Полная версия
Шторм изнутри
Но разве правильно изменить себя? Сломать что-то внутри, чтобы достичь результата? Это ощущалось неверным, несправедливым. Это ощущалось, как жертва… Кай чувствовал, как падает внутрь, в глубину, и если отдать в жертву все свои эмоции, свои желания… если проложить путь сквозь себя, отбросив чувства, то он навсегда останется в падении, бездна обернется бесконечной.
Кай встал с кресла, которое теперь было развернуто к телевизору, и прижал ладони к глазам. Медитации не удавались, он слишком волновался. Из-за себя, из-за Нее… Необъяснимая тревога поселилась глубоко в душе, будоража разум, когда он пытался расслабиться и сконцентрироваться. Нечто в подсознании беспокоило его, не позволяя погрузиться в медитацию, будто угрожая тем, что он может увидеть там. Как будто инстинктивно он боялся того, с чем может столкнуться – видений, ощущений, эмоций. Он боится вновь увидеть эти сны, которые воспринимаются так реально?
Он принялся рыться в старой одежде – куче тряпья, спрятанной в стильной коже заплечного мешка Thomas Aquinos. Несколько раз перевернув толстовку, он нащупал нужное место и резким движением разорвал ткань. Внутрь были вшиты мешочки, что дал ему Джамал в Подземелье. Едва Кай взял их в ладони, ему сразу вспомнилось спокойствие темнокожего человека, его уверенность в событиях. Эта энергетика словно передалась Каю, принесенная из туннелей. Он вспомнил слова Джамала о том, что у каждого есть нужная ему сила.
Кай оставил мешочки на стойке и не спеша стал обходить комнату. Он спокойными движениями открывал шкафчики, ящики, лишь заглядывая внутрь, осматривая содержимое и закрывая вновь. Если он что-то доставал или перемещал, то обязательно возвращал в первоначальный вид. Наконец, он обнаружил, то, что ему подошло. Под барной стойкой лежала курительная трубка из темного дерева с очень длинным мундштуком. Кай осмотрел ее, трубкой иногда пользовались, внутри осталось немного нагара.
Он осторожно поднес ее к лицу и понюхал стаммель, поворачивая трубку в пальцах, он задумался. В Вавилоне практически не оставалось наркоманов, только синты – торчки, пристрастившиеся к чипам, вызывающим синтетическую эмуляцию эйфории. Стать наркоманом могли себе позволить лишь отчаянные, в связи с тем, что Орден Обскур преследовал употребление любых расширяющих сознание средств, буквально открыв охоту на тех, кто так или иначе был связан с наркотиками. Из этой трубки пахло не табаком. Было неожиданно обнаружить нечто подобное в квартире его новой знакомой. С кем связана эта девушка, что бесстрашно хранит подобные вещи у себя дома? Связана ли она с Орденом напрямую?
Пожав плечами, он вернулся с трубкой и мешочками в кресло. Аккуратно распустив нитки, Кай открыл внутренности и высыпал в трубку все содержимое. Он откинулся в мягкую глубину спинки, зажав длинный мундштук в зубах, и утонул в кресле, расслабляя все мышцы. Чиркнул длинной спичкой и поджег курительную смесь.
По комнате разнесся пряный запах, как будто жарили специи. Что именно собирал Джамал в свои снадобья? Наверное, если бы полицейские нашли у Кая это на улице, то он был бы без промедления депортирован в Орден. Но не один из ингредиентов, или же всю смесь нельзя было назвать наркотиком, или чем-то аналогичным наркотическому средству. Из чего делал это Джамал, было известно одному Джамалу. Какие травы он находил в лишенных света туннелях? Безусловно, какие-то из составляющих выращивал сам, хотя и само Подземелье скрывает немало диковинных растений и созданий. В любом случае, подобной курительной смеси нельзя было найти на поверхности, да и в коридорах Подземелья многие знали, что ничего сопоставимого не мог создать никто, кроме чернокожего шамана.
Не в коем случае не стоило недооценивать то, что можно было получить от этой смеси. Решившись выкурить зелье, необходимо было полностью отдавать отчет в том, что делал с сознанием этот продукт, и быть готовым ко всем ощущениям и чувствам, которые он таил в себе. Это снадобье вовсе не являлось каким-нибудь галлюциногеном или возможностью ощутить эйфорию. Это был способ погрузиться в себя, способ встретиться с самим собой, пообщаться со своими мыслями, заглянуть в глубину. Это было сродни медитации, но совсем не медитация. Не-Медитация.
Кай вдыхал дым, чувствуя, как мышцы расслабляются, и он погружается все глубже в объятия кресла. Дым наполнял его, оказывая свое действие, погружая разум в густую пелену. Он окунулся в космическую туманность, мысли наполнили его, словно стая птиц, но они не путались, сталкиваясь друг с другом, а наоборот, становились все ярче, выстраивались, проистекая одна из другой, напоминая мягкие вспышки звездного света. Кай затянулся следующей порцией дыма и перед ним стали возникать образы его дум, для начала просто воспоминания – Бальтазар и Мустафа, как давно он не видел их, его новая знакомая, без единой эмоции убившая своего обидчика. Тело теперь совсем расслабилось, заставляя ощущать себя лишь частью пространства, чем-то отдельным от разума.
Кай втянул последнюю порцию дыма и застыл без движения, утонув в мягкой обивке, положив руки вдоль подлокотников, зажав в пальцах едва дымящуюся трубку. Глаза его затянула пелена, и взгляд его падал в пустоту, он закрыл глаза…
Он опускался. Парил? Нет. Просто спускался вниз. Пространства не было, поэтому нельзя было объяснить, что конкретно он делает, но наиболее подходящим описанием этого был именно спуск. Чувства, эмоции, настроения все больше заполняли его с каждым новым мгновением. Чем глубже он спускался, тем больше ощущений заполняло его разум, делая сознание чем-то пространственным, предавая ему материю и время, создавая мир внутри него. Реальное же физическое восприятие отступало и теперь вовсе перестало существовать, его больше не было здесь.
Кай вновь ощутил все то, о чем столько думал. Ответственность, необходимость действовать, он знал, что должен двигаться вперед, иначе все превратится в пепел, если он остановится, мир перестанет существовать! Он боялся за него, боялся за всех этих людей. Страх… страх перекрывал все его чувства. Любые мысли приводили его к страху. Он боялся вновь стать прежним, что годы, проведенные в Подземелье, оказались бесполезными. Он боялся смотреть на реальность своих снов, осознавая происходящее в них. Он боялся оказаться там, рядом с Ней, боялся того, что ему предстоит совершить, он боялся того, что не знает, что должен делать, какое решение он должен принять в конце? Он боялся неопределенности.
Кай глубоко вздохнул. Воздух разбавил мысли, превращая их в густой дым. Кай постарался сосредоточиться, рассеивая дым, он переступил через страх, борясь с ним и сжав кулаки двинулся вперед. Он должен двигаться вперед…
Он увидел вокруг коридор, коридор вел вниз, но что там, в конце, понять было невозможно, и едва он ступил на этот путь, коридор исчез. Куда идти теперь? Кай ничего не мог разглядеть. Вокруг было не темно, и он не ощущал слепоты, но все равно ничего не мог понять, как в тот момент, когда сон уже заканчивается, и ты уже практически проснулся, но все еще видишь сновидение, ты цепляешься за него, пытаешься двигаться, но уже ничего не можешь разобрать.
Кай стиснул зубы и сделал еще шаг.
И едва он продвинулся на этот шаг вперед, как вновь услышал их. Барабаны! Те самые туземные барабаны, что он слышал в туннелях, выбираясь из Подземелья. Кай едва заметил этот звук, он был где-то на периферии слышимости, он скорее додумывал ритм, чем слышал звуки, и, если бы вокруг не царила абсолютная тишина, он никогда бы его не заметил.
Разум быстро создал лабиринт темных туннелей, прорезающих земную твердь. Ровные ходы из сырой земли, теплые и сухие.
Кай, не задумываясь, двинулся на звук. Так вот оно что! Этот ритм был в его сознании, он слышал его не в коридорах, он блуждал по туннелям, следуя звукам внутри себя. Выходит, путешествуя по Подземелью, он потерял связь с реальностью? Но куда он попал в тот момент? Как это могло произойти?
Кай двигался за ритмом по туннелям, поворот за поворотом, но звук нарастал очень медленно, оставаясь все так же невероятно далеким, практически неслышимым. Зато, чем дальше шел Кай, тем дальше оставлял позади все свои терзания, они словно не успевали цепляться за него, вынужденные плестись где-то позади. Он переступал через чувства, получив теперь какую-то цель… но ведь это не выход, это бегство!
Эта мысль разрезала всю создавшуюся картину, стирая прочь туннели, разравнивая их. Эта простая логичная мысль разрушала такую яркую надежду, превращая ее в руины. Вокруг теперь лежали лишь древние расколотые камни, уходя куда-то вниз, заросшие зелеными лианами каменные лестницы спускались в бездну, внезапно обрываясь. Ветви деревьев оплетали остатки колонн. Ровные каменные блоки лежали на краю бездны, выточенные кем-то тысячелетия назад. Кай опустился на один из них.
По ветвям и переходам, уходящим в глубину, бегали рыжие обезьяны, не рискуя опускаться достаточно глубоко, они постоянно кричали и оборачивались на Кая. А из глубины веяло мертвенным холодом, там царил страх… его страх, и этот страх тонкими струйками дыма, в который превратил его сам Кай, тянулся к его стопам, стараясь обвить их, но не способный затащить его вниз в бездну.
Он пытается сбежать от своего страха, просто слепо прорываясь к какой-то эфемерной цели? Но ведь он не знает, что ждет его там! – Эта мысль возникла сама по себе. Словно у нее была какая-то своя отдельная жизнь и вот теперь она решила зайти к нему, разрушив его путь.
Взгляд Кая скользнул по каменной стене руин, увитой лианами, крошащими каменные стены, он взглянул на колоннаду, таившую за собой уцелевшую часть галереи, тенью скрывающую все происходящее в ней. И вдруг ему показалось, что он увидел что-то! Фрагмент маски, или это часть барельефа, похожая на маску, ту самую маску, что он видел тогда в туннелях!
Мгновенно видение растворилось. Его словно смыли, выплеснув на невысохшие краски воду. Словно на скоростном лифте Кая выбросило прочь, вытолкнуло наружу. Очертания апартаментов Ребекки за считанные секунды обрели фокус, полностью возвращая ощущение присутствия в квартире.
Телевизор тихо ворчал в углу, экран через линзу освещал синим светом полутемную комнату, окно было на три четверти закрыто ставнями, ярко желтая полоса пробивалась из-под них, прорисовывая очертания мебели.
Кай ошарашенный сидел, не двигаясь. Еще никогда он не выходил из медитативного состояния так быстро. «Словно пинком под зад», – подумал он про себя. Какие-то мгновения он еще возвращался к реальности, стараясь осознать, где находится в данный момент. Он посмотрел на свои руки, они немного тряслись, в попытке сбросить оцепенение и успокоиться, Кай глубоко вздохнул, вдох получился судорожным, сердце часто било его изнутри.
Кай наклонился вперед, черные волосы свесились, скрывая его лицо, он закрыл глаза. Мысли и видения быстро покидали память, многие детали уже ускользнули из головы, как частицы даже самого запоминающегося сна не всегда остаются в воспоминаниях.
Что же, страх держит его в тумане неведения; дезориентированного, потерянного… И кто эти Маски? Что они скрывают за собой?…
Маски. За маской всегда скрывают что-то, прячут истинную сущность, пытаясь утаить за яркими чертами искусственного лица… За маской всегда прячут истинное лицо!
Избавиться от страха ему не суждено, разве что лишившись разума или потеряв память. Его страх – это плоды того что он из себя представляет, того что он пережил; страх вырос на тех деяниях, что совершил он сам. Отказаться от всего этого – означает отречься от ответственности, отдать этот мир.
Тогда он пойдет вслепую. Если его окутал мрак, то он пойдет на ощупь. Так – как он делал это в туннелях, так – как научило его Подземелье.
Ну́жно было двигаться вперед.
*
Зной. Люди на улицах стараются избавиться от лишней одежды. Жара всегда позволяет обнажать все больше те́ла, выбирать все более откровенные наряды. Девушки остаются лишь в мягких корсетах, украшая плечи и выступающую из-под одежды грудь рисунками серебрящейся краской или драгоценными камнями от Van Winters, фиксирующимися прямо на кожу. Женщины постарше предпочитают кружева или классическую бижутерию. Высокие каблуки заставляют прекрасных дам ступать величественно и надменно, оставляя на себе множество мужских взглядов.
Люди еще не понимают, но все чувства их уже напряжены, ощущая присутствие угрозы. Они пока не осознают, что это адреналин в малых дозах поднимает их тонус, бодрит, держит в напряжении. Он заставляет их следить за своим стилем, тщательнее выбирать наряд, стараться быть изысканнее. Это стресс и напряжение встряхивают, вынуждают проявлять свою сексуальность, обнажаться так, чтобы привлекать к себе окружающих. Девушки бросают искрящиеся взгляды на совершенно незнакомых мужчин, движения их манящи, они неосознанно соблазняют их, придавая даже обычной походке изящество и страсть.
Кай шел сквозь поток прохожих, большинство даже не замечали его, обходя как очередное препятствие. Все спешат по своим делам, здесь никому нет дела ни до кого, и даже праздно шатающиеся бездельники, занятые только собой, игнорируют все вокруг, не считаясь с многочисленными окружающими. Кай разбил группу студентов, пройдя прямо насквозь, они расступились, словно стая птиц, ни на секунду не прерывая свой разговор, и вновь собрались в тесную компанию, движущуюся в своем направлении.
Он остановился возле уличного бара в составе концерна Nublar Foods, заказав холодный напиток. Какая-то девушка с ярким ошейником из искусственных цветов и такими же цветами, вплетенными в волосы, уже стояла возле бара. Едва поймав на себе взгляд Кая, она искренне улыбнулась, сказала «Привет» и тут же упорхнула прочь, как только бармен протянул ей запотевшую стеклянную бутылку Melo с торчащей из нее соломинкой.
Кай облокотился на стойку бара, запрокинув голову, навстречу палящему солнцу. Пара корпоративных ховеров, исчерченных полосами, рекламой и знаками отличия, рассекли небо и скрылись за крышами стоящих вокруг зданий, оттуда в противоположную сторону пополз червяк поезда монорельсовой дороги.
Сейчас Кай искал кое-что старинное. Это была совершенно незначительная вещь, которой вряд ли кто-то дорожил, так что искать ее в антикварном магазине или в подобном заведении было бы бесполезно. Где найти в этом городе древний мусор? Первое, что пришло ему в голову – это Восточный Квартал. Кроме того, что в том дистрикте существовал свой закон, порядки и жизненный уклад, а концентрация жителей – преимущественно иноземных – была сравнима с карнавалом, район этот еще и являлся самой крупной барахолкой забытого хлама, от которого просто не было желающих избавляться.
Попросив у бармена сигарету, Кай вновь погрузился в толпу прохожих, неспешно направляясь к своей цели. Город гремел дневной жизнью, Кай щурился под оранжевым солнцем, разглядывая улицы на которых происходили бесчисленные события, вершились судьбы, разыгрывались драмы.
Восточный Квартал был совсем близко, сигарета едва догорела наполовину. Кай остановился перед массивными «золотыми» воротами, украшенными резьбой в виде извивающихся драконов и неизменным красным фонариком, висящим на них строго по центру. Эти ворота, створки которых по традиции закрывались на ночь, не смотря на множество других путей внутрь Квартала, обозначали границу «Нефритовой Империи». Стоит отметить, что с этой границей считались и власти – внутри были свои управление и полиция, полицейские же не принадлежавшие к департаменту Восточного Квартала сюда не совались, по крайней мере по долгу службы. Сколько же раз Каю приходилось побывать в этих местах со всевозможными делами. Кажется, он видел здесь все, от народных мстителей до мафиози, от умирающих детей до бессмертных долгожителей, от разрушения всех надежд до выстроенных великих незримых империй. Ему здесь не нравилось. Он плохо чувствовал себя в месте, где все события мира сосредоточились на маленьком клочке земли, в месте, которое, как электрическим разрядом, давало почувствовать всю кровожадность и бескомпромиссность жизни, неизменно давящей своей тяжестью. Несмотря на то, что Кай любил наблюдать разнообразие проявлений жизни, было что-то неправильное в том, что эта жизнь концентрировалась в столь тесном пространстве, доходя до гниения и разложения, коллапсируя и преобразовываясь в нечто иное – в отражение себя самой, в продукт распада.
Центральная улица была залита алым светом. Эти улицы скрывались под бесконечными тентами, навесами, шторами и прочими отрезками материи, перемешивающимися в сплошной свод, заменивший местным жителям синеву неба. Под этим пестрым пологом были подвешены разноцветные ленты, вымпелы, таблички и бумажные полоски с иероглифами. Иероглифы были повсюду, они перемешивались, переплетались, путаясь в один цельный каллиграфический лабиринт. И конечно же повсюду висели бумажные фонарики, яркие, пестрящие от узоров, исписанные иероглифами или просто одноцветные, они одновременно вспыхивали, едва солнце переставало давать достаточно света. Вместе с ними загорались и неисчислимые неоновые лампы, огни разнообразных вывесок, реклама, витрины, электрические гирлянды и мониторы. Восточный Квартал тонул в красном мареве, сверкающем и мигающим всеми цветами электрических огней.
Кай шел прямо посередине улицы, рассекая ровно пополам лососевый поток бесконечно движущихся прохожих. Все они куда-то спешили, каждый из них был занят своим личным крайне необходимым делом. Все они смешались в единой суете, в одном кишащем муравейнике; грязные рыночные торгаши толкали солдат мафии, одетых в безукоризненные костюмы ифу, чрезвычайно пестро одетые фрики покупали сигареты с пожелтевших лотков молчаливых старух, цвет лица которых имел тот же оттенок, что и одежда. Улицы наполнял гвалт, из открытых дверей лавок разносилась музыка, уличные торговцы старались перекричать эту музыку, тыча своим товаром прямо в нос потенциальному покупателю, уличная брань разносилась от каждого, кто обсуждал со своим партнером детали сделки; крики, гомон, шипение кипящего масла на каждом углу, бьющееся стекло, звон металла и самый разнообразный стук, треск и хруст. Здесь было все абсолютно так же, как и на улицах любого города, только весь город умещался в единственном квартале.
Гомон погружал Кая в какое-то ощущение нереальности, дезориентировал, он словно наблюдал за всем откуда-то извне. Яркие огни вспыхивали на периферии зрения, мерцание неоновых ламп оставляло после себя блики на сетчатке глаз. Звук барабанов бил откуда-то со стороны, нет, не те барабаны, что он слышал в видении, эти самые обычные восточные барабаны, совершенно реальные. Искры в глазах начали сливаться друг с другом, расплываясь и меняя цвет на обычный белый. Кай вдруг ощутил, что его разум тонет, теряет трезвость и погружается в помутнение. Кай терял контроль, видя окружающий его Восточный Квартал сквозь дымку, он словно оказался в какой-то оболочке, невидимой и плотной, едва пропускающей нити реальности сквозь себя. Это препарат Джамала вернул свое действие флешбеком, неоконченный сеанс возобновился, напоминая, что нельзя недооценивать эффекты его смесей, закономерности воздействия которых просто не существует.
Кай погрузился в оцепенение, наблюдая за всем сквозь пелену. Он не мог позволить себе погрузится в транс посреди переполненной улицы, поэтому разум его был опустошен от мыслей и растворялся в пространстве, пропитываясь окружающими событиями. Он выхватывал из толпы отдельные образы, мгновенные события, различные детали, никак не связанные между собой, и все они крепко отпечатывались в памяти, оставались там, как ненужные снимки, разложенные под стеклом.
Кай старался контролировать тело и продолжал неспешно двигаться вперед. Красный свет окутал окружающее пространство плотным туманом, вся обстановка начала меняться, объекты теперь становились чем-то иным, каждое событие можно было оценить с самых разных точек зрения, теперь покупатель пачки сигарет с лотка казался и малолетней девочкой, нарушающей закон и сенатским чиновником, получающим взятку и даже солдатом синдиката, заряжающим свое оружие. Лица постоянно менялись, преображаясь прямо на глазах, едва менялся угол зрения или иначе падала тень, любой из этих людей становился другим, гладкая кожа делалась морщинистой, суровые подбородки обращались утонченными женскими чертами, притягательная и симпатичная мимика сменялась уродливой и пугающей гримасой, взгляды из хладнокровных превращались в зовущие. Границы реального размылись, Кай не мог разобрать, где он видит настоящее, а где начинаются видения: он видел, как из открытого окна руки бросают стоящему рядом человеку кисет с драгоценностями – но, возможно, это просто его воображение, галлюцинация.
Залитое красным светом, видение окружающего пространства пульсировало, сдавливая его сознание. Пелена застилала глаза, исключая из видимого целые области, теряющиеся, словно забытые обрывки сна.
Внезапно раздался женский крик. Это был даже не крик, а какой-то визг, резкий, разрывающий пространство, он выражал не то восторг, не то ярость. Он отразился в глазах Кая синими сполохами, рассеивающими пелену помутнения, возвращающими пространству его натуральные краски и реальность происходящего. Кай тут же посмотрел туда, откуда раздался этот звук. Молодая девушка в чрезмерно короткой плиссированной юбке что-то громко говорила противным голосом стоящей рядом подруге. Через мгновение они уже растворились в толпе, и в Кая впился пронизывающий взгляд старца. Три старика в кимоно сидели возле стены в позе лотоса, головы их были гладко выбриты, а с подбородка к скрещенным стопам струились тонкие седые полоски бороды и усов. Старцы курили кальян, один на всех. Это были опиумные курильщики. Восточный Квартал – единственное место, где они могли вот так беспрепятственно употреблять продукт снотворного мака прямо на улице. Они считали это своим неотъемлемым правом, традицией, запрет которой был неприемлем. И мафия Нефритовой Империи – Триада – встала на защиту этой «традиции», не отступая даже перед Орденом, благодаря чему в Восточном Квартале это оставалось дозволенным особенной касте людей – не законно, но и не пресекалось.
Двое из старцев общались друг с другом, глядя в пустоту перед собой, но третий смотрел прямо в глаза Каю. Два выпученных замутненных морфином глаза пытались проникнуть в его сознание. Старец медленно поднес мундштук кальяна к губам, всасывая синеватый дым и выпустил из носа два густых облака, окутавших его лицо, скрывающих выражение и черты.
Кай почувствовал, как его собственное помутнение уходит прочь, разум освобождается, окружающая пелена рассеивается, возвращая реальности ее истинный вид. Спустя несколько долгих мгновений осталось лишь легкое опьянение, которое обещало выветриться в ближайшие часы. Кай продолжал смотреть на старика, а тот повернул голову налево и устремил свой взор в чернеющий между зданиями переулок. Кай не раздумывая направился туда.
Переулок уходил куда-то в темноту. Наверху между зданий на многих этажах были переброшены деревянные мостки – переходы – которые между собой так же соединили настилами, отчего вниз свет почти не проникал, и подворотню освещали только красные сполохи, попадающие сюда с улицы. Вход в переулок был завален каким-то хламом, оставляющим лишь узкий проход, так что он был как бы отгорожен от гудящей рядом толпы, будто находился совсем в другом измерении. В глубине тоже мрачнела гора рухляди, и было непонятно, можно ли вообще пройти дальше. А еще там стояла телефонная будка почившего в забытьи Empyre Telecom. Старая ржавая будка с остатками облупившейся красной краски, она, казалось, вросла в землю. Эта кабина, похоже, стояла здесь задолго до образования Восточного Квартала, она была каким-то потусторонним предметом в этом районе, совершенно не вписывающимся в общую обстановку, несмотря на то, что находилась на этом месте с незапамятных времен. Теперь, когда средства беспроводной связи наполнили этот мир, а коммуникационный магнат Empyre Telecom обанкротился и развалился, телефонная будка стала просто бесполезным хламом, до которого никому нет дела, тем более в подворотне Восточного Квартала.
В будке работала лампочка накаливания, она давала очень тусклый мерцающий свет, вокруг которого кружилась моль и мошкара, выстраиваясь в очередь перед раскаленной смертью. Кай открыл дверь, та на удивление легко поддалась, практически без скрипа. Он не удивится, если таксофон еще работает. Кай протянул руку, чтобы снять трубку и проверить, но так и замер, не завершив движение. Пусть все остается как есть, пусть он остается в неведении, он пришел сюда не за этим. Почему-то ему не хотелось тревожить этот старый аппарат, а вдруг, если он снимет трубку, где-нибудь какой-нибудь робот на телефонной станции обнаружит, что ненужный таксофон до сих пор функционирует, потребляя энергию города, и оборвет его жизнь мгновенным отключающим сигналом. Незнание того факта – работает ли этот антиквариат или нет – было каким-то приятным, словно он оставил нерушимой некую тайну, не предназначенную человечеству.