Полная версия
Нехимическая зависимость. Иллюзия свободы
Шанс потерять средства и никогда их не вернуть на ставках, в азартных играх в процентном соотношении достаточно высок. Большая часть организованных казино на “черном рынке” зарегистрирована зарубежом и принадлежить иностранным лицам.
Спор о том, что гемблинг может являться вариантом обсессивно -компульсивного расстройства в сообществе ученых не утихает до сих пор. Имеются отдельные отечественные исследования о личности патологических игроков, однако не изучены особенности формирования и динамика, изменение игрового поведения человека в современных социально – экономических условиях российских реалий. В современной отечественной научной базе мало изучены как социальные факторы влияния на формирование игровой зависимости, так и внутриличностные факторы недостаточно раскрыты в литературных источниках и эмпирических исследованиях.
В. В. Зайцев и А. Ф Шайдулина, А. О. Бухановский в своих исследованиях приводят некоторые черты “истинных” игроков:
–
очень высокий IQ;
–
склонность к трудоголизму с высоким потенциалом внутренней энергии;
–
лабильная, неустойчивая самооценка;
–
высокий уровень критики по отношению к другим;
–
избегание конфликтов с помощью лжи, манипулятивного, авантюрного поведения;
–
высокий уровень общительности и неспособность по-настоящему сопереживать и сострадать другим людям;
–
отсутствие романтической стадии любви;
–
ощущение скуки среди людей;
–
высокий уровень организации мероприятий, событий, ситуаций и низкий уровень исполнительности;
–
иррациональные установки: “деньги нужно тратить, а не копить”, “игра самое привлекательное удовольствие”.
Зарубежные исследователи Ч. Бланко, П. Морейра относят гемблинг к форме обсессивно – компульсивных расстройств, отмечают, что есть общие характеристики гемблинга и обсессивно -компульсивного расстройства, такие как:
–
повторяющаяся, компульсивная вовлеченность в аддиктивное игровое поведение, вопреки последствиям;
–
инстинктивное побуждение, влечение, тяга возникают еще до совершения самого поведенческого акта;
–
присутствует чувство наслаждения, гедонистического удовольствия при осуществлении аддиктивного поведения.
История игровых автоматов уходит корнями в 1930-е годы. Считается, что самый первый настоящий игровой автомат был изобретен Артуром Полином в декабре 1930 г.в США. Он представлял собой аркадную игру под названием “Пинбол”, в которой игрок управляет шариком на поле. Артур сделал этот автомат для своей дочери в качестве подарка на Рождество. За основу своего изобретения, Артур Полин взял старинную игру “Багатель”, которая напоминает бильярд по своему принципу.
В 1940-х гг. игровые автоматы “Пинбол” были поставлены на поток в промышленном производстве, у автоматов появилось электронное табло и “лопатки” для отбивания мяча.
Через сорок лет, подобные автоматы стали появляться в СССР.Советские игры “Цирк”, “Ну, погоди!”, “Удар! …Еще удар!” являлись прототипом американского “Пинбола”. В такие автоматы можно было играть вчетвером, каждый опускал в щель автомата 15 копеек и получал пять попыток посоревноваться с друзьями в ловкости.
И,вроде игры в автоматах безобидны, но те игры, где речь идет о получении дохода, определенного выигрыша в виде финансовых средств, человек начинает терять контроль и меняются мотивы. Так, что же движет человеком? Алчность? Стремление к власти через деньги? Желание финансовой свободы?
Как меняется поведение человека, что происходит с мотивами человека, когда формируется игровая зависимость?
Ц. П. Короленко и Т. А. донских в своем исследовании выделяют ряд признаков аддиктивного поведения человека, склонного к гемблингу:
–высокий уровень вовлеченности, увеличение количества времени в ситуациях игры;
–изменение круга интересов, смена прежних мотивов, постоянные мысли об игре, разговоры об игре, фантазии о комбинациях в игре;
– потеря контроля над поведением, неспособность прекратить игру, как после выигрыша, так и после крупного проигрыша;
–психологический дискомфорт, раздражение, эмоциональные перепады, гнев, агрессия на социальное окружение вне игровой ситуации;
–высокий уровень влечения вернуться в игру из социального взаимодействия;
– наличие абстинентного синдрома, менее выраженного чем у наркозависимых: тошнота, головная боль, бессонница, плохое настроение, низкая концентрация внимания;
–стремление к неоправданному более высокому риску;
–низкая сопротивляемость соблазну при решении завязать с игровым поведением.
Не смотря на то, что мужчины чаще втягиваются в азартные игры и более склонны к рисковому поведению, женская игровая зависимость имеет более тяжелую форму, как и наркомания, алкоголизм.
В отличие от мужчин, женщины попадают в игровую зависимость чаще в зрелом возрасте, независимо от социального положения, чина и статуса. Самой распространенной причиной формирования гемблинга у женщин являются личные проблемы. Игра для женщины, как и алкоголь – способ уйти от проблем.
Согласно исследованию Х. Тавареса, С. Мартинса, Д. Лобо каждый третий патологический игрок – женщина. гемблингу у женщина чаще сопутствует депрессивное расстройство, а у мужчин гемблингу сопутствует алкоголизм.
А. Ю. Егоров, С. А. Игуменов.подчеркивают, что у наркозависимых и гемблеров общими чертами являются: опасения открыто говорить о своей зависимости, чувство глубокого стыда перед собой, чувство вины перед близкими, трудности с эмоциональной саморегуляцией, неспособность в полной мере выражать рационально эмоции, замкнутость и низкая самооценка.
Игроманы находятся в зоне суицидального риска, они не способны воспринимать себя такими, эмоциональная лабильность приводит к аффективным вспышкам, которые могут привести к суициду.
Так, в практике клинических психологов нередко встречаются эпизоды, когда молодые люди – студенты, проиграв крупные суммы денег стыдятся сказать об этом родителям и предпринимают в аффективном состоянии попыти самоубийства. К стратегии самоубийства, игроманы прибегают в ситуациях невозможности перекрыть крупные кредиты, займы. Родственники и близкие зависимых от гемблинга, являются лицами созависимыми и оказываются втянутыми в долги. Разрушается жизнь не только азартного игрока, но и семья,бизнес, планы на жизнь его близкого окружения.
В основе гемблинга лежит игровой цикл, который имеет определенные фазы поведения и формирования иррациональных установок личности:
Фаза воздержанияприсутствует тогда, когда у гемблера нет денег и неоткуда их взять. Ситуация проигрыша может также активировать фазу воздержания. Близкое социальное окружение (мама, папа, жена, дети, родственники) в этой фазе оказывает давление на личность зависимого и он принимает решение “не играть”. В данном периоде гемблер испытывает подавленное настроение, упадок энергии, есть риск впасть в депрессивное состояние.
Далее наступает фаза натиска “автоматических” картинок об игре. У гемблера присутствуют красивые картинки в голове,связанные с игрой, с эйфорией, с выигрышем. Это фаза “искушения”.Мысли об игре, чувстве азарта, соблазнительные картинки выигрыша, словно Дьявол своими иллюзиями и миражами соблазняют личность человека. Устоять гемблеру непросто, потому как, фантазии возникают как спонтанно, так и при предъявлении определенных стимулов. А стимулом сегодня “сорваться” может выступать не только ноутбук, мобильное устройство, но и такой косвенный стимул, как зависть к предмету роскоши или комфорта другого человека. Так, увидев мимо проезжающий эффектный спортивный автомобиль, гемблер ловит себя на мысли, что в игре он может заработать денег на такую же машину. Мысли подкрепляются эмоциями предвосхищения и стимул обретает свою силу и власть над личностью облекшись в уже мотив.
После фазы искушений наступает фаза эмоционального напряжения. Мотив беспокоит азартного игрока и возникает напряженное тоскливое эмоциональное состояние. Плохое настроение сопровождается картинками игры, иногда в этой фазе гемблер может уйти бессознательно, чтобы компенсировать тягу к игре в интеллектуальную деятельность, спорт. Возможно усиление сексуального влечения, как компенсация тяги к игре.
Фаза эмоционального напряжения сменяется фазой принятия решений играть. Зависимый принимает решение играть, продумывая самый логичный план своих действий, который, по его мнению точно приведет к выигрышу. Иллюзия данной фазы в том, что “логичный план” строится на иррациональных установках, которые зависимый не считает иррациональными. С точки зрения гемблера, его мысли правильны, верны и неоспоримы. В данной фазе реструктурировать иррациональные установки зависимого может только специалист, никто из близких не способен оспорить разрушительные установки без специальной подготовки.
Иррациональная установка в основе которой лежит необходимость отыграться коварна и облечена в праведные влечения и мотив, это про желание гемблера снять с себя вину за проигрыши и стремление “очиститься от греха” и долгов.
После фазы принятия решения играть наступаетфаза вытеснения принятого решения. Это еще одна иллюзия свободы нехимической зависимости.
У человека возникает ощущение что снижается интенсивность влечения, как будто он подавляет это желание и возникает “иллюзия контроля”, выравнивается взаимодействие с социальным окружением, на некоторое время улучшается финансовое состояние. Появляется чувство стабильности, безопасности и в определенный момент появляется большая сумма на руках, честно заработанная своим трудом и возникает соблазн “отдохнуть”. Поиграть немножко, всего один раз, выпить алкоголя, расслабиться и гемблер переходит в следующую фазу.
Следующим этапом является фаза реализации принятого решения играть. Эмоциональное возбуждение нарастает и человек, попадает в стадию,которую сам гемблер называет “наваждением”, “трансом”. В психиатрии, похожее явление называется измененным состоянием сознания. В процессе психотерапии, часто можно услышать от гемблера такие фразы: “Я был словно сам не свой, как зомби…”, “Я не мог сопротивляться, словно у меня была подавлена воля…”, “Будто это как во сне происходило со мной….”. В этой фазе любые конструктивные техники оспаривания, возражения, попыток сократовского диалога с самим собой рушатся под натиском иррациональных установок, эмоционального искушения. Иллюзии и миражи выигрыша побеждают и зависимый проигрывает все деньги, что у него есть, влезая в крупные долги и кредиты.
После срыва цикл начинается заново и наступает фаза воздержания.
Не смотря на то, что в основе игровой зависимости лежит поведенческий паттерн, отечественные психиатры практикуют медикаментозное сопровождение зависимых от игры в комплексе техниками и методами немедикаментозного сопровождения – когнитивно -поведенческой терапии. Так, врач – нарколог, вполне обоснованно, после назначения определенных препаратов рекомендует гемблеру обратиться к когнитивно-поведенческому терапевту или клиническому психологу, практикующему поведенческий подход в работе с зависимостями.
Зависимость от ТВ и видеоконтента
Телевизоры обрели свою жизнь благодаря тому, что в 1884 году, немецкий ученый Пауль Нипков создал механическое устройство, которое позволяет раскладывать изображение на линии. Такое устройство представляло из себя крутящийся диск с дырочками, которые были расположены по спирали.
Изобретение превращало светящееся изображение в бегущую строку на экране. Почти волшебство!
Такое устройство стало прообразом телевидения, но до самого первого настоящего телевизора было ещё далеко. Пауль Нипков не стал первым изобретателем телевизора, он создал прообраз.
В феврале 1923 года, некий Джон Лоджи Бэрд, симпатичный шотландский инженер в очках, обсуждал сложности создания телевизионного сигнала с молодым радиолюбителем Виктором Миллсом. Бэрд пожаловался Миллсу: "Телевидение – это видение на расстоянии. Я смог получить изображение, но не могу управлять им из-за слишком большого шума". Тогда Миллс решил помочь Бэрду.
Два изобретателя превратили дом Бэрда в в лабораторию, перетащив туда кучу старого оборудования. Среди этого хлама, Миллс и Бэрд совершили прорыв в области радиотехники.
Это похоже на то, как фанаты мототехники в гаражах, круглосуточно из сомнительного хлама собирают, конструируют очень надёжные и красивые шедевры в виде эксклюзивных мотоциклов. Когда такой мотоцикл проезжает мимо вас, вы удивлённо восклицаете:"Ух ты! Вот это штука, она ещё и едет!".
Так, по воспоминаниям Виктора Миллса, который настраивал оборудование в доме – лаборатории Джона Лоджи Бэрда, в определённый момент, радиолюбитель услышал восторженные возгласы Бэрда:"Оно здесь!".
Благодаря случайному движению руки Миллса, были переданы первые в истории телевизионные изображения, но в итоге, самый первый механический телевизор создал Джон Лоджи Бэрд.
В основе механического телевидения, инженер применил изобретение Нипкова – систему вращающихся дисков с отверстиями, через которые проходит свет. С помощью этих дисков происходит разложение изображения на набор отдельных точек, которые затем передаются на небольшие расстояния.
В середине XX века появляется электронное телевидение, в основе которого используются электронные компоненты: вакуумные трубки или транзисторы для сканирования и вывода изображения. Такая система обеспечивает более высокое качество изображения,чем механическое телевидение.
А известный изобретатель в области телевидения – Чарльз Франсис Дженкинс, в 1925 году даже устраивал публичные трансляции из своей станции W3XK. В прямом эфире он показывал немые фильмы, кукольное шоу и вручение наград известным личностям.
В том же 1925 году, в Лондоне, уже знакомы нам инженер Джон Лоджи Бэрд впервые представляет свое телевизионное устройство в магазине “Selfbridges”. Несмотря на то, что движущееся изображение на экране было низкого качества и передавалось только на короткие дистанции, публика высоко оценила изобретение.
В 1928 году русский учёный Владимир Зворыкин, эмигрировавший в США, представил кинескоп. Устройство представляло из себя электронно-лучевую трубку, которая стала основой электронного телевидения.
С 1930- х годов электронное телевидение начинает свою эпоху развития.
Вторая мировая война становится стимулом для развития телевидения. В области радиоэлектроники, в период Второй Мировой Войны, надежность существующих телевизионных систем возрастает, а после войны начинается полноценный рост телевидения. Появляются свободные ресурсы, возрастает спрос на развлечения. В 1948 г. телевидение становится основным источником информации и развлечения для большинства американцев.
В 1949 году в СССР появляется черно-белый телевизор "КВН-49", с небольшим круглым экраном – 180 мм. в диаметре. Из – за маленького экрана, смотреть такой телевизор неудобно и некоторые смекалистые телезрители стали закреплять перед ним увеличительную линзу, заполненную водой или глицерином. Телевизоры "КВН-49", названные в честь своих изобретателей: Кенигссона, Варшавского и Николаевского, выпускались вплоть до 1962 года.
Черно-белое телевидение постепенно сменилось цветным.
Еще в 1940-х годах Вальтер Брух начинает исследование в области цветного телевидения. Он и разработал технологию, в которой каждый пиксель изображения формируется путем смешивания трех основных цветов (RGB):красный, зеленый, синий.
В 1950 году, в США появилось первое цветное телевизионное вещание, но сам цветной телевизор позволить себе могли немногие, большинство передач всё ещё вещалось в чёрно-белом формате.
В середине 1960-х, компания "Sony"совершает революцию в области цветного телевидения, представив потребителю модель цветного телевизора с кинескопом "Trinitron".
Сегодня телевизоры всех форматов: от стареньких ящиков с выпуклыми экранами до плоских современных экранов уже не удивляют никого. Современное общество сфокусировано на последних моделях мобильных средств – телефонов. Но разговоры о том, что телевидение, как и гаджеты, вызывают привыкание – это давно уже не метафора, а явление, подтвержденное различными серьезными научными исследованиями.
Постоянный просмотр телевидения имеет симптомы, такие же как алкоголизм. Телезритель может обращаться к телевизору за утешением или отвлечением, когда ощущает себя подавленным, а не для того чтобы получить удовольствие от любимой программы.
С. Сассман, М. Б. Моран в своём исследовании в 2013 г. проводят обзор телевизионной зависимости, анализируют негативные последствия оценку, учитывая нейробиологический, когнитивный культурный факторы. С. Сассман отмечает, что человек обращается к просмотру телевизором, для того, чтобы достичь чувства насыщения, но впоследствии он не имеет возможности предсказать, как долго он будет смотреть телевизор, происходит потеря контроля и в результате человек сжигается время, которое можно было потратить на более полезные дела.
Еще в 1954 г. Й. Меерлоо в наблюдении сделал предположение, что телевизионная зависимость, как реальная сущность, является источником "пищи для чувств"и включает в себя генерализованную апатию, пренебрежение обязанностями, негативизм людей, подверженных озабоченности постоянного просмотра ТВ.
В 1980 – х гг. Л. Сджоберг и Р. Манеберг, изучив шведское население представляют похожие результаты о том, что зависимость от просмотра телевизора приводит к апатии, выполнению своих обязанностей и погружению в пустые метания.
В 1982 г. Р. Смит, благодаря анализу в своем исследовании, выявляет небольшую выборку людей, которые идентифицировали себя как телевизионные наркоманы, смотревшие телевизор в два раза больше, чем другие.
По результатам статистики в 2012 г. в США самые популярные формы и досуга остаются просмотр ТВ. Среднестатистический американец тратит около 2.8 часов в сутки на просмотр телевизора.
От просмотра телевизора никто не умирает, однако видеоконтент, транслируемый сегодня имеет огромное влияние на формирование мировоззрения детей,, молодёжи и взрослого населения. Несмотря на то, что телевизионная зависимость считается приемлемой и безопасной. В современных условиях, транслируемый видеоконтент по телевизору (и в сети Интернет, на видео – платформах) является серьезным, рекламным, маркетинговым, психологическим и политическим оружием.
Просмотр телевизора не безобидное развлечение, а инструмент для создания определенных политических, социальных убеждений, например в отношении кандидатов в президенты, расовых стереотипов и формирования, усиления определенного поведения у населения.
Согласно исследованиям Д. Ромера, Д. Кристакиса, Х. Пайка, Р. Ханксона, А. Сигмана и других современных исследователей,с помощью различного видеоконтента происходит формирование у человека повышенной агрессии, или страха стать её жертвой, дефицита внимания и когнитивных функций, гиперактивности поведения, формирование поведения употребления психоактивных веществ, курения сигарет, алкоголя, определенных сексуальных предпочтений, избегания поддержания отношений и низкой удовлетворенности жизни.
Одним из убедительных примеров негативного влияния видеоконтента, транслируемого по телевизору являются особенности освещения в СМИ случаев самоубийств, которые провоцируют волну суицидального поведения у склонных к самоубийству телезрителей.
А. Шмидтке, Х. Хефнер исследовали факты воздействия средств массовой информации на поведение. После того, как по телевидению сообщили о самоубийстве 19-летнего студента на железной дороге в Германии, было отслежено в течении 70-ти последующих дней увеличение числа х суицидов подобным образом у подростков.
В 1987 г. после показа по телевидению Англии мыльной оперы “Eastenders” с эпизодом попытки самоубийства женщины средних лет, по данным исследования С. Платт, количество парасуицидов у женщин средних лет значительно увеличилось, но этого исследования недостаточно для того, чтобы утверждать о прямом влиянии видеоконтента на формирование поведения женщин. Слишком мало исследований, слишком много догадок. Но мы так или иначе сегодня наблюдаем подражание молодежи в одежде, поведении определенным популярным героям фильмов, блоггерам, которые задают тренды в социальном обществе.
Раскрывая результаты своего исследования в 2004 г., Р. Ханкокс отмечает, что, дети в возрасте 8-16 лет, которые смотрят телевизор 4-6 часов в день имеют более высокий индекс массы тела, склонны к ожирению, в отличие детей,которые смотрят телевизор менее 2 часов в день.
С. Грей, М. Уорд в своем исследовании отмечают, что у современных женщин , часто прибегающих к просмотру телевизора, формируется негативное отношение к собственному телу, происходит это в связи с тем, что по телевизору и в социальных сетях транслируется определённый идеализированный эталон женской красоты, который не совпадает с реальной жизнью.
В 2012 г. Й. Веерман считает, что люди которые смотрят телевизор по 6 часов в сутки живут на 4.8 года меньше, тех, кто вообще не смотрит телевизор или прибегает к просмотру редко.
У зависимого от просмотра телевизора, существуют трудности в социально-ролевом взаимодействии. Заядлые телезрители с меньшей вероятностью участвуют в общественных мероприятиях, сокращают просоциальные хобби и чаще посещают бары, рестораны где есть телевизор.
Поскольку, феномен телевизионной зависимости недостаточно изучен, то, как и в случае с другими видами аддиктивного поведения,многие исследователи предполагают, что зависимость от просмотра телевизора возникает из-за отклонений в нейробиологии и формируется в результате социального негативного научения.
Зависимость от телевизора возникает у людей, которые склонны к тревоге, испытывают скуку, трудности с волевым контролем, трудности социального общения, не имеют навыков эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивости. Телевизор является средством для отвлечения от неприятных мыслей и для достижения большей легкости от скуки. Таким образом, просмотр телевизора является способом быстрого дофаминового насыщения на короткий срок.
Компьютерная зависимость, постоянное обращение к коротким просмотрам на видео – платформах, в сети Интернет и социальных сетях так же, как и просмотр телевизора даут дофамин организму на очень короткий срок, но со временем, эффект новизны снижается и увеличивается период потребления видеоконтента, не принося уже такого удовольствия человеку. телевизор превращается в бесполезную привычку, а чувство недовольства, тревога, депрессивное состояние растут.
Всеми любимые известные видео – форматы Reels и Shorts в известных социальных сетях и видео – платформах незаметно формируют у человека любого возраста серьёзное аддиктивное поведение и выступают, как буфер формирования прокрастинации и развития более серьезных и сложных зависимостей химического и нехимического характера, от которых, впоследствии самостоятельно избавиться уже не так просто.
Зависимость от мессенджеров и социальных сетей
Как часто вы "подглядываете"в свой телефон в ожидании нового сообщения или для того, чтобы прочитать переписку в группе, чате?
Попробуйте в течение часа отметить: сколько раз вы проверяете сообщения в социальных сетях и мессенджерах? Результат вас может удивить.
Зависимость от социальных сетей, просмотра новостей и проверки сообщений в мессенджерах настолько прочно вошла в жизнь современного человека, что никого не удивишь тем, что после пробуждения ото сна, утром, почти у каждого из нас есть привычка самым первым действием: посмотреть социальные сети и сообщения в мессенджерах.
Конечно, что плохого в том, чтобы почитать утром новости в телефоне?
Однако, такая привычка может перерасти в компульсивное действие и сформировать, к примеру, не просто зависимость, а номофобию.
Номофобия это – расстройство, зависимость от телефона, которая выражается в страхе остаться без своего гаджета или быть вдалеке от него.
Такое расстройство возникает у современного человека и сопровождается целым спектром неприятных ощущений. Если раньше человек боялся потерять сбережения, кошелек, имущество, то сегодня – телефон, это вся наша жизнь и в нем – целый мир.
Страдающий номофобией испытывает приступ неконтролируемой паники, уровень тревоги, навязчивые мысли если он не может найти свой телефон, или у гаджета заряжается аккумулятор. Чаще всего номофобии подвержены люди от 15 до 35 лет, но современное старшее поколение мужчин и женщин, тоже нередко начинает нервничать, если их телефон пропадает из вида и сегодня, в 55-70 лет человек может искать не только очки, чтобы почитать газету, но и заметно нервничать при поиске своего гаджета.