Полная версия
Путь царей. И-цзин для правителя
Военачальник должен находиться в центре своего войска. Ему равно чужды чрезмерное и недостаточное, поэтому путь открыт перед ним. Царь трижды пожалует приказ. Это великая честь. Выполнение полученных указаний может изменить вашу жизнь.
Вторая позиция выражена здесь сильной чертой, которая занимает наиболее удачное положение, кроме того, это единственная в гексаграмме световая черта, к которой тяготеют и которой подчиняются все остальные черты. Более того, она находится в самом средоточии тригаммы «опасность». Все это должно выражать положение полководца в средоточии его войска. Пусть войско и его действия и стоят под знаком опасности, пусть в окружении и тьма, но данный полководец находится в средоточии войска, т. е. одинаково чужд как чрезмерного, так и недостаточного. Поэтому его действия будут вполне и навсегда удачны, и он удостоится высшей похвалы, ибо между его чертой (сильной) и чертой государя (слабой пятой) существует соответствие как по аналогии их центральных положений, так и по антитезе полярности. Так изображен в данной образности и символике удачно действующий полководец.
3. В войске, быть может, воз трупов. – Несчастье.
Позиция кризиса – децентрирована, здесь она занята слабой чертой, а это еще ухудшается тем, что в символике Книги нормой считается пребывание сильных черт на нечетных позициях и слабых – на четных. Собственно, норма эта требует силы для преодоления кризиса, а в данном случае как раз наоборот. Поэтому никакого успеха здесь ожидать невозможно.
Так и в познании не может быть успеха, когда акт нового познания лишен внутренней силы и правильности и не в состоянии преодолеть косность уже накопленного опыта, который, в новых условиях, может быть совершенно неприменимым, неживым. Происходит тогда подмена нового живого познания трупами когда-то возникших мыслей, чуждых текущему моменту познавательной жизни. Иными словами, происходит гибель познания, т. е. несчастье, раскол между знанием и окружающим миром.
4. Войско отступает на постоянные квартиры. – Хулы не будет.
Вы подводите итог пройденному пути, готовясь к новым завоеваниям. Отступление – это не бегство, а подготовка, за которую нельзя осуждать.
На следующем этапе развития данной ступени, учитывается предыдущий опыт и оказывается предпочтенным отказ от активного действия: отступление войска на постоянные квартиры для выжидательной подготовки дальнейшего выступления. Такое «отступление войска» – не бегство, а подготовка, за которую хулить нельзя.
5. На поле есть дичь. Благоприятно сдержать слово; хулы не будет. Старшему сыну вести войска. Младшему – воз трупов. Стойкость – к несчастью.
Хотя, но в данном случае она занята слабой чертой, символизирующей невозможность самостоятельного действия. Однако действовать здесь еще необходимо, ибо конечный результат действия еще не достигнут, и примешиваются к нему еще совершенно чуждые элементы. Поле кишит врагами. Однако если самому здесь действовать и невозможно, то для успешности распоряжений их не следует отменять: надо держать слово и не отвлекаться на внешние влияния. При этом, конечно, важно, чтобы был правильно выбран человек, которому дается распоряжение и который тем самым облекается соответствующими полномочиями.
В гносеологической глоссе символика этой цитаты понимается так, что речь идет о том моменте познания, когда завоевывается новое знание, но оно еще не завоевано до конца. В таком положении к подлинному знанию примешиваются еще элементы случайных ассоциаций, возникающих не в силу незнания или слишком поверхностного знакомства с предметом познания. Здесь много может помочь и начитанность в литературе, и за эти слова надо крепко держаться, однако надо помнить, что важен смысл слов, а не самые слова, что смысл этот должен быть основательно усвоен, точно издавна усыновлен. Благородный человек подобен старшему сыну в стремлении постигать суть вещей, он противопоставляется «младшему сыну», олицетворяющему лишь поверхностное знание. Для последнего стойкость равносильна косности, которая может погубить успех познания, стойкость становится упрямством – к несчастью.
6. Великий государь владеет судьбами, начинает династию и наследует (своему) дому [присоединяет земли]. – Ничтожному человеку – не действовать.
Погоня за победой лишь закрывает глаза на насущную необходимость борьбы. Поэтому на предыдущих ступенях с соответственно разных сторон давались предупреждения против ошибок текущего момента. Здесь же – конец процесса, названного Войско. Здесь речь уже должна идти о результате его действий. Единственное предупреждение, уместное здесь, – это предупреждение против действия «ничтожеств», которые борются лишь ради победы: «Когда совершенномудрый человек действует войском, то в начале этого действия он не добивается победы во что бы то ни стало. Поэтому в конце данного действия он может (достичь) подлинного успеха». Ничтожные люди да не действуют.
Интерпретация гексаграммы № 7.
В проявленном мире хорошо обеспеченная жизнь не дает проявиться накопленным опасным противоречиям. На поверхности все спокойно, но огромны не проявленные противоречия, велика внутренняя потенциальная опасность. Скрытые в глубине противоречия набирают силу, опасность возрастает. Чем прочнее сложившаяся картина мира, тем сильнее будет взрыв на подсознании. Как в проявленном мире, так и на подсознании накоплена громадная энергия для изменений. Вначале ситуация взорвётся на внутреннем подсознательном плане, этот взрыв инициирует взрыв в проявленном мире. Очень резко, взрывообразно, накопленные внутренние противоречия проявятся в мире событий, уничтожая все, что ранее сдерживало конфронтацию. Спокойная, безопасная картина мира будет разрушена сражением. Здесь невозможно остаться пассивным. Гром, подвижность, возбуждение воцарятся на подсознании. Требуются самые решительные, возможно, силовые действия для разрешения ситуации.
Именно здесь Вы можете стать героем, или всегда с горечью и позором вспоминать о пережитом. Если победа произошла в проявленной действительности, но победитель в пылу сражения потерял себя, потерял душу, то это по большому счёту является серьезным поражением. Сражение всегда будет проиграно на внутреннем плане, если будут проклятия в адрес противника. Война же ничтожного человека бессмысленна и жестока – ему лучше не действовать.
Позиции для осознания:
На самом деле всегда сражаешься только с самим собой.
Любая война и военные действия абсолютно бессмысленны и аморальны. Нет худшего решения проблем, чем война. Насилие всегда породит насилие и никогда благо.
Настоящим победителем будет тот, кто сражался, излучая вибрацию любви. «Возлюби врага своего», – Иисус Христос.
«А почему часто мы свои же худшие враги? У меня есть враг, пока есть «я». Не станет больше «меня» – не станет врага», – Лао-Цзы «Дао дэ цзин».
«Чтобы зло перестало быть вредоносным, Мастер избегает насилия. Если у зла не будет противника, добродетель вернётся сама собой», – Лао-Цзы «Дао дэ цзин».
«Когда в бою сходятся равные силы, побеждает тот, кто вступил в битву с наибольшим сожалением», – Лао-Цзы «Дао дэ цзин».
«Я не просто пацифист, я воинствующий пацифист. Я готов воевать за мир. Ничто не остановит войну, если люди сами не откажутся идти на войну», – А. Эйнштейн.
«Принцип «око за око» сделает весь мир слепым», – Махатма Ганди.
14. «Татхагата учит, что любая война, в которой человек стремится убить своего брата, ничтожна; но он не учит, что тот, кто идет на войну за правое дело, исчерпав все средства к сохранению мира, заслуживает порицания. Порицаем должен быть тот, кто вызвал войну», – Будда.
«Тот, чей ум свободен от иллюзии самости, выстоит и не падает в сражении жизни», – Будда.
«Ведущий войну с другими не заключил мира и с самим собой», – Уильям Хэзлитт.
«Темнота не может разогнать темноту, на это способен только свет. Ненависть не может уничтожить ненависть, только любовь способна на это», – Мартин Лютер Кинг.
«В улыбающееся лицо стрелу не пускают» (японская народная мудрость).
«То, что сжимают – расширяется. То, что ослабляют – укрепляется. То, что уничтожают – расцветает. Кто хочет отнять что-нибудь у другого, непременно потеряет своё», – Лао Цзы.
8. БИ. Приближение
Название. Би (Приближение): объединяться, заключать союз; взаимная поддержка, духовная связь между людьми; упорядочивать вещи по категориям, выбирать и сравнивать; находить занятие по душе; гармонизировать, сочетать; соседи; равный, идентичный; работать вместе; сближение позиций. Иероглиф изображает человека, который остановился и оглядывается по сторонам, изучая.
Изначальное свершение: счастье. Вникни в гадание. Изначальная вечная стойкость. Хулы не будет. Не лучше ли сразу прийти? Опоздавшему – несчастье.
Образный ряд. Достижение победы – завоевание – это лишь момент, результат которого должен быть закреплен. Процесс упорядочения должен управляться не только разумом, но и сердцем. Ищите изначальные свойства вещей. Сравнивайте и сортируйте сущее в соответствии с его природой. Действие, направленное на закрепление победы, характеризует данную ситуацию. Оно состоит во взаимном сближении победителя и завоеванной им области, уничтожение и подчинение всего того, что чуждо, что не способно к сближению, предотвращение внешних сил, действующих разрушительно. Если для предыдущей ситуации момент победы является последним моментом, то для данной ситуации он выступает в роли ее начала. В нем те изначальные соотношения, которые подлежат стойкому сохранению на все будущее. Так дело обстоит с точки зрения того, к кому (оно) приближается. Для тех же, которые приближаются к нему, необходимо иметь в виду то, что в данной ситуации возможно самое благотворное сближение, которым должны воспользоваться сразу же все способные к сближению. Опоздание в таких условиях равносильно отказу, равносильно превращению из соучастника победы в побежденного и разбитого.
Линии гексаграммы.
1. Обладание правдой – приближайся к нему. – Хулы не будет. Обладание правдой – наполнение кувшина: в конце концов наступает. – Будет счастье и для других.
Самый далекий от победителя и в то же время самый податливый круг подчиненных лишен возможности самостоятельно действовать. Он самым интенсивным образом стремится приблизиться к победителю, ибо в нем особенно чувствуется удаление от победителя, который предстает здесь как носитель истинного познания: «обладатель правды». Отношения здесь, в начале сближения, еще чрезвычайно просты, лишены вычурности и искусственности. Поэтому «обладатель правды» полон ею, как простой бесхитростный глиняный кувшин полон водой. Каждый приближающийся к нему, даже действуя ради себя самого, совершает все же то, чего требует ситуация. Поэтому, приходя к нему безоговорочно, до конца, он созидает счастье не только для себя, но также и для других. Пассивно храня свое знание, он включается вместе с ним во всю систему вновь завоеванного уровня миропонимания и образует для последнего как бы границу, оформляющую его. В этом полезное действие простого человеческого рассудка, здравого смысла, который заменяется иными типами познания на дальнейших этапах.
2. Приближайся к нему изнутри. – Стойкость – к счастью.
То приближение, которое мыслится здесь, – это не внешняя, не чисто пространственная близость, а сближение, по существу, для которого определяющим является лишь внутреннее созвучие.
Здесь внутреннее сродство еще поддержано противоположностью сил Света (5) и Тьмы (2), а, следовательно, и их взаимным тяготением. При всем этом здесь обе эти силы занимают свои позиции нормально. Поэтому именно между ними, возможно, самое правильное, самое плодотворное сближение.
Однако на данном этапе имеется в виду лишь приближение, но еще не достижение объекта желания. И если для пятой позиции, как увидим, будет характерно полное и совершенное познание, то для данной – лишь стремление к нему и обладание им не реально, а лишь в идеале. Последнее, все же, возможно, потому что грань между внутренним и внешним здесь уничтожена силой созвучия и взаимного тяготения их.
3. Приближаешься к нему, но он не тот.
Стремление к объекту – высшему идеалу – остается и здесь, но более благоприятные условия уже миновали. Речь здесь идет об опоздавших. Уже само стремление есть сила, а наличие силы необходимо вызывает противоборство. Так субъект здесь лицом к лицу противостоит всем отрицательным силам, которые в комментаторской литературе иногда рассматриваются как инфернальные. Это выражено и в том, что здесь налично лишь стремление к идеалу при полной невозможности осуществления его, ибо качества, столь благотворно действовавшие на предыдущий ступени: созвучие, нормальность, сосредоточенность, полностью отсутствуют здесь.
4. Внешне приближайся к нему. – Стойкость – к счастью.
После пережитого кризиса приближение опять возможно, однако внутреннее сродство уже не восстановимо: время уже упущено. И единственное, что здесь возможно, – это внешняя, пространственная близость, которая в данных условиях тоже значима. Если ранее речь была о внутреннем сродстве понятий, то теперь дело идет о близости их сопоставления. Для удачи здесь нужно лишь стойкость сохранения такого status quo. Древнейшая комментаторская традиция считает эту близость близостью к правителю его советников, между которыми она может поддерживаться не в силу внутреннего созвучия, а лишь в силу подчинения советников верховной власти.
5. Явленное приближение. Царю (на охоте) надо ставить загонщиков (лишь с (трех) сторон) и отпускать дичь, которая уходит вперед. – (Если) не ставить ограничений горожанам, (то будет) счастье.
Если в предыдущем приближение рассматривалось со стороны тех, которые приближаются, то теперь оно рассматривается со стороны того, к кому приближаются. Этот объект приближения выражен единственной световой чертой, к которой, в силу полярности, тяготеют все остальные. Здесь достаточно одного качества этого объекта, его явности, которое сообщает оттенок явности всему процессу приближения. Однако это не пассивное допущение бесформенного и вольного приближения, а совершенно определенное оформление свободы приближающихся. В достижении цели будьте подобны царю, который отправляется на охоту: не закрывайте все пути бегства, тогда добычей станет то, что само придет к вам. Так выражена эта свобода, оформленная все же рамками необходимости. Вам не нужно связывать людей запретами, чтобы они повиновались вам.
6. Приближение к нему – лишено главного. – Несчастье.
Переразвитие приближения, то есть утрачено ощущение объекта приближения, и остается лишь само приближение неизвестно к чему. Одно бесцельное стремление.
Интерпретация гексаграммы № 8.
Течет богатая событиями и опасностями жизнь. Начинает расти новое осознание реальности. Это всё в корне меняет: из жизни уходят потенциально опасные ситуации. Жизнь станет спокойной, надежной и обеспеченной всем необходимым. Человек гармонично сочетает свои интересы с интересами окружающих. Сознание и потребности человека со временем кардинально меняются, исчезает его индивидуальность. Он все больше и больше вибрационно сливается с окружающим его миром. Индивидуальное сознание полностью сольётся с всеобщим сознанием. Союз, единение – будут очень удачны и принесут богатые плоды. Это обеспечит на тонком уровне прочную и безопасную основу (фундамент) для любых действий.
Позиции для осознания:
Стремление к союзу – это начальный этап духовного пути. Если перерастешь всех окружающих, то непременно окажешься в одиночестве.
Антагонизм с противниками и врагами вовне и глубинный союз с ними в душе – вот истинное состояние мастера.
Сейчас союз, завтра разрыв и конфликт. Не бывает в жизни прочных союзов, вечны только перемены.
Союз со своим высшим Я, союз с Богом никогда не разрушатся.
«Чтобы в нашиx руках оказался целый мир, надо всего лишь перестать сжимать кулаки и раскрыть ладони», – Шри Шри Рави Шанкар.
9. СЯО ЧУ. Воспитание малым
Название. Сяо-чу (Воспитание малым): адаптация, приспособление, аккумуляция; собирать, вбирать, запасать, удерживать; контролировать, ограничивать; заботиться, поддерживать; приручать, дрессировать или пасти животных, воспитывать, одомашнивать; быть воспитанным или прирученным. Иероглиф изображает плодородную черную почву речной дельты.
Изначальное свершение: свершение. Плотные тучи – и нет дождя; (они) – с нашей западной окраины.
Образный ряд. Вы сталкиваетесь с множеством событий, которые кажутся не связанными между собой. Принимайте их в том порядке, в каком они приходят к вам, накапливайте малое для достижения великого. Думайте о дальней перспективе. Поступайте так, как если бы вы воспитывали детей, растили сад или приручали животных. Проявляйте гибкость и приспособляемость. Бережно относитесь к событиям и поддерживайте их. С запада, где начинается дождь, надвигаются тучи. Успешное завершение уже недалеко. Сосредоточивайтесь на изначальной красоте событий, чтобы увидеть их внутреннюю силу. Действуйте мягко, но настойчиво. Не держитесь за то, что имеете, и желаемое придет к вам.
Как и в двух предыдущих гексаграммах, в этой одна черта одного рода, противостоя пяти чертам другого, является объектом их стремления. Зарождение воздействия противоположного. Оно еще целиком во внешней среде, которая отличается пассивной податливостью (выраженной в свойстве верхней тригаммы «податливость»), и оно противостоит максимальному напряжению творчества, выраженного в нижней тригамме. Так здесь слабость начинает преодолевать силу, ставя последней препятствия. С другой стороны, здесь имеется в виду противостояние индивида всему окружающему его и его сопротивление окружению. Слово, обозначающее здесь «препятствие», в равной степени обозначает и «воспитание». Что же является «препятствием», преодоление которого здесь действует воспитательно? Пусть воспитание намечает возможность развития, но оно – лишь в преодолении прошлого; воспоминания о пройденных ступенях познания, препятствуя новому акту познания, которому необходимо их преодолеть, являются материалом для его воспитания.
Линии гексаграммы.
1. Какая хула тому, кто вернулся на собственный путь? Счастье.
В самом начале этого процесса, когда полному творческих сил внутреннему противостоит препятствие, легкое, как веяние ветра (верхняя тригамма символизирует также и ветер), суета мелких хлопот и дел сбивает человека с принятого им познавательного творческого пути, выступая в его собственных неорганизованных и порывистых стремлениях. Хлопоты и противоречивые стремления преодолеваются дисциплиной.
2. Привлечение к возврату. – Счастье.
Такое возвращение на собственный путь возможно и на следующей ступени, хотя оно и несколько затруднено приближением к препятствиям, совращающим с пути. Однако это позиция самого гармоничного раскрытия творческих сил, поэтому именно здесь возможно воздействовать ими на препятствия так, что они превращаются в средство воспитания.
3. У телеги выпали спицы. – Муж и жена отворачивают взгляды.
В момент кризиса продолжается действие, но в изменившихся условиях, ставших неблагоприятными, одна сила, хотя бы даже и сила творчества, действовать уже не может. Она лишена всех необходимых обстоятельств. Ваше дело (колесница) не может двигаться дальше из-за внутреннего разлада, наподобие того, что происходит в семье между мужем и женой. Вы не можете синтезировать вновь приобретенное знание и прежде сложившиеся убеждения с противоречиями окружающей среды, и их достаточно для препятствия положительному движению познания вперед.
4. Обладай правдой. От кровопролития уходи, выходи с осмотрительностью. – Хулы не будет.
Воздействие предыдущей ступени здесь еще продолжает сказываться, создавая достаточную опасную ситуацию, вплоть до выступившей крови. Но нормальность отношений данной позиции и ее сил в этой гексаграмме указывает на возможность благоприятного исхода дела. Это еще не позиция государя, а лишь его приближенного, однако во всем контексте данной ситуации указано на такого подданного, который, владея познанием истины, может сам руководить событиями. Два условия необходимы ему: правдивость и осмотрительность. Все его действия могут достигнуть успеха лишь тогда, когда они базируются на его собственном непосредственно новом акте познания. Тем самым здесь указывается на главную роль нового познания в момент преодоления им препятствий, возникающих из прошлого, не настоящего.
5. Обладай правдой в непрерывной преемственности. Разбогатеешь благодаря твоему соседу.
Уже и сама благоприятность данной позиции – второго положительного подъема всего процесса – может быть достаточно благотворной. Момент весьма благоприятен, однако здесь необходима непрерывная цепь усилий, необходима поддержка в предыдущем; непрерывно наследовать ту правдивость, которая достигнута в предыдущем, вот то, что делает это положение благим. Эта помощь предыдущей ступени и есть то обогащение от соседа, о котором говорит текст. Это уже не сохранение одних лишь знаний, добытых в прошлом, – это сохранение плода нового познания, укрепленного в наиболее благоприятных для этого условиях.
6. Уже идет дождь, уже (все на должном) месте. Почтение носителю достоинств. Стойкость женщины – ужасна. Луна близится к полнолунию. Благородному человеку поход – к несчастью.
Благородному человеку поход – к несчастью. Желаемые достоинства не только обретены, но и получили признание. Консервативность (выраженная в образе женщины) недопустима, однако
Конец рассматриваемого процесса, когда положительные достижения, достоинства не только обретены, но и закреплены за носителем, ознаменован разрешением той напряженности, которая характеризует его вообще. Однако никакая косность здесь недопустима. Но из этого еще не следует, что с этими достижениями можно рекомендовать агрессивное выступление, это не означает, что немедленное выступление приведет к успеху. На это указывает образ луны, которая «в полнолунии», поход на ущербе луны – к несчастью. В самом деле, если луна уже достигла полноты, то она должна пойти к ущербу. Ущерб будет нанесен и тому, кто в таких условиях момента разрешения напряженности, не давая ему правильно прозвучать, обратится сразу к агрессии; последняя не отвергается вообще, но только она рассматривается как отдельная ситуация, и ей именно посвящена следующая гексаграмма. Здесь же внимание направлено на разрешение, на завершение всего предыдущего процесса.
Интерпретация гексаграммы № 9.
Цветет индивидуальная жизнь, полная самых разнообразных событий. Двойной бескомпромиссный конфликт индивидуума со всем, что его окружает как на подсознательном уровне, так и в проявленной действительности, – такие вибрации принято называть эгоизм. Это отделение и противопоставление себя окружающему миру. Однако после разрушения этого состояния сознания на всех планах проявится ценный клад, как осознание всеобщей связи с Вселенной и с Богом. Осознание этого плана ведет к обретению внутренней силы и радикальной трансформации личности.
В проявленном мире крепкий металл (небо, творчество) конфликтует с тем, что сейчас находится вокруг него, и уничтожает свое окружение. Металл вытесняет дерево. Это божественное сознание вытесняет и разрушает индивидуальное. Индивидуальное сознание, лишившись своей основы, уничтожается бесценным сокровищем, проявляющимся с внутреннего плана. В жизни произойдут радикальные перемены, которые помогут по-другому осознать проявленную реальность. Индивидуальное сознание утратит обособленность от всего остального мира, когда проявится с внутреннего плана нечто огромное, бесценное. На подсознании полыхает огромное пламя, с треском горит лес. Внешние события вызывают настоящую бурю эмоций и страстей. Тайное станет явным. Огонь разбудил подземное озеро. Бушующие на душе эмоции вызвали решение проблем с внутреннего плана подсознания. Запертые в недрах земли воды устремились на поверхность, гася пламя пожара. Внутренняя сила, проявившись вовне, сразу разрешит проблемы. Бурный поток вынесет наружу слитки золота. Проявление способности решать проблемы обращением к внутренней силе и есть находка очень ценных слитков золота на подсознании. Там где недавно полыхало пламя пожара, завтра будут сиять на солнце ценные слитки золота. Те события, которые ещё вчера вызывали бурю страстей и эмоций, завтра будут рассматриваться как дар, проявивший ценный клад внутри себя.
Позиции для осознания:
Эгоизм проистекает из невежества, когда человек не видит и не чувствует общности и взаимосвязи всего существующего.
Если ты не эгоист, значит, не любишь себя, значит, неспособен любить вообще никого!
Борьба с эгоизмом – это борьба с любовью к себе, это отрицание и уничтожение Бога в себе самом.