
Полная версия
Перл-Харбор. Хроника внезапного удара
К планированию операции был привлечён капитан 2-го ранга Минору Гэнда, которому одному из первых принадлежит разработка тактики с использованием не одиночных авианосцев, а целых авианосных соединений. Гэнда отвечал за разработку авиационной части операции. За морскую часть операции отвечал капитан 1-го ранга Камэто Курасимо – заместитель начальника штаба Ямамото.
Первоначальный замысел предполагал атаку самолётов с расстояния свыше 500 миль от Пёрл-Харбора. Так как дальности полёта самолётов не хватило бы для возвращения, то самолёты должны были садиться на воду, а экипажи – подбираться подводными лодками. Большая дистанция атаки позволила японским авианосцам быстро уйти в случае ответного удара со стороны американцев. Другой план предлагал атаку с дистанции 300 миль, но в этом случае повреждённые самолёты не смогли бы вернуться на авианосцы. Гэнда отверг эти планы, считая, что они принесут вред моральному духу пилотов. Гэнда придерживался плана, согласно которому авианосное соединение должно было приблизиться скрытно, на наиболее близкое расстояние к цели атаки. Нападение должно было быть внезапным, осуществлено рано утром с привлечением торпедоносцев, бомбардировщиков и истребителей.
План операции получил название как «операция Z», в честь сигнала Z, который подал адмирал Того перед началом Цусимского сражения 1905 года.
Главная проблема была в том, что гавань Пёрл-Харбора была мелководной для японских авиационных торпед – всего лишь 12–13 метров. Японские же торпеды уходили на глубину более 20 метров, потому взрывались при ударе о дно. Для решения проблемы малых глубин в Пёрл-Харборе японцами создали модифицированную торпеду Tupe Koku Gyorai-91 (Тип 91). К хвостовым стабилизаторам крепили деревянные стабилизаторы, которые не давали торпеде уйти глубоко в грунт. При погружении в воду деревянные стабилизаторы отделялись от торпеды. Крен торпеды контролировался уникальным механизмом контроля вращения- системой углового ускорения (PID-контроллер). 450-мм торпеда при массе более 800 кг (масса боевой части-более 300 кг) и длине свыше 5 метров, двигаясь со скоростью 78км/ч, могла поражать цели на дистанции до 2000 метров.
Для поражения бронированных целей японцами были созданы бронебойные бомбы тип-99, №80 модель 5. Их делали из 410 мм снарядов корабельных орудий. Вес такой бомбы достигал 800 кг. Высотные бомбардировщики должны были сбрасывать эту бомбу с высоты 3000 метров. Именно такая бомба решает судьбу линкора «Аризона» и более 1000 человек его экипажа.
Когда Ямамото представил план нападения на Пёрл-Харбор штабу флота, то встретил сопротивление и критику. Были высказаны сомнения относительно того, что в пути до Гавайев длиной в 300 миль и продолжительностью в 2 недели японский флот не будет обнаружен противником, следовательно, внезапность будет утрачена. Кроме того, существовали проблемы с дозаправкой кораблей в пути, существовала возможность плохих погодных условий. И авианосцы требовались для наступления в Юго-Восточной Азии. Адмирал Ониси и Кусака предлагали компромиссный вариант с использованием 3 авианосцев. Ямамото настаивал на том, что в операции должно быть задействовано 6 авианосцев. В конце концов Ямамото надоели все эти споры и в октябре 1941 он пригрозил своей отставкой. Угроза возымела действие и план Ямамото был принят. 4 ноября адмирал Нагано представил план императору. 7 ноября 1941 года адмирал Ямамото подписал оперативный приказ № 1 по объединённому флоту, в котором говорится, что Кидо Бутай нанесёт внезапный удар по флоту США в гавайских водах 8 декабря 1941 года.
Для осуществления Гавайской операции («Хавай-сакусэн») или операции AI был выбран маршрут через северную часть Тихого океана. Предстояло сделать почти невозможное – пройти незамеченными весь путь до Гавайев, длиной в 3000 морских миль. Выбранный маршрут находился далеко в стороне от судоходных маршрутов, что означало для Кидо Бутай минимальные шансы быть обнаруженными.
Местом сосредоточения Кидо Бутай была выбрана бухта Хитокаппу н острове Итуруп. За 4 суток до атаки соединение должно было прийти в состояние боевой готовности. За сутки до атаки соединения должно было прийти в состояние боевой готовности. За сутки до атаки требовалось выйти в районе 33 северной широты и 157 западной долготы.
Для дозаправки в пути флот должны будут сопровождать танкеры. Кроме того, на случай невозможности дозаправки из танкеров по причине погодных условий на кораблях были размещены бочки и канистры с топливом. Утром в день атаки нужно было выйти в район в 200 морских миль к северу от острова Оаху. В выборе района атаки – с севера сыграло роль сообщения Ёсикавы, что американская авиация патрулирует район только к югу от острова Оаху, игнорируя район к северу.
В нападении должно было принять участие 360 самолётов в двух волнах. Оставшиеся самолёты должны будут осуществлять воздушное прикрытие соединения на случай ответного удара противника.
В первой волне должны были принять участие 189 самолётов (40 торпедоносцев, 50 высотных и 54 пикирующих бомбардировщиков, а также 45 истребителей). Эта волна должна была стать основной ударной силой. Торпедоносцы главной целью атак должны иметь линкоры и авианосцы, при их отсутствии – крейсера и эсминцы. Высотные бомбардировщики должны были наносить удар кораблям, закрытым от торпедных атак. Пикировщики должны атаковать наземные цели, истребители должны атаковать американские самолёты на аэродромах и осуществлять воздушное прикрытие.
Объект атаки был разделён на 5 зон. Первая зона занимала район между военно-морской верфью и островом Форд, который находился в центре гавани Пёрл-Харбора. Эта зона разделялась на несколько частей и была основным объектом атаки – именно там находились линкоры. Вторая зона атаки – к северо-западу от острова Форд. Остальными секторами для атаки были районы небольших бухт. Взлёт первой волны должен был начаться за час до восхода солнца. Через 1,5 часа после первой волны должна была взлететь вторая волна – 171 самолёт (54 высотных и 81 пикирующий бомбардировщик, 36 истребителей). Вторая волна должна была в первую очередь атаковать авианосцы, окончательно уничтожив их, разнести вдребезги настолько основательно, чтобы их нельзя было восстановить. Но, к великому разочарованию японцев, авианосцев в Пёрл-Харборе не оказалось. После авианосцев вторая волна должна была подвергнуть ударам крейсера, затем – линкоры.
Был также запланирован отвлекающий удар. Эсминцы из 7-го дивизиона 7 декабря, в день атаки Пёрл-Харбора, должны были совершить «набег» на военно-морскую базу США на атолле Мидуэй и обстрелять её. Это осуществили бы эсминцы «Акэбоне», «Сазанами» и «Усио» под командованием капитана Канаме Кониси.
Гэнда считал, что после воздушной атаки на Пёрл-Харбор необходимо провести десантную операцию для захвата Гавайских островов. Он считал, что для этого достаточно от 10000 до 15000 человек. Но этот план был отвергнут командованием из-за недостаточного количества сухопутных войск и несогласия на эту операцию командования Императорской армии Японии. Кроме того, этот план выглядел авантюристичным. Помимо проблем с переброской десантных войск на огромные расстояния, предстояло сломить сопротивление многочисленного гарнизона, опирающегося на сильные укрепления. Ведь только сухопутные силы США на Гавайях насчитывали 45000 человек, не считая персонала флота. Американцы располагали сильными артиллерийскими батареями, с орудиями крупного калибра. Учитывая то, что береговая оборона американцев на Пёрл-Харборе во время нападения не была подавлена, то японский десант обломал бы себе зубы в этой операции. Ни 10000, ни 15000, ни даже 30000(как предлагал Ясудзи Ватанабэ) не сумели бы захватить Пёрл-Харбор, не говоря уже об удержании захваченного.
Для нападения на Пёрл-Харбор был решено задействовать 3-й дивизион подводных лодок, в котором было пять сверхмалых подводных лодок класса «Ко-хётэки» (Тип А). Эти субмарины имели водоизмещение 47 тонн, при длине 23,9 метров ширине 1,8 метров и высоте 3 метра, могли развивать скорость в надводном положении – 23 узла. «Ко-хётэки» могли погружаться на 30-метровую глубину и двигаться под водой со скоростью 19 узлов. Вооружения составляли 2 450-мм торпеды. Экипаж – 2 человека.
Помимо торпедных атак не исключалась возможность тарана этими подводными лодками вражеских кораблей. Экипажам этих субмарин отводилась роль смертников.
Лейтенант 2-го ранга Кадзуо Сакамаки (1 из командиров «Кё-хётэки») в своём письме от 16 ноября 1941 года писал: «Чтобы не случилось со мной – если я уйду, это будет на службе моей страны. Невозможно передать словами, насколько я благодарен за возможность бороться за мир и справедливость».
Но, впрочем, человек полагает, а Бог располагает: для Сакамаки выпадет «честь» оказаться первым японским военнослужащим, оказавшимся в американском плену. 9 других человек из экипажей «мини-субмарин» и погибших во время операции, были награждены посмертно и считались героями. Сакамаки не только не был награждён за то что осмелился остаться в живых, но после возвращения из плена даже будет получать письма с угрозами. В них содержались требования смыть «позор», совершив ритуальное самоубийство-сэппуку. Сакамаки станет убеждённым пацифистом.
Носителями сверхмалых подводных лодок были субмарины Y-16, Y-18, Y-20, Y-22, Y-24, так как «Ко-хётаки» не могли самостоятельно добраться до Гавайев из-за ограниченной дальности плавания. Предполагалась также эвакуация экипажей сверхмалых подводных лодок после выполнения задания. Но, было понятно, что для них это был «билет в один конец».
Следует отметить существенные недостатки Гавайской операции. Это то, что потопленные корабли в мелководной гавани Пёрл-Харбора через какое-то время будут подняты, отремонтированы, и снова введены в строй.
Нападение на Пёрл-Харбор в выходной день застанет значительную часть экипажей кораблей на берегу в отпуске, что значительно снизит число людских потерь.
С лета 1941 года японские лётчики проходили интенсивные тренировки, отрабатывая сброс торпед на мелководье и бомбометание по целям. Тренировки проводились в заливе Кагосима на острове Кюсю. Пикирующие бомбардировщики должны были выходить из пике на высоте в 450 метров. Горизонтальные бомбардировщики должны были поражать цель с высоты в 3000 метров. Торпедоносцы учились сбрасывать торпеды с высоты менее 20 метров. В ходе тренировок достигнуты значительные успехи. Морские лётчики Японского Императорского флота считались подготовленными, если имели не менее 700 часов лётной подготовки.
26 ноября 1941 года Кидо Бутай вышла из залива Хитокаппу на острове Итуруп в 6:00 по местному времени. На Гавайских островах это было ещё 25 ноября 10:30. В Вашингтоне было 16:00 25 ноября.
29 ноября командующий соединением вице-адмирал Нагумо получил сообщение о безнадёжности переговоров между Японией и США, что означало неизбежность войны. Если бы к 29 ноября Япония и США пришли бы к компромиссу, то японский флот вернулся бы в свои базы. Но компромисса достичь не удалось, и теперь японский флот двигался к своей цели, чтобы решить спор между Японией и США военной силой.
Японское соединение на протяжении всего перехода к Гавайям строжайше соблюдало режим радиомолчания, но при этом получало сообщения из штаба флота. Корабли соединения проводили дозаправку из танкеров во время похода, пока шторм не сделал её невозможным. 1 декабря японское соединение в Западное полушарие.
2 декабря Нагумо получил приказ: «Ниитако-ямо ноборэ 1208» – «Взойдите на гору Ниитако 1208» (гора Ниитако, или Юйшань-на острове Тайвань, высота 3952 метра). Это означало начать атаку 8 декабря (по японскому времени), то есть 7 декабря по гавайскому времени.
4 декабря японское соединение повернув на юг, взяло курс на Гавайские острова. 5 декабря было встречено какое-то торговое судно (из-за плохой видимости его принадлежность не установлена), оно не передало никаких радиосообщений. 5 и 6 декабря удалось провести дозаправку. Во время перехода Кидо Бутай к Гавайским островам японцы активно использовали радиообман. Для этого с острова Кюсю передавались ложные радиосообщения. Американская радиоразведка была введена в заблуждение и была уверена, что 1-й Воздушный флот Японии продолжает находиться в японских водах, проводя учения. Здесь японцы успешно воплотили принцип древнекитайского теоретика Сунь Цзы: «Война – это путь обмана».
6 декабря на кораблях Кидо Бутай было вывешено обращение адмирала Ямамото: «От этой компании зависит судьба Империи. Каждый из вас должен сделать всё возможное». На мачте флагмана авианосца «Акаги» взвился сигнальный флаг «Z». 27 мая 1905 года такой флаг был поднят на флагманском броненосце «Микаса» во время Цусимского сражения с русскими. И означал он именно то, что высказал адмирал Ямамото в своём обращении 36 лет спустя. Интересно то, что флаговые сигналы перед Пёрл-Харбором и Цусимой прямо восходят к флаговому сигналу, поднятому британским адмиралом Горацио Нельсоном на своём флагманском линейном корабле «Виктори» перед Трафальгарским сражением 1905 года: «Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг».
План Гавайской операции был смел, ну очень рискован, не лишён доли авантюризма. Как бы развивались события, если японское соединение было бы обнаружено на подходе к Гавайским островам? Японцы были готовы уничтожить встреченные ими торговые суда для избежания утечки информации. Если японское соединение будет обнаружено за 2 дня до атаки, то предполагалась отмена операции. Если обнаружение произойдёт за день, накануне нападения, то в этом случае нелёгкое бремя принимать решения: нападать, или нет, ложилось на адмирала Нагумо. В случае обнаружения Кидо Бутай в день самой атаки, то всё равно, нападение должно состояться. Но как бы развивались события, если бы Кидо Бутай опоздало к времени начала атаки из-за шторма? Что было бы, если для японской авиации были бы плохие погодные условия? А если у американцев в штаб —квартире флота Шафтер – дежурил бы опытный офицер? И вообще американцы могли оказаться в полной боевой готовности. Тем не менее Кидо Бутай успешно удалось в соответствии с планом осуществить переход в район, намеченный для начала атаки – в 230 милях к северу от острова Оаху. После сокрушения врага в Пёрл-Харборе предполагалось за полгода захватить территорию от Бирмы до архипелага Бисмарка, создав зону безопасности для территорий, обеспечивающих ресурсами Японию. Затем ведя войну на истощение, принудить США к миру на условиях Японской империи.

