Полная версия
Висуддхимагга (конспект)
План по объяснению объектов (будет далее реализован). Медитирующий должен усвоить все объяснение подробно.
Глава 4. Касина земли
Далее нужно найти подходящий для медитации монастырь. Неподходящий:
Большой – большие размеры сообщества приводят к конфликтам, так как у людей разные цели.
В новом – идет большое строительство и всех припахивают.
Который требует ремонта.
Возле дороги или на главной улице – слишком много посетителей.
Возле пруда – слишком много посетителей.
Возле съедобных растений – слишком много посетителей, и притом женщин.
Возле цветущих растений – то же самое.
Возле фруктов – слишком много посетителей, которые к тому же наезжают на монахов, мешающих брать фрукты.
В знаменитом монастыре – слишком много посетителей, принимающих тебя за святого.
Где ходит много женщин или знати.
Где много бамбука – потому что все время рубят бамбук и наезжают на тех, кто мешает.
Где много полей или стадов.
Где много конфликтов.
Возле портов и караван-сараев.
Возле границ государства, где много неверящих в Будду.
Возле границ, на которых возможны военные конфликты.
Где живут великаны и тому подобные нечеловеческие существа, которые могут съесть монаха.
Где нет учителей или их аналогов.
Пять факторов для места медитации – также сводятся к тому, чтобы было поменьше беспокойств (мухи и т.д.). Очистить место и одежду, чтобы не беспокоили.
Далее делает символ элемента земли из глины в виде круглой штуки размером с тарелку или сосуд, затем повторяет мотивацию на освобождение от смерти с помощью этой медитации. Касина земли не должна содержать голубого, желтого, красного или белого цвета, надо использовать глину цвета рассвета. Сделав касину, он омывается, садится на хорошо покрытом сиденье на расстоянии два с половиной локтя от касины, чтобы она была четко видна, но чтобы не были видны неровности поверхности. Нужно сидеть так, чтобы не наклонять шею к касине и чтобы не болели колени.
После этого он должен вспомнить о том, что чувственные удовольствия дают мало радости и об отречении. Затем он вспоминает о трех драгоценностях, открывает умеренно глаза и смотрит на знак. Глаза не нужно открывать слишком широко, так как тогда они устанут, или слишком мало, так как не будет видно. Ум устанавливается на концепте земли и признаке физической поддержки, при этом повторяет относящиеся к земле слова – земля, великая, дружественная, почва, носительница богатства и так далее. Можно просто повторять наиболее очевидное слово «земля, земля». Повторяя слово, можно как открывать, так и закрывать глаза. Делать это сто, тысячу раз, пока не появится учебный знак.
Когда с закрытыми глазами видит касину как с открытыми, учебный знак появился. После этого не нужно сидеть возле круга, нужно идти домой и развивать знак там, не задерживаясь на мытье ног. Если без физического знака концентрация пропадает, нужно вернуться и опять смотреть на физический знак. При развитии знака на данном этапе применяется прикладное мышление.
По мере этого созерцания происходит доступ и возникает знак-двойник. Двойник отличается от учебного знака тем, что он чище, не имеет недостатков, возникает из чистого восприятия, а не от сознания глаза. При возникновении знака-двойника ум концентрируется на уровне доступа. На уровне доступа исчезают препятствия, а на уровне поглощения развиваются факторы джхан. Они имеются на доступе, но слабые. При развитии джхан разум может находиться в созерцании сутки.
Развивает знак, пока не входит в джаны следующими способами:
Находиться в месте, которое способствует концентрации (можно менять места по три дня в каждом и экспериментировать).
Просить милостыню в близких деревнях на севере или юге от места жительства.
Не заниматься бессмысленными разговорами.
Общаться с добродетельными.
Подходящая еда (индивидуально).
Подходящий климат (индивидуально).
Позы тела (индивидуально) – пробовать по три дня каждую.
Если не реализуется джхана, развиваются десять способностей к поглощению.
Очищение внутренней и внешней основы: брить волосы, мыть тело, одежду. Это увеличивает преданность объекту.
Балансирование способностей – веры, энергии, внимательности, концентрации, понимания. Вера балансируется пониманием, а концентрация энергией. Избыток концентрации ведет к лени, избыток энергии к беспокойству, избыток веры к некритичности, избыток понимания к сомнению. Баланс веры и понимания – верить в то, к чему есть основания. Сильное внимание нужно в любом случае, так как за счет внимания и обеспечивается баланс.
Развитие способности воспроизводить знак.
Когда энергия ума слабая, нужно развивать исследование состояний. Осуществлять их классификацию, а также задавать вопросы, читать тексты, беседовать с людьми и так далее. Энергию развивают – воспоминание о плохих состояниях типа ада; размышление о преимуществах энергичного ума; обзор буддийского пути; размышление о том что надо помочь тем, кто дает тебе милостыню; размышление о достоинствах твоего учителя; о преимуществах получения буддизма в наследство; смена поз, прогулки на воздухе; общаться с энергичными и не общаться с ленивыми. Радость развивается медитациями на воспоминания, избеганием грубых людей и общением с вежливыми, размышлением о позитивном.
Когда энергия ума слишком сильная, нужно развивать спокойствие такими способами: использовать хорошую еду; жить в хорошем климате; принимать приятную позу тела; избегать склонных к насилию; общаться со спокойными; рассуждать о спокойствии. Развивать концентрацию этими десятью способами. Развивать упеккху: нейтральное отношение к живым, к неживым, избегать тех, кто кого-то предпочитает, общаться с нейтральными, думать о нейтральности.
Мотивировать ум, если он ленится: размышление о рождении, старости, болезни и смерти; о страдании в перерождениях; воспоминание о трех драгоценностях.
Равно относиться ко всем объектам.
Избегать людей, несклонных к концентрации.
Общаться с теми, кто получил концентрацию и выбрал путь отречения.
Считать концентрацию важной и понуждать себя к ней.
Пять примеров о том, что не надо чрезмерно напрягаться, пытаясь достигнуть поглощения.
Рассматривает поглощение с точки зрения теории познания и делает вывод, что это один момент сознания, затем возобновляется бхаванга, затем происходит восприятие джханы.
Первая джхана.
Цитирует определение из Типитаки. «Оставляет пять факторов, имеет пять факторов, приносит пользу тремя путями, имеет десять характеристик».
Суть джханы в оставлении чувственных желаний. Слово eva означает, что полностью оставляются, а также что достижение первой джханы возможно только через оставление чувственных желаний, которые прямо противоположны первой джхане, как свет и тьма. Объект чувственных желаний – видимый (материальный). Имеется в виду как телесное отделение от объектов чувственных желаний, так и ментальное. Концентрация несовместима с половым влечением, интерес со злобой, прикладное мышление с тупостью, блаженство с беспокойством и поддерживающее мышление с неопределенностью. Поэтому эти пять факторов оставляются. Какие пять факторов наоборот имеются?
Прикладное мышление (витакка) – направление ума на объект. Как будто удар колокола. Как рука, которая схватила.
Поддерживающее мышление (вичара) – ум постоянно занимается объектом. Ум как будто стоит на якоре, как будто звон колокола. Как рука, которая полирует чашу. То есть вичара двигается, но вокруг объекта.
Интерес (pīti от pīnayati освежает). Относится к самскарам. Имеет пять видов:
Небольшой – поднимает волосы на теле.
Моментальный – как вспышки молнии.
Ливень – проходит по телу как волны снова и снова.
Поднимающий – может поднять тело на воздух.
Всепроникающий – как наводнение в пещере.
Счастье (sukha). Su + khādati: хорошо поедает привязанности. Пити – удоволетворение от получения объекта. Сукха – непосредственное его переживание. Относится к ведане. Когда видит воду в пустыне – это пити, когда реально пьет ее – это сукха.
Объединение.
Действуют совместно, закрепляют на объекте, совместно возникают при возникновении первой джханы. Присутствуют также при доступе, но на джхане сильнее и имеют признаки рупалоки. Мысль тут очень тесно связана с объектом, счастье и интерес охватывают все тело. Объединение полностью контактирует с объектом.
Приносит пользу тремя способами:
В начале как очищение пути (от препятствий). Реализуется на доступе.
В середине как увеличение упеккхи, которая является знаком безмятежности. Это поглощение. Так как ум очищен, на него и смотрят нейтрально.
В конце как удовлетворение. Это обзор. Так как спокойный ум оптимально функционирует и реализует прозрение.
It is called jhāna because of lighting (upanijjhāna) the object and because of burning up (jhāpana) opposition.
Мандала называется kasiṇa, потому что символизирует всю землю как таковую.
Если привязанности не очищены, то быстро выпадает из джханы.
Для достижения поглощения знак постепенно расширяется на один, два, три и четыре пальца. Затем расширяет до размеров монастыря, деревни, города, района, царства, океана и до размеров всего мира. Он видит этот знак во всем пространстве, на который он расширен. Достигнув первой джханы, надо в ней укрепляться некоторое время, не двигаясь дальше.
Развивает пять видов мастерства:
Объявление.
Достижение. Быстро входит в джхану.
Продолжение. Может находиться в джхане один щелчок пальца или десять.
Выход. Может выйти с той же скоростью.
Обзор. Следует за объявлением.
Освоив, он понимает, что мышление мешает концентрации и продолжая повторять «земля, земля» реализует вторую джхану.
Вторая джхана развивается с подавлением обоих видов мышления. Дает единство (ekodibhāva) и совершенную уверенность (так как мышление связано с сомнением). Она содержит три фактора – интерес, счастье и объединение.
Овладев второй джханой, при выходе из нее он считает, что интерес уменьшает покой. Затем, повторяя «земля, земля» с целью подавления интереса он достигает третьей джханы.
В третьей джхане есть счастье, упеккха и объединение. UPApattito IKKHATI => upekkha. Смотрит на вещи как они возникают. Десять видов упеккхи – у архата, брахмавихара, как фактор просветления, как самскара, как ведана и так далее. В джхане она проявляется как отсутствие интереса к вещам и соответственно счастья. Имеет также внимательность и полную осознанность, как в остальных джханах. Они тут более заметны, так как ум не бегает. На выходе из джханы ощущает блаженство. Далее он считает, что блаженство мешает покою и продолжая повторять «земля, земля», с намерением установить полную упеккху, входит в четвертую джхану.
Четвертая джхана имеет два фактора – упеккху и объединение. Не содержит ни радости, ни страдания.
Также упоминает классификацию по пяти джханам (вторая делится на две, в первой нет прикладного мышления).
Глава 5. Остальные касины
Касина воды.
Кто практиковал в прежних жизнях, может медитировать на озеро, пруд, океан, залив (рассказывает о монахе, который плыл на корабле и медитировал на океан). У кого нет опыта, нужно наполнить чашу прозрачной водой без загрязнений. Нужно поставить физический символ, затем концентрироваться на ментальном концепте элемента воды, повторяя разные слова для воды, типа дождь, жидкий, роса и так далее, но лучше обычное слово «вода». Затем возникают учебный знак и двойник. В учебном знаке могут быть пузырьки и так далее. В двойнике вода выглядит как хрустальный диск зеркала, то есть неподвижной. С опорой на двойник он достигает доступа и всех джхан, как ранее описано.
Касина огня
Если есть опыт прежних жизней, можно на любой огонь. Если нет, жгут дрова и смотрят в середину костра на огонь. Концентрируется на концепт, повторяя разные эпитеты огня либо лучше просто «огонь». Учебный знак походит на реальный огонь, который он видел. Двойник – идеальный огонь, неподвижный как красная тряпка или золотой столб. С опорой на двойник достигается доступ и джханы.
Касина воздуха
На колеблемый ветром бамбук и так далее, либо на прикосновение ветра к коже. Далее, концентрируясь на прикосновениях ветра к коже, повторяют эпитеты ветра, лучше просто «ветер». Учебный знак – как вихрь пара от каши, вынутой из печи. Двойник тихий и не подвижный.
Синяя касина
Если есть заслуги – на любой синий цветок или ткань. Если нет – берут синие цветы и ставят их в корзину, или берут кусок синей ткани. Или делают синюю мандалу подобно касине земли, окружая ее другим цветом. Затем повторяют «синий, синий». В учебном знаке отражаются реальные цветы, двойник – как хрустальный веер в космосе.
Желтая, красная, белая как синяя.
Касина света
Если есть заслуги, медитирует на любой луч света. Если нет, делает сияющий круг и повторяет «сияние, сияние» или «свет, свет». Если не может, возжигает лампу в сосуде, закрывает горло сосуда, делает в нем дыру и ставит дырой к стене. Свет рисует на стене круг, надо на него медитировать, повторяя «свет, свет». Учебный знак – как этот круг на стене или на земле. Двойник – как яркое скопление света.
Касина пространства
Если есть заслуги, то видит пространство в любой дыре. Если нет, то делают дыру в стене хижины, или в куске коже и так далее. Далее смотрят в дыру, повторяя «пространство, пространство». Учебный знак напоминает реальную дыру. Не может его расширить. Двойник выглядит как абстрактный круг. Можно его расширить.
Развитие сверхъестественных сил
Земля – может становиться многими телами, ходить по воде, создавать землю.
Вода – может тонуть в земле, колдовать дождь, шторм, создавать реки и моря, сотрясать камни.
Огонь – может колдовать огонь, дым, искры, сжигать что угодно, видеть объекты божественным глазом и сжигать тело, когда достигает нирваны.
Воздух – может перемещаться со скоростью ветра и колдовать шторм.
Синий – может создавать черные формы, колдовать тьму, достигать освобождения методами красоты.
Желтый – создавать желтые формы, колдовать золото, достигать освобождения методами красоты.
Красный – делать красные формы и как выше.
Белый – делать белые формы, изгонять скованность, колдовать свет и расколдовать тьму.
Свет – делать сияющие формы, изгонять скованность, колдовать свет и расколдовать тьму, видеть божественным глазом.
Пространство – раскрывать сокрытое, помещаться внутри скалы или камня, проходить через стены.
Расширяет любую касину по направлениям – вверх (до неба), вниз (до земли), вокруг (на периметр поля), в одном направлении или безразмерно.
Не могут развивать касины люди с плохой кармой, которая вызывает немедленный эффект, с ложными взглядами, а также кастраты; которые не имеют веры в три драгоценности; не имеющие правильных взглядов или интереса к практике. И они не смогут развить и любой другой объект медитации.
Глава 6. Нечистота
Десять видов трупов:
Раздутый.
Бледный – красноватый в некоторых местах и беловатый в других, но в основном синий.
Гнойный.
Разрезанный пополам.
Обглоданный собаками и т.п.
Разбросанный – отдельно рука, нога и так далее.
Взломанный и разбросанный – взрезанный ножом в каждой части и разбросанный.
Кровоточащий.
Червивый.
Скелет.
Эти же слова используются для знаков и джхан на этих объектах.
Теперь подробнее:)
Получив объект от учителя, монах идет искать соответствующий труп.
Раздутый труп.
Находит достаточно раздутый труп, чтобы он точно был некрасивым. Садится возле трупа и запоминает его в точности. Надо сесть с той стороны, с которой не воняет. Запоминает окружающие камни, деревья и так далее. Определяет:
Цвет трупа.
Возраст.
Форму – это голова, это шея, это рука и так далее.
Направление, в котором находится труп.
Место.
Ограничение.
Данный объект должен быть того же пола, чтобы не вызывал сексуальной реакции. Если после шести рассуждений знак не появляется, то нужно определить в трупе:
Связки, их всего 108, но достаточно определить 14 главных.
Дырки: дырка между руками, между ногами, в животе и ухо. Также надо определить, открыты или закрыты глаза.
Полости.
Выпуклости.
Все тело вместе, повторяя: «раздутый, раздутый».
Можно открывать и закрывать глаза сто или тысячу раз, запоминая труп. Появляется учебный знак, если с закрытыми глазами труп видно как с открытыми, то знак обретен. Затем можно идти домой, где монах сидит, продолжая представлять труп.
Данный объект является самым страшным из всех объектов медитации, поэтому нужно говорить себе, что мертвое тело не может уже подняться и причинить тебе вреда. Нужно запомнить хорошо дорогу к трупу, чтобы по дороге меньше отвлекаться от концентрации. Если забыл объект, нужно вспомнить всю дорогу к нему и снова вспомнить объект.
При концентрации на данном объекте он достигает джханы. Объект трудный, так как его физическое соответствие быстро исчезает и надо сразу запомнить.
Возникает знак-двойник, который воспринимается как человек с большими частями тела, который лежит после того, как наелся. Далее преодолеваются пять препятствий и наступает джхана. Далее все как в касине земли.
Знаки для остальных видов трупов
Труп
Учебный
Двойник
Бледный
Пятнистый
Монотонный
Гнойный
Дрожит
Неподвижный
Разрезанный пополам (например, на войне)
Разрезанный посередине
Целый
Обглоданный
Обглоданный
Целый
Разбросанный
С явными дырами
Целый
Поломанный
С трещинами
Целый
Кровоточащий.
Как красный флаг болтается
Неподвижный
Червивый
Движется
Не движется
Скелет
С дырами
Целый
При медитации на скелет нужно разбирать все части скелета, иначе будет просто медитация на белый цвет. Учебный знак тут обычно страшный, а двойник несет радость, потому что происходит доступ.
С достижением джханы на этих объектах монах освобождается от полового влечения и становится этим подобным архату. Различные виды трупов снижают привязанность к конкретным качествам тела: раздутый к форме, бледный к свету, гнойный к запаху, разрезанный к целостности, обглоданный к пухлым частям тела, разбросанный к конечностям, поломанный к здоровью, кровавый к украшениям, червивый к представлению об обладании телом, скелет к зубам. Далее проецирует с мертвого тела на живое, так как оно такое же отвратительное.
Глава 7. Шесть воспоминаний
Внимательность как фактор просветления (sati) сама по себе является воспоминанием (anussati), так как она возникает снова и снова. Внимательность по отношению к религиозным объектам описывается как воспоминание (anussati). Рекомендуются:
Воспоминание о Будде.
О Дхамме.
О Сангхе.
О шиле (нравственности).
О дане (даянии).
О богах.
О смерти.
О теле (kāya-gatā sati)
О дыхании.
О мире (Нирване).
Воспоминание о Будде
Садится в одиноком месте и повторяет текст:
iti pi so bhagavā arahaṃ sammāsambuddho vijjācaraṇasampanno sugato lokavidū anuttaro purisadammasārathi satthā devamanussānaṃ buddho bhagavā
Размышляет об этих словах.
Arahanta (совершенный):
Удалился от загрязнений и в этом совершенен.
Убил (hata) свох врагов (ari), а именно три яда.
Уничтожил спицы (ara) колеса перерождений (пересказывает 12 нидан).
Достоин (arahati) всех подаяний, потому что почитается богами.
Не имеет секретов(rahābhāva), так как ему нечего скрывать.
Sammāsambuddha
Открыл (buddha) все вещи правильно (samma) и самостоятельно (sāmam).
Пересказывает кратко все содержание буддизма.
Vijjācaraṇasampanno
Наделен ясным видением и добродетельным поведением.
Ясное видение – включает экстрасенсорные спообности и всезнание.
Добродетельное поведение – воздержание, бдительность, семь факторов и четыре джханы, всего 15 видов. Включает великое сострадание.
То есть Будда всезнающий и всеблагой, но не всемогущий.
Sugata
Потому что хорошо ушел от мира, потому что ушел в красивое (sundara) место (=Нирвана), потому что ушел правильно, и потому что правильно отрекся, и поэтому всегда говорит правильно.
Gamana – это благородный путь.
Lokavidū
Познал мир во всех отношениях. Есть три мира – рупалока, камалока, арупалока. Также в сутрах называются разные цифры миров, в зависимости от классификации: например у глаза зрительный мир. Пересказывает кратко космологию. Количество миров бесконечно, поэтому знание Будды бесконечно.
anuttaro purisadammasārathi
Annutaro – не имеет никого, кого можно было бы с ним сравнить. Превосходит всех в мире в положительных качествах. Однако равен другим Буддам. Не имеет учителя и нет никого подобного ему во всем мире.
Ведет sārathi людей к успокоению, укрощению purisadamma, в связи с чем и называется purisadammasārathi. Purisa – также и животные и духи, так как они также укрощались Буддой. Иногда он укрощает вежливо, иногда грубо.
satthā devamanussānaṃ
Учитель (satthar) богов и людей, также слово связывается с караваном, караванщик. Приводит караван домой через дикие места.
Боги и люди – упомянуты только лучшие и способные развиваться. Может учить и животных. Животные могут через слышание дхармы улучшить свое перерождение и уже во втором или третьем перерождении могут вступить в поток.
Рассказывает истории о проповеди лягушке, которую убили во время проповеди и она переродилась божеством только потому, что услышала голос Будды.
buddho
Пробудился к знанию об освобождении, которое им и раскрыто (buddha).
bhagavā
bhagavant – значит, что почитается всеми существами. Это наилучшее слово, означающее максимальное почтение. Единственное слово, которое обозначает что-то, несозданное Маха-майей или богами.
Анализирует словообразование по грамматике Панини. Основные смыслы – оставил желания, успешный, развитый, благословенный.
BHA = bhava, GA = gamana, VA = vanta (отвержение). Прошел через бытие и отверг его.
Итак, повторяет эти слова и размышляет об этих качествах. По мере этого размышления у него возрастает радость, тело и разум успокаиваются, возникают факторы джханы. Но поскольку это рассуждение сложное, джхана происходит только на уровне доступа.
Преимущества – уважение к Будде, развивается вера, внимательность, понимание, приобретается заслуга, уходит страх, может переносить боль, разум устремляется к мирам будд. Боится совершать зло, так как живет как будто в присутствии Будды.
Воспоминание о Дхарме
Svākkhāto bhagavatā dhammo
Sandiṭṭhiko
Akāliko
Ehipassiko
Opanayiko
Paccattaṃ veditabbo viññūhi'ti
Svākkhāto
Хорошо провозглашенная: хорошая в начале, в середине и в конце. Как сами тексты, так и их эффект. Не имеется искажений в ее значении. Способна успокоить страдания.
Sandiṭṭhiko
Непосредственно наблюдается, когда получаются результаты на благородном пути. Когда клеши оставляются, Дхарма наблюдается. Также слово sandiṭṭhiko может пониматься как «правильные взгляды». diṭṭha – то же, что и даршана, то есть взгляды или философия.
Akāliko
Немедленно реализуется. Сразу приходят ее результаты.
Ehipassiko
Приглашает прийти и увидеть (ehi passa imam dhammam).
Потому что она есть и на нее можно посмотреть, как на золото.
Opanayiko
Должна применяться.