bannerbanner
Невероятный советский цирк. Краткий обзор стремлений мастеров манежа поставить свое искусство на воспитание нового общества
Невероятный советский цирк. Краткий обзор стремлений мастеров манежа поставить свое искусство на воспитание нового общества

Полная версия

Невероятный советский цирк. Краткий обзор стремлений мастеров манежа поставить свое искусство на воспитание нового общества

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

Цирк отвечал на эти призывы. И в духе времени, лозунгами, вывешиваемыми над форгангом: «Цирк – для трудящихся масс, учитесь у нас!» И обтекаемыми формулировками докладов: «Художественная политика Госцирков определяется как политика организации массового циркового зрелища на основе совершенной артистической техники классических форм современного цирка в их социальной реконструкции: идеологическом соответствии слова и устремленности техники в сторону физкультуры и спорта»[38].

Если толковать современность как злободневность, то ближе всех к каждодневным проблемам, быту стояли клоуны.

Тогда понятие «советизирование» относили к тем номерам, где этого ощущения добивались звучащими словами. При этом необходимо было без обиняков сформулировать, что в нашей жизни хорошо, а что плохо (в крайнем случае – недостаточно хорошо).

Таких клоунов знал дореволюционный русский цирк, когда с его манежа еще не возбранялось обличать власть имущих. Традиция началась с братьев Дуровых, которые считались дрессировщиками, а прославились своими бичующими властей монологами, и с Бима и Бома, ухитрявшихся совмещать игру на эксцентрических инструментах с разоблачительными куплетами. Теперь власть была своя, советская, ее неудобно было обличать. Те м решительнее можно было обрушивать сатирическое слово на капиталистов и кулаков, на бракоделов и хулиганов. Это претило буффонадным клоунам или музыкальным эксцентрикам.

Но это был привычный репертуар эстрадников.

И руководство ЦУГЦ[39], как всегда изобретательно, решило проблему советизации циркового искусства (а заодно трудоустройства артистов разговорного жанра).

Для эстрадников открыли манеж. Подлинной советизации клоунады это не принесло и не могло принести, но отчитаться перед вышестоящими инстанциями позволило.

Разумеется, и цирковые клоуны к этому времени начали добавлять в свой репертуар отдельные политические репризы, а то и пересматривать композицию своих выступлений. Настойчивые призывы к цирку, ставшему государственным, породили в нашей стране клоунов, которых стали именовать «злободневными», «сатириками», даже «политическими». Наиболее прославился в этом качестве Виталий Лазаренко, афиширующий себя «народным шутом». И буффонадные клоуны начали менять складывавшиеся десятилетиями каноны циркового искусства. Дальше других продвинулся в этом Дмитрий Альперов, ставший выступать после смерти отца в классическом костюме и гриме «белого», что идеально совпадало с его индивидуальностью, богатырской фигурой, зычным баритоном. Бритую голову Макса (Макса Федорова, латыша по национальности, взявшего свое имя в качестве артистического псевдонима), его нового партнера, венчала чудом удерживающаяся на самой макушке крохотная кепка. Кроме этой современной детали, весь остальной наряд: и широченные брюки, и свисающий ниже колен сюртук, и распахнутый ворот выглядывающей из-под жилета рубахи, – а также лицо с широко накрашенным ртом и огромными дугами нарисованных бровей повторяли привычный облик «рыжего». Впрочем, в работе этой пары ушло десятилетиями отрабатывавшееся противопоставление господина и слуги (старшего и младшего), даже контрастное столкновение характеров резонера и простака было затушевано. Оба клоуна одинаково смотрели на мир и воспринимали его одинаково. Их различал лишь темперамент. Все репризы, куплеты, диалоги и монологи своего репертуара Альперов и Макс не столько разыгрывали, сколько рассказывали. И делали это, следует подчеркнуть, на хорошем литературном русском языке. Артисты широко обращались к традиционным формам клоунского искусства, вкладывая в них злободневное содержание.

Дети своего времени, Альперов и Макс широко использовали в выступлениях плакаты и лозунги. Они становились ударными концовками игровых фрагментов. Очень часто именно финальный лозунг придавал исполнявшемуся до него диалогу предельную злободневность. Так, например, бытовой разговор врача с симулянтом завершался плакатным восклицанием: «Там, где не поможет касторовое масло, поможет решетка на пару лет!» А игровая сценка «Перевыборы домоуправления», в которой обыгрывалось вымогательство взяток за перераспределение жилплощади, заканчивалась клоунами уже не в масках персонажей разыгрываемой истории, а от собственного лица, предложением подписываться на индустриальный заем.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Сноски

1

Цит. по: Ленин В. И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. М.: Изд-во полит. лит., 1970. Т. 44. С. 579.

2

Декрет Совета Народных Комиссаров об объединении театрального дела // Советский театр: документы и материалы. Т. 1. Русский советский театр, 1917–1921 / отв. ред. А. З. Юфит. Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1968. С. 28.

3

В отечественной специальной литературе прижилось написание этой фамилии (англ. Astley) как Астлей.

4

Гонкур Э. Братья Земгано / пер. с фр. Е. Гунста. М.: ГИХЛ, 1959. С. 63–64.

5

Новерр Ж. Ж. Письма о танце. Л.: Academia, 1927. С. 70–71.

6

Следовало бы писать «трик» (от англ. trick – ‘хитрость, обман’), но прижился другой вариант.

7

Кузнецов Е. Цирк. Происхождение. Развитие. Перспективы. Л.-М.: Academia, 1931. C. 314.

8

Антанта (от фр. entente) – объединение Великобритании, Франции и России против Тройственного союза Германии, Австро-Венгрии и Италии.

9

Отдел театров и зрелищ Петроградской трудовой коммуны. Комиссия по организации зрелищ и представлений на коммунальных эстрадах, аренах и открытых садах. 23 июля 1918 г. Протокол № 2 // ЦГА РСФСР. Ф. 2306. Оп. 24. Ед. хр. 522. С. 5 об.

10

Временник Театрального отдела Народного комиссариата по просвещению. П.-М., 1918 (нояб.). Вып. 1. С. 8.

11

Возрождение цирка // Вестн. театра. 1919. № 9. 17 февр. С. 4.

12

В ТЕО. Цирк // Вестн. театра. М., 1919, № 39, 28 окт. – 2 нояб. С. 13.

13

Н. З. М. 2-й Государственный цирк. Открытие сезона // Вестн. театра. 1919. № 36. С. 12.

14

С. Т. Конёнков предвосхитил в этом сценические опыты В. Е. Татлина с его «режиссурой прожекторов».

15

Луначарский А. На новых путях. Коненков для цирка // Вестн. театра. 1919. № 44, 2-7 декабря. С. 6.

16

Марков П. А. Первый государственный цирк. «Любовь с превращениями» // Вестн. театра. 1920. № 63, 4-6 мая. С. 7.

17

Луначарский А. Задача обновленного цирка // Вестн. театра. 1920. № 63. С. 7.

18

Жизнь искусства. П., 1920. № 628–630, 10–12 декабря. С. 1.

19

Программы московских государственных и академических театров и зрелищных предприятий. Вып. 2–3. М., 1923. С. 86.

20

Га н А. Равнение на цирк // Эрмитаж. 1922. № 9, 11–16 июля. С. 8.

21

Всевобуч и искусство. Доклад т. Подвойского в «Доме Печати» // Вестн. театра. 1921. № 78–79, 4 янв. С. 25.

22

Протокол совещания по использованию цирка для целей Всевобуча. 11 / III.21 г. // РГАЛИ. Ф. 998. Оп. 1. Ед. хр. 2922. Л. 5.

23

Вестник театра. 1921. № 78–79, 4 янв. С. 25.

24

Австрийский жонглер и манипулятор Ф. Р. Гинзлер (Дарле, в другом написании Дарлей, – его артистический псевдоним) был ангажирован С. Г. Чинизелли в ноябре 1918 года. Уж е к весне 1919 г. он сумел перебраться в Москву и очень скоро осел на управленческой работе в Секции цирка.

25

Шершеневич В. Необходимо вмешательство // Зрелища. 1922. № 2, 5–9, 10 сентября. С. 15.

26

Эль-Ди. На верном пути // Правда. 1922. 11 мая.

27

Торговое соглашение с Германией было подписано в Генуе 17 апреля 1922 г., а уже в первых числах мая Танти показали свой номер.

28

Арго А. Жизнь на арене цирка Виталия Лазаренко // Совет. цирк. 1957. № 2. С. 16.

29

Каждый устраивал свою судьбу как мог. В Тифлисе, например, был создан «Цирк братьев Танти». В нем почти пять лет гастролировали лучшие номера России. За свою деятельность К. К. и Л. К. Танти были удостоены в 1925 г. почетного звания «Заслуженный артист ССР Грузии».

30

Фрико. Открытие I Госцирка // Зрелище. 1923. № 58. С. 14.

31

Данкман А. М. Импорт цирковых артистов // Цирк. 1925. № 5, 19 сентября. С. 15.

32

Ширай А. Н. По афише «Ширай, эквилибристы под куполом цирка» // Советский цирк. 1918–1938: сб. / под общ. ред. Е. Кузнецова. Л.-М.: Искусство, 1938. С. 159.

33

На основании постановления ЭКОСО РСФСР Наркомпрос РСФСР по согласованию с ЦК Всерабиса утвердил единоличную форму управления госцирками.

34

Перспективы циркового сезона. Беседа с Управляющим Госцирками А. М. Данкманом // Цирк и эстрада. 1927. № 16–17 (27–28), сентябрь. С. 5.

35

Фореггер Н. Проект положения о Школе циркового искусства при ЦУГЦ // Музей С.-Петерб. цирка. С. 1–2.

36

В 1925 г., когда отмечали пятилетие госцирков, отсчет вели от первых программ, показанных в отремонтированных московских стационарах (к 1920 г. только они и были национализированы). В конце 1927 г. утвердилась другая точка зрения. Началом построения нового цирка постановили считать не творческую, а организационную работу. Участие управляющего ЦУГЦ А. М. Данкмана, одного из учредителей Международного союза артистов цирка, руководителя Юридического бюро Всерабиса и заместителя председателя Театрального комитета при Моссовете, в разработке положений Секции цирка и послужило, очевидно, поводом к ориентации именно на эту дату. Те м более что во всех решениях Наркомпроса и ЦК РАБИС особо отмечалось, что этот цирковой 10-летний юбилей является также юбилеем Данкмана. Именно начало организационной работы по созданию Секции цирка при ТЕО Наркомпроса в феврале 1918 г. приняли за исходную дату создания государственных цирков (хотя реально они продолжали оставаться в частных руках или возглавляться Артколлективами). Только в конце 1938 г. сам факт существования советского государственного цирка увязали с его национализацией, последовавшей за декретом СНК «Об объединении театрального дела». Официальной датой рождения советского цирка было объявлено 26 августа 1919 г., когда декрет этот был подписан председателем СНК В. И. Лениным и народным комиссаром по просвещению А. В. Луначарским.

37

Мелик-Хаспабов В. Пути нашего цирка // Цирк и эстрада. 1928. № 3–4 (35–36), февраль. С. 4.

38

Данкман А. М. Наши госцирки и эстрада // Цирк и эстрада. 1928. № 13 (45), сентябрь. С. 1.

39

В 1927 г. ЭКОСО РСФСР возложило на госцирки задачу организации эстрадного дела в республике.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5