bannerbanner
Висуддхимагга (конспект)
Висуддхимагга (конспект)

Полная версия

Висуддхимагга (конспект)

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Paccattaṃ veditabbo viññūhi'ti

Напрямую и самостоятельно познается мудрыми.


Аналогично предыдущей, эта медитация хорошо подавляет клеши, но ведет только к доступу.

Воспоминание о Сангхе


Supaṭipanno bhagavato sāvakasaṅgho


Ujupaṭipanno bhagavato sāvaka saṅgho


Ñāyapaṭipanno bhagavato sāvaka saṅgho


Sāmīcipaṭipanno bhagavato sāvaka saṅgho


Yadidaṃ cattāri purisayugāni aṭṭha purisapuggalā


Esa bhagavato sāvaka saṅgho


Āhuṇeyyo


Pāhuṇeyyo


Dakkhiṇeyyo


Añjali-karaṇīyo


Anuttaraṃ puññakkhettaṃ lokassa'ti


Supaṭipanno bhagavato sāvakasaṅgho


Ujupaṭipanno bhagavato sāvaka saṅgho


Ñāyapaṭipanno bhagavato sāvaka saṅgho


Sāmīcipaṭipanno bhagavato sāvaka saṅgho


Вступили на хороший, прямой, верный и совершенный путь.

Потому что он соответствует Дхарме, избегает крайностей, ведет к Нирване и это путь тех, кто достоин почитания.


cattāri purisayugāni aṭṭha purisapuggalā

Четыре пары личностей – вставшие на одну из стадий просветления и получившие ее результаты. Таким образом, они являются восемью личностями.

Āhuṇeyyo

Достойны даров. Увязывает слово с жертвоприношениями.

Pāhuṇeyyo

Достойны гостеприимства.

Dakkhiṇeyyo

Достойны подаяния.

Añjali-karaṇīyo

Почтительного приветствия.

Anuttaraṃ puññakkhettaṃ lokassa'ti

Несравненное поле заслуг (пуньи) в мире.

Аналогичные эффекты предыдущим медитациям этого класса.

Воспоминание о шиле


aho vata me sīlāni akhaṇḍāni acchiddāni asabalāni akammāsāni bhujissāni viññuppasatthāni aparāmaṭṭhāni samādhisaṃvattanikānī

Мирянин медитирует на собственные заповеди, а монах на монашеские.


akhaṇḍāni acchiddāni asabalāni akammāsāni

Различные синонимы для неразорванной одежды.

bhujissāni

Освобождают от привязанностей.

Viññuppasatthāni

Восхваляются мудрыми

aparāmaṭṭhāni

Не связаны с ложными взглядами и привязанностями

samādhisaṃvattanikānī

Ведут к самадхи.

Аналогичные эффекты + развивается внимание к соблюдению заповедей.

Воспоминание о даянии


lābhā vata me suladdhaṃ vata me, yohaṃ maccheramalapariyuṭṭhitāya pajāya vigatamalamaccherena cetasā viharāmi muttacāgo payatapāṇi vossaggarato yācayogo dānasaṃvibhāgarato


Нужно подкреплять эту медитацию реальными даяниями.


lābhā vata me suladdhaṃ vata me

Это выгодно и очень выгодно для меня (в силу закона кармы).

maccheramalapariyuṭṭhitāya pajāya vigatamalamaccherena cetasā viharāmi

В поколении, охваченном жадностью, мой разум свободен от жадности.

muttacāgo payatapāṇi

Свободный, добрый, с открытыми руками,

vossaggarato yācayogo dānasaṃvibhāgarato

Я наслаждаюсь тем, что отказываюсь, ожидаю, что меня попросят, и радуюсь тому, что даю и делюсь.

Яджайога – йога жертвоприношения.

Аналогичные эффекты плюс развитие склонности к даянию.

Воспоминание о богах


santi devā cātumahārājikā, santi devā tāvatiṃsā, yāmā, tusitā, nimmānaratino, paranimmitavasavattino, santi devā brahmakāyikā, santi devā tatuttari, yathārūpāya saddhāya samannāgatā tā devatā ito cutā tattha upapannā, mayhampi tathārūpā saddhā saṃvijjati. Yathārūpena sīlena. Yathārūpena sutena. Yathārūpena cāgena. Yathārūpāya paññāya samannāgatā tā devatā ito cutā tattha upapannā, mayhampi tathārūpā paññā saṃvijjatī


Суть в том, что боги делали добрые дела и потому достигли возвышенных состояний. Увязывает собственные добрые качества с качествами богов.

Общие замечания


Эти шесть воспоминаний достигают успеха только в арийцах, так как им очевидны качества трех драгоценностей, они имеют нравственность, даяние и подобны богам. Являются средством очищения сознания и достижения Нирваны. Рекомендуются мирянам во время упосатхи.

Глава 8. Остальные воспоминания

Воспоминание о смерти


Смерть (марана) – прерывание жизненной способности внутри единственного существования. Ей не является прекращение страданий Архата или моментальная смерть, или смерть в метафорическом смысле.

Смерть может прийти вовремя или невовремя. Вовремя – с истощением заслуги или продолжительности жизни или с истощением обоих. Невовремя – от плохой кармы, которая прерывает обычную карму.

Методика:

Садится в одиноком месте и говорит сам себе: смерть придет, сила жизни прекратится, или просто «смерть, смерть». Maraṇaṃ bhavissati, jīvitindriyaṃ upacchijjissatī.

При этом он не должен вспоминать приятную смерть врага либо неприятную смерть друга или родственника, а также не должен испытывать беспокойство по поводу собственной смерти. В этом нет смысла и это не развивает знания и внимательности.

Должен обращать внимание на существа, которые умерли и созерцать существа, которые мертвы, но ранее испытывали радость, делая вывод, что смерть неизбежна.


Восемь способов воспоминания смерти.

Смерть как убийца.

Смерть приходит, как убийца с мечом уже с момента рождения. Существа уже рождаются, обреченные на смерть. Смерть неизбежна для тех, кто родился. Река обратно не повернется и тому подобные рассужения.

Смерть как разрушение успеха.

Уничтожает все достигнутые во время жизни успехи. Любое здоровье заканчивается болезнью, любая юность – старостью, а любая жизнь – смертью.

По сравнению

Сравнивая себя с другими. Умерли все люди с великой славой, с великой заслугой, с великими чудесными силами, с великим философским пониманием, и даже пратьекабудды и Будды.

Тело – жилище других существ.

Червей и бактерий.

Размышление о хрупкости жизни.

Жизнь связана со многими факторами, такими как дыхание, питание, температура и так далее. Если эти условия отсутствуют, она легко прекращается.

О том, что смерть непредсказуема.

Невозможно предсказать ни время, ни причину смерти, ни куда упадет тело, ни куда переродится виджняна.

Об ограниченности срока жизни.

В настоящее время жизнь человека короткая и составляет около ста лет. 115 по современным оценкам, имеется подтвержденный долгожитель 122 года. При правильном отношении к смерти монах ожидает ее в этот же день.

О краткости момента жизни.

По сравнению с вечностью это одно мгновение. Кроме того, реально переживаемая жизнь – это одно мгновение, как будто колесо коснулось земли одной точкой.


Итак, когда он вспоминает смерть этими восемью способами, его сознание через повторение развивает внимание к смерти, подавляются препятствия, возникают факторы джханы. Но поскольку объект имеет индивидуальные качества и вызывает чувство необходимости что-то делать, достигается только доступ.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3