bannerbanner
Путь царей. И-цзин для правителя
Путь царей. И-цзин для правителя

Полная версия

Путь царей. И-цзин для правителя

Текст
Aудио

0

0
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 7

Линии гексаграммы.

1. Развитие недоразвитого. – Благоприятно для применения казней над людьми, для освобождения колодок на руках и ногах, ибо продолжение (их несвободы) приведет к сожалению.

Начало отношений ученика и учителя. Ученик еще и недоразвит, но здесь предстоит ему раскрытие заложенных в нем способностей. Его близость к учителю и активность его положения порукой тому. Но в это время учитель еще не может дать ему таких наставлений, которым бы он следовал совершенно свободно. Это скорее система запретов и наказаний. Однако известная свобода ученику здесь должна быть предоставлена, с него должны быть сняты кандалы (его омраченность), оковы невежества. Однако если бы ученик, освободившись от них, самостоятельно начал действовать, то ему пришлось бы много, о чем пожалеть, ибо по неопытности он мог бы многое испортить.

2. Приятие недоразвитых – к счастью; взятие жены – к счастью. Сын управляет всем домом.

Достоинство учителя – в развитии ученика. Основное достоинство учителя состоит в том, что он в состоянии принять к себе недоразвитого ученика и в согласии со всей закономерностью мира развить его. Ученик, предоставленный самому себе, многого будет лишен; но и учитель будет многого лишен, если он не примет на себя руководство учеником.

Когда сын вводит в дом жену, он принимается за обустройство собственного дома. Так и ученик, приобретая новые знания, может взяться за обустройство своей жизни.

3. Незачем брать жену. (Она) увидит богача и не соблюдет себя. – Ничего благоприятного.

Кризисная ситуация. Ваши хлопоты бесполезны: то, что было хорошо раньше, теперь пагубно. Введение жены в дом здесь не может увенчаться успехом, так как она, встретясь с богачом, который символизирован полной сил второй чертой, не сможет соблюсти себя в рамках своего долга. В этом состоянии, конечно, невозможно и углубленное новое познание, а возможна лишь спекулятивная игра мыслей.

4. Стеснение от недоразвитости. – Сожаление.

Кризис миновал, но недоразвитость продолжает отягощать вас. Здесь бессильны и приказания, и благосклонность учителя, и его предостережения. Приходится лишь констатировать самый факт, что недоразвитый человек здесь находится в чрезвычайно затруднительном положении. Он окосневает в своей недоразвитости. Если на предыдущей позиции познание затрудняется поверхностной деятельностью рассудка, то здесь мешает его косная недоразвитость. Естественно, что никакая деятельность здесь не дает положительного результата, и единственный плод такой деятельности – сожаление о ней.

5. Недоразвитость юноши. – Счастье.

Близость к суровому учителю, занимающему верхнюю позицию, и правильный полный резонанс в благотворно действующей второй позиции делает это положение вполне счастливым. Здесь указывается на совершенно закономерную недоразвитость юноши и, чтоб предостеречь от стремления самостоятельно развиваться, которое не приведет к благим последствиям, здесь преднамеренно указывается на счастливый характер данного положения.

Вы еще молоды, и ваше осознание недоразвито. Доверившись учителю, сможете добиться успеха. Путь открыт (счастье).

6. Удар по недоразвитости. – Не благоприятствует (тому, чтобы) быть разбойником; благоприятствует (тому, чтобы) справиться с разбойником.

Наступает конец недоразвитости. Сила учителя, достигшего гармонии между знанием и новым актом познания, в состоянии разбить недоразвитость. Насильно (как разбойник) навязать знания нельзя, необходимо «давать снадобье в соответствии с болезнью», чтобы разбить недоразвитость, которая (как разбойник) захватила ученика.

Вы атакуете свою недоразвитость, но она может нанести ответный удар. Не поддавайтесь искушению бунтовать, нарушать установления и чинить насилие: дисциплинируйте себя.

Интерпретация гексаграммы № 4.

В настоящее время все вокруг вас словно покрыто мороком; но пелена эта скоро спадет, и мир вновь приобретет для вас ясность. Сейчас ваши нервы сильно расшатаны, поэтому постарайтесь не принимать скоропалительных решений. Не унывайте.

Бездействие, бездумное следование за общепринятыми стандартами опасно. Спокойную ситуацию сейчас необходимо использовать для активного самосознания и просвещения.

Препятствия, которые предстоит преодолеть, поистине огромны – это общепринятые догмы и нормы. Совершенно невероятно, чтобы крохотные ростки смогли преодолеть всю толщу сложившихся веками заблуждений.

Стремление к свету, к знаниям, к Богу полностью преображают мир подсознания. Там, где раньше были сковывающие жизнь нормы, правила и стереотипы, расцветёт жизнь, могучим зелёным лесом. Освобождение начнётся на скрытом, подсознательном уровне. Ключ к разрешению ситуации – стремление к свету, преодоление невежества, просвещение (деревья стремятся к свету, преодолевая тьму – толщу земли).

Позиции для осознания:

Невежество – это главная причина всех страданий и отрицательных эмоций. Главный камень преткновения на пути духовного роста. Из-за невежества мир кажется бессмысленным, несправедливым и жестоким. Невежество должно быть преодолено путем беспристрастного изучения законов окружающего мира и отбрасывания ложных догм и утверждений, не смотря ни на авторитеты, ни на традиции. Признаками преодоления невежества является успех во внешней деятельности, счастье и здоровье во внутреннем мире человека.

Невежество – это мысль, что мы способны постичь мироздание своим умом. Ведь мы живем в мире иллюзий с расщепленным умом, который не может мыслить иначе, как через отличия и противопоставления! Все, что нам дано осознать, лишь жалкий отблеск действительности!

Пусть мир бесконечно велик, но действующие в нем законы универсальны, поэтому познания в малом прекрасно подходят для всей Вселенной. Доскональное изучение хотя бы и маленькой клетки автоматически приведет к познанию всей громады космоса. Поэтому наши знания вовсе не являются чем-то пренебрежимо малым, а весьма и весьма существенны.

Соединяясь с Богом, с Творцом, мы открываем доступ к запредельным знаниям, которые наука может достичь только в далеком будущем. И таких примеров множество. Так мы обретаем истинные знания.

«Вполне логично говорить, что научное открытие уменьшает область неизвестного. Но не менее логично утверждать, что она при этом увеличивается. По вине самого открытия и увеличивается. Когда человек идет в гору, перед ним все раздвигается горизонт, но и все протяженней становятся земли, лежащие за горизонтом», – Д. Данин.

«Мудрый не учён, учёный не мудр», – Лао-Цзы «Дао дэ цзин».

«Я не настолько молод, чтобы всё знать», – Оскар Уайльд.

«Я никогда не позволял школе вмешиваться в мое образование», – Марк Твен.

«Лучше молчать и показаться дураком, чем заговорить и развеять все сомнения», – Марк Твен.

«Знающий больше других знает, сколь мало знает. Не знающий ничего ближе всех к истине…», – Томас Джефферсон.

«Ни один ребенок не рождается идиотом, чтобы стать идиотом нужно образование», – Ошо.

5. СЮЙ. Необходимость ждать

Название. Сюй (Необходимость ждать): заботиться, присматривать, служить; обеспечивать необходимое; ждать, ожидать, медлить, сомневаться; иметь терпение и сосредоточенность; уделять внимание тому, что необходимо; поджидать нужный момент. Иероглиф изображает дождь и знак, обозначающий одновременно остановку и источник. Это подразумевает необходимость ожидания.

Изначальное свершение: обладателю правды – изначальное свершение. Стойкость – к счастью. Благоприятен брод через великую реку.

Образный ряд. В процессе развития недоразвитых именно с особой силой выступает необходимостью терпения и выдержки, т. е. «необходимость ждать». Однако здесь имеется в виду не пассивное ожидание благоприятных обстоятельств, а, наоборот, самая активная подготовительная деятельность: нижняя тригамма – это «творчество», которое пока сосредоточено внутри и еще не проявляется вовне, ибо оно окружено туманом и облаками (верхняя тригамма – внешний мир – вода). Если каждое событие имеет свою причину, то, правильно создавая причины будущих событий, мы готовим их правильную реализацию.

Творя правду теперь, ее реализацию можно предоставить будущему, когда она сама собой проявиться. Поэтому на данной ступени существенным является «обладание», и тогда ее «блеск» будет развиваться сам собой. При таком распределении деятельности сама «необходимость ждать» приобретает несколько иной смысл, и именно здесь уместно указание на ее конечный результат, на возможность предпринять крупное и серьезное дело – переправляться через поток человеческой жизни, чтобы плодотворно достигнуть высшего идеала человеческого совершенства.

Ждите подходящего момента для действия. Связь с духами (изначальное свершение) обеспечит успех. Путь открыт (счастье). Вскоре настанет подходящее время, чтобы вступить в реку жизни со своей целью, начать проект или основать предприятие. Это не время для выступления вперед, отстаивания принципов или покорения горных вершин. Ситуация насыщена благотворным отдыхом, душевным спокойствием, довольством и гармонией. Имейте терпение. Ожидание может привести к славе и великим свершениям.

Линии гексаграммы.

1. Ожидание на окраине. – Благоприятно применение постоянства. Хулы не будет.

В каждом человеке заложена способность к новым актам познания, но способность еще необходимо актуализировать, а пока процесс познания еще не начался, еще нечего ждать. Но как только процесс познания приведен в действие, так сразу же необходимо считаться с закономерностью ритма, в которой он протекает. Первые же этапы в процессе нового познания состоят в основательном усвоении уже известного предшественникам.

В этой Необходимости ждать – постоянство в деятельности усвоения уже известного, приносит самые благие плоды. И на данной ступени никак нельзя упрекать человека в медлительности, ибо она вытекает из постоянства, из самой необходимости ждать. Само собой ясно, что личная борьба с ошибочными и ложными взглядами здесь немыслима.

2. Ожидание на (прибрежном) песке. – Предстоят незначительные разговоры. В конце концов – счастье.

Ожидание на берегу отражает внутренние сомнения и борьбу между старым и новым. Вас окружают незначительные люди и незначительные разговоры. Приспособьтесь к этому. Переждите ситуацию, и путь будет открыт (счастье).

На следующей, после интеллектуального усвоения того, что уже известно, человек должен вступить в соприкосновение с явным миром. Сомнения здесь уже должны быть преодолены. Но именно из-за этого волевого усилия к новому познанию, восстает все косное и инертное в человеке, что проявляется в незначительных людях и незначительных разговорах в вашей жизни. Терпение и умение переждать здесь, дождаться нужного момента, в конце концов, приводит к счастью.

3. Ожидание в тине. – Близится приход разбойников.

Вы сделали шаг вперед и теперь находитесь в опасности. Уязвимость позволяет косности и мраку (разбойникам) получить преимущество перед вами. У вас еще есть время, чтобы обдумать это предостережение.

Для окончательного усвоения нового познания необходимо выждать, пока приобретенное знание не станет для вас естественным и непроизвольным. Если предыдущая ступень может быть уподоблена ожидания на берегу, то здесь сделан еще шаг вперед, еще ближе к реке: здесь – ожидание в иле. Здесь все отрицательное, все силы косности и мрака выступают во всей своей мощности. Уязвимость позволяет косности и мраку (разбойникам) получить преимущество перед вами, именно здесь их необходимо преодолеть.

4. Ожидание в крови. – Выйди из пещеры.

Преодоление косности и мрака, напряженность возрастает до такой степени, что ее можно выразить лишь образом кровавого боя: чтобы приобретенное знание пронести в будущее, необходимо защитить его и от всех противоборствующих сил. В кажущемся спокойствии ожидания в действительности протекает очень интенсивная деятельность. Уже не на прибрежном песке, не в иле приходится здесь ждать своего часа: здесь – ожидание крови. Выход из ситуации можно сравнить с выходом из пещеры; из тьмы – к свету осознания.

5. Ожидание за вином и яствами. – Стойкость к счастью.

Преодоление кризиса сменяется периодом отдыха. Обобщено и прежде добытое знание, и содержание нового акта познания. Наступает момент успокоения, когда возможен спокойный пир, за которым проходит время ожидания. Здесь нужна лишь спокойная целеустремленность. Уже благодаря ей одной гарантировано счастье. Это становится возможно лишь благодаря тому, что было приобретено на предыдущих ступенях. Спокойствие приходит с опытом. Путь открыт (счастье).

6. Войдешь в пещеру, и будет приход трех неторопливых гостей. – Отнесись к ним с уважением, и в конце концов будет счастье.

Время ожидания окончено: вы прошли через мрак к свету, полное новое познание достигнуто и освоено. Человек правильно прожил время необходимости ожидания.

Он получил доступ к вершинам познания мира, и тем самым он приобрел возможность без ущерба для себя опуститься в мрачные глубины мира. И именно в них к нему возвращаются творческие силы, накопленные на первых трех подготовительных ступенях ожидания. Их действие отражает в себе характер всего этого времени ожидания. Они приходят, как три неторопливых гостя. Необходимо отнестись к ним с полным уважением, ибо от них зависит конечный успех.

Интерпретация гексаграммы № 5.

Во внешнем – Погружение и опасность, во внутреннем – Творчество и крепость. Творчество и крепость обязательно, принесут свои плоды во внешнем. И если в настоящий момент во внешнем кроется опасность, то следует запастись терпением и выждать.

Благоприятно все принимать с любовью, не теряя веры в счастливый исход событий, который непременно здесь произойдёт. Любые действия по борьбе с внешними проблемами, скорее всего, только усилят их.

Сейчас время ждать и собираться с силами, они вам скоро понадобятся, и очень скоро – когда наступит весна, растает снег, и вновь зацветут цветы. Торопливость и нетерпеливость в поступках сейчас могут принести только вред.

Позиции для осознания:

1. Мысли и эмоции формируют нашу тонкую энергетическую структуру. Далее подобное притягивает подобное. Если мы кого-то осуждаем, то эти вибрации есть в нашей энергетической оболочке (ауре). Значит, в нашу жизнь будет, как магнитом, притянуто всё, что мы осуждаем. Это и называют законом Кармы, имея в виду всего лишь внешние проявления закона притяжения подобного к подобному.

2. В мире царит любовь, а не неотвратимая месть. Если человек изменился и раскаялся, зачем ему продолжать быть жертвой своих негативных прошлых поступков. Прошлое давно прошло, а человек здесь и сейчас уже совсем другой. Вы бы стали наказывать раскаявшегося ребёнка? А Бог тем более, ведь он есть сама любовь. Карма сжигается раскаянием.

3. Нет никакого закона Кармы. Просто оглянитесь вокруг, как бы человек ужасно не поступал, если он сам считает, что делал все правильно, то и живёт весьма благополучно. И обратное, если весьма достойный, добродетельный человек считает себя грешником и ждёт наказания, то наказание в виде различных испытаний и несчастий обязательно придут к нему. Где же закон Кармы? Материализация мыслей – вот что правит миром!

4. «Ничто никогда не уйдет, пока оно не научит нас тому, что нам нужно знать», – Пема Чодрон.

5. «Карма – незавершённая энергия», – Крайон (Кэрролл Ли).

6. Допустим я убил человека и заработал негативную карму. Принято считать, что карма будет отработана, когда меня самого убьют при аналогичных обстоятельствах. Это мнение отражает общий перекос в сознании людей в сторону всего материального, проявленного. Но карма деформирует тонкие структуры сознания, ее нельзя потрогать руками. Поэтому даже если меня сто раз убьют, но я буду считать себя абсолютно правым в той начальной ситуации, то ровно ничего не изменится. Случись такая ситуация снова, я убью точно так же. Выход из кругов кармы только один, когда я искренне скажу себе, что я был неправ, и для этого совсем не обязательно быть убитым в проявленной реальности. «Кто не понял своего прошлого, вынужден будет пережить его снова», – Будда.

7. «То несправедливое, что я делаю другому человеку, становится моей собственной судьбой», – Берт Хеллингер.

8. «Единственный закон кармы, закон вечный и неизменный, это гармония в мире материи, столь же абсолютная, какова она в мире духа. Из этого следует, что не карма награждает или наказывает нас, но мы сами награждаем или наказываем себя в зависимости от того, работаем ли мы вместе с природой, пребывая в гармонии с ее законами, или же нарушаем их,» – Блаватская Е.

9. «Все приходит к тому, кто умеет ждать», – Л. Н. Толстой.

10. «Все, что вы даете, вы получаете назад», – Луиза Хей.

6. СУН. Тяжба

Название. Суп (Тяжба): дискутировать, отстаивать свою точку зрения, требовать правосудия, выступать перед лицом судьи или правителя; подавать жалобу, начинать судебную тяжбу; споры, пререкания, дискуссии; поправлять, выговаривать, выносить суждение, разрешать конфликт; выражение своей позиции. Иероглиф изображает знак государственного чиновника и подразумевает обращение к власти.

Изначальное свершение: обладателю правды – препятствие. С трепетом блюди середину – к счастью. Крайность – к несчастью. Благоприятно свидание с великим человеком. Не благоприятен брод через великую реку.

Образный ряд. Это время для ясного выражения своей точки зрения без необходимости предпринимать агрессивные действия. В ситуации есть связь с духами, вам не следует тревожиться.

Бдительное сохранение во внутреннем отраженной сущности небес приводит к гармоническому единению с ним. Но всякое чрезмерное доведение дела до конца здесь пагубно, ибо выявится до конца сущность воды, тяготеющая вниз и отдаляющая от неба.

Осознавайте величие в себе: это принесет пользу и просветление. Сейчас не время начинать новый проект или вступать в реку жизни с определенной целью. Вокруг слишком много противоречивых движений. Время не располагает к гармонии, люди и идеи спорят друг с другом. Не пытайтесь сводить все воедино. Небо готовит что-то новое. Выражайте свои взгляды и смотрите, к чему это приведет. Если необходимо, будьте готовы к компромиссу или отступлению.

Линии гексаграммы.

1. Не навеки будет то, в чем усердствуешь. – Будут незначительные разговоры, а в конце концов – счастье.

Все дурное в начале возникновения еще не обладает достаточно большой силой сопротивления, чтобы считать его неустранимым. Слабая черта в начале гексаграммы указывает на возможность легкого преодоления зла.

Самое большое, по поводу него могут возникнуть незначительные толки и прения, но в конечном счете дело будет исправлено хотя бы одним бы одним своевременным раскаянием.

2. Не одолеешь в тяжбе. – Поверни – и беги. Триста дворов – население твоего города – не (накличет) беды.

Не одолев зла вовремя, мы на следующей ступени даем ему возможность окрепнуть настолько, что оно уже довлеет над нами. Оно гонит нас и понуждает к суду, но суд этот не будет для нас на пользу, лучше отказаться от суда и скрыться у себя дома.

Не пытайтесь овладеть ситуацией, пора изменить тактику и отступить. Отправляйтесь туда, где все двери будут открыты для вас, даже если это напоминает бегство. Когда неблагоприятный период закончится, вы сможете оценить своевременность своего ухода.

3. Кормись от обретенного встарь. – Будешь стойким в опасности – в конце концов будет счастье. Пожалуй, следи за царем в (его) делах без того, чтобы совершать (самому).

Невозможность движения изнутри вовне в момент кризиса (третья позиция) выступает особенно отчетливо, ибо эта позиция – момент перехода от внутреннего к внешнему. Лишь достигнутое встарь может здесь поддержать человека: подлинный вождь человечества является и самым совершенным носителем того, что было достигнуто встать. Следуя ему, можно сдвинуться с мертвой точки.

4. Не одолеешь в тяжбе. (Если) опять подчинишься приказу, (то положение) изменится. – Будешь спокоен в стойкости – будет счастье.

Влияние кризиса еще продолжается, не пытайтесь овладеть ситуацией, отступите на прежние позиции и ждите.

Но данная позиция уже включена в тригамму Творчества, т. е. здесь человек обладает творческой мощью, благодаря которой он может все свои поступки исправить и вернуться в состояние невиновности. Поняв причины кризиса, человек может достичь полного и совершенного примирения со своей судьбой. Стойко сохраняя эту примиренность, он вступают в мир как гармонически входящая в него часть. Цель кризиса не наказание, а восстановление истины, исправление ради торжества необходимости закона судеб. Необходимо торжество истины над временной и кажущейся правильностью. Нечто важное приближается к вам.

5. Тяжба. – Изначальное счастье.

Уверенно отстаивайте свою точку зрения, пресекая дурное дело, так восстанавливается полная невиновность, изначальное состояние гармонии. Путь полностью открыт (изначальное счастье). Справедливость и гармония будут восстановлены.

6. Быть может, будешь пожалован парадным поясом, (но) до конца утреннего приема (тебе) трижды порвут его.

Искупление проступка в осуждении не должно приводить человека к легкомысленному отношению к возможности легко искупить проступок. Здесь речь идет о таком легком отношении к прощению, которое не останавливает человека перед совершением новых проступков.

Интерпретация № 6.

Огонь страстей из глубин подсознания выходит на поверхность, вы чувствуете дисгармонию, назревает конфликт. Ситуация весьма непростая и любые крайние действия приведут лишь к ее ухудшению. Постарайтесь вести себя сдержанно, ничего не совершайте сами, следуйте за царем. Чувство опасности вызвано ярко выраженным творческим началом во внешнем, но со временем, если будете спокойны в стойкости – будет счастье. Пускай все идет своим порядком, и вы поймете, что жизненные проблемы подчас многому могут научить, а не только доставлять огорчения.

Позиции для осознания:

1. Конфликт – свидетельство несовершенства души. Конфликт в душе – конфликт в жизни.

2. Мастер, управляющий своим внутренним миром, формирует все события вокруг себя. Без его внутреннего согласия не возникнет ни один конфликт.

3. «Мудрый не спорит; спорящий не мудр», – Лао-Цзы «Дао дэ цзин».

4. «Хамство – это имитация силы слабым человеком», – Эрик Хоффер.

5. «Вселенная постоянно вынуждает тебя что-то отпускать. Даже если ты не пожелаешь отпустить что-то, чему пора уходить, у тебя это все равно отнимут. И порой очень грубо. Научись отпускать то, что уже и так ушло», – Чак Хиллиг, «Семена для души».

7. ШИ. Войско

Название. Ши (Войско): войско, армия, союз; лидер, генерал, великий воин, искусный мастер, сражение; упорядочивать, делать функциональным, мобилизовать, дисциплинировать; брать как образец, подражать. Иероглиф изображает людей, движущихся вокруг центра.

Изначальное свершение: стойкость. Возмужалому человеку – счастье. Хулы не будет.

Образный ряд. Эта гексаграмма отличается от предыдущей тем, что в ней вместо Творчества, расположенного вовне, находится Исполнение: это податливость, Тьма. Тьма не может вносить ясность, произносить суждение, и поэтому в ситуации, выраженной в данной гексаграмме, судом конфликт не может быть решен, здесь приходится прибегать к вооруженному восстанию, к войску. Поэтому данная гексаграмма посвящена многостороннему изучению «войска», его действия и применения. Опасность – это основное качество действия и применения войска. Это выражено в самой структуре гексаграммы: внутри (внизу) – Опасность, а вовне – Исполнение: тригамма, состоящая только из черт Тьмы. Мрачная опасность, вот о чем говорит сам символ. С величайшей бдительностью, с полноценным жизненным опытом мужа следует решать спор при помощи войска. Здесь одинаково пагубным может оказаться как юношеский задор, так и старческая косность. Только при учете этого может быть успех, т. е. может быть исправлено то, что уже раньше было испорчено. Если судом нельзя исправить ошибку, то необходимы решительные меры: необходимо действие войска. Итак, основным остается требование стойкости: устойчивого пребывания на правом пути и незапятнанной совести.

Линии гексаграммы.

1. Выводи войско, руководясь законом. – (А если) не так, (то хотя бы оно и было) хорошим – будет несчастье.

Во всяком действии войска сосуществуют и приобретение, и утрата. Перевес первого над второй определяет успех войска. Но успех достижим лишь тогда, когда применение войска вытекает не из одного желания победы, а из железной необходимости, из высших законов стратегии.

2. Пребывание в войске. – Счастье. Хулы не будет. Царь трижды пожалует приказы.

На страницу:
5 из 7