Полная версия
Хроника концертной жизни города Иваново. Часть I: 1871—1949
71
Русская музыкальная газета 4 января 1904 г., №1
72
Константин Николаевич Игумнов (1873—1948) – русский и советский пианист и педагог. Народный артист СССР (1946). Родился в г. Лебедянь (ныне в Липецкой области), в купеческой семье. Окончил Московскую консерваторию в классе А. Зилоти, затем П. Пабста. Одновременно учился в Московском университете —сначала на юридическом, потом на историко-филологическом факультете (1892—1895). Имел почётный отзыв на Международном конкурсе пианистов им. Рубинштейна в Берлине (1895). Профессор Московской консерватории (1899). По отзывам современников, для него были типичны слегка приглушенная динамика, мягкое туше, певучий, бархатный звук, благородство интерпретации. После Октябрьской революции вошёл в состав Музыкального совета при Наркомате просвещения. Участвовал в реформе музыкального образования: в Московской консерватории были созданы курсы эстетики, истории культуры, истории литературы, введён класс камерного ансамбля. С 1918 г. руководил фортепианным отделом, затем исполнительским факультетом консерватории. В 1924 г. был избран на пять лет директором.
73
Андрей Маркович Лабинский (1871 или 1872 – 1941) – оперный и камерный певец, лирико-драматический тенор. Заслуженный артист РСФСР (1924). Окончил Петербургскую консерваторию (1899) по классу сольного пения профессоров С. Габеля и В. Самуся. Обладал ровным, гибким голосом приятного мягкого тембра и широкого диапазона. Солист Мариинского, затем Большого театров. Преподавал в Московской консерватории. Имел необыкновенную популярность, особенно среди женской половины любителей оперного искусства. Погиб во время бомбардировки Москвы в августе 1941 года вместе со своей семьей.
74
Иосиф Аркадьевич Левин (1874, Орел – 1944, Нью-Йорк) – пианист, педагог. Профессор II степени (1903). Окончил Московскую консерваторию (1892) у В. Сафонова, совершенствовался у А. Г. Рубинштейна в Дрездене. Один из крупнейших пианистов-виртуозов 1-й половины XX в. Лауреат 2-го Международного конкурса пианистов имени А. Рубинштейна в Берлине (1895). Преподавал в России и за рубежом. Оказал большое влияние на формирование американской фортепианной школы. https://www.mosconsv.ru
75
«Владимирские губернские ведомости»
76
«Владимирские губернские ведомости», 23 апреля 1904, №17
77
Мария Андреевна Дулова (урождённая Буковская; 1873—1967) – певица (сопрано), педагог. Княгиня, жена скрипача, князя Георгия Дулова, мать арфистки Веры Дуловой.
78
Ядвига Феликсовна Залесская-Мазуровская (урождённая Ивановская; 1869— 1944) – польская пианистка.
79
«Русская музыкальная газета», 18—25 мая 1905 г., №21—22:
80
Александр Борисович Гольденвейзер (1875—1961) – пианист; народный артист СССР (1946). Создатель одной из крупнейших советских пианистических школ, активный участник перестройки музыкального образования и разработки современной системы подготовки музыкантов в СССР. Выступал как солист и ансамблист (в том числе в составе Московского трио, заменяя пианиста Д. Шора). Концертировал до 1956 года. Был близок с писателем Л. Толстым, с которым познакомился благодаря увлечению шахматами. Ректор Московской консерватории (1922—24 и 1939—42 гг.).
81
«Владимирские губернские ведомости»
82
Степан (Стефан) Григорьевич Власов (1854—1919) – оперный певец (бас); заслуженный артист Императорских театров. Обучался пению в Московской консерватории у Дж. Гальвани и Э. Тальябуэ (1882), совершенствовал своё мастерство в Вене и позже Италии. Работал в Московской частной русской опере С. Мамонтова, Большом театре, антрепризе А. Эйхенвальда.
83
Евгения Ивановна Збруева (1867/68—1936) – оперная певица (контральто), дочь композитора П. П. Булахова. Заслуженная артистка Республики (1922). Музыкальное образование получила в Московской консерватории по классу Е. А. Лавровской. Работала в труппе Московской императорской оперы и в Мариинском театре.
84
Мария Григорьевна Цыбущенко (1872—1929) – певица (колоратурное сопрано). Обучалась пению в Московской консерватории в классе С. Сонки (1893). Работала солисткой московского Большого театра. Обладала сильным голосом «серебристого» тембра и широкого диапазона. Преподавала в Московской консерватории и Музыкальном училище им. Гнесиных. https://persons-info.com
85
Николай Артемьевич Шевелев (1874—1929) – певец, артист оперы (лирико-драматический баритон). Окончил Киевское реальное училище, пел в хоре, организованном знатоком русских народных песен Т. Филипповым. Выступал в Петербурге, Киеве, во многих провинциальных оперных театрах. В 1919—1922 гг. солист оперного театра в Тифлисе. Гастролировал за рубежом. Обладал выдающимся по силе и красоте голосом мягкого «бархатного» тембра, увлекал слушателя своим голосом и поистине молодецкой удалью. В 1913 г. построил на свои средства санаторий для артистов в Сочи. С артистом дружил и отдыхал у него в Сочи Ф. Шаляпин. https://www.kino-teatr.ru
86
Михаил Провович Садовский (1847—1910) – театральный актёр. Был женат на актрисе Ольге Осиповне Садовской. В 1869 году дебютировал на сцене Малого театра.
87
Ольга Осиповна Садовская (1849—1919) – актриса; заслуженная артистка Императорских театров (1911). В юности готовилась стать пианисткой и обучалась пению. В 1867 г. случайно выступила в спектакле «Артистического кружка» «В чужом пиру похмелье», после чего осознала своё призвание к сцене. Была замужем за актёром М. П. Садовским.
88
Елена Константиновна Лешковская (настоящая фамилия – Ляшковская; 1864—1925) – актриса; народная артистка Республики (1924). Индивидуальность актрисы определилась в комедийных ролях: она ярко играла светских «хищниц», кокеток, интриганок, раскрывая их внутреннюю опустошённость и лицемерие. Гибкий тремолирующий голос актрисы передавал скрытую нервную силу, выражал душевные движения. Игра Лешковской в роли Иоланты («Дочь короля Рене» Генриха Герца, 1888) вдохновила Чайковского на создание оперы «Иоланта».
89
«Ивановский листок» №184 от 11 октября 1906 г.
90
Феликс Антонович Ошустович (1870—?) – русский оперный певец (лирико-драматический тенор) и вокальный педагог. Обладал сильным и ровным во всех регистрах голосом обширного диапазона. Обучался пению в Киевском музыкальном училище у И. Кравцова. Выступал в различных городах Российской империи. Искусство певца высоко ценили Чайковский и Римский-Корсаков.
91
«Иваново-Вознесенский вестник», 3 января 1907 г., №4
92
«Иваново-Вознесенский вестник», 29 декабря 1906 г., №1
93
«Иваново-Вознесенский вестник», 30 декабря 1906 г., №2
94
«Иваново-Вознесенский вестник», 4 января 1907 г., №5
95
«Иваново-Вознесенский вестник», 5 января 1907 г., №6
96
Александр Яковлевич Порубиновский (1876, г. Сумы – 1941, Алатыр, исправительно-трудовой лагерь) – оперный певец (бас). Окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (1900), стажировался в Италии (1907). Солист оперных театров городов России, в т. ч. С.-Петербурга, Москвы, Харькова, Екатеринбурга, Перми, Баку. В 1918—35 преподавал вокал в музыкальных техникумах Ленинграда. Дважды подвергался репрессиям (1935 и 1941), реабилитирован в 1956 г. http://enc.cap.ru
97
«Иваново-Вознесенский вестник», 3 января 1907 г., №4
98
(«Иваново-Вознесенский вестник», 10 января 1907 г., №9).
99
«Иваново-Вознесенский вестник», 6 января 1907 г., №7
100
«Иваново-Вознесенский вестник», 12 января 1907 г., №11
101
«Иваново-Вознесенский вестник», 13 января 1907 г., №12
102
Василий Васильевич Гепецкий (Добров-Гепецкий) (1872 – не ранее 1914) – русский оперный певец (бас). Сын священника. Обучался пению в Московской консерватории под руководством Е. Лавровской (1889 – 1895). Выступал на сценах провинциальных театров, затем – солист московского Большого театра (1904 – 1906). Позднее пел в московском театре Солодовникова (1907 – 1908) и Перми (1912 – 1913).
103
«Иваново-Вознесенский вестник», 23 января 1907 г., №20
104
«Иваново-Вознесенский вестник», 24 января 1907 г., №21
105
«Иваново-Вознесенский вестник», 26 января 1907 г., №23
106
«Иваново-Вознесенский вестник», 1 февраля 1907 г., №28
107
«Иваново-Вознесенский вестник», 9 марта 1907 г., №57
108
Мария (Марья) Александровна Михайлова (в замужестве Ван Путерен; 1864—Пермь) – русская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано).
109
Мария Николаевна Гамовецкая (1869 или 1868 – 1935 или 1941) – скрипачка, педагог. Окончила Московскую консерваторию (1889г., класс Л. Ауэра). Одна из первых концертирующих женщин-скрипачек. Свыше 20 лет успешно гастролировала по городам России и Западной Европы. Вместе с М. А. Михайловой осуществила записи грампластинок (1905). С 1912 преподавала в Московской консерватории (профессор с 1926). Сыграла значительную роль в сохранении и развитии традиций скрипичной школы Ауэра. https://www.conservatory.ru
110
«Иваново-Вознесенский вестник», 12 марта 1907 г., №60
111
Иосиф (Йозеф Казимир) Гофман (1876, Подгуже близ Кракова – 1957, США) – американский пианист и композитор польского происхождения. На рубеже веков Гофман был одним из самых известных и востребованных пианистов в мире: его концерты с огромным успехом проходили в Великобритании, России, США, Южной Америке, везде с аншлагами. На одной из серий концертов в Санкт-Петербурге он поразил публику, сыграв за десять выступлений более двухсот пятидесяти различных пьес.
112
«Иваново-Вознесенский вестник», 17 марта 1907 г., №64
113
Дмитрий Иванович Бухтояров (1866 – 1918) – оперный певец (бас). окончил Петербургскую консерваторию (1896, класс С. И. Габеля). Солист Мариинского театра (Петроград, 1897—1917). Широкий диапазон голоса и отличное владение им, мастерство перевоплощения давали певцу возможность обращаться к разнообразным произведениям русской и зарубежной музыки. Часто гастролировал на провинциальной сцене. https://www.musenc.ru
114
Евгения Владимировна Лучезарская (1881 – после 1929) – оперная певица (меццо-сопрано). Окончила Санкт-Петербургскую консерваторию. Пела в Народном доме в Санкт-Петербурге, Большом театре в Москве, Городском театре в Одессе. С 1918 выступала за рубежом. После Второй мировой войны по одним данным, вернулась в Кишинев и возглавила там вокальную кафедру в консерватории, по другим – осталась в Бухаресте, где и скончалась. https://www.kino-teatr.ru
115
«Иваново-Вознесенский вестник», 22 марта 1907 г., №68
116
«Иваново-Вознесенский вестник», 27 марта 1907 г., №72
117
Марина (Мария) Михайловна Скибицкая (1884 – 1943) – актриса оперы (меццо-сопрано), педагог. Родилась в Казани в семье крестьянского происхождения. До1907 г. училась пению в Московском музыкально-драматическом училище. Наиболее яркие периоды сценической деятельности М. М. Скибицкой связаны с Киевом, где она была оперной примадонной и любимицей публики. Была также солисткой оперных театров других городов, в том числе выступала в московском Большом театре. Принимала участие в камерных концертах, исполняла народные песни и романсы. С 1938 года – профессор Саратовской консерватории.
118
«Иваново-Вознесенский вестник», 3 апреля 1907 г., №78
119
«Иваново-Вознесенский вестник», 17 апреля 1907 г., №90
120
Ивановский листок 9 декабря 1907 г. №268
121
«Ивановский листок» 20 января 1908 г., №16
122
Александр Андреевич Архангельский (1846 – 1924) – хоровой дирижёр и композитор. Заслуженный артист РСФСР (1921). Окончил Пензенскую духовную семинарию, где руководил архиерейским хором. Был регентом в Пензе, затем в Петербурге. С 1872 года состоял в Петербургской певческой капелле. Преподавал пение в Александровском лицее. Организовал в 1880 г. в Петербурге смешанный хор, обладавший обширным репертуаром и высокой музыкальной культурой. В практике церковного пения Архангельский сделал нововведения, заменив в церковных хорах детские голоса мальчиков на женские голоса. Написал две оригинальные литургии, всенощную и до 80 миниатюр. Последние два года своей жизни прожил в Праге, где работал со студенческим хором.
123
«Ивановский листок» 26 августа 1908 г., №184
124
Евгения Ивановна Збруева (1868—1936) – оперная певица (контральто), дочь композитора П. Булахова. Заслуженная артистка Республики (1922). Окончила Московскую консерваторию по классу Е. Лавровской. С 1894 состояла в труппе Московской императорской оперы, на партиях первого контральто. Выступала в Мариинском театре (1905—1918) где была первой исполнительницей партий Марфы в опере «Хованщина» и Солохи в опере Чайковского «Черевички». https://ru.wikipedia.org
125
Александр Ильич Зило́ти (1863, Харьков – 1945, Нью-Йорк) – русский пианист, дирижёр и музыкально-общественный деятель, педагог. https://ru.wikipedia.org
126
Вера Николаевна Петрова-Званцева (урождённая Петрова; 1875—1944) – оперная певица (меццо-сопрано); заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Муж: оперный певец Н. Званцев, настоящая фамилия которого Званцов. Обладала голосом широкого диапазона, большой силы и необычайной лёгкости; отличалась ярким драматическим талантом и темпераментом, искусством перевоплощения. Наиболее близки ей были сильные, драматические образы. Певицу называли «Шаляпиным в юбке».
127
Иосиф Михайлович Миклашевский (1882—1959) – музыковед, пианист. В 1913 году сдал экзамены в Санкт-Петербургской консерватории на звание «свободного художника». Брал уроки по фортепиано у М. Бариновой. Был директором музыкального института в Петрограде (1913—1918). Выступал как пианист и лектор. https://ru.wikipedia.org
128
Гартевельд (правильнее Хартевельд) Вильгельм Наполеонович (Юлиус Наполеон Вильгельм; 1859, Стокгольм – 1927, там же) – композитор и дирижёр. По национальности швед. Окончил Лейпцигскую консерваторию. В 1882—1918 жил в России. https://dic.academic.ru
129
Александр Николаевич Дракули (1876—1949) – оперный певец (бас) и антрепренер. Окончил Московскую консерваторию (1899) Выступал в том числе в Большом театре (1901—1902 гг.). После революции работал во Франции. https://www.kino-teatr.ru
130
Ада (Адда) Адамовна Корвин (настоящая фамилия Юшкевич,? —1919) – драматическая актриса и танцовщица. Училась в школе Гармонической гимнастики Э. Жака-Далькроза в Хеллсрау в Германии. Принимала участие в гастрольной поездке труппы Мейерхольда в 1908 г., в Териокской антрепризе 1912 г. Выступала на сцене Троицкого театра миниатюр, в Студии Доктора Дапсртутто. – Ю. Е. Галанина. Неизвестные материалы Л. Д. Блок в рукописном отделе ИРЛИ. http://lib2.pushkinskijdom.ru
131
Антон (Антон-Карл) Владиславович Секар-Рожанский (1863—1953) – русский оперный певец (тенор); первый исполнитель партии Садко в опере Римского-Корсакова. Окончил Варшавский университет и Петербургскую консерваторию. Выступал в антрепризах. После 1917 года пел в концертах для рабочих в разных городах. Преподавал в оперном классе Московской и Варшавской консерваторий. С 1940 жил в Люблине, преподавал в музыкальной школе.
132
Валентина Николаевна Шацкая (при рождении Демьянова, 1882—1978) – пианистка и педагог, основоположница музыкально-эстетического воспитания в СССР. Окончила Московскую консерваторию (класс Сафонова, 1905 г.), гастролировала по России и странам Европы. Занималась организацией воспитания и обучения детей совместно с мужем – самодеятельным воспитателем и педагогом С. Т. Шацким. С 1937 по 1939 г. являлась и. о. директора Московской консерватории.
133
Открыт в 1913 г. на углу улиц Петровской (в Советское время – проспект Энгельса) и Негорелой (ул. Советская), позже переименован в «Арс». Снесен во время реконструкции проспекта Энгельса в 1971. – М. Х. Шиканова «Кино и годы», Рабочий край, 27 августа 1969 г.
134
Павел Григорьевич Иванов-Пожарский (06 января 1896 – 1942) – виолончелист, преподаватель музыки и пения, военный капельмейстер, техник-интендант 2 ранга. Родился в Иваново-Вознесенске Шуйского уезда Владимирской губернии. В 1926 г. окончил Ивановское музыкальное училище по классу виолончели и по классу пения и хорового дирижирования. До 1939 г. работал преподавателем музыки и пения, а также руководителем художественной самодеятельности в учебных заведениях г. Иваново. В 1939 г. был мобилизован в Красную Армию в качестве капельмейстера. Начало Великой Отечественной войны встретил, находясь вне дома, на службе. Погиб на Ржевском фронте в 1942 г. Иванов Е. П. Музыки верный солдат. Воспоминания: Целое тридцатилетие музыкальной жизни г. Иваново называют теперь эпохой Евгения Павловича Иванова / Евгений Павлович Иванов. – [б. м.]: Издательскиерешения, 2021. – 408 с. ISBN 978-5-0055-3375-3
135
Ю. Л. Ефимов «Ивановское музыкальное училище» http://ivmu.ru/content/201407260307KNIGA%20EFIMOVA.doc
136
Дом О. А. Селивановской (современный адрес: Иваново, ул. Маяковского, 9) построен в XIX веке. В 1901 году перестроен под квартиры по проекту архитектора С. В. Напалкова, при этом надстроен второй этаж. С 1910 года здание использовалось как клуб. В 1913—1917 годах здание занимала частная женская гимназия П. А. Диомидовской. В советское время школа №47. https://domofoto.ru
137
Марфа Андреевна Пророкова (1886, Киев – 1964, Москва) – российская советская певица (мецо-сопрано), вокальный педагог. Мать известного художника Бориса Ивановича Пророкова. После смерти отца с 1903 г. жила в Орехово-Зуево, а затем в Иваново-Вознесенске. В 1907 г. вышла замуж за известного в городе любителя музыки Ивана Мефодьевича Пророкова. Окончила Московскую консерваторию в 1918 г. и по приглашению Ф. Э. Цабеля начала преподавать в Иваново-Вознесенском музыкальном училище. Быстро зарекомендовала себя хорошим педагогом и исполнителем, много пела в концертах и была участницей почти всех оперных постановок училища. Некоторое время работала в Екатеринославе, потом в Иваново-Вознесенской «Рабочей опере», реорганизованной в дальнейшем в Областную оперу. Помимо исполнения оперных партий занималась с хористами постановкой голоса и в течение двух лет была солисткой областного радиокомитета. С 1935 г. и до ухода на пенсию в 1949 г. вновь работала в Ивановском музыкальном училище. Уйдя на пенсию, переехала в Москву к сыну.
138
Алексей Николаевич Карганов (1873—?) – певец, потомственный дворянин. Получил музыкальное образование, выступал с концертами. В 1930-е гг. проживал в Москве, пенсионер. В 1935 г. арестован, в том же году дело прекращено. Реабилитирован в 2004 г. http://ru.hayazg.info
139
Наталия Александровна Дудинская (1877—1944) – балерина, выступавшая под сценическим псевдонимом Тальори. Мать балерины Наталии Михайловны Дудинской. https://www.kino-teatr.ru
140
Давид Соломонович Шор (1867, Симферополь – 1942, Тель-Авив, Палестина) – пианист, деятель сионистского движения, правозащитник. Основатель и участник Московского трио (трио Шора). Занимался активной преподавательской и концертной деятельностью, выступал в различных городах России.
141
Ольга Федоровна Литвинова-Пикалуга – артистка оперы (сопрано). Жена певца Г. Пикалуги. В 1893—94 выступала на сцене Петербургского Мариинского театра. https://interpretive.ru
142
Иван Георгиевич (Егорович) Попов (1859, Баталпашинская, Кубанской области, ныне г. Черкесск – 1917, Иваново-Вознесенск) – композитор, дирижёр, первый директор ивановского музыкального училища. Окончил Московское филармоническое училище по классу теории музыки у профессора Н. Кашкина со званием «свободного художника» (1889). В 1890 г. переехал в г. Ставрополь, где в 1900 г. открыл частную музыкальную школу, одну из первых на Северном Кавказе. Организовал летние симфонические сезоны, которые продолжались в течение 10 лет. По его инициативе в 1902 г. Главная дирекция ИРМО утвердила открытие отделения и музыкальных классов. В 1909 г. ходатайствовал о преобразовании музыкальных классов в училище, однако безуспешно. Из-за трений с местной дирекцией ИРМО покинул Ставрополь и переехал в Иваново-Вознесенск (1911), где открыл музыкальные классы. В 1915 году они были преобразованы в училище. Трагически погиб в марте 1917 г. http://ru.hayazg.info
143
Адольф (Абрам) Мец (1888—1943) – скрипач. Учился в Санкт-Петербургской консерватории в классе Л. Ауэра, затем в Бельгии у Э. Изаи. Работал скрипачом в Бременском филармоническом обществе, преподавал в музыкальной школе при Московском филармоническом обществе. Основал и возглавил отделение струнных инструментов в Латвийской консерватории в Риге. Во время немецкой оккупации в 1941 г. был с семьёй заключён в Рижское гетто. В 1943 г. расстрелян в концлагере.
144
Оперный театр Зимина – частный оперный театр, созданный в 1904 году в Москве Сергеем Ивановичем Зиминым. В 1917 году был национализирован, а в 1924 году преобразован в филиал Большого театра.
145
Николай Иванович Сперанский (1877—1952) – артист оперы (бас). Обладал высоким басом красивого тембра и широкого диапазона, ярким актёрским дарованием. Репертуар певца насчитывал 101 партию. Отец певицы и вокального педагога – Ирины Сперанской.
146
Николай Афанасьевич Листов (1873—1952) – актер и режиссер театра, хоровой дирижер. Родился в Пскове, в крестьянской семье. Собрал и возглавил любительский хор при Общедоступном народном театре. Работал в Псковском и Архангельском драматических театрах. Из Архангельска перебрался в Ленинград, в дом ветеранов сцены.https://www.kino-teatr.ru
147
Давид Христофорович Южин (настоящая фамилия Писитько или Пиндекост; 1863—1923) – оперный певец (лирический тенор), антрепренер. http://cyclowiki.org
148
Квартет герцога Г. Г. Мекленбург-Стрелицкого – струнный ансамбль, существовавший в России в 1896—1917 гг. Основан под покровительством жившего в России герцога Г. Г. Мекленбург-Стрелицкого, близко общавшегося с композитором Ц. Кюи. После смерти герцога в 1909 г. квартетисты отказались от предложения Императорского Русского музыкального общества войти в его состав, чтобы не потерять имя герцога в названии.
149
Карл Карлович Григорович (1868—1921) – скрипач. Последний ученик Г. Венявского, занимался также у других преподавателей. Профессор Московского филармонического училища. С 1910 – первая скрипка в Квартете герцога Мекленбургского. После революции жил и работал в Витебске. В 1921 г. арестован за то, что «по приезде польской делегации в Витебск познакомился с польделегатами».
150
Владимир Романович Бакалейников (1885—1953) – альтист, дирижёр и композитор. Заслуженный артист РСФСР (1924). В 9 лет поступил в Московскую консерваторию, учился у И. Гржимали. Был особенно известен как квартетный музыкант. Дирижёр Театра музыкальной драмы в Петрограде, Музыкальной студии МХАТа; одновременно преподавал в Петроградской и Московской консерваториях. В 1927 г. вместе с женой, певицей Ю. Фатовой, эмигрировал в США.
151
Сигизмунд Эмильевич Буткевич (1872—1935) – виолончелист, бессменный участник Квартета герцога Мекленбургского на протяжении всего его существования в 1896—1917 гг. После революции 1917 г. – в Польше; возглавлял Познанскую консерваторию (1926—1929). По мнению современников, «обнаруживал уникальное владение инструментом, выдающуюся технику, прекрасный, тёплый и исключительно чистый звук». https://ru.wikipedia.org