bannerbanner
Большие люди (Big Men): Как диктаторы грабили, убивали и меняли Африку
Большие люди (Big Men): Как диктаторы грабили, убивали и меняли Африку

Полная версия

Большие люди (Big Men): Как диктаторы грабили, убивали и меняли Африку

Язык: Русский
Год издания: 2025
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 6

Решение о свержении Бокассы президент Валери Жискар д'Эстен принял не в одиночку. Он консультировался с двумя самыми влиятельными африканскими лидерами того времени – президентом Сенегала Леопольдом Седаром Сенгором и президентом Габона Омаром Бонго. Оба были столпами системы Франсафрика и понимали опасность, которую представлял неуправляемый Бокасса для французских интересов в регионе.


– Этот человек дискредитирует не только себя, но и всех нас, – говорил Сенгор на закрытой встрече в Елисейском дворце. – Мировая пресса уже называет всех африканских лидеров «диктаторами-людоедами» из-за его выходок.


Выбор преемника тоже обсуждался коллегиально. Рассматривались несколько кандидатур, включая оппозиционных лидеров левого толка. Но в итоге остановились на самой безопасной фигуре – бывшем президенте Давиде Дако, двоюродном брате Бокассы, которого свергли 13 лет назад. Дако был проверенным политиком без радикальных идей, человеком, которого можно было представить как «восстановление законности».


Непосредственную подготовку операции курировал глава французской внешней разведки СДЭКЕ Александр де Маранш – хладнокровный профессионал, который участвовал в десятках подобных операций по всему миру. Его стратегическое обоснование было четким: «Необходимо обеспечить, чтобы ливийцы не закрепились в центре Африки и не получили доступ к урановым месторождениям».


К операции тайно привлекли ближайших союзников. Президент Чада Феликс Малум предоставил аэродром в Нджамене для дозаправки французских самолетов. Диктатор Заира Мобуту Сесе Секо разрешил использовать свою территорию для маневра. Президент Габона Омар Бонго обеспечил логистическую поддержку. Создавалась целая коалиция для свержения одного человека.


Ядром штурмовой группы стал 2-й парашютный полк Иностранного легиона (2e REP) – элитное подразделение, которое участвовало в операциях от Алжира до Индокитая. 300-400 закаленных профессионалов, которые могли захватить целую страну за одну ночь. Командовал операцией полковник Бернар Эмье – ветеран алжирской войны, специалист по молниеносным десантным операциям.


Французские парашютисты скрытно сосредоточились на базе в Либревиле (Габон), откуда можно было долететь до Банги за полтора часа на транспортных самолетах Transall C-160. Официальным прикрытием служила «учебная операция по эвакуации гражданского персонала в условиях беспорядков».


Единственное, чего не хватало для идеального переворота, – это отсутствие самого Бокассы в стране. И тут судьба подарила французам невероятную возможность.


В сентябре 1979 года Муаммар Каддафи пригласил своего «африканского брата» на встречу в Триполи для обсуждения панафриканских проектов. Бокасса не мог отказать человеку, который финансировал его коронацию. 19 сентября император вылетел в Ливию в сопровождении небольшой свиты, оставив страну практически без защиты.


Ирония была жестокой: пока Бокасса в роскошном дворце Каддафи говорил о борьбе против французского империализма и создании «Великой Африканской Империи», его бывшие покровители готовились стереть эту империю с лица земли за одну ночь.


20 сентября в 23:30 военный транспортник Transall C-160 с затемненными иллюминаторами приземлился в аэропорту Банги. На борту находились французские коммандос и… Давид Дако, которого спецслужбы доставили из парижского изгнания прямо на «готовое» президентское кресло.


Операция развивалась с хирургической точностью. Первая группа парашютистов захватила диспетчерскую башню аэропорта и заблокировала взлетно-посадочную полосу. Вторая группа на джипах помчалась к радиостанции – главному инструменту информационной войны. Третья окружила президентский дворец.


Сопротивления не было. Армия ЦАР, состоявшая из 500 деморализованных солдат, в массе своей ненавидела Бокассу за месяцы невыплаченной зарплаты. Многие офицеры втайне мечтали о смене режима. Когда французские парашютисты появились у казарм, местные военные просто разошлись по домам.


К трем часам ночи столица была под полным контролем «освободительных сил». Французский военный трафик координировался по радио на языке Молiere, но официально операция проводилась «африканскими патриотами при технической поддержке французских советников».


В семь утра 21 сентября по радио Банги прозвучало историческое заявление:


– Граждане Центрально-Африканской Республики! Кошмар закончился. Узурпатор свергнут. Республика восстановлена. Я, Давид Дако, законно избранный президент, возвращаюсь к исполнению своих конституционных обязанностей.


Речь была составлена французскими спичрайтерами, но звучала убедительно. Дако представлялся не как ставленник иностранного переворота, а как законный лидер, вернувшийся к власти волей народа после 13 лет незаконного изгнания.


Бокасса узнал о крахе своей империи из утренних новостей в триполийском дворце. Телевидение BBC показывало кадры французских парашютистов у его президентского дворца в Банги. Корреспондент сообщал: «Режим императора Бокассы I прекратил свое существование после бескровной операции оппозиционных сил».


– Это измена! – кричал бывший император, бросая в телевизор хрустальный бокал. – Французы предали меня! Я служил им всю жизнь!


Каддафи выслушал излияния своего гостя с плохо скрываемым раздражением. Ливийский лидер был прагматиком и понимал, что связываться со свергнутым диктатором политически невыгодно. Он вежливо, но твердо дал понять: в Ливии экс-император не задержится.


– Я сожалею, брат, но не могу предоставить тебе убежище, – сказал Каддафи. – Это создаст проблемы в отношениях с новым правительством ЦАР.


Бокасса спешно покинул Триполи и несколько дней скитался по африканским столицам в поисках убежища. Президент Кот-д'Ивуара Феликс Уфуэ-Буаньи временно предоставил ему пристанище, но тоже торопился избавиться от токсичного гостя.


Неожиданно помощь пришла от бывших покровителей. Франция предоставила политическое убежище своему бывшему протеже – в знак признательности за прошлые заслуги и опасаясь, что Бокасса может начать разоблачения о французской поддержке его режима.


Первые годы изгнания экс-император провел в замке Ардрикур под Парижем. Французские власти выплачивали ему скромную военную пенсию в 1000 долларов в месяц и обеспечивали охрану от возможных покушений. Бокасса время от времени давал интервью журналистам, в которых неизменно утверждал, что «любим народом» и «скоро триумфально вернется».


– Франция использовала меня, а потом выбросила, как использованную салфетку, – жаловался он корреспондентам. – Но я знаю все их секреты. Если они не вернут мне престол, я расскажу миру правду о французской политике в Африке.


Это были пустые угрозы. Бокасса прекрасно понимал, что любые разоблачения уничтожат его самого в первую очередь. Система Франсафрика была основана на обоюдной компрометации: французы знали о преступлениях африканских диктаторов, африканские диктаторы – о преступлениях французских политиков.


24 октября 1986 года, через семь лет изгнания, произошло событие, которое поразило всех экспертов по африканской политике. 65-летний Бокасса сел на рейс Air France Париж-Банги и вернулся в ЦАР. Под чужим именем, в обычной одежде, без помпы и фанфар.


Мотивы этого решения до сих пор остаются загадкой. Одни говорили о старческом слабоумии, другие – о ностальгии по родине. Сам Бокасса утверждал, что хочет «быть судимым на родной земле и доказать свою невиновность».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
6 из 6