Полная версия
Одиночество Григория Узлова: повесть суждений
Вздыбись, общественность, на маленькое, но всё же страдание ребёнка! Как любишь ты подыматься на защиту каких-то малопонятных молодых людей, но как не замечаешь горестей настоящих! Ты любишь болтать о милосердии и гуманизме, но ты более констатируешь, нежели делаешь, зачем утруждать себя ответственностью? Кому нужны твои задержанные на митингах ребята, недообразованные юнцы, не мыслящие, куда и зачем они идут, в них играет одновременно глупость и хитрость, последнее я упоминаю в силу желания отдельных представителей «протестной» молодёжи дорваться до власти и реализовывать свои маловменяемые желания. Меня упрекнут в дремучем консерватизме и в поддержке режима, но извольте не делать этого: я не очень жалую как власть, так и оппозицию, одни грабят сейчас, другие будут после. Две стороны эти, так яростно и театрально противостоящие друг другу, подобно персонажам из старых ярмарочных балаганов, далеко не ушли друг от друга, они одинаково глупы, циничны и алчны, ни у одной из них нет светлого будущего, ни один не поведёт народ к настоящим райским кущам – каждый повернёт Россию в безвременность и отсталость, имея при том и выгоду. Но ужаснее слепота общества, не видящего эту грызню хищников, гиены против шакалов, столпившихся над полуиздыханным телом страны. Люди ненавидят и презирают сегодняшних тиранов, но вскармливают грудью будущую деспотию, связывая с нею свои надежды и чаяния. Это трагедия, которой нет конца и которая преследует мировую историю уже давно. Если бы дело касалось только раздела денег, влияния, то ничего бы страшного в этом и не наблюдалось, но в результате подобных игр умирают взрослые и дети. В жизни нет ничего чище и светлее, чем дети, они одни из немногих пятен, способных скрасить бытие своей непосредственностью и интуитивной мудростью. Я часто сталкивался с тем, что ребёнок может оказаться приличнее и умнее всякого взрослого, что меня до сих пор очень даже удивляет.
Я люблю детей, поэтому мне особо противны те, кто может обидеть их, притеснить, а уж тем более совершить преступление. Они животные, ещё хуже, ведь звери не грызут своих детёнышей, а человек может. Всё начинается с малого, с банального невнимания, наплевательского отношения, затем это развивается, достигая чего-то невообразимого и изжившего. Так дети хлебают чашу горечи, а некоторые пока даже об этом не задумываются, но уже близки к ней. Жизнь-злодейка не преминет как следует ударить по лицу с взрослением, по её мнению, каждый должен страдать, и чем раньше, тем лучше. Терпящие невзгоды дети – десерт на столе судьбы, она особо смакует его, упиваясь патокой горечи и кремом из боли; судьба очень зла, ей не всегда жалость и сострадание важно, лишь закинуть несчастного в горнило бед, ждать, пока он не сгорит, и поглотить навсегда в своём чреве.
Мальчик с родителями-алкоголиками не познал ещё фунта лиха, но время неумолимо, оно замедляется при приближении к счастью, но нечеловечески ускоряется, когда видит перед собой какую-либо напасть или страдание. Я всё же надеюсь на лучшее, что даже этот малец может и не прочувствовать горестей, которые возможны.
Вера в лучшее – это то, что может поддерживать в трудные минуты. Не будь её – не было бы и нас самих, кто теряет веру, тот теряет и себя, всё взаимосвязано, даже хаос есть соединение частиц, своеобразное, но внутренне чёткое. Если что-то меняется, то что-то остаётся постоянным. Правило это работает и для хаоса. Для человека первостепенна связь внутреннего мира и веры, даже атеист на неё уповает, но признаться не хочет, ни самому себе, ни другим. Вера же пронизывает многое, незримое для глаза, но видимое сердцем и, как ни парадоксально, разумом. Она неожиданно следует за человеком, за каждым, чтобы стать увиденной и не отторгнутой. Вера без людей мертва, так же как и люди без веры. Везде есть сложная и невнятная, но закономерность, многое подчиняется ей, однако это не отменяет случайного, но последнее есть малопонятная логическая связь, до которой нашему разуму пока не дойти. Возможно, нам никогда не удастся всё осознать и разгадать в силу немощи, а может, и поймём, но через некоторое время – сразу всё не разрешается! Главное, не останавливаться и думать, анализировать каждый шаг и поступок, тогда, вероятно, и придёт такое понимание. Иначе не выйдет: хоть кашу съесть, хоть задачу мироздания разрешить.
Я не знаю, есть ли Бог, но я верую в него всем сердцем, поскольку хоть и, возможно, нет Его, но Он точно есть, в другом понимании или же в качественно ином измерении. Каждый из живущих видел часть ЕГО, будь Он Господом, Сверхразумом или Хаосом – всё составляет Его. Мы смотрим на слона из отверстий, а животина эта заперта в комнате – один видит хобот, другой хвост, третий ноги и далее, но все смотрят на слона. Так же и с Богом, я буду Его называть именно так. Всё подчинено Ему, миллионы и миллиарды миров, вращающихся в мировом космическом океане бесконечно и бесконечно. Эта большая метафизика всего лишь плод моего воображения, но, может, мысль сия есть правда? Сколько раз было так, когда тыкали пальцем в небо и попадали в истину? Надеюсь, это же случится и со мной, моё тщеславие изрядно порадовалось бы этому факту. Каждый был бы счастлив на моём месте: всегда приятно осознавать себя великим мудрецом, отыскавшим ответ на вопрос о Вселенной.
Любопытные могут спросить: «Григорий, ответь нам, как получить ответ на вопрос о мироустройстве?» Отвечу страждущим: «Гляди не в небо, а в жизнь, любое её проявление». В малом сокрыто многое, крошечная пылинка в своём движении под нужным взглядом может обнажить траектории развития Сущего, а зная возможные пути, мы можем наметить реально светлое будущее. Другой вопрос – а подвластно ли это уму человеческому? Сложно всё. Нужно быть гением, тонко чувствующим мельчайшие колебания пространства и космоса. Родилась ли такая личность? Нет, не настал час, но должен явить себя миру в будущем, и нарекут народы его Вторым Мессией, поведёт за собой страждущих в Царство Небесное для вечного блаженства. Но помнить следует каждому, что и Враг прийти может под личиной Спасителя, это Отец Лжи, питающийся душами. И даже вскинут руки читающие: как различить спасение великое от проклятия великого? Един ответ на большинство вопросов – разум и сердце, мужское и женское, слитые в одно и скреплённые верой в лучшее, только это огородит душу от лукавого в случае прихода его, да и без мистики всей полубезумной поможет в обыденности этот синтез, вне зависимости, верите ли вы в Христа или в Дьявола или нет. Но, друзья мои, слишком углубились мы в высокие материи, плюнув на реальность. Я же в ней оказался, будучи перед зданием метро, в которое надо спуститься, дабы проехаться и оказаться на вокзале; без лишних слов – в путь по пассажирским сосудам Москвы!
6
Метро – удивительные кишки, с мчащимися в них поездами. С вечно злобными горожанами, из чего следует рождение ауры недовольства и хмурости, довлеющей над каждым залом, эскалатором, в общем, над любой точкой подземки. Теперь каждому понятно, почему я так медленно шёл, предаваясь размышлениям. Ещё вспомните, дорогие читатели, что есть вход в метро в час пик? О, это ужасающая давка! Не дай Бог в такую кому-либо попадать: если ты находишься в ней, то мерещится, что она сродни живому организму, змее или червю, скользит, шевелится, но очень медленно, убийственно растягивая минуты, как будто это каприз злого волшебника, чтобы поиздеваться над обывателями за мещанскую рутину, что вот, глядите, деловые и занятые, на встречи спешащие, смотрите-ка, не доберётесь до ваших жалких работ, а всё благодаря мне…
В метро хватает чудаков и странных типов, вполне раздражающих и мешающих потокам людей. Взять для примера бомжей – терпеть не могу, то ещё треклятое племя! Всегда вонючие и грязные, спящие в переходах или вагонах, неважно где. Они изрядно подбешивают лично меня, но не думаю, чтобы я был одинок во взгляде на них. По моему мнению, босяки – большая проблема метрополитена, почему отменили статью за бродяжничество? Тогда бы полиция очистила каждый подземный закоулок, легче бы дышалось, нельзя было бы вдыхать амбре этих убожеств. Каждый, кто упрекнёт меня в мизантропии и жестокости, вероятно, будет прав, напомнит, что эти нищие – жертвы Судьбы, достойные жалости и сочувствия. Однако я могу ответить им, что бомж – не просто босяк, у которого нет жилья и хлеба, это состояние души, бедность – не порок, а бродяжничество – моральная деградация и падение, лишение самого себя звания «человека», последовательное и систематическое оскотинивание. Обычный нищий пытается найти работу, наладить жизнь, но бомж – никогда. Он довольствуется свинскими условиями, ищет, где бы хлебнуть спиртяги дешёвой, клянчит мелочь, дрыхнет и пускает слюни – убожество. Здесь отсутствует призыв к насилию над ними, я против акций по измывательству над этими голодранцами, я хочу выразить, что даже если ты многое потерял, то нет причины становиться бомжом.
Всё своё существование личность борется со внутренним зверем, может побеждать, но скорее происходит обратное. Из этого не следует, что человек становится диким, невоспитанным, бросающимся на всё живое, отнюдь. Он может оставаться милейшим, даже забавным, но руководствуется всегда хищничеством, желанием урвать, точнее, как: чем более индивид образован, тем более страшным зверем является. Если же всегда был туговат как пробка, то в «травоядного» и безобидного превратится, если умён и хитер, то берегись его: пред тобой тигр или леопард, глазом не моргнёшь и уже мёртв, настолько дела плохи при встрече с ним. Общество сродни передаче «В мире животных»: здесь видим стадо овец, и как только вот-вот подкрадётся к ним стая волков, то перегрызёт радостно им глотки; тут наблюдаем куриц на насестах, высматривающих ближайшего петуха, а как он появляется, то все дружно спрыгнут, понесутся наперегонки к самовлюблённому красавцу, чтобы привлечь внимание, заполучить красочного жениха. Везде, абсолютно везде, в каждом, в каждом из нас видятся животные, притом что один человек – не один зверь, а целый набор, всё зависит от обстоятельств: то сначала такое качество, потом другое, дальше третье проявится, настолько всё сложно и неоднозначно. Как всегда, не рассудить чётко и не познать, тем более что некоторые особо сильные пытаются скрыть и стать выше скотства, однако чуть-чуть, да высунется что-то природное, далёкое от людского.
Но то была речь про бомжей с особым триумфом животного внутри себя, а я написал, что неприятных чудаков целый пуд, кто же ещё ухитрился попасть под мой негатив? Полно их, целым списком выдать можно, но зачем, зачем тратить страницы на описания мелких и ничтожных людей? Почему нельзя размышлять о высоком, о прекрасном, что радует глаз и ум, – об эстетике.
Эстетика – важнейшее понятие, фундаментальное, пронизывающее искусство с головы до пят, от шедевров кино до картин с выставки. Эстетика правит художниками, композиторами, писателями, всеми, кто прикасается к творчеству, так как есть стержень и прочее нанизывается на него. Что удивительно, эстетика из искусства переместилась и в обыденность, некоторые положения и ситуации очень даже ей соответствуют, лишь только надо вглядеться. Как же много зависит от внимательности! Даже понятие прекрасного и то относится к этому!
С другой стороны, почему только часть бытия под влиянием эстетики, а остальное что, глухо и пусто? Нет, и там она есть! Восхищённый читатель всплеснёт руками, спросит, где же эстетика может быть? Она в каждом глотке воздуха, в каждой капле океана, в каждом коме земли, в каждой искре от костра, весь мир выстроен на ней! Сама природа есть творец, она великий живописец, стоящий перед огромным полотном, что бесконечно как в размере, так и в замысле, поэтому эстетика тоже окружает нас, даже самое уродливое по-своему красиво. Можно спокойно ввести понятие «эстетика безобразного», почему нет, а можно и лучше, Aesthetical ugliness[2]. Мудрёно? Так и задумывалось, мой друг, чтобы не сразу сообразил, что сокрыто за латиницей? Тогда с любопытством спросишь, что же, брат мой, автор хочет выразить такой броской фразой? Предупрежу, объяснить мне сложно, но я попробую, как смогу всё выразить и передать.
Итак, Aesthetical ugliness, что же это?
Первое: всякое живое и неживое, что окружает нас, достойно описания, притом что оно может обществом восприниматься как нечто отвратительное.
Второе: почти нет ограничений на то, что изображать, кроме тех, что связаны с совестью творца, его моральным обликом.
Третье: любое описание не вводится ради самого описания, должен быть смысл, иначе ничего не получится.
Не должно быть грязи ради грязи, именно идея может обратить мусор в великое произведение искусства. Это третье правило нарушается регулярно в последнее время, и не только в России, но и во всём мире, отчего истекает кровавыми слезами искусство.
Четвёртое: для настоящего художника не существует правил, образцов и формул, выдуманных псевдообразованными персонами, давно пропахнувшими нафталином. Мертвечина всё вылезает, всё живёт, довлея над молодыми певцами красоты. Но от мертвечины можно избавиться, изжить из мира. Необходимо каждому неравнодушному к творчеству обратить взгляд внутрь себя, к своему сердцу, узнать, о чём говорит, о чём стучит, именно так приобретается великая честность искусства, без заказной бредятины, без тенденциозный чуши. Только то, что бередит, трогает и вызывает эмоции. Обычно хранящееся в закоулках души великолепно и потрясает красотой. Это реально так! Однако сам по себе существующий порядок уродлив и однообразен, он сгнил и источает смрад, крепко засевший в головах, поэтому истинные творения человеческого гения есть антипод настоящей действительности. Соответственно, в ущербной реальности прекрасным считается лишь безобразное, а безобразное – прекрасным, поэтому вполне нормально, когда недовольные только хулят новую работу молодого мастера, поскольку здесь есть признак таланта, не оставляющего равнодушным.
Пятое правило: главный враг эстетики, да и искусства – равнодушие. Всё движется, упорядоченно или хаотически, разницы вообще нет, важен лишь сам факт изменения. Только тот титаном станет, кто прочувствует каждой клеточкой своего бренного тела заряды бытия, бьющие в любой точке пространства, но для этого необходимы острота чувств и любопытства, дуэт свойств, ведущих по лестнице успеха. Наш мир равнодушен, как к себе, так и к другим, и заражает ощущением своим многих, что приводит к гибели и упадку, моральной деградации и оскотиниванию. Страшны дела эти, но справиться с ними можно.
Равнодушный определяется тем, что находится в состоянии видимого равновесия – жизнь хороша, как в личном, так и в общественном плане, солнце светит и звёзды мерцают, что ж нужно для счастья? Но если только толкнуть под нужным углом этого индивида, то вся гармония рассыплется карточным домиком, притом что у карт этих рёбра востры как иглы, так и колют по самому нежному и дорогому, что есть в наличии. Да, процедура неприятная, но после неё личность может стать неравнодушной, отринуть иллюзорный покой и раскрыться жару бытия, который одних привечает, а других сжигает дотла, настолько он силён и могуществен.
Таковы пять правил Aesthetical ugliness, которых я и стараюсь придерживаться. Некоторые всезнайки меня могут упрекнуть, что ваши идеи, господин Узлов, не новы и оригинальностью никоим образом не блещут, на что я, совершенно не поведя бровью, отвечу, что да, воззрения мои смотрят в прошлые годы, но не означает это, что значение их резко уменьшилось, отнюдь. Если до меня и были подобные мысли, то именно сегодня необходимо пробить в набат, воззвать к неравнодушным, чтобы растормошить заплесневелый и статичный mundi existence[3].
Это наиболее важная задача, которая, как тщеславно это бы ни звучало, возложена на меня, никто не скажет правды, коль самому не хватает силы. Лучше переоценить свои возможности и попытаться чего-то добиться, чем не довести до конца, а затем сидеть локти кусать, злясь то на себя – дурака, то на гадкое окружение.
Однако что мы глаголем об одних бродягах и искусстве? Не подсобите напомнить, о чём раньше речь шла в начале шестой главы? А, вспомнил, я написал, что много типов в метро вызывают негодование. Что же, дорогой читатель, продолжу я свой список в следующей части.
7
Определённую неприязнь и возмущение вселяет в меня молодёжь. Да, мне не сто лет, я тоже юн и полон сил, но взгляд мой более взрослый и серьёзный, чем у большинства ровесников. Я могу списать всё на инфантилизм, присущий многим, но насколько это будет истиной? Вопрос нелёгкий. Единственное, что могу точно утверждать, – у меня напрочь отсутствует инфантилизм, точнее, как: он есть, но мал и недоразвит, у него даже ножки рахитные, кривоватые – как ему обосноваться полноценно в моём внутреннем пространстве?
Откуда берётся инфантилизм? Где корни его, что необходимо срубить и уничтожить? Ответ банален: смотри на семью, на родителей, всё от них идёт, и дело не в одних генах. В каждом доме своя атмосфера любви и заботы, страха и ненависти, не суть, но одно можно сказать – каждая семья счастлива по-своему, как в ласках, так и в склоках. Толстой писал, что все счастливы одинаково, некоторые понимали фразу буквально, но неверно это – речь всего лишь о том, что в счастье не замечаешь пороков и недостатков отношений, поэтому и в ссоре такая семья бывает единой и довольной всем.
В ряде семей воспитание более строгое, в других менее, но не это нас волнует. Мы задались целью определить альфу инфантилизма, откуда он рождается. По жизни встречается такой сорт родителей, которые прямо жаждут до изнеможения физического и духовного из своих ненаглядных чад слепить новых гениев, то ли да Винчи, то ли Эйнштейнов, зависит от личных предпочтений мамаш и папаш. Но в чём состоит их великолепная методика? Они внушают ребёнку, что нет никого лучше него, что вся голубая планета с солнцем вращаются вокруг детских желаний и хотений, что уникальность ребёнка на лбу написана и не может подвергнуться сомнению, а кто уж посмеет усомниться в таком бездоказательном утверждении – секир-башка нахалу и проходимцу! Каждому давно ясно, что из подобной «деточки» ничего хорошего и достойного не вырастет, поскольку даже ковыряние в носу для мамаши будет обладать неким значительным смыслом, казаться актом чего-то единственного и неповторимого – только гляньте, как он палец в ноздрю тычет, ни один не сообразит делать именно так!
Но юному дарованию всё-таки приходится сталкиваться с реальностью, конечно, не менее далёкой от него, но всё же повыше расположенной, – это школа. Обязательно отыщется негодяй-отличник, своим существованием портящий жизнь молодому гению, – он и в математике задачки как орехи щёлкает, и по русскому сочинения достойные пишет, и по физкультуре хорошо подтягивается, медалистом пахнет, не то что некоторые обалдуи, удачно выпестованные заботливыми родителями. Подбирается кризис, ребёнок в слезах, ведь доказать не способен никому, что является талантом не только в кругу семьи. Из глуповатого, но доброго детины вырастает некое эгоистичное, завистливое существо, презирающее всё вокруг. Спасибо воспитанию! Это такой Джон Голт в миниатюре, персонаж, обожаемый «вестернизированными», хотя они такие же представители Америки и Европы, как суслики-агрономы на полях. Им не хватает образования, воспитания, даже манер, чтобы стать «западными людьми». Они, как провинциалы, вдохновлённые глянцем и блестящими вещами, тянутся туда, не знаю куда, не имея головы на плечах, по-настоящему ценной хоть в США, хоть в Германии.
Но вернёмся к ребёнку – жертве. Так вот, появляется озлобленный человечек, ни к чему не годный и не способный, который только может жить неприязнью ко всему. Мамаши с папашами этого не замечают, с чадом всё в порядке, умница растёт, хоть и учится так себе, но ребёнок золотой, бабушка-то родная так и говорит, она лицо незаинтересованное, ей можно доверять. Глаз хоть и подслеповат, но алмаз, старушка видит чётко, дурак внучок или нет.
Однако всё самое тягомотное может заканчиваться – на дворе одиннадцатый класс, ЕГЭ на носу, а дитя даже не поймёт, куда пойти учиться, в какой институт, а то и вовсе послать всё и в ПТУ податься, там всегда принимают. Но родители твёрдо уверены – никакие колледжи, одни институты, университеты, может, даже МГУ двери распахнёт перед их любимцем! Но что можно сделать? Ответ очевиден – море репетиторов, курсов, занятий и прочей чертовщины, что головы дурит, а результата не выдаёт. Пыжится, страдает ребёнок, потом обливается, плачется, на жизнь жалуется, мамкиной юбкой сопли-слёзы вытирает, хоть лет ему уже семнадцать.
И продолжается этот плач с репетиторским круговоротом аж до самих экзаменов, момент страшный и торжественный. Приходит бледная детина на место, глаза сонные, синюшные, личико осунувшееся – как мальчик наш экзамен писать будет, страдалец, Христос на Голгофе, на лбу тугодумном венца не хватает! Вручают конверт, доставай, малой, вопросы, сиди и кумекай, авось и напишешь что-то связное. Знаете, а ребёнок же всё-таки не совсем глупый, не будем лихо поносить его, он только жертва, пострадавшая сторона от родительского самомнения и бахвальства. Да, выводит ручкой что-то несуразное на бланках, часть верно, часть неверно, не суть, главное, что пишет, а мог сразу расплакаться и убежать.
Возвращается сынок с экзамена – солдат с фронта, костылей и шрамов не хватает – он такой же радостный, что остался жив, и такой же грустный, что вообще с ним такое произошло. Гордо повествует оболтус, как он задачку оригинально решил или же тему как замечательно раскрыл – ни одна сволочь не подкопается! Рада мама, счастлив папа – нет, сына не приняли в гестапо, хочется написать, но Самуил Яковлевич здесь совершенно не при делах, печальнее всё, а может, и трагичнее, кто как воспримет. Да, довольны родители, уверены, что всё замечательно, только дождаться результатов нужно, а дальше – Воробьёвы горы так и зовут, так и манят, дитя же талант, схватывает-то всё как – всякий обзавидуется! Но идиллии долго быть не суждено: пробил час икс, результаты пришли и потрясли, да так, что квартира невольно задрожала от недоумения и негодования. Как мог надежда семьи всё провалить, бездарность, зря летом бабушка блинами домашними потчевала? Выдал, малахольный, ЕГЭ написал, куда уж возьмут-то балбеса эдакого, в колледж какой, может? Но отпадает быстро училище – постыдно это, нельзя так, другой выход ищем. А потом мамаше мысль приходит – а давай за плату учиться отправим! Муж на неё: сбрендила, мать, где денег собрать на образование, не такие мы и богатые, чтобы платить. Но мать кровь родную защищает, умоляет пощадить, не отдавать к злобным пьяным слесарям – лучше продать что-то, чем из-за сына каждую ночь слёзы лить.
Не выдерживает здесь отцовское сердце, кровью обливается: представил ребёнка в халате драном и с цигаркой в зубах, испугался, что поджилки трясутся, ну и с женой согласился. Так непризнанный гений после провала экзамена всё равно же остаётся им, попадает в гуманитарный вуз на специальность вшивую, где только за деньги и принимают. Одни дураки же идут на эту кафедру, не грех стрясти с родителей тысячи рублей. Болтается там как неприкаянный, ничему не учат толковому, только речи красивые толкать, и то с трудом. Голова пуста, и сердце зло на собственную же глупость, желаний и интересов никаких нет, зато мамка с папкой всегда обызрят и помогут, устроят менеджером, чтобы копейки хоть получал недоросль этот. Верно, что из чуда такого не взойдут ростки ответственности и самоуважения, один эгоизм и распущенность, хуже всякого подростка или ребёнка малого.
Довлеют над ним тупое равнодушие к жизни, страсть к низкому и отторжение высокого, амёбное и инертное существование, без хороших друзей, без подруги верной и без дела любимого. Отсутствует ответственность – есть один фатализм, притом не печоринский даже, а какой-то животный; не забьют – хорошо, воздухом подышать можно, забьют – ну и ладно, значит, так должно. Странно это, что с человеком творится, а ещё хуже, как это распространено во времени нашем на манер эпидемии какой-то. Осмелюсь написать, что инфантилизм из скотского нутра есть главная болезнь двадцать первого века, и лекарства от неё пока не видать. Но тут рождается вопрос: а существует ли решение проблемы в природе, или человечеству прочно придётся смириться с такими дурными обстоятельствами?
Выход, безусловно, существует. Я вижу, что только в искусстве явится спасение заблудших в потёмках не разумного, но животного эгоизма, ведь во всяком великом и достойном есть побуждающая и пробуждающая сила, воздействующая на чёрствые сердца и зашоренные умы, художник станет лекарем на зачумлённых землях; картины, стихи, симфонии, проза, пьесы, скульптура, по сути, шприцы, с помощью которых вводятся энергия и дар автора, сыворотка надежды, убившая вредные бактерии мироедства, разрастание которых приводит к духовной смерти носителя. Настоящие художники – одинокие герои, рыцари без страха и упрёка, за плечами несущие великое предназначение. Они бредут в самые мрачные и бесконечные дали для вытаскивания несчастных из гнетущего тумана. Да будут благословлены мастера искусства, присоединившиеся к этому благородному хождению, крестовому походу, не тому, что жаждал крови неверных, а тому, что разгонит черноту, пожирающую время и пространство. Всё вначале безобидное и мелкое эволюционирует и разрастается в громадное и уродливое чудовище, поэтому художнику желательно, скорее необходимо душить инфантилизм и зарождающееся равнодушие.