bannerbanner
На Трёх Китах и Черепахе
На Трёх Китах и Черепахе

Полная версия

На Трёх Китах и Черепахе

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

В самореализации нам поможет дальнейшее увлекательное путешествие по страницам. А пока выводы из главы третьей.

Первое – ЧЕЛОВЕК ФОРМИРУЕТСЯ ТОЛЬКО СРЕДИ «ЧЕЛОВЕКОВ», СРЕДИ ВОЛКОВ ФОРМИРУЮТСЯ ВОЛКИ, СРЕДИ ОБЕЗЬЯН – ОБЕЗЬЯНЫ. Человек – существо социальное, потому в его витальных страхах существует страх отвержения.

Второе – для радостной и гармоничной жизни человеку необходимо понимать свои личные потребности и уметь реализовывать их таким образом, чтобы не навредить потребностям социальным, иначе он опять же будет страдать.

Третье – при решении психологических задач иногда необходимо преувеличить значимость события, эмоционального ответа, характерологической черты, чтобы рассмотреть её пристальнее и в идеальных условиях.

ВСЕ МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ИДЕАЛЬНОЕ В ПРИРОДЕ – ОНО КАК ГОРИЗОНТ. МЫ ЧЁТКО ОПРЕДЕЛЯЕМ, ГДЕ ТОТ НАХОДИТСЯ И ДАЖЕ МОЖЕМ ДВИГАТЬСЯ В ЕГО СТОРОНУ С ПОСТОЯННОЙ ИЛИ ПЕРЕМЕННОЙ СКОРОСТЬЮ, ГЛАВНОЕ, ОТДАВАТЬ СЕБЕ ОТЧЁТ, ЧТО ДОСТИЧЬ ЕГО НИКОГДА НЕ СМОЖЕМ, ИБО ГОРИЗОНТ – ВЕХА УМОЗРИТЕЛЬНАЯ. ЗАТО СМОЖЕМ НАСЛАЖДАТЬСЯ КРАСОТАМИ ПО ПУТИ, ВСТРЕЧАТЬ НОВЫХ ЛЮДЕЙ, ОБРЕТАТЬ ОПЫТ, ОТКРЫВАТЬ В СЕБЕ НОВЫЕ ГРАНИ И СПОСОБНОСТИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ С РЕАЛЬНОСТЬЮ. В ЦЕЛОМ ЭТОТ ПУТЬ ЖИЗНЬЮ И НАЗЫВАЕТСЯ.





Глава 4: Формула счастья и рационализация.

А теперь рассмотрим, как работает та часть личности, которая может. Может «ДА», а может и «НЕТ». Как она справляется с то постоянно требующим, то напористым и упрямым, словно баран, то истеричным, как инфант террибль, «Хочу», и как находит общий язык с тревожным, агрессивно-опекающим, и, порою, правильным до тошноты, «Надо».

В математике, физике, химии и экономике есть формулы, которые отражают законы причины и следствия. Их давно определили, вывели и вынесли на службу человечеству, где вычислили, где опирались на эксперимент, но уже многократно подтвердили их действенность и следуют им, как неопровержимым истинам. Теперь для получения многих результатов не нужно изобретать велосипед и всю науку заново, можно взять формулы тех или иных явлений и с их помощью определить необходимое количество «Х», чтобы получить искомое количество «У».

В ПСИХОЛОГИИ ТОЖЕ ЕСТЬ СВОИ ЗАКОНЫ, НО НЕТ ФОРМУЛ, ПОТОМУ КАЖДЫЙ ИНДИВИДУУМ ВЫНУЖДЕН ВЫВОДИТЬ ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ЧЕРНИЛАМИ ТОСКИ И ГРУСТИ ПО РАЗРУШЕННЫМ ИЛЛЮЗИЯМ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА. А ТЕТРАДЬ ОДНА – ЖИЗНЬ, СРАЗУ ЧИСТОВИК. ДАЖЕ РУЧКУ РАСПИСАТЬ НЕГДЕ. ПОТОМУ У БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ЦЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ В КАЛЯКАХ-МАЛЯКАХ: ТУТ БУКВУ ЗАЧЕРКНУЛИ, ТАМ СЛОВО, А ГДЕ И ЦЕЛОЕ СОБЫТИЕ, ПЕРЕПИСАЛИ СВЕРХУ ЗАНОВО, ПОМЕТИЛИ СБОКУ, ПОЯСНИЛИ НА ПОЛЯХ. ОТТОГО У МНОГИХ ИЗ НАС ТЕТРАДИ, КАК РУКОПИСИ У ТОЛСТОГО ИЛИ КАФКИ, ГЛАЗА СЛОМАЕШЬ. ЭТО, КСТАТИ, НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ЖИЗНЬ НЕ УДАЛАСЬ. ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО ЧЕЛОВЕК СТРЕМИЛСЯ ЕЁ СДЕЛАТЬ ЛУЧШЕ, ГЛУБЖЕ И ИНТЕРЕСНЕЕ. ТУТ ДРУГАЯ ЗАДАЧА: НЕ РАССТРАИВАТЬСЯ, ГЛЯДЯ НА СВОЙ ОПУС, КОГДА ПОСЛЕДНЮЮ СТРАНИЦУ ПЕРЕЛИСТЫВАЕШЬ. А ВЗДОХНУТЬ ПОЛНОЙ ГРУДЬЮ И СКАЗАТЬ СЕБЕ: «Я СДЕЛАЛ ЛУЧШЕЕ, ЧТО МОГ».

Итак, вернёмся к формуле счастья. Звучит она так:

СЧАСТЬЕ = ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИБЫЛИ – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ. При этом счастье не должно равняться нулю и всегда быть положительным числом.

ДЛЯ ЭТОГО ВАЖНО ЧТОБЫ НАШИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИБЫЛИ БЫЛИ ВЫШЕ ПРОИЗВОДИМЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАТРАТ.

Для понимания формулы подойдём к ней издалека, совсем не со стороны психологии. Представим себя в магазине, пусть это будет кондитерский. Мы любим булку с маком? Нет? Ну тогда вообразим что-нибудь повкуснее, а объясним на булке. Допустим, мы знаем, что это кулинарное изделие стоит в среднем по городу N денег. Но мы зашли в очень дорогой кондитерский магазин, известный на весь район, и готовы заплатить в два раза больше за булку, потому что наслышаны, что здесь булки самые вкусные из когда-либо существовавших. Подходим к витрине, смотрим на ценник, а там цена 100N. Вопрос – купим ли мы эту булку? А самый главный вопрос – если да, то не пожалеем ли о потраченных деньгах?

Несомненно! Даже если мы будем это тщательно скрывать, уговаривая себя не сожалеть о выброшенных на ветер финансах, неприятный осадочек у нас останется. Потому что мы знаем, что булка с маком не может стоить так дорого. Это же не торт на шоу-свадьбе геев в Ливерпуле в марте две тысячи тринадцатого.

Здесь всё понятно. Мы не будем переплачивать за товары и услуги больше, чем эти товары и услуги стоят, при условии, конечно, что наша кукуха на месте, и деньги мы заработали самостоятельно. Почему? Потому что мы ценим свой труд, планируем своё будущее и бережно относимся к настоящему.

ТОГДА ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С САМИМ СОБОЙ, С НАШИМИ БЛИЗКИМИ И ДАЛЁКИМИ МЫ ЗАЧАСТУЮ ПРОИЗВОДИМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАТРАТ НА МИЛЛИОН, А ПОЛУЧАЕМ ОТТУДА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИБЫЛЕЙ НА КОПЕЙКИ, ЕЛЕ СВОДЯ КОНЦЫ С КОНЦАМИ? Все желания в производственном обороте, жизнь в долгах перед окружающими, а выхлоп на поверку, как бульон из-под варёных яиц.

Ненавидим, но делаем вид, что любим, или наоборот, привлекает нас что-то в человеке, а мы его сторонимся, при всём при этом находим себе всевозможные причины и объяснения, почему так поступаем. Представляете сколько совершаем эмоциональных затрат на подобное поведение? А что от такого получаем? Ничего, кроме разочарования, тревоги и отсутствия перспективы. При этом стараемся облегчить своё существование, потому придумываем объяснения своим поступкам.

Вот тут-то и вступает в действие один из механизмов психологической защиты, который называется РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ. Слово-то какое хорошее, вроде бы отражает разумное начало и рациональный подход, но на самом деле в качестве психологической защиты мы имеем в виду НАБОР ОБЪЯСНЕНИЙ, КОТОРЫЙ ДАЁМ САМИ СЕБЕ ПО ПОВОДУ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ПОСТУПКОВ, И КОТОРЫЙ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ОБЪЕКТИВНОЙ И СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТЯМ.

К примеру: «Я завалил экзамен, потому что мне попался единственный билет, который я не выучил». Ладно, это старо, сейчас везде тесты, но это не важно. «Вариант попался сложнее, чем остальным». Человек объясняет внешними факторами свою неспособность что-либо получить или чего-либо избежать.

Рационализация сама по себе – это способ уйти от ответственности с одновременным обесцениванием происходящего. Зачастую мы можем определить её по ключевой фразе «потому что». Потому что … а дальше какое угодно «бла-бла-бла», чтобы оправдать внутреннее ощущение неудачи и снять психологическую напряжённость.

А что же происходит с нашими «Хочу» и «Надо» в такой момент?

Возьмём пример отношений. Старшеклассница или бухгалтерша, или министр экономики по уши влюблена в сверстника, и так перед ним, и сяк. Она «Хочет» обратить на себя его внимание, надевает короткую юбку, подмигивает, улыбается, а он не смотрит в её сторону, и всё тут. Девица в агонии. Вступает её социальная составляющая «Надо», которая говорит: «Ну что ж ты бегаешь за ним, как ужаленная. Надо вести себя с достоинством, не надо быть такой и рассякой, а то подумают…» (тут у каждого свои инсинуации).

Как работает рационализация в подобных обстоятельствах? Да как мы с вами прежде и определили. Предмет вожделения в голове девушки обесценивается: становится тупым или геем, или тряпкой; тем, кто только «делает вид», а на самом деле настолько не уверен в себе, что не смеет поднять глаза на нашу королеву. Леди искренне успокаивается, а джентльмен избавляется от навязчивого преследования со стороны, если до этого уже дошло дело.

«Что же тут плохого?» – спросите вы, и отчасти будете правы. Такие неосознанные механизмы борьбы с тревожностью в простых житейских ситуациях великолепно сглаживают острые углы, о которые может поцарапаться неокрепшая психика.

Но бывают случаи и, кстати, очень часто, когда рационализация играет с нами злую шутку. Одна из таких распространённых рационализаций – «Я неудачник». Некоторые из нас сейчас улыбнулись, другие скривились в недоумении – разве это механизм защиты? Конечно, и вот как он работает.

«Я неудачник», «мне не везёт», «всё равно ничего не получится» – мистические фразы, которые, на первый взгляд, ничего хорошего человеку не приносят, он ограничивает себя в действиях, в желаниях, в стремлениях. Что хорошего можно от такого состояния получить? Ответ практически на поверхности. Если понять, что любое стремление реализовать своё желание, достичь цели не даёт автоматической гарантии её достижения, а в первую очередь требует определённых затрат.

Когда наш древний предок с луком и стрелами ходил на охоту, после долгих блужданий по лесам он мог вернуться с пустыми руками или не принести обратно столько, сколько запланировал на всю общину или сам мог стать чьей-то добычей. Вполне возможно, что в таких условиях существовал Даромир-Косое Око, который боялся всех вышеуказанных обстоятельств, оттого мазал в цель даже с расстояния в локоть. Потому свои же соплеменники его на охоту не пускали на всякий случай, он ведь мало того, что ничего с охоты не приносил, так ещё и товарищам навредить мог своей неловкостью управления с луком и стрелами. Махнули на него рукой, объяснили всё родовым проклятьем, но кормить продолжили. А Даромир переживал, конечно, что такая над ним неудача правит, но ел, как все.

Можно взять пример посовременнее. Алкоголизм – болезнь, обусловленная нейрофизиологически. Стоит заметить, не каждый пьющий становится алкоголиком. Не каждый алкоголик позволяет своей болезни взять над ним верх. Но довольно распространённая рационализация среди «зависимых» – «болезнь выше меня». Вспоминаются слова одного из неравнодушных к алкоголю: «Что же ты хочешь, человек с водкой связался?». Такой фразой он объяснял все неудачи своего существования. Тут надо помнить, что болезнь ни выше, ни ниже, ни сбоку. Она есть, и с ней, как и с любым другим хроническим заболеванием, важно научиться жить, а не играть в поддавки. Но рационализация позволяет человеку избежать понимания важности делать что-то ещё помимо возлияний.

Или возьмём более социальный момент современности, вне контекста болезни. «Я не буду участвовать в этом конкурсе, потому что там всё куплено и победитель известен». По-другому читай: «Я – неудачник, потому что родился не у тех родителей, у меня не те друзья и связи, и денег столько нет, чтобы занести за победу». Потому проще лежать брюшком кверху».

Вспоминается один человек, который с улыбкой на лице философски произнёс: «Я – тухлая рыба». На просьбу пояснить он ответил, что тухлая рыба плывёт по течению, вот и он, как тухлая рыба, плывёт по течению. При этом жена – врач на трёх работах, дочь скоро в школу пойдёт, а он -студент в одиннадцатом по счёту академическом отпуске. Закономерный вопрос, он плывёт по течению или его несёт?

Где же тут устранение тревожности? Ведь мы видим, как люди себя разрушают, выбрав простое и неоспоримое объяснение своей жизнеНЕдеятельности. Но в том то и дело, что рационализация служит для подавления собственной тревожности, а не тревожности наблюдателей.

Во время консультации клиентка сказала: «Я готова отказаться от радости, только бы не испытывать тревоги и грусти».

Любое достижение желаемого требует от нас психологических затрат. В процессе движения к цели наше внутреннее напряжение нарастает, увеличивается тревога не достичь желаемого, страх потерпеть неудачу. Вот тут-то рационализация приходит нам в помощь, она обесценивает цель, и даже изменяет её первоначальную значимость, превращая все плюсы от её обладания в минусы.

Если хотите, механизмы подавления тревожности, рационализация в том числе, работают, как заземление. При этом не включается наша осознанная рациональная составляющая «Могу»: «могу делать» и «могу не делать», при этом «могу достичь» и «могу не достичь», основываясь на своих собственных приоритетах, желаниях и потребностях, а не подчиняясь своей тревоге и страху.

Как же устранить неосознанные защитные механизмы, которые, как мы убедились, могут нам вредить в реализации себя и своих взаимоотношений? Вот тут стоит вернуться к формуле, которую мы усвоили в начале главы. Помните? «Важно, чтобы наши психологические прибыли были выше производимых психологических затрат». ЕСЛИ МЫ ПОМНИМ ФОРМУЛУ, ОСОЗНАЁМ СВОЁ ЖЕЛАНИЕ, ПОНИМАЕМ РЕАКЦИЮ ОКРУЖЕНИЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ ИЛИ НЕДОСТИЖЕНИЕ НАМИ РЕЗУЛЬТАТА, МЫ СТАНОВИМСЯ АКТИВНЫМ УЧАСТНИКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, А НЕ ТЕМ, КТО ПОДЧИНЯЕТСЯ НЕОСОЗНАВАЕМЫМ МЕХАНИЗМАМ УСТРАНЕНИЯ СОБСТВЕННОГО СТРАХА.

Страх, как мы помним из главы второй, является нашим союзником, нашим сторожевым пунктом в отношениях с объективной реальностью, так к нему нужно и относиться, а не устранять любыми способами. Тогда мы освобождаемся от собственных надуманных ограничений, оставляя только разумные, соответствующие нашему выбору, мы руководим своими действиями, а не наши неосознанные психологические механизмы рулят нашей судьбой.

Когда мы понимаем, что хотим быть рядом с человеком, мы вступаем с ним в контакт и вызываем в нём интерес, а не пытаемся манипулировать, чтобы на всякий случай, при отказе не «упасть в грязь лицом». Мы не убегаем от нашего желания и не обесцениваем результат, мы извлекаем опыт, который в дальнейшем помогает нам писать сценарий собственной жизни. Мы выбираем – жить с болезнью, понимая, что временами она может давать о себе знать, но при этом, и мы будем чётко это осознавать, а профилактика снизит остроту обострения. И отказываемся жить в болезни, полностью подчинив ей свои стремления, желания и хаос каждого дня. Мы стремимся к радости и при этом знаем, что грусть, злость и страх – наши союзники в её достижении. Мы не бежим от одного к другому, а используем отрицательные эмоции, чтобы понять наши истинные желания и осознанно устранить с их помощью препятствия к достижению собственных потребностей.

КАК ЭТО СДЕЛАТЬ, МЫ РАССМОТРИМ В СЛЕДУЮЩЕЙ ГЛАВЕ. А ПОКА ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ, О ЧЁМ ПРОЧЛИ В ЭТОЙ.

Первое – формула счастья: «Важно, чтобы психологические прибыли от наших действий и поступков были выше психологических затрат».

Второе – неосознанные психологические защиты, в том числе и рационализация, служат для подавления внутренней тревожности. Рационализация – это набор объяснений своих действий и поступков, который искажает субъективную и объективную реальности, часто обесценивает прежде желаемый результат и избавляет от ответственности за его достижение.

Третье – отрицательные эмоции не являются нашими противниками в достижении результата, они помогают нам определиться с истинными желаниями и реализовать их через «Могу» путём выбора своих действий и поступков. Этот пункт мы ещё подробнее рассмотрим ниже.

КОНЕЧНО ЖЕ, НАС ОКРУЖАЮТ СОБЫТИЯ И ЯВЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПРОИСХОДЯТ В НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ НАШЕЙ ВОЛИ, ЧИТАЙ – ЖЕЛАНИЯ. НО ДАЖЕ ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК – ЛИСТ НА ВЕТРУ, ОН ЛИСТ, ОБЛАДАЮЩИЙ СОЗНАНИЕМ, А ЗНАЧИТ, СПОСОБНЫЙ РУКОВОДИТЬ СВОИМ ПОЛЁТОМ, ПАРИТЬ НА ВОЗДУШНЫХ ПОТОКАХ, ВЫБИРАТЬ МЕСТО, КУДА ПРИЗЕМЛИТЬСЯ, И КУДА ОПЯТЬ РВАНУТЬ С НОВЫМ ПОРЫВОМ ВЕТРА. ГЛАВНОЕ – ПОМНИТЬ, ЧТО МЫ МОЖЕМ, НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО РЕЗУЛЬТАТ НИКТО НАМ НЕ ГАРАНТИРОВАЛ.





Глава 5: Два нужных вопроса и один важный навык.

Что поможет нам действовать осознанно и вовремя «включить» наше «Могу», наше рациональное начало, и избежать неосознанных психологических защитных реакций? В прошлой главе упоминалось о том, что всякая рационализация чаще всего начинается с фразы «Потому что…». Потому что: небо синее, вторник на улице, разница в возрасте, звёзды так сложились и так далее, и так далее. То есть с такой фразы можно построить любое, на первый взгляд, логичное объяснение, которое не будет отражать ровным счётом ничего касательно причин происходящего, но при этом будет звучать убедительно. В философии для такого полёта мысли есть даже специальный термин «Спекуляция». СПЕКУЛЯЦИЯ – ЭТО ОТВЛЕЧЁННОЕ РАССУЖДЕНИЕ, КОТОРОЕ (ВНИМАНИЕ!) ДЕЛАЕТСЯ БЕЗ ОБРАЩЕНИЯ К ОПЫТУ.

Представьте себе мадам или мадмуазель лет тридцати, которая, пробираясь в свой офис в Москва-Сити, заскочила в кофейню на территории лобби в одном из небоскрёбов, чтобы прихватить стакан напитка себе на стол. И вот, нервно отстояв очередь и дождавшись заказа, она хватает стакан и тут же с криком роняет его на пол. Дует на ладонь, орёт на бариста, требует жалобную книгу. Потом уходит твёрдой походкой и раздаёт всему офису люлей за нерадивость в выполнении поставленных задач. Почему она так поступает? У каждого, кто это читает, в голове сейчас возникает множество вариантов ответов: обожглась, отвлеклась, спешит, бариста не предупредил о горячем стакане или просто «коза истеричная». И ни один из этих ответов не будет соответствовать реальности. Даже её собственный, если она будет отвечать на вопрос «Почему?»

Как так? Да очень просто. ЛЮБОЙ ВОПРОС «ПОЧЕМУ?» СРАЗУ ВОВЛЕКАЕТ НАС В СПЕКУЛЯЦИЮ. ТО ЕСТЬ, МЫ НЕ ОПИРАЕМСЯ НА ОПЫТ В ПРОЦЕССЕ ВЫНЕСЕНИЯ СУЖДЕНИЙ. Если же сейчас героине нашего рассказа задать вопрос по-другому, а лучше ей самой было бы задаться этим вопросом, то она сможет с большей вероятностью получить неожиданно верный для себя ответ, который иначе выстроит её рабочий день. Менее деструктивно, более продуктивно – в общем, с наименьшими психологическими затратами и большими психологическими прибылями.

Представьте, если у стойки кафе она спросит себя: «Что я сейчас чувствую?». Уверяю, мадам незамедлительно получит ответ, к примеру: «Злюсь на своего мужа!». Повторяю – это пример ответа. «Мужа, с которым вчера вечером, перед сном, поссорилась, а сегодня утром он даже не пожелал мне хорошего дня!» Тогда будут приняты верные решения. Тогда горячий стакан будет взят с надлежащей осторожностью, обслуживающий персонал не пострадает, а решение вопросов с супругом будет отложено до прихода домой. Значит, собрание в офисе пройдёт эффективно, идеи по работе не будут размываться злостью, а героиня событий получит результативную отдачу от своего труда.

О чем речь? О том, что правильная постановка вопроса приводит к получению правильного ответа и указывает на истинные причины своих действий и поступков, которые, в свою очередь, будут соответствовать реальности настоящего. Ведь мы согласны, что наша героиня только физически присутствовала у стойки кафе? Своими же мыслями, восприятием и эмоциями она была рядом с мужем, причём находилась в очень конфликтном состоянии.

ИТАК, ЧТОБЫ ВОВРЕМЯ ВКЛЮЧИТЬ «МОГУ» И РЕШАТЬ РЕАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ, НАСЛАЖДАТЬСЯ НАСУЩНЫМ МОМЕНТОМ, БЫТЬ В МЕСТЕ ЗДЕСЬ-И-СЕЙЧАС, ПЕРВОЕ, ЧТО ВАЖНО СДЕЛАТЬ – ЭТО ЗАДАТЬ СЕБЕ ВОПРОС «ЧТО Я СЕЙЧАС ЧУВСТВУЮ?». УЖЕ ОДНО ЭТО ПОМОЖЕТ ОСОЗНАТЬ СИТУАЦИЮ.

Но для более эффективного проживания в ситуации этого недостаточно. В случае сильной, интенсивной, зашкаливающей эмоции, когда охранительные механизмы логики работают плохо, такой вопрос даже может усилить неправильное ответное поведение в сторону объективной реальности. Значит, нужен вопрос второй, проясняющий последовательность дальнейших действий.

Вообразим, что после вопроса о собственных чувствах и понимания ситуации, наша леди пошла дальше и спросила себя незамедлительно: «ЧТО Я СЕЙЧАС ДЕЛАЮ (СОБИРАЮСЬ СДЕЛАТЬ)?» Мы получим: что я сейчас чувствую – злюсь на мужа, а что я сейчас делаю – ору на бариста. Не правда ли, до нелепости смешная ситуация?

ВТОРОЙ ВОПРОС ПОЗВОЛЯЕТ НАМ ПРАВИЛЬНО ОТРЕАГИРОВАТЬ НА СОБЫТИЕ. Вместо крика наша героиня вернула бы стакан на стойку и притронулась бы к мочке уха, чтобы остудить пальцы. Бариста, заметив это, заботливо предложил бы помощь. В итоге, все бы разошлись с добрыми эмоциями и чувствами по своим жизням. Но так как вопросы заданы не были, ответы не получены, «Могу» не заработало. Ситуацией стал руководить другой механизм неосознанной психологической защиты, который позволяет нам избавиться от внутреннего напряжения и переполняющих нас негативных эмоций. В дело включилось смещение.

СМЕЩЕНИЕ – ЭТО МЕХАНИЗМ ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ОДНОМУ ОБЪЕКТУ, НА ДРУГОЙ, ЧАЩЕ МЕНЕЕ ЗНАЧИМЫЙ И БОЛЕЕ БЕЗОПАСНЫЙ ОБЪЕКТ. В большинстве своём это агрессивные эмоции. И если касаться четырёх базисных, то данные эмоции представляют собой весь спектр злости. Проще говоря, наша героиня хотела сказать мужу всё, что она сказала бариста. Самому виновнику торжества она этого утром не высказала – была опасность развития скандала и роста напряжения в отношениях с супругом. Зато под руку попался несчастный кофевар, а поводом послужил горячий стакан.

«ЧТО Я СЕЙЧАС ЧУВСТВУЮ?» И «ЧТО Я СЕЙЧАС ДЕЛАЮ?» – ЭТО ДВА САМЫХ НУЖНЫХ ВОПРОСА В НАШЕЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Не важно, в какой ситуации мы находимся. Мы можем быть в одиночестве и принимать какое-то важное для нас решение. Мы можем быть вдвоём с любимым человеком и обсуждать наши планы на жизнь или спорить о том, кому мыть посуду. Мы можем работать над проектом в офисе с группой коллег, разговаривать с начальником или выслушивать подчинённых – всегда помним об этих двух вопросах. Они помогают нам понять собственное эмоциональное состояние и его причину в данный момент времени, а затем совершить действие, которое будет направлено на стабилизацию и улучшение нашего взаимоотношения с объективной реальностью.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ, ТРЕТИЙ ВОПРОС, КОТОРЫЙ ПРИВЕДЁТ НАС К УСПЕШНОМУ РАЗВИТИЮ ИЛИ РЕАЛИЗАЦИИ СОСТОЯНИЯ – «ЧЕГО Я ХОЧУ ДОБИТЬСЯ?». Вряд ли в разбираемой ситуации наша героиня сказала бы себе: «Хочу до ужаса напугать окружающих. Унизить гадёныша за стойкой. Залить пол липким кофе в этом отвратительном заведении и прессануть бездельников в моём офисе, чтобы все окружающие посчитали меня конченой стервой. Мне от этого благостно на душе». Нет, конечно, и такое бывает в природе, но это уже другая история, чаще всего – это история болезни. Тогда ситуация потребует более грубого подхода – интервенции тяжёлыми препаратами из группы нейролептиков и мер физического стеснения в виде вязок со смирительной рубашкой.

Но ведь должен быть ещё какой-то подвох? Не может же быть всё так просто? Задали два вопроса и жизнь наладилась? Не может, это правда. ЗДЕСЬ ВАЖНО ЕЩЁ ОДНО УМЕНИЕ, ОТСУТСТВИЕ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ ГАРАНТИЕЙ НЕВРОТИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С СОБОЙ И ТЕМИ, КТО НАС ОКРУЖАЕТ. ЭТОТ СКИЛ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ С ТОЧНОСТЬЮ ДО МИЛЛИМЕТРА ТУ ЭМОЦИЮ, КОТОРУЮ МЫ ИСПЫТЫВАЕМ В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ. «Да, ладно! С этим не может быть проблем», – возразят некоторые, и будут в заблуждении.

Рассмотрим пример. На вопрос, что молодой человек чувствует в беседе со своей начальницей, которая уже пару лет не даёт ему обещанного продвижения в карьере, тот отвечает: «Я не чувствую никакого дискомфорта». Ну, во-первых, он именно его и испытывает, раз уж сразу о нём заговорил. Просто по каким-то причинам не хочет себе в этом признаться. А во-вторых, на просьбу пояснить, что такое для него «отсутствие дискомфорта», он отвечает, что это такое состояние, когда «нормально». Звучит удручающе, не правда ли?

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3