
Полная версия

Якоб Деделлей
Краткий курс логики
Краткий курс логики
Аннотация.Данное издание представляет собой «Краткий курс логики» – классический учебник, бывший стандартом в системе иезуитского образования середины XVIII века. Его автор, О. Якоб Деделлей, был ординарным профессором философии в стародавнем Ингольштадтском университете, одном из главных интеллектуальных центров католической Германии.
Этот труд обладает особой исторической ценностью. Спустя несколько десятилетий после его публикации, в стенах того же Ингольштадтского университета преподавал будущий Папа Римский Пий VII (Барнаба Кьярамонти), чей понтификат (1800-1823) пришелся на эпоху Наполеоновских войн. Высокоструктурированный и методологичный учебник Деделлея, излагающий основы аристотелевской логики («диалектики»), был именно тем трудом, по которому будущий понтифик, сам будучи профессором-бенедиктинцем, likely обучал студентов искусству строгого мышления и ведения дискуссий.
Таким образом, книга предлагает уникальную возможность взглянуть на интеллектуальный инструментарий и педагогические методы, которые формировали умы не только студентов, но и будущих высших иерархов Церкви того времени.
Изданный с официального разрешения орденского начальства и под Императорской привилегией, этот учебник отражает высочайший стандарт схоластической науки и является ценным источником для понимания философской и академической мысли эпохи Просвещения в католическом мире.
Ключевые особенности:
Часть учебной программы будущего Папы: Труд, по которому преподавал в Ингольштадте будущий Пий VII.
Академический стандарт: Официальный учебник ведущего университета, созданный ординарным профессором-иезуитом.
Классическая основа: Полное изложение логики Аристотеля из «Органона», принятое в иезуитских школах.
Историческая значимость: Пятое издание, отражающее педагогические методы XVIII века.
Официальный статус: Издано с разрешения начальства и под имперской привилегией.
Об авторе: О. Якоб Деделлей Общества ИисусаОтец Якоб Деделлей (сокращение «О.» означает «Отец», Pater) был видным интеллектуалом, ученым и членом могущественного ордена иезуитов (Общества Иисуса), который в то время являлся главной образовательной силой в католическом мире.
Его должность – ординарный профессор философии в Ингольштадтском университете – говорит о его высочайшем статусе в академической среде. Это был не рядовой преподаватель, а один из ведущих и самых уважаемых профессоров на факультете, занимавший главную кафедру.
Ингольштадтский университет в XVIII веке был одним из важнейших интеллектуальных центров католической Южной Германии, находившимся под сильным влиянием иезуитов. Быть ординарным профессором там означало быть частью элиты, формировавшей философскую и богословскую мысль региона.
Таким образом, книга «Краткий курс логики» – это не частный труд, а официальный, авторитетный учебник, созданный:
Членом могущественного ордена.
Профессором ведущего университета.
Предназначенный для использования в строгой и эффективной иезуитской системе образования.
Этот статус автора гарантировал, что изложенный материал соответствует высшим стандартам схоластической науки того времени и был одобрен цензурой (что прямо подтверждено фразой «С разрешения начальства»).
На титульном листеИзложенным в школах предложенным методом.
Или же ДИАЛЕКТИКА, как её называют, МЛАДШАЯ [ЛОГИКА],
Из "Органона" и принципов Аристотеля Стагирита.
Автор О. ЯКОБ ДЕДЕЛЛЕЙ ОБЩЕСТВА ИИСУСА,
В стародавнем и курфюршеском университете Ингольштадта бывший ординарный профессор философии.
Пятое издание.
С разрешения начальства и Императорской привилегией.
ИНГОЛЬШТАДТ и АУГСБУРГ.
На средства Иоганна Франца Ксавера Крица, академического книготорговца, и Томаса Зуммера Аугсбургского
Года от Р.Х. 1751.
Предисловие.Предлагаемая задача заключается в том, чтобы найти Метод, посредством которого мы сможем строить силлогизмы о любой предложенной проблеме. Аристотель. Кн. I. Топика. Гл. I.
Имя "Суммулы [Краткие курсы] обычно презираемо или даже ненавидимо; их, видимо, считают бесполезной тратой сил новичков. Но иное мнение и суждение у мудрецов, которых мне довелось слушать или читать; ведь они, наученные долгим опытом, признают и горячо утверждают, что логические "Суммулы", или, что то же самое, Диалектика, для всякой, поскольку она упорядочена, науки не только весьма полезны, но и совершенно необходимы. Они приводят основание, которое имеет Альберт Великий (Praedic., гл. 1), а именно: кто не знает Логики, тому может казаться, что он что-то знает, однако он не знает, поскольку не знает основания своего знания. После Аристотеля, главного изобретателя Диалектики, было множество тех, кто разрабатывал Логику; среди них наш Толедо сжатым стилем, однако в достаточно объемном томе, счастливо объял почти все, что передается в виде предписаний в этой науке прочими [авторами]. Однако среди стольких авторов, ни среди древних, ни среди новых, я не нашел ни одного, кто бы точно придерживался способа преподавания Диалектики, обычного в наших школах. Поэтому я решил попытаться [предложить] этот метод; и именно это я и поставил содержанием этому сочинению.
В Предисловии я, конечно, не чужд мнению Овьедо, который полагает, что в диалектических предписаниях следует скорее применять Разъяснение, чем устраивать Диспутацию; ибо многое, как говорит тот автор, является совершенно определенным и установлено твердыми правилами; что едва ли может быть поколеблено обманчивыми доводами; тем более оно не может быть поколеблено действенными основаниями. Однако показалось стоящим труда, и даже в некотором отношении необходимым, вставлять вовремя Возражения, по случаю которых Предписания больше разъяснялись бы, и одновременно кандидатам в философы доставлялся бы Материал, и показывался бы Способ рассуждать и отвечать.
Впрочем, я старался так соединить Краткость с Ясностью, чтобы ничего, ни в Предписаниях, ни в Доказательствах, и даже в том, что можно противопоставить, что, как казалось, способствует формированию диалектика, я не опустил; и далее не обременял бы дело ни Примечаниями, ни Уловками, которые скорее утомляют новичка, чем учат его. Также для Ясности и удобства пользующегося я добавил на полях Заголовки и Примечания, в которых как бы одним взглядом можно увидеть то, что содержится в тексте.
Наконец, пока прилагается должное усердие к усвоению Диалектики, и [материал] неоднократно, как должно, вспоминается после слушания и чтения, и то, что предписано, частым Сопоставлением и Состязанием переводится в привычку; я более всего желаю, чтобы благородный Труд учащих и это мое небольшое произведение всецело служили к Вящей Славе БОГА.
Поскольку господин Франциск Криц, книготорговец Ингольштадтский, вновь пожелал издать напечатанным "Краткий курс логики" ("Summulas Logica"), сочиненные о. Якобом Деделлеем, священником Общества Иисуса, я, РУДОЛЬФ БУРКХАРДТ, Провинциал того же Общества в Верхней Германии, властью, данной мне для сего Высокочтимым о. Нашим Генеральным Настоятелем Франциском Ретцем, impartio [дарую] ему facultatem [разрешение] на это пятое издание и сообщаю Императорскую привилегию, которой другим книготорговцам и типографам запрещается осмеливаться ввозить указанную книгу без согласия Начальства в пределах Священной Римской Империи и Наследственных провинций Священного Цесарского Величества. В удостоверение чего я дал ему это, собственноручно подписанное и скрепленное обычной печатью моего Долга.
Ингольштадт, 19 февраля 1750.
РУДОЛЬФ БУРКХАРДТ.
О мысленных операциях вообще и о разделении сочинения.ЛОГИКА устремлена к одному: чтобы посредством определенных законов направлять деятельность человеческого разума, самому себе неясного и колеблющегося между Истинным и Ложным, к правильному [пути]; отчего она также называется Диалектикой, или Искусством рассуждения. Деятельность же разума, или Мысленная операция вообще, есть живое изображение и представление того, что познается. То, что представляется разумом и познается им, называется Объектом, а само Познание и есть Мысленная операция. Пример можно взять из деятельности глаза, или Зрения. Буквы, написанные или напечатанные на бумаге, являются Объектом Зрения и глаза; само же Восприятие букв, которое осуществляет глаз, есть Операция глаза. Совершенно таким же образом, когда я, например, о БОГЕ что-то думаю, познаю; Бог есть Объект моего Познания и моего Разумама; само же Размышление о Боге, или Познание Бога, есть Мысленная операция. Трояк же есть Способ, которым Разум познает Объект; отчего также трояка есть Мысленная операция. Ибо во-первых, он познает Объект неким простым усмотрением, и ничего о нем не судит, ничего не утверждает и не отрицает; и это называется Первой мысленной операцией, или Простым Постижением (Simplex Apprehensio); как когда я думаю о человеке, но ничего о нем не утверждаю и не отрицаю; не говорю, учен он или неуч, бел или черен. Во-вторых, разум выносит об Объекте Суждение и Мнение, и что-то о нем утверждает или отрицает; что-то от него отделяет или с ним соединяет; и тогда это называется Второй мысленной операцией, или Непосредственным суждением (Judicium immediatum); также называется Утверждением или Отрицанием. Примером могут служить эти Предложения: Лев есть животное. Человек не есть камень. В-третьих, наконец, разум может выводить одно из другого; и тогда имеет место Третья мысленная операция, или Рассуждение (Discursus), посредством которого из познания одной вещи мы приходим к познанию другой; как если кто-то рассуждает так: Всякий, кто прилежно учится, станет ученым: но Петр прилежно учится; из этих двух известных Предложений он придет к познанию этой третьей, прежде неизвестной: Следовательно, Петр станет ученым. Другой пример таков: Бог есть человеческое Благо: следовательно, Он достоиннейший любви; в котором из первого Предложения выводится второе.
Если далее в Рассуждении есть три Предложения, то обычно, и при диспутах, первое называется Большей посылкой (Major), вторая – Меньшей посылкой (Minor), третья же наконец – Заключением (Conclusio); если же в том же [рассуждении] обнаруживаются только два Предложения, то первое просто называется Антецедентом (Antecedens), другое – Консеквентом (Consequens), или же опять-таки Заключением. Если Заключение должно быть принято, говорится: Признаю консеквент (Concedo Consequentiam); равным образом, если оно должно быть отвергнуто, говорится: Отрицаю консеквент (Nego Consequentiam). Если же его нужно различать, говорится: Различаю консеквент (Distinguo Consequens); причина чего будет дана ниже, когда мы будем говорить о силлогизме.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.