Полная версия
Хамиты и симиты. Двуполярный мир. Том 2. Война
По-видимому, в начале исхода «разноплеменный» народ Моисеев группировался по своим номам, как это было и в плену. Номов в Дельте тогда было 12 или около того, отсюда и миф о 12 коленах евреев, связанных с родами сыновей Иакова (плюс, коннечно, священность числа 12, см. Введение, разд. В4). Каждая группа имела своего лидера, возможно, своих богов (богов своего нома) и связанные с ними обряды и ритуалы. Моисею приходилось беспощадно пресекать шумные жертвоприношения племенным божкам во избежания хаоса и возможной катастрофы. Пример дает библейская история «поклонения золотому тельцу»:
«Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы (задержался, получал от бога скрижали с Декалогом – авт.), то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога» (Исх 32:15.1). Аарон смалодушничал, собрал с народа золотые серьги «и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом… На другой день они… привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть» (Исх 32:15.4—6). Про тельца же говорили: «… вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх 32:4). Не Моисея ли или бога его имели ввиду, которых, как не раз отмечает Библия, боялись? Обрадовались, подумали, что избавились от тиранов…
И все казалось бы ничего, ведь культ быка отправляли многие народы, включая и кушитов. Кроме того, моисейцы находились на Синае, которому покровительствовала древняя богиня Хатхор, изображаемая в виде коровы; задобрить её жертвоприношениями было для непрошенных гостей обычной практикой. Те же кушиты, предки Моисея, поклонялись Хатхор в Набта Плайя (разд. 2.2.6, 2.2.7).
Но вот реакция Моше: его опричники-левиты перебили 3000 человек. Скорее всего, непричастных, но ведь важна показательная порка! Конечно, число «перебитых» явно завышено (раз в 100, как обычно в Библии), но интересно, что мастер на все руки Аарон, изготовивший тельца, не получил даже упрёка от Моисея. Почему? Братская снисходительность? Не похоже.
Далее мы узнаем, что Аарон был главным жрецом Сетха, великого бога Левантийской цивилизации Первого времени, а затем и Египта, в Гелиополе и, сооружая золотого тельца, он оставался преданным Сетху. Это в наше время золотой телец считается символом «наживы, власти, денег, богатства, алчности» [В: Золотой телец]; в Первое время телец (бык) был, по-видимому, священным животным Сетха и служил его изображением. Не случайно Сетха отождествляли или с созвездием Тельца, или с его самой яркой звездой Альдебараном (прежнее название – Воловий глаз) – двойным красным гигантом [В: Телец (созвездие)].
Позже, уже в Египте, в связи с демонизацией Сетха симитами якобы из-за убийства им бога Осириса (на деле же – из-за того, что стал Сетх главным божеством их противников хамитов) в качестве его животных приписали ему осла, свинью и крокодила [В: Сет (мифология)]. Так что Аарон знал, что делает, создавая скульптурное изображение бога – «Того, кто вывел народ из земли Египетской» – в виде тельца. Знал и Моисей и потому не имел претензий к Аарону. Наказал же пьющих и играющих за непослушание и чёрную неблагодарность, не справившись с захлестнувшей его обидой на тех, кто так быстро и радостно отвернулся от него, своего спасителя.
(Интересно, что нечто подобное произошло согласно Библии и позже, когда распалось мифическое единое еврейское царство на два – Израиль (10 колен) и Иудею (2 колена). Иерусалим с Храмом Соломона якобы остался в Иудее, а вот в Израиле «… царь (Иеровоам – авт.) сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим; ВОТ БОГИ ТВОИ, ИЗРАИЛЬ, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане» (3Цар 12:28—29).)
3.2.4. СИНАЙ
А случилось это (история с золотым тельцом) у синайской горы Синай (Хорив), где Моисей надолго стал лагерем (станом). В один из дней в лагерь прибыла семья Моисея во главе с Рагуилом в сопровождении вооруженной охраны. (Позже Рагуил с охраной вернется домой; жена и сыновья Моисея останутся.) Застали они Моисея, судящим свой народ:
«На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ перед Моисеем с утра до вечера. И видел тесть Моисеев все, что он делает с народом, и сказал: что это такое делаешь ты с народом? для чего ты сидишь один, а весь народ стоит перед тобою с утра до вечера? … не хорошо это ты делаешь: ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его; … усмотри из всего народа людей способных… и поставь их над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками <и письмоводителями>; пусть они… о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобой бремя» (Исх 18:13—22).
(Кстати, в столь подробном перечне начальников нет «десятитысяченачальников», что косвенно подтверждает данную выше оценку численности Моисеева народа: до 30 тысяч. Функции двух-трех десятитысяченачальников Моисей вполне мог взять на себя. Всё ещё проще, если исходящих было до десяти тысяч.)
И ещё один бесценный совет дал Рагуил Моисею: «… будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела <его>; научи их уставам <Божиим> и законам <Его>, указывай им путь <Его>, по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать» (Исх 18:19—21).
Не исключено, что Рагуил подсказал Моисею, и как назвать бога: ЯХВЕ (ИЕГОВА по-гречески). Подробности такого предположения мы обсудим ниже; пока же отметим два обстоятельства: 1) Яхве открылся (назвал свое тайное имя) Моше, когда тот пас овец Рагуила; 2) а вот Аврааму, Исааку и Иакову Яхве не открылся, несмотря на то, что «ставил» с ними заветы, как и с Моше.
(Согласно Библии, когда «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского… Бог сказал Моисею: Я есмъ Сущий („Тот, кто есть“, возможно, это этимология имени Яхве [В: Яхве; W: Yahweh] – авт.). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий <Иегова> послал меня к вам… Я Господь (эквивалент „Яхве“ в синодальном переводе – авт.), и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их… Моисей пересказал это сынам Израилевым, но они не послушали Моисея» (Исх 3:1,14; 6:6,9). И добавил: «Являлся я Аврааму, Исааку и Иакову с именем „Бог Всемогущий“ (ЭЛЬ-ШАДДАЙ или кратко ЭЛ – авт.), а с именем Моим „Господь“ (Яхве – авт.) не открывался им» (Исх 6:3).)
В упомянутых мудрых советах Рагуила сформулирована, по сути, программа трансформации «разноплеменных» моисейцев в единый народ, который почитает одного бога и которым правит один военный и религиозный лидер-вождь. И в самом деле, здесь и пресловутый «плавильный котел», и делегирование властных полномочий и функций управления сверху вниз, и создание иерархической системы управления организацией; можно приводить как пример в учебниках по менеджменту. Но если кратко, то Рагуил посоветовал зятю быть своему народу царём-богом, обожествлённым правителем. Обожествить же себя Моисей должен был сам, узурпировав право на прямое (вплоть до визуального; Моисей чуть ли не единственный Боговидец в истории) общение с богом.
Воспринял ли советы тестя Моисей? Судя по Библии, утверждающей, что в Ханаан вошли 12 колен сынов Израилевых, не все. Однако та же Библия, противореча себе, заявляет: «И послушал Моисей слова тестя своего и сделал ВСЁ (выделено мною – авт.), что он говорил <ему>" (Исх 18:24). А может, Моисей и сделал всё, да после того, как оставил народ свой, преемник его Иисус Навин многое вернул «на круги своя», в частности, племенную структуризацию (деление на колена) сынов Израилевых?
Что же касается совета стать посредником между богом и народом – его Моисей точно услышал и исполнил. Кроме статуса вождя, взял он на себя функции единственного посредника с неким богом Яхве, которого часто называл эпитетом: «Тот, который вывел народ из земли Египетской». Этим же эпитетом звался и сам Моисей; возникала путаница, что было только на руку Моисею, так как подчеркивало его близость к придуманному им богу. От имени и по поручению этого бога, опираясь на преданную ему лично охрану из кушитов и левитов, беспощадно подавлял Моисей всякие поползновения к бунту и даже ропот. Его же (бога) участием/неучастием объяснял все удачи/неудачи «народа сего».
(Интересно, что Библия сама намекает на тождественность бога Моше и самого Моше, присваивая им одни и те же эпитеты. С одной стороны: «И изрек Бог <к Моисею> все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ ТЕБЯ ИЗ ЗЕМЛИ ЕГИПЕТСКОЙ» (Исх 20:1—2); это же повторяет бог неоднократно, обращаясь к народу. А с другой: «И сказал Бог Моисею: поспеши сойти <отсюда>, ибо развратился народ твой, КОТОРЫЙ ТЫ ВЫВЕЛ ИЗ ЗЕМЛИ ЕГИПЕТСКОЙ» (Исх 32:7); то же говорят о Моше и его люди. С другой стороны, ничего необычного в этом нет, лишь подчёркивается близость бога и его пророка, которые вместе и свершили это чудо – исход.)
Примечательно и то, что Моше тщательно оберегал от народа, включая Аарона и левитов, свое единоличное право общаться с богом. То стращал народ, «чтобы он не порывался к Господу видеть Его, и чтобы не пали многие из него» (Исх 19:21); то проводил «черту со всех сторон» вокруг Синая и говорил: «… берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве её; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти» (Исх 19:12) (впрочем, эта мера, возможно, призвана была защитить священную гору от восхождений на нее израильтян с лопатками); то ставил себе шатер (скинию) далеко от стана и требовал, чтобы «вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой» (Исх 33:10), когда Моше входил в скинию для получения божьих указаний. И постоянные нехитрые спецэффекты, призванные подтвердить наличие бога рядом с ним: облако, огонь, дым.
Не забыл Моисей и дать народу «божии уставы и законы». Регулярно восходит он на Синай, откуда приносит «слова бога» и сразу доносит их до народа: «И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господа и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: всё, что сказал Господь, сделаем <и будем послушны>" (Исх 24:3); или вначале записывает их, а потом «научает»: «И написал Моисей все слова Господни… и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал господь, сделаем и будем послушны» (Исх 24:4,7).
А самые главные заветы божии – Декалог, больше известный как 10 заповедей, или десятословие, или Первозаконие, так и вовсе высек на каменных «скрижалях откровения»: «И вытесал Моисей две скрижали каменные… и написал <Моисей> на скрижалях слова завета, десятословие» (Исх 34:4,28). Вот только забывал Моше получать на книгах завета и скрижалях откровения собственноручное божие: «С моих слов записано верно». Однако, Моисею – богу-вождю – это было без надобности.
Зададимся уместным здесь вопросом: неужели Моше сам и книги писал и скрижали тесал? Ведь известно: «Тот и господин, кто может все сделать один». Но нет, Библия прямо называет имена его доверенных помощников: писца ОРА, внука его, резчика по камню и металлу, кузнеца и плотника ВЕСЕЛЕИЛА и других. Это они были рядом с Моисеем, когда тот восходил на Синай, где «сорок дней и сорок ночей хлеба не ел и воды не пил» за работой над книгой завета и скрижалями откровения; Веселеил к тому же соорудил знаменитый Ковчег завета и Скинию в соответствии с подробными инструкциями бога (Исх 25—27, 36—38).
Что ж, законотворческая деятельность Моисея описана в Библии достаточно правдоподобно. Декалог не был первым его законом, вначале Моисей давал более насущные для жизни моисейцев «здесь и сейчас» установки, которые составят основу для будущих законов Хаммурапи и других древних сводов и кодексов, а также книг Левит и Второзаконие Пятикнижия Моисеева (Торы). Вот их (законов) примеры:
«Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват» (Исх 21:28). «Когда дерутся люди… если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» (Исх 21:22—24).
Затем появились основополагающие, связанные с обрезанием (брит мила), субботой (шаббат) и правильной едой (кашрут). Их изначальный смысл достаточно прозрачен: обеспечить успех исхода – многотрудного и опасного похода большой массы людей в чрезвычайных условиях пустыни и войны.
Требования обрезания и кашрута носили в первую очередь медицинский (санитарно-гигиенический) характер, хотя не исключен и определённый религиозный аспект, связанный с культом Сетха (оскоплённого, как известно, Хором). Так, например, необходимость обрезания может вытекать из невозможности надлежащего содержания крайней плоти половых органов в условиях острого дефицита воды, заменить которую песком невозможно. Запрет на употребление в пищу свинины мог быть обусловлен тем, что свинья – отнюдь не кочевое животное, требует оседлого образа жизни; длительное же хранение заранее заготовленной скоропортящейся свинины невозможно в жарких условиях пустыни, чревато тяжелейшими отравлениями и заражением паразитами.
Суббота, по-видимому, связана с необходимостью полноценного отдыха после шестидневного тяжёлого перехода по пустыне. При этом любопытное требование «субботнего пути» – перемещаться в субботу на расстояние не более 2000 локтей (около 1 км) – связано, возможно, с организацией отхожих мест вокруг стана: с одной стороны удаляться от стана приходилось на приличное расстояние, с другой – в пустыне легко заблудиться и привлечь ненужное внимание. Сегодня в некоторых израильских деревнях можно видеть проволоку, натянутую вдоль дороги и указывающую, на какое расстояние позволяется отойти от деревни в субботу. Видимо. что-то подобное использовалось моисейцами для разметки мест их уединения с лопаткой.
Но чем же занять себя в субботу и не разгневать при этом Моисея? Вождь и здесь дал своему народу дельный совет: посвяти его богу.
Наконец, Декалог. Немногие знают, что Библия содержит несколько вариантов 10 заповедей, только в книге Исход их два – в главах 20 и 34, причём сильно отличающихся друг от друга. Конечно, есть и общие заповеди, но, боюсь разочаровать читателя, это не знаменитые: «Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради» (Исх 20:13—16); этих заповедей вообще нет в варианте главы 34. Общей частью двух декалогов являются предписания в религиозно-культовой области, как-то: «… Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим… Не делай себе кумира и никакого изображения… Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно… Помни день субботний… суббота Господу, Богу твоему…» (Исх 20:3—11). И совсем конкретно: «Не делай себе богов литых» (Исх 34:17).
Последний запрет явно навеян историей с золотым тельцом. Но не только он. Мы считаем, что все предписания этого блока изначально были направлены вовсе не на внедрение монотеизма в отдельно взятом Моисеевом народе, а, как уже говорилось выше, на повышение безопасности исхода, ибо частые и шумные жертвоприношения многочисленным «разноплемённым» богам ставили его (исход) на грань краха.
Много позже мудрейшие из мудрых талмудические мудрецы-раввины значительно расширили, углубили и поправили Моисея. Вначале раввины правили Тору; когда это стало невозможным – создали специальное и неотъемлемое к ней дополнение – Талмуд, главную часть которого Мишну объявили Устной Торой, якобы также данной богом Моисею на том же Синае, но не в камень, а в ухо [В: Устный Закон]. В результате сегодня жизнь правоверного иудея регламентируют 613 предписаний, содержащихся в Торе и Талмуде; 365 из них типа «не должен», остальные 248 – «должен». Многие из них мелочны и нелепы; отчасти признавая это, раввины придумали «объяснение» необходимости их неуклонного соблюдения: дескать, все они от бога, постичь дела и замыслы которого невозможно, остаётся лишь исполнять. И чем большую долю «божьих» заветов иудей исполняет, тем выше его шансы оказаться в Царствии Божием. В этом суть его веры! Причём измеримая. В процентах.
3.2.5. КОВЧЕГ БОГА
Получив законы и начальников и несколько умиротворившись, народ Моисеев был готов тронуться в путь, «в землю, в которой течет молоко и мед» (Втор 26:9), в Ханаан. А восточнее, через залив Акаба, из земли мадиамской готовы были двинутся на встречу с ним в Ецион-Гавере левиты. И те и другие пойдут от священной горы Синай, вдоль Акабы, но по разным берегам залива. Как это возможно?
Читатель должно быть знает, что «Синаев» этих много (минимум 12), а станет еще больше, коль скоро история Древнего мира отдана в финансовый лизинг туристическому бизнесу. Но основных претендентов на звание «того самого» два (две горы) и мы их уже обозначили: гора Синай или Хорив, современная Джабель-Муса – та, что на Синайском полуострове, и одноименная гора, современная Джабель-Эль-Лоз – та, что на полуострове Аравийском [3.27].
Мы считаем, что Моисеев народ отдыхал и воспитывался у горы Джабель-Муса, синайского Синая; к аравийскому Синаю, горе Джабель-эль-Лоз он не ходил. Но туда ходили и там жили левиты Аарона; они считали Джабель-эль-Лоз священной горой. Только ли потому, что там, согласно Библии, Моше пас овец своего тестя Иофора и впервые встретился со своим богом в прикиде неопалимого куста (Исх 3:1)? Оказывается нет, не только и не столько; об этом мы расскажем позже. Но в чем проблема? Да, есть две горы, связанные с Моше и его богом: Синай и тоже Синай. Разве бог Моше не ходит куда захочет и в чем захочет? Просто современные арабы Египта и Саудовской Аравии тянут одеяло любимого ими Мусы (он же Моше) на себя. Ничего личного, только бизнес.
Итак, наши герои тронулись от своих Синаев и через время встретились в окрестностях Ецион-Гавера, как и планировали. Левиты пришли в сопровождении вооруженного отряда кушитов-медианитян и принесли с собой небольшой загадочный ящик. Ящик тайно поставили в большой ящик – ковчег, изготовленный Веселеилом, богато украшенный и помпезный. Что же было в ящике левитов? А в ковчеге, кроме ящика левитов? Что носили в нём моисейцы по пустыне 40 лет, как принято считать согласно Библии, или же 8 лет, как мы считаем согласно той же Библии?
«Как что, – воскликнет наш читатель, – две СКРИЖАЛИ ОТКРОВЕНИЯ с 10 заповедями, конечно. Не случайно же в Библии он назван КОВЧЕГОМ ОТКРОВЕНИЯ!». И это так: «И взял (Моше – авт.) и положил откровение в ковчег, и вложил шесты в кольца ковчега (для его переноски – авт.), и положил крышку на ковчег сверху» (Исх 40:20). Но ковчег зовется в Библии и КОВЧЕГОМ ЗАВЕТА (договора с богом), а значит там вполне могла находится КНИГА ЗАВЕТА, содержащая все законы божии, которые записывал Моисей после каждой встречи с богом.
В частности: «И сказал <Господь Моисею>: вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим … (далее следуют стихи завета (Исх 34:11—26) – авт.) … И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобой и с Израилем» (Исх 34:10—27). Нужно ли говорить, что «слова сии» значительно отличаются от 10 заповедей! В этой связи ковчег представляется этаким походным сундуком, а точнее, рундуком [В: Рундук (значения)] Моисея, в котором тот, помимо прочего, хранит в свои путевые заметки и мудрые мысли на различных носителях (камень, металл, папирус), своего рода черновики будущих священных книг. Обработанные впоследствии, они приобрели форму Пятикнижия Моисеева или Торы.
Наконец, чаще всего Библия называет тот ящик-рундук КОВЧЕГОМ БОГА (КОВЧЕГОМ БОЖИИМ). И действительно, для своего передвижения с избранным народом бог велел Моше изготовить для него два дома – переносной (ковчег) и стационарный (скинию), где выходил он из ковчега ноги размять; при этом не поленился бог подробно описать как и из чего они должны быть сделаны (Исх 25,26):
«И устроят они мне святилище, и буду обитать посреди их… сделайте ковчег из дерева ситтим (акация – авт.) … и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его… сделай также крышку из чистого золота… и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки… и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку… там я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов… о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым» (Исх 25:8,10—11,17—18,20,22).
Все это можно принять, если поднапрячься. Но почему всё-таки Библия называет ящик Веселеила ковчегом? Библию писали романтики, представляющие корабль с богом, плывущий по пескам пустыни? Вряд ли. Ведь до этого ковчега в Библии был Ноев ковчег и это было судном, затем – ковчег-корзина младенца Моше, обмазанная битумом – и это тоже было судном. Более того, слово «арон», переведенное с иврита как «ковчег», означает скорее «гроб, саркофаг»; в таком значении оно используется и в Библии. Понимая всю неоднозначность ситуации, церковнославянская Библия заменяют «ковчег» на «кивот»; «ковчег» как хранительницу святых даров в христианской традиции обозначают как «киот». Неоднозначно понимание ковчега и в исламе, нередко оно означает «гроб» [В: Ковчег Завета].
(Кстати, имя Аарон можно произносить и как Арон и, значит. одна из этимологий этого имени – «гроб, саркофаг». Выбор этого имени для первосвященника исхода в Библии не случаен; этим, видимо, подчёркивается, что доставка «гроба» по назначению была главной и единственной задачей Аарона.)
Что же получается, сыны Израилевы 40 лет бродили по пустыне с каким-то гробом, деликатно трансформированным переписчиками/переводчиками в ковчег? А почему бы и нет, заявляют отдельные библеисты, и был тот гроб с прахом Иосифа Прекрасного. Что ж, в этом есть резон, ибо сказано: «И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит Вас, и вынесите кости мои отсюда (из Египта – авт.). И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег (в гроб? – авт.) в Египте» (Быт 50:25—26).
Проблема в том, что этот ковчег-гроб Иосифа не имеет к Ковчегу бога никакого отношения; более того, в Библии он больше не поминается. Но говорится: «И взял Моисей с собой кости Иосифа, ибо <Иосиф> клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собой вынесите кости мои отсюда» (Исх 13:19).
Книга Праведного (Яшера) уточняет: «И выпросили сыны Израилевы у египтян сосуды серебрянные и сосуды золотые, и одежды, и сыны Израилевы обобрали египтян. И поспешил Моисей, и встал, и пошел к реке Египта, и вынес оттуда гроб Иосифа, и взял его с собой. Сыны Израилевы также вынесли, каждый человек гроб отца своего с ним, и каждый человек гробы колена своего» [3.9, 80:61—63]. Словом, не в одиночестве Ковчег бога бороздил пески Синайской пустыни, а в сопровождении могучей флотилии ковчегов-гробов предков сынов Израилевых, скопившихся за двести десять лет (по данным Яшера; Библия называет 430 лет (Исх 12:40)) обитания их в земле Египетской.
Не правда ли, читатель, впечатляющая картина исхода: на левом плече сына – гроб отца, в правой руке его – сосуд серебренный или золотой, украденный у соседа-египтянина. Таковы, видимо, представления Яшера об истинном иудее. До слез знакомый образ!
Мы не исключаем, что несли моисейцы и гроб с костями главы рода мицраимян, реального прототипа библейского Мицраима-Иосифа, фактического основателя Египта. Но если это так, то инициатива по этому ковчегу-гробу вряд ли исходила от левитов, жрецов гелиопольских осирианских богов. Так решил Моше: «И поспешил Моисей, и встал, и пошел к реке Египта, и вынес оттуда гроб Иосифа, и взял его с собой» [3.9, 80:62]. Объяснив своим воинам, что на сей счет «Иосиф клятвою заклял», а нарушение клятвы может привести к срыву задуманного предприятия – исхода.
Интересно, что в Трактате Сота из Вавилонского Талмуда говорится, что останки Иосифа египтяне в железном (!) гробу погрузили на дно Нила, чтобы удержать сынов Израилевых, зная, что те не уйдут без них из Египта. Но не тут-то было. Моше пришел к Нилу и прокричал: «Иосиф! … наступил час для исполнения данной народом тебе клятвы… ты… задерживаешь народ… Если сам покажешься – хорошо, если же нет – мы свободны будем от клятвы нашей» (Сот., 13). Гроб железный забулькал – и всплыл [3.28]. Как плавающий топор из того же трактата.
Из Библии следует, что о скрижалях и книге (книгах) завета в ковчеге сыны Израилевы знали; видимо, Моше укладывал их туда принародно. Но что было в ящике левитов, доставленном из Синая аравийского и тайно размещенного в ковчеге? Что всё-таки за ящик в ящике носил по пустыне прототип библейского Моше – кушит Моисей? (Кстати, на ковчег-матрёшку указывают и талмудические мудрецы [Йома 72б; Шкалим VI, 49d; В: Ковчег Завета].)
А носил он, как мы считаем, бога, точнее его Ка/Хат (фигурку с Ка (жизненной силой) и/или мощи (забальзамированные останки) Хат с Сах) [В: Концепция души (Древний Египет); разд. 1.5.2]. Вспомним, что предки-хамиты Моисея, будучи изгнанными из тибетского рая Учителями-сифитами, унесли с собой в Левант Ка/Хат своего древнего бога Сетха. В долине Бекаа на баальбекской платформе они пытались построить «башню до небес» для захоронения его Ка/Хат, но неудачно (разд. 2.2.2.). Затем, до поры, Ка/Хат находились в религиозном центре хамитов Бабеле-Библе или в подземельях баальбекской платформы; пора пришла около 7,5 тлн, когда мицраимяне с амореями покорили Нижний Египет (гл. 3.1). Ка/Хат Сетха переправили туда, в Гелиополь, где временно захоронили – до строительства на берегах Нила Мемориала Левантийской цивилизации Первого времени с Некрополем её великих богов. К последним, безусловно, принадлежал и Сетх.