Полная версия
Иди к свету. Общее издание
Мк. 2:9—12 «Что легче? Сказать ли расслабленному: „прощаются тебе грехи“? или сказать: „встань, возьми свою постель и ходи“? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали».
Видно, что слава Иисуса начинает нарастать, также как и зависть книжников и фарисеев. Затем, когда Иисус призвал Матфея, Матфей приглашает Иисуса в дом, где были многие мытари и грешники. Книжники и фарисеи начинают спрашивать учеников Иисуса: «как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками»? (Мк.2:16). Они спрашивают у учеников, но Иисус, услышав это, Сам начинает отвечать им. Потом это противостояние продолжается уже напрямую, когда все постятся, а ученики Иисуса нет. Каждый раз фарисеи и книжники пытались уловить Иисуса в словах или действиях. И это противостояние каждый раз нарастает. Фарисеи начали искать путь, чтобы погубить Иисуса.
Мк.3:6 «Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его».
Они начали распускать слухи об Иисусе, что будто бы Он сошел с ума.
Мк.3:21—22 «И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя».
Нападки книжников и фарисеев нарастают по мере того, как мы читаем это евангелие. В 11 главе уже к делу присоединяются первосвященники и старейшины и решают убить Его.
3. Подготовка учеников.
Показан рост этих учеников, но этот рост проходил медленно. В первой главе мы видим, что когда Иисус призывает их, они тотчас оставляют все свои дела и идут за Иисусом. Ученики видят все чудеса и дела, которые творит Иисус. Они смотрят и учатся у Него. Иисус постепенно взращивает Своих учеников. Вначале Петр признает Его за Сына Божьего, затем Он является им на горе преображения. Каждый раз ученики удивлялись чудесам, которые творил Иисус, хотя до этого было совершенно чудо. Здесь показана человеческая натура, что рост происходит не сразу.
4. Распятие и воскресение Иисуса
В 14 главе описана Пасха, которую Иисус совершил со Своими учениками. За два дня до Пасхи, когда Он находился в доме Симона прокаженного, пришла женщина с алавастровым сосудом с дорогим благовонием и помазала ноги Иисуса. После этого Иуда пошел к первосвященникам и продал Иисуса за сребреники.
В день опресноков Иисус со Своими учениками совершил Вечерю Господню. Потом описывается молитва Иисуса в Гефсиманском саду. В евангелии от Марка описывается последовательность того, что происходило в тот день, хотя и очень кратко, но описывается каждое событие распятия Иисуса. В последней главе рассказывается о воскресении Иисуса и о том, как Он являлся Своим ученикам. Он говорил им, чтобы они шли и проповедовали евангелие, После беседы с учениками, Иисус вознесся на небо и сел одесную Отца.
Евангелие от Луки
1. Авторство и структура книги
Эта книга содержит 24 главы. Автором книги является Лука, родом из Антиохии. В самом евангелии не написано, что именно автором является Лука. Но при тщательном исследовании, теологи нашли штрихи в Библии, которые говорят о том, что именно автором евангелия от Луки и книги Деяний апостолов написаны именно Лукой. Лука сопровождал апостола Павла в его путешествиях в качестве врача и человека, который хорошо знал юридическое право.
Кол.4:14 «Приветствует вс Лука, врач возлюбленный и Димас».
В 16 главе книги Деяний апостолов повествование от третьего лица меняется на слово «мы». Тогда Лука и присоединился к Павлу и был с Павлом до самого конца.
2Ти.4:10 «Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент – в Галатию, Тит – в Далматию; один Лука со мною».
Лука посвятил свою жизнь, чтобы следовать за Павлом и служить ему и вместе с ним.
Евангелие от Луки написано в высоком литературном стиле, что говорит о том, что Лука был очень образованным человеком.
Евангелие от Луки написано таким образом, что сразу видна цель написания этого евангелия.
Лк.1:3—4 «То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен».
Лука пишет Феофилу, чтобы он узнал твердое основание. Есть базовые истины, которые необходимо знать для того, чтобы быть христианином. Нужно знать, Кем был Иисус Христос, что Он сделал и как Он жил.
1. Исторический документ
Это евангелие написано в качестве исторического документа. Лука провел тщательное исследование, которое ему передали очевидцы жизни Иисуса Христа. Все эти свидетельства и всю информацию Лука собирает и расставляет по порядку под водительством Духа Святого. То, что это евангелие является историческим документом, можно увидеть в самой первой главе. Например, в 5 стихе первой главы, только в одном стихе он пишет, что царем Иудейским в то время был Ирод. Священником на то время был Захария из чреды Авиевой. Когда он пишет о переписи населения, то он конкретно описывает, когда это было и также описывает географию города. Во многих стихах этого евангелия конкретно указываются исторические события того времени. Например, когда он описывает начало служения Иоанна Крестителя.
Лк.3:1—2 «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четверовластникомв Галилее, Филипп, брат его, четверовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четверовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне».
Бог позаботился о том, чтобы была показана история тех времен и политика того времени. Понтий Пилат начальствовал в Иудее, которая была разделена на четыре части. Кроме того, он показывает религиозную власть.
Все эти исторические, политические и географические описания дают читателям понять, что реальность событий, которые относятся к христианству.
2. Структура евангелия
1) Факты рождения Иисуса Христа и подготовка Иисуса к служению Лк.1:5—4.13
2) Служение Иисуса в Галилее и формирование учеников Лк.4:14 – 9:50
3) Путь в Иерусалим Лк.9:51 – Лк.19:27
4) Последняя неделя и распятие, погребение Лк.19:28—23:56
5) Воскресение Иисуса Христа Лк.24:1—53
2. Основные темы книги евангелия от Луки
В евангелии от Матфея Иисус представлен обещанным Мессией и Царем Иудейским. В евангелии от Марка Иисус представлен слугой. А в евангелии от Луки Иисус представлен как совершенный Человек.
1. Тема искупления
Эта тема прослеживается еще до рождения Иисуса Христа, когда у Захарии рождается сын и он начинает пророчествовать о том, что его сын будет тем, кто приготовит путь Господу «Дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их» (Лк.1:17).
Если посмотреть проповеди Иисуса Христа, то можно увидеть, что Он говорит о прощении грехов и о спасении.
Лк.19:10 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».
Эта тема представляет нам Иисуса как Сына Человеческого, так как Ему нужно было пострадать и совершить это искупление, как человеку.
2. Действие Святого Духа
· Участие Духа Святого в рождении Иисуса (Лк.1:35)
· Когда Иисус совершает крещение, Дух Святой сходит на Него (Лк.3:22)
· Иисус был поведен Духом Святым в пустыню, где Иисус преодолел искушение.
Таким образом, Лука показывает, что Иисус живет, как человек, что Он исполняется и водим Духом Святым. Это реальный пример того, как должны жить мы.
3. Спасение всех народов
Если евангелист Матфей объяснял, что Иисус пришел для спасения еврейского народа, то евангелист Лука объясняет, что Иисус пришел для спасения всего человечества. Даже в родословии Иисуса прослеживается эта тема. Если Матфей ведет родословие от Авраама, то Лука ведет родословие от Адама.
Старец Симеон, когда благословляет Младенца, то говорит такие слова
Лк.2:30—32 «Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».
Также есть и другие темы, которые характерны для евангелия от Луки. Он много говорит о женщинах, о мытарях и о других группах людей, которые мало описаны в других евангелиях.
Итак, евангелие от Луки показывает нам Иисуса как Человека, Который прожил совершенную жизнь для того, чтобы, быв представителем человечества, взять на Себя грехи и стать Искупителем.
Евангелие от Иоанна
1. Авторство и структура книги
Эта книга содержит 21 главу. Оно написано до 70г от РХ.
Иоанн был семьи рыбака Заведея. Его братом Иакова. Они были одними из первых учеников, которые последовали за Иисусом Христом и были с Ним постоянно. Три ученика Петр, Иаков и Иоанн описываются часто так, что Иисус брал их с собой. Например, когда была исцелена дочь сотника Иаира, или на горе преображения, или в Гефсиманском саду. То есть Иоанн был самым близким свидетелем многих событий из жизни Иисуса Христа. Иаков был вторым из учеников Иисуса Христа, который был убит. В Библии Иоанн и Иаков названы Сыны Громовы и эта характеристика дополняет картину того, какими они были. Есть еще один интересный факт. Когда Иисус висел на кресте, Он попросил Иоанна, чтобы он позаботился о Его матери. С тех пор Иоанн стал заботиться о Марии. Иоанн нигде в евангелии не называет своего имени. Так, например, когда он рассказывает о призвании учеников, то он рассказывает о призвании всех, кроме себя. А если же он рассказывает о себе, то не называет своего имени, а говорит о себе, как о любимом ученике Иисуса Христа.
Если первые три евангелия имеют определенную хронологию событий, то евангелие от Иоанна построено не на хронологии, а по определенным темам.
2. Основные темы книги евангелия от Иоанна
Иоанн хочет раскрыть определенную тему, и поэтому в этом евангелии не наблюдается хронологии событий.
Цель написания этого евангелия раскрывается в
Ин.20:31 «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его».
Иоанн объясняет всем нам, чтобы мы имели убеждение в том, что Иисус – это Сын Божий и, что если мы верим в Него, то будем иметь жизнь вечную. Это две основные темы, которые раскрываются в этой книге.
1. Иисус – Сын Божий
Подходя к тому Кем является Иисус Христос, Иоанн начинает с самого начала, к самому корню.
Ин.1:1 «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Ин.1:14 «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины».
О том, что Иисус является Сыном Божиим говорят свидетельства:
· Свидетельство Иоанна Крестителя Ин.1:6—8, Ин.1:26—27, Ин1:32—34
· Дела, которые творил Иисус. В евангелии от Иоанна показаны 7 чудес, которые говорят о божественной природе Иисуса Христа: Кана Галилейская (2 глава), исцеление сына царедворца (4 глава), исцеление хромого в Вифезде (5 глава), насыщение пяти тысяч (6 глава), хождение по воде (6 глава), исцеление слепорожденного (9 глава), воскрешение Лазаря (11 глава)
· Учение Иисуса Христа: беседа Иисуса с Никодимом (3 глава), беседа Иисуса с самарянкой (4 глава), ответ Иисуса Иудеям после того, как Он исцелил больного у купальни в Вифезде (5:19—47), учение Иисуса о том, что Он есть хлеб жизни (6:29—65), ответ Иисуса фарисеям, после того когда Иисус прощает взятую в прелюбодеянии (8 глава), беседа с неверующими людьми (10 глава), беседа Иисуса с учениками (13—15 главы).
2. Вера и неверие
Ин.1:12 «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими».
Основанием для спасения является вера в Иисуса. Иоанн говорит о вере, а также говорит об ответственности человека, когда человек не хочет верить. Он говорит о причинах, почему люди не верят. Слова «вера» и «веровать» употребляются в этом евангелии более ста раз. Иоанн рассматривает тему веры очень глубоко и показывает, что исходит из веры и что исходит из неверия. Иоанн раскрывает Иисуса, как Сына Божьего для того, чтобы люди поверили.
Ин.19:35 «И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили».
Глава VIII. Обзор Нового Завета. Деяния святых апостолов
Авторство книги
Автором книги деяний апостолов считается Лука, который сопровождал Павла во всех его путешествиях. Нигде в книге не написано, что именно Лука является автором этих книг. Но, сопоставляя эту книгу с третьим евангелием, эту книгу написал именно Лука.
Лк.1:3—4 «То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен».
Конец книги евангелия от Луки такой
Лк.1:51—53 «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь».
Теперь увидим, что книга деяний апостолов как бы продолжается
Деян.1:1—2 «первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делали чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал».
Из этих стихов видно, что эти две книги адресованы одному и тому же человеку, по имени Феофил. И, следовательно, автором книг является один и тот же человек – это Лука.
Кроме этого, многие теологи находят сходство стиля повествования. Например, последовательное и непрерывное повествование того, что происходило.
Кем являлся Лука? Он не был апостолом и пришел после вознесения Иисуса Христа, так как он часто пишет о том, что эти события были переданы ему другими очевидцы тех событий и служители Слова (Лк.1:2). Лука являлся врачом и знатоком права, был спутником Павла.
Когда и кому была написана книга
Книга была написана примерно в 60х от РХ. Если бы книга была написана позже, то Лука бы обязательно написал о смерти Павла, который умер мученической смертью в 65 г и о том, что Нерон поджег Рим. Но этих событий в книге нет. Заканчивается же эта книга тем, что Павел жил среди иудеев и принимал всех, приходящих к нему. В 70г был разрушен храм, а Лука не написал этого в своей книге.
Чтобы понять книги Нового Завета, важно знать к кому обращался автор книги. Поэтому, здесь мы тоже посмотрим этот аспект. Из вступления к этой книги становится ясно, что первым читателем этой книги являлся Феофил. Так как Лука называет Феофила достопочтенным, то можно предположить, что он был покровителем Луки и в то же время он являлся его учеником (Лк.1:3—4). Больше о Феофиле ничего не сказано.
Исторический контекст книги.
1.Это было время правления Римской империи, которая насаждала свои ценности и идеологию. Римская империя расширяла свои границы, и поэтому держала завоеванные страны под жестким контролем. Кроме этого, можно читать в книге о том, что римляне также жили среди иудеев. Поэтому, религия римлян также имела определенное влияние.
2. Иудеи и ранняя церковь.
То, что христиане проповедовали воскресшего Иисуса, приводило к конфликту между ними. Иудеи не признавала Иисуса, как обещанного Мессию и из-за этого между ними и христианами произошел раскол. Также между ним происходили разногласия из-за того, что христиане считали, что обращенные язычники являются полноправными членами церкви. В то время как иудеи, считали, что только они являются избранными.
Содержание книги
Книга написана для того, чтобы достоверно описать события, происходящие с Иисусом и события ранней церкви. Также целью написания этой книги является истинное изложение евангелия для защиты от всякого рода лжеучений.
Эта книга повествуют нам о событиях, происходящими вслед за евангельскими, о зарождении первой церкви и её рост. Эта книга представляет собой историческую хронику, где написано о сошествии Духа Святого и показано развитие христианства на протяжении тридцати лет. Книга делится на две части.
В первой части с 1 по 12 главы рассказывается о создании церкви, о проповеди евангелия. Здесь рассказывается о вознесении, о создании Церкви, когда Дух Святой сошел на учеников; о расширении церкви и о первых гонениях.
Вторая часть с 13 по 28 главы повествует в основном мессианские путешествия апостола Павла по Малой Азии, Греции и восточному Средиземноморью.
Книга заканчивается прибытием Павла в Рим.
Глава IX. Обзор Нового Завета. Соборные Послания
Соборные послания получили это название потому, что они обращены не к какой-то отдельной церкви, а ко всем верующим. Они содержат общие наставления и учения, обращенные ко всем христианам. В то время как послания апостола Павла написаны с учетом обстоятельств тех церквей, кому оно адресовано. Соборных посланий всего семь: Послание Иакова, два послания Петра, три послания Иоанна и послание Иуды.
Послание Иакова
Авторство
В Новом Завете мы встречаем пять человек, которые носили имя Иаков. Но только два из них могут рассматриваться на претенденты в авторстве книги послание Иакова.
Один из них был Иаков Заведеев. Но, читая книгу Деяний апостолов, можно обнаружить тот факт, что ко времени написания этого послания, Иаков Заведеев был уже мертв.
Деян.12:1—2 «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, И убил Иакова, брата Иоаннова, мечом».
Другим претендентом на авторство послания является Иаков, брат Иисуса Христа.
Мф.13:55 «Не плотников ли он сын? не Его ли мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?».
Он был руководителем церкви в Иерусалиме.
Гал.2:9 «И, узнав о благодати, данной мне, Иаков, и Кифа, и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения».
И большинство богословов считают, что именно он является автором этого послания, исходя из документов, сохранившихся с тех времен. Написано это послание из Иерусалима. Оно было написано между 44 и 62гг от РХ.
Умер Иаков в 62г. от РХ из-за того, что его убили камнями по приговору синедриона.
Кому было написано это послание
Иак.1:1 «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, – радоваться».
Таким образом, это послание адресовано евреям, которые жили за пределами Израиля. В этом послании нет определенного учения. Оно написано в виде наставления. Поэтому делается предположение, что Иаков писал послание тем евреям, которые хорошо знали его. Цель написания этого послания определена в следующих стихах
Иак.1:2—4 «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недовольства».
Евреи, находящиеся за пределами Израиля, проходили через определенные трудности и испытания. Иаков дает им наставление в том, как нужно проходить через эти испытания.
Иак.1:5 «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему».
В этом стихе заключена цель всего послания.
Также здесь прослеживается мысль о том, что некоторые из евреев отступили от веры.
Иак.4:4 «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром, есть вражда против Бога?».
Иаков использует повелительные наклонения, так как эти наставления являются очень важными. И основной путь того, как оставаться в вере до конца, заключен в следующих словах.
Иак.4:7—10 «Итак, покоритесь Богу; противостаньте дьяволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратиться в плач, и радость – в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас».
Темы послания
Послание построено таким образом, что коснувшись одной темы, Иаков возвращается к этой теме через некоторое время. Но, все равно, прослеживается некоторая структура этого послания
1. Иак.1:1 Приветствие
2. Иак.1:2—12. Проходя через испытания нужно набираться мудрости у Бога и радоваться.
3. Иак.1:19—2:26. Важность послушания Слову Божиему. Вера обязательно подтверждается делами.
4. Иак.3:1—4:12. Различие между истинной и ложной мудростью, а также, откуда возникают различные разногласия
5. Иак.4:13—5:12. Не нужно быть надменными и гордыми, предостережение богатым и о долготерпении
6. Иак.5:13—18. О важности молитвы и веры.
7. Иак.5:19—20. Тот, кто обратит грешника от ложного пути, тот также спасет его душу от смерти.
Эта книга для нас важна тем, что Иаков наставляет нас в том, что нужно учиться у Бога поступать правильно и не смотреть на то, чем живет этот мир.
Мои размышления над этим посланием
Иаков обращается с посланием к христианам, которые находятся в рассеянии, переносят какие-либо скорби и проходят определённые испытания веры. Когда я читаю о том, какие гонения и испытания приходилось переносить христианам во времена правления императора Нерона, я восхищаюсь их мужеством и их верою. Однажды мне попалась книга об истории правления Нерона (не помню её названия) и там описывались события того времени. Христиан бросали на растерзание львам, устраивая при этом зрелища. Христиан распинали на крестах и поджигали их, устраивая из них факелы, когда Нерон проходил по аллее, где висели эти кресты. Изготовили огромный меч, который располагался в виде горки, и христианин, если не отказывался от Иисуса Христа, должен был съехать по этой «горке». С живого христианина сдирали кожу и выбрасывали его н помойку. Нерон жил в 37—68гг, а Иаков написал своё послание 45—50гг.
И вот, Иаков пишет в 1:2—4
«С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производят терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.»
Когда читаешь эти строчки, думаешь: «Как можно радоваться, когда проходишь какое-то испытание веры?».
Когда что-то начинает прельщать тебя, в первый момент, приходит самоосуждение и чувство стыда перед Богом (я сейчас здесь обобщаю случаи: как во времена гонений, так и в мирные дни). Потом я научилась радоваться тому, когда приходится проходить определенные трудности.
Во-первых, потому, что в такие моменты учишься больше доверять Богу, учишься ставить Его главою всего в своей жизни, и это приводит в состояние глубокой любви к Нему. И это ли не повод для радости?
Во – вторых, проходя какую-то «гору» твоих проблем и покорив эту вершину, ты понимаешь, что эта ситуация или проблема больше никогда не станет перед тобою «горой». Ты покорил эту вершину, доверяя всему тому, что говорит тебе Бог в Слове Своём. Ты переходишь из состояния из веры в веру, из силы в силу. Как написано
Иак.1:4 «…терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.»
Искушение, которое было на старте этого пути, на финише становится ничем и больше не прельщает тебя.
Во второй главе Иаков наставляет нас в том, как мы должны относиться к людям. Вера помогает нам избавиться от лицеприятия и помогает нам не судить других людей. Мне нравятся слова матери Терезы: «если вы начнёте судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их». Любовь всегда включает в себя действие! Также и вера не может проявляться без дел. Наши дела, наши поступки, наша жизнь показывают в нас веру, и насколько сильно мы доверяем Богу. И эта вера проявляется в наших отношениях с другими людьми.