Полная версия
Братья Карамазовы. Том 3. Книга 2
«А вот это, пожалуй, будет с самую точку» – продолжая размышлять, отметил он.
Самый сильный никогда не бывает настолько силен, чтобы оставаться постоянно повелителем, если он не превратит своей силы в право, а повиновения ему – в обязанность.
«Значит народ должен быть на столько сильным, чтобы у него было право быть».
Раз ни один человек не имеет естественной власти над себе подобными и поскольку сила не создает никакого права, то выходит, что основою любой законной власти среди людей могут быть только соглашения.
«Это было бы хорошо».
Утверждать, что человек отдает себя даром, значит – утверждать нечто бессмысленное и непостижимое: подобный акт незаконен и недействителен уже по одному тому, что тот, кто его совершает, находится не в здравом уме. Утверждать то же самое о целом народе – это значит считать, что весь он состоит из безумцев: безумие не творит право.
«Что же это значит? Народ русский болен и болен он сердцем, раз перед душегубцем раболепствует».
Отказаться от своей свободы – это значит отречься от своего человеческого достоинства, от прав человеческой природы, даже от ее обязанностей.
«А у народа русского свободу забрали и забрали давно. Пора ее вернуть!»
Всегда будет существовать большое различие между тем, чтобы подчинить себе толпу, и тем, чтобы управлять обществом.
«У нас народ больше похож на толпу, нежели общество от того что темен разумом он. А вот как сделать обратное, это вопрос».
Русские никогда не станут истинно цивилизованными, так как они подверглись цивилизации чересчур рано. Петр обладал талантами подражательными, у него не было подлинного гения, того, что творит и создает все из ничего. Кое-что из сделанного им было хорошо, большая часть была не к месту. Он понимал, что его народ был диким, но совершенно не понял, что он еще не созрел для уставов гражданского общества. Он хотел сразу просветить и благоустроить свой народ, в то время как его надо было еще приучать к трудностям этого. Он хотел сначала создать немцев, англичан, когда надо было начать с того, чтобы создавать русских. Он помешал своим подданным стать когда-нибудь тем, чем они могли бы стать, убедив их, что они были тем, чем они не являются. Так наставник-француз воспитывает своего питомца, чтобы тот блистал в детстве, а затем навсегда остался ничтожеством. Российская империя пожелает покорить Европу – и сама будет покорена. Татары, ее подданные или ее соседи, станут ее, как и нашими повелителями. Переворот этот кажется мне неизбежным. Все короли Европы сообща способствуют его приближению.
«Это что пророчество? Но куда им, они еще темнее нас», отмахнулся Алексей Федорович и открыл глаза.
ПИСЬМО
Сегодня Алексей Федорович, решил отправиться на Главпочтамт, чтобы в который уже раз проверить не пришло ли письмо из России. Он очень ждал этого послания от своей приемной дочери Екатерины Алексеевны, беспокоясь о ее судьбе и благосостоянии.
И вот подъехав на трамвае на улицу Монт-Блан, где в 1892 года выстроено J. и M. Camoletti весьма респектабельное здание в викторианском стиле Главпочтампа Женевы. На его террасе были установлены высотой в три с половиной метра десять статуй, представляющих народы, которые использовали почтовые услуги: Европа и Индия (высеченные J. Salmson), Аравия и Африка (C. Vicari), Северная Америка и Монголия (Rodo de Niederhausen), Южная Америка и Океания (г. Реимондом), Малайзия и Египет (Л.с. Iguel), Алексей Федорович, зашел за его железную ограду, поднялся по его ступеням и оказался внутри здания в довольно просторном зале, с высокими, в два этажа, потолками. На его удивление внутри оказалось не так много посетителей, и он в очередной раз притаив дыхание подал в маленькое стеклянное окошечко свой новый швейцарский паспорт, сказав, как научила его Ева Александровна: – Bonjour Mademoiselle! J'attends une lettre de la Russie (Добрый день мадмуазель! Я жду письмо из России).
Молодая девушка, небрежно глянула на документ и принялась перебирать заказные письма, собранные в коробке. Спустя короткое время она вытащила серого цвета конверт и что-то прочитав на прикрепленной к нему бумажке принялась отсчитывать деньги. Как оказалось, Алексей Федорович получил не только послание от Екатерины Алексеевны, но и денежный перевод от нее на сумму пять тысяч рублей. Обрадованный этим неожиданным известием он не стал вскрывать на месте конверт, а уже на извозчике отправился к себе на квартиру. Оказавшись один в комнате, не раздеваясь и при полном волнении Алексей Федорович, начал читать письмо:
Доброго вам здоровья папа.
Получила от вас весточку и не мало о вас расстроилась. Как могло случится с вами что вы остались без средств? С этим письмом посылаю вам 5000 рублей, хоть я и сама не могу похвастать своим удовлетворительным денежным содержанием, потому как наш свечной заводик закрыли и мне пришлось не мало средств употребить для удовлетворения денежного довольствия уволенных рабочих, хотя бы на три месяца их жизни.
Не оценима здесь оказалась помощь моего жениха Радиона Ивановича, который взял на себя все хлопоты по улаживанию всех процессов закрытия завода. Надо сказать, вам дорогой папа, что он проявил себя как рачительный и дальновидный хозяин. Также спешу вам сообщить, что никак не позднее апреля месяца у нас с ним состоится обряд венчания и мы наконец-то образуем семью и я стану замужней дамой.
Учитываю ваше положение и роль в нашем многострадальном государстве, скажу вам что у нас начались забастовки на железных дорогах. В стачках участвуют тридцать железных дорог с требованием увеличении на 30 процентов жалованья служащих что эквивалентно восьми рублям.
Так же в прошлом месяце, если вы не знаете, произошло сокрушительное поражение в войне с Японией, в сражении под Мукденом. Газеты пишут о 90 тысячах погибших с нашей стороны.
А в нашей столице в ночь на 26-е февраля в гостинице «Бристоль», эсер-террорист Швейцер при изготовлении бомбы погиб от произошедшего взрыва большой мощности.
Наш же царь обещает начать реформы церкви и созвать совещательную думу, видимо надеясь снизить протестный накал, который с каждым днем становиться все сильнее.
Ну и в завершении моей беседы с вами драгоценный папа, хочу вам сообщить грустную для вас новость. 13 марта Определением Священного Синода Русской Православной церкви: вас извергнул священный сан, дорогой отец. Я глубоко скорблю и сочувствую вам…
Дальше Алексей Федорович читать не смог, текст письма выпал из его рук, а сам он тяжело опустился на рядом стоящий стул. Возвел глаза к потолку и промолвил: «Господи, за что, Ты наказываешь меня?»
В скорби моей
В скорби моей никого не виню.
В скорби – стремлюсь к незакатному дню.
К свету нетленному пламенно рвусь.
Мрака земли не боюсь, не боюсь.
Счастья ли миг предо мной промелькнет,
Злого безволья почувствую ль гнет, —
Так же душою горю, как свеча,
Так же молитва моя горяча.
Молча пройду я сквозь холод и тьму,
Радость и боль равнодушно приму.
В смерти иное прозрев бытие,
Смерти скажу я: «Где жало твое?»
(Мирра Лохвицкая (1894-1904))
Не известно сколько бы длилось его оцепенение от постигшей скорби, как неожиданно раздался звук колокольчика над входной дверью. Алексей Федорович медленно встал и открыл. На пороге стояли Петр Моисеевич и Ева Александровна.
Господа, товарищи. Я не смогу вас сейчас принять, поскольку нахожусь в не здравии, – сказал он.
Как угодно, будет вам, мы не беспокоить пришли, – сказал Рутенберг.
Да! Мы только пригласить вас хотим, и просить…, – сказала, лучезарно улыбаясь Ева Александровна.
О чем? – спросил Алексей Федорович.
Ну, так сказать, совершить обряд, – заминаясь произнес Рутенберг.
Не говорите загадками. Ближе к делу. Чем обязан?
Дорогой Алексей Федорович, мы с Петром Моисеевичем решили пойти под венец…
То бишь соединить наши жизни и поскольку вы священнический сан имеете, то мы пришли вас просить…
Как вы смогли?! – произнес Алексей Федорович, остолбенев с открытым ртом.
Ну, мы сами еще в неосознанности сего факта находимся, но природа иногда предъявляет некие требования и хочешь или не хочешь приходится подчинятся ей, – витиевато попробовала объяснится Ева Александровна.
Я должен вас огорчить. Меня этого самого сана лишили. Вот извольте прочесть, – собравшись с духом, из последних сил пытаясь сохранить самообладание, сказал Алексей Федорович и подал Рутенбергу письмо. Тот быстро пробежал глазами по строчкам и вновь обратил свой взгляд на него.
Да-с. Значит о дате нашего события мы вам сообщим дополнительно и теперь мы уходим и просим прощение за напрасное беспокойство. Я теперь вижу, что вам не здоровится, – сказал Петр Моисеевич, возвращая письмо.
Молча пройду я сквозь холод и тьму,
Радость и боль равнодушно приму.
В смерти иное прозрев бытие,
Смерти скажу я: «Где жало твое?
Ну…? – глядя пристально в глаза Рутенбергу, процедил сквозь зубы Алексей Федорович, и не дождавшись ответа закрыл перед ними дверь.
ЭЛЕГИЯ
Я умереть хочу весной,
С возвратом радостного мая,
Когда весь мир передо мной
Воскреснет вновь, благоухая.
На всё, что в жизни я люблю,
Взглянув тогда с улыбкой ясной,
Я смерть свою благословлю –
И назову ее прекрасной.
Мирра Лохвицкая (1893)
«Костлявая явилась предо мной, но не взяла меня с собой. В страну теней, где души в вечности взывают, об искуплении грехов, соделанных в этой жизни напролет», – подумал Алексей Федорович, оставшись на едине с самим собой и обводящим взглядом комнату заключил: «Надо уходить от сюда, здесь поселилась трагедия».
Поскольку он жил на юге Женевы, в местечке Vessy, то пошел по этому направлению и вскоре достиг поселения Верье и там его взор уперся в горную цепь альпийских вершин, среди которых высилась гора Салев – балкон Женевы. Это слово происходит от латинского «Salebra», что означает труднодоступное место. Но решение этого вопроса находилось в построенной в 1892 году, железной дороге, ведущей прямо на ее вершину.
Алексей Федорович, сел в единственный вагон первого класса, заплатив десять франков и первый в Европе локомотив на электрической тяге повез его к месту, где он предполагал, что на него снизойдет дух Параклит.
О, я вижу вы русский? – спросила его дама в увядающем возрасте.
Да, мадам, но как вы догадались? – спросил Алексей Федорович, не мало удивившись точному попадании в цель.
О, это просто! Вы все время осматриваете то салон, то за окном пейзаж, словно от кого-то бежите. Здесь много русских, сбежавших из своей страны, которые никак не могут успокоиться. Все они по наитию, даже здесь, ходят озираясь, будто срываются от мнимых преследователей. Сегодня только русские бегут, остальные сидят дома и кофе пьют, – ответила она улыбнувшись.
Да, это верно. Русским сегодня нет места нигде – даже у себя на Родине, – виновато улыбнувшись, ответил он.
А знаете, как произошли эти горы, к которым мы с вами приближаемся?
Нет, а что есть история?
О, это интересно! это все Гаргантюа! Он представьте себе рыл землю, огромную такую яму для озера Леман и камни что вытаскивал из-под поверхности, складывал на то самое место, на которое мы с вами и поднимаемся – гора Салев. Местные жители, изумленные невиданным событием, сбежались к нему и громко, в неописуемом восторге воскликнули: «Et! Mais regarde donc comme ca leve!» – что в переводе означает: «Но, посмотри, как он поднимается». Так возникло название Салев. Куда мы с вами, уже и приехали, – сказала она и встала со своего места.
Спасибо вам, мне был чрезвычайно познавателен ваш рассказ, – поблагодарил Алексей Федорович, и стал снова оглядываться, ища место уединения на этой высоте.
Но на смотровой площадке было довольно многолюдно, и он с горечью подумал: «До чего же стены европейские узки, что даже затворится нет возможности, и чуду Божьему произойти».
Он подошел к краю и взглянул на панораму города, лежащего у озера. Увидев набережную Монблан, Алексей Федорович, подумал: «Да, вот здесь мы с ней расстались навсегда и больше птицы не поют для нас и умерла весна».
Постояв еще немного, он отошел в глубь к чаще деревьям, сел на скамейку и принялся ждать, когда людской поток схлынет и он останется один на один с создавшим неописуемую красоту увиденной им с высоты более километра.
Ждать пришлось не очень долго, потому как был уже вечер и быстро потемнело и на небе проявилась полная луна. Алексей Федорович, ожил, встал со своего и снова подошел к краю площадки, достал свой личный, рукописный молитвослов и произнес на выдохе:
Дал еси́ достоя́ние боя́щимся Тебе́ Го́споди.
От коне́ц земли́ к Тебе́ воззва́х.
Покры́юся в кро́ве кри́л Твои́х.
Та́ко воспою́ Имени Твоему́ во ве́ки.
Не отврати лица Твоего от отрока Твоего,
яко скорблю, скоро услыши мя:
вонми души моей, и избави ю.
Спасение Твое. Боже да приимет мя.
Да узрят нищии, и возвеселятся.
Взыщите Бога, и жива будет душа ваша.
Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш?
Ты еси́ Бог, творя́й чудеса́.
Сказа́л еси́ в лю́дех си́лу Твою́.
И рех: ны́не нача́х, сия́ изме́на десни́цы Вы́шняго.
Помяну́х дела́ Госпо́дня, я́ко помяну́ от нача́ла чудеса́ Твоя́.
Далее переведя дух, он продолжил и зачитал творение Максима Грека:
Песнь 1
Ирмос:
Боже́ственным покрове́н
медленноязы́чный мра́ком,
извити́йствова Богопи́санный зако́н:
ти́ну бо оттря́с очесе́ у́мнаго,
ви́дит Су́щаго
и науча́ется Ду́ха ра́зуму,
хваля́ Боже́ственными пе́сньми.
Припев:
Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
И́же ма́нною препита́вый Изра́иля в пусты́ни дре́вле,
и ду́шу мою́, Влады́ко, Ду́ха напо́лни Всесвята́го,
я́ко да о Нем богоуго́дно служу́ Ти вы́ну.
Закончив петь песни, читать ирмосы и кондаки, Алексей Федорович, что есть силы воззвал в Молитве ко Пресвятому Духу:
Приими́, Влады́ко, Преблаги́й Паракли́те, Еди́н Сый Святы́я и Покланя́емыя Единосу́щныя же и Нераздели́мыя Тро́ицы, худо́е сие́ моле́ние, ему́же благоволи́л еси́ приноси́му быва́ти Тебе́ от челове́ка гре́шнаго и осужде́ннаго, и прости́ ми согреше́ния моя́, во́льныя и нево́льная, от та́йных мои́х очи́сти мя и от чужди́х пощади́ раба́ Твоего́. Благоволи́ о мне, гре́шнем и непотре́бнем, и не́мощи души́ моея́ посети́ благода́тию Твое́ю и исцели́ сокруше́ние ея́.
Поми́луй мя, Влады́ко, Паракли́те, Бо́же, поми́луй мя, освяти́ мою́ ду́шу и те́ло, просвети́ ми ум и ра́зум, очи́сти со́весть душе́вную от вся́кия скве́рны, нечи́стых по́мыслов, умышле́ний лука́вых и разуме́ний ху́льных и от вся́каго превозноше́ния, го́рдости же и киче́ния, высокоу́мия же и де́рзости, и сатани́нскаго шата́ния, и от вся́каго фарисе́йскаго лицеме́рия и презо́рства, и от вся́каго сту́днаго и лука́ваго обы́чая моего́ изба́ви мя до конца́, сла́вы ра́ди и́мене Твоего́, и да́руй ми и́скреннее покая́ние, сокруше́ние се́рдца моего́ и смиренному́дрие, кро́тость же и ти́хость и вся́кое христиа́нское благогове́инство, ра́зум же и худо́жество духо́вное, со вся́ким благоразу́мием, благодаре́нием и терпе́нием соверше́нным.
Ей, Бо́же, сла́вы ра́ди и́мене Твоего́ услы́ши мя, гре́шнаго, моля́щагося Тебе́, и сподо́би мя в про́чее вре́мя окая́нныя жи́зни моея́ ка́ятися и́скренне мои́х беззако́ний, со вся́ким смиренному́дрием, целому́дрием же и воздержа́нием и́стинным, отступи́вшу мне вся́каго сомне́ния, двоеду́шия и нечу́вствия, и соблюди́ мя, Влады́ко, во вся́ком благочести́вом и правосла́вном испове́дании ве́ры христиа́нския, да сподо́блюся во вся дни живота́ моего́ без сомне́ния пе́ти Тя, благослови́ти, славосло́вити и глаго́лати: Святы́й Бо́же, О́тче Безнача́льный; Святы́й Кре́пкий, Сы́не Его́ Собезнача́льный; Святы́й Безсме́ртный, Ду́ше Святы́й, от Отца́ исходя́й и в Сы́не пребыва́яй и почива́яй; Тро́ице Всесвята́я, сла́ва Тебе́. Сла́ва Тебе́, Свята́я Тро́ице Единосу́щная, Животворя́щая и Нераздели́мая, всех ра́ди сла́ва Тебе́.
Сла́ва Тебе́, Ма́ти Бо́жия, ве́рных прибе́жище, и избавле́ние в лю́тых содержи́мым, и души́ моея́ Боже́ственное утеше́ние; всеокая́нную ду́шу мою́, о Богоблагода́тная, уя́звленную стреля́нии ра́тника, Твоему́ всеси́льному предста́тельству поруча́ю, ю́же соблюда́й, покрыва́й и спаса́й от бесо́вских ко́зней невреди́му, да вопию́ Ти: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Луна на мгновение померкла, воцарилась такая тишина, что уши закладывало и на него опустился будто густой белый дым, окутавший всего его. Но только то был не дым, а благодать Господня. И был глас речен ему, и потому далее следует текст ветхозаветный, особенный:
1. Вот он я, простой, грешный человек,
2. И постучал Господь в сердце мое,
3. И откликнулось оно на призыв Его,
4. И тогда сказал Господь,
5. Я через тебя заключу Завет с народом твоим.
6. Может Ты избрал не того, ведь кто я – завшивевший червь,
7. И недостоин внимания Твоего, и тем более откровения Твоего.
8. И было Слово от Него – ты более заботишься о чистоте души своей,
9. Нежели о чистоте тела твоего.
10. Я очищу тебя от скверны земной и нечистоты праха твоего.
11. Ибо тело что – суть греха, суть смерти и подвержено тлению.
12. А душа вечна в чистоте своей и бессмертие ее красит.
13. И тогда дам возвестить тебе Слово Мое,
14. О Величии Небесном Бога твоего.
15. И ответствовал я: скажи только Слово Твое и встану я,
16. И пойду, и отнесу Слово Твое в место то, в которое укажешь Ты.
17. И возвещу народу моему: Возрадуйтесь и ободритесь,
18. Ибо Господь пришел к вам, и хочет Он заключить с вами Вечный Завет.
19. И сказал мне Господь: пойди и скажи им о сем.
20. И спросил я: за что такая милость нам от Тебя?
21. И сказал Господь:
22. Народ твой заслужил страданием своим милость Мою.
23. Он претерпел неверие и ложные идеи,
24. Он пережил отречение и сохранил веру в Меня.
25. За то и многое другое Я заключу с ним Завет Мой.
26. И будет велик народ твой,
27. И соединится в нем европейский разум, и азиатская мудрость,
28. И Я явлю через него спасительный путь для народов других.
29. И не одолеют его беды и невзгоды во веки веков,
30. Ибо Я пребуду с ним и уберегу его от краха его.
31. И сказал я: русский народ не простой народ – народ поэтический.
33. И да будет написан тобой Новейший Завет от имени Моего.
35. Ибо есть Ветхий Завет от Отца, есть Новый Завет от Сына.
36. И да будет Новейший Завет от Духа Святого.
37. И тогда спросил я: кто я, Господи, чтобы возвестить сие?
38. И сказал Господь: ты не Мессия, ты не пророк и не праведник.
39. Ты посланник Мой Возлюбленный.
40. Да сбудется реченное Сыном Моим:
41.«Когда придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины,
42. Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне».
43. Да сбудется глагол сей, по Слову Твоему, сказал я.
44. Ибо Ты праведен и суть Твоя – истина Вселенская.
ПЛОД ТАИНСТВА ДВОИХ, ЕСТЬ ТАИНСТВО ТРЕТЬЕГО
I
Небо разверзлось, грянул гром и сверкнула молния. Дождь глухой стеной обрушился на Алексея Федоровича, так что он был вынужден покинуть «балкон Женевы» и последовать в поселение «13 деревьев». И там найдя убежище от непогоды, скоротал оставшуюся ночь.
День православного Востока:
День православного Востока,
Святись, святись, великий день,
Разлей свой благовест широко
И всю Россию им одень.
Но и Святой Руси пределом
Его призыва не стесняй,
Пусть слышен будет в мире целом,
Пускай он льется через край,
Своею дальнею волною
И ту долину захватив,
Где борется с немощью злою
Мое родимое дитя,
Тот светлый край, куда в изгнанье
Она судьбой увлечена,
Где неба южного дыханье
Как врачество лишь пьет она.
О, дай болящей исцеленье,
Отрадой в душу ей повей,
Чтобы в Христово воскресенье
Всецело жизнь воскресла в ней…
Федор Тютчев
Солнце заблистало в окно, когда он открыл глаза и встал с постели. Хозяева дома, оказались добрыми людьми и позволили ему остаться у них на некоторое время. Алексею Федоровичу просто жизненно важно была передышка после его контакта с непознанной силой и могуществом неведанного и произошедшего с ним. Понимаемым им, как Господь Вседержитель, у него дух перехватило от этой встречи, почувствовав обновление самого себя и потому в продолжении трех дней, он провалялся в постели, изредка вставая, чтобы испить воды и поесть хлеба.
По исходу сего времени Алексей Федорович, вышел на воздух и забыв о поезде, пошел в Женеву пешком. Через два с половиной часа он был у порога своей квартиры. Его внимание сразу привлек торчащий из дверной щели сложенный листок бумаги. Он вынул его и развернул:
«Уважаемый Алексей Федорович, приглашаем Вас принять участие в нашем брачном таинстве, которое пройдет в Крестовоздвиженском Кафедральном соборе, сегодня в 15.00».
Петр и Ева.
Алексей Федорович, прочитав приглашение остолбенел на минуту в замешательстве, но потом вспомнив, что все одно хотел идти в церковь, развернулся и пошел к извозчику, который и доставил его в намеченное им место.
Крестовоздвиженский храм русской православной церкви, находился в центре Женевы. Его возвели на месте арендованной вилле Жарглнан 14 сентября 1863 г., по проекту архитектора Давида Гримма при участии Жана Пьера Гильбо, а ровно через три года, день в день он был освящен в честь праздника Воздвижения Креста Господня.
Когда-то в IV веке после рождества Христова римской император Константин I перед началом грядущего сражения, он посмотрел наверх и увидел небесный образ креста. Поговаривали, что он появился после долгой мольбы императора и обращению его к Богу с просьбой помочь одержать важную и очень значимую для государства победу. И в ночь того же самого дня, Константина I, во снах посещает сам Господь Бог, который соглашается помочь императору при условии, что на военное форме, оружие и знамении у солдат будет высечен тот самый символ, образ которого был отчетливо представлен на небе.
Став впоследствии Святым Равноапостольным царём, Константин выполняет данное Богу обещание, и сразу после этого становится непобедимым, одерживая с успехом одну победу за другой.
Сразу после грандиозного завершения военной кампании, римский император Константин возвращается в Константинополь и поручает своей матери Елене отыскать и привести Животворящее Древо, на котором когда-то был распят Иисус.
Мать Константина, равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест, чудесное явление которого стало для святого Константина знаком победы над противником. В литературе изложены три различные версии предания об обретении Креста Господня.
Первая гипотеза гласит: в 326 году Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда оно было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка и гвозди, которыми Спаситель был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из них к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Креста Господня, который и был поднят святителем для всеобщего обозрения.
Вторая гипотеза, Крест был найден Протоникой, женой императора Клавдия I, а затем спрятан и вновь обретен в IV веке.
Третий вариант предания, сообщает: святая Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей, по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место – храм Венеры. Святая Елена повелела разрушить храм и делать раскопки. Там были найдены три креста. Явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к истинному Кресту мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.
Обретенную реликвию разделили на две части. Одну оставили в Иерусалиме, другую отправили в Константинополь. История иерусалимского фрагмента обрывается в 1187 году, когда крестоносцы взяли его с собой на битву с армией Саладина. Судьба константинопольской части тоже остается под вопросом. По одной из версий, ее во время разграбления византийской столицы в 1204 году выкрали венецианцы и затем перепродали. По другой – святыня хранилась в Константинополе до прихода турок в 1453 году. По третьей версии – Крест постоянно дробился, поэтому его частицы можно встретить в самых разных уголках Европы.