Полная версия
Как увеличить личную силу
Собственно, вот и ответ на вопрос. В наши дни, когда дворянство практически растворилось в остальных сословиях, и титул перестал что-либо значить, чертой, объединяющей представителей высшего общества, служит способность пройти до конца, отстаивая свои интересы. Вдумайтесь в значение слова "аристократия". В дословном переводе это значит "власть лучших". Власть! А о какой власти может идти речь, когда человек трясется над собственной шкурой, когда его можно под страхом расправы вынудить исполнять чужую волю? Достаточно навести на человека оружие, и сразу станет понятно, кто аристократ, а кто напустит в штаны и начнет выторговывать себе жизнь, кажущуюся ему бесценной.
Вы спросите: где же взять столько отчаянных до крайней степени людей? А никто и не говорит, что их много, элита по определению малочисленна. Дворян было один-два процента, и это номинальных дворян, большую часть которых никто не проверял "на вшивость". Если выявить и отбросить титулованных трусов, то как раз и получится один аристократ на пару сотен населения – вполне ожидаемая статистика. Впрочем, эта величина сильно колеблется в зависимости от культуры. Есть нации-воины, представители которых проявляют героизм массово, невзирая на сословия, там процент элиты повыше. А есть народы, которые охотно воюют только с безоружными – этакие любители вызывать на дуэль обитателей детского сада. У них юристов и финансистов побольше.
Сегодня, как и раньше, для аристократа прилична профессия военного, именно в ней требуется его храбрость и непреклонность. В более широком смысле подойдет любая профессия, связанная с властью, силой и ее прямой реализацией – полицейский, сотрудник спецслужбы, судья. Сюда же можно отнести политиков и очень крупных предпринимателей, но только тех, в чьих руках сосредоточена реальная власть, и кто не прогибаются ни под кого в своих решениях. Также это любые руководители высокого уровня, абстрагировавшиеся от специфики вверенной им области и полностью сосредоточившиеся на управлении.
Как легко заметить, чтобы быть аристократом, титул не требуется, и, уж конечно, обладание титулом не делает человека аристократом автоматически. Ярким примером тому служит так называемая золотая молодежь. Ее представители полагают, что на них волшебным образом переходят свойства родителей, обуславливающие достижения. Однако по факту они благоденствуют лишь до тех пор, пока их родители живы и покровительствуют им. Автоматически не вводит в круг элиты и род деятельности, поскольку можно носить погоны и при этом быть в душе трусом и мелким лавочником. Формула аристократа проста: честь, манеры и решимость идти до конца.
Аристократ обязан иметь утонченный вкус. Собственно, вкусы аристократов и служат эталоном вкуса как такового. По ним равняются, и это одна из социальных функций данного сословия. Точно так же, как низшие классы общества состязаются в обладании материальными предметами и деньгами, аристократы состязаются в утонченности вкуса, состязаться в чем-то материальном для них попросту неприлично. Аристократ не может позволить себе одеваться как попало, даже от рядовых в армии требуется аккуратность в одежде. Аристократами солдат, конечно, назвать сложно, однако даже такого рода сопричастность к вертикали власти уже диктует требования – вести себя как попало и выглядеть как попало позволить себе нельзя.
Посещение культурных мероприятий для представителей аристократического сословия обязательно, причем иногда настолько, что это превращается в повинность. Во время программ, предполагающих прием пищи, случается еще одна сложность – надо кушать красиво. А поскольку блюда зачастую подаются непростые, то и правильно кушать их бывает не всегда просто. К тому же в них следует разбираться, хотя бы настолько, чтобы правильно похвалить их вкус. А вкус их обычному человеку может показаться таким себе, не очень. Особенно это касается вин – сухой кислятины урожая какого-то там года, от которой следует млеть и закатывать глаза. И различных гадов, которых не всякий отважится сунуть себе в рот. А в едком дыме элитной сигары придется отыскать нотки мускатного ореха или какао, и не перепутать где что. Поэтому привычку к пище особого вкуса желательно прививать с детства, а к соответствующему спиртному и табаку сразу же, как только начнется их употребление.
Шутить тоже придется учиться, так как юмор, принимаемый в аристократических кругах, также явление непростое. Во-первых, в нем не должно быть никакой физиологии или натурализма. Фрейд утверждал, что людей смешат три вещи: дефекация, секс и политика. Так вот в данном случае приемлемо исключительно последнее. Во-вторых, юмор не должен быть обидным (помним о дуэлянтах). В-третьих (внезапно!), он не смешной. Аристократы узнают друг друга по особым шуткам, юмор которых понимают только они, и над которыми сдержанно смеются. Потому что над ними положено сдержанно смеяться.
Представителям высшего общества речевой этикет предписывает непрерывно восхищаться и умиляться всем и всеми подряд. Здесь главная задача – непрерывно показывать, что все у всех хорошо и даже еще лучше. (Как может быть иначе, ведь мы – элита!) На случай утомления допускается аристократическое скучание, смысл которого тот же – показать, что проблем нет. Ну вообще никаких проблем и близко. Аристократы очень милые и приятные люди, лишь иногда некоторые портят картину чрезмерной надменностью.
Принадлежность к элите – непростая наука, но в современном мире с его свободными нравами, где касты легко смешиваются, да и само понятие касты стало расплывчатым и больше аллегоричным, иногда происходят удивительные казусы. Я лично наблюдал совершенно необъяснимые явления, когда у подростка из, мягко говоря, очень простой семьи вдруг прямо из ниоткуда прорезалось обостренное чувство чести. Причем это было не агрессией и желанием гнуть свою линию во что бы то ни стало, как бывает у психопатов. Человек внезапно становился выше себя на голову, демонстрируя явственно дворянский подход к вопросу – с ледяным спокойствием и вежливой непреклонностью.
Но самое удивительное даже не это. Самое удивительное, что у подростка, с самого рождения пребывавшего в плотном окружении очень простых людей, откуда-то взялись рафинированные аристократические манеры! Конечно, не полный и отточенный их комплект, как бывает у продуктов целенаправленного соответствующего воспитания. Скорее это была некая основа, позволяющая интуитивно правильно держаться и говорить. Можно допустить, что ребенок насмотрелся фильмов и успешно скопировал поведение некоторых персонажей, но тогда вопрос – почему именно он и только он один из толпы окружающих его сверстников? И как ему вообще такое пришло в голову, если вокруг царили совершенно другие модели, идеалы и герои? Не говоря уже о том, насколько это возможно технически. Что это – далекий зов крови или влияние туманных прошлых воплощений, в которые стало модно верить? Не будем гадать. Будем принимать мир со всеми его необъяснимыми странностями. Необъяснимые странности – вот приправа, делающая его вкусным даже для много знающих об этой жизни людей.
Как вы считаете, мы в наших исследованиях уже дошли до самого верха социальной лестницы? Вроде бы выше уже никого и нет? Оказывается, есть! Перед кем склоняли головы самые отважные воины и даже короли? Правильно, перед особами духовного звания. Всем были хороши аристократы: и блистали, и сражались, и повелевали… Было у них только одно слабое место – голова. Будучи честными людьми, мы должны с прискорбием констатировать: аристократы в массе своей были настолько же отважны, насколько и слабы по части наук. Согласитесь, профессия военного не располагает к чрезвычайной глубине суждений. Например, у средневековых рыцарей грамотность вообще не считалась обязательной.
Но как же руководители, политики, олигархи, не могут же все они быть идиотами! Ведь даже для управления заурядной сетью магазинов требуются мозги. Да, верно. Только не быть дураком это одно, а быть умным – совсем другое. Мне легко давалась математика в школе, и так же легко я поступил на мехмат. Но лучше бы я провалил экзамены! Потому что там я встретил людей, которые действительно понимали и чувствовали математику, в то время как я ее просто знал. Вот тогда-то я и понял, что между неглупым и умным существует не разница, а целая пропасть.
Наиболее ужасный грех аристократа – это гордыня, когда он решает править своею твердой рукой и своим нетвердым умом, который кажется ему выдающимся. Именно так получаются короли-самодуры, доводящие народ до крайностей бедствия, а себя до эшафота. Залог успеха управленца любого уровня в его консультантах. Самая сильная фигура на шахматной доске – ферзь. Он как бы оберегает короля, стоит рядом с королем, который сам по себе является слабейшей фигурой после пешки. Но что такое ферзь? В переводе с персидского это советник, визирь. Сила короля в его мудром советнике ферзе. Каждому шаху положен визирь, каждому королю – кардинал. Есть выражение – серый кардинал. Обратите внимание: не генерал, не архитектор и не дирижер, а именно кардинал, то есть человек церкви. Именно духовенство играло роль консультативного органа и экспертной комиссии при правительствах всех стран.
Также несомненны преимущества духовенства в политике. Дело в том, что у его представителей нет чести, по крайней мере в дворянском понимании этого слова. Звучит несколько оскорбительно, но это так. У низших сословий чести еще нет, а у духовенства уже нет, на этом этапе развития акцент делается на смирении. Особа духовного звания должна не отвечать на оскорбления, а напротив, искать компромисс и пути примирения. Дорвавшиеся до политики аристократы непременно начинают бодаться как молодые козлы, доказывая собственное величие и исключительное право на все, до чего могут дотянуться. В итоге кроме углубления конфликта ничего не происходит. Церковные деятели, даже исповедующие разные религии, всегда найдут общий язык только лишь в силу специфики своей профессии и образа мысли.
Особам духовного звания неприлично дуэлировать и вообще ставить свою жизнь под угрозу. И это вполне обоснованно, так как там действительно есть что беречь. Умный и хорошо образованный человек во все времена являлся сокровищем. Правда, это не очевидно глупцам, поэтому церковь выработала свою систему самозащиты. Объявить интеллектуальную элиту близкой к Богу и находящейся под его покровительством – отличный ход. Наверное, вы обратили внимание, что когда я описываю какой-либо социальный слой, он выглядит более или менее привлекательно. Зато его же упоминание при описании более высокого социального слоя отдает уничижительностью. Это отражает действительное положение вещей и один из аспектов неравенства в обществе, высоко стоящие относятся как минимум с оттенком превосходства к стоящим ниже.
Данная закономерность касается и духовенства, только этого не видно. Духовенство отличается исключительным умением скрывать свои мысли, чувства и отношения. Однако умные относятся к не слишком умным, скажем так, снисходительно, как и дворяне к простолюдинам. Глядя сверху вниз на людские массы, отчаянно копошащиеся в борьбе за деньги и власть, а также на отдельных представителей, отстаивающих свою честь, интеллектуалы испытывают нечто среднее между сочувствием и брезгливостью. О нет, они никогда не выдадут себя ни полусловом, ни интонацией, ни тенью улыбки, пробежавшей по лицу! Они всегда будут выглядеть такими, какими их ожидают увидеть – смиренными постными умниками. Но никогда они и не станут участвовать в этом неприличном для них цирковом представлении, и уж точно не пожертвуют и волоска со своей головы ради того, за что более низкие сословия, включая дворян, рубятся насмерть. У них другие игры и другие удовольствия от совсем иных побед.
Гордость гордостью, но высокопоставленные аристократы понимали, что без помощи духовенства им не обойтись. Одним блеском роскоши народ не впечатлишь, и одним лишь оружием в должной степени не запугаешь. Народу нужно что-то покрепче, позабористее, чтобы пробирало до мозга костей и в страхе, и в восторге. И это должно быть не набором отрывочных воздействий, а целостной системой, регламентирующей все аспекты жизни каждого человека. Иными словами, требуется хорошо продуманная иерархия, в которой каждому отводилось бы подобающее место с расписанными ролями. Систему создали и обосновали, причем сделали это, апеллируя к самому Богу, с именем которого, как известно, шутки плохи. Поэтому аристократам пришлось вписаться в систему и самим, требуя поклонов от черни, но, в свою очередь, кланяясь духовенству. Таким, в общем-то, нехитрым трюком духовенство получило власть, которая легко становилась неограниченной, если пользоваться ею с умом и осторожностью.
Власть духовенства тонка и специфична, далеко не каждому дано понять ее внутреннюю механику, ткань и плоть. Численность духовенства была сопоставима с численностью дворянства, но принадлежность к духовному сословию не давала развитого интеллекта автоматически, как и принадлежность к дворянству сама по себе не давала особенной храбрости. В старые времена образование для простого народа было исключительно церковным. Обучать детей грамоте было несложной и не требующей великого ума заботой служителей культа низового звена. Им же вменялось в обязанность и проводить рутинные ритуалы, что требовало еще меньших способностей.
Духовенство более высокого ранга занималось тем, что сейчас называют консультированием. Менее способные "консультировали" простой народ, популярно объясняя, что можно и что нельзя, как правильно и как неправильно. Обычно "консультации" представляли собой нравоучения, подкрепленные, если надо, угрозой. С представителями привилегированных сословий вести себя подобным образом было невозможно, поэтому для общения с ними привлекали работников культа, обладавших даром вежливого убеждения без нажима. И чем выше положение аристократа, тем тоньше и изощреннее должен быть ум консультанта.
Однако же самая интересная и ювелирная в интеллектуальном плане работа была у элиты духовенства. На ней лежала задача выстраивания идеологического каркаса, на котором держалось все общество, и не менее. Первая сложность заключалась в необходимости продумать все до мелочей, поскольку даже незначительные ошибки снижали эффективность государства, а грубая ошибка в конструкции привела бы к коллапсу общества. Впрочем, времени для экспериментов было предостаточно – ранние верования возникли тысячи лет назад, и с тех пор их структура непрерывно совершенствовалась. Так что труженикам культа не требовалось делать работу с нуля, хотя и следовало потратить годы на изучение существующих наработок.
Вторая сложность значительно серьезнее. Система должна быть устойчивой и держаться не на штыках солдат, а на личной убежденности каждого гражданина в ее правильности и безальтернативности. Действуя повседневно, каждый гражданин должен пребывать в полной уверенности, что делает что-то хорошее и полезное лично для себя, но в действительности работать на систему. Согласитесь, далеко не каждый способен вообразить, как хотя бы приблизительно подступиться к решению этой задачи, не говоря уже о том, чтобы успешно ее решить. А между тем, задача эта была решена везде, хотя и в несколько различающихся вариантах. Старинным экспертам по психологическому воздействию в самых разных культурах удавалось заставить население как минимум держаться в определенных рамках, а как максимум – фанатично, вплоть до самопожертвования, защищать созданную элитой духовенства конструкцию.
В наши дни с высшим социальным слоем все еще менее однозначно, чем с аристократией. В некоторых странах религия сохранила такие же позиции, как и в старину, там все осталось без изменений. Кое-где религия хоть и сдала позиции, но не настолько, чтобы перестать серьезным образом влиять на население. А где-то она практически полностью утратила свое значение, уступив свои социальные функции другим институтам. Какие же профессии характерны для духовной элиты современности?
Здесь некоторых читателей ждет прозрение. Бытует мнение, что элитарность отдельного человека, сообщества или профессии измеряется выгодами и возможностями лично для себя. Некоторые без затей меряют все деньгами – у кого их больше, тот и элита. Их совершенно не смущает, что в их логике разбогатевший предприниматель служит образцом гораздо более достойным, нежели бедный ученый или всесторонне образованный, но такой же бедный священник. А есть и те, кто во главу угла ставят силу. В их логике элита – это вообще бандиты и оборотни в погонах. Однако степень влияния на процессы в обществе далеко не всегда коррелирует с личной выгодой, и порой люди, незримо изменившие ход истории, ведут более чем скромный образ жизни, а то и вовсе умирают в нищете. К таким элитным, но традиционно "нищенским" профессиям относятся профессии учителя и воспитателя. Исследуя биографии великих, часто обнаруживают наставника, чья воля и идеи легли в фундамент достижений и глобального влияния всемирно известной личности. Бывает, что обнаружить наставника не удается, но это еще не значит, что его не было. Его профессия предполагает нахождение в тени.
Нахождение в тени – ключевое свойство обладателей власти над умами и архитекторов глобальных процессов. И это не просто мода или игра в тайные кланы, это производственная необходимость, и у явления есть понятное практическое обоснование. Все дело в том, что сопротивляться можно только чему-то явному, имеющему название, программу, локализацию в пространстве и времени. Существование по-настоящему опасных организаций и подразделений не отражено ни в одном документе, они не имеют списков и отличительных знаков членов, а иногда даже и названия. Вы никогда не думали, почему есть петлицы и нарукавные знаки для танкистов, связистов и летчиков, но не существует таковых для разведчиков? Вот как раз по этой самой причине.
Хорошо изучавшие историю религии знают, что, как считалось, первый шаг к обретению власти над демоном – узнать его имя. Согласитесь, смешно звучала бы магическая формула, начинающаяся словами "заклинаю тебя, неизвестно кто…" Еще один мифологический факт: Дьявол считается высшим авторитетом в деле обольщения и манипуляции, воздействия на разум человека. Но его главный трюк – убедить, что его не существует. Самые искусные манипуляторы поступают в точном соответствии с заветами своего мифологического покровителя. Их сверхзадача – убедить целевую аудиторию, что никакой манипуляции нет, а подсказанные ей идеи на самом деле являются ее собственными замечательными мыслями. Такому воздействию противостоять невозможно в принципе.
Манипулятор – вот еще одна профессия для высшего социального слоя. Разумеется, подобную запись вы не встретите ни в одной трудовой книжке. Зато существует масса профессий, в которых искусство манипуляции является центральным элементом. Таким специалистам вменяется в обязанность воздействовать на мироощущение человека, его идеалы, цели и, в конечном итоге, на принимаемые решения. "Делать так, чтобы людям хотелось принимать нужные руководству решения" – вот как в чистом виде формулируется идея трудового соглашения с подобными работниками. Это рекламщики, переговорщики, менторы, инструкторы, методисты, коучи, специалисты по гибридной войне… В самом широком смысле это те же воспитатели, только для взрослых. Помните, мы говорили, что духовенство низового звена занималось обучением детей грамоте, а более способные инструктировали, уговаривали и другими способами "обрабатывали" взрослых? Так это то же самое, только на новый лад.
Манипуляторов принято бояться или, как минимум, не любить. Напрасно совершенно! Во-первых, почти все вынужденно побывали в роли манипуляторов, когда приходилось заниматься воспитанием детей. Помните Бабаев, обитающих под кроватью, сереньких волчков, норовящих укусить за бочок, дедов Морозов, дарящих подарки только послушным? Во-вторых, манипуляция – это далеко не всегда зло. Больше всех подвержены психологическим проблемам люди жесткие. Мягкий человек способен отступиться, сменить позицию и подход, что позволяет ему или смириться, или подобрать другое решение. Жесткий человек, напротив, будет стоять на своем до последнего даже в мелочах. И если его позиция неэффективна, дело окончится неудачей с последующим неврозом. Вывести такого несчастного из его пожизненного пике может только психолог, владеющий искусством манипуляции. Аккуратно, как по минному полю, пробирается он сквозь упрямство и гордость, чтобы ненароком их не затронуть. А потом с хирургической точностью "подсаживает" клиенту спасительную для него идею, но так, чтобы он (не дай Бог!) не подумал, что его пытаются учить жизни.
Есть такая шутка: кто умеет, тот делает, а кто не умеет, тот учит других. Шутки шутками, но для выпускников вузов такое разделение актуально. Стать школьным учителем после университета это не то чтобы сильно зазорно, но очевидно не самый престижный выбор. Наиболее талантливые после окончания учебы идут в науку. Профессия ученого определяет принадлежность к высшему социальному слою так же, как и профессия учителя. И так же, как и профессия учителя, не является особенно престижной. Однако, не везде и не всегда. Чтобы понять этот важный нюанс, надо сделать маленькое отступление.
История знает много попыток поставить иерархию социальных слоев с ног на голову или обойтись с ней другим извращенным способом. Например, после революции в России решили поставить впереди всех рабочий класс. Считалось, что для управления государством никакой особенной квалификации не требуется, и делать это вполне мог и должен был рабочий, вернувшийся со смены на заводе. В теории выглядело красиво, но на практике получился бедлам. И длился он ровно до тех пор, пока классовой системе не вернули ее естественный облик – поставили во главу государства профессиональных управленцев. А ученых стали ценить гораздо выше, чем рабочих и крестьян, хотя и продолжали врать, что это не так.
Нечто подобное произошло в России же, только в начале девяностых. Тогда решили, что самые главные люди в стране – это предприниматели. Казалось, что все беды происходили от существовавшего ранее регулирования экономики, и появившихся в изобилии бизнесменов стали воспринимать как мессий, единственно способных привести общество к благоденствию. Дети в школе перестали хотеть быть космонавтами и врачами, они поголовно захотели иметь свой бизнес. Казалось, власть надо дать предпринимателям, и невидимая рука рынка автоматически расставит все в идеальном порядке. Но внезапно выяснилось, что государство – это не базар, и что уместно на рынке, то не уместно в управлении государством. И что закрывать исследовательские учреждения потому, что они не приносят прибыли, это самоубийство. "Мессии" закономерно провалили свою миссию и ввели страну в штопор, выйти из которого удалось, только восстановив естественную вертикаль. Силовиков опять поставили над предпринимателями, разбежавшихся ученых вернули в НИИ, а высшую власть сосредоточили в руках управленцев, консультируемых специалистами. И осознали, что торговцы не в состоянии грамотно управлять обществом, как не способны на это и рабочие.
В здоровом обществе ученых не просто уважают, а считают высшими авторитетами. Их берегут, и все самое лучшее дают именно им, подобно тому, как организм сперва заботится о работоспособности мозга, а остальным органам ресурсы достаются во вторую очередь. Самые тоталитарные режимы дают студентам отсрочку от армии и даже от мобилизации в военное время. Организм, в котором интересы кишечника обслуживаются вперед интересов мозга так же нежизнеспособен, как и общество, где впереди идут интересы рабочих, предпринимателей или военных. И речь не столько о личных выгодах для ученых, сколько о финансировании науки. В здоровом обществе урезают зарплаты рабочим и облагают огромными налогами предпринимателей, чтобы первые не обленились, а вторые не превратились в зажравшихся князьков. Жестоко, несправедливо? Да! Но другие модели в итоге приводят к гораздо большей жестокости и несправедливости.
Возвращаясь к списку профессий высшего социального слоя, отметим, что никуда не делась и потребность в архитекторах глобальных процессов – элите элит. Только теперь в большинстве культур ее удовлетворяют не священники, а ученые. Юных читателей наверняка интересует вопрос – в каком вузе готовят специалистов данного профиля? Увы, такого вуза нет и быть не может, поскольку для подобной работы нужно сразу несколько квалификаций. Плюс еще очень желательно справить полувековой юбилей, прежде чем пытаться что-то глобально планировать. Конечно, в МГУ есть факультет глобальных процессов, но подготовка на нем имеет с описываемой работой общего только название. В идеале претендент на должность "архитектора Вселенной" должен иметь два высших образования: историческое и психологическое. А "на десерт" можно добавить юридическое и экономическое.
Необходимость исторического образования очевидна. Честно говоря, я не знаю, появилось ли за пару последних столетий что-либо принципиально, в корне новое, не имеющее даже отдаленных аналогов в истории. Все новое это если и не хорошо забытое старое, то, во всяком случае, хорошо доработанное старое. Историк изучает не только факты, но и закономерности. Он должен знать не только событие и его дату, но и факторы, благодаря которым оно стало возможным. Анализ причин и следствий произошедшего – вот занятие, делающее профессию историка актуальной. Не изучавший историю в таком ракурсе обречен на изобретение велосипедов, которые будут ломаться в тех же местах, что и пятьдесят, и сто лет назад.