Полная версия
Dark Souls: за гранью смерти. Книга 2. История создания Bloodborne, Dark Souls III
Лидер Школы Менсиса не сделал выбор ни в пользу крови, ни в пользу озарения. Он остался верен своим немного безумным принципам и был готов на все, чтобы связаться с Великими. Ритуалы, разработанные Школой, приводили жителей Яаар’гула в ужас. По деревне разъезжали многочисленные дилижансы, забитые гробами, которые, по всей вероятности, передавали ведьмы Хемвика[123], чтобы доставить Миколашу тела, необходимые для ритуалов.
Миколаш вступил в контакт с Великим и поднялся до уровня хозяина Кошмара Менсиса, но ритуал, проведенный им, имел катастрофические последствия: появление красной луны обрекло на гибель все человечество, и в первую очередь жителей Духовной деревни. К счастью, Виллем и Ром, благодаря уровню развития, которого они достигли, сумели поставить защиту, чтобы скрыть луну от мира людей, – достаточно иронично, учитывая то, что Виллем разочаровался в человечестве и в его предназначении. Но все же он решил спасти людей от злых умыслов Миколаша: тут, так сказать, добро победило зло.
В общем, Миколаш представляется нам единственным истинным злодеем в Bloodborne[124]. Движимый злобным безумием, весьма характерным для такого типа персонажей, он с большим удовольствием занимает эту манихейскую роль, если, конечно, таковая существует, ведь в играх Souls все образы часто имеют свои нюансы.
Гилберт
Гилберт родился не в Ярнаме. У него остались плохие воспоминания о прибытии в город, где ему был оказан плохой прием, и позднее он описывал жителей Ярнама как очень недружелюбных: «Ярнамиты мало что рассказывают чужакам», – говорит он герою, скрываясь за створками окна. Гилберт тем не менее поселился в доме в центре Ярнама и живет там, как самый обычный горожанин. Это удачная встреча, ведь Гилберт довольно болтлив и знает много забавных историй о прошлом поселения. Например, именно он направит игрока, ищущего бледную кровь, упомянутую в начале повествования, в Церковь исцеления и расскажет о разных типах крови. А еще между приступами кашля он поведает герою, что и сам заразился пепельной кровью: неизлечимой болезнью, при которой кровослужение может лишь временно облегчить страдания. Эта информация поможет нам немного узнать о его прошлом. Гилберт, скорее всего, прибыл в Ярнам до или во время Чумы зверя, то есть за несколько лет до начала событий игры. Кажется, он даже и не подозревает о связи между появлением чудовищ и кровослужением, практикуемым Церковью исцеления, и рад тому, что его «эта чума не тронула». В конце, после появления красной луны, игрок найдет, к сожалению, превращенного в чудовище Гилберта, гуляющего снаружи дома. Придется убить того, кто был приветлив с героем с самого начала и помогал ему в поисках ответов. «Когда красная луна висит низко, грань между человеком и чудовищем размывается», – никогда еще эта цитата не была такой точной. Гилберт, даже будучи чужестранцем, в конце концов является наиболее красноречивым и достоверным воплощением судьбы жителей Ярнама.
Прячущиеся в Часовне Идон
В отличие от Гилберта, который решил остаться дома, некоторые выжившие жители Ярнама отправились искать убежища в Часовне Идон. «The Blind Samaritan» («самаритянин часовни»), как указано в официальном руководстве, занял помещение часовни, чтобы превратить его в место приема граждан, ищущих убежища среди ночи грандиозной охоты. Вокруг часовни зажжены благовония, которые отпугивают чудовищ.
В этом месте соберется несколько персонажей, чьи истории важны для повествования. Например, пересекутся линии сюжетов монахини Аделлы и проститутки Арианны, между ними возникнет соперничество. Они обе хотят помочь игроку в его путешествии и предложат взять немного их крови: Аделла даст «качественную» кровь от Церкви исцеления, а Арианна – испорченную, то есть кровь из Кейнхёрста. Если принять оба пузырька, то обстановка в Часовне Идон станет более напряженной.
Другие жители Ярнама, гости Часовни, а точнее, одинокая старушка и недоверчивый мужчина, ведут себя довольно недружелюбно. С приходом Нищего[125] в этом святом месте начинают происходить убийства[126], которые порождают сначала недоверие, а затем и панику среди местных жителей – и самым напуганным в этой группе будет выглядеть самаритянин, хозяин приюта. Этот персонаж хоть и доброжелателен во всех отношениях, но заключает в себе что-то ненормальное. В его внешности уже нет ничего человеческого. Большая часть тела скрыта бордовыми лохмотьями, но огромные кисти рук сразу же бросаются в глаза и вызывают опасения, как и сероватая кожа, и странная осанка, намекающая на отсутствие нижних конечностей. Он, конечно, пытается мыслить позитивно, но ничего не помогает: этот персонаж крайне напуган. Еще одна примечательная деталь – самаритянин держит в руках руну Бесформенного Идона, того самого Великого, который оплодотворит Арианну, если она, конечно, доживет до наступления красной луны. Возможно ли, что самаритянин по приказу хозяина должен был привести в Часовню женщину, способную выносить дитя Великого? Ведь беженцы – это почти все оставшиеся в Ярнаме здоровые люди, и избранная женщина вполне может находиться среди них. Разве не так?
Дерзкий Иззи
Достаточно мало известно об охотнике Иззи, которого прозвали Дерзким. Его имя, как и имя Арчибальда, упоминается в описании разных предметов, но сам герой не появляется в игре. А еще Иззи, как и Арчибальд, увлекался изучением чудовищ, так что этому охотнику мы обязаны изобретением некоторых видов оружия и аксессуаров. Во время прохождения можно найти два его главных творения: Коготь чудовища (оружие, созданное из костей черной твари) и Рев чудовища (мощная магическая атака, также позаимствованная у черной твари), который жестоко разбрасывает врагов, – два мощных, но очень опасных предмета, ведь они черпают силу из чудовищной сущности того, кто их использует, и каждое их применение приближает владельца к превращению в монстра.
Простушка Гратия
Высокая и неуклюжая Гратия предпочитала иные методы охоты, чем были у ее коллег. Она не умела обращаться с огнестрельным оружием и вместо него использовала Кулак Гратии, «кусок железа с дырками для пальцев», оглушающий противников в ближнем бою, – оригинальное оружие, которое игрок может найти на трупе его создательницы. Она была заперта в тюрьме, в подземельях Церкви исцеления (эту локацию мы посещаем в Кошмаре охотника). Вероятно, причиной ее заключения стал непредсказуемый характер охотницы и опасность, которую она представляла для коллег. Хотя, возможно, это произошло из-за неприязни и нетерпимости других охотников к таким, как она: поза, в которой мы находим Гратию, говорит нам, скорее, о том, что в последние моменты жизни девушка молилась или же ей попросту было страшно, а вовсе не о том, что ей овладело неконтролируемое и смертельно опасное безумие. Прозвище «простушка» и странная физиология – вот причины такой печальной судьбы.
Великие и другие космические существа
Великие – главная загадка всей Bloodborne. Об их существовании или предназначении очень мало информации, по правде говоря, ее практически нет. Но роль этих мистических созданий в игре так высока, что нам безумно хочется, да мы даже просто обязаны построить несколько гипотез о них – пусть в основе теорий и лежит очень малое количество материала, но иногда даже простое имя или какой-то жест могут поведать нам многое!
Исходя из того, что мы только что рассказали в разделах «История» и «Персонажи», кажется, было бы странным поместить всех Великих в одну категорию. Некоторых из них, например Ибраитас, часто называют «космическими созданиями», в то время как другие, вроде Идона, даже не имеют телесной оболочки. Поэтому нам придется отбросить некую классификацию и рассматривать каждого Великого как отдельную, самостоятельную сущность, а не как очередного представителя сверхчеловеческого вида. Не стоит забывать, что именно люди одарили этих существ именем «Великие»: достаточно расплывчатый термин, который еще раз отражает религиозное почитание и желание людей достичь новой, высшей ступени, приписываемой этим существам.
Представьте, что наш вид столкнулся с внеземными существами, превосходящими нас во всех отношениях: остался бы человеческий род на той же технологической и духовной стадии? Или мы используем эту возможность и попытаемся возвыситься до их уровня или хотя бы приблизиться к нему? Если учесть историю развития человечества, то такой вопрос априори[127] даже не возникает. Эта тема – одна из главных в Bloodborne. Каждый Великий развивается на собственном уровне и, так или иначе, с презрением относится к низшим существам, которые, обладая столь ничтожным уровнем развития и разума, стараются приблизиться к высшим созданиям. Именно в этом оригинальном контексте все особенности повествования, заложенные в прошлых играх от FromSoftware, приобретают особый масштаб и интерес. Сюжет вновь представлен в виде огромной головоломки, которую нужно собрать по частям – как и в других Souls, – но на этот раз история приобретает совсем иное значение. Bloodborne – это раскрытие тайны Великих с точки зрения простого человека, обычного охотника, за которого мы играем. Головоломка – не просто очередной способ рассказать нам историю, это – целый нарративный дизайн[128], причем очень изобретательный. Игроку нужно понять всю суть Великих, чтобы пройти весь путь, который закончится противостоянием с одним из самых загадочных представителей этих существ: с Присутствием Луны.
Присутствие Луны
Присутствие Луны – интригующий персонаж, который особенно запоминается своим внезапным появлением в конце, словно deus ex machina[129]. Один из самых загадочных и увлекательных участников истории. На основании нескольких подсказок, спрятанных в игре, мы уже сделали предположение о таинственных целях существа. В данном разделе мы предлагаем продолжить размышления об этом персонаже и разобрать еще несколько теорий о нем.
Прежде всего, имя этого Великого породило много теорий. Это не имя-собственное, как Идон или Ибраитас, и не классификация рода, как Амигдала. Присутствие Луны скорее обозначает уникальную сущность персонажа, его постоянное присутствие, ведь луна преследует нас на каждом этапе, разве что днем ее нет, но даже тогда луна недалеко от нас. Прежде чем предстать перед игроком в облике финального босса, этот Великий, в соответствии со своим именем, преследовал нас, олицетворяя луну, как Диана в римской мифологии, Икшель у племен майя или Цукуёми в синтоизме. Таких примеров много, ведь люди всегда были склонны к символизму и всегда давали подобные имена явлениям, которые они не могли объяснить. В Bloodborne эта темная сущность, встречающая нас в конце игры, зовется лишь Присутствием Луны, и истинное имя Великого неизвестно представителям человечества, низшим существам.
Встретившись с людьми, этот Великий отстранился от них. Статус божества сделал его совершенно недоступным для простого человека. Кажется, что он даже возвышается над другими Великими. Идон почитается некоторыми служителями Церкви исцеления, Ибраитас поделилась с Хором своими знаниями, любопытные Амигдалы были заинтересованы тайными ритуалами Школы Менсиса, Кормилица Мерго предоставила Миколашу, который смог установить с ней контакт, почетное место в своем кошмаре. Но Присутствие Луны, хоть оно и обратилось к Герману, заманив его в свой Сон охотника, всегда оставалось в тени, делегируя все полномочия Первому Охотнику и даже иногда заменяя его (речь идет об одной из трех концовок, где игрок, одолев Германа, оказывается в его инвалидном кресле). Но Присутствие Луны продолжало выполнять свои обязанности Великого, а именно, занимать свою лунную роль.
Луна в Bloodborne отличается от нашей, земной луны. Ее истинный облик – красная луна, как мы можем узреть на последнем этапе игры. А белое сияние, которое мы видели до этого, на самом деле получалось в результате действия щита, установленного Виллемом и Ром. И правда, когда защита исчезает и небесное светило появляется в истинном красном цвете, люди оказываются в еще большей опасности. Они начинают обращаться в чудовищ, а женщин посещают Великие, чтобы оплодотворить их. Присутствие Луны проявляется в человеческом мире через этот небесный объект, пагубно влияющий на людей; стоит ли напоминать, что этот Великий их презирает?
Присутствие Луны обитает на нескольких слоях бытия: в основном мире (можно ли назвать этот мир реальным?) и во Сне охотника, создателем которого оно и является. Там Великий появляется в качестве босса, словно выходя к нам на финальную схватку из луны, ставшей кроваво-красной. Упоминание Присутствия Луны есть также и в Кошмаре охотника, в самом конце DLC, во время сцены перед битвой с Сиротой Кос: когда существо смотрит на луну, бледно-желтую и частично скрытую, мы слышим плач, но это не плач младенца, а плач Германа. В сцене повторно используется озвучка из одного редкого диалога с Первым Охотником, в котором он рыдает, находясь в отчаянии из-за своей участи пленника сна, умоляя друзей Виллема и Лоуренса прийти к нему на помощь. В этот краткий миг, пока Сирота глядит на луну, устанавливается связь Кошмара охотника со Сном, а значит, и с Присутствием Луны, которое снова доказывает способность проникать в другие измерения.
Стоит упомянуть еще один момент. В интервью, которое давалось для официального руководства, Хидэтака Миядзаки сделал сравнение между Присутствием Луны и Бледной кровью. Сам термин «Бледная кровь» встречается в игре лишь четырежды.
Первый раз – загадочный доктор в самом начале наших приключений. «О да… Бледная кровь»[130], – говорит он перед тем, как издать странный звук, словно потеряв ход мыслей и пытаясь вернуться к беседе[131]. Затем он меняет тему, приветствует игрока и проводит тому кровослужение. Второй раз это слово встречается в Клинике Йозефки – надпись, сделанная от руки, гласит: «Ищите бледную кровь, чтобы преодолеть охоту». Напомним, что именно в этой клинике происходят события вступления: возможно, доктор, упоминающий бледную кровь, только что сам узнал о ней… Третий раз мы встречаем термин в записке, найденной в Духовной деревне, Яаар’гул: «Узрите! Бледнокровные небеса!». И наконец, в лекционном корпусе: «Безымянное присутствие луны, призванное Лоуренсом и его соратниками. Бледная кровь».
Термин кажется таким важным, но таким непонятным. Важен он, потому что, во-первых, это слово – первое, что слышит игрок, а во-вторых, оно связано с ключевыми сюжетными элементами: «преодолеть охоту» или «безымянное присутствие луны». А непонятное, потому что термином «бледная кровь» может называться кто или что угодно. Некоторые предполагают, что термин связан с главным героем, который должен «преодолеть охоту» и положить ей конец, сам же Миядзаки связывает его с Присутствием Луны. На самом деле, в интервью, которое мы упоминали, он дал два пояснения. Первое – это цвет неба, когда в мир людей приходит красная луна: розово-голубое, очень бледное, «как обескровленное тело»[132]. А поиски бледной крови, по словам Миядзаки, связаны с ритуалами Менсиса, которым нужно положить конец, чтобы завершить охоту. Красная луна – прямой синоним Присутствия Луны, чье второе имя, как отметил Миядзаки, – Бледная кровь. Создатель Souls решил не углубляться дальше в эти рассуждения, оставив тему открытой для воображения игроков… и себя самого!
Прежде чем мы завершим рассказ о Присутствии Луны, нам стоит обсудить еще одну интересную теорию о целях этого Великого, которая сильно отличается от гипотезы, которую мы выдвинули во время анализа истории мира и сюжета. Эта теория заключается в том, что Присутствие Луны – некий хищник, чьей целью является уничтожение детей Великих. В основу теории легли странные записки, которые игрок может найти в лекционном корпусе: «Безымянное присутствие луны, призванное Лоуренсом и его соратниками. Бледная кровь», «Охоться на великих. Охоться на великих», «Мастер Виллем был прав. Эволюция без отваги станет погибелью нашей расы», «Три трети пуповины».
Первая записка дает нам отсылку к Лоуренсу, который призвал Присутствие Луны вместе с Виллемом и Германом, чьи имена обычно не упоминаются. Великий воспользовался возможностью и начал охоту на других Великих, как указывает нам вторая записка. Под влиянием луны, вездесущей во время долгих ночей охоты, звероловы взялись за выполнение своей миссии – поиск Великих, особенно их детей. «Каждый Великий теряет свое дитя», – говорит нам описание трети пуповины, но ни в одном описании не указана причина смерти ребенка: они умирали неестественным путем, на них охотились, их уничтожали – вот и все. «Когда красная луна висит низко, грань между человеком и чудовищем размывается. И когда снизойдет Великий, в чреве появится дитя». Мы уже несколько раз приводили эту цитату, но теперь можем увидеть отсылку к методам охоты, которыми пользовалось Присутствие Луны. Появляясь на небе в образе красной луны, этот Великий привлекал других Великих, желавших зачать дитя. Охотники выслеживали новорожденного и убивали его. Охотники – всего лишь ищейки коварного Присутствия Луны.
Так Матерь Кос лишилась дитя, когда в Рыбацкую деревню заявился Виллем вместе с несколькими охотниками. Затем настал черед ребенка Присутствия Луны, которого убил или Герман, или его собственная мать Мария, что была охотницей, а значит, находилась под влиянием красной луны. Уродливый ребенок Арианны и Идона тоже вскоре упокоится, на этот раз благодаря игроку. Останется только одна аномалия: Мерго. Убитый еще во времена цивилизации Птумеру, возможно, теми же методами охоты, ребенок королевы Ярнам все еще остается живым в Кошмаре Менсиса. Главная задача – устранить эту аномалию.
Третья и четвертая записка из лекционного корпуса показывают нам, как Мастер Виллем осознал, что Присутствие Луны представляет большую угрозу, и понял, что его слуги, его охотники теперь не могут служить делу Университета. Безусловно, увидеть эту правду ему позволила Кос[133] (она подарила ему и Ром внутренние глаза и озарение). К сожалению, сила Мастера была ограничена, и он смог лишь попросить Ром временно установить щит, чтобы сдержать силу Присутствия Луны. Виллем нацарапал две записки, чтобы рассказать будущему герою (в мифическом смысле этого слова[134]), как можно все вернуть на круги своя. Слово «отвага» в третьей записке относится к финальному противостоянию с Присутствием Луны, которое становится возможным, если поглотить три трети пуповины (как и указано в последнем послании). Герой, одержавший победу, перевоплощается в отпрыска Великого, который на этот раз останется жив, ведь хищная угроза, исходящая от Присутствия Луны, наконец-то устранена. Этот символ возрождения действительно очень значим, ведь он означает эволюцию человечества. Новый этап развития, которым бы гордился Мастер Виллем.
Идон, невидимый Великий
В отличие от Присутствия Луны, невидимый Идон – это Великий, о котором знают люди. Сторонники Церкви исцеления поклоняются ему, поклоняются крови, самой «сущности Великого Идона», как указано в описании руны Идон Корч, где можно найти следующую фразу: «Идон ‹…› тайно ищет эту ценную кровь»[135]. Кэрилл, создатель рун, смог запечатлеть звуки, издаваемые Идоном, в том числе его голос. Приблизиться к Великому пытались и служители Церкви, желавшие разгадать секрет древней крови. Именно они дали многим местам Ярнама имя этого Великого, например Часовня Идона или Гробница Идона. Кстати, слово «гробница» легло в основу странной теории о смерти этого Великого. Мертвый Идон изменил образ своего существования, став, таким образом, «Невидимым», не имеющим материальной формы (на английском – «Formless», т. е. «бесформенный»). «Великий Идон, не имеющий формы, существует только в виде голоса», – можем мы узнать из описания руны Бесформенного Идона. Как Присутствие Луны проникает в другие миры через лунный свет (в реальный мир, в сон и в кошмар), так и Идон появляется в мирах через звучание голоса. Никто не может точно описать, как звучит его голос или какие звуки он издает, но существование Великого Бесформенного в мире людей неопровержимо. Так Идон, или его звуковое проявление, явился к Арианне в конце игры и оплодотворил ее, как мы уже рассказывали ранее. Вполне возможно, что Идон существует в нескольких измерениях, и теория о его смерти не кажется убедительной. А Гробница Идона (по факту, обычное кладбище), скорее всего, была названа так в качестве дани уважения Бесформенному. Это кладбище находится возле Часовни Идона и, скорее всего, является частью некоего архитектурного комплекса, места поклонения. К тому же в описании ключа к Гробнице можно найти упоминание «обитателей Идона», так называли тех, кто живет в этом месте, в самом центре Соборного Округа города Ярнам.
Имя Идон может происходить от слова «одеон», связанного с архитектурой Древней Греции и Рима. В этих зданиях, напоминающих устройством и размером современные театры, проводились певческие состязания и конкурсы поэзии: постройки, посвященные голосу и его проявлению, – вот вам и связь с особенностью этого Великого, который существует через голос.
Кормилица Мерго и Мозг Менсиса
Ситуация курьезная, но в Кошмаре Менсиса оказалось сразу два Великих: Кормилица Мерго (создатель кошмара и финальный босс жуткой локации) и Мозг Менсиса, неподвижный, спрятанный в темных закоулках замка, построенного в этом нереальном месте. Но как такое «сожительство» вообще стало возможным?
Кормилица Мерго – двуногий Великий черного цвета с огромными крыльями, как у ворона. Она одета в некие, если можно так сказать, лохмотья, в каждой из ее шести рук зажато темное лезвие, которое отражает свет луны во время некоторых атак. Ее лица нам не видно, оно либо скрыто за клочьями одежды, либо просто невидимо, словно слилось с темнотой ночи. Битва с этим боссом разворачивается в самой верхней части замка, в круглой комнате с разрушенным потолком, открывающим вид на темное, беззвездное небо, освещаемое лишь светом бледной луны. В центре зала стоит колыбель, в которой плачет малыш Мерго. Но увидеть младенца невозможно, коляска кажется пустой. О том, что ребенок находится в комнате, говорит только его плач, а после смерти Кормилицы младенец и вовсе замолкает. Против Кормилицы Мерго, как и в битве с Отцом Гаскойном, можно использовать музыкальную шкатулку, что доставит ей некие неудобства. В теме босса слышны мотивы мелодии, проигрываемой этим небольшим артефактом, так что, похоже, между Великими и шкатулкой есть реальная связь. Поскольку иных доказательств связи Кормилицы Мерго с семейством Гаскойн у нас нет, мы можем предположить, что песня из шкатулки – просто традиционная колыбельная жителей Ярнама, возможно, она передалась им от цивилизации Птумеру. А может быть, шкатулка была найдена на останках древней цивилизации, а Отец Гаскойн починил ее для своих дочерей, увековечив эту успокаивающую мелодию, прошедшую сквозь века и цивилизации.
Но уровень загадочности Кормилицы Мерго даже рядом не стоит с туманом тайн, окружающим Мозг Менсиса. Описание Живой нити говорит нам, что мозг – «настоящий Великий», но есть предположение, что его создали последователи Школы Менсиса. Если прочитать описание трети пуповины, забранной у Мерго, то можно узнать следующее: «Этот нерв даровал Менсису встречу с Мерго, но результатом стало лишь мертворожденность их мозгов». Это существо, огромная масса с множеством глаз – результат слияния мозгов учеников Миколаша. Мозг Менсиса был поставлен в качестве охранника замка от захватчиков. Игрок встречается с атаками мозга еще на подступах к замку: почти невидимые копья, выступающие с высоты здания, пронзают главного героя и наносят ему урон безумия – эта атака напоминает нам о Зимних фонарях (Winter Lanterns в официальном руководстве), монстрах с огромным мозгом и множеством глаз на нем, которые очень быстро могут погрузить главного героя в безумие. На пути к Мозгу Менсиса наш аватар встретит целую кучу таких противников. Когда игрок активирует нужный рычаг, Мозг с вершины замка упадет в его темные глубины, напоминающие Бездну из Dark Souls. Неподвижный Мозг Менсиса больше не будет атаковать, поэтому к нему можно спокойно подойти. Он даже подарит главному герою руну Луна, если игрок попытается установить с ним контакт, изобразив руками полумесяц[136]. Может быть, Мозг получал силы от лунного света, освещающего замок? Это вполне объясняет его бессилие после погружения в полную тьму. Всего несколько ударов по неподвижному противнику – и Великий мертв.
Амигдалы и Лоскутик
Мир Bloodborne населяет множество Великих, относящихся к виду Амигдал. Игрок не раз встретит этих существ во время путешествия. Первый раз – на выходе из Часовни Идона, на небольшой площадке, в центре которой находится колодец: в углу лежит труп охотника, и если приблизиться к нему, то возникнет портал, через который появится рука Амигдалы. Если ей удастся схватить игрока, то он сразу же погибнет, впав в безумие. Но, разумеется, если у главного героя больше 40 очков озарения, то он заранее заметит Амигдалу, сидящую на фасаде часовни и выжидающую следующую жертву. А если у вас есть Глаз напившегося крови охотника, который можно получить у посыльных во Сне охотника, то Амигдала перенесет игрока в Кошмар охотника, где разворачиваются действия DLC. Помимо этого, на крышах Ярнама живет множество других Амигдал, скрывающихся в невидимом для людских глаз измерении. Большая их часть обитает в Яаар’гуле, привлеченные в деревню тайными ритуалами Школы Менсиса. На пути от Соборного округа до Духовной деревни на игрока нападет еще одна Амигдала[137]. Она схватит наш аватар так же, как возле Часовни, но на этот раз перенесет его в Лекционный корпус, где мы встретим человека-паука Лоскутика, о котором речь пойдет чуть позже. Лекционный корпус – это тайное, потустороннее место, отчужденное отражение университетского зала, словно некое эхо Бюргенверта. Из него можно пройти на Границу Кошмара – часть сна, где игроку предстоит сразиться с одной из Амигдал. Эта особь, огромная и агрессивная, кажется непохожей на сородичей, словно между Амигдалами существует некая иерархия, и это – королева вида. Может, Амигдалы обладают неким коллективным разумом, как муравьи? По крайней мере, поведение одной из них не отличается от поведения других. Но обычаи и правила этих Великих все еще остаются загадкой.