Полная версия
Третий звонок
Карина Саркисьянц
Третий звонок
«Третий звонок» – книга практикующего психолога Карины Саркисьянц, в которой задаются самые простые непростые вопросы: как изменить негативный сценарий нашей жизни, как принять и полюбить себя, как вернуть утраченное чувство своей значимости и главное, как стать хозяином своей судьбы.
В спокойном и дружелюбном повествовании автор показывает читателю пути решения проблем, приводит множество примеров из своей клинической практики, помогает осознать необходимость выбора «жить свою лучшую жизнь».
Книга «Третий звонок» в первую очередь обращена к женщинам, но будет интересна и полезна всем, кто хочет излечить свои детские травмы, понять глубже природу человеческой души и начать жить осознанно и счастливо.
«Никто не может заставить вас почувствовать себя неполноценной без вашего согласия». Элеонора Рузвельт
Предисловие
К написанию этой книги я шла очень долго.
Сегодня, в пору серьезного прогресса в области человеческих отношений, может показаться, что современные женщины знают все о том, как не дать себя в обиду, как выходить из зависимых отношений и не проваливаться в созависимость, как не угодить в капкан абьюзера, в котором вас будут использовать и всячески унижать.
Еще, сегодня очень популярны темы токсичности родителей и их эмоциональной незрелости. Существует множество советов, как правильно выстроить свою самооценку и научиться ценить себя; какие методы борьбы нужно использовать для победы над своими страхами и внутренним синдромом самозванца.
Однако все чаще в работе я сталкиваюсь с тем, что проблема лежит глубже, гораздо глубже. В большинстве случаев ее фундамент закладывается в раннем детстве. Большинство из нас даже не помнят те события, которые стали причиной психотравмы и которые остаются причиной наших проблем на всю последующую жизнь.
Иными словами: в первую очередь мы должны разобраться, что мешает нам внутри нас самих. И лишь после этого мы сможем начинать строительство своей новой и прекрасной жизни.
Книга называется “Третий звонок”: ведь человеческая жизнь во многом – театр. В нем каждый из нас играет свою роль, и порой даже не одну, а несколько.
Вспомним великого Шекспира:
Весь мир – театр.
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Да, наша жизнь – театр. Но в театре жизни все намного сложнее, чем даже в пьесах Шекспира. Алчность Шейлока, подлость Яго, коварство Ричарда III, предательство Гонерильи и Реганы – все это живет среди нас, в человеческом обществе, но у нас нет возможности разглядеть злую сущность сразу. Поскольку в театре жизни мы не зрители, а сами участники. Да и действие развивается не по классическим законам драматургии, а каждый сам пишет свою пьесу. К тому же маски, которые отрицательные герои носят, чтобы соответствовать требованиям социума, могут долго скрывать истинные лица.
Точно так же мы не увидим сразу и положительного героя. Вполне обычный человек, ничем не выделяющийся из толпы, своей внутренней потенциальной силой сможет свернуть горы и обратить реки вспять.
Мы постоянно играем чьи-то роли, надеваем маски, скрываем свои истинные чувства. По требованию ситуации стараемся казаться лучше или хуже себя настоящих. Это и создает иллюзию полного порядка и гармонии.
Создав себе образ, мы зачастую придерживаемся его на протяжении всей жизни. Но порой этот образ – надуманный, и тем самым для нас опасный: он совершенно нам не подходит и заставляет нас испытывать страдания.
Девочки в детстве хотят быть принцессами, Золушками, Белоснежками, Спящими Красавицами – встретить своего Принца на белом коне, а потом жить с ним долго и счастливо в волшебном королевстве. Но повзрослев, многие девочки понимают: им не нужно никого ждать, они сами будут строить свою жизнь – учиться, работать, выходить замуж за и рожать детей. А образ Спящей Красавицы хорош лишь для сказки Перро или балета Чайковского.
Но ведь есть такие, кто слишком вжился в роль Спящей Красавицы, и потому свято верят, что Принц когда-то обязательно приедет. Нужно только ждать еще терпеливее.
Спящая Красавица ждала своего Принца 100 лет. Еще бы: во сне время летит незаметно.
Но у нас-то в запасе нет этих самых ста лет. Мы не можем тратить жизнь на ожидание, поддерживая себя лишь надеждой на светлое будущее. Мы должны его строить сами здесь и сейчас.
А что с мужчинами? А с мужчинами – тоже ролевые модели из сказок. Мужчины хотят быть героями, спасающими мир. Только, пожалуйста, не сегодня, а когда-нибудь. Ну так, теоретически.
Вот когда настанет конец света, или Чингисхан снова двинет свои войска от Китая до Восточной Европы, или прилетит громадный метеорит, или солнце перестанет светить, – словом, когда будут созданы подходящие условия для подвигов, тогда мужчины точно возьмутся за дело. А пока нужно отдохнуть и набраться сил. Вдруг завтра танковое сражение под Прохоровкой, а я уставший. Домашние дела для слабаков – сильные и уверенные в себе мужчины берегут силы для великих событий.
Популярная мужская ролевая модель – Иванушка-дурачок: лежишь на печи, ничего не делаешь, потом вместе с печью поехал на рыбалку, щуку поймал – и тут же жизнь вдруг начала налаживаться. (Кстати, хочу заметить: щука-то была женского рода, она домой к детям просилась, когда ее эксплуататор-самоучка поймал).
Иванушка, братец Аленушки – вот предупреждали не пить из козьего копытца, но зачем слушать, он же лучше знает, как ему быть. Выпил, превратился в козленка, но спасать, конечно же, должна сестрица Аленушка. И сколько таких иванушек, которых постоянно нужно спасать, потому что сами они все время во что-то вляпываются.
От многих драматических ролей очень сложно избавиться – стоит нам сыграть их даже один раз. Однако мы продолжаем мучиться, не желая ничего менять. Потому что любые изменения – это труд, причем никто не гарантирует результата.
Как часто мы надеваем маску и пестрый плащ Арлекино, чтобы казаться веселыми и беззаботными – и совершенно неважно, что в это время творится в нашей душе. И позволяем себе снять их лишь наедине с собой, всего на несколько часов, а с утра комедия масок повторяется снова: нам нужно быть во всеоружии.
Моя книга «Третий звонок» посвящена женщинам. Посвящена эмоциям, переживаниям, злости, гневу, чувству стыда и чувству вины, жертвенности и эгоизму.
А еще – она о нашей постоянной, далеко не всегда видимой борьбе в этом мире. Борьбе за наши права, за место женщины в обществе, в котором все еще стараются доминировать мужчины.
Даже сегодня, в наше, казалось бы, прогрессивное время, притеснение прав женщины – не только прерогатива исламского общества, живущего по средневековым законам и понятиям.
Вы можете удивиться, но и в развитых европейских странах (даже там, где президентом или премьер-министром может быть женщина) все еще существует притеснение женщин именно по половой принадлежности.
В своей книге я буду не только говорить о проблеме женщины в современном обществе. Я буду давать вам специальные техники и отработки, которые помогут наладить контакт с собой, полюбить себя и позволить себе наслаждаться тем, что дано нам от природы – быть женщиной. Женщиной сильной, уверенной в себе, живущей в гармонии со своим внутренним миром. Женщиной, победившей детские страхи и навязанные стереотипы.
Третий звонок в театре – звонок перед началом спектакля. После него уже не пускают в зал; в лучшем случае достанется неудобное место на галерке или на ступеньках в проходе.
В жизни все точно так же.
У нас есть первый звонок, когда наш мозг сообщает нам о наличии какой-то психологической проблемы. Это могут быть симптомы усталости, апатии, нервное напряжение, головные боли, соматические заболевания.
Если мы настолько заняты работой или бытом и не обратили на свои проблемы внимание, то в нашем внутреннем театре раздается второй звонок. Теперь это могут быть панические атаки, синдром хронической усталости в тяжелой форме, депрессивные эпизоды. И их продолжительность будет намного длиннее, чем после первого звонка.
Если мы и тут проигнорировали потребности нашего организма и не занялись собой, то прозвучит третий, последний, звонок, который может принести с собой настоящую депрессию, невротические расстройства и уложить в постель на долгое время, добавляя и добавляя соматические заболевания.
И самое главное: третий звонок – последний; после него уже не будет дополнительных напоминаний и предупреждений. Спектакль вашей жизни будет идти без вашего участия в выборе ролей. Вам назначат роль больного и напуганного человека, который постоянно от кого-то зависит.
Поэтому я очень надеюсь, что мой “Третий звонок” поможет вам узнать, понять, проработать, исправить и полностью наладить вашу жизнь.
И вы сами будете драматургом, актрисой, режиссером и продюсером всех своих спектаклей жизни.
А если захотите – то и декоратором, и костюмером.
Потому что все зависит только от нашего желания.
Пролог
«Женщина подобна чайному пакетику. Вы никогда не узнаете, насколько она сильна, пока она не окажется в кипятке». Элеонора Рузвельт
Женщины прошли долгий и нелегкий путь для получения свободы и равноправия. Движение по этому пути все еще продолжается: женщины день ото дня продолжают отстаивать свои права. И, к сожалению, им не всегда это удается.
На протяжении многих веков в общественное сознание вбивалось убеждение: женщина ущербна, неполноценна, полностью зависима от мужчины, не может учиться и работать; она должна лишь выполнять роль домашней хозяйки и делать только то, что разрешил ей муж или отец.
Давайте немного обратимся к истории, чтобы максимально вникнуть в суть проблемы.
В 1979 году была принята Конвенция Организации Объединенных Наций по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), которая призывает государства-члены ООН принять меры для устранения неравенства полов.
Посмотрите внимательно еще раз на эту дату: это было менее 45 лет назад. Мы победили в Великой Отечественной Войне. Юрий Гагарин уже полетел в космос. Нил Армстронг уже высадился на Луне. Но женщины все еще не имели равных прав с мужчинами.
А если мы перенесемся на 100–150 лет назад, факты будут просто ужасающими.
В царской России женщина сталкивались со множеством ограничений, которые налагало на нее общество и государство. Основным фактором, который определял психологическую составляющую общества, была система патриархальных ценностей, преобладавшая в то время.
Женщины были воспитаны в соответствии с ролевыми ожиданиями, которые предписывали заниматься домашним хозяйством, воспитывать детей и быть подчиненными мужьям.
Такие ролевые ожидания оказывали давление на женщин и вызывали чувство ограниченности, зависимости, бессилия и неполноценности.
Женщины не имели права голоса, что создавало ощущение несправедливости и отсутствия контроля над своей судьбой.
Ограничения в образовании также сказывались на самооценке женщин, не давая им возможности личностного и профессионального развития.
Мужчина, женившись, также получал полный контроль над капиталом жены – в «Анне Карениной» мот и гуляка Стива Облонский практически полностью проматывает приданное своей жены Долли, и никто с этим ничего не может сделать юридически, так как закон на стороне мужа. И это 70-е годы XIX века, когда технический прогресс и промышленность в Российской империи стремительно развиваются.
А вот Западная Европа XIX века: у женщин в этот период гражданские права предельно ограничены. Большинство правовых систем устанавливали зависимость женщин от мужей или отцов. Вспомним «Джейн Эйр» знаменитой писательницы и поборницы женских прав Шарлотты Бронте: когда семья Риверс дает приют заболевшей Джейн, сбежавшей из Торнфилд-холла, Сент-Джон Риверс первым делом говорит, что нужно выяснить, не является ли Джейн замужней женщиной, чтобы вернуть ее мужу. Вернуть мужу – не поинтересовавшись даже мнением самой Джейн; вернуть, как вещь или домашнее животное.
Высшее образование для женщин в ту пору невозможно. Лишь среди аристократии и богатой буржуазии женщины могли получить некоторое образование, но оно было ограничено и сконцентрировано на домашних навыках и искусствах. Лучшее, на что могла рассчитывать девушка из среднего класса – это стать домашней учительницей, гувернанткой или сестрой милосердия.
Невзирая на то, что в истории психологии были ученые, которые внесли ценный вклад в понимание женской психологии и проблем женщин, с античных времен и практически до наших дней бытовало «научно обоснованное мнение» о второсортности женщин.
Великий древнегреческий ученый и философ Аристотель, считал женщин менее разумными и менее способными к контролю своих страстей. В античной Греции женщин не допускали к слушанию поэзии, поскольку поэзия была высоким жанром, доступным лишь мужчинам. Женщинам разрешалось лишь посещать театральные представления: театр считался жанром низким, доступным всем – от женщин до рабов и варваров.
Карл Густав Юнг, швейцарский психиатр и психолог, создатель теории коллективного бессознательного и архетипов, также выражал консервативные взгляды на роль женщин в обществе. Он считал, что основной задачей женщин является материнство, а их психические устремления должны быть направлены на поддержку и помощь мужчинам.
Зигмунд Фрейд полагал, что женщины имеют меньшую психическую развитость по сравнению с мужчинами. Он утверждал, что у женщин существует "меньшая суперЭГОдность" (меньшая моральная сила) и что их эмоциональность и мышление более примитивны.
Фрейд ввел понятие комплекса кастрации, который связывал с женской сексуальностью. Он считал, что девочки испытывают тревогу и чувство неполноценности из-за отсутствия пениса и переживания предполагаемой угрозы его потери. Этим представлением он связал женскую сексуальность с недостатком и дефицитом.
Дочь Зигмунда Фрейда, Анна Фрейд, пошла по стопам отца и стала психоаналитиком. При этом ее взгляды на женщин также были консервативными. Она поддерживала идею о роли женщины лишь в качестве матери, и считала, что женщины должны подчиняться в первую очередь своим биологическим функциям – деторождению и выращиванию потомства.
Конечно, очень важно отметить: все эти взгляды были представлены в рамках своего времени и считались абсолютно нормальными.
Современная психология стремится преодолеть подобные предрассудки, учитывать и с внимание относиться к гендерным различиям.
Нужно отдать должное Советскому Союзу: в нем всячески поддерживалось желание женщин работать и приносить пользу обществу.
Освобождались женщины Востока – с них снимали паранджу и отправляли работать. Причем далеко не факт, что все они хотели этого освобождения. Но в стране шла индустриализация, везде нужны были рабочие руки. Кроме того, получив право голоса, восточные женщины, не знавшие ранее о такой вещи, как избирательное право, попросту не понимали, что им с этим правом делать.
Женщины ехали в ссылку в Сибирь за своими осужденными мужьями. Возможно, если бы это происходило сейчас, в наше время, то у женщин все-таки был бы выбор – ехать или нет, обрекать себя на мучения и страдания или нет. А в то время выбора практически не было: даже оставшись на месте, женщина все равно обрекла бы себя и детей на осуждение и неприятие со стороны общества.
Великая Отечественная война и вообще Вторая мировая война резко изменили положение женщин в мире. Женщины должны были заменить ушедших на фронт мужчин на производстве, в преподавании, в больницах, в сельском хозяйстве. Женщины наряду с мужчинами уходили и на фронт. Так, в Советском Союзе всего на военную службу с 1941 по 1945 годы было призвано 490 235 женщин. Среди Героев Советского Союза, участников Великой Отечественной войны – 90 женщин из них 49 были награждены посмертно. Женщины были не только медработниками и связистками – они были летчицами (вспомним хотя бы «Ночных ведьм»), разведчицами, шифровальщицами, снайперами.
Однако возвращение к мирной жизни способствовало тому, что женщин снова попытались вернуть на вторые роли: в СССР по хрущевскому сокращению «миллион двести» из армии в первую очередь были уволены практически все женщины, а на Западе 50-е годы вообще прошли идеологическими лозунгами «место женщины – дома».
В СССР женщины становились активными участниками социалистического общества и не хотели отставать мужчин, все больше и больше нагружая себя работой. Женщины строили самолеты и поезда, прокладывали рельсы, работали на стройках. Женщины рожали детей и снова садились за трактор, поскольку нельзя было сорвать сроки полевых работ. Такое ставилось в пример как трудовая доблесть – состояние женщины было куда менее важным, чем сбор урожая и показатели колхоза.
Помните лозунги: «Даешь выполнение пятилетнего плана за три года»?
На заводах, фабриках, текстильных предприятиях женщины тоже брали двойные смены, отказывались от выходных и праздников, потому что нужно было выполнять норматив любой ценой.
Дети отдавались в сады-пятидневки (когда ребенок 5 дней живет в детском саду, а на выходные его забирают домой – если повезет и родителям не дадут дополнительные смены).
Было ли при этом равноправие?
Конечно же, нет!
Зарплата женщины была меньше, чем зарплата мужчины, хотя рабочие часы и сложность самой работы могли быть одинаковой. Женщины параллельно рожали детей, убирали дом, стирали, готовили еду и обслуживали своих мужей, которые возвращались с работы уставшими и имели право на законный отдых. А вот у женщин дома вместо отдыха начиналась вторая рабочая смена.
Бывали, конечно, исключения, когда мужчины хоть как-то помогали дома своим женам и могли что-то приготовить на выходных или помочь с уборкой.
Мужчины с удовольствием жарили шашлыки, причем это считалось именно мужской работой; женщинам ее не доверяли. Но женщины подготавливали все до выезда на пикник и убирали все после. А в это время мужчины, утомленные после жарки шашлыков и выпитого алкоголя, отдыхали.
И еще – что особенно важно подчеркнуть – существовало большое количество железобетонных стереотипов.
Как пример можем взять всем известный фильм «Москва слезам не верит». Многие из нас его любят и с удовольствием пересматривают. Но с точки зрения психологии этот фильм представляет собой неоценимое пособие по проблемным моментам в области гендерных стереотипов.
Катя, познакомившись с Гошей, боится сказать, что она – директор завода. Она уважаемый человек, под ее начальством находится три тысячи человек. К тому же она депутат Моссовета. В жизни она преодолела очень многое и заслужила свою должность, как никто другой. Но при этом она должна скрывать свои заслуги от пьющего слесаря. Почему?
Да все просто: ведь еще при первой их встрече Гоша сказал, что женщина не может зарабатывать больше мужчины. А после еще долго не мог простить, что Катерина оказалась выше его по социальному статусу. И при этом именно она, Катя, должна была добиться его прощения. За что – за то, что всю жизнь училась, много работала и добилась успеха?
Нет. Потому что все будет решать мужчина на основании того, что он мужчина, по словам Гоши. Мужчины главный по определению и поэтому они имеют право требовать от женщин подчинения.
Попробуем отметить стереотипы в других отечественных фильмах:
Мужчины умные, поэтому в большинстве фильмов они директора, а женщины секретарши.
Мужчины гениальные врачи, а женщины медсестры и санитарки.
Председатели колхозов тоже мужчины, а женщины доярки и продавщицы в сельских магазинах. Даже в фильме «Кубанские казаки», где выведен образ успешной женщины – председателя колхоза Галины Пересветовой, героиня все равно сознательно проигрывает конские бега мужчине.
Кстати, подобной идеей были пропитаны не только советские фильмы. Это была общая тенденция кинематографа, которая полностью отражала происходящее в реальности.
Поколение наших бабушек старательно вкладывало эти установки в головы нашим мамам. Все послания начинались примерно одинаково: женщина должна.
Должна все делать, должна убирать, должна стирать, должна готовить обед и ухаживать за пожилыми родителями мужа, должна растить детей, должна делать покупки в магазинах и тащить все авоськи, добираясь общественным транспортом. Должна ублажать мужчину, должна быть доброй, милой и всегда безотказной, должна терпеть, должна молчать, а еще должна работать и приносить зарплату домой. И непременно должна делать все и всегда с улыбкой. Не было в лексиконе того времени слов “хочу” или “не хочу”, “мне нужно” или “мне не нужно”, “мне нравится” или “не нравится”. Было только слово “должна”.
Слава Богу, в наше время очень многое поменялось в плане обустройства быта, отношения к женщине, к ее социальному статусу, к ее зарплате и т. д.
Но у определенной части женщин в сознании все еще живы те убеждения и стереотипы, навязанные обществом, полученные в наследство от бабушек и мам – стереотипы о месте женщины как второсортной, подчиненной, не имеющей прав на независимость и инициативу.
В своей книге я приложила все усилия, чтобы после ее прочтения в вашей жизни и в вашем мышлении многое стало меняться в лучшую сторону.
Глава 1. Сценарий жизни
«Цель анализа сценария – остановить спектакль и поставить вместо него другой, лучший». Клод Штайнер
С самого детства каждый из нас пишет свой уникальный сценарий жизни. Еще во младенчестве, когда мы не умеем разговаривать и нашим языком служат лишь чувства, понимание и эмоции, – мы уже заложили основной фундамент нашего сценария. С течением времени мы добавляем к этому сюжету более детальные нюансы. По достижении семи лет большая часть основного сценария уже написана. Впрочем, юношеские годы, при желании, предоставляли нам возможность пересмотреть и переоценить свой жизненный план.
Став взрослыми, мы часто даже не осознаем, что этот сценарий существует. Тем не менее мы следуем ему, словно играя по заранее написаному тексту пьесы.
Вне зависимости от того, осознаем мы это или нет, наша жизнь стремится к тому финалу, который мы написали еще в детстве.
У нашего сценария, как в любой хорошо написанной истории, есть свои главные герои и героини, свои антигерои, есть второстепенные персонажи и просто массовка. Он пронизан различными сюжетными линиями и основной важной темой, которая проходит через всю нашу жизнь.
Сценарий нашей жизни может быть полон комических и трагических поворотов, интересных запоминающихся моментов, сплетен и интриг, создания и преодоления трудностей.
Помимо всего прочего, этот сценарий может быть источником вдохновения: он показывает нам, как сделать жизнь более полноценной, либо становится напоминанием о том, что нужно изменить.
Мы, будучи авторами собственного сценария, вольны выбирать, как написать следующую главу нашей жизни, а также выбрать мажорную или минорную тональность для сопровождения.
В детстве мы все проигрывали какие-то истории в голове. Мы рисовали в уме картинки, как сможем победить хулигана с соседней улицы, ответить девочке-забияке в детском садике, победить злую соседскую собаку или быстрее всех залезть на крышу.
В нашем воображении мы рисовали себе волшебную палочку, которой сможем превращать нехороших людей в жаб и медуз, развеивать зло над морем и дарить добро всем хорошим людям, которые будут нуждаться в нашей помощи.
Мы представляли себе, как родители дарят нам долгожданную собаку на Новый год, покупают роликовые коньки на день рождения или заветное атласное платьице на 8 Марта.
Мы представляли себе своего принца и свой первый поцелуй. Причем это была не просто визуальная картинка, а целый сценарий до малейших деталей. Во что мы будем одеты, как будут причесаны волосы, какая помада будет на губах и какие украшения на шее. Это должен был быть солнечный лес, сказочный замок или волшебный пруд с кувшинками. В более старшем возрасте волшебный замок вполне мог трансформироваться в школьную дискотеку или спортзал, а принц – в мальчика из параллельного класса.
Если мы попадали в неординарную или стрессовую ситуацию, с которой не могли справиться, то потом, немного успокоившись, мы проигрывали в голове наиболее верные пути выхода из нее. Что и как нужно было сказать, кому ответить, как себя правильно повести и все дальнейшие действия до мелочей. Ругали себя за свои слезы разочарования и обиды и проигрывали победные сценарии на следующий раз, если вдруг такое повторится.
Сценарные решения – наилучшая стратегия для ребенка, чтобы выжить в мире, который зачастую кажется враждебным и угрожающим.