Полная версия
На Трёх Китах и Черепахе
Тимур Темников
На Трёх Китах и Черепахе
На трёх Китах и Черепахе
От автора
Здоровье, по определению, – это психическое, физическое и социальное благополучие.
Человека благополучного от остальных отличает состояние согласия с самим собой и окружающим миром. Умение поступать и действовать таким образом, чтобы и совесть была спокойна и собственные потребности реализованы. Умение жить так, чтобы получать от жизни радость: работать в кайф, любить взаимно, растить детей счастливыми, самим достигать желаемого. А не проживать трагедию, героически преодолевая несчастье за несчастьем. Не страдать от личных драм дома, на работе и на необитаемом острове, придумывая их для себя, одну за одной.
В чём же проблема?
Нет, не в детстве. Детство нас сформировало, и теперь мы такие какие есть. Не нужно взваливать на хрупкие плечи детства свою неспособность радоваться жизни. Проблема в том, что зачастую, принимая, как нам кажется, «собственные» решения, важные для нашего благополучия, мы следуем не собственным потребностям, а подчиняемся алгоритмам, навязанным нам извне. Мы полагаемся на чей угодно опыт: от друзей-товарищей до телепсихологов, инфоцыган и прочих «советчиков», которые не просто лишают нас возможности задуматься, а принуждают поступать так, как они считают нужным, при этом абсолютно не учитывая наших собственных стремлений.
«Вам нужно развестись», «вам нужно полюбить себя», «попросите больше зарплаты», «стойте голой у зеркала, пока себя не примите» – такие советы сыплются пачками из телевизионных ящиков, книжек, платформ и прочих информационных помоек. Некоторые даже пытаются таким советам следовать, но по итогу вгоняют себя в ещё больший невроз, погружают глубже в тревогу, окружают страхами, покрываются пятнами аллергии и мучатся язвенной болезнью желудка.
И всё потому, что решение, которому они последовали, было чужим решением, навязанным, а потому разрушительным. Если собака-поводырь голодна, она приведёт слепого к своей миске с кормом.
Здесь же пойдёт речь о том, как услышать и понять себя, перестать следовать чужим желаниям и научиться принимать собственные решения, чтобы самостоятельно идти по жизни в направлении счастья. Для этого последовательно, страница за страницей, мы поймём, чем формируются наши желания и из-за чего они часто противоречивы. Мы определим важность эмоций и то, какие конфликты возникают внутри каждого из нас из-за их столкновения. Мы осознаем роль общества в формировании нашей личности. Мы узнаем формулу счастья, которая поможет нам организовать взаимодействие с миром так, чтобы становиться сильнее, а не приходить к истощению. Мы найдём и устраним психологические помехи, которые уводят нас от принятия собственных решений. Поймём разницу между стимулом и мотивацией и научимся использовать их себе во благо. Отыщем инструменты, которые позволят нам сформировать собственную личность такой, какой мы хотим её видеть.
Для одних эта книжка заменит год терапии, чтобы посвятить себя более интересным вещам в жизни. Для других даст возможность пересмотреть и избавиться от того, что мешает в отношениях. Для третьих откроет пути к тому, чтобы реализовать себя даже в тех областях, о которых они прежде не задумывались. Каждый получит свой уникальный способ взаимоотношения с миром и – именно такой способностью определяется зрелость личности.
Здесь не будет магических заклинаний, бесполезных тестов, избыточного наукообразного языка, «правильных» советов и похожей чешуи. Книга обращена к тем ресурсам, которые есть у каждого из нас, она подсказывает, как их использовать. При прочтении возможны чувства недоумения, тревоги, стыда, удивления, радости и даже озарения. Книжку не стоит читать по диагонали, а если есть такие намерения, лучше сразу вернуть на полку – возможно ещё не время. Только шаг за шагом, глава за главой, от начала до конца, даст уверенность в собственных силах и чёткое понимание того, что вы стали мыслить глубже, а жизнь стала интереснее.
И если решение принято, то приятного чтения.
Часть Первая: Нескучная тактика.
Глава 1: Три кита и черепаха.
Один уважаемый человек с пытливым умом и большим опытом, когда давал определение жизни, сказал: «ЖИЗНЬ – ЭТО СУЩЕСТВОВАНИЕ БЕЛКОВЫХ ТЕЛ». Не поспоришь: конечно, без белка никуда. Все организмы, которые, так или иначе, являются живыми существами, имеют в своей структуре белковые соединения.
НО ДОСТАТОЧНО ЛИ ТАКОГО КРАТКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ЧТОБЫ СФОРМУЛИРОВАТЬ СУТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА? Уверен, каждый из нас, хотя бы мысленно, покривится в сомнениях. Конечно же, нет. Человеческая жизнь гораздо сложнее белковых соединений. Жизнь человеческая, и не только человеческая, имеет под собой что-то большее. Это большее позволяет организмам руководить своими действиями, поступками, выстраивать социальные связи, продвигаться по эволюционной лестнице, сохранять свой вид, род, отряд в царстве животных. Несомненно, это психическое начало, которое действительно приводится в движение с помощью биохимических реакций, в том числе и реакций с белками.
Всё так сложно и запутанно, что подобрать короткое и ёмкое определение жизни в настоящее время для человечества не представляется возможным. Потому давайте обратим внимание лишь на её, жизни, человеческую основу. Коснёмся психики. ЧТО ТАКОЕ ПСИХИКА? ПО СУТИ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ ТОМУ СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО, И НИ ОДНО ИЗ НИХ НЕ ОТРАЖАЕТ ВО ВСЕЙ ПОЛНОТЕ ДАННОЕ ПОНЯТИЕ.
Давайте посмотрим на ситуацию образно и скажем, что наша психика – как древняя черепаха, которая держит землю и лежит на трёх китах: мышление, восприятие и эмоции. Каждый из трёх китов может страдать при психических расстройствах. Это приводит к тому, что наше бытие перестаёт определяться как полноценная жизнь, а в некоторых случаях действительно превращается в банальное существование белковых тел.
Теперь, чтобы понять некоторые тонкости наших психологических процессов и уметь ими управлять, давайте, как в большом океанариуме, рассмотрим наших китов. Выделим в них нюансы, которые нам помогут разобраться, как улучшить наше качество жизни.
НАЧНЁМ С ЭМОЦИЙ. В том, что такое эмоции, учёные мужи настоящего до сих пор не могут определиться. Посмотрим на одно из определений: эмоции – психические состояния, которые вызываются изменением биохимических и физиологических процессов и переплетаются с темпераментом и характером. Из такого определения «понятно» ровным счётом ничего. Мы с вами признаем факт существования эмоций, но их определение не вмещает в себе достаточной смысловой нагрузки, чтобы понять нам смертным, что же всё-таки они из себя представляют. Получается, как в старом анекдоте: ж*па есть, а слова нет, только наоборот. Эмоции есть, а что они такое по сути, определяется довольно витиевато или совсем поверхностно.
Но давайте просто оттолкнёмся от аксиомы, что эмоции у нас присутствуют. Тогда просто разберём, зачем они нужны и сколько их всего. Начнём с вопроса об их количестве. Здесь снова нет точного ответа. Всё зависит от умных дядек и тётек, которые изучали и пытались их систематизировать на протяжении пары сотен лет. Одни думают, что шесть, по органам чувств, но это скорее ощущения, а не эмоции. Другие, что двадцать семь. Третьи – и того больше, выделяют аж двести семьдесят. Но давайте пойдём от простого к сложному. Тогда наиболее интересным становится взгляд на эмоции известного советского психиатра Николая Владимировича Мясищева, основателя Ленинградской психотерапевтической школы и направления, которое называется патогенетической терапией.
Мясищев выделил базисные эмоции – те, которые создают основу. ВСЕГО ТАКИХ ЭМОЦИЙ ЧЕТЫРЕ – ЭТО РАДОСТЬ, ГРУСТЬ, ЗЛОСТЬ И СТРАХ. Остальные эмоции есть не что иное, как оттенки, миксты и компиляции основных, их сочетания в тех или иных пропорциях. На что мы обязаны обратить внимание? Первое, и оно же последнее, предопределяющее сущность человеческой жизни – отношение позитивных эмоций к негативным. Что мы можем заметить? Да то, что ИЗ ВСЕХ БАЗИСНЫХ ЭМОЦИЙ НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ СОСТАВЛЯЮТ ТРИ ЧЕТВЕРТИ, ТО ЕСТЬ ИЗ ВСЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СПЕКТРА ЭМОЦИЙ – ПОЗИТИВНЫХ, ТОЛЬКО ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ПРОЦЕНТОВ. Остальные семьдесят пять – негативные. Тут, казалось бы, стоит ужаснуться тому, как можно жить в мире, полном страха, грусти и злости? Но оставим это для унылых романтиков. На самом деле именно такое соотношение эмоций помогает всему живому сохранить свой род и вид в борьбе за выживание и двигаться вверх по эволюционной лестнице, отвоёвывая себе лучшие места в пищевой цепочке.
Представьте себе, что такой баланс будет изменён в обратную сторону, и семьдесят пять процентов базисных эмоций займёт радость. Что тогда произойдёт? Вообразите трепетную лань, которая слоняется у редкого африканского водоёма, любуется красотой заката, радуется шелесту воды на озере Чад и наслаждается вкусом ксерофитных растений, обдирая прибрежные колючки. Её сторожевой пункт, состоящий из грусти, злости и страха, при этом находится где-то на отрогах её психики и совсем её не беспокоит. Погружённая во всю красоту боголепия, она подходит к озеру попить водички. Что с ней произойдёт, когда она увлечётся неповторимостью форм бревна, которое будет проплывать мимо? Скорее всего, бревно окажется крокодилом и откусит трепетной лани голову.
И не нужно думать, что крокодил сильнее и с ним подобного не случится. Представим, что он, отобедавший ланью, блаженный в своей сытой придурковатости, лежит себе под корягою, любуется кишащими рядом золотыми рыбками и пускает пузыри из-под хвоста. Если в нем отсутствуют грусть, злость и страх, он точно не заметит мощной лапы гиппопотама, который бродит по озеру в поисках пропитания и невзначай наступит зелёной рептилии на голову.
Если нам не нравятся крокодилы, давайте взглянем на человека и представим себе ситуацию, в которой он может изменить природное соотношение базисных эмоций в своей психике. Как это сделать? Не очень сложно, мы все знаем. Принимая наркотик, человек искусственно смещает эмоциональный баланс в сторону стопроцентной позитивности переживаний. Человек становится бесстрашным, любящим и весёлым. Он чувствует, что за его спиной вырастают крылья, и, падая с десятого этажа в желании поцеловать небо, через несколько секунд он разбрасывает содержимое головы по асфальту, неизбежно приземлившись с большой скоростью на твёрдую поверхность, а не взлетев, вопреки ожиданиям.
Допустим, такого кардинального события с человеком не происходит, но, когда заканчивается действие искусственно синтезированного химического вещества, он всё равно тотально погружается в грусть, злость и страх. Природа не терпит дисбаланса. Во время абстинентного синдрома нет места радости. И даже по выходу из него для радости остаётся всё меньше и меньше пространства. Наконец, наступает момент, когда человек вовсе не может испытывать положительных эмоций, даже принимая психоактивные вещества. Теперь они становятся нужны для того, чтобы просто выполнить жизненно важные функции: расшевелить суставы, поесть, попить, добыть очередную дозу и уснуть, чтобы снова проснуться в ужасе.
Вот такая первая особенность кита по имени Эмоции. Теперь переходим к вводным процедурам, то есть к восприятию. Какие же особенности есть у второго кита? Восприятие – это определённая психологическая функция, обрабатывающая с помощью сенсоров данные из окружающей среды для того, чтобы приспосабливаться к изменчивым состояниям окружающей действительности. Что важно помнить о восприятии?
ОСОБЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ В ТОМ, ЧТО ОНО ИЗБИРАТЕЛЬНО. Что такое избирательность восприятия? ЭТО ПРИСПОСОБИТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ ПСИХИКИ, КОТОРАЯ НАПРАВЛЕНА НА ПОТРЕБЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ИНФОРМАЦИИ О НАИБОЛЕЕ СУБЪЕКТИВНО ВАЖНЫХ ЯВЛЕНИЯХ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ. Если вы голодны, то ваше восприятие избирательно потребляет информацию, где добыть еду. Если вы ползёте по пустыне, вы видите воду, даже там, где её нет. Вспомните миражи – глаза видят дымку, похожую на море, а уши в шуме ветра находят звук родника. Это обманы восприятия. Или упростим: допустим, вы захотели купить новую обувь, но не можете сделать свой выбор. Когда вы едете в метро, гуляете в парке, присутствуете на рабочем месте, ваш взгляд волей-неволей падает на обувь окружающих. Вы в погоне за информацией, которая поможет вам осуществить ваш выбор.
Обратим внимание на «глаза» нашего второго кита. Их строение имеет как общие черты, так и свои особенности у каждой отдельно взятой особи. Помните школьную физику и дисперсию света? Когда свет проходит через стеклянную призму, он расщепляется на выходе из неё на весь спектр от красного до фиолетового, что мы с вами можем видеть в естественных условиях, разглядывая радугу на небе, когда солнечный свет проходит через капли дождя.
Мы с вами чётко представляем себе призму как геометрический трёхмерный объект. Так вот, в глазах нашего кита по имени Восприятие есть такая же «призма». Но состоит она не из стекла, а из характера и темперамента. Конфигурация и структура такой призмы у каждого индивидуальна. Проходя через неё, все явления окружающей среды преломляются и расщепляются на спектр из переживаний. Так формируются у каждой личности свои взгляды и своё мировоззрение, которые определяют индивидуальный жизненный путь в зависимости от того, какие особенности имеет «призма» человеческой личности.
Давайте немножечко пристальнее взглянем на упомянутые выше темперамент и характер. ТЕМПЕРАМЕНТ – ЭТО ТЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАШЕЙ ЛИЧНОСТИ, С КОТОРЫМИ МЫ РОДИЛИСЬ. Темперамент обусловлен нашим генетическим набором. Мы пока ещё не знаем, в каких локусах хромосом он расположен. Но тем не менее понятно, что он обусловлен заданной нам при рождении информацией о том, как будет себя вести наша гормональная система, какие участки нашего головного мозга будут более реактивны и возбудимы, как они будут определять динамику нашей деятельности и способы реагирования на окружающий мир.
ХАРАКТЕР – ЭТО ТЕ СВОЙСТВА, КОТОРЫЕ ФОРМИРУЮТСЯ, В ОСНОВНОМ, В ПЕРВЫЕ ГОДЫ НАШЕЙ ЖИЗНИ И ОБУСЛАВЛИВАЕТ СПОСОБ ПРОЯВЛЕНИЯ НАШЕГО ТЕМПЕРАМЕНТА. Это уже наши поведенческие отклики на происходящее в объективной реальности. С одним и тем же темпераментом, благодаря характеру, человек может стать как неуловимым преступником, так и талантливым сыщиком, ярким и харизматичным актёром или жёстким и беспринципным манипулятором.
НУ И, НАКОНЕЦ, ТРЕТИЙ КИТ – МЫШЛЕНИЕ. Когнитивные процессы. «Cognitio» в переводе с латинского означает «познание», то есть это процессы синтеза информации, которая прошла через призму нашего восприятия и получила отражение в нашей эмоциональной сфере. Опираясь на первых двух китов, третий выносит суждения.
Мышление тесно связано с памятью. Память – одна из составляющих мыслительного процесса. Она хоть и выделяется в собственную структуру, но является частью когнитивного процесса, без которого мышление становится невозможным. Как только человек теряет память тотально – его мышление прекращается. Человек действует на основе рефлексов. Частично сохранённая память помогает человеку хоть как-то существовать. Тотально нарушенная память тут же останавливает мыслительные функции.
Итак, МЫШЛЕНИЕ РАЗДЕЛЯЕТСЯ НА ДВЕ БОЛЬШИЕ ЧАСТИ – ВЕРБАЛЬНУЮ И ИДЕОМНУЮ. В каждом из нас эти способы сплетены, но чтобы их представить по отдельности, подумаем над следующей информацией. Часть человеческой популяции записывает информацию с помощью букв, знаков, которые складывает в слова, часть – с помощью символов (например, иероглифическая письменность, где один иероглиф может отражать как целое слово, так и смысловое выражение, короткое умозаключение, образ). В такой ситуации один знак может выражать целое послание.
Обратим внимание, как мы мыслим. Обычно мы не осознаём процесс. Европейский человек, мыслящий вербально, думает словами. «Verbum» с латинского переводится как «слово». Слова мы складываем в предложения, предложения в последовательные логические цепочки, а затем приходим к умозаключению. Всё наше тело отражает вербальность мышления. Даже сейчас, читая эти строки, если мы «зачувствуемся» ощущениями в собственном языке, то испытаем напряжение и расслабление его отдельных мышц, как будто наш язык проговаривает воспринимаемые нами слова и буквы.
Но есть и другой способ мышления – мышление идиомное. Глядя на знак, мы воспринимаем образ. И в голове у мыслящего идиомно рождается целый агломерат. Картина, которая передаёт целостное событие. Несколько таких картин могут сменять одна другую, и в паре-тройке символов может заключаться целая история. Занимательно, не правда ли?
Пришло время коснуться речи, как отражения мышления. РЕЧЬ – НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК СПОСОБ РАЗМЫШЛЯТЬ, НЕВАЖНО, ДЕЛАЕТЕ ВЫ ЭТО ВСЛУХ ИЛИ «РАЗГОВАРИВАЕТЕ» МЫСЛЕННО. Академик Иван Петрович Павлов назвал речь второй сигнальной системой. Неважно, как работает ваш вокабулярный аппарат (имею в виду людей, страдающих немотой), неважно, что в силу физиологических особенностей они не могут озвучить информацию, но в их голове мысль «звучит» в виде символов. То есть все мы мыслим с помощью второй сигнальной системы. РЕЧЬ ПОЗВОЛЯЕТ СИНТЕЗИРОВАТЬ, СТРУКТУРИРОВАТЬ И ОБМЕНИВАТЬСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ. ЕЁ БОГАТСТВО КАК РАЗ И ОТЛИЧАЕТ ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО ОТ ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ПРИМАТОВ, А ТЕМ БОЛЕЕ ОТ ОСТАЛЬНОГО ЖИВОТНОГО МИРА. За счёт наличия речи скорость распространения информации в единицу времени увеличивается, а потому появляется возможность увеличить и объём информации, получаемой и передаваемой за ту же единицу времени.
С появлением речи передавать и получать опыт, необходимый для выживания отдельного вида приматов, стало проще, что и способствовало, в конце концов, становлению человека разумного, который не отличался от других приматов особой силой, физической ловкостью или сверхъестественной выживаемостью при нарушении жизненно важных функций.
А теперь давайте посмотрим на черепаху, которая стоит на трёх китах. Что опирается на восприятие, эмоции и мышление? Что формируется их уникальностью? Ответ простой и сложный одновременно. Черепаха на трёх китах – это наше сознание, в тонкостях определения которого соревнуются учёные мужи. До сих пор мы не имеем структурного, чёткого, а, главное, всеобъемлющего определения сознанию. Если наиболее кратко, то СОЗНАНИЕ – ЭТО ИНТЕГРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ, КОТОРАЯ ФОРМИРУЕТ СПОСОБНОСТЬ ПРИМЕНЯТЬ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ, ТАК И АБСТРАКТНЫЙ ОПЫТ, И ОПРЕДЕЛЯЕТ СОБСТВЕННОЕ «Я», А ТАКЖЕ СОБЫТИЯ И ЯВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, КАК ОСОЗНАВАЕМЫЙ ФЕНОМЕН.
Тут стоит расставить акценты над уровнем сознания. Не над тем уровнем, который принят в медицинском понимании – ступор, сопор, кома, а над уровнем сознания в условиях жизнедеятельности. Может ли родственный нам примат, шимпанзе, использовать абстрактный опыт? Несомненно, если одну обезьяну научить получать банан при нажатии на красную кнопку, то другая, которая увидит первую достаточное количество раз, обязательно повторит её действия и возрадуется. Это касается и других животных, не только приматов и не только млекопитающих. Но скорость распространения такого опыта – информации – будет ничтожно мала по сравнению с человеком, который может передать такой опыт вербально, словами, то есть с помощью второй сигнальной системы. Отсюда вывод: правильность, последовательность и стройность мышления -основа нашей комфортной жизнедеятельности. Мы часто не замечаем, что наша голова полна разрозненных, неструктурированных, хаотичных мыслей и их обрывков. При глубоких нарушениях нашей психической деятельности появляется симптом, который имеет название «разорванность мышления». Зачатки такого симптома мы можем наблюдать в нашей повседневности, когда даже не задумываемся, чем был занят наш мозг, пока мы не очутились после утреннего пробуждения на рабочем месте, или преодолели на машине путь длинной в полста километров и проехали нужный поворот. Нам кажется, что мы «просто не заметили», «забылись», «отвлеклись», при этом мы не можем вспомнить, на что. Просто в такой момент мы перескакивали от одной мысли к другой, не связанной, не последовательной, бесполезной. Мы устранились из жизни, впали в состояние естественного транса. В такой момент нарушается наше внимание, и мы утрачиваем способность к адаптации к внезапным условиям действительности.
КАКИЕ ВЫВОДЫ ИЗ ПРОЧИТАННОГО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ?
Во-первых, в наборе наших основных эмоций существует дисбаланс и преобладают негативные переживания. Потому, каким бы ни показалось странным на первый взгляд, находиться в тревожно-депрессивном состоянии человеку проще, чем пребывать в радости, несмотря на очевидный дискомфорт такого положения. Сам же дисбаланс эволюционно обусловлен и является приспособительной реакцией.
Во-вторых, наше восприятие избирательно. Оно нацелено на поиск в окружающей действительности тех событий и явлений, которые необходимы человеку на данный момент времени. Широта восприятия зависит от нашей психической конституции – темперамента, а также сформированных под воздействием окружающей среды способов его проявления – характера.
В-третьих, особенность человеческого мышления определяется наличием второй сигнальной системы – символьно-образного обеспечения обработки и передачи информации. Наличие такой системы значительно ускоряет получение, анализ, синтез и передачу информации.
И, наконец, в-четвёртых, за счёт вышеперечисленных особенностей нервной-психической деятельности уровень человеческого сознания, как интегративной функции, в результате эволюции достигает наивысшей реализации в царстве животных.
ДЛЯ ЧЕГО НАМ ВСЁ ЭТО ЗНАТЬ? ОТВЕТ ПРОСТ. ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ВЫШЕ ОСОБЕННОСТИ МАЛО ОСОЗНАВАЕМЫ В ПОВСЕДНЕВНОСТИ. НЕ УМЕЯ УПРАВЛЯТЬ ИМИ, МЫ ПОЗВОЛЯЕМ ИМ РУКОВОДИТЬ НАМИ, ЗАГОНЯЕМ СЕБЯ В УГОЛ ГРУСТЬЮ, ЗЛОСТЬЮ И СТРАХОМ, АКЦЕНТИРУЕМ СВОЁ ВОСПРИЯТИЕ НА НЕГАТИВНЫХ СТОРОНАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗАГРУЖАЕМ СЕБЯ НЕНУЖНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ. В РЕЗУЛЬТАТЕ УТРАЧИВАЕМ ОСОЗНАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕАЛЬНОСТИ, ПЕРЕСТАЁМ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ, НЕ МОЖЕМ ВЫСТРОИТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ТЕРЯЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ.
О том, как и где это происходит, а главное, что с этим делать, поговорим в последующих главах.
Глава 2: Не святая троица.
Существует упрощённая модель понимания работы центральной нервной системы, выдвинутая нейрофизиологом Полом Маклином в прошлом столетии. Конечно, она не отражает всей сложности формирования и работы мозга, и по этой причине не является научной в классическом понимании. Она не объясняет всей тонкости нейрофизиологических процессов и уж точно слишком поверхностна для применения её в медицине. Но всё же, как схема для наглядного воспроизведения, взаимодействия психических функций животного организма и окружающей среды, она достаточно понятна и часто используется психологами.
Согласно указанной концепции, в головном мозгу человека выделяют три больших отдела: РЕПТИЛЬНЫЙ МОЗГ, ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И НОВАЯ КОРА (для любопытных стоит пояснить: такая система не является эволюционным последовательным формированием отделов нашего мозга, а создаёт схематичное представление о функциях мозга в целом). Каждая из обозначенных частей, в свою очередь, тоже имеет составляющие, но для наших целей хватит трёх главных.
В РЕПТИЛЬНОМ МОЗГУ располагаются структуры нервной ткани, которые отвечают за функционирование нашего тела. Моторика, кровообращение, дыхание, перистальтика желудка и кишечника и другие жизненно важные функции – всё это работает благодаря наличию у нас рептильного мозга.
ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – это область, которая отвечает за формирование эмоций. Давайте слегка на них остановимся. Выделяют протопатические и эпикритические эмоции. Протопатические эмоции относят к эмоциям низшего порядка. Такие эмоции отвечают за удовлетворение человеком своих жизненно необходимых потребностей. Они частично осознаются, способствуют выживанию и функционированию организма, а также продлению рода. Высшие эмоции – эмоции эпикритические. Они, как правило, осознаваемы и нацелены на соблюдение человеком этических правил и законов морали, а также удовлетворение потребностей высшего порядка, таких как: потребности в принятии себя другими, потребности в самоактуализации, творчестве и т.д.
Но не забываем, что в основе и тех и других эмоций лежат радость, грусть, злость и страх, смешанные в разных пропорциях, сдобренные пикантными вкусовыми добавками нейромедиаторов, спрыснутые соком внешних обстоятельств и внутренних убеждений.
Наконец, НОВАЯ КОРА – НЕОКОРТЕКС. Наиболее поздняя эволюционно сформированная часть головного мозга млекопитающих, которая отвечает за сложность и многомерность мыслительных процессов, генерирование идей, целенаправленную волевую деятельность, творческий подход к реализации как стратегических планов на жизнь в целом, так и тактических планов на ближайший отпуск.