bannerbanner
Захват внимания. Как стать известным в своей нише и влиять на миллионы
Захват внимания. Как стать известным в своей нише и влиять на миллионы

Полная версия

Захват внимания. Как стать известным в своей нише и влиять на миллионы

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 7

Дело в том, что видео можно оценивать по разным шкалам. Например, есть шкала профессиональности. По ней высокохудожественный кинофильм будет занимать топовое место. Или, например, мини-документалка, какая-нибудь абсолютно бездарная короткометражка может быть красиво снята… Но никому не интересна.

Перестрой свой взгляд. В нелинейном мире работает не шкала профессиональной съемки, а шкала справедливости, я ее называю «шкала захвата внимания». По ней то, как ты, например, с утра пропалываешь грядку, может оказаться интереснее полноценного фильма. Причем, что удивительно, это никак не связано с красотой картинки, со сложностью оборудования или дороговизной актеров в кадре.

У этой шкалы свои правила. Здесь совсем другие критерии, другие оценки «хорошо» и «плохо». Если ты их воспримешь, сможешь найти ключ к сердцу людей. Если научишься ориентироваться в шкале захвата внимания, ты решишь вопросы количества просмотров, любви аудитории, популярности. Ты научишься правильно реагировать. Потому что если ты выехал на дорогу не по правилам, несешься по встречке, поворачиваешь не на тот сигнал светофора, то тебя накажет вся система. Всё тебе будет противиться.

То же самое в мире YouTube, в мире медийности. Если ты живешь не по правилам шкалы захвата внимания, то любое твое усилие будет сведено к нулю. Ты будешь испытывать сопротивление на каждом этапе съемки, монтажа. Научись различать по этой шкале, что хорошо, что плохо, и ты начнешь продвигаться легко, с азартом и интересом.

А в награду получишь деньги, славу и искреннюю бесконечную любовь людей.


– С кем мы на самом деле соревнуемся?

Часто начинающих авторов одолевают сомнения и страхи:

– Ну как я, психолог, пойду на YouTube? Там же все сказано по моей теме. Там здоровенная конкуренция. О чем мне там говорить?

Давай поговорим о конкуренции.

Однажды я участвовал в лыжном марафоне на 50 километров в Мурманске. Со мной одновременно стартовало 1500 человек. И пока я его бежал 4 часа, мне стало интересно: а что думают те, кто финиширует в первой тройке?

А первой тройке участников без разницы, сколько человек бежит за ними: 100, 1000, 5000… Они этого даже не замечают. И в этом кайф.

Так же в YouTube – каждый ролик живет своей жизнью. Когда ты залетаешь в топ с клевой жизненной историей и готов бороться за приз, то тебе без разницы, сколько у тебя конкурентов. Потому что ты уже победил в этой гонке и забираешь огромный кусок пирога.

Если платформе выгодно показывать именно твой ролик – ей все равно, сколько еще сотен тысяч авторов сняло выпуски на ту же тему. YouTube просто будет показывать хорошие выпуски.

Но есть важный нюанс. Когда ты идешь в широкие темы, такие как, например, психология, здоровье, – в них десятки миллионов зрителей. И, несмотря на обилие конкурентов, велика вероятность, что благодаря своим особенностям какой-то части аудитории понравишься именно ты. Там больше шансов получить значительный результат.

Почему люди неохотно идут на марафон с 10 участниками? И обожают марафоны, где стартует 1500 человек? В них интересней, в них есть за что бороться.

Так что, пока у тебя нет канала, твои конкуренты по бизнесу развиваются и становятся успешнее тебя. Прочитав следующую главу об органике YouTube, ты заметишь, что его алгоритмы лояльны ко всем и с ними может подружиться каждый. Здесь видео смотрят разные люди, в том числе и твои потенциальные клиенты – в YouTube есть аудитория абсолютно под любой бизнес. Чтобы стать № 1, для начала нужно просто выйти на старт.

Глава 1.3. Идеальная формула органики

В основе органики лежит искусственный интеллект YouTube, который сам определяет, какое видео и в каком количестве интересно тому или иному человеку, той или иной аудитории.

Эту платформу создавали и совершенствовали тысячи умнейших людей планеты в течение более чем десятка лет. Это очень сложный и интересный алгоритм.

В описании YouTube прямым текстом сказано, что он распознает каждое сказанное человеком в видео слово, каждый показанный жест, каждый продемонстрированный предмет. Если ты покажешь наушники – он поймет, что это наушники. Если ты покажешь книгу – он увидит название книги, определит, что за обложка, поймет, о чем книга. Если ты будешь держать в кадре пистолет, YouTube и его распознает, а через некоторое время применит к выпуску определенные ограничения.

YouTube лучше тебя знает, о чем ты говоришь в своем видео! Его нельзя обмануть никакими оптимизациями и прочими хитростями. Тебе остается один путь: играть по его правилам. Потому что эти правила позволяют нам заглянуть в голову зрителя, дают понять, что заставляет того или иного человека смотреть конкретное видео. Смотреть долго, не отрываясь… и становиться твоим фанатом.


– Как тебя видит YouTube

Постараюсь объяснить простым языком.

Для Google и YouTube ты скорее не человек, а мозаика, витраж, в котором могут отражаться, например, 30 или 50 разных интересов. И например, один из кусочков витража – это ромашки. Ты что-то сказал про ромашки, задержал взгляд на видео. Google сразу понимает, что ромашки появились в области твоих интересов.

И вот в витраже появилось еще одно стеклышко – «ромашки». Он сразу понял, что тебя этим можно зацепить. А значит, на тебе можно заработать деньги. И тогда в ближайшем заходе на YouTube он сразу предложит тебе на главной странице из шести-восьми видео подходящее: про ромашковый отвар или про то, как вырастить прекрасные ромашки, а может, что-то другое про эти цветы. А во время этих видео YouTube покажет рекламу и заработает на тебе. Ради этого весь цикл.

YouTube может очень точно угадывать, из каких кусочков интересов ты состоишь. Повторюсь, для него человек как личность не существует. Твой портрет он рисует по запросам и по собранным данным: что ты смотришь, на каком видео задержал свое внимание, что ты покупал, где ходил, о чем говорил, где находишься по геолокации. У него есть все инструменты, чтобы это понять.

Каждый кусочек витража назван своим именем: «автомобили», «Испания», «куриные котлетки» – все, чем тебя можно зацепить. А в каждом кусочке находится целый мир. За каждый из этих кусочков соревнуются десятки тысяч авторов.



В YouTube одновременно есть, с одной стороны, миллионы видео, а с другой – сотни миллионов людей. Зрители видят, что YouTube им что-то предлагает, а автор видит, что люди начинают смотреть его выпуски. Это и есть органика – с помощью какого алгоритма и в каком объеме YouTube предлагает видео зрителям. Со стороны зрителя это называется рекомендацией, а со стороны автора контента – «пошел органический трафик». Органические просмотры – это следствие твоих действий.

Приведу немного странный, но показательный пример. Допустим, тебе нужно повесить картину. Берешь молоток, гвозди, дрель, кидаешь это все в стену, вызываешь шамана и начинаешь танцевать. И каким-то образом в стене появляется дырка. Ты даже не можешь понять, какое именно действие дало результат, – как будто все происходило с закрытыми глазами. И повторить не получается. Вот так большинство людей ведут YouTube.

Картина будет совсем иной, если знать принципы работы YouTube, о которых я говорю в книге.

Посмотрим на это глазами не зрителя, а автора канала. Например, ты создал и выложил видео про ромашки. А YouTube показал его только 5 тысячам людей, хотя ромашки сейчас интересны 100 тысячам. Почему твой выпуск увидели только 5 %? Потому что он выиграл соревнование только для них. Интерес к одной и той же теме у всех разный. Люди разные, запросы разные, у всех субъективное восприятие. Кому-то нравится не тема и экспертиза, а, например, человек – классно говорит.

Если бы все люди были одинаковыми, как роботы, то и YouTube был бы другим. Загружают, например, на платформу тысячу разных видеоматериалов, снятых разными авторами, а одно видео, которое нравится всем, набирало бы 100 % просмотров. Это было бы очень странно. Но это невозможно, потому что, повторюсь, все люди разные. И в каждой нише просмотры есть не у одного ролика: по чуть-чуть набирают почти все, но большинство просмотров достаются обычно нескольким процентам опубликованных видео.

Из сотен миллиардов размещенных материалов платформа выбирает, какие шесть-восемь показать на главной странице именно тебе, под каждый твой интерес. И каждый просмотр видео не случаен – человек по своей воле нажимает на превью и совершает переход.

Как еще можно повлиять на то, чтобы твой видеоролик посмотрели? Ты можешь крутануть на него рекламу. Но так ты бьешь по очень широкой массе – 90 % аудитории это совсем неинтересно.

Или же можно закинуть видео в Telegram-канал: мол, посмотрите, там интересно. Это будет точное попадание, но очень маленький охват – ты собрал людей в одном месте и принудительно попросил их посмотреть. Это то же самое, что включить рекламу в кинотеатре перед показом фильма. То есть это не чистый алгоритм выборки из бесконечного числа людей.

Поэтому органика – это самый умный алгоритм выдачи видеоматериалов тем, кому это реально интересно. Не существует в мире другого алгоритма, который бы это делал более мудро и попадал бы более точно. Научиться работать с органикой – означает покорить искусство захвата внимания.

Органика – это самый умный алгоритм выдачи видеоматериалов тем, кому это реально интересно.


– Почему инстаблогеры[5] редко взлетают на YouTube

Когда именитый блогер Instagram[6] внезапно начинает гореть идеей завести YouTube-канал по своей теме, по статистике, только один из десяти доходит до реализации этой идеи.

Пример: автор курсов успешного мышления, разъезжающий по Дубаю на арендованном Lamborghini и постящий свои приключения в сториз, захотел зайти на YouTube. Но с точки зрения платформы такой блогер не показывает экспертность. Ему нечего сказать. Он не сможет выдать «5 столпов денежного мышления».

Даже если он запишет экспертный ролик, например, по психологии, то вступит в конкуренцию с более твердыми практиками, у которых более глубокие видео с примерами из жизни. Ему будет трудно принять, что понравиться людям в сториз – это не то же самое, что 8–12 минут давать твердый контент.

На мой взгляд, это и есть главный плюс YouTube: он заставляет своих авторов расти профессионально, в глубину, не дает продвигаться лишь за счет красивых картинок, имитируя экспертность.

«Хорошо, – думает начинающий автор YouTube. – Давайте тогда я сделаю на YouTube свое шоу: отберу пятерых подписчиков из сети и буду снимать видео про то, как они по моей методике успешно делают деньги. Это ведь уже больше похоже на экспертный контент?»

Да, теоретически такое могло бы взлететь при наборе некоторых показателей. Но на стадии съемок выясняется, что люди в кадре неинтересные, бледно смотрящиеся. А еще никто не побежит в YouTube срочно смотреть, как какой-то студент делает деньги по методике блогера из Instagram[7].

И снова провал: минимум просмотров, обида автора, попытка «накрутить» показатели. Только интеллекту YouTube совершенно все равно: он как не обращал внимания на ролики этого блогера, так и не обращает.

Почему так происходит? Потому что Instagram[8] и YouTube – два совершенно разных мира. Назову основные отличия.

Instagram[9] и YouTube – два совершенно разных мира.

Первое отличие. Разница форматов, которые заходят аудитории. Подписчикам Instagram[10] нравится, когда блогер увлеченно рассказывает о своей жизни. Лайфстайл-формат – самый массовый формат видео, с которым пытаются зайти на платформу блогеры из Instagram[11]. И как правило, именно с таким вариантом при создании видеоконтента случается полный крах, потому что нет связки с экспертностью автора и с тем, чем он может быть полезен широкому кругу людей. Лайфстайл-формат – сильный инструмент, но для YouTube он менее выгоден. Информация о том, как ты позавтракал, что купил, где и с кем путешествуешь, не создает такого доверия, уважения к личности, глубины контакта со зрителем, как экспертный контент, который действительно меняет жизни людей.

Сочетать лайфстайл- и экспертный контент сложно. Для этого придется транслировать информацию одновременно как бы от двух личностей, которые по-разному общаются с аудиторией. Столь серьезную психологическую нагрузку выдерживают единицы. Блогеры редко становятся популярны одновременно и в Instagram[12], и в YouTube. Поэтому многие сами ведут YouTube, а Instagram[13] ведет команда.

С чем можно сравнить рвение людей начать лайфстайл-деятельность в YouTube? Представь, что директор компании по производству подшипников, у которого есть хорошие деньги в кармане, захотел полететь на Бали и начать снимать блог путешественника. Пришел ко мне с этой идеей, а что я ему скажу?

– Конечно, супер, снимайте! Но без нас.

Да, люди могут гореть, они будут полны энтузиазма и при деньгах… Но моя команда с такими работать не будет, потому что заведомо знает: будет провал и, как следствие, сплошной негатив и море хейтерских комментариев. Мы этого не желаем ни себе, ни автору.

Что бы сказал тренер по боксу, если бы к нему в зал пришел человек с улицы, насмотревшийся матчей, и гордо заявил:

– Я посмотрел несколько матчей по боксу и понял, что это мое призвание, я в душе боксер. У меня есть деньги, я куплю себе самые дорогие перчатки, шорты и буду у вас боксировать.

Конечно же, такого «в душе боксера» отделают в первую же секунду на ринге.

Безусловно, есть лайфстайл-видео, созданные профессионально и взлетевшие на YouTube. Например, крутейший канал CaseyNeistat, на котором более 3 млрд (!) просмотров с лайфстайл-контентом. Таких крайне мало. Но и здесь, кстати, присутствуют вкрапления экспертизы. Если ты думаешь, что это легко повторить, – огорчу тебя – нет.


Второе отличие. Иной принцип конкуренции. В Instagram[14] за контент конкретного человека никто не конкурирует: на него подписались – и всё. А в YouTube ты конкурируешь со всеми.

На YouTube вполне нормально, что качественное видео, которое снято в 2015-м, до сих пор составляет конкуренцию остальным.

Если Instagram[15] – блогер решил, что он эксперт, то на YouTube он будет конкурировать с другими экспертами своей ниши. Зачастую он не может выдержать конкуренцию и чаще всего уходит в эпатаж, если ему самому больше нравится лайфстайл, чем экспертный контент.

Допустим, все же один из их представителей снял первое видео. Как-то зашло. Хорошо, что дальше? Следующий выпуск должен быть с большей интригой, чем предыдущий. Получится ли у инстаблогера[16] это сделать? Если делаем материалы про отношения между мужчиной и женщиной, то новый выпуск должен называться «Что кричит моя девушка во время секса?». А следующий выпуск должен стать еще жестче. И так далее в арифметической прогрессии. Получится ли у блогера это снять? При том, что у него не экспертная тематика, которая ему денег никак не принесет. В один момент он начнет считать деньги и поймет, что впустую тратит время.

Даже если снимать лайфстайл, можно делать это по-разному. Кто до этого снимал только сториз, никогда не сможет начать с ходу успешно транслировать лайфстайл- или экспертный контент. Здесь нужна будет все та же харизма, та же команда под боком, которая будет заниматься съемкой. Это гораздо сложнее, чем снять жизненное видео а-ля «Сегодня мы покупаем кроватку». Требований к спикеру в 100 раз больше. Именно потому мы особо не видим примеров лайфстайл-блогеров, выстреливших на YouTube.


Третье отличие. В Instagram[17] тебя смотрят твои же подписчики. А в YouTube – холодная аудитория, которую алгоритмы приводят на каждый конкретный выпуск. Представь, зритель открывает видео абсолютно незнакомого ему человека, который делится: «Ребят, я сегодня пошел в кафе, а там…» Зритель смотрит и недоумевает: «А мне-то это зачем?» Контент должен цеплять человека, который тебя впервые видит.


Четвертое отличие лежит в области интересов. В Instagram[18] следят за конкретным человеком. Поэтому тот же лайфстайл там – способ взаимодействовать с личностью. Тебе может не нравиться лайфстайл как тема – но нравится именно человек. А в YouTube важна нравящаяся тематика. Для YouTube лайфстайл – это не формат, а тематика, деталька мозаики, такая же, как астрономия, Индия или ремонт мебели. YouTube все измеряет темами и областями интересов. И бывает, что какой-то тематики платформа уже «наелась».

В середине 2010-х годов все было по-другому. К примеру, я сам занимался лыжами, борьбой и 4 раза ездил в Исландию. И в то время на платформе не было хорошего контента по данным темам: профессиональные путешественники и спортсмены еще не создавали свои каналы. Вместо этого YouTube был заполонен лайфстайл-видео на данную тематику, и органика выдавала их на первых местах, поскольку конкуренция нулевая.

Сейчас же есть множество каналов мастеров спорта по лыжам, по борьбе, а также путешественников, снимающих свои похождения по Исландии вместе с профессиональной командой с камерами и техникой. Конечно же, я с удовольствием посмотрю их ролики, а не кривые лайфстайл-видео от любителей.

Если про все перечисленные отличия не знать, можно не оправдать свои ожидания от YouTube и в итоге разочароваться.

К примеру, находясь в Африке, захотел блогер-путешественник снять, как рядом с отелем жирафы травку едят. Формат для сториз в Instagram[19] отличный.


Как не надо делать:

Приезжает Instagram[20] – блогер в Африку, где жирафы бродят по территории отеля. Снимает видео «Мы обедаем с жирафами в Африке» – набор картинок под музыку, пролеты камеры, серия селфи. В Instagram[21] выложил – зашло. «А давай-ка еще и на YouTube выложу», – решает блогер.

И YouTube озадачился: «Кому это показать?» Под интересы «жирафы в Африке» на платформе много более выигрышного, выгодного YouTube материала с большим временем удержания, снятого профессиональной командой, с проработанным сценарием и т. д. Например, крутые тревел-блогеры сняли сюжеты, как отдохнуть в отеле за 20 тысяч рублей, еще и покормить жирафов.

Видео нашего путешественника сразу столкнется с масштабной конкуренцией, не выйдет в органику и стремительно улетит вниз по всем показателям. Итог: видео без внимания, блогер разочарован.


Как надо. Вариант 1:

Путь тревел-блогера – экспертный блог с обзорами африканского туризма. YouTube определяет темы, которые интересны потенциальным зрителям: путешествия, Африка, жирафы. Записываешь контент под формат YouTube, создавая полноценный сюжет: «Друзья, в этом видео я открою 5 секретов того, как отдохнуть в саванне и покормить жирафов, сколько это стоит, когда лучше приезжать и как бронировать места. Поехали». Даешь краткий экскурс, все показываешь, объясняешь и в итоге выходишь в органику с обзором про жирафов в Африке, которые ходят по отелю и которых можно кормить.


Вопрос в том, готов ли ты заморачиваться так над каждым выпуском. Контент должен быть насыщенным, нужен сюжет, наполненный фактами. Тебе придется много говорить, объяснять, показывать. Вспомни передачу «Орел и решка» – за один выпуск авторы могли побывать в 15 местах, о каждом из которых рассказали. Кроме того, сложен вопрос монетизации – тебе придется искать спонсоров, заключать договоры. Чаще всего после одного-двух подобных выпусков у блогера заканчивается мотивация: вести тревел-контент насыщенно и интересно очень сложно. Это надо любить.


Как надо. Вариант 2:

Блогер – реальный эксперт. Например, автоблогер, который ремонтирует машины, едет в Африку и снимает выпуск «Как мы проехали пол-Африки на старом Land Cruiser и ремонтировали его посреди пустыни». Вплетая в сюжет поездку к жирафам, дает обзор автомобиля, маршрут, что закупили, сколько потратили на бензин, где заправлялись. И вдохновляет тем, что обещает рассказать о фишках своих автопутешествий. И тогда YouTube анализирует интересы: авто, Land Cruiser, Африка. А это уже конкурентная тема.

Оба варианта сложны содержанием контента и сценарно более замороченные.


YouTube невыгодно показывать лайфстайл-контент. Логика платформы: «Как сделать, чтобы ты остался со мной на 3 часа, а лучше на всю ночь? Чем я могу тебя удержать, какими инструментами? Весь мой арсенал – угадать, что тебе интересно, и показывать такие выпуски друг за другом. Например, как Instagram[22] – блогер купил себе Lamborghini. Хорошо, тебе это понравилось, а что тебе показать дальше? Если покажу того же или другого блогера, скорее всего, ты уйдешь от меня, потому что сложно подобрать лайфстайл в соответствии с мозаикой твоих интересов. Зато я понимаю по истории прошлых просмотров, что у тебя абсолютно точно в интересах автомобили. Давай-ка я возьму эту детальку мозаики и захвачу твое внимание с помощью нее. Покажу видео автоблогеров, экспертов, которые делают лучшие обзоры Lamborghini, Audi, Mercedes… Все, бинго! Обзор за обзором, тесты тачек, сравнения! Я выбрал правильную стратегию. Получается, если я выбираю стратегию показывать тебе лайфстайл-блогеров, я теряю время твоего удержания, а значит, деньги. Если же я показываю тебе экспертный контент, у меня добавляются вариации, ты остаешься со мной надолго».

Тебе может не нравиться лайфстайл как таковой, но нравиться конкретный эксперт. А если тебе нравится обзор тачек, ты посмотришь видео пятерых блогеров, потому что они сняли разные обзоры. И тут-то ты заинтересовался: «А он что сказал? А этот в грязь по уши полез на новой Priora». И каждый аналогичный выпуск будет тебе интересен: один оставил на бордюре бампер, а другой вообще не завелся. Спать, пожалуй, лягу позже.

Сфер интересов людей тысячи: отношения, спорт, вышивание крестиком – вариативность огромная. И в каждой отдельной категории лайфстайл-контент проигрывает.

Если уж цеплять на тему лайфстайла, то выбирать тех, кого все знают. Например, видео про гардероб Филиппа Киркорова или скандал Давы с Ольгой Бузовой.

Другое дело – посмотреть видео с канала по психологии Марка Бартона. YouTube потом тебе предложит еще его несколько выпусков, а потом и с некоторых других каналов, но на ту же тематику, – и всё, зритель «подсел».

На лайфстайл-контент же человек не «подсядет». Зато если человек фанатеет рыбалкой – он зафанатеет от каналов о рыбалке. Будет смотреть о рыбалке в Бразилии, в Африке, кликнет по экспертным каналам о снастях, включит канал Василича из-под Саратова про подкормки. Такой путь ведения канала – через экспертность – самый лучший, потому что дает пользу людям. Зрителям на YouTube неинтересны твои заработки, дорогая квартира, они не будут тобой интересоваться из-за зимовки на Бали. Дай им профит и выгоду.


Напоследок еще одно отличие. В Instagram[23] нужно постоянно удерживать внимание, создавая новые и новые единицы контента взамен устаревшим. YouTube достаточно, чтобы в него загрузили хороший видеоролик, и внимание на него он годами будет направлять сам. В теории контент может быть показан всем, кому интересна тема. Твоя задача – предоставить качество. Просто делай крутой экспертный контент, и тогда YouTube даст тебе больше поклонников.


– Три главных источника твоей популярности

Заходишь на свой канал, а там у одного видео бах – и 500 просмотров! Как так? Откуда?

Есть три пути, по которым YouTube приводит на канал максимально целевую аудиторию. Он не судит по тем, кто смотрел твой выпуск от силы 10 секунд, – таких платформе невыгодно к тебе приводить. Выгодно именно тех, кто задержится у тебя.

Все три источника можно увидеть в аналитике видео. И все они работают одновременно, но в процентном соотношении приводят разное количество публики.


1. Выдача на главной странице

Да, именно на той, с которой мы начинаем, заходя на YouTube. 45–60 % аудитории на твой канал приходит именно отсюда.


Выдача на главной странице

На страницу:
3 из 7