Полная версия
Иди к свету. Общее издание
Глава VI. Четыреста лет молчания
Ключевые стихи:
1. Иеремия 31:23 «Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: впредь, когда Я возвращу плен их на земле Иуды и в городах его сие слово: «да благословит тебя Господь, жилище правды, гора святая!».
2. Второзаконие 28:64 «И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ты, ни отцы твои, дереву и камням».
Введение
400 лет молчания – это время, которое называется «Между заветным периодом», это время между Ветхим Заветом и Новым Заветом. После пророка Малахии наступает молчание, Бог не говорит, пророков нет – 400 лет.
400 лет молчания…
Нет, это вовсе не означает, что Бог не продолжал делать свою работу на этой земле. Всё, что происходило в истории человечества в этот период времени, всё происходило по воле Бога в соответствии с Его планами.
Вавилонский плен (747—538гг до РХ)
Равоам, сын Соломона, не был мудрым царём. В период его правления Израиль разделился на два царства: Южное царство – Израиль, и Северное царство – Иудея. И в жизни народа Израиля наступил такой момент, что они стали поклоняться другим богам и служение Богу становится ритуальным. То, как это происходило хорошо описано в книге пророка Исайи в 1 главе. Эта глава содержит серьёзное обвинение, выдвинутое от имени Господа против того, что стал делать народ Израиля: показная религиозность и обрядность, греховность народа, порочность и деградация. Здесь происходит призыв к покаянию и очищению, выбору между жизнью и смертью. Но народ Израиля продолжает упорствовать в своих деяниях и наступает суд Божий над народом Израиля. Этому способствуют внешние факторы: поднимается Ассирийская империя и Ассирия овладевает Вавилоном. Их стратегия состояла в том, что они женились на женщинах Израиля, и происходила ассимиляция народа. В 722 году до РХ Северное царство Израиль полностью попадает под влияние Ассирии и пропадает. Продолжаются войны Вавилона с Ассирией, и с приходом царей Набопаласара (626—605гг) и Навуходоносора II (605—562гг) происходит процесс восстановления Вавилона. В этот период в Израиле поднимается пророк Иеремия, которого также называют «плачущим» пророком.
Пророк Иеремия жил спустя 100 лет после пророка Исайи. В это время Ассирия уже начинает терять своё могущество, а власть Вавилона становится сильнее. Вавилонский царь Набопаласар в 612г занимает столицу Ассирии Ниневию. В 605г вавилонские войска разбивают войска египтян, и Иудея становится данником Вавилона. В 602г вавилонский царь Навуходоносора II окончательно захватывает Иудею и уводит в плен 12 тысяч иудеев с семьями. Пророк Иеремия говорил о том, что идёт угроза с Севера, и, что нужно покаяться и обратиться к Богу. Оправдываются его основные пророчества: крах официальной политики, падение Иерусалима, бедствие народа. Исполнение пророчеств, для Иеремии становится личной трагедией, его начинают считать за предателя. Но в пророчествах Иеремии также звучит то, что наступит счастливое время, когда Бог заключит новый завет с народом и, тогда, законы будут записаны не на скрижалях, а в сердце каждого верующего.
Иеремия 31:31—33 «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, каой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял из за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом».
Были три волны переселения Южного царства в Вавилон:
1. Первая волна произошла в 605г до РХ во время царя Набопаласара. Тогда брали детей в заложники, чтобы подчинить себе народ Израиля.
2. Вторая волна произошла в 597г во время царя Навуходоносора II, когда он увёл 12 тысяч семей в плен.
3. Третья волна произошла в 586 г до РХ. В этот период произошел конец Иудеи, разрушение колоний, разрушение храма.
Вавилоняне отличались от ассирийцев тем, что если ассирийцы хотели ассимилировать народ Израиля, то вавилоняне депортировали еврейский народ. Вавилонское пленение привело к появлению крупной еврейской диаспоры, так как это пленение сплотило еврейский народ, объединило их в противостоянии внешних факторов и сохранению своей нации и культуры. Это стало поворотным пунктом в развитии еврейского самосознания. Также это время стало временем чистки: еврейский народ покаялся перед Богом, в результате чего произошло возрождение веры, пришло самосознание и ревность по Богу. Возникла необходимость в проведении богослужений, и поэтому возникают синагоги. Появляется новый язык для общения, и поэтому в этот период возникает арамейский язык, который становится разговорным языком Иудеи. Если бы не было Вавилонского плена, то не была бы создана еврейская диаспора и не были бы синагоги вне пределов Израиля, и Павлу, во время его путешествий, не было бы, где остановиться. Еврейский народ покаялся и вновь обратился к Богу.
Влияние Вавилонского периода на историю Израиля:
1. Возникает еврейская диаспора
2. Происходит покаяние народа, возрождение веры и возникает ревность по Богу.
3. Возникают синагоги.
4. Появляется арамейский язык.
Персидский период (538—332гг до РХ)
Персидский период начинается с Указа царя Кира II Великого о возвращении Иудеев из плена в Иерусалим. Этот Указ касался не только евреев, но все депортированные народы получили возможность вернуться на Родину. Кир II Великий был основателем Ахеменидской державы, первой персидской империи, он был из династии ахеменидов, сыном царя Камбиса I и, возможно, царевны Мандавы, дочери царя Мидии Астиага. Кир оказывал покровительство народам и, как следует из книги пророка Ездры, после Указа Кира в Иудею отправилось 42360 евреев.
Ездра 2:64 «Всё общество вместе состояло из сорока двух тысяч трехсот шестидесяти человек»
Это сделало возможным восстановление Иерусалимского храма, которое было завершено в 516г до РХ.
Ездра проводит работу по восстановлению Писания, и богослужения начинают основываться на Торе.
Многие евреи предпочли остаться в Месопотамии. Поэтому происходит три волны возвращения иудеев домой.
Были три волны возвращения из плена:
1. Первая волна переселенцев была возглавлена Зоровавелем и достигла земли Израиля. Было начато строительство Второго Храма. Затем строительство Храма продолжил царь Ирод.
2. Переселение евреев в Иерусалим во главе с Ездрой.
3. Переселение евреев в Иерусалим во главе с Неемией. Было закончено строительство крепостной стены вокруг Иерусалима
Влияние Персидского периода на историю Израиля:
1. Возвращение евреев домой их плена
2. Восстановление Храма
3. Восстановление богослужений
4. Восстановление стен Иерусалима
Греческий период (332—63гг до РХ)
Греки утвердились в Палестине в 332 г до РХ в результате завоевания страны Александром Македонским.
Александр Македонский (356—323гг) – великий полководец, который не проиграл ни одной битвы. Ему также удалось объединить греков. Стратегия Александра Македонского состояла в том, чтобы распространить по всему миру греческую культуру. Был построен город Александрия, где была сосредоточена вся греческая культура. На завоеванных территориях Македонский оставлял гарнизон солдат, которые женились на местных девушках и образовывали небольшие города, которые назывались «Александрии». Таким образом, распространялась греческая культура.
В этот период в еврейскую среду проникает греческая культура. Вместе с древнееврейским и арамейским языками распространяется древнегреческий язык (койне).
Спустя 40 лет после смерти Александра Македонского началась гражданская война. С переходом евреев под сирийское владычество начались при Антиохе IV Епифани жестокие гонения на еврейский культ и стремление насильственно еллинизировать евреев. В целях национальной самообороны среди евреев, под предводительством священника Маттафии и его сыновей (Маккавеев), возникло восстание против сирийцев, закончившееся освобождением Иудеи из-под власти Сирии.. В 141 году до РХ Иудея была освобождена и провозгласила своим правителем сына Маттафеи Симона, который стал родоначальником хасмонейской династии. Еврейское восстание не только отстояло религиозную независимость Иудеи, но и привело к созданию независимого Хасмонейского царства со столицей в Иерусалиме. За период Маккавейской войны был освобожден Иерусалим, очищен Храм, восстановлены богослужения и был установлен праздник Ханука, что означает обновление.
Влияние Греческого периода на историю Израиля:
1. Был создан глобальный мир, который послужил площадкой для будущей цивилизации.
2. Был создан язык международного общения – койне.
3. Образование стало лучшим
4. Народ Израиля приобрел краткую независимость.
5. Перевод 70-ти – Септуагинта
Римский период (63г до РХ – 1 год РХ)
После Симона был его сын Иоанн-Гиркан, который соединил в своём лице царский титул и сан первосвященника. Потомки его уже были далеки от традиций эпохи Маккавеев и поддались влиянию греческой культуры. После Иоанна-Гиркана царствовали его сыновья Аристобул (106—105гг), и Александр Яннай (105—79гг). Потом унаследовала престол жена Янная Саломея Александра (79—70гг).
В 63 году до н.э. вспыхнула распря между сыновьями Саломеи, в результате которой был призван римский полководец Помпей, взявший Иерусалим и обративший Иудею в римскую колонию, под управлением Гиркана. В 40г до н. э. Антигон, младший сын Аристобула, стал при помощи парфян царем.
Ирод I Великий, сын идумейского наместника, при помощи поддержки римлян, в 37г до н.э. покорил Иерусалим, низверг Антигона, отстроил Иерусалимский храм. Ирод умер в 4г до РХ. Его сын Архелай низложен в 6г н.э. римлянами. Иудея была присоединена к провинции Сирия и подчинена римскому прокуратору. Упадок Иудеи, гнет Иродовой династии, произвол и насилие со стороны римских прокураторов, привел к тому, что народ ещё больше стал нуждаться в приходе Спасителя и стал ожидать прихода Мессии.
В этот период возникают религиозные течения:
Фарисеи – это учители, которые являются ревнителями закона. Они способствуют чистоте еврейского вероучения, и ограждают его от языческого и греческого влияния. Они верили в существование ангелов, демонов и в грядущее воскресение. Признавали самые разные толкования Торы: Устный Закон, Писания Пророков.
Саддукеи – это представители священнических и аристократических классов. Они не допускают никакого толкования закона и требуют от народа слепого исполнения обрядов. Они не верили в существование ангелов и демонов, а также не верили в воскресение мертвых. Они признавали абсолютную свободу воли человека, отрицали бессмертие души, признавали только закон Моисея и поддерживали умеренную эллинизацию.
Ессеи – составляли особое обособленное и замкнутое общество. Они считали, что религиозная жизнь в городах испорчена, и поэтому они отдалились от городов. Они вели аскетический образ жизни, практиковали затворничество, отвергали оружие и войну.
Зилоты преимущественно состояли из монахов. Они представляли собой религиозно-политическое движение, и стремились, прежде всего, свергнуть языческое римское господство.
Иродиане – это приверженцы Ирода и его династии, впоследствии враждебно относившиеся к Иисусу Христу.
Влияние Римского периода на историю Израиля:
1. Пак-с романа – стабильность – римское право – римские дороги
2. Появление партий: саддукеи, фарисеи, зилоты, иродиане, ессеи
2. Установление марионеточного первосвященства
3. Ожидание Мессии
Заключение
400 лет молчания…
Нет, это вовсе не означает, что Бог не продолжал делать свою работу на этой земле. Всё, что происходило в истории человечества в этот период времени, всё происходило по воле Бога в соответствии с Его планами. Молчание было, чтобы Бог осуществил Свои исторические планы. У Бога был план: создать почву для распространения евангелия. Череда событий, которая произошла за эти 400 лет, подготовила почву для Христа и оказала глубокое влияние на еврейский народ. Надежда на спасение была на приход Мессии. 400 лет молчания были нарушены величайшим событием – рождением Иисуса Христа!
Глава VII. Обзор Нового Завета. Евангелия
Слово «завет» в переводе с греческого имеет три значения – завещание, союз, договор. Первый завет был заключен Богом с Моисеем на горе Синай. Он назван Ветхим заветом. Второй завет, который назван Новым, заключен между Богом и человеком. Этот завет скреплен кровью Иисуса Христа.
Слово «Новый Завет» впервые появляется у пророка Иеремии.
Иер.31:31—33 «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет. Не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом».
Новый Завет в Библии состоит из 27 книг: 4 Евангелия, Деяния Апостолов, 14 посланий Павла, 1 – Иакова, 2 – Петра, 3- Иоанна, 1 – Иуды и книга Откровения. Книги Нового завета написаны на древнегреческом языке (койне), за исключением евангелия от Матфея, которое написано на арамейском языке. Авторы писали эти книги под вдохновением Духа Святого, где Ьог раскрывает Самого Себя и Свою волю относительно людей.
Евангелия
Слово «Евангелие» обозначает «благая весть». Это добрая новость или известие, которое сообщалась людям. Все четыре евангелия повествуют о том, каким образом был заключен Новый Завет. В этих книгах присутствует описание рождения, жизни, учения, дел, смерти и воскресении Иисуса Христа. Евангелия состоят из четырех книг: евангелие от Матфея, евангелие от Марка, евангелие от Луки, евангелие от Иоанна. Три первые евангелия называются синоптическими, т. ею имеющие одну и ту же точку зрения. У них гораздо больше общий событий, которые они используют. Евангелие от Иоанна отличается тем, как было представлено то, Кем являлся Иисус Христос. Каждое евангелие подчеркивает какую-либо сторону Иисуса Христа, раскрывая Его Личность с разных сторон. Но все они придерживаются того, что Иисус Христос – это Сын Божий и Сын человеческий, это обещанный Мессия Ветхого Завета.
Евангелие от Матфея
1. Авторство и структура книги
Автором книги является Матфей – сборщик налогов. Матфей также носил имя Левия, сын Алфея. По происхождению он был иудеем. Жил он в Капернауме. Он являлся учеником Иисуса Христа. Призвание Матфея произошло следующим образом.
Мф.9:9 «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним».
Матфей бросил все, и последовал за Иисусом. До Матфея уже были призваны шесть учеников. После этого Матфей сразу же устроил пир, где собрались другие мытари и Иисус говорил им о Царствии Божием.
Книга содержит в себе 28 глав, начиная с родословия Иисуса Христа и заканчивается поручением Господа своим ученикам. Эта книга написана она примерно в 50 году. Предполагается, что вначале это евангелие было написано на еврейском языке, а затем переведено на греческий язык. Эта книга написана евреям и для евангелизации самим евреям. Матфей представляет Иисуса Христа, как Мессию. Это связано с тем, что многие евреи отказывались принять Иисуса Христа, как обещанного Мессию. Поэтому книга написана таким образом, что она понятна каждому еврею, жившему в то время.
1. Начинается книга с родословия Иисуса Христа, тем самым показывая происхождение Иисуса от Авраама и Давида.
Мф.1:1 «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова».
2. Матфей часто цитирует Ветхий завет, тем самым показывая, что Иисус является обещанным Мессией. Он цитирует Ветхий Завет около 600 раз.
Матфея 5:17 «не думайте, что Я пришел отменить Закон или Пророков. Не отменить Я пришел, а исполнить».
3. Матфей часто цитирует еврейские традиции, не объясняя их.
4. Матфей часто называет Иисуса Христа Сыном Давида. Для евреев это имеет большое значение, так как в Ветхом Завете говорится о том, что Мессия произойдет от рода Давидова.
5. Царство Божие Матфей называет Царством Небесным, так как евреи настолько святили имя Бога, что считали произносить это имя нужно только в крайних случаях.
Эта книга, хотя и напина для евреев, она является очень ценной для каждого верующего человека. Эта книга показывает нам связь между Ветхим и Новым Заветами. Она показывает нам весь Божий план, который исходит от самого начала.
2. Основные темы книги евангелия от Матфея
1. Рождение Мессии, который родился у девы Марии от Святого Духа. Матфей показывает на пророчествах, что то, что говорилось о Мессии исполнилось в ИИсусе Христе (1—2 главы)
2. Приготовление Иисуса к служению.
Вначале, опять же основываясь на пророчествах, что будет предтеча, Матфей рассказывает об Иоанне крестителе. Затем рассказывается о крещении Иисуса Христа. Подробно описывается искушение Иисуса Христа, чтобы показать, что Иисус абсолютно предан Богу (3—4 главы).
3. Учение Иисуса
· Принципы Царствия Небесного. Здесь показаны нравственные принципы в Нагорной проповеди, которые намного совершеннее тех, которые они имели в своих представлениях.
· В 10 главе Иисус учит своих учеников тому, как нужно идти и говорить о приближении Царства Небесного и призывать людей к покаянию.
· Притчи о Царствии Небесном. На основе притч в 13 главе Иисус показывает Царство Небесное.
· Учение о взаимоотношениях (18 глава).
· Учение о том, что будет суд и о необходимости бодрствования
4. Чудеса и исцеления, которые были совершены Иисусом Христом. Исцеление прокаженных, изгнание бесов, укрощение бури на море, воскрешение дочери Иаира, насыщение пяти тысяч, хождение по воде, преображение Иисуса ит. д.
5. Божественная природа Иисуса Христа.
Непорочное зачатие, крещение, гора преображения, исповедание Петра о том, что Иисус – Сын Божий.
6. Противостояние Иисусу
Ирод хочет уничтожить младенца, сатана хочет уничтожить Иисуса во время искушения в пустыне, в Назарете люди не приняли Иисуса, религиозники не принимают Иисуса и постоянно пытаются уловить Иисуса в неправильных словах или действии. Больше всего об этом говорится с 21 по 23 главы, где рассказывается о том, что иудеи противостоят Иисусу. Вот как Иисус говорит о них.
Мф.23:13 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете».
Семь раз Он говорит им о том, что им «горе вам» в 23 главе. И в конце этой главы Он говорит им, что дом их остается пуст.
7. Смерть и воскресение Иисуса.
Матфей подробно описывает события, которые произошли до распятия, во время распятия и то, что произошло после смерти Иисуса.
8. Великое поручение Иисуса Своим ученикам
Это поручение Иисуса заключается в том, что нужно идти, учить соблюдать все учение Иисуса и крестить людей.
Евангелие от Марка
1. Авторство и структура книги
Это книга содержит 16 глав. Автор этого евангелия не был в числе 12 ти учеников Иисуса. Он был моложе их, так как часто в Новом Завете о нем пишут, что это был юноша. Он носил два имени Марк и Иоанн. Мать этого юноши была уверовавшей в Иисуса и в доме у них проводились молитвенные служения.
Деян.12:12 «И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились».
Марк был близким сотрудником апостола Павла, а затем и апостола Петра.
Марк написал это евангелие для язычников, живших в Риме. Приведем несколько доводов для этого.
1. Когда Марк приводит арамейские слова, то он дает объяснение этим словам. Например, Мк.7:11 «А вы говорите: кто скажет отцу или матери: «корван (то есть: «дар Богу») то, чем бы ты от меня пользовался»/
Мк.7:34 «И, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа» (то есть: «отверзись»).
Это говорит о том, что Марк пишет людям, которые не знают арамейского языка и им необходимо объяснение.
2. Есть в этом евангелии упоминание Симоне Киринеянина.
Мк.15:21 «И заставили проходившего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его».
Чаще всего, когда говорят о каком-нибудь человеке, то вспоминают об его отце. Здесь же, говорится о том, что его дети – это Александр и Руф. Получается, что люди, которым Марк пишет, знают именно Александра и Руфа. В книге Деяний апостолов, можно прочитать, что Руф жил в Риме.
Римл.16:13 «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою».
Говоря о Руфе, люди понимают чей отец нес крест.
2. Основные темы книги евангелия от Марка
1. Показать Иисуса Христа и Его служение
Марк показывает Иисуса, показывая Его действия, т.е. что Он делает. Если Матфей представляет Иисуса, как обещанного Мессию, то Марк показывает нас Иисуса как слугу. Учение Иисуса Христа представлено здесь более детально, чем у других евангелистов.
И самым главным служением Иисуса являлась проповедь приближения Царства Божьего.
Мк.1:14—15 «После же того как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царства Божия. И говоря, что исполнилось время и приблизилось Царство Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие».
И сразу следующим шагом Иисуса является то, что Он призывает учеников.
Марк в одной только первой главе многое раскрывает нам об Иисусе. Он учит в синагоге, овобождает одержимого нечистым духом,, исцеление тещи Симонова от горячки,, исцеляет прокаженного. И еще вставал рано утром для того, чтобы помолиться. Марк показывает нам напряженную жизнь Иисуса Христа, как Сына Человеческого. Множество людей шли к Иисусу за помощью. Толпы народа шли за Ним, чтобы что-то получить от Него. И потом эта же толпа кричит: «Распни Его, распни».
Марк показывает нам служащего Иисуса, и он раскрывает сущность служения христианина.
Мк.10:42—45 «Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».
Последние пять глав посвящены тому, каким образом это искупление произошло.
2. Агрессивное преследование со стороны религиозных начальников и разных других людей.
Здесь можно увидеть три группы, которые постоянно преследовали или упрекали Иисуса.
Первая группа – это толпа людей, следовавших за Иисусом. Мы уже говорили о том, что эта же толпа, которая столько получила от Иисуса, кричала о распятии Иисуса.
Вторая группа людей – это религиозные начальники.
Противостояние со стороны религиозных начальников мы начинаем видеть уже в первой главе и по ходу повествования можно увидеть, что это противостояние нарастает усиленно. В первой главе Иисус прибыл в Капернаум и начал учить в синагоге. Все дивились Его учению, так как Он учил не как книжники. Появился Кто-то, кто учил лучше, чем книжники. Тогда книжники и фарисеи стали следовать за Иисусом, чтобы уловить Его в словах. Во второй главе, когда четверо друзей принесли расслабленного, Иисус говорит ему: «чадо! Прощаются тебе грехи твои». Книжники помыслили в себе о том, что Он богохульствует? Иисус, видя их помышления, стал говорить им.