bannerbanner
Яблочный пирог. Литературная реконструкция
Яблочный пирог. Литературная реконструкция

Полная версия

Яблочный пирог. Литературная реконструкция

Текст
Aудио

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 10

Лёд стал! Еле полынью нашел! Камыши-то ещё зеленые, почти не распушились, трава вокруг свежая, инеем чуть подёрнутая, снега нет.

НЯНЯ

Экая невидаль, в ноябре встал лед, ты, видно, совсем в теплых краях позабыл, что ноябрь – это уже зима, батюшка.

АЛЕКСАНДР

Вели-ка заместо полыньи ванну мне приготовить.

НЯНЯ

Где ж я тебе ванну сыщу? Бочку покамест заготовим. Можно по-зимнему баньку затопить – и потом купайся, сколько хочешь, хоть в речке, хоть в бочке.

АЛЕКСАНДР

Вечером баньку, а сейчас скорее свежих чернил и перо.

АЛЕКСАНДР сбрасывает на ходу панталоны и полуголым бежит к себе в кабинет. Навстречу ему показывается тепло одетый АРХИП, который с удивлением оглядывает голого барина.

АРХИП

К Вам, барин, посетитель ранний.

АЛЕКСАНДР

К черту посетителя, скорее перо и бумагу.

НЯНЯ, хлопоча, подает АЛЕКСАНДРУ сухую одежду, пытаясь его укрыть.

АРХИП

Барин, посетитель уходить не хочет.

АЛЕКСАНДР

К дьяволу посетителя!

АРХИП

Вот о нем-то он и хотел с Вами поговорить.

Из прихожей просовывает голову незнакомый полный священник, потом просачивается целиком. Это священник ближайшего прихода – церкви на Ворониче по прозвищу «Шкода», которое само за себя говорит.

ШКОДА

Сильно обеспокоены мы тем, что вот уж почти три месяца Вы тут, барин, а ещё ни разу не причащались и к обедне не были, хотя наш приход к Вашей усадьбе ближайший.

АЛЕКСАНДР (про себя)

Ещё один соглядатай на мою голову.

(Шкоде) Думал на днях быть на службе в монастыре, панихиду заказать, тетка померла. Заодно и причастился бы.

ШКОДА (осведомленно)

Она уже несколько недель вроде как померла, а панихиды все нет.

АЛЕКСАНДР

Поеду завтра непременно.

ШКОДА (задумчиво)

Зачем же завтра? Заказать панихиду и сегодня можно.

И причаститься.

Не зря же я три версты отмахал.

АЛЕКСАНДР

Прямо здесь?

ШКОДА

Прямо здесь.

АЛЕКСАНДР

Я готов, ничего ещё сегодня и не ел. Хотя с утра кофе пил.

ШКОДА

Это не страшно.

АЛЕКСАНДР пожимает плечами, встает на одно колено и преклоняет голову.

ШКОДА

Грешен ли, сын мой?

АЛЕКСАНДР

Кто же без греха.

ШКОДА

В чем же грех твой?

АЛЕКСАНДР

В непочитании родителей и начальников моих, в необдуманной остроте языка, в гордыне неуемной, в жажде мирских радостей.

ШКОДА

Ну и с миром, сын мой.

АЛЕКСАНДР

А хлеб, а вино, святой отец?

ШКОДА

Сейчас отведаем.

ШКОДА открывает мешок, из него показываются знатный окорок, пара каплунов, огромные луковицы, ломоть хлеба и кувшин, заткнутый паклей.

ШКОДА

Может, и не барская это еда, зато отменная. Прихожане жалуют.

НЯНЯ пару раз украдкой подходит к дверям, а гость все ещё там.

Когда парадная дверь барского дома за ним, наконец, закрывается,

АЛЕКСАНДР разворачивается к НЯНЕ:

АЛЕКСАНДР

Черт бы его подрал… пятьдесят рублей на панихиду выпросил.

НЯНЯ

Пятьдесят рублей! Экие деньжищи! Выпросил?

АЛЕКСАНДР

Выторговал.

НЯНЯ

Выторговал?

АЛЕКСАНДР

Выиграл!

НЯНЯ

Да как же? Карт ведь нет!

Неужто Шкода их с каплунами принес, фуфлыга этакий?

АЛЕКСАНДР

Нет, мамушка, мы по памяти.

Мастерам видеть лицо не обязательно, достаточно представлять его.

НЯНЯ

Ох, недосмотрела, не углядела. Не сносить мне головы…[43]

СЦЕНА 2. ЗУЕВО. Барский дом

Однообразное повторение серого утра.

АЛЕКСАНДР и НЯНЯ.

АЛЕКСАНДР

Что, мамушка, снег нынче есть?

НЯНЯ

Нет, батюшка, снега нет. Сырость есть. Туман есть.

АЛЕКСАНДР

Опять туман.

АРХИП

К Вам, барин, посетитель.

АЛЕКСАНДР

Дьявольщина!

АРХИП

Этот посетитель подождет.

Закутанный в халат барин возвращается из баньки, где стоит кадка с ледяной водой.

МИХАЙЛО (уже ждет в кабинете)

Я, барин, с докладом. Батюшка Ваш наказал Вам докладывать.

АЛЕКСАНДР

Докладывай, коли пришел.

Сам переодевается, слушает вполуха.

МИХАЙЛО

Как приказывала барыня, весной засеяли две десятины барской запашки картофелью, по осени выкопали урожаю на четыре большие подводы. Отвезли на ярманку в Опочке, но окрестные покупать не хотят, говорят, мрут от него, боятся. Да что в Опочке, наши мужики на своих огородах картошку тайком повыдергали и на репу заменили.

Оставил часть для Вас в погребе, часть на посев весной, остальное положили отвезти в Петербург да продать там. В Петербурге, поди, народ более смышленый, от земляных яблок отказываться не станет.*

* Интереснейший ресурс о сельском хозяйстве в деревне: https://proza.ru/2011/02/09/641

АЛЕКСАНДР (перебивая его)

Ты лучше, братец, вот что, заведи новое правило – чтобы у заднего крыльца всегда стояла наготове осёдланная лошадь. Ежели гость незваный пожалует, я спешно уеду со двора, чтобы не вести с ним беседы и не чаёвничать, а гостю скажут, мол, нет барина.

НЯНЯ (ворчит)

Не по-ганнибаловски это, по-ганнибаловски должно гостей привечать!

АЛЕКСАНДР

Отныне я ввожу запрет на ганнибаловщину. Я Ганнибал только на четверть. Четвертую часть гостей и будем потчевать.

МИХАЙЛО (резонерски)

Хорошо придумано, да только лошадь весь день стоять под окнами голодная не может.

АЛЕКСАНДР

Ты не умничай, а распорядись, чтобы ей в корыте овса к крыльцу принесли. Не все ли равно лошади, где щипать овес – в хлеву или у крыльца.

МИХАЙЛО

А ночью тоже держать её наготове?

АЛЕКСАНДР (записывая что-то на бумаге)

Нет, ночью не надо.

МИХАЙЛО

А в дождь или в снег?

АЛЕКСАНДР

В дождь и в снег тоже не надо, пусть осёдланная на гумне стоит, чтобы быстро привести можно было.

МИХАЙЛО

А ежели лошадь захромает? Подковы собьет?

АЛЕКСАНДР

Ты, нехристь, извести меня решил?

Неужто у нас в хозяйстве одна верховая лошадь всего?

МИХАЙЛО

Может и не одна, да только как ярманка или покос, так и ни одной. Лошадей и Роза Григорьевна берет, чтобы в город съездить, к обеду товара закупить.

АЛЕКСАНДР

Отчего это, мамушка, сам управляющий какую-то Розу Григорьевну опасается?

НЯНЯ

Ох, Роза-то… всех в страхе держит.

АЛЕКСАНДР

Не обращал внимания. Что она такое?

НЯНЯ (вкрадчиво Александру)

Заместо счетовода. По малой грамотности Михайлы всем заведывает и счет всему ведет, только часто ошибается, и всегда в свою пользу.

А может, и с Михайлом на пару барыши делят.

Мужики боятся эту змеюку, а она барами всех пугает, точно пугалом каким.

АЛЕКСАНДР

Ну что же, проверим яд на вкус. Проси.

СЦЕНА 3. ЗУЕВО

Те же и РОЗА ГРИГОРЬЕВНА.

АЛЕКСАНДР

Давно хотел поговорить с Вами. Не могли бы Вы прояснить мне род расходов, на которые присылаются средства из Петербурга?

РОЗА ГРИГОРЬЕВНА

Отчего же не прояснить.

Давеча коляска ломалась, новую рессору заказывали.

АЛЕКСАНДР

Коляску я продаю Рокотову. Она мне ни к чему. Я езжу верхом.

РОЗА ГРИГОРЬЕВНА

Как угодно. Покупаем для хозяйства свечи, сахар.

АЛЕКСАНДР

Сахар? Будем в меду клюкву есть.

РОЗА ГРИГОРЬЕВНА

Как угодно.

Бумагу для Вас, порох, полотно немецкое заместо исписанного чернилами.

АЛЕКСАНДР

Я могу спать и на русском полотне.

РОЗА ГРИГОРЬЕВНА

Как угодно.

Во дворе раздается звон колокольчика. Плечи Александра вздрагивают.

АРХИП

К Вам новый посетитель.

АЛЕКСАНДР

Час от часу не легче. Не дают заняться хозяйством.

Готова ли моя лошадь у заднего крыльца?

МИХАЙЛО

Не успел распорядиться.

АЛЕКСАНДР (глядя в окно)

Опять нелегкая принесла Рокотова.

СЦЕНА 4. ЗУЕВО

Входит вальяжный РОКОТОВ.

Челядь и РОЗА ГРИГОРЬЕВНА удаляются.

РОКОТОВ

Любезный мой сосед! Читали ли Вы уже газеты? «Санкт-Петербургские ведомости»?[44]

АЛЕКСАНДР

Куда! Мы и псковские-то не получаем.

РОКОТОВ

А зря. Здесь нынче есть новости, прямо до Вас касаемые.

АЛЕКСАНДР

Если Вы про кончину тетушки Анны Львовны, то об этом мне уже доложили.

РОКОТОВ

Приношу свои соболезнования. Но дело в другом.

АЛЕКСАНДР

Да в чем же? Неужто ещё кто-то умер?

РОКОТОВ

Скорее, родился. Вот, полюбуйтесь! В Большом театре состоится представление «волшебно-героического балета в пяти действиях “Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника”. В роли Людмилы – Истомина».

АЛЕКСАНДР

Чёрт Вас побери. Зачем Вы принесли эту газету, любезный?

РОКОТОВ

Хотел Вас обрадовать, дорогой сосед! *

АЛЕКСАНДР

Вы меня несказанно огорчили! Там, в Петербурге, ставят балет по моей пиесе, а я не имею ни малейшей возможности увидеть представление и бесподобную Истомину. И что ещё печальнее, о гонораре автору никто даже не заикнулся. Все лавры достанутся Дидло. Он же будет выводить мою черкешенку на поклоны. **

* Персоналия Рокотова, несомненно, внесла заметный вклад в образ Зарецкого

** Роль черкешенки в балете «Кавказский пленник» также исполняла Истомина, несколькими годами ранее.

РОКОТОВ

Я очень дорожу Вашим мнением, но зачем же Вы смяли газету?

Мне ещё в Петровском и в Алтыне надобно её показать. Ничего, мы сейчас её расправим.

Расправляет.

АЛЕКСАНДР

Чтобы все надо мною насмехались?

РОКОТОВ

Чтобы все гордились соседством с Вами! Это же слава!

АЛЕКСАНДР (себе)

К чему мне такая слава?

Моя персона давно не более, чем тема для пошлого светского разговора. Где он? Что он? Сидит в деревне? Не сбежал ли ещё в Германию иль в Париж? Друзья любят распускать слухи, обсуждать меня по гостиным, способствуя моей «славе».

Они завидуют, что в Большом театре в Петербурге идут два балета по моим поэмам, а я сижу без калош, тулуп впору у Архипа занимать.

Рокотов делает вид, что готов на широкий жест благотворительности.

Слава! В этих балетах нет ни строчки моих стихов, одни лишь характеры и сюжет.

К чему мне такая слава, если моё слово забыто, выброшено за ненадобностью?

СЦЕНА 5. ЗУЕВО

АЛЕКСАНДР и НЯНЯ.

Стоит экипажу Рокотова исчезнуть в конце аллеи, как недовольство Александра улетучивается, и он начинает прыгать по пустым залам, выделывая балетные па.

НЯНЯ

Знаю, что гостей не жалуешь, но так прыгать и скакать, радуясь их отъезду, – это уже слишком.

Да, уймись же ты, егоза. Ишь ты, куролесить барин вздумал.

Дом-то не новый, того гляди развалится.

АЛЕКСАНДР

Мамушка, помнишь, ещё давно, когда вышел я только из Лицея, сказку ты мне рассказывала про Черномора с длиннющей бородой и витязя, что с ним в небесах боролся?

Я по ней пиесу сделал, а нынче к ней музыку написали и балет в Петербурге поставили! Огромный театр, полный первых людей государства, смотрит на твоего Черномора. Экие чудеса!

НЯНЯ

Даже не знаю, радоваться мне иль печалиться. Сказку-то я тебе не до конца тогда поведала, да приукрасила маленько. Побоялась, конец совсем был срамной. А мать твоя строго-настрого наказала таковых сказок тебе, мальчонке, не сказывать.

АЛЕКСАНДР

Ах, ты, старая хрычовка! То-то я чувствовал, что сюжет как-то не складывается.

Ну теперь-то можешь рассказать её целиком, я вырос как-никак?

НЯНЯ

Теперь-то могу. Иди, подставь своё ушко, проказник. (шепчет и смеется)

АЛЕКСАНДР

Ох, мамушка. За твои сказки да присказки, да песни святочные нынче в крепость угодить можно. Это пахнет палачом и каторгою.[45]

СЦЕНА 6. ЗУЕВО

Снова серое унылое утро, точь-в-точь похожее на вчерашнее.

Няня раздвигает шторы.

АЛЕКСАНДР

Что, мамушка, здорова ли?

НЯНЯ

Благодарствую, батюшка.

Экий сон чудной нынче привиделся: будто дуб стоит огромный, весь цепями золотыми окован, да по цепям ходит кот. Вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет.

Все во сне сказки да песни заучила, трижды повторила, чтоб тебе передать, а как проснулась – позабыла.

АЛЕКСАНДР

Снег-то нынче есть?

НЯНЯ

Какое, все дождь. Дождь – мужику рожь, а бурлаку – вошь. *

* Спасибо словарю В. И. Даля.

Александр умывается, надевает халат.

Сенная девушка Агафья приносит поднос с кофе, Александр привлекает её к себе за талию, но той неловко присутствие няни, и она осторожно высвобождается, хотя по лицу видно, что ей приятно внимание барина.

Няня уходит к себе и садится за веретено.

Из кабинета слышны воркующие голоса – Александра и Агафьи.

Вдруг раздается какой-то шум, звон битого стекла, истошный крик «Пошла вон, колода», и из кабинета выбегает босая полураздетая Агафья с полураспущенной косой.

НЯНЯ

Что такое приключилося?

АЛЕКСАНДР

Эта кобыла неповоротливая разбила мою единственную чернильницу! Мало того, что ковер теперь безнадежно испорчен, да у меня теперь ни капли чернил!

НЯНЯ

Не серчай, Сашенька, не кручинься!

Были ещё чернила в родительской спальне! За чернильницу помадная банка вполне сойдет. Давеча, как помада закончилась, я банку-то приберегла, вот теперь-то она и сгодится! А девок обижать тебе не дам!

АЛЕКСАНДР

Ай да мамушка! Что бы без тебя я делал!

Входит Архип, выполняющий роль дворецкого.

АРХИП

К Вам посетитель, барин.

АЛЕКСАНДР

Коня! Коня!

НЯНЯ

Готов, готов конь, Сашенька.

Александр сбрасывает халат, наспех накидывает рубашку, брюки, накидывает сюртук. Дворовые толпятся у заднего крыльца, где стоит оседланная лошадь.

АЛЕКСАНДР

Я просил Козьяка, а Вы опять вывели мне старую клячу.*

* Имя лошади настоящее.

МИХАЙЛО

Козьяк постарее этой кобылы будет. Только он две подковы потерял, а кузнеца сыскать нигде не можем.

Остальные белой масти, а Вы белой масти лошадей седлать не велели.[46] На этой же вороной кобыле сама Надежда Осиповна всегда изволит кататься.

Александр с явным неудовольствием садится на клячу, та отвечает ему взаимностью и с выражением скуки на морде лениво плетется со двора. Седок стегает лошадь веткой, но она продолжает дряблую рысцу. С превеликим трудом он поднимает её в галоп, проезжает вдоль озерца Маленец, поворачивает к Савкиной горке, огибает её, и уже недалеко от псковской дороги лошадь поскальзывается на свежем льду и падает оземь, немного подмяв под себя седока.

На громкие ругательства Александра, огласившие окрестности, прибегают крестьяне из Тригорского. Они помогают барину подняться, но тот сильно хромает. Лошадь же его продолжить путь под седлом не может, потому что сама еле встала и покачивается из стороны в сторону. Александра сажают на телегу и везут в Тригорское, лошадь медленно под узды ведут в сторону Михайловского.

СЦЕНА 7. ТРИГОРСКОЕ

АЛЕКСАНДР и соседки: АННА, АЛИНА, ЗИЗИ.

В гостиной любезных соседей АЛЕКСАНДР чувствует себя глупо из-за своего падения и неловко, оттого что вовсе не одет для посещения гостей.

АННА

Может быть, Вы почитаете нам Ваши новые стихи?

Для стихов у Александра совсем нет настроения, что прямо так и написано на его лице.

Он видит что-то на полке в углу, берет с нее книгу и начинает читать ритмично, нараспев, с простовато-хитроватым прищуром. Что именно – понять трудно.

АЛИНА слушает его воодушевленно, ЗИЗИ удивленно, а АННА – недоуменно.

Входит ПРАСКОВЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА.

ПРАСКОВЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Позвольте, что Вы читаете дамам?

АЛЕКСАНДР

Псалтирь. Поп Раевский наказал мне читать Псалтирь трижды в день, и лучше – вслух.

АННА возмущенно встает, ЗИЗИ краснеет от сдавленного смеха.

ПРАСКОВЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА осторожно берет Пушкина под руку и ведет в свой кабинет.

ПРАСКОВЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Наверное, Вам нужен отдых после падения с лошади.

АЛЕКСАНДР

Заметьте, что я упал не с лошади, а с лошадью, это большая разница!

ПРАСКОВЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Несмотря на столь досадное падение, я надеюсь, Вы понимаете, что читать Псалтирь подобным образом – это святотатство.

АЛЕКСАНДР

Вы походите на моего батюшку, ему тоже не понравилось моё поэтическое чтение Псалтири брату Лайону, он обвинил меня в атеизме и развращении юношества. Клянусь, я не имел в виду ничего богопротивного.

ПРАСКОВЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

То, что мы живем скромно и уединенно в деревне, ещё не дает Вам повода насмехаться над нами. Я надеюсь, что этого больше не повторится.

АЛЕКСАНДР хочет сказать что-то в своё оправдание, но его останавливают властным жестом.

И ещё одно,

она протягивает АЛЕКСАНДРУ небольшой запечатанный конверт без надписей.

Вам письмо от нашего общего друга, Василия Андреевича Жуковского. Вы узнаете его руку.

АЛЕКСАНДР с изумлением вскрывает конверт и издает возглас неподдельной радости.

АЛЕКСАНДР

Но почему письмо попало к Вам?

ПРАСКОВЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Потому что Василию Андреевичу его положение при дворе дорого не менее, чем Ваше благополучие. А поскольку вся Ваша переписка досматривается, частный обмен корреспонденцией между вами может навлечь на Василия Андреевича ненужные подозрения.

Я взяла смелость написать ему, и он попросил меня быть посредницей в переписке. Письма будут вложенными или в двойных конвертах. Они могут не только приходить в Тригорское на моё имя или имя Анны, но также отправляться из Тригорского от моего имени или имени Анны Николаевны.

Надеюсь, что женскую почту пока не проверяют. В деревне мы не менее изобретательны, чем в столицах.

АЛЕКСАНДР

О, великодушная! Я готов на коленях молить Вашего прощения и благодарить господа, что он послал мне такого ангела!

Хотя в Петербурге это уже не модно, позвольте мне поцеловать Вашу руку…

ПРАСКОВЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА милостиво протягивает руку молодому соседу.

ПРАСКОВЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Не теряйте времени, друг мой. Прочтите письмо и садитесь писать ответ. Лучше всего уединиться в библиотеке. Я попрошу Зизи принести для Вас перо и бумагу.

СЦЕНА 8

Там же, те же.

Переходят в библиотеку.

ЗИЗИ (весело показывая соседу красиво переплетенную «Записку, каким образом сделать из простого горячего вина самую лучшую французскую водку»)

Вот самый ценный экземпляр нашего собрания.

Это дедушка написал.

АЛЕКСАНДР

О, я надеюсь, Вы прочли эту книгу самым внимательным образом.

ЗИЗИ

Конечно. И многому научилась.

АЛЕКСАНДР

Чему же, например?

ЗИЗИ

Например, варить жженку.

АЛЕКСАНДР

Что? Этот крепкий гусарский напиток?

ЗИЗИ

Может, и гусарский, а по мне так лучше не бывает.

АЛЕКСАНДР

Осчастливьте меня, дайте отведать Вашего снадобья!

ЗИЗИ

Если Вы обещаете хорошо себя вести.

АЛЕКСАНДР

Это как же?

ЗИЗИ

Приходить к нам хотя бы через день и веселить нас стихами, поэмами и писать нам в альбомы.

АЛЕКСАНДР

Обещаю!

ЗИЗИ

А ещё, если Вы будете хорошо себя вести, я дам Вам почитать вот эту важную книгу.

ЗИЗИ вынимает некий фолиант из шкафа и прячет за спиной.

АЛЕКСАНДР

Что это?

ЗИЗИ

Голиковский Пётр Великий. *

* Имеется в виду Голиков И. И. «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России».

АЛЕКСАНДР

Неужто?

ЗИЗИ

Я знаю, он Вам очень-очень любопытен.

АЛЕКСАНДР

Умоляю, дайте взглянуть!

Но ЗИЗИ смеется и улетает с книгой в гостиную, оставив соседа любоваться содержимым книжных шкафов, откуда выглядывают знакомые новиковские корешки, заветное тиснение с именами Вольтера и Руссо, лакомые Сумароков и Княжнин. АЛЕКСАНДР застывает перед шкафами, не в силах оторвать глаз от открывшихся ему богатств. Ни одна из обитательниц Тригорского не столь притягательна, как эта сокровищница.

СЦЕНА 9. ТРИГОРСКОЕ

Закончив письма, АЛЕКСАНДР возвращается в гостиную, где находит ЗИЗИ и АЛИНУ.

АЛЕКСАНДР (обращаясь к ЗИЗИ)

Вот уже не в первый раз я пытаюсь завязать светскую беседу с Вашей сестрой, мы провели целый день в одной коляске по дороге в Опоч-ку, но за все время она сказала мне не более трех слов. Милая Зизи, не окажете ли Вы мне услугу, выступив в роли переводчика? Мне иногда кажется, что в нашем общении его недостает.

ЗИЗИ радостно усаживается между АЛЕКСАНДРОМ и АЛИНОЙ.

АЛЕКСАНДР (обращаясь к АЛИНЕ)

Поговорим о литературе. Читаете ли Вы романы?

ЗИЗИ

О, да, она сидит с книжкой все ночи напролет, мы скоро разоримся на свечах.

АЛЕКСАНДР

И что же Вы читаете?

АЛЕКСАНДР пытается поймать взгляд Алины из-за пышной шевелюры ЗИЗИ.

ЗИЗИ

Она читает Клариссу.

ЗИЗИ крутится и ёрзает, к чему обязывала её роль переводчика, занимающего промежуточное положение меж двух сторон.

АЛЕКСАНДР

О чем этот роман? Много слышал о нем, но не доводилось держать в руках лично.

ЗИЗИ (со вздохом)

Как о чем? О любви.

АЛЕКСАНДР

Неужели Вам уже разрешают читать любовные романы?

АЛИНА вспыхивает и пытается уйти, однако ЗИЗИ сидит на краю её платья, и выдернуть его сразу не получается. Затем платье вырывается, и АЛИНА отсаживается к роялю, чтобы углубиться в ноты и абстрагироваться от разговора.

ЗИЗИ

Почему бы и нет? Их читают у нас все, включая маман.

АЛЕКСАНДР

Тогда и я прочту. Если Клариссу читает даже маман, уверен, что в ней нет ничего предосудительного.

АЛИНА наигрывает что-то на рояле и тихо напевает.

АЛЕКСАНДР (подходя к роялю)

Ах, почему я могу слышать Ваш голос, только когда Вы поете?

Не бойтесь меня.

На звуки музыки входит АННА. Она садится рядом с АЛИНОЙ, и они что-то играют в две руки.

АЛЕКСАНДР

Обычно в моем присутствии барышни стесняются ошибок в русском языке, но я очень люблю такие ошибки и очаровательный французской прононс наших барышень, когда они говорят «сууп с кагтофелем», «бгуснична вода».[47]

На страницу:
5 из 10