Полная версия
Путь царей. И-цзин для правителя
Вершина духовного пути – вот истинный эгоизм. Когда все отброшено как ненужное и осталась только одна мысль, одна цель: слиться со своим Высшим Я.
Этот мир, гениальное творение Бога, создан для того, чтобы мы имели счастье и возможность проявить свой свет, свою любовь в тяжелейших условиях. Не лишайте этого счастья других, пытаясь им помочь, облегчить выпавшие на их долю испытания. Только изменение самого себя, наполнение себя вибрацией любви ко всем при любых внешних воздействиях, составляет смысл жизни. Пусть невежественные люди называют это эгоизмом.
Каждая клетка нашего тела вполне может считать себя отдельным существом и соперничать с другими клетками за жизненные ресурсы. Но все они объединены общим полем, общим организмом. Эгоистичные люди подобны раковым клеткам. Они считают себя центром мира и не заботятся об общем благе. Однако, когда страдают все, то неизбежно страдают и они. Что является напоминанием: «Вы клетки громадного единого организма».
«Пока человек эгоистичен, никто не будет любить его, включая жену и детей, хотя они и могут делать вид, что любят», – Сатья Саи Баба.
Жизнь человека очерчена кругом его любви. Если этот круг столь мал, что включает только ближайший слой, иногда только самого человека, то и жизнь его, не смотря на любые внешние условия, будет крайне скудной. Эгоист подобен нищему, вцепившемуся в ближайшую тарелку с бобами, не способному оторвать от нее взгляд, чтобы оглянуться и увидеть великолепный стол с прекрасными угощениями на пышном празднике жизни.
Эгоистичный человек посадил сам себя в клетку своей ограничивающей любви. На самом деле он не живёт, а отбывает суровое заточение: истинное счастье становится недосягаемым для него, поскольку находится за пределами его клетки. Рассмотрим наиболее понятный пример экстатического наслаждения в минуты сексуального оргазма, хотя, конечно, это относится буквально к любому моменту жизни. Если человек при сексуальном взаимодействии с партнером, любит только себя, то энергия от него не течет к партнеру. Эгоисту нужен красивый партнер, только чтобы подпитать своё эго, с точки зрения течения тонкой энергии он всегда один, и ему глубоко всё равно кто рядом. Для эгоиста совершенно недоступен бурный энергообмен с партнером, приносящий экстатический сексуальный оргазм, таким же образом для него недоступно наслаждение от жизни в целом!
«Когда будут утрачены эгоистические желания, в мире естественным образом воцарится покой», – Лао-Цзы «Дао дэ цзин».
«Нет большего преступления, чем потакание эгоистичным желаниям», – Лао-Цзы «Дао дэ цзин».
Принято считать эгоизмом избыток любви к себе. Это совершено не верно. Любовь не может быть избыточна, любовь абсолютна, в том смысле, что она всегда благо, к кому бы она не была направлена. Эгоизм порождается именно недостатком любви вообще и в первую очередь он свидетельствует об острой нехватки любви к себе самому. Этот малый уровень любви порождает страх за себя и свою жизнь, что внешне проявляется как эгоизм.
«Любите себя. Это должно стать основной заповедью. Любите себя. Все прочее придет, но это – основа», – Ошо.
«Можете искать по всей вселенной того, кто заслуживает Вашей любви и привязанности более, чем Вы сами, но этого человека не найти нигде. Вы сами, как никто другой во всей вселенной, заслуживаете свою любовь и привязанность», – Будда.
«Солнце отдает свой свет в течение миллиардов лет, наслаждаясь жизнью, которую оно приносит всем существам. Солнце находится в отношениях, в первую очередь, со своим собственным сиянием», – Джефф Фостер.
Притча от Энтони де Мелло: «Мастер сказал художнику: – Чтобы добиться успеха, каждому художнику или композитору необходимо долго и упорно трудиться. Некоторым во время работы удается освободиться от эго. В таком случае рождается шедевр. Позже ученик спросил Мастера: – Кто такой Мастер? – Тот, кому дано освободиться от эго. Жизнь такого человека – шедевр, – ответил Мастер».
«Когда уязвляют твой эгоизм, не надо спешить к нему на помощь. Оставь его, пусть себе умирает. Если эгоизм умрёт, то душа воскреснет. Надо похоронить своё «я», пусть гниёт и превращается в удобрение, чтобы на нем выросли смирение и любовь», – Преподобный Паисий Святогорец.
10. ЛИ. Наступление
Название. Ли (Наступление): идти, шагать; путь, тропа, дорога; обувь; продвигаться, идти по стопам, следовать за…, действовать, практиковаться, совершать; поведение, манеры; жалованье, средства к существованию; счастье, удача; пути звезд и планет. Иероглиф изображает ноги идущего человека.
Изначальное свершение: (наступи на) хвост тигра; если не укусит тебя – свершение.
Образный ряд. Это время для движения вперед, для выхода за границы привычного и знакомого. Вы накопили достаточно сил, чтобы сделать первый шаг. Самые незначительные силы вновь приобретенного значения начинают свое положительное продвижение вперёд. Всё прошлое и внешнее противостоит новому познанию, поэтому последнее подвергается опасности поражения. Чтобы избежать его, здесь необходима поддержка новой идеи со стороны кроткой приветливости (качества, символизированного в нижней, внутренней тригамме «разрешение»), – лишь тогда возможно наступление нового познания. И это наступление всегда может и должно быть столь осторожным и мягким, что производящий его в самых ужасных обстоятельствах не пострадает. Познавательная способность при этом направляется на конечную истину, от которой должны быть отброшены все нюансы и оттенки, что должно привести к следующей гексаграмме Расцвет. Поэтому такая деятельность должна быть осторожной до парадоксальности.
Линии гексаграммы.
1. Первичное наступление. – В выступлении хулы не будет.
До этого процесс мыслим лишь как возможность данного действия. Вы начинаете двигаться вперед. Пусть ваши помыслы будут чисты, тогда будущее не принесет раскаяния.
2. Наступай по пути ровно-ровно. – Отшельнику стойкость – к счастью.
Уравновешенность, выраженная уже в самой (второй – центральной) позиции, – равновесие между старым и вновь приобретенным знанием, – вот то, что здесь особенно необходимо. Вы прокладываете путь, расширяя и выравнивая его. Это требует огромных усилий, но не должно обескураживать вас. Достижение спокойствия дает человеку полное удовлетворение; и он не нуждается в оценке и признании его деятельности извне, со стороны других людей, как отшельник в одиночестве. Как отшельник в одиночестве, человек продолжает свое наступление на вновь приобретаемое познание.
3. И кривой может видеть, и хромой может наступать. (Но если) наступишь на хвост тигра (так, что он) укусит тебя, (то будет) несчастье. Воин (все же) действует ради великого государя.
Сейчас у вас недостаточно знаний или сил. Путь закрыт (несчастье). В наступлении более чем где-либо необходимо гармоническое сочетание познания и действия. Мало знать сущность наступления, надо еще знать и метод его. Недостаточно ценить одно знание, но надо еще больше ценить его осуществление. Без последнего получается некая неполноценность и односторонность. Она именно и выражена в образах текста. Но часто бывает, что в такой период кризиса люди тщетно рассуждают об истинно сущем, не корректируя свои действия этим знанием. От этого даже их ограниченное знание окончательно огрубевает и становится мертвой схемой. Если действовать грубо на основе мертвых знаний (при отсутствии сил) – несчастье. Но поскольку воин действует ради государя, ему нужен источник живой силы.
4. Наступаешь на хвост тигра. – Ху-ху! (Вскрикнешь от страха, но) в конце концов будет счастье.
Переживание предыдущего кризиса имеет своим положительным результатом то, что в нем познается неполноценность одностороннего развития и появляется стремление ее преодолеть, которое и осуществляется здесь. Человек встретился с источником силы. Конечно, это не совершается просто, и на этой ступени человек еще лишен полного осознания правильного пути своего действия, и поэтому он еще полон страха: у него еще вырываются восклицания ужаса; но если он доведет до конца начатый процесс гармонизации, то его ожидает счастье. В таком случае он уже будет двигаться вперед, не отступая.
5. Решительное наступление. – Будь стойким в опасности.
Весь накопленный в предыдущем опыт наступления превращается в такую силу, что уже становится необходимым наступление. Нужно на него решиться. Будьте решительны и двигайтесь вперед, даже если вам придется с чем-то расстаться. Вы встретитесь с опасностью, корни которой находятся в прошлом. Чтобы преодолеть ее, вам понадобится выдержка.
6. Рассматривай (прежние) поступки, исследуй лучшее (в них). – При их повторении – изначальное счастье.
Вы достигли вершины в своей ситуации. Ввиду опасности переразвития, свойственного последней позиции, здесь было бы неблагоприятно искать новые пути. В основном все, касающееся наступления, уже достигнуто, и теперь вы можете восстановить свои поступки в памяти, чтобы выяснить, какие из них привели к успеху. Оглянитесь на пройденный путь, выясни условия достигнутого успеха.
Интерпретация гексаграммы № 10.
Уже сейчас проявлен бесценный клад, добытый творчеством. Здесь и сейчас отражена, проявлена максимальная вибрация Высшего, вибрация Бога. Ценный клад золота будет добыт радостным свершением на внутреннем плане. Все внимание будет сконцентрировано на добытом ценном кладе золота, а крепкое небо (Бог) окажется вытесненным на второй план. Идет жизнь, полная повседневной суеты. Наряду с духовными устремлениями так же сильно проявлена забота о материальном благополучии. В этой житейской суете разгорается пламя настоящей глубокой страсти. Наступит полная ясность и сцепление с ситуацией. Все подсознание будет охвачено огнем эмоций и страстей. Там, где раньше шла спокойная жизнь, завтра будут кипеть страсти так, что всё остальное отступит на второй план.
Позиции для осознания:
Настоящее наслаждение не представляет опасности и вовсе не похоже на тигра. Настоящее наслаждение – это наслаждение божественной безусловной любовью. Наблюдение этой любви везде во всём вокруг! К сожалению, в мире царит любовь эгоистичная, обусловленная, а это всегда тигр. Сколько же покусанных вокруг!
«То, что мы называем удовольствием или восторгом – по сути одна из форм страдания. Этот восторг не является подлинным счастьем. Он подобен кипящей воде. В том что мы называем удовольствием нет покоя и мира, нет ясности», – Рене Фези.
«Жертва слаще удовольствия», – Сатья Саи Баба.
«Нет никакого пути к счастью; счастье – это и есть путь», – Гаутама Будда.
«Единственным критерием для жизни является блаженство. Если вы не чувствуете, что жизнь – это блаженство, тогда знайте, что вы идёте в неправильном направлении», – Ошо Раджниш.
«Какая разница, кто сильнее, кто умнее, кто красивее, кто богаче? Ведь, в конечном итоге, имеет значение только то, счастливый ли ты человек или нет», – Ошо Раджниш.
«Любовь – цветок настолько нежный, что его нельзя насильно сделать вечным», – Ошо Раджниш.
«Напоминайте себе почаще, что цель жизни вовсе не в том, чтобы выполнить все намеченное, а в том, чтобы наслаждаться каждым шагом, сделанным на жизненном пути, в том, чтобы наполнить жизнь любовью», – Ричард Карлсон.
11. ТАЙ. Рассвет
Название. Тай (Расцвет): великий, выдающийся, изобильный, преуспевающий; мирный, плодородный; распространяться повсюду, насыщать, пронизывать, сообщать (свойства); гладкий, скользкий; чрезвычайный, экстравагантный, чудесный; процветание, распространение; великое изобилие и гармония; плодотворное общение; весна, цветение. Иероглиф изображает человека в воде, соединенного с потоком дао.
Изначальное свершение: малое отходит, великое приходит. Счастье, развитие.
Образный ряд. Пожалуй, ни в одной гексаграмме не встречаются столь гармоническое соотношение основных категорий – Света и Тьмы, как это дается в данной гексаграмме. В данной гексаграмме вся сила Света сосредоточена внизу, а сила Тьмы – наверху. Поэтому, если принять во внимание направленности их движения: Свет – вверх, а Тьма – вниз, то ясно, что здесь они приходят во взаимодействие, имея самый широкий доступ друг к другу. Можно это рассматривать и с другой стороны: внутреннее здесь заполнено чистой силой творчества, а вовне ему предстоит исполнение, т. е. полная возможность осуществления творческого замысла, которому ничто не оказывает сопротивления, а внешняя среда в полнейшей податливости подчиняется ему. В данной ситуации приходит все великое, а ничтожное – отходит.
Поток духа приносит радость, совершенство и процветание. Вы соединены с этим потоком. Вы можете распространять совершенство и процветание, все малое и незначительное уходит; все великое и значительное приходит. У вас есть возможность развивать свои фундаментальные идеи в атмосфере творчества, радости и взаимной поддержки. Расширяйте свое участие в делах и делитесь энергией. Путь открыт. Изначальное свершение превращается в окончательное свершение. Будьте деятельны. Будьте уверенны и внутренне сосредоточенны. Отбросьте сомнения. Этот путь будет продолжаться.
Линии гексаграммы.
1.(Когда) рвут тростник, (другие) стебли (тянутся за ним), так как он (растет) пучком. – Поход – к счастью.
Здесь начинает свое действие сила Света, идущая снизу вверх, изнутри наружу. Она здесь увлекает за собой все, органически связанное с ней. Если каждой силой и вызывается к жизни противодействие, то здесь – тот момент, когда оно подчинено. Увлечение и насилие – вот два, так сказать, искусителя, отклоняющие деятеля от его нормального пути. На данной позиции, представляющей наибольшую глубину внутренней сферы деятеля, в ситуации победы над сопротивлением и гармонического единства противоположностей, это победа в первую очередь над внутренним искушением, в результате ее и внешнее давление становится вполне преодолимым, и поход против него должен увенчаться успехом.
2. Охвати и окраины. Надо всплыть на реке. Не оставляй дальних, (ибо личной) дружбе – конец. Обретешь награду за целеустремленные действия.
В кульминации внутреннего раскрытия творческой силы Света она должна простираться решительно на все. Ею должна быть охвачена даже периферия, даже самые упадочные элементы должны быть приняты ею так же, как и те, что полны решимости и силы, те, которые отваживаются «всплыть на реке» – выбиться в жизни. Здесь недостаточно ограничиться содействием близким, родственным силам, как это было на предыдущей ступени. При универсальности действия силы творчества на данной ступени ее развития, не должен быть оставлен, ибо здесь гибнет самое понятие личных привязанностей, как и все, ограничивающее личными интересами универсальность и объективный размах творчества. Целью здесь является творческое воздействие на все, окружающее деятеля. При таких условиях уже ничто вовне не может оказать подавляющего действия на него, и тем самым и внутренний аспект сил сопротивления не может совратить его, ибо вся его устремленность направлена вовне.
3. Нет глади, (которая осталась бы) без выбоин; нет ухода без возвращения. – В трудностях будь стойким – хулы не будет. Не печалься о своей правде. – В пище будет благополучие.
Даже в такой удачной ситуации кризис все же остается кризисом, ибо здесь впервые совершается реально переход от внутреннего к внешнему. Здесь творчество соприкасается с окружающей средой, в которой оно должно проявиться. Это не может быть лишено трудностей, и, как напоминание об ограниченности во времени всякого творчества, звучат первые слова текста, ясные и без комментария. Но стойкость самой силы творчества дает здесь возможность перенести трудности. Внутренняя правдивость творчества здесь столь органически присуща ему, что оказывается излишним заботиться о ней, ибо недостатка в силах, питающих ее, не будет.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
«И чжуань» – комментарий написан, вероятно, в конце 90-х годов XI в. (Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен»/2-е издание исправленное и дополненное под редакцией А.И.Кобзева. – М.: Наука, 1993. С. 121)
2
Сверхчеловек – это целостный человек; совершенный человек, тот, который совершил активизацию своих врожденных качеств, достигнув полноты проявления врожденного потенциала. По отношению к Homo Sapiens, он действительно является «Сверх», так как сверх разума пользуется также и Духовным аспектами своего существа.
3
Алексеев В.М. Китайская литература. М., 1978, с. 403
4
Алексеев В.М. Китайская литература, М., 1978, с. 404.
5
Алексеев В.М. Наука о Востоке, с. 388.
6
Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен»/2-е издание исправленное и дополненное под редакцией А.И.Кобзева. – М.: Наука, 1993. – 583 с.
7
Фу Си по представлениям китайцев был рептилоидом (тело змеи с головой человека).
8
Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен»/2-е издание исправленное и дополненное под редакцией А.И.Кобзева. – М.: Наука, 1993. С. 16
9
В поисках теоретических источников книги перемен, исследователи ищут параллели в других сферах. У Энь-пу полагает, что афоризмы к 64 гексаграммам и их чертам отражают астрономические явления, порождаемые солнцем, луной, пятью планетами и 28 созвездиями. Например, гексаграмма № 1 Цянь символизирует Юпитер, гексаграмма № 2 Кунь – созвездие Фан (четвертое из 28, соответствующее четырем звездам Скорпиона), а гексаграмма № 5 Сюй – Венеру и т. д. ЛюВэнь-ин трактует Великий предел как обозначение годового цикла уменьшения и роста сил иньи ян, двоицу образов – как два главных сезона – летнего и зимнего солнцестояния, а восемь триграмм – как восемь сезонов из 24 годовых сезонов. По определению Тан Мин-бана, символы и числа "Чжоу и" – это логические значки, регулярно использовавшиеся в астрономических и календарных целях.
10
Постепенная смена целых (ян) и прерванных (инь) черт триграмм и гексаграмм в последовательности Фу-си подчинена той же закономерности, что и смена знаков 1 и 0 в обозначении натурального ряда чисел в двоичной арифметике. Соответственно 8 триграмм и 64 гексаграммы в последовательности Фу-си представляются в двоичном коде как 7 0 и 63 0 (см. схемы 5, 10). Создатель двоичной арифметики Лейбниц усмотрел в этом подобии, стимулировавшем его работу в данном направлении, свидетельство предустановленной гармонии и единства божьего промысла для всех времен и народов.
11
Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен»/2-е издание исправленное и дополненное под редакцией А.И.Кобзева. – М.: Наука, 1993. С. 153 Интересно что Библия в современной форме появилась в XVIII веке.
12
Там же. С. 99.
13
Там же. С. 99
14
Там же. С. 100.
15
Там же. С.127.
16
Там же. С. 100.
17
Глосса (др. – греч. γλῶσσα «язык; речь») – иноязычное или непонятное слово в тексте книги с толкованием, помещённым либо над самим словом, либо под ним (интерлинеарная глосса), либо рядом на полях (маргинальная глосса). Вначале глоссой называли само непонятное слово или выражение. Впервые глоссы стали применять греки при изучении поэзии Гомера, затем – при толковании непонятных мест Библии, а также текстов юридического характера.
18
Философское рассуждение из "Си цы чжуани" (I, 11) о Великом пределе.
19
Конфуций Уроки мудрости ООО «Издательство «Эксмо», 2014. С. 304.
20
Сыма Цянь. Исторические записки (Ши Цзи). Том 9. С. 251
21
Там же.
22
Лепский М.А. Религиозная практика антиципации как метод прогнозирования в китайской средневековой политике //Ноосфера і цивілізація 2007 Випуск 5(8) С. 23–29.
23
Алексеев В.М. В старом Китае, С. 85–86.
24
Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен»/2-е издание исправленное и дополненное под редакцией А.И.Кобзева. – М.: Наука, 1993. С. 215.
25
При таком единстве, вербальный вопрос одновременно визуализируется, звучит, пахнет, ощущается и т. п., то есть вся сущность человека принимает участие в его постановке.
26
"Си цы чжуань", I, 12.
27
Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен»/2-е издание исправленное и дополненное под редакцией А.И.Кобзева. – М.: Наука, 1993. С. 204.
28
См. Цуда Сокити. Идеи даосов и их развитие. Токио, 1927, с. 504.
29
См.: Forke A. Geschichte der mittelalterlichen chinesischen Philosophie Hamburg, 1934, с 16.
30
Цзяо Гун, т. е. Цзяо Янь-шоу (I в. до н. э.), – представитель мантического направления ицзинистики. Ныне существует предположение, что трактат "И линь" был написан не им, а Чуй Цжуанем (, I в. до н. э. – I в. н. э.).
31
642
32
Ю.К. Шуцкий не раз повторял, что добиться успеха в расшифровке тайн «Книги перемен» ему помогло глубокое знание учения Рудольфа Штейнера, к которому его приобщила Елизавета Ивановна Васильева (в прошлом – загадочная Черубина де Габриак), получившей от Штейнера звание гаранта с правом руководства Антропософским обществом.
33
Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен»/2-е издание исправленное и дополненное под редакцией А.И.Кобзева. – М.: Наука, 1993. С. 123
34
Как и эта первая глава "Шо гуа чжуани", ее вторая глава стоит в теснейшей связи с кругом вопросов "Си цы чжуани".
35
P.Вильгельм убежден в том, что культурные институты являются "профанацией сакральных предметов".
36
"Си цы чжуани" (I, 10).
37
"Си цы чжуань", I, 2.
38
"И чжуань" – комментарий написан, вероятно, в конце 90-х годов XI в.
39
Пользуйтесь силой для того, чтобы создавать идеи, которые вдохновляют людей.