Полная версия
Хроника концертной жизни города Иваново. Часть I: 1871—1949
Мария Саввишна Морозова https://www.geni.com
⠀
8 февраля
Концертный Зал при Общественном Собрании. Концерт преподавателей музыкального училища М. М. Бановича (скрипка), Д. И. Маевской (пение), Ю. Л. Маевского (рояль), В. И. Чернова (виолончель). В программе: Рахманинов – трио ре-минор, Григ – соната ля мажор, романсы.
9 февраля
В помещении казенной женской гимназии имеет быть КОНЦЕРТ от родительского комитета реального училища для оказания помощи неимущим учащимся VII классов. В концерте примут участие: артисты оперы Зимина А. А. Орловская210 (драматическое сопрано), Ю. С. Даманский211 (тенор), лауреат Московской консерватории А. Е. Миллер (рояль), П. Ф. Раньевский (рассказы).
Во время антракта и по окончании концерта буфет, спорт модерн, японское счастье, волчок и прочие увеселения.
Юрий Степанович Кипоренко-Даманский в роли Германа в опере Чайковского «Пиковая дама»
⠀
20 февраля
Концертный Зал при Общественном Собрании. В понедельник 20 февраля 1917 г. только один концерт скрипача-виртуоза, композитора О. Ф. Тидибель212 и профессора музыки, известного пианиста Н. Л. Розаградского при участии примадонны Петроградского народного дома Е. В. Грановской. Во время исполнения вход в зал безусловно воспрещен.
21 февраля
Дирекция местного отделения Императорского русского музыкального общества с глубокою скорбию извещает о кончине директора Музыкального учлища Ивана Георгиевича Попова, последовавшей 21-го сего февраля в 11 часов вечера.
22 февраля
Концертный Зал при Общественном Собрании. Единственный концерт известной народно-певческой капеллы под личным управлением Юрия Дмитриевича Славянского. Славянско-русский вечер.
2 марта, четверг
Концертный Зал при Общественном Собрании. Литературно-музыкальный вечер при участии поэта К. Д. Бальмонта, премьер-баритона Варшавской казенной оперы Станислава Богуцкого и знаменитого скрипача***. Аккомпанемент любезно приняли на себя З. Млынарский и Ю. Л. Маевский.
5 марта
Концертный Зал при Общественном Собрании. К. Д. Бальмонт прочтет лекцию «Женщины в поэзии и прозе» и собственные стихотворения.
Поэт Константин Дмитриевич Бальмонт в 1917 г. https://ru.wikiquote.org
⠀
12 марта
Императорское Русское Музыкальное общество Иваново-Вознесенское отделение (ИРМО ИВО). Концерт преподавателей музыкального училища М. М. Бановича (скрипка), К. И. Барсковой (рояль), А. А. Шухт-Цабель (скрипка), В. И. Чернова (виолончель) при благосклонном участии С. И. Соколова (альт).
1-е отделение: Гайдн – Квартет «Семь слов спасителя» для 2-х скрипок, альта и виолончели, а) «Боже мой, Боже мой, для чего ты меня оставил», b) «Жажду», c) «Совершилось», d) «Отче, в руки твои передаю дух мой». Исполняют А. Шухт, М. Банович, С. Соколов и В. Чернов. Произведение это относится к эпохе 1761—1790 гг. и было заказано Гайдну в 1789 г. для торжественного богослужения в собор в Кадиксе. Впоследствии квартет переделан в ораторию и шесть замечательных по красоте струнных квартетов.
2-е отделение: Заремба С. (род 1861) – Тема с вариациями для 2х скрипок. Исп. А. Шухт и М. Банович; Сен-Санс – Концерт ля минор для виолончели, исп. В. Чернов, аккомпанирует К. И. Барскова; Шуман – Квинтет.
18 марта213
«Иваново-Вознесенское отделение Императорского Русского Музыкального общества. Вследствие прекращения занятий педагогическим персоналом Дирекция постановила закрыть музыкальное училище на неопределенное время. Половина внесенной платы за учения за второе полугодие возвращается. Председатель дирекции С. И. Соколов, товарищ Председателя М. К. Млынарский, член Дирекции С. А. Сафронов».
Театр и музыка. «14 марта с. г. в зале Общественного собрания, при полном сборе, с редким художественным успехом, прошел литературно-музыкальный вечер, устроенный Польским комитетом в пользу приютов и школ детей беженцев, находящихся на попечении этого комитета. Обещанного г-на Коханского в полной мере заменил любимец московской публики пианист г. Орлов, на котором собственно сосредоточился интерес всего концерта. Удивительное спокойствие, задушевность исполнения в связи с чем-то обаятельно-нежным, женственным и интимным, –отличительные особенности этого большого художника. В богатой красками палитре г-на Орлова масса пианистических средств, которыми он владеет весьма умело и тонко.
Кампанелла (колокольчики) Листа была сыграна с удивительным блеском. Это был сплошной фейерверк, какой-то огненный каскад звуков! Довольно тонко определил свое впечатление от исполнения этой пьесы г-н Бальмонт, также участвовавший в концерте: «его кампанелла – жужжание золотых пчел». Это сравнение я нахожу бесподобным!
С большим интересом заставил себя слушать г-н Бальмонт, который читал много своих произведений.
Г-н Богуцкий (баритон) обладает хорошим голосом и великолепной школой. Развернулся певец лишь во втором отделении: ария из оперы «Страшный двор» Монюшко прозвучала красиво и мощно. Большой успех выпал на долю нового польского гимна «Орлы к полету», повторенного г-ном Богуцким по единодушному требованию всей публики три раза, под аккомпанемент присутствовавшего среди слушателей автора, знаменитого нашего дирижера Э. Млынарского214».
19 марта
Концерт учащихся музыкального училища, посвященный памяти директора Ивана Георгиевича Попова. Сбор с концерта поступит на образование стипендии его имени.
17 апреля
Зал казенной женской гимназии. Н. А. Орлов (ф-но), примадонна Варшавской оперы М. А. Пирвенская (арии из опер: «Тоска», «Мазепа», романсы Гречанинова, Рахманинова), премьер-баритон Варшавской оперы С. Богуцкий (ария из оперы «Демон», романсы Чайковского, Направника), Н. А. Миклашевский.
Распорядители: Е. Д. Семенова, М. К. Млынарский, С. А. Софронов.
11 (24) апреля215
Вчера, 9-го апреля, начались занятия в музыкальном училище местного отделения Р.М.О, после перерыва в занятиях с 17 марта, когда училище неожиданно было закрыто дирекцией. Передают, что во время перерыва несколько лучших учеников училища, обычно участвовавших в концертах, перевелись в г. Ярославль. Нельзя не высказать пожелания, чтобы скорее вошла в нормальную колею жизнь этого крайне ценного культурного учреждения нашего города.
27 мая
Общество «Искусство». 25 мая в музее Д. Г. Бурылина216 состоялось второе общее собрание членов общества «Искусство». На повестке дня собрания: организация 4-х секций в обществе, выборы советов секций и выборы представителей в Совет Общества «Искусство»…От музыкальной секции говорила Архангельская.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
«Владимирские губернские ведомости», 20 июля 1901 г., №29
2
«Владимирские губернские ведомости» 3 сентября 1871 г., №36
3
«Владимирские губернские ведомости» 10 сентября 1871 г, №37
4
Федор Сергеевич Скобенников (1829 – 1888) – купец 2-й гильдии г. Иваново-Вознесенска. Погребен на кладбище при Крестовоздвиженской церкви.
5
«Владимирские губернские ведомости» 24 марта 1872 г, №12
6
«Владимирские губернские ведомости» 3 августа 1873 г, №31
7
«Владимирские губернские ведомости» 7 сентября 1873 г, №36
8
Сергей Никонович Гарелин (1832—1884) – купец и общественный деятель, потомственный почетный гражданин, один из владельцев Товарищества «Никона Гарелина и Сыновья». Был средним сыном Никона Мефодьевича, одного из самых известных фабрикантов села Иванова. https://ivgoradm.ru
9
«Владимирские губернские ведомости» 28 ноября 1875 г, №48
10
Сергей Дмитриевич Смирнов (1848 – 1909) – предприниматель, химик, издатель, общественный деятель Иваново-Вознесенска. Происходил из крепостных крестьян Тульской губернии. Окончил Императорское техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана) в 1868 г. по химическому отделению. Работал преподавателем в училище для детей мастеровых и рабочих в Вознесенском посаде. В 1881 г. открыл в Иваново-Вознесенске химический завод, который снабжал химикатами предприятия города. Доходы от предпринимательской деятельности тратил преимущественно на общественные нужды, в частности, с 1894 по 1905 год издавал в Иваново-Вознесенске убыточную газету под названием «Бюллетень Российского телеграфного агентства», кроме того, покупал на свои собственные средства книги для Иваново-Вознесенской публичной библиотеки. С 1873 г и до конца жизни являлся секретарем Иваново-Вознесенского отделения Императорского Русского технического общества. – К. Е. Балдин. «Сергей Смирнов – забытый провинциальный культуртрегер (конец XIX—начало XX в.)». Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований, №1—2, 2016 г. https://cyberleninka.ru
11
Василий Викторович Демидов (1840 – 1908) – предприниматель, театральный деятель, внесший большой вклад в развитие театрального искусства в г. Иваново. Сын лухского огородника, он содержал трактир и торговал лесом. С отроческих лет играл в спектаклях провинциальных театров. В начале 1870-х гг. обосновался в Иваново-Вознесенске, где арендовал старый фабричный корпус на углу Старой Волостной (сейчас Садовой) улицы и открыл в нем театр. Сперва в спектаклях участвовали друзья Демидова и он сам, в качестве режиссера и актера. Со временем, Демидов сплотил вокруг себя группу любителей драматического искусства. Выручка от сборов, нередко целиком передавались в пользу бедноты или на нужды училища для детей рабочих. Ободренный успехом, в 1890-х гг. Демидов на собственные средства построил летний театр в центре рабочего местечка Ямы (сейчас перекресток улиц Калинина и Громобоя). Здание имело партер, амфитеатр, ложи, балкон и галерею и вмещало свыше 750 зрителей. В 1906 г. было снесено. В память о Демидове одна из улиц бывшего местечка Ямы носит его имя. http://www.ivanovograd.ru/history; https://www.isuct.ru
12
«Владимирские губернские ведомости» 15 апреля 1877 г., №15
13
Всемирная выставка 1876 г. —всемирная международная выставка, впервые проводившаяся за пределами Европы – в Филадельфии (США). Её проведение совпало с празднованием столетия принятия Декларации независимости США. Открывали выставку президент Улисс Грант и бразильский император Педру II. На ней публике впервые были продемонстрированы факел незавершённой статуи Свободы, телефон Александра Белла и печатная машинка «Ремингтон 1». В числе участников из Российской империи был жанровый живописец Алексей Аввакумович Наумов. В общей сложности выставку посетили почти 10 млн человек
14
«Владимирские губернские ведомости» 10 сентября 1876 г., №37
15
«Владимирские губернские ведомости» 17 декабря 1876 г., №51
16
«Владимирские губернские ведомости» 2 декабря 1877 г., №48
17
«Владимирские губернские ведомости» 10 февраля 1884 г, №6
18
«Владимирские губернские ведомости» 21 февраля 1884 г, №8
19
Василий Товбич – скрипач. Окончил Московскую консерваторию, где обучался с 1867 г. по 1872 г. https://www.mosconsv.ru
20
«Владимирские губернские ведомости» 2 марта 1884 г, №9
21
«Владимирские губернские ведомости» 18 января 1885 г, №3
22
«Владимирские губернские ведомости» 19 апреля 1885 г, №16
23
«Владимирские губернские ведомости» 2 января 1887 г., №1
24
«Владимирские губернские ведомости» 30 января 1887 г., №5
25
«Владимирские губернские ведомости» 27 февраля 1887 г., №9
26
«Владимирские губернские ведомости» 27 февраля 1887 г., №9
27
«Владимирские губернские ведомости» 1 мая 1887 г, №18
28
«Владимирские губернские ведомости» 6 января 1889 г, №1
29
«Владимирские губернские ведомости» 1 декабря 1889 г, №48
30
«Владимирские губернские ведомости» 27 апреля 1890 г, №17
31
«Владимирские губернские ведомости» 2 марта 1890 г., №9
32
«Владимирские губернские ведомости» 21 декабря 1890 г., №51,
33
«Владимирские губернские ведомости» 15 марта 1891 г., №11
34
«Владимирские губернские ведомости» 5 апреля 1891 г., №14
35
«Владимирские губернские ведомости», 27 марта 1892г., №13
36
Голод в России 1891 – 1892 годов – экономический и эпидемический кризис, охвативший осенью 1891 – летом 1892 годов основную часть Черноземья и Среднего Поволжья (17 губерний с населением 36 млн человек).
37
«Владимирские губернские ведомости», 24 апреля 1892г., №17
38
«Владимирские губернские ведомости» 14 января 1894 г, №2
39
«Владимирские губернские ведомости» 13 января 1895 г., №2
40
«Бюллетень Российского телеграфного агентства». Иваново-Вознесенск, 31 декабря 1896 г.
41
Адель Федоровна Кнорре (Серпухов 1867 – Тулуза 1951) – певица, старшая сестра Евгения Федоровича Кнорре. Училась игре на фортепьяно и оперному пению в консерватории Санкт-Петербурга, совершенствовалась в Париже. С 1899 г. – учительница в музыкальной школе г. Николаева. Вышла замуж за уроженца Либавы (сейчас Liepaja в Латвии) В. И. Вейса и в 1908 г. переселилась с ним в Либаву, где продолжала преподавать музыку в школах и давать уроки пения до 1930 г. Позже вместе c дочерью переехала во Францию. Пинигин Г. И., Эраль С. Ф. Династия астрономов Кнорре. – Николаев: Издательство Ирины Гудым, 2009. – 148 с
42
Евгений Федорович Кнорре (1870—1937) – скрипач, дирижер, сын архитектора Фёдора Карловича Кнорре. Один из создателей и энтузиастов образованного в Иваново-Вознесенске «Кружка любителей музыки». Дирижер небольшого оркестра, созданного им при «Кружке». В 10-х и 20-х годах XX века Е. Ф. Кнорре преподавал игру на скрипке в Ивановском музыкальном училище. В Хронике есть упоминания о том, что Е. Ф. Кнорре работал также в оркестре Московского Большого театра. Ю. Л. Ефимов, Ивановское музыкальное училище – Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1979. https://www.geni.com;
43
Теодор (Федор) Лемба (1876—1962) – эстонский пианист. Родился в семье музыкантов. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу фортепиано (1901). Концертировал в Западной Европе и в России. Преподавал в Рижской музыкальной школе, директором и совладельцем которой он был, в Петроградской и Таллиннской консерваториях. В 1944 г. уехал в Германию, откуда в 1949 г. эмигрировал в США.
44
Русская музыкальная газета, 1898, №1
45
Павел Фёдорович Хомутов (1856 – 1919) – государственный деятель, действительный статский советник (1901). Из дворянского рода Хомутовых. Участник Русско-турецкой войны и сражения под Плевной. С 1892 по 1900 гг. председатель Кинешемской земской уездной управы и Кинешемский уездный предводитель дворянства Костромской губернии. С 1901 г. – Вятский, с 1904 г. – Казанский губернатор.
46
«Владимирские губернские ведомости», 20 июля 1901 г., №29
47
«Владимирские губернские ведомости», 20 июля 1901 г., №29
48
«Владимирские губернские ведомости», 14 января 1900 г., №2
49
Николай Арсеньевич Ясюнинский (1956—1912) – русский промышленник. Член правления, а затем директор «Товарищества Мануфактур Ясюнинских». В 1900 г. участвовал в международном жюри экспертов Всемирной промышленной выставки в Париже. Награждён орденом Почётного легиона. В 1906 г. избран членом Государственного совета от Владимирского земства. Был женат на М. Полушиной, дочери иваново-вознесенского фабриканта. Детей не имел.
50
«Владимирские губернские ведомости», 18 июня 1899 г., №25
51
Васильевское – село в Шуйском районе Ивановской области России. Административный центр Васильевского сельского поселения. Расположено в 19 км к северо-востоку от города Шуя на автодороге Шуя – Родники. До 1917 г. являлось центром Васильевской волости Шуйского уезда Владимирской губернии. Население в 1897 году – 1104 чел. Село Васильевское стояло на перекрестье торговых путей: из Москвы к Волге, на Русский Север и в Сибирь, из Санкт-Петербурга в Нижний Новогород, в Казань. Здесь устраивались крупные ярмарки. В 1830 г. через Васильевское в Болдино проследовал А. С. Пушкин. По легенде, он переночевал в Васильевском в доме купца Литвинова. https://valuh.livejournal.com
52
«Владимирские губернские ведомости», 2 февраля 1901 г., №5
53
«Владимирские губернские ведомости», 8 февраля 1902 г., №6
54
«Русская музыкальная газета», 9 декабря 1901 г., №49, стр. 1262:
55
Елена Яковлевна Цветкова (урожденная Барсова; 1871—1929) – оперная певица (лирико-драматическое сопрано). Родилась в семье священника. Окончила Московскую консерваторию в классе Е. Лавровской (1892). В апреле 1893 г. дебютировала на сцене Большого театра, но, несмотря на большой успех, не была принята в труппу. Выступала в московских частной русской опере С. Мамонтова, Товариществе частной русской оперы, Опере С. Зимина.
56
Елизавета Григорьевна Азерская (урождённая Платоновская; 1868—1946) – оперная и камерная певица (меццо-сопрано). Жена оперного певца Степана Трезвинского. В 1897—1918 гг. – солистка московского Большого театра. Выступала также как камерная исполнительница, в том числе в концертах Кружка любителей русской музыки (Москва). С 1918 года занималась преподавательской деятельностью.
57
«Владимирские губернские ведомости», 7 июня 1902 г., №23
58
«Бюллетень Российского Телеграфного Агентства»
59
Василий Сергеевич Севастьянов (1875—1929) – артист оперы (драматический тенор), камерный певец. Пению обучался в Милане на средства российского антрепренера А. Церетели. Выступал на оперных сценах в Харькове (антреприза А. Церетели), Киеве, Ростове-на-Дону. Был солистом московского Большого театра, Петербургского Мариинского театра, Товарищества русской частной оперы, режиссером в петербургском Театре музыкальной драмы, после 1917 года работал в театрах Загреба, Любляны, Бухареста. https://www.kino-teatr.ru
60
Анна Петровна Киселевская (1876 – 1958) – оперная артистка (лирико-драматическое сопрано). Иногда выступала под псевдонимом – Соколова Анна. Племянница известного драматического артиста И. П. Киселевского. Обучалась в Московской консерватории (класс У. Мазетти). Пела в Большом театре (1903 – 1909), выступала в Одессе, Киеве, в Оперном театре Зимина, в спектаклях Итальянской оперы в Петербурге. Начиная с 1902 года была частой участницей камерных концертов Кружка любителей русской музыки. Осуществляла граммофонные записи. Её дочь также стала оперной певицей – Наталья Ивановна Соколова (Киселевская; 1906—1964), в 1924 году ставшая первой женой певца С. Я. Лемешева.
61
Леонид Александрович Радеев (псевдоним Леонидов) – артист оперы (баритон). С 1894 г. выступал в петербургском театре сада «Аркадия». С 1897 г. обучался пению в Московской консерватории, по окончанию которой выступал на оперных сценах городов России. В 1915 г. гастролировал в Лондоне. http://enc.permculture.ru
62
Ольга Робертовна Павлова (урожденная Кернбах, в некоторых источниках Пест) – оперная и камерная певица (меццо-сопрано). Пению обучалась в Московской консерватории в классе У. Мазетти. Работала в Большом театре (1904—1918), участвовала в «Русских сезонах за границей» С. Дягилева в Париже. https://www.biografija.ru
63
Иосиф Исаакович Пресс (1881—1924) – виолончелист. Окончил Московскую консерваторию по классу виолончели. С 1898 года концертировал как солист и ансамблист. Выступал в концертах с Ф. Шаляпиным. Его исполнение отличалось музыкальным вкусом, певучим тоном. Лауреат конкурса виолончелистов в честь 50-летия Московского отделения Русского музыкального общества (1911). Работал профессором Петроградской, Киевской, Одесской консерваторий. В 1921 году уехал в США.
64
Дмитрий Александрович Агренев-Славянский (настоящая фамилия Агренев; 1834—1908) – певец и хоровой дирижёр, собиратель народных песен. Учился вокалу в Москве у чешского хормейстера Р. Славика и в Санкт-Петербурге у Ф. Риччи, а затем в Италии. Концертировал с русскими народными песнями. В 1868 г. основал смешанный хор «Славянская капелла», взяв себе соответствующий псевдоним. Артисты выступали в стилизованных под XVI – XVII века костюмах. С 1869 г. капелла гастролировала за рубежом. Подбором и обработкой фольклорного материала для репертуара занимался вместе со своей женой О. Агреневой-Славянской (1847—1920).
65
Маргарита Дмитриевна Агренева-Славянская (1880—1964) – певица (сопрано), хоровой дирижёр, руководитель смешанного хора «Славянская капелла». Младшая дочь Д. Агренева-Славянского. Пела в хоре своего отца. После его смерти в 1908 году хор разделился на две части. Руководителем одной из них стала Маргарита, а другой – её брат Юрий. Вместе с хором гастролировала за рубежом. В 1922 г. оставила руководство хором, затем эмигрировала из России. Жила в Китае, в 1931 году переехала в США. Там основала хор из 150 певцов, выступала с ним до 1960-х годов.
66
Владимир Григорьевич Барский (1866—1936) – режиссёр и актёр. Окончил Московское реальное училище и Императорское Московское техническое училище. С 1892 года – режиссёр и актёр ряда театров, в 1899—1917 годах работал режиссёром и актёром драматического театра в Иваново-Вознесенске. Известен зрителям по роли командира Голикова в фильме Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» (1925 г.)
67
«Русская музыкальная газета», 8—15 июня 1903 г., №23—24
68
Русская музыкальная газета, 1904 9 мая, No 18—20
69
Филипп Алексеевич Рыбаков (06.12.1866—06.11.1935) – закройщик и предприниматель г. Иваново-Вознесенска, дед Евгения Павловича Иванова – автора данной Хроники. Образование получил домашнее. Обучался делу закройщика в Москве у Шнейдера. В 1891 г. основал свою мастерскую в Иваново-Вознесенске Открыл магазин для приема заказов в собственном доме на улице Соковской, позднее, в 1911 г. им был открыт модный магазин мужского, дамского, детского, а также форменного платья (Торговые ряды, Федоровская улица). Один из магазинов Ф. А. Рыбакова располагался в здании Иваново-Вознесенской городской управы (это здание сохранилось, современный адрес: г. Иваново, пл. Революции, д.4). Имел награды на выставках: большая серебряная медаль в Риме, большая золотая медаль в Париже и Санкт-Петербурге, похвальный отзыв в Иваново-Вознесенске. Ф. А. Рыбаков – один из двух жителей Иваново-Вознесенска, статьи о которых вошли в юбилейное историческое и художественное издание «Трехсотлетие царствования Дома Романовых» (М., 1913., с 577). После революции имущество Ф. А. Рыбакова и его семьи было конфисковано, а сам он арестован, но через некоторое время выпущен благодаря заступничеству М. В. Фрунзе. Похоронен на кладбище Балино.
70
«Русская музыкальная газета», 1904, No 1