bannerbanner
Иди к свету. Общее издание
Иди к свету. Общее издание

Полная версия

Иди к свету. Общее издание

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 11

Аса

1. Ошибка Асы состояла в том, что вынес серебро и золото из сокровищницы дома Господня и вступил в союз Венададом, царем Сирийским. Аса полагается больше на царя Сирийского, чем на Господа.

2 Паралипоменон 16:7—8 «так как ты понадеялся на царя Сирийского и не уповал на Господа, то Он предал их руку твою, ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чьё сердце вполне предано Ему. Безрассудно ты поступил теперь. За то отныне будут у тебя войны».

2. Вторая ошибка Асы состояла в том, что когда он стал болен ногами, то в болезни своей продолжает отворачиваться от Бога, а больше надеется на людей – на врачей.

2 Паралипоменон 16:12 «И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей».

Нет ничего плохого в том, что мы обращаемся к помощи врачей, но всё таки мы уповаем на Бога, а не на людей.

Иосафат

1. Царь Иосафат вступил в союз с Ахавом, женой которого была Иезавель, в войне с Рамоф Галаадским, хотя пророк Михей говорил ему о том, чтобы он не вступал в этот союз. Это едва не стоило Иосафату жизни.

2. Иосафат вступает в общение с Охозиею, сыном Ахава, который поступал беззаконно, чтобы построить торговый флот в Ециоп-Гавере (18:35—37). Но Бог разрушил эти планы.

2 Паралипоменон 20:37 «так как ты вступил в общение с Охозиею, то разрушил Господь дело твоё. И разбились корабли, и не могли идти в Фарсис».

Иоас

Иоас был восьмым царем. Его отец был убит, а его бабка Гофолия истребила весь царский дом и овладела престолом. Иоас был спасен женой священника Иодая. Иодай подготовил восстание, убил Гофолию и возвел на престол Иоаса. Иоас вначале был верным Богу, и «делал угодное в очах Божьих», пока был жив Иодай. Он восстановил дом Божий, и Царство Иудейское находилось в покое и благоденствии. Но когда умер священник Иодай, тогда Иоас стал поклоняться идолам.

2 Паралипоменон 24:18—19 «И оставили дом Господа, Бога отцов своих, и стали служить деревам посвященным и идолам, – и был гнев Господень на Иуду и Иерусалим за вину их. И Он посылал к ним пророков для обращения их к Господу, и они увещевали их, но те не слушали».

За этот грех Иоаса, на Иудею и Израиль выступило войско Сирийское. И хотя это войско было в небольшом количестве, они одержали победу. А Иоас заболел тяжелой болезнью и заговорщики убили его.

Амасия

Двадцати пяти лет был Амасия и двадцать девять лет царствовал над Иудеей.

2 Паралипоменон 25:2 «И делал он угодное в очах Господних, но не от полного серда».

Когда он одержал победу над Эдомом, то но возгордился и вызвал на войну Израильского царя. Он потерпел поражение, его армия разбежалась, а сам он попал в плен. Пока он находился в плену, то власть в Иудее захватил его сын Озия. Амасии удалось бежать и несколько лет в Иудее царило двоевластие.

Азария или Озия

Озии было шестнадцать лет когда он вступил на престол и царствовал пятьдесят два года в Иерусалиме. Он также был верен Богу. Пророк Захария учил его страху Божьему. Помогал ему Бог против Филистимлян, а Аммонитяне платили ему дань. Его имя стало великим и дошло до Египта.

2 Паралипоменон 26:16 «Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом, Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном».

Возгордившись, он нарушил завет о служении в храме. Доступ в святое отделение храма был доступен только священникам. Когда священники сказали ему об этом, то Озия разгневался, и когда он разгневался проказа явилась на нем.

Иофам

Иофаму было 25 лет, когда он воцарился и царствовал 16 лет в Иерусалиме. О его хождении перед Богом написано в Библии так.

2 Паралипоменон 27:2 «И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Озия, отец его, только не входил в храм господень, и народ продолжал ещё грешить».

Иофаму не удалось исправить то, что было плохого в его народе: они продолжали грешить.

В книгах Паралипоменон часто звучит тема о том, что Бог благоволит к тем царям, благодаря которым Израиль остается Божьим народом. Но ошибки, сделанные ими, влияют на судьбу всего народа.

Книга Ездры

Книга Ездры рассказывает о двух периодах в истории Израиля.

1. Когда царь Кир издает указ о восстановлении храма в Иерусалиме (1—6 главы).

2. События возвращения Ездры из Вавилона (7—10 главы).

Возвращение иудеев из Вавилонского плена было большим событием для Божьего народа. Это свидетельствовало о том, что Бог благоволит к Своему народу и восстанавливает его в позиции. Книга Ездры написано не просто как историческое событие у жизни евреев, но имело богословское назначение, чтобы напомнить народу о милости Бога и о том, как важно выработать чувство зависимости от Бога и начать проводить богослужения.

Книга Неемии

Неемия был потомком евреев, уведенных в Вавилонский плен. Находясь там, Неемия достиг высокого положения и служил виночерпием у царя Артаксеркса. Эта книга продолжает повествование о возвращении Израильского народа из Вавилонского плена и о восстановлении храма. Неемия услышал весть о том, что стены Иерусалима разрушены, а ворота сожжены. И у него возникло желание, чтобы спасти город. Он молится о том, чтобы сердце Артаксеркса было благорасположено к нему и, он отпусти бы его. Неемия получает разрешение и становится губернатором Иерусалима. Несмотря на все трудности, которые были на его пути и противников, Неемия восстановил стены Иерусалима за 52 дня. После его отсутствия Иерусалим вновь отступил о Бога. После его возвращения через 12 лет, он восстановил поклонение Богу через молитву, через чтение Слова Божьего и соблюдения заповедей. Он научил уважать и любить Библию.

Книга Есфирь

Книга Есфирь описывает события, которые происходили в Персидский период после того, как большинство израильтян вернулись на родину. Но некоторые израильтяне предпочли не возвращаться. К таким людям относились Мардохей и его племянница Есфирь.

Царь Артаксеркс разгневался на свою жену Астинь из-за неуважительного отношения к нему, и он решает жениться на другой. Его избранницей становится Есфирь. Она приходилась приемной дочерью, и племянницей Иудеянина Мардохея. Мардохей запрещает говорить ей о своем происхождении.

При царе находится его «правая рука» Аман. По приказу Амана посылаются письма во все области, чтобы убить, погубить и истребить всех евреев. Мардохей обращается к Есфирь за помощью и говорит ей о том, что может быть для этого случая она заняла столь высокое положение. Есфирь сама берет пост и просит народ взять пост для разрешения этой ситуации. Есфирь, найдя благоволения у царя, просит у него жизни для себя и своего народа. Царь спрашивает у неё, кто это тот, кто хочет её убить? И она говорит, что таким человеком является Аман. Царь уходит с пира, а Аман остается умалять о жизни царицу Есфирь.

Возвратившись, Артаксеркс видит Амана «припавшим к ложу, на котором находилась Есфирь. И сказа царь: даже и насиловать царицу хочет в доме у меня!» (7:8).

И приказал Артаксеркс повесить Амана на дереве, которое было приготовлено для повешения Мардохея. Иудеи были спасены, а царице Есфирь отдали дом Амана. Мардохей же становится соправителем Артаксеркса. К тому же, Артаксеркс издает указ о том, что иудеи имеют право собраться и стать на защиту своей жизни. Иудеи собрались и умертвили всех своих неприятелей. В честь этой победы Иудеи празднуют праздник Пурим. Книга Есфирь заканчивается тем, что империя делится на две части: одна – для иудеев, другая – для всех народов, которые враждебно относятся в иудеям.

ГЛАВА IV. Обзор Ветхого Завета. Книги учительные

В Библии есть пять книг, которые называются учительными или поэтическими. Они представляют собой великолепные произведения мировой литературы. Эти книги дают наставления и учат тому, как правильно ходить путями Божьими. Они раскрывают нам характер и природу Бога.

Книга Иова

Эта книга написана как поэма о жизни богатого человека Иова. Он является богобоязненным человеком. Книга Иова содержит 42 главы. Это книга является поэтической книгой или по-другому – учительной книгой. То есть, книга Иова написана для того, чтобы нас чему-то научить.

Был человек в земле Уц, которого звали Иов. Он был непорочным, справедливым и богобоязненным, удалялся от зла. Так описывает Иова – Библия. За все такие качества Бог награждает его благами. Однажды сатана приходит к Богу и Говорит, что благочестие Иова связано с тем, что Бог ему дает благо и счастье. Будет ли он также благочестив, если Бог перестанет благословлять его.

«Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку твою и коснись всего, что у него, благословит ли он Тебя?» (гл.1:10—11)..

Бог позволяет сатане подвергнуть Иова испытаниям. Бог позволяет сатане коснуться всего его имущества, семьи и здоровья. На Иова обрушиваются бедствия одно за другим: стада и рабы его погибают; дом, в котором пировали его сыновья и дочери, упал и раздавил их. Но, хотя Иов и обнищал и лишился детей, он все равно остается твердым в своей преданности Богу. Сатана просит разрешения у Бога подвергнуть страданию и тело самого Иова. Иов был поражен проказою, причем самою страшною – от подошвы ноги по самое темечко. Жена побуждает Иова к ропоту и говорит: прокляни Бога и умри. Но Иов отвечает ей: ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.

Тогда трое друзей пришли к нему, чтобы переживать вместе с ним и утешать его. Иов очень переменился от болезни своей, и друзья его сидели с ним на земле семь дней и семь ночей, не находя слов утешения. Потом Иов открыл уста свои и начал жаловаться им.

Здесь я прерву это повествование. Сегодня я хочу говорить не о том, что нужно делать, когда проходишь через страдания и пустыню своей жизни. Сегодня тема будет посвящена мудрости Божьей и мудрости человеческой. Говоря об Иове, здесь мы видим друзей Иова, которые хотели поддержать его и утешить. Хорошие друзья. Хотя Иов и был болен заразною болезнью, они все равно пришли к нему и сидели вместе с ним. Когда мы проходим долину смертной тени, нам хочется, чтобы у нас были друзья, которые пришли и поддержали бы нас. Но в 42 главе в 7 стихе Господь говорит Елифазу, одному из друзей Иова: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих.

Что же такое произошло, что Бог разгневался на них? вот здесь как раз и поговорим здесь о мудрости человеческой.

Иов 42:7 «И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев мой на тебя т на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.

Как видно из этого стиха, друзья Иова говорили о Боге совсем не то, кто Он есть на самом деле и какой Он. Давайте посмотрим, что они говорили именно не так, чтобы нам не повторить этих ошибок. Так как, читая речи друзей Иова, мы со своей точки зрения считаем, что ничего плохого в их речи нет. Мы тоже часто говорим о том, что если человека преследуют какие-то страдания, то говорим, что, наверное, у тебя есть грех, поэтому в твоей жизни это происходит. Что же произошло такое, что Бог разгневался на них.

1.В одной из своих речей, например Елифаз, неправильно говорит о Боге

Иов 22:3 «Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности?

Мы знаем, что это совсем не так. Богу важна наша праведность и Ему нравится, что мы ходим с вами в святости.

1. Он говорит нам, будьте святы, ибо Я свят.

2. Например, когда описывается жизнь людей до потопа, как он развратились, там описано состояние Бога. Там написано, что Бог восскорбел в сердце своем.

2. У них было неправильное представление о том, что как на самом деле происходит вокруг них. Они считали, что у всего, что происходит вокруг, есть причина в самом человеке. У них правила такие, что если ты грешник, то ты наказываешься, а если ты праведен – то ты благословлен Богом. Об этом много говорят друзья Иова, но я прочитаю хотя бы один стих.

Иов 4:8 «Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его»

Привести примеры

1. Если посмотреть на то, что происходит вокруг нас, то можно увидеть, что не так обстоит на самом деле.

Еккл 7:15 «Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем.

Бог сам знает, что делает нас сильнее и приближает к Нему больше.

3. У них было неправильное представление о самом Иове. Они говорили, что он сам грешник, и дети его грешники.

Иов 8:4 «Если сыновья твои согрешили пред Ним, то Он и предал их в руку беззакония их».

Иов 11:6 «и открыл тебе тайны премудрости, что тебе вдвое больше следовало бы понести. Итак, знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению».

Давайте рассмотрим, какими были его друзья и немного понять кто они такие.

Елифаз

Иов 4:12—13 «И вот, ко мне тайно пронеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него. Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои.

Получается, что Елифаз общался с духами, он был мистиком. Он ищет духовных откровений и общается с духами.

Вилдад является традиционалистом, он уважает предания и у него другой подход

Иов 8:8 «Ибо спроси у прежних родов и вникни в наблюдения отцов их»

Софар является человеком, который сам до всего сам доходит. Он интеллектуал и рационалист. Он о себе говорит так

Иов 20:2—3 «размышления мои побуждают меня отвечать, и я поспешаю выразить их. Упрек, позорный для меня, выслушал я, и дух разумения моего ответит за меня».

Вот, здесь мы встретились с вами с тремя видами человеческой мудрости. Первая связана с общения с духами, вторая – с религиозностью, и третья – с человеческим разумом. Нет ничего плохого в том, что всеми этими способами мы познаем Бога: мы познаем Его от личного общения с Ним, все чему мы научились связано с прежними поколениями верующих людей, и мы размышляем над словом Божьим. Иов тоже использовал все эти пути в познании Бога. Но отличает их от него то, что они зациклились именно на этом познании Бога и не хотели изменять своих убеждений. Иов пытался понять, отчего в жизни у него так произошло. Он искал ответа у друзей. Когда он от них не получил ответа, то он стал вопрошать к Богу. Если читать речи его друзей, то можно увидеть, что как в начале речи они были зациклены на одном, так и в конце они были зациклены на этом же. Им было все понятно, и они не обращались к Богу. Иов говорит им:

Иов 22:2 «подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость!

Почему некоторые люди разочаровываются. Давая советы другим, очень важно не мудрствовать своей человеческой мудростью.

Иов, не получив ответы на свои вопросы, обращается к Богу. Бог дает ответ на вопросы Иова в главах 38—41. Бог говорит о том, что Он является Творцом всего, что есть на земле. Бог гневается на троих друзей Иова за то, что они пытались неправильно истолковать намерения Бога. Он приказывает им принести всесожжения тельцов и овнов, и говорит Иову, чтобы он помолился за них. Бог возвращает Иову все в двойном размере и дает ему 10 детей.

Иов 42:17 «И умер Иов в старости, насыщенный днями».

Поклонение Иова не было основано на том, что Бог дал ему или взял. Причиной поклонения Иова был Сам Бог. Обстоятельства, несчастья и страдания, обрушившиеся на Иова, не могли разрушить его поклонение Богу. Причина служения Богу не в событиях, обстоятельствах и ощущениях, а в самом Боге, в понимании того, кто Он есть. Трудно служить Богу, когда Бог что-то забирает. Но те, кто знает истинного Бога, поклоняются Ему при любых обстоятельствах.

Выводы:

1. Бога можно любить и быть верным Ему и во время страдания.

2. Богу принадлежит абсолютно все на земле.

3. Ответы на вопросы приходят в непосредственном общении с Богом.

4. Секрет стойкости в страдания [строится на абсолютном доверии Богу.

5. Не всегда то, в чем обвиняют тебя люди, является Божьим планом относительно тебя.

Псалтырь

Авторами псалмов являются различные люди: Давид, Соломон, Моисей, Асаф, Еман, Идифум, сыны Кореевы. С греческого перевода, слово «Псалом», обозначает песню, которая исполняется под аккомпанемент музыкального инструмента. Эта книга представляет собой сборник, который состоит из 150 песен, молитв и наставлений. Она состоит из пяти частей, каждая из которых завершается славословием.

1 часть – 1—41 псалмы.

Здесь рассказывается, что посреди безбожного народа находится верный остаток, который ожидает Мессию в образе Сына Человеческого.

2 часть – 42—72 главы.

Здесь описываются страдания Праведника и его правление во всей славе.

3 часть – 73—88 главы.

Рассматривается история от времен Моисея.

4 часть – 89—105 главы.

Предстоит господство Бога через описание страданий, смерти и воскресении Мессии.

5 часть – 106—150 главы.

В Псалтири встречаются различные жанры поэзии: хвалебные гимны, мольбы, плач, проклятия, исторические обзоры, брачная песнь. Есть в псалмах такие приёмы поэзии, как «параллелизмы». Параллелизм – это одно и то же, но по-разному.

Например,

Псалом 2:4 «Живущий на небесах посмеётся, Господь поругается им».

Псалом 36:6 «И выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень».

В Псалтири встречаются метафоры описания Бога: Рог, Судья, Царь, Искупитель, Скала, Пастырь, Щит, твердыня, Воитель. Читая эту книгу, я открыла для себя Бога ещё с одной стороны. Для меня Бог-Судья всегда был тем, кто накажет человека за его грехи и накажет дьявола. Я всегда видела себя на скамье подсудимых, но никогда не рассматривала себя со стороны истца. Теперь я знаю, что Бог-судья – это также тот, Кто защищает меня от зла и сатаны, от нападок неправды. Псалмопевцы хотели суда, так как именно себя они считали несправедливо обиженными. Они радовались тому, когда говорили о Божьем суде.

Псалом 66: 5 «Да веселятся и радуются племена! Ибо ты судишь народы праведно».

Псалом 34:24 «Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой»

Описываются различные музыкальные инструменты, для воспроизведения музыки и встречаются различные музыкальные термины.

Псалом 150:3—5 «Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтыре и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных».

В псалтири мы можем прочувствовать глубину чувств авторов, написавших псалмы. Псалом 121:1 «Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в до Господень».

Псалом 54:3 «внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь».

В Псалтыре мы можем видеть различные литературные приемы:

Аллегория – применение образа для толкования чего-то или кого-то.

Псалом 17:17 «и взял меня, и извлек меня из вод многих» – аллегория в том, извлек из страданий и мучений.

Метафора – выражение на основе какого-либо сходства.

Псалом 17:3 «Бог мой, – скала моя» – сравнение с надежностью Бога.

Сравнение – сравнивается для сходства

Псалом 7:3 «да не исторгнет он, подобно льву, души моей» – сравнение происходит при помощи слова «подобие».

Метонимия – замена одного слова другим

Псалом 1:1 «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых». Слово «счастлив» заменено на «блажен», «человек» на «муж».

Гипербола – преувеличение.

Псалом 1:2 «…и о законе его размышляет он день и ночь!».

Эпитеты – слова, которые более живописно описывают предмет, придают ему дополнительную характеристику.

Псалом 15:5»…кимвалах громогласных»

Синекдоха – слово, которое выдает целое за часть или часть за целое

Псалом 11:4 «истребит Господь все уста льстивые». Здесь под «устами льстивыми» подразумеваются не просто уста, а человек.

Апостроф – обращение к отсутствующему человеку, или к неодушевленному предмету

Псалом 65:1 «Воскликните Богу, вся земля».

Персонификация – выражение природных явлений в образе человека.

Псалом 95:12 «да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные».

Ирония – слова, выражающие противоположный смысл буквальному значению.

Псалом 117:22 «Камень, который отвергли строители, сделался главою угла».

Анафора – повторение звуков, слов или группы слов для достижения эффекта.

Псалом 21:2 «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?».

Литота – преуменьшение или смягчение

Псалом 84:10 «Так, близко к боящимся Его спасение Его».

Ассонанс – созвучие слов. Оценить прием ассонанса при чтении Библии можно только при прочтении оригинала.

Меризм – соединение двух крайностей.

Псалом 94:4 «В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же».

Акростих. – прием, при котором каждая строка начинается по порядку алфавита. Так псалмы 24, 33,118 построены на приеме акростиха. Это помогает запомнить последовательность стихов.

Карл Льюис в своей книге «Размышления о псалмах» пишет так: «Поэты всегда писали стихи и в разное время. Псалмы – это стихи, которые пели вслух. Псалмы – это лирика со всеми её условностями. Если об этом не помнить, то псалмы сложно понять: можно в них увидеть то, чего в них нет и проглядеть главное».

Книга притчей Соломоновых

Книга Притчей показывает нам превосходство Божьей мудрости над любыми человеческими знаниями. Эта книга содержит в себе многие сферы из жизни человека. Там содержатся наставления и поучения для того, чтобы жить праведно и благочестиво и не попасть ни на одну приманку сатаны и греха. Притча всегда конкретизирует истину. Когда человек хочет научить людей вещам, которых они не понимают, он должен начинать с того, что они могут понять. Притча начинается с вещей, понятных каждому из его собственного опыта, а потом ведет к вещам, ему непонятным и открывает глаза на то, чего он до сих пор не видел, собственно, и не мог видеть. Притча открывает человеку ум и глаза, начиная с того, где он находится, и что он знает, и ведет его туда, где он должен быть. Притчи строились на основе сравнения с чем-либо или на основе житейского опыта.

В частности, говоря о мудрости, Соломон говорит о том, как важно уважительно относиться к родительским наставлениям, что мудрость хранит от несчастья, от греха, от нищеты, от безрассудства. Или, например, в притчах говорится о том, что лень доводит человека да бедности. В 31 главе притч можно прочитать о том, насколько ценна добродетельная жена и что значит быть таковой.

Основной целью Книги Притч является то, чтобы показать человеку, что безрассудная и необдуманная жизнь, будет нести за собой последствия.

Книга Екклесиаста, или Проповедника

Предположительно, эта книга написана царем Соломоном. Эта книга показывает попытку человека найти смысл жизни. В поисках ответа и счастья, человек испытывает все, что творится под солнцем. И пока человек не познает Бога, все остальное представляет собой суету сует. Итогом поисков смысла жизни и счастья становится то, что истинный смысл жизни можно приобрести лишь в Боге. Состояние поиска смысла жизни – может привести человека к Богу. Если смотреть на все только с точки зрения этого мира, то вся жизнь лишена смысла.

На страницу:
7 из 11