. В этом году поэт создал краткую скороговорку. Произведение имеет критический характер. Поэта обескураживает индифферентное отношение окружающих людей к происходящим событиям. Таким образом, поэт в это время находит черты будущего человека в своей среде, но, по его мнению, большинство людей живет обыденной жизнью.